Антикризисный план Правительства — помощь идет?

21 апреля глава правительства РФ Дмитрий Медведев выступил с ежегодным отчетом перед Госдумой, в котором, в частности, рассказал о ходе реализации антикризисного плана. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. был принят распоряжением правительства РФ от 27 января 2015 г.

О том, какие из мер уже реализованы правительством — в материале ТАСС.

На эту тему

Антикризисный план Правительства - помощь идет?

В план были включены 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом. Общая стоимость мер составила 2,33 трлн рублей. При этом в план не было включено, в частности, субсидирование ставок по ипотечным кредитам. Эта мера была введена отдельным постановлением правительства от 13 марта 2015 г.

Ниже следуют данные о выполнении основных пунктов антикризисной программы:

Докапитализация системно значимых кредитных организаций 

1. Докапитализация системно значимых кредитных организаций за счет средств, предоставленных государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в 2014 г. Объем финансирования — 1 трлн рублей.

Закон о докапитализации банков с участием АСВ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 26 декабря 2014 г. В начале февраля 2015 г. был опубликован список из 27 банков, получивших деньги от агентства. Из общей суммы в 1 трлн рублей были распределены около 830 млрд.

Больше всего средств будет выделено банкам группы ВТБ (310 млрд рублей) и группы «Открытие» (65,1 млрд). В марте 2015 г. АСВ одобрило докапитализацию через облигации федерального займа (ОФЗ).

В обмен на докапитализацию банки брали на себя обязанность наращивать объемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также ипотеки, при этом не повышать размеры вознаграждений руководству и фондов оплаты труда остальных работников. За финансовой помощью через механизм ОФЗ обратились не все кредитные учреждения, вошедшие в список: в частности, Альфа- банк, ВТБ 24 и Связь-банк объявили, что не намерены пользоваться данным механизмом.

По словам главы АСВ Юрия Исаева, по состоянию на 7 апреля, несмотря на возможность получения средств агентства, за помощью на сумму 155 млрд рублей обратились 12 банков из утвержденного списка.

Также в апреле 2015 г. стало известно, что через механизм ОФЗ будет проведена докапитализация «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) на сумму в 100 млрд рублей.

Остальные 755 млрд остаются нераспределенными.

Докапитализация российских банков

2. Докапитализация российских банков с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) с целью реализации инфраструктурных проектов. Объем финансирования до 250 млрд рублей.

Еще до принятия антикризисного плана, 27 декабря 2014 г. постановлением правительства РФ 100 млрд рублей из ФНБ были выделены на докапитализацию Банка ВТБ.

Тот, в свою очередь, потратил их на выкуп облигаций ОАО «Российские железные дороги» для помощи в реализации первоочередных проектов. Еще 38,5 млрд рублей в апреле 2015 г.

было решено потратить на докапитализацию Газпромбанка, который направит их на самоокупаемые инвестиционные проекты в газовой сфере. Остальные 111,5 млрд рублей остаются нераспределенными.

Предоставление ликвидности Внешэкономбанку

3. Предоставление государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности  (Внешэкономбанк)» финансовых ресурсов за счет средств ФНБ. До 300 млрд рублей.

В начале апреля 2014 г. СМИ со ссылкой на источники в правительстве РФ сообщали, что выделение 300 млрд рублей Внешэкономбанку одобрено. Соответствующее постановление не публиковалось. Глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сообщал, что госкорпорация получит их только в конце года.

Утверждение отраслевых планов по импортозамещению

4. Утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения.

Приказы Минсельхоза, Минпромторга, Минэнерго и других министерств об утверждении планов по импортозамещению были подписаны в срок — до 1 апреля 2015 г. Внесение актов, направленных на реализацию программ должно быть завершено до 1 июля текущего года.

Подготовка предложений о создании банка  «плохих долгов»

5. Подготовка предложений о создании банка (агентства) «плохих долгов» в целях выкупа в порядке, установленном правительством РФ, проблемных активов кредитных организаций, долгов организаций.

Предложения по проекту «банка плохих долгов» должны были поступить до 30 января. Сразу после публикации антикризисного плана, в конце январе 2015 г. стало известно, что ВТБ и АСВ отказались участвовать в проекте. Обсуждение проекта продолжается. Так, 30 марта глава ВТБ Андрей Костин выступил за создание на базе АСВ единого банка-санатора для оздоровления проблемных кредитных учреждений.

На эту тему

Антикризисный план Правительства - помощь идет?

Выделение бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства

6. Предоставление в 2015 г. дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства. Объем финансирования — до 50 млн рублей.

Соответствующие распоряжения о выделении дополнительных субсидий (на уровне субъектов Федерации) на 2015-2016 гг. были подписаны премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 13 февраля 2015 г.

Поддержка авиаотрасли и пригородного ЖД-сообщения

7. Оказание дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения, включая установление на 2015-2016 гг. льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

6 апреля 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение НДС для внутренних авиаперевозок до 10%, а НДС для пригородных железнодорожных перевозок — до нуля.

При этом предложение обнулить эту ставку для внутренних авиаперевозок не было поддержано правительством.

Программы дополнительной поддержки авиационной отрасли, включая господдержку для авиакомпаний и субсидирование маршрутов, продолжают обсуждаться на правительственном уровне.

Меры, направленные на поддержку рынка труда

8. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Объем финансирования — до 52,2 млрд рублей.

Первое распоряжение о распределении целевых субсидий регионам в этой области было издано правительством РФ 28 марта 2015 г. 1,8 млрд рублей разделили Татарстан, Алтайский край, Самарская и Тверская области.

В частности, средства будут потрачены на поддержку ключевых предприятий — КАМАЗа, «АвтоВАЗа», Тверского и Алтайского вагоностроительных заводов.

Спецпрограммы остальных субъектов федерации продолжают рассматриваться правительством РФ.

Резервирование средств на выплаты безработным граждан

9. Резервирование бюджетных ассигнований на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. До 30 млрд рублей.

10 февраля 2015 г. правительств РФ приняло постановление, которым был уточнен порядок выделения данных дотаций. Было исключено положение, которое позволяло остаток целевых субвенций за текущий год направлять (с разрешения Роструда) на те же цели в следующем финансовом году. Правительство РФ, таким образом, зарезервировало эти средства на текущий год.

На эту тему

Антикризисный план Правительства - помощь идет?

Индексация страховых пенсий

10. Проведение с 1 февраля 2015 г. индексации страховых пенсий на сложившийся за 2014 г. индекс роста потребительских цен. Объем финансирования — до 188 млрд рублей.

С 1 февраля 2015 г. в соответствии с правительственными актами страховые пенсии были повышены на 11,4%, а с 1 апреля — на 10,3% повышены социальные пенсии.

Улучшение лекарственного обеспечения граждан

11.

Улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также компенсация расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, в том числе закупаемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. До 16 млрд рублей.

Соответствующие поправки в федеральный бюджет на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 20 апреля 2015 г. Аналогичные целевые программы разрабатываются на уровне субъектов Федерации.

Антикризисный план: какую поддержку получат россияне и бизнес в условиях санкций

Антикризисный план Правительства - помощь идет?

В России предпринимают антикризисные меры в условиях беспрецедентного санкционного давления на страну. Президент РФ Владимир Путин уже подписал закон о мерах поддержки для граждан и бизнеса. Какие антикризисные нововведения ожидают россиян и как они отразятся на их жизни — в материале «Вечерней Москвы».

Кредитные каникулы

Право на новые кредитные каникулы имеют граждане, малый и средний бизнес, заключившие договоры до 1 марта 2022 года. Это также распространяется и на ипотеку. Для ухода на каникулы заемщики должны обратиться к кредитору до 30 сентября текущего года.

Есть два условия — доход гражданина должен упасть более чем на 30 процентов, а размер кредита не превышать предельный уровень, установленный кабмином.

В случае если они соблюдены, заемщик вправе рассчитывать на отсрочку сроком до шести месяцев или на уменьшение кредитных платежей.

При этом обратиться за их предоставлением смогут даже те заемщики, которые использовали каникулы в пандемию COVID-19.

Социальная сфера

Правительство сможет проводить дополнительную индексацию страховых пенсий, пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к пенсиям в течение 2022 года. Кроме того, кабмин сможет самостоятельно определять особенности установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума.

Особенности правового регулирования в социальной сфере также определяются правительством. Например, кабмин сможет индексировать пенсии, а также размер фиксированной выплаты к пенсии.

Пособие на детей

С 1 апреля установят выплаты на детей в возрасте от 8 до 16 лет для семей с низким доходом. Размер выплаты будет варьироваться и составит 50 процентов, 75 процентов или 100 процентов в зависимости от прожиточного минимума ребенка в конкретном регионе.

Дефолт за горами: ударят ли санкции Запада по способности России платить по своим долгам

Министр труда и социальной защиты Антон Котяков отметил, что выплаты получат родители более чем пяти миллионов детей. В среднем по стране размер пособия составляет от шести до двенадцати тысяч рублей. Первую выплату люди получат уже в мае сразу за два месяца.

Также в антикризисном пакете

  • Проверки малого и среднего бизнеса, а также IT-компаний отменят. В целом IT-сфера получит ряд преференций, среди которых освобождение от налога на прибыль, льготные кредиты по ставке не более трех процентов и отсрочка от призыва на военную службу.
  • Упрощена процедура госзакупок. В частности, изменен порядок закупки лекарств. Кабмин имеет право корректировать требования к лицензированию фармацевтической деятельности. Кроме того, ряд лекарств временно запрещено вывозить с территории России.
  • Россиянам, которые столкнулись с трудностями с обучением за рубежом, окажут поддержку. Рассматривается вариант изменений правил приема таких студентов в отечественные вузы.
Читайте также:  Бизнес не будут штрафовать за нарушения правил Роспотребнадзора

Мнение эксперта

В разговоре с «ВМ» кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев отметил, что принятые властями меры имеют ситуативный характер и в первую очередь нацелены на адаптацию граждан и бизнеса к новым условиям.

— Многие сталкиваются с ограничениями заработной платы, некоторые ее даже потеряли. Кроме того, раскручивается инфляция, и люди попадают, еще не успев адаптироваться, в более сложное финансовое положение.

Для того чтобы их положение не усугублял кредит, были введены кредитные каникулы. Хотя бы на полгода это бремя с них снимут, и они смогут более свободно адаптироваться к ситуации, — объяснил экономист.

Он также подчеркнул, что пособие на детей от 8 до 16 лет реально поможет семьям, находящимся в тяжелом финансовом положении. Задача таких пособий — дотянуть до приемлемого уровня жизни семьи с доходом ниже МРОТ.

Страсти по ретейлу: ждать ли перебоев с поставками продуктов в сетевые магазины

Особое внимание эксперт обратил на поддержку IT-индустрии. По его словам, эта сфера является флагманом российской экономики. Беспрецедентные льготы, как отмечает Беляев, дадут импульс к ее дальнейшему развитию.

— IT-сектор должен качественно сформироваться. Ведь информационная индустрия — это не просто перевод документов в цифровую среду. Это основа всей будущей экономики. Основа как управленческой, так и производственной ее части. Принятые меры должны обеспечить ускоренное развитие этой сферы в условиях санкций, — заключил собеседник «ВМ».

Из-за введенных Западом санкций ряд зарубежных компаний прекратили свою деятельность в России. Это также касается и IT-сферы. Например, компания Microsoft уже приостановила продажу своих продуктов.

В ближайшей перспективе она может отозвать лицензии на все свои продукты.

О том, повлияет ли приостановка деятельности IT-гиганта на жизнь обычных российских пользователей и какие отечественные аналоги уже сейчас можно использовать, — в материале «ВМ».

Стали известны детали антикризисного плана правительства. Эксперты считают, что помощи от властей не хватит ни бизнесу, ни россиянам

Антикризисный план Правительства - помощь идет?

Правительство РФ готовится поддержать отрасли, на которые придётся самый сильный удар кризиса, вызванного распространением коронавируса. С деталями антикризисного плана властей ознакомились «Ведомости».

Россиянам правительство планирует помогать через усиление контроля занятости — особенно в моногородах. Для лишившихся работы будут организованы курсы повышения квалификации и общественные работы.

Власти упростят доступ иностранных лекарств и медицинских изделий на российский рынок и частично отменят преференции отечественным производителям при госзакупках.

Будет упрощён импорт продовольствия и товаров первой необходимости — обнуляются ввозные пошлины по списку, который правительство должно утвердить позже. При необходимости не исключено введение ограничений на экспорт товаров и продовольствия.

К уже объявленным преференциям для бизнеса — например, мораторий на проверки Федеральной налоговой службой, — добавятся новые. В частности, транспортный и туристический бизнес получит компенсацию убытков, культурные и спортивные компании — поддержку, лизинговые — докапитализацию.

Застройщики смогут получить кредиты по проектному финансированию по льготным ставкам. Также правительство будет следить за ростом цен и субсидировать ставки кредитов, которые предприятия возьмут для формирования товарных запасов.

Грузовики, которые возят товары первой необходимости, на месяц освободят от весового контроля и снимут ограничение на их движение в центре городов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты сочли предложенные властями меры недостаточными, нецелесообразными или даже подходящими к проблеме не с той стороны. Старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина отметила, что ослабление ограничений на импорт не означает отмены продуктового эмбарго, а обнуление пошлин не поможет удешевить продукты, когда цены растут из-за падения рубля.

Президент «Опоры России» Сергей Калинин предупреждает, что отсрочка платежей по страховым взносам может обернуться проблемами через 3 месяца, когда их всё же придётся платить.

Президент ГК ФСК Владимир Воронин считает, что строительному сектору не помогут льготные кредиты на проектное финансирование — на такую схему перешло меньшинство застройщиков, а строительный бизнес и так сильно закредитован.

По его мнению, необходимо снижение ставок по ипотеке, потому что именно они напрямую влияют на спрос.

Общий объём помощи экономике для борьбы с последствиями пандемии коронавируса, обещанный правительствами разных стран, ещё в середине марта достиг триллиона долларов (1% глобального ВВП) и продолжает расти, сообщает The Bell. Россия на этом фоне отстает: в антикризисный план правительства вписано только 300 миллиардов рублей (0,3% российского ВВП).

Напомним, новый тип вируса 2019-nCoV начал распространяться в самом густонаселённом городе центрального Китая Ухане (12 миллионов жителей) в конце декабря 2019 года. За пределами Китая заболевание выявлено в более чем 100 странах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта объявила вспышку коронавирусной инфекции COVID-19 пандемией.

В России на 19 марта зарегистрировано 199 случаев заражения COVID-19 (днём ранее было 147), 9 человек выздоровели. Один случай заболевания зафиксирован в Саратовской области.

Болезнь диагностирована у женщины, с семьёй недавно вернувшейся из Италии. Она проходит лечение, а её родственники и все контактировавшие с ней находятся на карантине.

Состояние заболевшей, по словам губернатора Валерия Радаева, удовлетворительное.

Во всем мире на сегодняшний день заболели более 244 тысяч человек, из них более 10 тысяч умерли и 86 тысяч выздоровели.

Антикризисные программы правительства РФ

Определение 1

Антикризисная программа Правительства Российской Федерации – это совокупность мер, применяемых российской государственной властью для предотвращения или минимизации последствий кризисных явлений в российской экономике.

В настоящее время в Российской Федерации действует антикризисная программа на 2020 год. Эта программа предусматривает шаги, предпринимаемые с целью обеспечить качественное развитие экономики и социальную стабильность в условиях усложнения внешнеполитической обстановки.

https://www.youtube.com/watch?v=tGfhm-HFzYY\u0026t=1412s

Антикризисная программа 2020 года включает в себя меры, призванные активизировать системообразующие подразделения, сбалансировать рынок труда, снизить темп инфляции, смягчить ценовую политику для слоев населения, имеющих низкий уровень дохода.

В рамках антикризисной программы предполагается реализация следующих направлений деятельности:

  • во-первых, оказание помощи среднему и малому бизнесу посредством снижения финансовых и административных издержек;
  • во-вторых, поддержка экспортных операций и импортозамещение непродовольственных и продовольственных товаров;
  • в-третьих, компенсация инфляционных издержек социально незащищенным слоям населения;
  • в-четвертых, поддержка эффективного уровня занятости граждан и нивелирование напряжения на российском трудовом рынке;
  • в-пятых, привлечение инвестиций в важные сегменты экономики, включая оборонную промышленность;
  • в-шестых, обеспечение роста эффективности банковской системы и стабилизация валюты России на мировом рынке;
  • в-седьмых, организация грамотного распределения средств бюджетной системы за счет ликвидации неэффективных затрат.

Там же действующая антикризисная программа Правительства России ориентирована на активизацию экономического роста, предусматривающую реализацию таких мер как сокращение предпринимательских издержек, поддержка экспорта несырьевого характера, проведение стабилизационных мер, помощь малому и среднему предпринимательству.

В рамках поддержки секторов экономики предусмотрена реализация следующих мер: дифференциация антикризисных государственных программ федерального и регионального уровня по критерию целесообразности проведения и приоритетности, выработка возможностей, обеспечивающих получение инвестиций на развитие различных областей экономики. Государство предполагает реализацию мер, направленных на развитие жилищного строительства, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетического и топливного комплекса.

Меры по обеспечению социальной стабильности предусматривают трансформацию структуры трудоустройства, проведение реформы здравоохранения, оказания социальной поддержки гражданам, обеспечение роста поставок лекарственных средств и медикаментов. Государство ориентировано на проведение постоянного мониторинга и контроля ситуации социального и экономического сектора.

Основные положения антикризисной программы

Антикризисная программа 2020 года ориентирована на реализацию следующих положений:

  • во-первых, оказание поддержки сельскохозяйственной отрасли. Правительство предполагает выделение значительных сумм на оказание мер по поддержке и развитию сельскохозяйственной отрасли. Так же в качестве меры реализации антикризисной программы предусматривается оказание денежной поддержки для субсидирования скидок на приобретение агротехники российского производства. Правительство намерено субсидировать имущественный взнос и уставные капиталы сельскохозяйственных предприятий;
  • во-вторых, оказание помощи предпринимателям. В рамках данного направления Правительство предполагает осуществление спонсирования малых компаний промышленного назначения. Предполагается упростить процедуру признания предприятий субъектами малого и среднего бизнеса. Антикризисная программа предусматривает сокращение числа различных проверок и повышение лояльности налогового законодательства;
  • в-третьих, осуществление выплат в отношении незащищенных слоев граждан. Правительство предлагает меры по выплате единовременной компенсации тем семьям, которые получили право на материнский капитал. Также государство предлагает выделить средства на проведение индексации страховых пенсий, борьбу с безработицей, разработку новых медикаментов;
  • в-четвертых, оказание поддержки экспортным операциям и импортозамещению. Правительство обязало уполномоченные организации и министерства осуществить разработку плана, предусматривающего замену импортных товаров российскими аналогами. Реализация этой меры предполагает проведение дополнительного финансирования, а также организацию кредитования хозяйствующих субъектов, экспортирующих современную технику;
  • в-пятых, проведение докапитализации банковских учреждений. Государство предполагает выделение средств на содержание Внешэкономбанка, предоставление различных государственных гарантий в отношении кредитования крупных хозяйствующих субъектов.

Цели реализации антикризисной программы

Антикризисная программа требует осуществление следующих действий:

  • во-первых, принятие примерно 60 законопроектов, инициируемых Кабинетом министров и Парламентом;
  • во-вторых, разработка огромного количества ведомственных документов;
  • в-третьих, разработка ряда законов, инициируемых российским Президентом.

Основные цели антикризисной программы состоят в ее ориентации на социальную составляющую.

В качестве первоочередных рассматриваются следующие проблемы: предотвращение роста цен, осуществление выплат в адрес социально необеспеченных групп населения, сохранение международных отношений, наращивание государственных резервов.

Государственные власти стремятся к пересмотру порядка выделения средств государства на финансирование тех или иных структур или деятельности.

Антикризисная программа призвана обеспечить помощь различным социальным группам.

Таинственный план

Сегодня, 1 июня 2020 года правительство должно направить в администрацию президента план по восстановлению экономики, занятости и доходов населения после кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Соответствующее поручение президент дал кабмину еще в апреле.  Согласно заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, план состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий.

Как сегодня же сообщил премьер в рамках совещания с вице-премьерами в режиме видеоконференции, основная цель плана — выход на устойчивую траекторию экономического роста, увеличение реальных доходов граждан на основании использования современных технологий, цифровизации, новых возможностей рынка труда, образования, быстрого и качественного строительства жилья.

«Выполнение плана позволит не только переломить ситуацию, сложившуюся в результате распространения новой коронавирусной инфекции, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике и её дальнейшему укреплению», — подчеркнул Михаил Мишустин.  Он также добавил, что документ подготовлен с учётом предложений регионов и представителей делового сообщества, и неоднократно рассматривался в правительстве. Срок реализации плана — до конца 2021 года.

Задача повышенной сложности

Восстановление экономики на докризисные позиции – задача структурная, сложная и требующая высокого уровня ответственности со стороны не только центральных органов власти, но и регионов, где сконцентрированы ключевые двигатели экономического роста, считает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Соответственно, необходимо оценивать готовность регионов выполнять необходимые меры для разгона экономики, с этим могут быть проблемы, так как средства, запланированные на реализацию этого плана из бюджета в размере приблизительной оценки в 8 трлн рублей могут распределяться неравномерно.

В целом, полагает Алим Бишенов, скорее всего, в этом плане основные усилия государство направит на помощь более крупным предприятиям, пострадавшим от кризиса, на реализацию отдельных статей нацпроектов, например, на инфраструктурные проекты планируется выделить больше поддержки. Также речь будет идти о формировании условий цифровизации бизнес-процессов и государственного регулирования. Уже сейчас есть очень здравые предположения о том, чтобы в дальнейшем, там, где это возможно, использовать опыт удаленной работы сотрудников для предприятий.

Читайте также:  Учредитель-иностранец, управляющий компанией, обязан иметь разрешение на работу

Из наиболее противоречивых моментов эксперт отмечает, что малому и среднему бизнесу новой заметной поддержки пока не анонсируется. Также, считает он, не стоит ожидать новых ассигнований по поддержке мало защищенных слоев населения.

Что же касается налоговых послаблений, то их, скорее всего, также не будет — за счет действующих мер в виде налоговых каникул во втором квартале государство не досчитается уже 89 млрд рублей налогов.

Соответственно, скорее всего, риторика власти будет акцентироваться на регуляторных послаблениях, которые по факту уже не являются реальной помощью. 

Все же, судя по информации, которая просачивается о плане, он выглядит вполне достойным сценарием для постепенного вывода экономики из кризиса, куда ее загнали нефть и пандемия, считает эксперт. Но все же 100%-го оптимистичного прогноза по его выполнению дать не сможет, вероятно, даже сам глава правительства, говорит эксперт.

Самый главный удар, который был нанесен пандемией, — это снижение потребительского спроса, рост безработицы и снижение инвестиционной активности, уверен Алим Бишенов.

Все эти три фактора, по его мнению, будут оказывать нивелирующий эффект на антикризисные действия правительства.

С другой стороны, даже если какие-то цели будут выполнены даже на половину, это в любом случае даст положительный эффект и скажется на восстановлении в будущем, считает он.

Ничего нового

Общенациональный план восстановления экономики РФ похож больше не на новый план, а на новый анонс и напоминание о национальных проектах, но с другим названием, говорит, в свою очередь, ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. В условиях неожиданного кризиса граждане позабыли о них, поэтому правительство во главе с президентом решило громко об этом напомнить, чтобы снова воодушевить нацию на «подвиги».

Судя по короткому описанию, отмечает аналитик, в «новом-старом» плане содержатся все те же тезисы, что рост экономики необходимо обеспечить за счет внедрения современных технологий, использования новых возможностей рынка труда, а также развития экспорта и активного импортозамещения. Для полного перечня в этом плане не хватает разве что упоминания о цифровизации и о масштабном строительстве инфраструктуры.

Глобальные новшества в этом плане вряд ли будут, повторяет Иван Капустянский. Скорее это будут скорректированные национальные проекты с учетом недавней пандемии COVID-19.

То есть, правительство может продлить послабления, например, налоговые каникулы для отдельных наиболее пострадавших отраслей на более длительный срок, продлить выплаты определенным категориям граждан, но на этом все.

В остальном вливание «живых» денег в экономику будет проходить в рамках национальных проектов, но под новым названием.

Отложенный рост

Основание так полагать дает описание основных результатов каждого этапа плана, указывает эксперт. Главным результатом первого этапа, стадии адаптации, предполагается прекращение падения экономики относительно низшей точки второго квартала 2020 года.

Для этого правительству, скорее всего, делать даже ничего не придется. После выхода экономики из самоизоляции ВВП резко взлетит только за счет начала деятельности огромного количества предприятий.

Результатом второго этапа, стадии восстановления, должен стать восстановительный рост экономики, выход на траекторию устойчивого роста по месячным показателям ВВП, снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения, рост реальных денежных доходов населения не ниже 98% к 2019 году, а при условии полного снятия ограничений — 100% уровня прошлого года. Данный этап, считает Иван Капустянский, скорее всего, будет достигнут наполовину. Устойчивый рост, а также снижение уровня безработицы возможно, однако возврата реальных доходов населения на уровень 100% к 2019 году вряд ли возможно.

Результатом третьего этапа, стадии активного роста, должен стать выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями общенационального плана.

Фактически это описание цели национальных проектов, но с меньшими темпами роста ВВП, не менее 2,5% в годовом исчисление, то есть где-то на 0,5% меньше, чем среднемировые показатели до кризиса.

Учитывая темпы роста ВВП РФ с 2014 года, такая динамика выглядит недостижимой, считает аналитик.

Учитывая сложившуюся ситуацию, заключает Иван Капустянский, можно сделать вывод, что обещанное ускорение экономики откладывается как минимум до конца следующего года. Это при условии, что не разразится мировой финансовый кризис или мир не накроет вторая волна коронавируса и новая самоизоляция.

Сэкономили на спасении бизнеса: какие меры попали в итоговый антикризисный план правительства

Правительство оценило стоимость восстановления экономики, занятости и доходов населения в 7,3 трлн рублей.

Это стоимость мер, которые заложены в общенациональный план действий, подготовленный правительством. Во вторник премьер Михаил Мишустин доложит о них президенту.

До этого с содержанием документа ознакомились «Ведомости» и РБК. Его подлинность изданиям подтвердил федеральный чиновник.

Цена восстановления экономики снизилась на 700 млрд рублей по сравнению с предыдущей версией документа, которая рассматривалась в конце мая. Сокращение произошло в том числе за счет снижения помощи регионам и отраслям, пишут «Ведомости», видевшие обе версии. По словам собеседников издания, план уточнялся до последнего — даже утром в день отправки президенту.

В документе есть как уже объявленные ранее, так и новые меры поддержки экономики и населения. План рассчитан до конца 2021 года. К этому времени экономика должна начать расти на 2,5%, реальные доходы населения — вырасти, а безработица — снизиться до 5%.

Эксперты оценили падение реальных доходов россиян из-за коронавируса

Поддержка населения

В документе есть уже анонсированные и запущенные меры поддержки населения — например, выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до 12 130 рублей. Среди новых инициатив:

  • Новый порядок прямых выплат по больничным листам и по выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям людям с детьми. Начать реализацию этой меры, которая потребует дополнительно почти 52 млрд рублей, предлагается с 1 января 2021 года.
  • Установление минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время на срок до трех месяцев с октября 2020 года. Цель — борьба «с теневой оплатой труда и защита интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время».
  • Дать возможность работникам перейти на удаленный режим работы с июля. Предлагается разрешить комбинированную занятость, когда люди работают и дома, и на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору.
  • Создать социальное казначейство — систему, которая должна повысить адресность и эффективность мер поддержки на всех уровнях.
  • Предоставить возможность перевести государственных и муниципальных служащих на удаленную работу.

В документе уточняется, что к декабрю Минтруд должен установить единый подход к определению состава семьи и перечня доходов для оказания соцподдержки. При этом в проект документа не попало смягчение условий назначения досрочной пенсии, отмечает РБК. О том, что такая мера обсуждалась, писали «Ведомости» и «Известия».

«Удивительная несправедливость»: как выживают компании, не попавшие в список пострадавших от коронавируса

Поддержка бизнеса

Помимо уже объявленных мер (списание квартальных налогов для малых и средних предприятий из пострадавших отраслей, гранты на зарплату в расчете 12 130 рублей на сотрудника, кредитные каникулы и беспроцентные кредиты), в план вошли следующие предложения:

  • Отказаться от индексации страховых взносов в 2021 году, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в фиксированном размере.
  • Создать механизм поддержки индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей с учетом их расходов, связанных с санитарными требованиями.
  • Установить переходный налоговый режим для налогоплательщиков, которые утратили право на применение упрощенной системы налогообложения.
  • Повысить возможности использования системы быстрых платежей ЦБ, чтобы снизить транзакционные расходы.
  • Допустить временную либерализацию правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется мораторий, в целях упрощения повторного вхождения в бизнес.

Итогом поддержки бизнеса должно стать возвращение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса на докризисный уровень первого квартала 2020 года. При этом темпы роста малых и средних предприятий должны стать выше темпов роста экономики в целом.

Сколько стоит

Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 5 трлн рублей в виде расходов и недополученных доходов. Из них свыше 700 млрд рублей пойдет на социальную поддержку, 1,3 трлн — на помощь малому и среднему бизнесу, 500 млрд выделят различным отраслям, 350 млрд — регионам.

Еще 2,2 трлн рублей составят инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные. В общую «смету» входят траты и на ранее одобренную помощь населению и бизнесу.

Значительная часть расходов, например закупки оборудования, уже были предусмотрены нацпроектами, но их оплатят с опережением графика.

Короли бури: самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes

Короли бури: самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes

Фото Артема Житенева / ТАСС

Власть придумала выход из кризиса. Поможет ли восстановить экономику общенациональный план Мишустина? — Регионы России

Правительство разработало общенациональный план восстановления экономики, куда вошло более 500 мер для поддержки различных отраслей. В ближайший год на них планируют потратить 5 трлн рублей.

Пакет мер получился достаточно обширным и разнородным. Правительство собирается поддерживать в том числе развитие цифровой среды (например создание единой биометрической системы), туризм и гостиничный бизнес, рынок недвижимости, совершенствовать механизм индивидуальных инвестиционных счетов.

Основная цель плана, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, – «выход на устойчивую траекторию экономического роста, увеличения реальных доходов граждан на основании использования современных технологий, цифровизации, новых возможностей рынка труда, образования, быстрого и качественного строительства жилья».

Помогут ли эти меры экономике?

Член Генерального Совета Партии Дела, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Владимир Гамза рассказал, каким образом можно сделать программу восстановления экономики более эффективной.

– План Мишустина – это собрание предложений различных организаций: федеральных и региональных органов власти, предпринимательских объединений, отраслевых союзов, общественных организаций.

В мае они активно готовили свои предложения, которые включали набор самых разных мер: сиюминутных, краткосрочных, среднесрочных, стратегических.

Эти предложения отфильтровали, отредактировали, систематизировали по нескольким разделам и опубликовали в виде общенационального плана восстановления экономики.

На мой взгляд, необходимо прежде всего разделить имеющийся план на два: краткосрочный и среднесрочный. Краткосрочный антикризисный план должен к 1 января 2022 года вернуть российскую экономику к состоянию, в котором она находилась до входа в кризис в начале 2020 года.

В этот план нужно включить все мероприятия, которые бы способствовали достаточно быстрому восстановлению экономики. Поэтому краткосрочный план необходимо делать быстро, желательно уже в июне. При этом в него можно включить большинство мер, которые уже есть в плане Мишустина.

Читайте также:  Антидемпинговые меры по 44-ФЗ в 2022 году. Применение антидемпинговых мер по 37 статье 44-ФЗ

Более того, многие меры, которые уже приняло правительство, уже являются антикризисными и работают на этот план. Поэтому подготовить такой план можно быстро.

После этого надо спокойно, без суеты, до конца 2020 года подготовить среднесрочный пятилетний план развития экономики на 2022–2026 годы. Этот план потребует очень внимательного изучения и учёта всех серьезных предложений, которые объединения предпринимателей делали в ходе подготовки общенационального плана Мишустина.

Цель этого плана ни в коем случае не должна заключаться в том, чтобы просто вернуть экономику в состояние, в котором она находилась до кризиса, а должна предусматривать серьёзную трансформацию экономики – сделать её независимой от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, создать опору на развитие новой современной индустриализации и инновационных технологий, прежде всего цифровых.

Сегодня большинство наших граждан осознает необходимость изменений, но никто ещё не сформировал эти представления в виде среднесрочного плана развития.

При этом Новый курс Партии Дела даёт совершенно правильные стратегические подходы к подготовке программы трансформации экономики и может быть взят за основу концептуального подхода к подготовке среднесрочного плана ключевых преобразований в экономике.

Если у правительства появится желание подготовить такой план, можно создать специальную рабочую экспертную группу – общенациональную комиссию при правительстве и обязательно включить в неё представителей и экспертов ведущих общественных сил: предпринимателей, общественных организаций и политических партий. Нынешний кризис показал, что структурная и социальная трансформация экономики стала критически важной задачей. Но решать ее надо не хаотически и косметически, а на основе всесторонне и детально проработанного плана действий.

Писатель, публицист, эксперт по геополитике, член Генерального Совета Партии Дела Андрей Паршев проанализировал план Мишустина и выделил основные проблемы, которые нужно решить, чтобы добиться устойчивого экономического роста:

– План действительно, как отмечают, чрезвычайно эклектичный. Видимо, правительству поступали предложения из разных источников, но это скорее положительный момент, говорящий об обратной связи между правительством и обществом.

Предлагаемые правительством меры можно разделить на три группы. Первая – это «аварийная помощь» в условиях продолжающейся эпидемии, которую «по шведской модели» у нас решили не замечать. Сейчас мы, так сказать, «пойдем по минному полю», но, видимо, экономика продиктовала снятие всяких карантинных ограничений.

Людские потери станут больше, но власти, видимо, посчитали, что это приемлемо. Вторая группа мер включает инструменты социальной поддержки на более долгую перспективу, послеэпидемическую. Они связаны даже не с эпидемией, а с дальнейшим развитием экономики, и, в частности, с возможным ростом безработицы.

Третья группа мер – это поддержка бизнеса государством, также на долгую перспективу.

По всем трём группам есть вопросы. Например, по первой части можно спрашивать, почему не поддержали ту или иную социальную группу или отрасль экономики, но это слишком обширная тема.

По второй, на мой взгляд, самый серьёзный пробел – что делать людям, которые потеряли работу за несколько лет до пенсии, это очень распространенный случай – ведь им найти новую работу нереально (было предложение предусмотреть досрочный выход на пенсию, но в окончательный вариант плана оно не вошло).

И что делать тем, кто не был трудоустроен официально (это многомиллионная «армия» у нас в стране) и потерял работу.

В третьей группе основной вопрос заключается в том, как государство должно поддерживать бизнес, чтобы получить высокие темпы развития. Многие предложения явно вытекают из экономической идеологии, а не практики – это мантры, по-другому их не назовешь.

Например, что нужно поддерживать малый и средний бизнес. Почему дискриминируется крупный? Понятно почему: малый и средний бизнес у нас слабый, он проигрывает в конкуренции с крупным.

Зачем поддерживать проигравшего, это же неэффективно? Это объясняют сохранением рабочих мест.

Но если экономика должна быть занята не извлечением прибыли, а социальной поддержкой, то возникает естественный вопрос: зачем же порушили ту, старую экономическую систему? Пока же получается некая промежуточная полусоциалистическая система, причем достаточно ущербная.

Что касается мер поддержки крупного бизнеса (на самом деле – всей экономики), то особых претензий нет. Господдержка должна в первую очередь затрагивать инфраструктурные проекты, это приводит к снижению издержек бизнеса и соответственно росту его конкурентоспособности.

Бизнесу трудно самому построить автодорогу или мост, которым будут пользоваться все, а не только конкретное предприятие. А если это берет на себя государство, аккумулируя налоги от крупного бизнеса, ему удается сделать этот проект.

Действительно, как только государство начинает реконструировать какую-нибудь автодорогу, тут же возле неё как грибы начинают расти складские комплексы, торговые центры, промышленные предприятия. Это вполне нормальный способ регулирования экономики.

С другой стороны, я очень недоволен политикой платных дорог, которая проводилась в последние 20 лет. Например, частично достроена автомагистраль из Москвы в Санкт-Петербург.

Она создавалась, чтобы разгрузить существующую бесплатную дорогу, но в результате все свелось к тому, что на Ленинградке опять сплошная пробка, а на новой трассе – редкие одиночные машины из-за высокой платы за проезд.

Пустая дорогая магистраль, которая построена на кредиты Сбербанка и ВТБ – это ведь наши с вами деньги. Из них кто-то извлекает прибыль, а социальные и экономические вопросы не решаются.

Ещё одна серьезная проблема поддержки бизнеса – протекционизм. Это слово нигде не фигурирует, оно запрещено в либеральной доктрине, вместо него говорят о разумном умеренном импортозамещении, о поощрении экспорта, например.

Во всём мире стараются максимально избавиться от иностранного импорта, чтобы не было утечки денег из страны.

Любой, кто работает в обрабатывающем производстве на экспорт, поощряется государством, в частности, не платит НДС, а в некоторых странах еще и дополнительно премируется разными мерами. Но надо различать экспорт сырья и экспорт готовой продукции.

Часто говорят о развитии экспорта агропромышленного комплекса. В некоторых отраслях это стало у нас неплохо получаться, например, наладился экспорт пшеницы. Однако важно не повторять ошибок, которые совершены ещё при Александре II. Тогда превалировала идея продавать хлеб, а на вырученные деньги покупать все остальное.

Через некоторое время, в силу внутренних и внешних экономических причин, Россия оказалась страной без промышленного потенциала, а цену на хлеб сбили американские конкуренты. Мы оказались в тяжелой экономической ситуации и стали уступать технически другим странам.

Это проявилось в военном оснащении: мы проиграли русско-японскую и Первую мировую войны, несмотря на помощь союзников с поставкой вооружений и промтоваров. При этом вывоз сельхозпродукции означает и экспорт плодородия наших земель. Чтобы поддерживать урожайность земли, надо восстанавливать землю, вводить удобрения.

Некоторые из них – особенно минеральные – в дефиците во всём мире. Поэтому лучше развивать экспорт машиностроения да не забывать о том, что у нас еще и внутренний рынок далеко не заполнен отечественной продукцией. 

Я думаю о будущем с осторожным оптимизмом, потому что я вижу в правительстве сильного экономиста – Андрея Белоусова, который давно работает на российские правительства (даже, по-моему, еще и на правительство Н.

Рыжкова) и хорошо представляет себе реальное состояние нашей экономики. Потому что какие бы прекрасные планы мы бы ни строили, если не знать реальную ситуацию, ничего не выйдет.

Поэтому я надеюсь, что в текущем составе правительство может повлиять на развитие экономики в лучшую сторону.

По словам доцента Уральского государственного экономического университета, экономиста Константина Юрченко, в условиях кризиса прежде всего необходимо восстанавливать обрушившийся спрос:

– Безусловно, в сегодняшней экономической ситуации лучше иметь какую-нибудь работающую антикризисную программу, чем оставить общество без неё. Более того, чем проще дизайн антикризисной программы, тем быстрее мы получим ее результаты. Российские власти уже промедлили и продолжают работать явно не спеша.

Помощь бизнесу – это хорошо, но сегодня, когда бизнес лишился значительной части своих доходов (из-за карантинных ограничений, а также из-за обвала экономики), кредитами, даже льготными, помочь ему крайне сложно: возвращать-то нечем будет.

Именно поэтому многие страны мира идут одним из двух путей: либо субсидии и компенсации для бизнеса, либо раздача денег населению, чтобы люди вернулись в магазины и начали покупать. Любые другие мероприятия обсуждаемы и полезны, но при обязательном выполнении одного из первых сценариев.

Еще один важный принцип эффективной антикризисной программы в столь сложной ситуации – её обширность, она должна быть для всех людей и/или для всех бизнесов. Любые попытки обеспечить адресность предоставления помощи – это бюрократия и промедление, плата за которые – закрытие многих компаний.

Предложенные меры, конечно, носят стимулирующий характер, но они не для всех, они не решают фундаментальной причины проблем (обрушение спроса), недостаточны по объему и уже очень запоздали. Резервы ФНБ позволяли предпринять необходимые для спасения экономики шаги еще 1,5-2 месяца назад, но сделано этого не было.

Цели правительством проговорены правильные. Выбранные инструменты недостаточны. Главное – добиться роста реальных располагаемых доходов населения, остальные задачи после этого (и только после этого!) будут решаться проще. Как только люди с поправившимися семейными бюджетами начнут чаще делать покупки, экономика начнет оживать, но не ранее.

Любые другие меры без этой предпосылки – искусственное и временное стимулирование. Это как с цветами: вы меняете в вазе воду, подстригаете стебли, и это позволяет цветам немного дольше оставаться красивыми. Но не решает проблемы их увядания.

А реальные располагаемые доходы зависят не только от зарплат (масштабного повышения которых в падающей экономике ожидать не приходится), но и от налогов и обязательных платежей (ЖКУ, взносы за капремонт, плата за вывоз ТБО).

Если мы увидим среди инициатив правительства компенсацию всех коммунальных платежей для всех граждан страны на 2-3 месяца – это будет реальный шаг в сторону поддержки располагаемых доходов населения, но пока такой инициативы нет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *