ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223-ФЗ

В этой статье рассказываем про особенности обращения с жалобой в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС), когда ваши права как участника торгов по 223-ФЗ ущемлены, а также рассмотрим этапы работы ФАС с этими обращениями.

Кто может пожаловаться по 223-ФЗ?

В статье 18.1 Федерального закона от 6 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен порядок подачи жалобы по 223-ФЗ. Условия обжалования нарушений регламентируется ч. 10–13 ст. 3 223-ФЗ. В соответствии с ними направить жалобу в ФАС может:

  • до окончания срока подачи заявок – любой участник закупки, чьи права или интересы ущемлены действием (бездействием) заказчика;
  • после окончания срока подачи заявок – участники закупок, подавшие заявки.

Если закупка состоит из лотов, участник может обжаловать только тот лот, в котором он участвовал. Содержание жалобы может касаться только тех нарушений, которые ущемляют права самого заявителя, но не третьих лиц.

ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223-ФЗ

Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

На кого можно подать жалобу по 223-ФЗ

Жалобу можно подать на самого заказчика, организатора торгов, тендерную комиссию, оператора ЭТП.

Основания для обращения с жалобой в ФАС

Перечень оснований для жалобы в рамках 223-ФЗ обусловлен п. 1–6 ч. 10 ст. 3 223-ФЗ:

  • Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  • Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
  • нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом.
  • Заказчик не разместил в ЕИС или разместил с нарушением сроков положение о закупке, изменения в него, сведения о закупке, другие документы, которые он обязан опубликовать.
  • Не разместил в ЕИС отчет об объеме закупок у субъектов МСП.

Порядок подачи жалоб в ФАС по 223-ФЗ

В ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции» прописаны требования к порядку подачи и срокам рассмотрения обращений по 223-ФЗ.

Нарушения обжалуются в территориальном антимонопольном органе по месту расположения заказчика.

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе, собственноручно подписанная заявителем. Можно использовать и электронную форму, но в этом случае нужна квалифицированная электронная подпись. Если жалоба визируется представителем заявителя, к ней прилагается доверенность, дающая ему такое право.

Сама жалоба должна содержать:

  • информацию о госзаказчике;
  • сведения о заявителе;
  • сведения об обжалуемой закупке;
  • обжалуемые нарушения с доводами заявителя;
  • список прилагаемых документов.

Вы можете обратиться к компании «СтарТендер» для подготовки обоснованной жалобы и получения положительного решения.

Как ФАС рассматривает жалобы по 223-ФЗ

Участник закупки по 223-ФЗ посчитал свои права нарушенными и обратился с жалобой в ФАС в соответствии со статьей 18.1 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Что происходит дальше? Как антимонопольная служба рассматривает обращение и принимает решение? Об этом расскажем в нашей сегодняшней статье.

ФАС рассматривает жалобы в три этапа:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Рассмотрение по существу.
  3. Оформление решения.

ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223-ФЗ

Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Этап 1: Предварительное рассмотрение жалобы

Предварительное рассмотрение — наиболее длительный этап. На нем проводится предварительный анализ доводов жалобы. В процессе рассмотрения орган ФАС должен проверить:

  1. Статус заказчика.
  2. Объект закупки.
  3. Статус заявителя.
  4. Документальный состав жалобы и соответствие сроков обращения.
  5. Подведомственность.

Статус заказчика

В структурах крупных отраслеобразующих организаций существует много зависимых лиц, которые не обязаны закупаться по этому закону. Но головная компания может установить для них обязанность проводить закупки по стандартам, схожим с 223-ФЗ. Это делается для унификации закупочной деятельности всейкорпорации или холдинга.

При этом такие структуры могут применять определенные нормы Положения о закупке материнской компании, пусть и в «облегченном» варианте. В целом их закупка может весьма напоминать процедуру по 223-ФЗ, хотя таковой не является. И неискушенному поставщику крайне сложно заметить эту разницу.

Еще одна проблема, связанная с определением статуса заказчика, вызвана наличием двойного регулирования. В частности, речь о бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях — они проводят часть закупок по 223-ФЗ, а часть — по 44-ФЗ. И поставщикам не всегда удается правильно определить закон, в соответствии с которым проводится конкретная процедура.

Объект жалобы

В законе 223-ФЗ есть исключения, то есть отдельные правоотношения, на которые он не распространяется.

И если организация, которая в принципе является заказчиком по 223-ФЗ, реализует в процедуре именно эти правоотношения, то такая закупка не попадает под регулирование этим законом.

 Соответственно, она не может быть обжалована в ФАС в установленномпорядке.

Статус заявителя

По мнению ФАС и сложившейся практике,  жаловаться в зависимости от этапа процедуры могут:

  • до момента окончания приема заявок — любые лица;
  • после этого — только лица, подавшие заявки.

Комплектность и сроки

На этом этапе жалоба будет проверена на предмет того, правильно ли она «собрана» по форме, а также не нарушен ли срок ее подачи. В статье 18.1 закона 135-ФЗ приводится перечень требований, которые предъявляются к жалобе. Если она не будет соответствовать какому-либо из них, ФАС ее вернет.

Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом. Кроме того, полномочия этого лица должны быть подтверждены документально. На самом деле этот момент иногда упускают и заявители, и сама ФАС. Поэтому заказчику, на которого подали жалобу, рекомендуется перепроверить:

  • подписана ли она;
  • совпадают ли реквизиты лица, подписавшего жалобу, с теми, которые указаны в ее тексте.

Как ни странно, но в практике ФАС нередки случаи, когда подаются неподписанные либо подписанные не уполномоченным лицом жалобы. Особенно это актуально для обращений, поданных посредством электронного документооборота. Если выяснится, что жалоба не подписана, к рассмотрению ее могут и вовсе не принять.

Если обращение соответствует всем требованиям, онобудет принято к рассмотрению антимонопольной службой. Если же нет, его вернут заявителю на доработку.

Подведомственность

Далее будет определено, какой именно территориальный орган ФАС будет рассматривать жалобу, если она подана в Центральный аппарат (ЦА) ФАС России. Подведомственность в данном вопросе законом не установлена, однако в службе существует негласный регламент, в соответствии с которым проводится распределение жалоб.

Как правило, в самом ЦА ФАС рассматриваются такие жалобы:

  • на закупки стоимостью более 1 млрд рублей;
  • на операторов торгов (электронные торговые площадки);
  • на крупных заказчиков — госкомпании и корпорации, головные предприятия холдингов.

Однако теоретический Центральный аппарат может оставить себе на рассмотрение и любую другую жалобу.

Все прочее, что не заинтересовало ЦА ФАС, в том числе обращения в отношении обычных заказчиков, передается в территориальные органы. Здесь действует логичный принцип — жалоба на заказчика передается в то управление, на территории которого он находится.

Например, жалобы на Газпром, Роснефть, РЖД, Ростелеком и подобных крупных заказчиков будут, скорее всего, рассматривать в Центральном аппарате. А вот жалобу на их дочерние и зависимые структуры ЦА передаст в соответствующее региональное Управление ФАС.

В структуру ФАС входит 85 территориальных органов. В части рассмотрения жалоб они действуют самостоятельно, и зачастую по схожим вопросам разные УФАС принимают противоположные решения.

При этом Центральный аппарат не имеет полномочий эти решения пересматривать — он может лишь обобщать выводы территориальных органов, вырабатывать общие подходы и давать рекомендации.

Таким образом, изучая практику ФАС по какому-либо нарушению, целесообразно опираться на решения того УФАС, которое будет рассматривать конкретную жалобу.

Этап 2: Рассмотрение по существу

Это та часть, на которую приглашаются представители сторон для прений. Этот этап представляет собой классическое заседание, очень похожее на судебное. Процесс подразделяется на несколько стадий.

Открытие заседания и проверка полномочий

Крайне важно, чтобы представители заказчика и заявителя обладали подтвержденными документально правами действовать от имени своих организаций. Поэтому перед тем как отправлять в орган ФАС, рекомендуется удостовериться:

  • что срок доверенности не истек;
  • что она подтверждает полномочия представлять интересы заказчика при рассмотрении жалобы;
  • что наименование органа ФАС, в котором проходит заседание, указано правильно (например, «Московский ФАС России» — неверное название, «УФАС по г. Москве» — верное);
  • что представитель стороны направляется в орган ФАС по верному адресу (например, только в Москве таких адресов минимум три).

Если полномочия представителя заказчика (или поставщика) не будут подтверждены, комиссия может не дать ему права высказаться. Либо его все же заслушают, но ответы к материалам рассмотрения жалобы не приобщат.

Выступление сторон

Сначала комиссия заслушает заявителя — он должен изложит доводы, послужившие причиной обращения в ФАС. Затем слово будет предоставлено заказчику. Дадут высказаться и иным заинтересованным лицам, если таковые присутствуют на заседании.

По ходу выступления члены комиссии могут задавать представителям сторон различные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Изучения материалов дела

Когда вся необходимая информация получена, комиссия ФАС приступает к ее изучению. Совещание проводится без участия сторон. В итоге комиссия приходит к выводу об обоснованности либо необоснованности жалобы. Если чиновники решат, что жалоба обоснована, будет вынесено предписание по устранению нарушений.

Читайте также:  Можно ли зарегистрировать ООО, если учредитель работает по гражданско-правовому договору?

Оглашение решения

На этой стадии комиссия доводит до сведения сторон принятое ею решение, а также предписание, если оно вынесено. Речь идет о резолютивной части решения, — мотивировочная будет оформлена позже.

Помимо решения и предписания, оглашается порядок обжалования. Также можно задавать вопросы по поводу резолютивной части — как правило, комиссия без проблем дает пояснения и комментарии.

ФАС разъяснила, как будет рассматривать жалобы по 223-ФЗ

Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Этап 3: Оформление решения

Это заключительный и этап процесса рассмотрения жалобы ФАС. Решение, которое было принято на заседании комиссии, подробно «расписывается». На это антимонопольному органу отводится 3 дня.

Важно знать, что решения и предписания ФАС вступают в силу с момента их оглашения. Если в предписании все понятно и нет возражений — приступать к его исполнению нужно сразу же. То есть для начала исполнения предписания заказчику не нужно дожидаться получения мотивировочной части решения.

Из полного текста решения стороны смогут понять логику рассуждений комиссии ФАС при рассмотрении жалобы, доводы, которые были приняты во внимание и так далее. Это может быть полезно для дальнейшего обжалования этого решения.

Сроки рассмотрения жалобы по 223-ФЗ

Алгоритм рассмотрения по срокам следующие:

  1. Жалобу можно подать не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. Для электронных процедур – со дня размещения результатов в ЕИС.
  2. Если контракт не заключен или закупка признана несостоявшейся, ее можно обжаловать в течение 3 месяцев со дня подведения (размещения) итогов.
  3. В течение 3 рабочих дней после поступления жалобы ФАС проверяет ее соответствие требованиям ст. 18.1 135-ФЗ, после чего принимает к рассмотрению или возвращает.
  4. ФАС рассматривает жалобу по существу не позднее 7 рабочих дней со дня поступления.

На период, пока рассматривается обращение, закупка приостанавливается, и заказчик не имеет права заключить контракт.

Оцените информацию

Инструкция по подготовке и подачи жалобы по 223-ФЗ — Компания «АПИ»

Ситуация: Как подать жалобу на нарушения Закона N 223-ФЗ в антимонопольный орган (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) {КонсультантПлюс}

Для подготовки такой жалобы необходимо:

  1. Определить, кто вправе ее подавать
  2. Выяснить основания подачи
  3. Составить жалобу
  4. Направить ее в антимонопольный орган

Кто вправе подавать жалобу в антимонопольный орган

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

  • участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

  • лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
  • обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
  • обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Вопрос о том, вправе ли указанное лицо обжаловать требования, установленные в документации о закупке, решается контролирующими органами по-разному. См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ);

  • корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

По каким основаниям можно подавать жалобу в антимонопольный орган

В антимонопольном органе можно обжаловать:

  • действия (бездействие) заказчика, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, когда он: не разместил в ЕИС положение о закупке, вносимые в него изменения, информацию о закупке или нарушил сроки размещения; отклонил заявку из-за отсутствия в ней документа, наличие которого не предусмотрено документацией, или оценил заявку с учетом такого документа; осуществлял закупки в отсутствие размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения норм Закона N 44-ФЗ; не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у СМСП или разместил недостоверную информацию;
  • иные действия (бездействие) заказчика, совершенные в ходе закупки (позиция отдельных судов и госорганов), когда: нарушен порядок размещения информации о закупке, порядок подачи заявок на участие в закупке (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции); нарушены антимонопольные требования к закупкам (например, заказчик ограничил количество участников закупки, создал преимущественные условия участия в ней конкретным лицам, нарушил порядок определения победителя, предоставил возможность участия в закупке заинтересованным лицам).

Отметим, что в судебной и административной практике нет единого мнения о праве подать в антимонопольный орган жалобу при отсутствии оснований, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3Закона N 223-ФЗ. См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ).

Таким образом, если возникла необходимость обжаловать совершенные в ходе закупки действия (бездействие), не перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, рекомендуем в жалобе указать на нарушение антимонопольного законодательства. Это повысит вероятность того, что антимонопольный орган рассмотрит жалобу по существу.

Как составить жалобу в антимонопольный орган

Требования к составлению жалобы предусмотрены ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Если они не соблюдены, документ могут вернуть заявителю (п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 18.1 данного Закона).

Жалоба подается в письменной форме.

В нее необходимо включить: сведения о лице, действия (бездействие) которого обжалуются; сведения о заявителе; сведения об обжалуемой процедуре, в том числе данные о размещении информации о ней в Интернете; указание на обжалуемые действия (бездействие), а также соответствующие доводы.

В обосновании целесообразно привести в том числе ссылки на нормативные правовые акты, положение о закупке и (или) документацию о закупке, которым противоречат эти действия; перечень прилагаемых документов, подтверждающих доводы заявителя (например, извещение, протоколы комиссии, разъяснения документации).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалобу подает представитель, к ней нужно приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ (ч. 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем любая жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России. Он вправе самостоятельно рассмотреть поступившую жалобу независимо от наличия перечисленных условий или передать ее в территориальное управление.

Как направить жалобу в антимонопольный орган

Жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть направлена следующими способами (ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • посредством почтовой или факсимильной связи;
  • электронной почтой (рекомендуем подписать жалобу квалифицированной электронной подписью, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи приравняет документ к собственноручно подписанному бумажному);
  • иным способом (например, с нарочным).

Срок подачи жалобы составляет:

  • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • 10 календарных дней в остальных случаях (ч. 4 ст. 18.1 данного Закона).

Названные сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.

Решение по жалобе 223 фз

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ТЕХЗАДАНИЯСведения о характеристиках товаров ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

НАЧАЛО ИСТОРИИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Обзор решения, принятого ФАС по одной жалобе

В предыдущей статье приводилась жалоба в ФАС по поводу незаконного отклонения заявки участника – ООО «Рога и копыта» с лучшим предложением о цене договора заказчиком – ОАО «Курам на смех». Комиссия ФАС рассмотрела жалобу и признала её обоснованной, но, увы, никаких предписаний не вынесла. Рассмотрим решение ФАС подробнее.

ОБОСНОВАНА, ПРЕДПИСАНИЯ НЕ ВЫДАВАТЬ

Комиссия ФАС пришла к выводу, что подмена понятия «торги» понятием «оферта» является недоказанным, мол, заказчик не отказывается от намерения заключить договор с победителем. Здесь она Америку не открыла, ведь в том, что заказчик собирается заключить договор с участником, предложение которого было наихудшим, заявитель не сомневался.

Касательно нарушений закона 223-ФЗ и Положения о закупке Заказчика, комиссия ФАС полностью признала правоту заказчика. Действительно, мол, итоговом протоколе заказчик неправильно указал объем закупаемой продукции, также в нем отсутствует дата заключения контракта.

Но комиссия ФАС сослалась на Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 22.12.2005 г.

№101, в соответствии с которым нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, поэтому лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса.

И дальнейшие чудеса правосудия

Наконец к главному вопросу об определении победителя комиссия ФАС отнеслась совершенно формально, пояснив, что поскольку запрос котировок был признан несостоявшимся – заказчик отклонил 2 заявки из трех, то Постановление Правительства №925 уже не применяется, и заказчик может вносить в договор цены за единицу продукции, предложенные «уцелевшим» участником. Комиссия ФАС указала, что если бы допущенных заявок было больше, то заказчик применил бы пункт 5(д) Постановления Правительства № 925. С ее выводом можно было бы согласиться, если бы не одно «но». 

Читайте также:  Регистрация ИП в ЕИС: пошаговая инструкция

На запрос котировок было подано 3 заявки. Две заявки с лучшими ценовыми предложениями были отклонены из-за несоответствия надуманному критерию: цена в предложении участника за каждую единицу продукции не должна превышать начальной максимальной цены, указанной в тендерной документации. ФАС не обратил внимания на то, что в действиях заказчика отсутствовала логика.

Так, если бы данная закупка была многолотовой (с долевым участием) данный критерий, без сомнения, играл бы важную роль.

Один участник, например, предложил бы цену за единицу продукции в лоте 3, меньшую или равную начальной максимальной цене, указанной в документации заказчика, а в лоте 5 – большую, а другой участник – в лоте 3 большую цену, а в лоте 5 – меньшую, соответственно. Тогда у заказчика были бы все основания присудить победу первому участнику в лоте 3, а второму – в лоте 5.

Обжалованная же закупка была однолотовой, так что применение к оценке заявок критерия сопоставления по единичным ценам в принципе не имело никакого смысла.

В документации упоминался еще вариант заключения договора по единичным расценкам без указания объема закупаемых товаров, но такой вариант не проходил, ведь количество единиц продукции было указано в документации.

Здесь единственным реальным критерием могла быть только цена договора.

Наконец, если бы была подана всего одна заявка, то есть процедура изначально бы получилась неконкурентной – закупкой у единственного поставщика, тогда действительно, ПП 925 не применялось бы.

В нашем же случае заявок было 3, а после необоснованного отклонения осталась одна допущенная заявка. Заказчик своим незаконным отклонением перевел процедуру из разряда конкурентных в разряд неконкурентных – фактически планируя произвести закупку у единственного участника, при этом, по наиболее невыгодной цене.

Этим он нарушил сам принцип закупок, а именно, подпункт (3) статьи 3.

1 закона 223-ФЗ, требующий целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, закупка получилась неэффективной. Но это, к сожалению, не привлекло внимание комиссии ФАС.

Итоги жалобы в фас

В итоге, жалоба признана обоснованной, а толку чуть. Ну, оштрафуют теперь заказчика за административное правонарушение – ошибки в протоколе и что дальше? Все равно он заключит договор с участником с наихудшим ценовым предложением.

Обращаться в арбитражный суд смысла нет – даже если признает правоту заявителя, но контракт будет уже заключен к моменту вынесения решения и победитель успеет поставить весь товар или его часть. И любое решение суда окажется холостым.

Прокуратора, тоже вряд ли здесь поможет, поскольку, не имея возможности глубоко вникнуть в суть проблемы в виду отсутствия профильных специалистов, скорее всего перешлет дело обратно в тот же ФАС.

Органы финансового контроля тоже вряд ли станут заниматься этим вопросом, поскольку заказчик – организация коммерческая, а начальная максимальная цена договора (НМЦД) невелика. Маловероятен эффект и от вмешательства уполномоченного органа по защите прав предпринимателей. Опять же – маленькая НМЦД, внушительный заказчик.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Комментарии экспертов

Жалоб от поставщиков, которые участвуют в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, становится все больше. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.

— Вернулись и старые нарушения, которые, казалось, уже исчезли. Например, документация о закупке на 2-3 страницы в плохо читаемом формате или необоснованный отказ от заключения договоров, — рассказал представитель антимонопольной службы.

По его мнению, главная причина в том, что необходимые поправки в законодательство о закупках госкомпаний и естественных монополий так и не были приняты.

— Мы сильно отстаем по законодательной базе, что тормозит наш прогресс в сфере закупок. Нужно развивать законодательство и выводить институт госзакупок, закупок естественных монополий и госкомпаний на новый нормативный уровень, — отметил Андрей Цариковский.

Замглавы службы выразил надежду, что это усовершенствование состоится в ближайший год. В частности, будет принят законопроект о переходе отрасли на электронные торги.

Почему растет число жалоб?

Опрошенные эксперты признают, что жалоб действительно становится все больше. За прошлый год их число по сравнению с 2015 годом увеличилось на 34%, приводит статистику ФАС Людмила Руданова, руководитель тендерного отдела ГК «Энергоконтракт». Этому способствует целый комплекс как объективных, так и субъективных причин.

— 223-ФЗ — рамочный закон, и процедура закупки устанавливается конкретным заказчиком в положении о закупке.

По этому закону у  заказчика больше возможностей для ущемления прав участников – это и предъявление завышенных требований к самим участникам и их продукции, нарушения процедуры проведения закупок и иные бесчисленные ухищрения к которым прибегают недобросовестные заказчики, — говорит директор ООО «ЮриКом» Анна Оздровская.

Еще одна причина — сближение двух регулируемых сфер — государственных закупок и закупок госкомпаний.

— Это выражается среди прочего в расширительном толковании антимонопольными органами положений Закона № 223-ФЗ, что приводит к признанию нарушениями действий заказчиков, формально Законом № 223-ФЗ не запрещенных.

Например, ряд региональных управлений ФАС выразило позицию, что установление неконкурентных способов закупки в положении о закупках допустимо только в случае, когда на рынке поставки товаров, являющихся предметом закупки, отсутствует конкуренция, — отмечает Юлия Полякова, юрист Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX.

Росту числа жалоб способствует и позиция самой антимонопольной службы. Формально, она может рассматривать жалобы только по четырем основаниям:

  • неразмещение в ЕИС положения о закупке или нарушение сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ;
  • неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • — На практике антимонопольные органы, как правило, рассматривают жалобы, поданные участниками закупки по любым основаниям, — говорит Юлия Полякова из VEGAS LEX.
  • Для того, чтобы антимонопольный орган рассмотрел обращение поставщика, ему достаточно сослаться на статью 17 Закона о защите конкуренции и заявить о дискриминации при проведении закупки.
  • — Согласно указанной статье при проведении закупок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в закупках, -объясняет директор ООО «ЮриКом» Анна Оздровская.
  • Наконец, по мнению Юлии Поляковой из VEGAS LEX, увеличение количества жалоб является косвенным подтверждением роста конкуренции при проведении закупок по Закону № 223-ФЗ и все более активной позиции участников закупок по защите своих прав.
  • — Обращение в ФАС более эффективно нежели в суд, поскольку жалоба  рассматривается антимонопольный органом оперативно, выданное предписание может действительно восстановить нарушенное право участника закупки, — объясняет директор ООО «ЮриКом» Анна Оздровская.
  • На обратную сторону такой активности поставщиков обращает внимание Людмила Руданова из ГК «Энергоконтракт»:

— При обсуждении вопроса о росте количества жалоб, хочется обратить внимание на то, что более 60% из них признаны необоснованными.

Этот колоссальный показатель, на мой взгляд, свидетельствует о том, что механизм «обжалования» требований заказчика используется «сверх меры» и зачастую без необходимости.

Статистика по итогам 2016 года следующая: из более чем 15 тысяч принятых к рассмотрению обращений более 9 тысяч признаны необоснованными.

  1. На что жалуются поставщики?
  2. По оценке экспертов, большинство жалоб посвящены тому, что положение о закупках заказчика и документация по конкретной закупке нарушают основные принципы Закона № 223-ФЗ.
  3. Другими наиболее распространенными нарушениями, по словам Юлии Поляковой из VEGAS LEX, являются требования к предмету закупки, необоснованно ограничивающие конкуренцию; необоснованный отказ в допуске к участию в закупке; размещение закупочной документации не в полном объеме, а также установление порядка оценки заявок, не позволяющего определить лучшие условия исполнения договора.
  4. Как исправить ситуацию?

Для того, чтобы обеспечить защиту прав поставщиков, законодатель постепенно распространяет Закон № 44-ФЗ, регулирующий госзакупки, на все более широкий круг процедур. С 2017 года, например, он распространяется на закупки ГУПов и МУПов.

Вторая мера — сближение режима Закона № 223-ФЗ с контрактной системой. Так, по словам Юлии Поляковой из VEGAS LEX, еще в сентябре 2015 года был разработан и принят в первом чтении законопроект, ограничивающий количество допустимых способов проведения закупок. ФАС ожидает его окончательного принятия в ближайшей перспективе.

Для того, чтобы остановить поток необоснованных жалоб, Людмила Руданова из ГК «Энергоконтракт» предлагает регламентировать порядок их приема антимонопольной службой только от участников закупки, а также сформировать единую правоприменительную практику в ФАС России.

— «Неоднозначность» решений и предписаний, выносимых различными территориальными УФАС, состоит в том, что нередко такой «вердикт» противоречит позиции центрального аппарата либо сложившейся практике ФАС в ином субъекте РФ.

Читайте также:  В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётности

«Спорность» подобного курса негативно сказывается на работе заказчиков и поставщиков, лишая их возможности однозначной трактовки норм и принципов закона.

А следствием такой разрозненной «политики» контролеров является, в том числе, чрезмерная активность участников закупки в части «обжалования» требований в ФАС, — говорит эксперт.

Возможные меры в этих вопросах: усовершенствование законодательной базы и единообразие правоприменения территориальными органами ФАС России Закона № 223-ФЗ.

Фас разъяснила регионам как отвечать на жалобы и проводить проверки — новости право.ру

Федеральная антимонопольная служба подготовила четыре разъяснения территориальным органом для того, чтобы сформировать единую практику правоприменения при проведении проверок и рассмотрении жалоб. Информация об этом появилась на официальном сайте ведомства.

Новости ФАС ФАС: интернет-площадки эффективно борются со спекулянтами

Первое разъяснение касается того, как определить критерии формирования лота на закупках по содержанию или ремонту автомобильных дорог.

В частности, в разъяснении говорится, что в документации, при описании объекта закупки, следует руководствоваться следующим правилом: в это описание не следует включать требования к товарам, информации, работам и услугам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Кроме того, ФАС перечисляет критерии, нарушение которых может говорить о неправомерном формировании лота. Первый критерий касается выполнения работ по содержанию или ремонту автомобильных дорог города. В частности, для городов с населением не больше 1 млн жителей, начальная цена лота не должна превышать 1 млрд руб. Для городов-миллионников эта цифра составляет 1,5 млрд руб.

Второй критерий касается выполнения работ по ремонту или содержанию автодорог субъекта РФ. Так, для I-III климатических зон начальная цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб.

В первую зону входит тропическая зона, а именно Юг России. Вторая зона — субтропическая, куда входят Запад и Северо-Запад страны, а также территория Приморья.

К третьей, умеренной, зоне относятся южные районы Сибири и часть Дальнего востока.

Для IV и Особой климатических зон максимальная цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд руб. В Четвёртую, полярную, зону входят северные районы Дальнего Востока, Якутия и Северная Сибирь. К Особой зоне относятся Чукотка и Заполярье. В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра составляет 3 млрд руб.

Новости ФАС Минсельхоз попросит ФАС проверить зерновые элеваторы из-за завышения цен

При этом, срок исполнения обязательств по контракту во всех вышеуказанных случаях должен быть не менее шести месяцев. Кроме того, ФАС указала, что проведение закупок на ремонт автодорог на срок более шести месяцев, но с меньшей ценой контракта расширит конкуренцию на этом товарном рынке и сэкономит бюджетные средства.

Второе разъяснение касается отзыва бюджетных ассигнований при принудительном сокращении бюджетов.

В частности, ФАС сообщает, что Закон о контрактной системе предусматривает право заказчика отменить определение поставщика за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В случае запроса котировок, заказчик может произвести отмену за два дня до даты окончания подачи заявок. В обоих случаях, исключение составляет проведение запроса предложений.

Кроме того, при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки, территориальный орган ФАС должен установить, есть ли причинно-следственная связь между отзывом средств, выделенных на закупку товаров, услуг или работ, а также отменой этой закупки с нарушением установленного срока. Если такая связь есть, предписание об устранении нарушения не выдаётся. В таком случае, местному УФАС не следует начинать производство по делу, а если такое производство уже начато, его необходимо прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Третье разъяснение ФАС касается порядка формирования лота при закупке модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Здесь антимонопольный орган выделяет следующие критерии, нарушение которых будет считаться неправомерным использованием лота.

В частности, первый критерий подразумевает, что в один лот закупки нельзя включать доставку модульных пунктов более, чем в одном субъекте РФ. Согласно второму критерию, начальная цена одного лота не должна превышать 500 млн руб.

При этом, как и в случае с автодорогами, ФАС рекомендует проводить закупки с меньшей ценой контракта, чтобы расширять конкуренцию и экономить бюджетные средства.

Новости ФАС ФАС разъяснила полномочия саморегулируемых организаций в сфере рекламы

В четвёртом разъяснении, ФАС информирует региональные отделения о порядке проведения закупок по организации строительства объектов «под ключ» по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В частности, ведомство уточняет, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемой работы и оказываемой услуги.

Антимонопольный орган поясняет, что заказчик самостоятельно определяет предмет закупки, а также перечень закупаемых товаров, работ и услуг. При принятии решения, он должен исходить из собственных потребностей и соблюдать установленные законодательством требования.

Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Общий объем закупок по 223-ФЗ не настолько велик, как объем закупок по 44-ФЗ. Специфика 223-ФЗ состоит в том, что он распространяется не на все государственные и бюджетные учреждения.

Кроме того, 223-ФЗ устанавливает общие принципы регулирования отношений по закупке товаров по данному закону.

Детально порядок взаимоотношений сторон закупки устанавливает положение о закупке конкретного заказчика.

Важно! Обжалование действий заказчика по 223-ФЗ возможно как в судебном порядке, так и в административном порядке (подача жалобы в контролирующий орган).

В данной статье речь пойдет о порядке и сроках подачи жалобы в ФАС по 223-ФЗ.

223-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда возможна подача жалобы в контролирующий орган:

  • неразмещение на официальном сайте госзакупок положения о закупке, изменений, информации о конкретной закупке, нарушения сроков размещения такой информации;
  • предъявление к потенциальным поставщикам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о госзакупке;
  • осуществление госзаказчиком закупки без утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке;
  • неразмещение или размещения на официальном сайте недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у субъектов малого (среднего) предпринимательства.
  • То есть, исключительно в данных случаях участник закупки вправе подать жалобу на действия заказчика в рамках 223-ФЗ.
  • Если вы обнаружили, что положение о закупке (его изменения) не размещены на официальном сайте госзакупок, либо такое положение вообще отсутствует, то вы вправе подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.
  • Однако жалоба также может быть подана по ФЗ о защите конкуренции, если выявлены нарушения данного закона при проведении закупок по 223-ФЗ, такие как:
  • координация организаторами торгов или заказчиками действий их участников, заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов — таковые приводят к ограничению конкуренции;
  • создание участнику (ам) торгов преимущественных условий при участии в торгах;
  • нарушение процедуры определения победителя торгов;
  • участие организатора торгов или работника организатора (заказчика) в торгах.

Таким образом, жалоба по 223-ФЗ может быть подана как в рамках положений 223-ФЗ, так и в рамках закона о защите конкуренции.

Порядок подачи жалобы по 223-ФЗ

  1. Жалоба по 223-ФЗ подается согласно общим требованиям ФЗ о защите конкуренции по обжалованию торгов.
  2. Жалоба на действия заказчика в рамках 223-ФЗ подается в антимонопольный орган в течение 10 дней с момента размещения протокола о подведении итогов закупки.

  3. В жалобе указываются:
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, контактные данные);
  • номер извещения закупки;
  • обжалуемые действия заказчика (организатора);
  • список приложений.

К жалобе прилагаются документы, которые подтверждают ее обоснованность.

На практике к жалобе прилагаются положение о закупке, скриншоты с официального сайта госзакупок, иные необходимые документы в зависимости от основания обжалования.

Чтобы жалоба выглядела грамотно и достойно и повышала шансы на признание ее обоснованной, необходимо, чтобы она:

  • была составлена специалистом;
  • была краткой;
  • была четкой;
  • не содержала излишнего цитирования закона;
  • была обоснована нормативно.

Порядок направления и рассмотрения жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Жалоба направляется в УФАС по почте, факсу или электронной почте (подписанная цифровой подписью), либо вручается нарочно в канцелярию УФАС.

Решение о принятии жалобы или о возвращении принимается в течение 3 рабочих дней с момента поступления.

В этот же срок ФАС направляет информацию о дате и месте рассмотрения жалобы заявителю, заказчику (организатору), оператору электронной площадки, а также предложить заказчику представить письменное возражение на жалобу.

Такие возражения представляются в контролирующий орган и заявителю за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Важно! Заявитель вправе отозвать жалобу в любое время до момента принятия решения.

Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации.

Поступившая жалоба рассматривается по существу на заседании комиссии УФАС.

Важно! Неявка сторон не будет препятствием для разрешения жалобы по существу. Комиссия изучает жалобу (с приложениями) и рассматривает документы, поступившие от заказчика.

Если в ходе рассмотрения жалобы, будут установлены иные нарушения заказчиком требований 223-ФЗ, 135-ФЗ, ФАС принимает решение о привлечении заказчика к административной ответственности или выдаче предписания об устранении нарушений требований законодательства.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия ФАС принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной, привлечении к административной ответственности (выдаче предписания об устранении нарушения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *