Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

Статья актуальна на 20 августа 2021

Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кто формирует реестр

Ведет реестр российской радиоэлектронной продукции (дальше — просто реестр) Минпромторг. Он утверждает форму заявлений, порядок выездной проверки, требования к уровню локализации, методику оценки и другое.

  • С июля 2020 года подать заявления или уведомления можно через ГИСП при наличии электронной подписи.
  • Правила ведения реестра регулирует ПП РФ №878. В нем используются следующие определения:
  • Радиоэлектронная продукция — изделия, которые работают за счет электронных компонентов и модулей, входящих в них.
  • Телекоммуникационное оборудование — радиоэлектронная продукция для оказания услуг связи или функционирования ее сетей.
  • Электрорадиоизделия — изделия электронной техники, квантовой электроники, которые обладают конструктивной целостностью: не восстанавливаются, не подвергаются изменениям и изготавливаются по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации.
  • Электронная компонентная база — электрорадиоизделия и электронные модули нулевого уровня для реализации приема, обработки, преобразования, хранения, передачи информации или формирования энергии.

Как радиоэлектронную продукцию включают в реестр и исключают из него

Правила включения продукции и оборудования в реестр отличаются. Рассмотрим, как в него попадает радиоэлектронная продукция, за исключением телекоммуникационного оборудования. 

Минпромторг включает сведения за 3 рабочих дня со дня выдачи заключения. Документ выдается, если подтвердилось производство на территории РФ. Как его получить, мы рассказывали в статье «Как поставщику попасть в Реестр российской продукции».

Если в продукции что-то меняется, производитель должен предоставить новые сведения за 30 дней со дня изменений. Он направляет уведомление Минпромторгу и прикладывает подтверждающие документы. Ведомство публикует новые сведения в реестре за 3 рабочих дня с момента их поступления.

Исключить радиоэлектронную продукцию можно по заявлению или при выявлении недостоверных сведений. За 10 рабочих дней Министерство решает, исключить или нет. В реестр решение попадает через 5 рабочих дней.

Все решения Минпромторга публикуются на сайте в течение 10 рабочих дней со дня их принятия, они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Сведения в реестре являются общедоступными. Их можно получить через ГИСП или по запросу в ведомство. Минпромторг дает ответ также в течение 10 рабочих дней.

Как оборудованию присваивают статус и включают его в реестр

Минпромторг присваивает телекоммуникационному оборудованию статус российского происхождения на основании заявления о включении сведений в реестр. Заявителями могут выступать юрлица, ИП и группа организаций.

В заявлении о присвоении статуса необходимо указать:

  • перечень оборудования с указанием кодов по Общероссийскому классификатору,
  • наименование и реквизиты конструкторских документов,
  • технические и функциональные характеристики,
  • область применения,
  • сведения о распределении процессов разработки, производства/организации технической поддержки, если заявление от группы организаций.

Одновременно с заявлением предоставляются подтверждающие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, которую получили не раньше 30 дней до дня предоставления,
  • копия соглашения или иного документа по распределению процессов разработки, технической поддержки на территории РФ,
  • справки по учредителям или участниками ЮЛ и по составу, квалификации научных и инженерно-технических работников,
  • копия сертификата соответствия качеству стандарта ГОСТ Р при наличии,
  • ОГРН,
  • копия устава с изменениями,
  • копии документов, которые подтверждают полномочия заявителя,
  • выписка из реестра акционеров или сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника ООО, которую получили не раньше 30 дней до дня обращения, 
  • заявление об отсутствии иного гражданства, кроме РФ для физлиц у которых более 50% акций,
  • копия сертификата или декларации соответствия,
  • иные документы.

Далее пакет документов будет отличаться, в зависимости от того, кто подает заявление:

Все документы составляются на русском или иностранном языке с нотариально заверенным переводом на русский язык. Весь пакет подписывают простой электронной подписью, созданной на портале ГИСП, или КЭП при наличии.

Заявитель вправе не предоставлять какие-то документы, если доступ к ним ограничен коммерческой тайной. В таком случае к нему приедет выездная проверка.

Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

Вывод: Процесс присвоения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения может занять от 48 до 61 рабочих дней. Необходимо это учесть, если планируете участвовать в закупке в ближайшее время.

Как подтвердить статус оборудованию

Когда оборудованию уже присвоен статус, то в плановом порядке необходимо ежегодно его подтверждать. Внеплановое подтверждение происходит, если изменяется уровень локализации производства.

Чтобы подтвердить статус оборудования, необходимо подготовить заявление о подтверждении статуса по форме Минпромторга и отправить его в ведомство через ГИСП. Заявление предоставляется в течение 10 месяцев со дня принятия решения о присвоении статуса и включения оборудования в реестр. В нем указывают сведения, которые изменились и прикладывают заявление о присвоении статуса при наличии.  

Дополнительные документы нужны в зависимости от того, кто подает заявление и справку об объеме производства за один год до месяца обращения. 

Требования к заявлению и его оформлению, дополнительные документы, а также следующие этапы такие же, как и у заявления о присвоении статуса. Разница только в том, что Министерство проверяет достоверность сведений за 5 рабочих дней и экспертиза проводится сразу в течение 30 рабочих дней.

Что содержит реестровая запись

После того, как продукция или оборудование попали в реестр, в нем появляется запись с:

  • порядковым номером и датой формирования записи,
  • наименованием продукции по Общероссийскому классификатору, а также конструкторских документов и их реквизитами,
  • информацией о заявителе: наименование ЮЛ, ФИО ИП, ОГРН, ИНН, место нахождения, адрес сайта с характеристиками продукции,
  • уровнем локализации производства для оборудования,
  • основными техническими и функциональными характеристиками продукции,
  • перечнем иностранных аналогов (при наличии),
  • датой и номером решения Минпромторга, что оборудованию присвоен статус и он включен в реестр,
  • датой и номером заключения Минпромторга, что подтвердилось производство промпродукции в РФ,
  • реквизитами заключения, что оборудование соответствует требованиям статуса российского происхождения или нет,
  • реквизитами решения об отмене статуса и исключения оборудования из реестра.

Помните, что при участии в закупках необходимо руководствоваться новой версией реестра.

Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Власти вводят новые критерии «отечественности» для электроники. Использование российских чипов больше не обязательно

02 Июля 2021 19:07 02 Июл 2021 19:07 |

Минпромторг подготовил новые
критерии, по которым вычислительная техника может попасть в реестр «отечественного оборудования», являющийся обязательным ориентиром
для госорганов при закупках «железа». Теперь продукции станут присваиваться
баллы по различным параметрам.

Обязательность использования в российской технике
отечественных центральных процессоров отложена на 2023 г. До этого момента
применение наших чипов в изделиях позволит лишь дополнительно получить лишние «очки»,
но «проходной балл» вполне можно набрать и на импортных процессорах.

Реакция
отрасли на предлагаемые нововведения крайне неоднозначна.

Как выяснил CNews,
вычислительной технике не обязательно будет строиться на российском центральном
процессоре, чтобы считаться «отечественной», и такое положение вещей сохранится
вплоть до 1 января 2023 г.

Это обстоятельство следует из разработанных Минпромторгом новых
критериев для присвоения радиоэлектронной продукции статуса «российской», которые,
как показал опрос редакции, встретили понимание не у всех участников «железного»
рынка.

Речь идет об обсуждаемой не один месяц идее присваивать
электронным изделиям из категории «вычислительная техника» (код 26.20) баллы по
ряду параметров, которые в сумме должны определить, может ли изделие
претендовать на место в реестре отечественного оборудования при Минпромторге.

На этот реестр, напомним, должны первостепенно ориентироваться
представители госорганов при проведении тематических госзакупок, либо строго
обосновывать необходимость приобретения иностранного (точнее будет сказать нероссийского)
«железа».

Система баллов расписана в подготовленном министерством
проекте правительственного постановления, которое вносит изменения в приложение
к постановлению Правительства от 17 июля 2015 г.

№ 719 «О подтверждении
производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Проект
документа опубликован на госсайте regulation.gov.ru.

В настоящий момент в
отношении него проходит независимая антикоррупционная экспертиза, которая
продлится до 13 июля 2021 г.

Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

Минпромторг разработал неоднозначно воспринятые рынком новые критерии отнесения вычислительной техники к российской продукции

Из текста проекта можно заключить, что вычислительная
техника, которая сейчас присутствует в реестре министерства на основании действующих
параметров, но не соответствует новым (недобирает баллов), из реестра удалена
не будет. Выданные ранее акты Торгово-промышленной палаты и заключения Минпромторга
в ее отношении продолжат действовать до истечения изначально установленных в
документах сроков.

Как было раньше, и
как будет теперь

Представители консорциума «Вычислительная техника»,
учредителями которого выступают компании Yadro («КНС групп»), «Депо», «Аквариус», «Крафтвэй», «Булат» и
др.

, рассказали CNews,
что в проекте постановления в том числе были учтены предложения и этой
организации.

«До настоящего времени оценивалась
доля стоимости использованных при
производстве иностранных комплектующих в стоимости оборудования, а также
устанавливалось, какие операции по производству обязательно должны
осуществляться в России», — отметили они.

  • «Действующий механизм уже не соответствует потребностям
    разработчиков и производителей в части существенного расширения перечня
    разрабатываемых современных продуктов», — считает гендиректор консорциума Светлана Легостаева.
  • Она поясняет, что внедрение балльной системы оценки
    предполагает, что весь процесс создания вычислительной техники поделен на технологические
    операции, каждой из которых присвоен определенный балл в зависимости от ее значимости
    и сложности.
  • Перечни технологических операций, а также количество
    баллов, начисляемых за их выполнение в России, устанавливаются для каждого конкретного
    вида вычислительной техники и максимально, с ее точки зрения, унифицированы.

В консорциуме считают важным элементом новых правил
ежегодное увеличение величины «проходного балла». Использование балльной
системы позволит объективно оценить степень локализации, а ежегодное увеличение суммарного проходного балла
будет стимулировать предприятия вычислительной техники осваивать новые технологии
в России и применять новые отечественные компоненты, полагает Легостаева.

Читайте также:  Можно ли подать в мфц документы на смену системы налогообложения?

Отсрочка
необходимости использовать российские процессоры

Как уже было сказано выше, крайне примечательной особенностью новых правил является указание
на то, что использование во всех видах российской вычислительной техники центральных
процессоров отечественной разработки становится обязательным лишь с 1 января
2023 г.

Для большей части техники это можно считать «отсрочкой». Напомним,
по действующим правилам уже с 1 января 2021 г. на российских процессорах
должны строиться СХД.

С 1 июля — портативные компьютеры массой не более 10 кг: ноутбуки,
планшетные и карманные ПК (в том числе совмещающие функции мобильного
телефонного аппарата), электронные записные книжки и компьютерная техника. С 1
января 2022 г.

отечественные процессоры должны были «появиться» в настольных ПК
и моноблоках, устройствах ввода или вывода, мониторах и проекторах, принтерах,
сканерах и факсах, а также твердотельных накопителях и материнских платах.

При этом в новых правилах изделию за использование в нем российского
процессора будет присужден достаточно серьезное число баллов. Однако для преодоления
порога вхождения в реестр Минпромторга вполне можно обойтись и без них (пример
— ниже).

Критика разработчиков
СХД на российских процессорах

Новые критерии «отечественности» не встретили энтузиазма со
стороны разработчиков СХД на российских процессорах, чья техника уже включена в
реестр Минпромторга на основании действующих («старых») правил.

В частности, гендиректор омского «Промобита» Максим Копосов в разговоре с CNews расценил
разработанный Минпромторгом проект постановления Правительства как не первую и,
вероятно, не последнюю «попытку отдельных компаний и организаций, объединяющих
такие компании, протоптать себе дорожку в реестр российской электроники в обход
требований по использованию российского центрального процессора, установленных
в правительственных постановления № 1746 для СХД и № 2458 для вычислительной
техники».

В его понимании теперь станет возможным получить проходной
балл путем небольших доработок полностью иностранного изделия.

«Для этого
достаточно изготовить и разместить в СХД какую-либо (возможно даже бесполезную)
печатную плату (от 10 до 50 баллов), например, управляющую миганием
дополнительных светодиодов и вращением дополнительных вентиляторов,
использующую два российских микроконтроллера (по 40 баллов за каждый),
подключаемую российской кабельной сборкой (5 баллов), записать (5 баллов)
написанное в России встроенное микропрограммное обеспечение (20 баллов),
осуществить сборку, монтаж и тестирование (10 баллов). И “вуаля” — получаем от
130 до 170 баллов». Даже нижней границы этой суммы достаточно для попадания в
реестр в 2021 и 2022 гг.

«Считаем документ крайне непроработанным и, безусловно,
крайне вредным, фактически торпедирующим проводимую государством
последовательную политику поддержки использования российских микропроцессоров в
СХД и вычислительной технике, используемой для государственных нужд», —
заключает Копосов от имени своей компании.

В компании «Норси-транс» в контексте появления проекта
постановления полагают, что ранее установленное нормативно-правовое
регулирование импортозамещения в сфере вычислительной техники отменяется и
вводится новый порядок, смягчающий требования к локализации. «Тем самым вновь
открывается возможность для экспансии иностранной радиоэлектроники в Россию,
что очевидно не будет способствовать ни развитию экономики, ни укреплению
позиции отечественной радиоэлектроники на мировом рынке», — полагают
разработчики.

Как увеличить инвестиции в ИТ-инсорсинг в полтора раза

ИТ в банках Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

В компании считают, что принятие обсуждаемого документа в
предлагаемой редакции идет вразрез со стратегией развития электронной
промышленности России на период до 2030 г., утвержденный распоряжением
Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р.

«Более того, фактически перестанут
работать требования постановления Правительства от 21 декабря 2019 г. №1746 “Об
установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из
иностранных государств…”, — рассуждают в “Норси-транс”.

— Таким образом,
критическая информационная инфраструктура России будет вынуждена
функционировать на оборудовании китайского производства, что способно нанести
непоправимый урон безопасности государства».

«Считаем, что предложенная редакция нормативно-правового
акта (НПА) является недостаточно проработанной ввиду конфликта интересов поставщиков
китайской продукции в Россию, отраженных в проекте, и политики государства в
области импортозамещения радиоэлектронной продукции, и документ нуждается в
отзыве и значительной переработке», — заключают в компании.

По данным CNews,
свои соображения с конкретными критикой и предложениями, «Норси-транс» 2 июля
2021 г. официальным порядком направил в Минпромторг (копия письма имеется в
распоряжении CNews).

Мнение разработчиков отечественных
процессоров

Как сообщил в разговоре с CNews директор по развитию бизнеса
«Байкал электроникс» (разработчик линейки процессоров «Байкал») Виталий Богданов, балльная система в
представленном виде дает производителям оборудования гораздо больше свободы выбора
в отношении того, каким путем пойти в части локализации производства
вычислительной техники.

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес

Искусственный интеллект Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

«Проходные баллы проставлены на вполне низком уровне;
довольно просто выполнить условия прохождения не только без использования
российского процессора, но даже и без произведенной в России материнской платы,
— говорит он. — Если учитывать, что с
2023 г.

все равно предусмотрено обязательное использование российского
процессора в вычислительной технике, чтобы сохранить право называться
российской, то данный формат бальной системы не совсем оптимальный. 2023 г. уже
скоро, и чтобы иметь к этому сроку готовые отечественные решения, начинать
следует уже сегодня.

Мы уверены, что нужно сохранить обязательность
использования российского процессора с 2022 г. в рабочих станциях и в СХД».

Замгендиректора по маркетингу МЦСТ (разработчик линейки
процессоров «Эльбрус») и гендиректор консорциума «Отечественные микропроцессоры
и платформы» Константин Трушкин в
разговоре с CNews отметил, что сегодня в реестре Минпромторга уже есть серверы,
СХД и ПК с российскими чипами.

«Разрешение использовать импортные процессоры
приведет к тому, что в рамках квот (50% рынка закупок госорганов и госкомпаний
или 15% общего рынка России) и разработчики российской вычислительной техники,
и ее потребители будут использовать только их, — предрекает он.


Вычислительная техника на базе российских процессоров, и сами российские
процессоры («Байкал», «Нейроматрикс», «Элвис», «Эльбрус») окажутся
невостребованными».

С его точки зрения, сдвиг запрета на 2023 г. не решит ни
одной проблемы, а лишь ослабит российскую радиоэлектронную промышленность и
убедит участников рынка, что можно и дальше успешно саботировать поручения
Президента.

«Инвестиции, которые рынок сделал в экосистему вокруг
российских процессоров, в совокупности превышают 15 млрд руб.; они будут
потрачены впустую, инвестиционные планы на еще большие суммы — свернуты, —
говорит он. — Будет потеряно доверие бизнеса к государству как к
беспристрастному и последовательному регулятору, а дизайн-центры
микроэлектроники окажутся в глубоком кризисе».

Трушкин считает необходимым сохранить текущую редакцию постановления
Правительства № 719, хотя допускает перенос даты обязательного использования
российских процессоров с 2023 г. дляноутбуков. Баллы он предлагает вводить
только как дополнительный показатель уровня локализации.

«Для промышленности, инвестировавшей в вычислительную
технику на базе зарубежных процессоров, нужно вводить новое, дополнительное
регулирование и меры поддержки на оставшейся части рынка (85%)», — заключает
он.

Предварительная позиция
АРПЭ

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков
и производителей электроники (АРПЭ) Иван
Покровский
рассказал CNews,
что его организация также готовит пакет замечаний к проекту нового
правительственного постановления. Его согласование в ассоциации состоится на
следующей неделе, то есть в интервале с 5 по 9 июня 2021 г.

По его словам, наиболее напряженное обсуждение касается
вопроса о сроках обязательного использования российских процессоров, также темы
того, можно ли считать российской продукцию, разработанную за рубежом,
производство которой локализовано в России.

Второй из этих вопросов Покровский считает более важным, так
как в реестре Минпромторга преобладает вычслительная техника, которая
выпускается по конструкторской документации, приобретаемой у зарубежных
разработчиков. Такая модель работы, в понимании эксперта, не развивает
компетенций по проектированию собственных схемотехнических решений.

«Если не развиваются компетенции по проектированию системных
плат, то не расширяются возможности по созданию решений на российских
процессорах, — поясняет он.

— Тот, кто покупает документацию у зарубежных
партнеров, а не проектирует свое, не может создать решение на “Байкалах” или “Эльбрусах”.

Поэтому первое наше замечание связано с тем, что предъявляются требования по
наличию конструкторской документации (она может быть приобретена за рубежом),
но не предъявляются требования по проектированию системных плат в России,
включая схемотехнику, топологию плат и встроенное ПО».

Покровский также отмечает, что в требованиях по
использованию электронных модулей и производству плат не уточняется, что это изделия,
содержащие центральный микропроцессор.

Читайте также:  Бизнес не будут штрафовать за нарушения правил Роспотребнадзора

«Таким образом данный проект позволяет
считать российской вычислительной техникой продукцию, созданную на основе
зарубежных системных плат, в которой российское происхождение имеют только какие-либо
периферийные модули.

Начисление разных баллов за печатные платы разных классов
точности подтверждают это, — рассуждает Покровский.

— Согласно методике,
которую мы разработали в АРПЭ, требования по проектированию и производству в
России необходимо предъявлять к системной плате, причем эти требования должны
быть не вариативные (балльные), а обязательные. За использование периферийных
модулей можно начислять дополнительные баллы, тогда будут заданы базовый
уровень обязательных требований и вариативная часть требований, которая
позволяет компаниям выбирать свой подход к повышению уровня локализации».

Денис Воейков

Пк iru «опал» включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции

22 янв 2020

Компьютеры соответствуют требованиям, предъявляемым с 1 января 2020 года к промышленной продукции, и могут поставляться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Единый реестр российской радиоэлектронной продукции – обзор 2022

Компания iRU, один из ведущих российских производителей компьютерной техники, сообщает о включении в единый реестр российской радиоэлектронной продукции персональных компьютеров iRU новой линейки «Опал». Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выдало заключение о соответствии ПЭВМ «Опал» требованиям, предъявляемым с 1 января 2020 года к промышленной продукции, в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации. А это значит, что данные ПЭВМ могут поставляться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ как российское оборудование.

iRU Опал – сбалансированное решение, сочетающее в себе высокое качество, надежность и совместимость с большинством средств защиты данных, аппаратно-программными модулям доверенной загрузки (АПМДЗ) и отечественным программным обеспечением. Это проектный продукт — расчет конфигурации и производство происходит индивидуально под каждую планируемую поставку.

Ключевые особенности iRU Опал:

  • Отечественное происхождение.
  • Поддержка процессоров Intel семейства CoffeLake.
  • Совместимость с отечественными ОС: Astra Linux, Alt Linux, ОС Лотос и т.д.
  • Совместимость с отечественными средствами защиты данных: ViPNet SafeBoot, ПАК Соболь и т.д.

Уже сейчас партнерам MERLION, в частности системным интеграторам, доступны iRU Опал с предустановленным отечественным программным модулем доверенной загрузки (МДЗ) ViPNet SafeBoot и отечественной операционной системой Astra Linux.

«На iRU Опал как на продукт, который будет пользоваться спросом со стороны партнеров, работающих с госзаказчиками и корпорациями, у нас особые надежды, — говорит генеральный менеджер iRU Сергей Кочепасов.

– Разработанное решение обеспечивает закрытие потребностей в типовых АРМ для большинства ИТ-инфраструктур, гибкость в конфигурировании и конкурентную стоимость. Наши складские запасы и производственные мощности дают возможность поставлять под проекты как малые партии по спецзаказам, скажем от 100 штук, так и тысячи единиц продукции типовых конфигураций.

Специалисты iRU и MERLION готовы оказать партнерам необходимую поддержку и помощь в подготовке и ведении проектов поставки российской вычислительной техники».

Подробная информация и заказ онлайн: на партнерском сайте MERLION http://www.merlion.com/partners/b2b/ (при наличии доступа) или у менеджеров департамента продаж.

Реестр российской радиоэлектронной продукции: за и против

Тема импортозамещения и реестра российской продукции уже несколько лет беспокоит экспертов и отечественные компании. Основная задача правительства РФ, как видят это специалисты, — вычленить наиболее важные для национальной безопасности типы продукции и запретить их импорт в страну. Мы взвесили все «за» и «против» реестра российской радиоэлектронной продукции в этих условиях.

Введение

Важной составляющей федеральной программы «Цифровая экономика» является импортозамещение. Порой вместо этого термина используют понятие «импортонезависимость».

Однако в условиях сложившегося к настоящему времени глубокого международного разделения труда считать его корректным невозможно: построить независимую от импорта экономику в нынешних условиях не способна ни одна страна.

Зато выделить критически важные для национальной безопасности виды продукции и избавиться от их импорта — задача выполнимая.

Одним из шагов в данном направлении можно считать «Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ», который составлен и поддерживается Минпромторгом.

Открылся он 1 сентября 2019 года и представляет собой список продукции российской радиоэлектронной промышленности, а также работ и услуг, которые с этой отраслью связаны.

С актуальным состоянием постоянно пополняемого списка можно ознакомиться здесь.

Способствует изменению ситуации в пользу отечественного ИКТ-производства также и постановление Правительства РФ № 878 от 10 июля 2019 г., которое утвердило ограничения на импортную радиоэлектронную продукцию и телекоммуникационное оборудование при госзакупках (с 2020 года оно распространяется и на связанные с отраслью работы и услуги).

По инициативе Правительства РФ ведётся работа над изменениями Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленными на поэтапный полный перевод на отечественные ИКТ-решения объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) страны: информационных систем государственных и частных предприятий оборонной промышленности, энергетики, транспорта, атомной промышленности, кредитно-финансовой отрасли и некоторых других. В готовящихся изменениях предлагается запретить иностранным вендорам каким-либо образом взаимодействовать с ИКТ-инфраструктурами КИИ России, а также ввести законодательную норму, обязывающую тех, кто по должностному статусу обеспечивает взаимодействие сетей и систем КИИ, иметь только российское гражданство.

Предполагается, что предпринимаемые российскими регуляторами ИКТ-отрасли усилия в направлении импортозамещения на гребне волны масштабной цифровизации экономики и общественной жизни в целом потеснят иностранных вендоров с российского рынка, а освобождающиеся ниши смогут освоить российские производители, не позволив иностранным вендорам перераспределить освобождающееся пространство между собой.

Однако дорога российских ИКТ-производителей на рынок, в том числе и отечественный, всё ещё извилиста и терниста. Начнём с того, что не все инициативы регуляторов с одобрением воспринимаются экспертами-аналитиками и практикующими специалистами.

Эксперты отрасли обращают внимание на риски, связанные с внесением каких-либо программно-аппаратных изменений в функционирующие КИИ, а также на то, что даже поэтапный переход на отечественное ПО и «железо» при нынешнем состоянии отечественной радиоэлектроники не поможет освободиться от импортозависимости на приемлемом временном горизонте.

Возможные решения проблемы отставания отечественной радиоэлектроники

Решить проблему отставания отрасли, как полагают эксперты компании J’son & Partners Consulting (исследование «Объём рынка и производство ИКТ-оборудования и ЭКБ в России. Потребности для модернизации КИИ, 2016—2018 гг.

»), должна помочь стратегия технического перевооружения электронной промышленности страны, рассчитанная на длительный (до тридцати лет) период с параллельным развитием отечественных дизайн-центров и контрактного производства современной компонентной базы для электроники за рубежом. Пока же такой стратегии нет.

Несмотря на то, что по оценкам J’son & Partners Consulting за период 2016—2018 гг. объём отечественного производства электронных компонентов для ИКТ-оборудования гражданского назначения вырос почти в 1,7 раза, общая доля российских разработок на отечественном рынке в ряде сегментов ИКТ-оборудования остаётся низкой: на конец 2018 года она не превышала 20%.

J’son & Partners Consulting также обращает внимание на то, что  даже при переходе от крупноузловой локальной сборки к производству печатных плат сохраняется зависимость от электронных компонентов иностранного производства. Ещё более серьёзным фактором отставания остаётся зависимость от инженерных, схемотехнических и технологических решений иностранных компаний.

Неверным с позиции российских вендоров, как считают в J’son & Partners Consulting, выглядит превышение таможенных пошлин на электронные компоненты по отношению к готовым ИКТ-изделиям, что означает наличие преференций для импортёров готовой продукции, а не для внутренних производителей. Эту же позицию обозначил в интервью Anti-Malware.ru директор UserGate Дмитрий Курашев.

Как отмечает заместитель генерального директора по управлению коммуникациями ПАО «Микрон» Ольга Пестерева, в усилиях вывода своей продукции даже на российский рынок компания постоянно сталкивается с жёсткой ценовой конкуренцией со стороны иностранных производителей. В этой демпинговой политике на российском рынке зарубежные конкуренты, по её словам, опираются на финансовую поддержку своих государств.

Отметим, что «Микрон» на сегодняшний день освоила технологии производства микросхем 180 и 90 нм, в то время как по данным компании J’son & Partners Consulting внутренний спрос смещается в сторону изделий, изготовленных по технологиям 22 и 14 нм. Естественно, российские вендоры вынуждены закупать для своих производств зарубежные технологии и комплектующие, невольно поддерживая при этом иностранных разработчиков.

Читайте также:  Можно ли открыть кафе в жилом доме без согласия жильцов?

«Только субсидии Минпрома РФ позволили предприятию преодолеть конкуренцию в ситуации с чипами для электронных карт “Мир”, — сообщила Ольга Пестерева.

В то же время, отмечает она, ситуация с «железом» для перспективной технологии 5G по-прежнему, как и в случаях с предыдущими поколениями технологий этого ряда, складывается в пользу иностранной продукции, и чтобы сделать ощутимые шаги в изменении ситуации с обеспечением российского телекома отечественной электронной компонентной базой, нужно работать с опережением иностранных производителей, а не догонять их.

При отсутствии стратегии развития отрасли создание «Единого реестра радиоэлектронной продукции РФ», скорее всего, следует считать шагом к исправлению тяжёлой ситуации.

По мнению Ольги Пестеревой, реестр поможет не только российским производителям, но и заказчикам: опираясь на него, они смогут планировать будущие проекты с учётом отечественных разработок, вкладывая средства в родную промышленность и параллельно снижая санкционные риски.

«Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ» — проект молодой.

По мнению исполнительного директора АНО «Консорциум “Телекоммуникационные технологии”» Романа Фёдорова, предстоит работа по улучшению ведения реестра, которая включает изменение классификации и разделение списка по категориям (в настоящее время в реестре не разделяются компоненты ИКТ-инфраструктуры, сварочные аппараты, водонагреватели, машины стиральные бытовые и т.п.

), создание правил формирования и ведения реестра, автоматизацию процесса подачи и рассмотрения заявок. По его прогнозам, доля закупок ИКТ-продукции отечественных производителей у российских потребителей будет увеличиваться, а российским ИКТ-разработчикам однозначно необходимо добиваться включения своей продукции в реестр.

Роман Фёдоров считает, что создание реестра стало одним из важных факторов развития отечественной технологической индустрии, как по предметной части, так и в плане функциональности и клиентоориентированности.

Выводы

Хотелось бы верить в позитивный сценарий развития проекта под названием «Единый реестр радиоэлектронной продукции РФ».

Однако небыстрый старт этого молодого проекта удачным признать трудно (хотя бы из-за нынешней неразберихи с классификацией включаемой в него продукции, когда «Микропроцессор Эльбрус-1С+, 1891ВМ11Я и его модификации: 1891ВМ11АЯ, 1891ВМ11БЯ» соседствует с «Уличным светодиодным светильником»).

Работа над исправлением ошибок, допущенных участниками проекта при старте, идёт неспешно, а проблемы, связанные с использованием иностранной радиоэлектронной продукции, становятся только острее (хотя бы из-за масштабов и глубины цифровизации).

Да и распределение ролей участвующих в проекте ведомств затянулось: хотелось бы, чтобы был опубликован план (с конкретными сроками) развития и чётко были определены зоны ответственности каждого ведомства в рамках этого плана.

А то ведь IoT, 5G и прочие прелести прогресса с их импортным наполнением обрушатся на страну всей своей мощью.

В россии создадут единый реестр радиоэлектронной продукции

08.08.2019

Меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории России при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обсудили эксперты на заседании координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России.

В России будет создан Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который упорядочит и упростит процедуры допуска и проведения госзакупок как для российских производителей, так и для заказчиков оборудования, сообщил председатель координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры Союза машиностроителей России, директор по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин. Реестр вступает в действие с 16 сентября, а с 1 января он начнет действовать в электронном виде.

Предусмотрены правила формирования и ведения реестра, выделен особый порядок присвоения и подтверждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Согласно требованиям, компания по телекомоборудованию для попадания в реестр должна быть зарегистрирована на территории России, доля участия российских организаций или граждан должна составлять более 50%.

Заявитель на получение статуса российского телекомоборудования должен являться разработчиком программного обеспечения, конструкторской документации или должен обладать правами на нее. Производство должно осуществляться на территории РФ с применением отечественных интегральных микросхем, а сама компания — обеспечивать тестовое и сервисное сопровождение для заказчиков.

«Предполагается увеличить размер ценовой преференции до 30% при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Единый реестр.

Так будут установлены ограничения на участие в закупках импортной радиоэлектронной продукции.

Фактически, закупки будут регулироваться двумя способами: утверждается правило «третий лишний» (ФЗ-44) или увеличиваются преференции с текущих 15% до 30%(ФЗ-223)», — уточнил Брыкин.

Заместитель председателя экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при комитете ГосДумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова сообщила об основных проблемах проведения тендеров и озвучила предложения по урегулированию ситуации.

«Есть отрасли радиоэлектронной промышленности, которые напрямую влияют на суверенитет технологической страны, национальную безопасность, жизни и здоровья людей. Поэтому для ряда направлений радиоэлектроники целесообразно вводить не преференции, а ограничение доступа иностранной продукции, так же как сейчас предлагается сделать по 44ФЗ.

Необходимо установить, что необходимые технические требования должны вывешиваться в единой информационной системе за определенное время, чтобы российские производители могли подготовиться к тендеру.

Было бы правильно включить и использование в оборудовании российской элементной базы и давать за это дополнительные баллы на тендерах», — сообщила Аппалонова .

Требуется также переработать обоснование невозможности закупки российского оборудования, а при основании начальной цены контракта учитывать цену всего жизненного цикла продукта в процессе всего срока эксплуатации, предложила она.

Директор департамента радиоэлектронной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Василий Шпак призвал экспертов отрасли сообщать в ФАС о всех выявляемых при проведении госзакупок нарушениях и выразил надежду на содействие координационного совета СоюзМаш России в этом вопросе. Представитель Минпромторга отметил необходимость разработки критериев отнесения к отечественному по каждому из видов продукции. Кроме того, Шпак сообщил о подготовке проекта по введению уголовной ответственности за махинации при проведении госзакупок.

«На сегодняшний момент нарушение законодательства при формировании закупочной документации карается штрафом в 50 тысяч рублей. Если речь идет о миллиардных закупках, понятно, что за 50 тысяч рублей можно и пострадать. Ответственность исключительно административная.

Мы за введение уголовной ответственности за махинации при составлении конкурсной документации.

Соответствующий проект подготовлен, мы выпустим его на следующей неделе», — сказал директор департамент Минпромторга на заседании координационного совета Союза машиностроителей России.

Министерство также готовит ряд совместных проектов с Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой; постановление об обязательном 50%-ном авансировании при государственных закупках в рамках национальных проектов для организаций ОПК и другие нормативно-правовые акты, направленные на контроль ситуации на рынке и поддержку отечественных производителей электронной продукции.

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый зампред комитета ГосДумы по экономичекой политике и промышленности Владимир Гутенев подчеркивает, что продукция радио- и микроэлектроники — основа подавляющего большинства современных технологий.

«Отставание в данном вопросе, равно как и зависимость от внешних ресурсов, имеют критическое значение для экономического суверенитета страны, ее безопасности. Это понимают сейчас, это понимали еще многие десятилетия назад, когда поднимались нынешние гиганты радиоэлектроники — Китай, США, Япония.

Эти государства всецело поддерживали развитие собственной компонентной базы, и нередко доходили до прямых запретов на продукцию иностранных конкурентов.

Практика доказала свою эффективность и полностью отражает тезис о том, что без устойчивого развития внутреннего рынка, невозможны успехи на рынках внешних», — считает Гутенев.

Координационный совет разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России действует с середины 2015 года. В совет входят представители всех основных предприятий радиоэлектроники (более 850).

В заседаниях совета также принимают участие представители крупнейших российских банков, Минпромторга, Минобороны и ФАС России.

Координационный совет был создан для расширения производственных и научно-исследовательских связей, содействовия в обновлении технологической базы всех отраслей промышленности и обеспечения роста конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках.

В задачи совета входит регулирование деятельности предприятий в радиоэлектронной сфере, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса. Совет также занимается подготовкой предложений по единой научно-технической и промышленной политике в области развития и обеспечения конкурентоспособной высокотехнологической продукции радиоэлектроники и машиностроения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *