ФНС приступила к созданию новой системы администрирования страховых взносов

Борис Нуралиев и Даниил Егоров приняли участие в Гайдаровском форуме, где обсуждались планы по развитию налоговой системы, а также возможные сценарии трансформации учетных систем в ближайшем будущем.

Какие новые проекты по автоматизации планирует запустить ФНС?

Гайдаровский форум проходит каждый январь на базе РАНХиГС. Это экспертная дискуссионная площадка, на которой обсуждаются приоритетные задачи, стоящие перед государством на текущий год, а также состоянии бизнес-среды и инвестиционного климата.

В этом году в рамках программы мероприятия работала секция, посвященная цифровизации налогового администрирования. Участие в дискуссии приняли директор фирмы «1С» Борис Нуралиев и руководитель Федеральной Налоговой Службы Даниил Егоров.

Модерировал обсуждение Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли.

Одна из наиболее содержательных частей в выступлении г. Егорова – это информация о перспективных проектах ФНС.

ФНС приступила к созданию новой системы администрирования страховых взносов

Источник: официальный YouTube-канал РАНХиГС

Так, в работе у налоговиков сейчас – эксперимент по запуску АУСН.

ФНС приступила к созданию новой системы администрирования страховых взносов

Источник: официальный YouTube-канал РАНХиГС

АУСН – это новый налоговый режим для малого бизнеса, который будет тестироваться уже с 1 июля 2022 года в некоторых российских регионах: в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.

АУСН подходит компаниям и ИП с доходом не более 60 миллионов и численностью работников не более пяти человек. Ставки в рамках АУСН несколько выше традиционного режима УСН: 8% с «доходов» и 20% с «доходов минус расходы».

К основным преимуществам такого налогового режима можно отнести возможность вообще не вести бухгалтерский учет, не платить взносы, не сдавать отчетность по взносам и НДФЛ, не заполнять налоговую декларацию, а также не опасаться выездных налоговых проверок.

Еще одна новация, о которой шла речь на секции, – это единый налоговый счет. Также с 1 июля 2022 года пройдет эксперимент по применению ЕНС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Предполагается, что участники эксперимента смогут уплачивать все налоги посредством перечисления единого налогового платежа на счет Федерального казначейства.

А налоговые органы на основе имеющихся у них информации самостоятельно будут производить зачет средств в счет уплаты обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.

Кроме того, господин Егоров пообещал, что ФНС будет двигаться по пути упрощения экспортных процедур. Предполагается, что эти меры должны быть полезны для небольших и средних предприятий. Еще одна перспективная идея главы налоговой службы – это автоматизированный электронный расчет НДС. Хотя каких-либо сроков и их прогнозных оценок здесь не называлось.

Как изменится роль и место автоматизированных учетных систем с учетом изменений, которые планирует проводить ФНС

Одна из отличительных черт стратегии ФНС – это стремление налоговиков минимизировать объем расчетов на стороне налогоплательщика, а также перевод существенной части платежей в автоматический или полуавтоматический режим. Предполагается, что такой подход будет сокращать нагрузку на бизнес, и уменьшать издержки государства на сбор налоговых платежей.

При этом очевидно, что без трансформации учетных систем существенно продвинуться в этом направлении не получится.

При этом сам Даниил Егоров открыто говорит о том, администрирование налогов уже сейчас начинается у плательщика: «Нам нужно думать, что изменить в среде, которая рождает данные, чтобы получилось более простое налоговое администрирование».

Более того, «автоматизаторов», то есть поставщиков ИТ-решений для учета, господин Егоров обозначает как новый класс участников налоговых взаимоотношений

Борис Нуралиев в этой связи отметил кардинальные изменения в том, какую роль на предприятии выполняют бухгалтерский службы и корпоративные учетные системы.

Господин Нуралиев говорил о том, что за последнее время сложилась практика, когда бухгалтер, фактически находясь на зарплате у работодателя, стоял на стороне защиты интересов ФНС, стремясь максимально точно проводить все налоговые расчеты и выплаты.

Однако если расчеты перейдут на сторону налоговиков, бухгалтеры смогут сосредоточиться на том, чтобы защищать прежде всего интересы своего работодателя, а не корректность проведенных налоговых отчислений в ФНС.

О чем еще говорили нуралиев и егоров

Кроме основных тем, речь шла о коммуникациях между ФНС и плательщиками налогов.

Один из кейсов, которые привел в качестве примера Борис Нуралиев, описывал процесс обмена данными между ФНС и юрлицом, которое получило расчет налога от ФНС: «Мы посылаем в Налоговую отчетность в .xml формате, чтобы удобнее было просчитать.

Но ведь надо проверять, что насчитали. А обратно нам pdf-ка приходит. И вот разбери ее. Думаю, Налоговая это сделает… Но пока получено письмо, что такое даже не планируется».

Даниил Егоров в ответ пообещал решить эту задачу, чтобы уже в апреле из ФНС данные приходили в xml-формате, а не в нечитаемом PDF-е, как это происходит сейчас.

Еще одна тема, затронутая уже с подачи главы Налоговой службы, – ответственность за нарушение налогового законодательства. Господин Егоров отметил, что сейчас предусматривается уголовное наказание за искажение декларации. А между тем, усилия ФНС направлены на то, чтобы в принципе исключить из оборота такую сущность как «декларация».

Борис Нуралиев со своей стороны отметил, что в части уголовной ответственности это не единственная коллизия.

Например, срок хранения бухгалтерских и налоговых документов составляет 3-5 лет, а срок давности по «налоговым» статьям – 10 лет, и, возможно, стоит как-то сократить срок преследования за такие нарушения.

На это Даниил Егоров предпочел ответить шуткой, предложив, наоборот, стоит увеличить срок хранения бухгалтерской документации.

ФНС приступила к созданию новой системы администрирования страховых взносов

Из обсуждения возможных изменений в системе налогового администрирования и ответственности за нарушения налогового законодательства. Источник: официальный YouTube-канал РАНХиГС.

Ознакомиться с полной версией беседы Даниила Егорова и Бориса Нуралиева на Гайдаровском форуме можно на официальном youtube-канале РАНХиГС, в записях трансляций.

Президент передал ФНС администрирование страховых взносов

Функции по администрированию страховых взносов организаций и предпринимателей в ПФР и ФОМС перейдут к Федеральной налоговой службе. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ от Правительства РФ подписал Владимир Путин.

ФНС приступила к созданию новой системы администрирования страховых взносов

Президент России Владимир Путин 4 июля подписал

 пакет законов, направленных на передачу прав по администрированию обязательных взносов в социальные страховые фонды и Пенсионный фонд России Федеральной налоговой службе. Инициатива пренадлежит Правительству РФ. 

  • Первый закон
  •  направлен на приведение действующего законодательства, регулирующего порядок уплаты страховых взносов в соответствие с новыми функциями ФНС. Второй закон
  •  вносит необходимые поправки в Налоговый кодекс РФ, а третий закон
  •   изменяет Бюджетный кодекс РФ в части распределения средств, полученных от уплаты бизнесом обязательных страховых взносов. 
  • [C=1769]

Разработать изменения в законодательную систему пришлось в связи с переходом Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) под управление финансового ведомства, а в частности Федеральной налоговой службы (ФНС). Соответствующие поправки, интегрирующие социальные страховые взносы в налоговое законодательство, будут внесены в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Контролировать начисление и уплату обязательных страховых взносов налоговая служба, а не Пенсионный фонд начнет с 1 января 2017 года. Поэтому сдавать отчеты о страховых взносах бизнесменам придется в ФНС, и все проверки бизнеса также окажутся под юрисдикцией налоговых органов.

Перед вторым чтением законопроекта Правительство внесло в Госдуму законопроект, изменяющий порядок персонифицированной отчетности. Чиновники предлагают сделать такой отчет ежемесячным.

Поскольку  пакет законов о передачи ФНС администрирования над взносами в ПФР оказался принят раньше данной инициативы, при ее дальнейшем рассмотрении придется учитывать мнение налоговой службы. 

Вопрос о передаче функции администрирования страховых взносов в ведение налоговой службы был поднят еще в 2013 году. Но до сих пор чиновники не могли принять такого решения.

Поскольку, позиция курирующего ФНС Минфина существенно расходилась с позицией курирующего ПФР социального блока Правительства РФ.

Чиновники из социального блока уверены, что такое перераспределение может разрушить всю систему страховых платежей.

[C=1493]

В результате, победила позиция Минфина, направленная на упрощение системы администрирования платежей для бизнеса и экономию бюджетных расходов. Президент России Владимир Путин одобрил

 предложение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о создании единой системы администрирования налоговых и неналоговых платежей ФНС, ФТС и Росалкогольрегулирования.

Президент уточнил у премьер-министра, кто именно будет заниматься администрированием пенсионных платежей.

И Дмитрий Медведев ответил, что пенсионные и платежи в адрес социальных фондов также будут переданы в ведение Федеральной налоговой службы, которая будет использовать методы, аналогичные налоговым платежам.

[C=1494]

Новый закон уже официально опубликован и должен начать действовать 1 января 2017 года.

Администрирование страховых взносов

1.Почему индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы, независимо от того работал он или нет?

Обязанность по уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателям установлена статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» исходя из стоимости страхового года, что установлено статьей 14 Федерального закона №212-ФЗ. То есть независимо от того, осуществлял предприниматель деятельность или нет, страховые взносы уплачиваются в виде фиксированного платежа (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно), по ставкам установленным пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ.

2.Как производится расчет страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с 2012 года?

Расчет производится на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» как произведение МРОТ, установленного данным Законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.Формула для вычисления:   МРОТ     Х   12    Х    тариф    =    страховые взносыФедеральный МРОТ по состоянию на 1 января 2012 г. составлял 4611 руб. То есть в ПФР индивидуальным предпринимателям в 2012 г. нужно будет перечислить страховые взносы в сумме 14 386,32 руб. (4611 руб.х 12 x 26%), а в ФФОМС — 2821,93 руб. (4611 руб.х 12 x 5,1%), из них пенсионные взносы в ПФР будут распределяться следующим образом:Индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше будут перечислять всю сумму взносов на финансирование страховой части пенсии.

Прочие индивидуальные предприниматели станут уплачивать 11 066,4 руб. (4611 руб.х 12  x 20%) взносов на страховую часть трудовой пенсии. А 3319,92 руб. (4611 руб.х 12 x 6%) нужно будет перечислить на финансирование накопительной части пенсии. Такой порядок установлен п. 2.2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ.

Читайте также:  Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

3.Кто должен предоставлять отчеты РСВ-2 в 2012 году?

Теперь не нужно будет отчитываться в ПФР индивидуальным предпринимателям, уплачиваемым страховые взносы за себя. Напомним, что ранее они должны были ежегодно представлять расчет по форме РСВ-2 ПФР. C 1 января 2012 г. обязанность по сдаче формы РСВ-2 ПФР упразднена. Соответствующие изменения внесены в ст.

16 Закона N 212-ФЗ. Но исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность.

Остальные плательщики страховых взносов будут в 2012 году по-прежнему сдавать отчетность в два фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Напомним также, что индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников или выплачивающие вознаграждения иным физическим лицам, по-прежнему должны ежеквартально отчитываться в ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам с этих выплат.

Нюансы, требующие особого внимания. Для того чтобы заработок директора включать в расходы при упрощенной системе налогообложения, с ним лучше заключить трудовой договор.

4.Как начислять страховые взносы с выплат иностранным гражданам?

В 2011г. страховые взносы нужно было начислять на доходы только тех иностранных граждан, которые являлись временно либо постоянно проживающими на территории России. Заработок временно пребывающих иностранцев взносами не облагался (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Соответственно, такие иностранцы и не имели возможности получать в России пенсионное и социальное обеспечение (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).Теперь ситуация изменилась. Согласно новой редакции п. 1 ст.

7 Закона N 167-ФЗ застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами являются иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или срок не менее шести месяцев.

Таким образом, взносы в Пенсионный фонд РФ теперь нужно начислять и с выплат временно пребывающим иностранцам, если с ними заключен трудовой договор, по крайней мере, на шесть месяцев. Соответственно, на работодателей ложится дополнительная нагрузка по уплате взносов.И бухгалтеру в любом случае придется вникать в правовое положение иностранца.

Дело в том, что с выплат в пользу временно пребывающих иностранных граждан начисляются взносы только на страховую часть трудовой пенсии независимо от их года рождения (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Что же касается взносов в остальные внебюджетные фонды, то они по-прежнему начисляются с выплат только в пользу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории РФ (пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).Пример. Начисление взносов на доход иностранца, временно пребывающего на территории России.

ООО «Феникс» применяет УСН и уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по льготным ставкам на основании пп. 8 п. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. В январе 2012 г. в организацию принят на работу гражданин Германии Г. Фитц, временно пребывающий на территории России. По каким ставкам нужно начислять взносы с выплат в пользу иностранца, если с ним заключен трудовой договор сроком на восемь месяцев?

Так как трудовой договор заключен на срок более шести месяцев, с выплат в пользу Г. Фитца нужно начислять взносы в ПФР. ООО «Феникс» в 2012 г. имеет право на льготные ставки, значит, с выплат Г.

Фитцу будут начисляться пенсионные взносы по ставке 20% (поскольку у ООО «Феникс» льготный тариф). Причем независимо от года рождения Г.

Фитца все взносы будут уплачиваться на страховую часть трудовой пенсии.

5.Нужно ли уплачивать взносы с доходов директора, который является единственным учредителем?

Ситуация, когда единственный учредитель является одновременно директором, достаточно распространена, особенно среди фирм, применяющих «упрощенку». В прошлом было немало дискуссий о том, нужно ли с таким директором заключать трудовой договор и законно ли это.

Ведь от наличия трудового договора, с одной стороны, зависит обязанность начислять страховые взносы. А с другой стороны, уже сам факт уплаты или неуплаты взносов влияет на то, сможет ли такой учредитель-директор заработать себе государственную пенсию, имеет ли он право на социальные пособия и др.

Важное обстоятельство. Страховые взносы начисляются на выплаты в рамках трудовых отношений.Закон N 379-ФЗ трудовое законодательство не менял, однако внес изменения в федеральные законы, регулирующие страховое обеспечение.

И теперь есть четкая ясность — что, куда и как нужно платить с дохода директора, являющегося единственным учредителем.

Напомним, что согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения могут возникать:

  • на основании трудового договора;
  • в результате избрания (назначения) на должность;
  • в результате утверждения в должности.

Таким образом, единственный учредитель своим решением может сам себя назначить на должность директора. Этого будет достаточно, чтобы между ним и юридическим лицом возникли трудовые отношения. А выплаты в рамках трудовых отношений, как известно, облагаются страховыми взносами (п. 1 ст.

7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).Значит, независимо от того, оформлен трудовой договор с учредителем-директором или нет и есть только решение самого учредителя о назначении себя на должность директора, ему необходимо начислять заработную плату и с нее исчислять взносы.

При этом мы советуем трудовой договор все же оформить. Это позволит избежать возможных проблем со списанием сумм заработка на расходы. Ведь расходами на оплату труда являются выплаты, предусмотренные трудовыми договорами (ст. 255 НК РФ, пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

6.В каком случае у индивидуального предпринимателя не осуществляющего деятельность, появится основание не уплачивать страховые взносы в ПФР?

Основанием является снятие с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя, с внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр (ЕГРИП).

Для этого подается заявление в территориальный налоговый орган, где состоит на учете индивидуальный предприниматель по форме №Р26001 (приложение к Постановлению Правительства РФ от 19.06.

2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Если предприниматель прекращает предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате им за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Такой порядок установлен ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

8.Какая ответственность предусмотрена за непредставление (несвоевременное представление) документов?

За отказ от представления запрашиваемых сведений или непредставление их в установленные сроки предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (статья 48 Федерального закона от 24.07.

2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

11.Какие ставки страховых взносов действуют с 2012 года?

Напомним, что в 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляла 34%. Из них 26% работодатели платят в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% — в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% — в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

Начиная с 2012 года ставка страховых взносов в ПФР уменьшится с 26% до 22%. При этом будет проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырастет с 463 до 512 тысяч рублей.

Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов.

Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году не изменится и останется на уровне 2011 года.

12.Какие-то изменения произошли в 2012 году для тех, кто уплачивает пониженные тарифы страховых взносов?

С начала 2012 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов.

Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход,некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального),благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения,организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.Также внесены изменения для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для них применяется тариф — 0%.

Помимо этого расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. К застрахованным лицам теперь относятся иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих на территории РФ.

Читайте также:  Деньги и торговля на рынке

Фнс начинает администрирование обязательных страховых взносов

МОСКВА, 1 января. /ТАСС/. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года будет осуществлять Федеральная налоговая служба, а не внебюджетные фонды. Российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд руб. в год.

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) до 20 февраля , в Фонд социального страхования — до 25 января. Отчетность за I квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет уже единым — до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, являющегося выходным днем).

Одна вместо четырех

Целью принятых изменений изначально называлось совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами.

Эксперты полагают, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин заявлял, что новый порядок администрирования будет более комфортным для налогоплательщиков, вместо четырех форм фискальной отчетности, ранее предоставляемых в государственные внебюджетные фонды, они будут сдавать в налоговый орган только одну.

Информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика.

В частности, в личном кабинете для физических лиц будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного гражданина аналогично сведениям из справки о доходах — 2-НДФЛ, а в личных кабинетах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Меньше контролеров

Также налогоплательщики вместо нескольких контролеров получают одного. Сейчас деятельность организаций контролируют и проводят выездные проверки и ПФР, и ФСС, и налоговая служба. В дальнейшем контролировать их работу будет только налоговая.

Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.

Кроме того, контроль превышения выплат по больничным листам будет осуществлять ФСС до 2021 года.

В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, то есть когда эти выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику.

И тогда эти выплаты будут уже являться не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплаты из самого фонда.

Неизменными останутся тарифы страховых взносов. Так, пониженный тариф взноса IT-организациям в размере 14% будет продлен до 2023 года. А действие основного тарифа 30% будет продлено до 2019 года.

Больше поступлений

Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщил, что министерство планирует повысить доходы на 100-150 млрд руб. в 2017 году благодаря улучшению администрирования страховых взносов через Федеральную налоговую службу, а также за счет более тесного информационного обмена между ФТС и ФНС.

Вице-премьер Ольга Голодец в середине года давала еще более оптимистичную оценку — передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС позволит увеличить доход пенсионного фонда на 200 млрд руб. в год. Самые пессимистичные оценки экспертов — до 100 млрд руб. в год принесет передача администрирования соцвзносов ФНС.

Экономия для бюджета произойдет и из-за сокращения сотрудников ПФР. Фонд сократит в следующем году 12 тыс. сотрудников, или 10% от численности, в связи с передачей администрирования страховых взносов в ФНС, сообщил ранее глава ПФР Антон Дроздов. 

Фнс россии приступила к администрированию страховых взносов

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба
В Налоговом кодексе появилась новая глава 34 «Страховые взносы».
С 1 января 2017 года на налоговые…

  • С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба
  • В Налоговом кодексе появилась новая глава 34 «Страховые взносы».
  • С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;
  • прием от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;
  • взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;
  • зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

За органами ПФР и ФСС РФ сохранены функции по:

  • приему расчетов по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг. (то есть годовые расчеты за 2016 год представляются в ПФР и ФСС России);
  • контрольным мероприятиям по страховым взносам за периоды 2010-2016 гг.;
  • принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010-2016 гг.

Кроме того, ПФР будет также вести индивидуальный (персонифицированный) учет, а ФСС России — администрировать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и контролировать правильность заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Несмотря на изменение администратора страховых взносов порядок их исчисления и уплаты практически не изменился (сохранены тарифы страховых взносов, в том числе и пониженные, порядок определения объекта, базы для исчисления страховых взносов, сроки уплаты страховых взносов).

Срок уплаты страховых взносов также не изменился: последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего календарного месяца..

Расчет по страховым взносам плательщики должны представлять ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В 2017 году плательщики должны подать расчет по страховым взносам в налоговые органы за первый квартал 2017 года не позднее 2 мая 2017 года.

Уплата страховых взносов должна производиться на КБК, закрепленные за ФНС России приказом Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.». Разъяснения по порядку применения КБК были направлены по системе налоговых органов письмом ФНС России от 23.12.2016 № ЗН-4-1/24807@.

Отдел работы с налогоплательщиками

Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Михаил Мишустин рассказал о работе по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов на заседании Совета Федерации

13.10.2016

  • На заседании в Совете Федерации в рамках Правительственного часа руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин рассказал о работе службы по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов, а также подвел итоги работы налоговых органов за девять месяцев 2016 года.

Он подчеркнул, что к настоящему времени ФНС России добилась значительных результатов в работе по формированию единого механизма администрирования фискальных платежей.

Так, совершенствование межведомственного информационного обмена с таможенными органами позволило по итогам налоговых проверок за первое полугодие доначислить в бюджет 40 млрд рублей, что на 37%, больше, чем за аналогичный период 2015 года.

«Будет создан интегрированный ресурс налоговой и таможенной информации об участниках внешнеэкономической деятельности, включая оценку их благонадежности по налоговым и таможенным рискам.

В дальнейшем модули налоговых и таможенных рисков будут интегрированы в автоматизированную систему контроля НДС.

Это позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных платежей от момента импорта до розничной продажи», — отметил Михаил Мишустин.

Еще одно направление в совместной работе с ФТС России — это выстраивание систем контроля движения товаров на территории ЕАЭС. В 2016 году Служба реализует пилотный проект по введению маркировки товаров.

В результате, розничная продажа меховых изделий по данным системы «Маркировка» превысила показатели маркетинговых исследований в 2,5 раза за аналогичный период прошлого года.

Более 20% участников мехового рынка легализовались — ранее они или вовсе не были зарегистрированы как налогоплательщики или не сдавали отчетность.

Следующий этап — создание системы документального контроля движения импортных товаров на территории государств – членов ЕАЭС. Пилотный проект начнется 1 февраля 2018 года. Система должна обеспечить контроль за легальностью ввоза и оборотом импортного товара на внутреннем рынке до его розничной продажи или переработки, подчеркнул глава ФНС России.

С 1 января 2017 года Служба приступает к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Новый порядок администрирования страховых взносов будет более комфортным для налогоплательщиков, заявил Михаил Мишустин: «Существующие сейчас четыре основные формы по страховым взносам объединят в одну, единую.

Кроме того, это один проверяющий орган вместо трех, единый порядок и единые правила при администрировании».

Руководитель Налоговой службы подчеркнул, что налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменятся.

Более того, информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в личные кабинеты налогоплательщика.

Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать для розничного магазина?

В частности, в Личном кабинете для ФЛ будут отражаться сведения о начисленных взносах в отношении каждого застрахованного физического лица аналогично сведениям из справки о доходах — 2-НДФЛ, а в Личных кабинетах для ЮЛ и ИП – о начисленных и уплаченных страховых взносах.

Михаил Мишустин выразил уверенность, что Служба успешно справится со всеми возложенными на нее новыми обязанностями. Он подчеркнул, что несмотря непростые экономические условия положительный тренд налоговых поступлений сохраняется и в этом году.

В консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев 2016 года поступило 10,5 трлн рублей, что на 1% больше относительно соответствующего периода 2015 года.

Повышению эффективности налогового администрирования способствовало, в том числе и повышение качества контрольной работы.

По результатам налоговых проверок за восемь месяцев 2016 года в бюджет поступило 143 млрд рублей, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

В то же время количество выездных проверок за восемь месяцев снизилось на 10%, при этом взыскание с одной проверки выросла в 1,3 раза и составила 6,5 млн рублей.

Количество споров с бизнесом за девять месяцев 2016 года снизилось на 20 %, а количество судебных дел уменьшилось в три раза.

Работа системы автоматизированного контроля НДС позволила в девять раз снизить количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями. В результате направления автоматических требований о представлении пояснений свыше 9 тысяч налогоплательщиков уточнили свои декларации.

Служба продолжает работу по отраслевым проектам, которая заключается в противодействии отраслевым макрорискам и мониторингу прозрачности отраслей IT дистрибуции, ювелирной отрасли, алкогольного рынка.

Анализ налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиками, входящими в состав пяти крупнейших групп IT-дистрибуции, свидетельствует о росте налоговых платежей в бюджеты всех уровней более чем в 2,7 раза (до 3,3 млрд рублей по декларациям за 2015 год).

Кроме того, в результате отказа налогоплательщиков от «серых схем» импорта товаров таможенные платежи возросли в четыре раза (с 7,8 млрд рублей до 31,4 млрд рублей).

Также совместная с правоохранительными органами работа по легализации теневого оборота алкоголя показала высокие результаты: поступления акциза в бюджет за девять месяцев выросли на 23,4 %.

Источник: ФНС РФ.

Все новости

Администрирование страховых взносов: плюсы минусы

В статье рассмотрим администрирование страховых взносов. Администрирование взносов могут осуществлять два органа ФСС и ПФР (ранее эта функция была еще у ФОММС). Ниже опишем основные изменения, произошедшие в 2016 году.

Январь 2016 года стал отправной точкой в перемещении администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов в налоговую службу. Пятнадцатого числа этого месяца президент РФ подписал указ №13, задача которого – поручить Министерству финансов разработку необходимой нормативной базы для возложения обязанностей по администрированию страховых отчислений на ФНС.

Путь к этому решению был долгим. Социальный и экономический блок вели продолжительную борьбу в отношении того, какой орган должен быть ответственным за страховые взносы, отчисляемые в ФСС, ПФР и ФОМС.

В результате было принято решение о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговому органу. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых сборов и упростит отчетность.

Изменения 2016 года

Указ №13 президента РФ Владимира Путина определил необходимость укрепления платежной дисциплины в отношении страховых отчислений и поручил Минфину до 1 мая 2016 года подготовить проекты законов.

Данные законопроекты должны определить особенности передачи функций по администрированию страховых взносов уполномоченному органу исполнительной власти и позволить сформировать единый информационный ресурс со сведениями о населении РФ и заключаемыми ими гражданскими актами.

Ожидается, что ответственным за сбор взносов станет налоговая служба. При этом на ФНС будет возложена функция администрирования не только налогов и страховых платежей, но и таможенных сборов. При этом необходимо провести реформу таким образом, чтобы внутри единого механизма сохранилась ФНС с налоговыми функциями.

Для воплощения данных проектов в реальность требуется внести поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы, а также в законы, взаимосвязанные с этими правовыми актами.

Согласно последним подсчетам, ввод в действие таких изменений потребует увольнения порядка 18 000 работников Пенсионного фонда и около 8 000 работников Фонда социального страхования.

Именно такое количество персонала занято вопросами по сбору страховых взносов.

Вместе с тем налоговому органу потребуется порядка 12 000 новых специалистов для реализации функций по администрированию страховых отчислений.

Планируемые траты на осуществление таких изменений также значительны. Покрытие этих расходов произойдет за счет сокращения финансирования фондов и направление сэкономленных средств на проведение реформы.

Непосредственно передача администрирования запланирована на 1 января 2017 года, однако не исключено, что эта дата будет перемещена на середину 2022 года. Планируется передать систему сбора страховых платежей в ФНС в том виде, в каком она существует сейчас во внебюджетных фондах. Замена страховых взносов налоговыми платежами не планируется.

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).

Администрирование страховых взносов в ФНС: преимущества и недостатки

По мнению представителей экономического и социального сектора, передача администрирования страховыми платежами от внебюджетных фондов в налоговую имеет как плюсы, так и минусы. Ниже в таблице раскроем администрирование страховых взносов и выделим плюсы и минусы этого решения.

Достоинства Недостатки
Вместо четырех контролирующих органов остается один, как следствие – снижение нагрузки на бизнесменов Необходимость создания единой системы, которая объединит учет плательщиков взносов и налогов
Прозрачность налоговой истории физических лиц, так как сведения по налоговым и страховым платежам объединятся в одном месте Необходимость сокращения работников фондов, занятых администрированием страховых взносов, и перемещение их в ФНС, проведение их переподготовки
Упрощение отчетности для плательщиков взносов Значительные денежные траты на персонал, прикладные программы, разработку программного обеспечения
Уменьшение задолженности по страховым платежам за счет повышения качества администрирования Нарушение отлаженной системы сбора страховых платежей, ставшей привычной для плательщиков взносов
Сокращение числа проверок в связи со значительным уменьшением контролирующих органов Сохранение персонифицированной отчетности по физическим лицам

Администрирование страховых взносов: для чего нужна передача функций?

С 2010 года фискальными функциями были наделены внебюджетные фонды, которые и исполняли их до сегодняшнего дня. Ранее существовал единый социальный налог, сбор которого подчинялся налоговому ведомству.

Потом ЕСН был упразднен (подробнее про ЕСН читайте в статье: “Единый социальный налог: расчет, декларация”), и на его смену пришли обязательные взносы страхового характера, уплачиваемые в различные фонды в зависимости от своего содержания.

Уже с 2013 года начались разговоры о том, что необходимо передавать полномочия Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования единому фискальному органу. Предполагалось, что данные изменения позволят улучшить процедуру расчета и перечисления взносов и сократит задолженность перед фондами по страховым отчислениям.

Предпосылками для нововведений стало недовольство представителей бизнеса передачей администрирования страховых взносов фондам с 2010 года. Они посчитали это нецелесообразной и излишней нагрузкой на субъектов экономической деятельности – отчитываться и уплачивать сборы, налоги по одному физическому лицу компаниям пришлось в четыре различных места вместо одного, как это было при ЕСН.

Результатом стало обращение бизнесменов к российскому правительству с предложением создать единый орган, который объединит в себе функции администрирования страховых взносов и налогов.

Владимир Путин в 2013 году поручил правительству обдумать возможность возврата к единому администрированию платежей налоговой службой.

Однако однозначного мнения тогда не удалось сформировать, и до 2016 года функции по сбору страховых платежей с доходов физических лиц возлагались на фонды внебюджетного характера.

  • Было мнение, что даже при передаче администрирования страховых взносов налоговой службе у плательщиков все равное останется обязанность по подаче персонифицированной отчетности в фонды, а потому смысл в объединении всех платежей в налоговом органе теряется.
  • Кроме того, возврат налоговых функций по администрированию взносов повлечет за собой существенные траты денежного характера, а также потребует значимые передвижения в кадровом составе как внебюджетных фондов, так и налоговой.
  • Все эти моменты на время приостановили реформу в отношении администрирования, малый и средний бизнес выступал за передачу взносов под юрисдикцию ФНС, крупный бизнес был категорически против.

К 2015 году этот вопрос был поднят Госдумой.

Рост задолженность по страховым платежам, огромное количество проверок по небольшим доначислениям взносов, недовольство экономического сектора заставили пересмотреть еще раз вопрос о передаче администрирования Федеральной налоговой службе. Результатом стало решение Владимира Путина о необходимости внесения изменений с систему администрирования, оформлено это решение было в виде указа №13 от 15 января 2016 года.

По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *