К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Ранее мы обсуждали, какие акции могут принести самую высокую дивидендную доходность в следующем году. Но инвестор может получать доход и от изменения курсовых разниц ценных бумаг, для этого нужно выбрать перспективные бумаги. В этой статье обозначим возможные акции роста на 2022 год и их эмитентов. Но для начала разберёмся, что ждёт мировую экономику в наступающем году.

Сейчас во всём мире растёт инфляция, что вызывает соответствующие опасения. Всё больше аналитиков считают, что инфляция будет оставаться высокой как минимум до конца 2022 г. Одна из причин — триллионные вливания мировых центробанков в экономику.

Свою лепту внесли и «вертолётные» деньги, которые выплачивало правительство своим гражданам в качестве поддержки во время пандемии.

В итоге они начали тратить эти средства, спровоцировав высокий спрос на товары массового потребления, что привело к росту цен.

Что будет, если залить кризис деньгами?

Дополнительно на ценах сказался эффект «бутылочного горлышка» и нарушения в глобальных производственных и логистических цепочках. Под эффектом «бутылочного горлышка» подразумевается наличие «узких» мест в производственных процессах — нехватка чипов, комплектующих и работников.

При этом всё бо́льший вес набирают экологические стандарты и законопроекты, направленные на снижение углеродного следа. На этом фоне компании уже сейчас пытаются уменьшать своё негативное влияние на окружающую среду, а самые экологичные из них станут лидерами спроса у инвесторов.

Это глобальная тенденция, которая сохранится на долгие годы. Однако уже сейчас понятно, что ВИЭ (возобновляемые источники энергии) будут очень востребованы в ближайшее 5–10 лет, подогревая спрос на используемое в их изготовлении сырьё.

Побочные товары, необходимые для увеличения производственных мощностей, также вырастут в цене, что будет провоцировать увеличение инфляции и дальше.

Российские компании, активно использующие ВИЭ.

Так как пандемия коронавируса в мире сохраняется, то в следующем году будут пользоваться спросом фармацевтические компании, которые производят вакцины и лекарства для лечения инфекции и профилактики её осложнений. По-прежнему актуальным будет тренд на услуги, связанные со здоровьем и увеличением продолжительности жизни.

Учитывая высокий уровень инфляции, дефицит газа в хранилищах Европы и продолжающуюся пандемию, в 2022 г. мы можем столкнуться сразу с тремя кризисами — финансовым, энергетическим и пандемийным.

В текущем году Центробанк РФ уже шесть раз повышал ключевую ставку, причём темп повышения растёт, а рост инфляции не останавливается. Население продолжает брать кредиты на свои нужды, ещё больше разгоняя инфляцию и не задумываясь, что по долгам придётся платить, противостоя инфляции.

Этому способствуют и социальные выплаты со стороны правительства. Если в течение 2022 г. мы столкнёмся с ситуацией, когда населению будет нечем платить по кредитам и ипотекам, это нанесёт удар по финансовому сектору, спровоцировав финансовый кризис.

При этом цены продолжат расти, а люди начнут изымать деньги с вкладов, что усугубит ситуацию.

Последний раз ключевая ставка была повышена 22 октября до 7,5%.

Цены на нефть, уголь и газ уже значительно выросли в течение этого года, и есть вероятность, что рост продолжится, так как дефицит энергоресурсов увеличивается.

Это может привести к сырьевому и энергетическому кризисам в мире, но сыграет на руку российской экономике, так как наша страна является крупнейшим поставщиком энергоресурсов в ЕС и Китай. Однако Европа не может позволить себе долго зависеть от одного поставщика.

Саму Россию как минимум затронет энергопереход, который потребует крупных инвестиций от компаний.

Насколько страшен для России переход на зелёную экономику?

В сложившейся ситуации сложно обозначить акции роста и строить какие-либо прогнозы, но мы будем ориентироваться на цикличность экономики и компании, которые обычно выигрывают в подобных условиях.

Так, вновь становятся интересны акции золотодобывающих, сырьевых компаний, которые придерживаются ESG-стандартов и производят энергоресурсы и сырьё для изготовления энергоносителей. Также есть шанс и у технологического сектора.

Из золотодобытчиков мы можем выделить «Полюс», «Петропавловск» и «Полиметала», а из сырьевых компаний — «Газпром», «Роснефть», «Татнефть» и «Сургутнефтегаза» (префы), «Мечел» и «Распадскую», а также En+ Group, «РУСАЛ» и «Норникель».

Во времена экономических спадов золото является защитным активом. Но, учитывая наличие бесплатного плеча, можно покупать акции золотодобывающих компаний, а не сам металл, так как это обеспечит более интенсивный рост.

На этом фоне интересно выглядят все три крупнейших золотодобытчика России: «Полюс» (PLZL), «Петропавловск» (POGR) и «Полиметалл» (POLY). При этом каждая из компаний интересна по-своему.

«Полюс» имеет самую низкую себестоимость золота в мире, является лидером отрасли по объёму добычи и чистой рентабельности. Главным долгосрочным драйвером для компании является запуск месторождения Сухой Лог, который запланирован на 2027 г. Месторождение примечательно тем, что «Полюс» сможет дополнительно добывать 2,3 млн унций золота с себестоимостью 400 долл. за унцию.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 1. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Полюс» на Московской бирже, 2017 — октябрь 2021. Источник: TradingView

«Полиметалл» запустил обогатительную фабрику в Нежданинском, что позволит снизить капитальные затраты за счёт переработки руды месторождения Прогноз. Кроме того, компания планирует увеличить добычу серебра, меди и платиноидных металлов. По операционным и финансовым показателям «Полиметалл» мало отстаёт от лидера — «Полюса».

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 2. Динамика изменения стоимости акций Polymetal PLC на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

«Петропавловск» является аутсайдером отрасли за счёт корпоративного конфликта и сокращения производства золота. Однако в следующих кварталах мы можем увидеть восстановление добычи, что приведёт к росту котировок.

Кроме того, компании удалось обеспечить поставки концентрата в достаточном объёме, начиная с III и IV кварталов текущего года — ранее из-за корпоративного конфликта «Петропавловск» не смог заключить достаточное количество долгосрочных контрактов на поставку концентрата.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 3. Динамика изменения стоимости акций Petropavlovsk PLC на Лондонской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Триггером для акций компании может стать возобновление выплат дивидендов, увеличение производства золота и закрытие сделки по продаже доли в IRC.

Потенциал для роста есть у всех золотодобытчиков, но, учитывая значительную недооценённость и отставание от конкурентов, можно сделать ставку на «Петропавловск» и купить его в большем количестве, чем акции конкурентов.

Несмотря на приверженность всего мира стандартам ESG, уголь по-прежнему в тренде, так как зелёного топлива не хватает. От этого могут выиграть «Мечел» (MTLR_p) и «Распадская» (RASP).

Привилегированные акции «Мечела» могут стать лидерами по дивидендной доходности на российском рынке, что станет и мощным драйвером для роста котировок. При этом энергетический кризис в мире будет поддерживать цены на уголь. В итоге компания может заработать достаточно средств, чтобы повторить свой дивидендный успех, и это позволит взглянуть на «Мечел» по-новому.

Чего ждать владельцам префов «Мечела»?

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 4. Динамика изменения стоимости привилегированных акций ПАО «Мечел» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

«Распадская» значительно отстаёт от «Мечела» по размеру дивидендной доходности, однако бумаги резко реагируют на стоимость угля. Именно эта сырьевая корреляция может сыграть на руку инвесторам, и акции могут стать новой историей роста.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 5. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Распадская» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Постепенно мир движется в сторону зелёной и возобновляемой энергетики. Это на руку производителям алюминия и других цветных металлов.

Из алюминия делаются лопасти для ветряных электростанций, каркасы для солнечных панелей и многое другое. А медь является отличным проводником электроэнергии в системах ВИЭ.

Поэтому в выигрыше от спроса на медь и алюминий будут «РУСАЛ» (RUAL), En+ Group (ENPG) и «Норникель» (GMKN).

Положение на рынке EN+ – лидера по производству ВИЭ и алюминия.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 6. Динамика изменения стоимости акций Rusal PLC на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 7. Динамика изменения стоимости акций En+ Group на Московской бирже, март 2020 — октябрь 2021. Источник: TradingView

При этом существует риск, что рост всех трёх компаний будет сдерживаться отсутствием или снижением дивидендов.

С другой стороны, если «РУСАЛ» решит вернуться к практике выплат дивидендов, это станет мощным драйвером для роста котировок.

«Норникель» может отказаться от пересмотра дивидендной политики, что также благоприятно отразится на капитализации компании.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 8. Динамика изменения стоимости акций ПАО «ГМК «Норильский никель» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Риск затяжного энергетического кризиса провоцирует повышенную волатильность в ценах на газ и нефть, от чего выигрывают производители данных видов сырья.

Из компаний нефтегазового сектора предпочтение можно отдать «Газпрому» (GAZP), «Роснефти» (ROSN) и «Татнефти» (TATN).

Отдельного внимания заслуживают привилегированные акции «Сургутнефтегаза» (SNGS), которые выиграют в случае финансового кризиса и ослабления рубля.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 9. Динамика изменения стоимости привилегированных акций ПАО «Сургутнефтегаз» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Читайте также:  Какая лицензия нужна для ведения дошкольной подготовки в развивающем центре?

Дефицит газа в хранилищах Европы и ожидание холодной зимы могут оказать поддержку ценам на газ, что позитивно скажется на акциях «Газпрома». Кроме того, в январе планируется сертификация «Северного потока — 2». Даже если она немного затянется, то это лишь ненадолго задержит рост котировок.

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Рис. 10. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Газпром» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Акции нефтяных компаний будут поддерживаться ростом цен на нефть и дивидендами. «Татнефть» может вернуться к прежним выплатам — 100% свободного денежного потока. В этом случае есть шанс, что котировки вернуться к уровню 800 руб. за акцию.

Рис. 11. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Татнефть» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

«Роснефть» продолжит развивать свой проект «Восток Ойл» в 2022 г., что поспособствует планомерному росту добычи на протяжении всего текущего десятилетия. Компания обладает самым большим производственным потенциалом в отрасли и направляет на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО.

Рис. 12. Динамика изменения стоимости акций ПАО «Роснефть» на Московской бирже, 2017 — 2021. Источник: TradingView

Дополнительную помощь всем экспортёрам сырья окажет ослабление рубля.

Таким образом, акции рассмотренных компаний можно включить в инвестиционный портфель, который поможет диверсифицировать вложения, а также сохранить и увеличить капитал в условиях финансового, энергетического и пандемийного кризисов.

И помните, рынок, как пластилин, постоянно меняет форму и направление. Часто после выхода тех или иных идей и обзоров появляются новости, которые могут изменить ситуацию, поэтому подходить к формированию своего портфеля стоит с большой осторожностью.

Данный обзор выражает субъективное мнение автора и не является рекомендацией к покупке или продаже актива. Всегда стоит индивидуально подходить к рассмотрению каждой инвестиционной идеи и анализировать её согласно вашей торговой стратегии.

Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Начиная с 2022 года в сфере госзакупок произойдёт ряд серьезных изменений. 360-ФЗ вносит новшества в действующий порядок проведения торгов и нацелен в первую очередь на упрощение и ускорение всех процессов. О том какие изменения нас ждут мы и поговорим в этой статье!

Изменения в 360-ФЗ

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Сразу же условимся. Нововведения вступят в силу только с начала грядущего года, а некоторые и того позже. Верно оценить то, или иное решение сейчас практически невозможно. Необходимо хоть немного времени после «релиза», чтобы дать оценку.

Поэтому мы лишь обозначим основные изменения и обозначим пару субъективных мнений.

Полный переход на ЭДО

Пожалуй самым важным изменением станет полный переход на электронный документооборот. Электронное актирование будет осуществляться через типовые формы, которые будут направляться заказчику в ЕИС.

Акт приёма товара, работы или услуги, всевозможные обжалования и прочие операции будут осуществляются исключительно в электронном формате. Проект контракта, пока что, будет прикрепляться в виде отдельного файла, однако в 2023 году также станет доступен к заполнению по специальной форме.

Даже подача жалобы будет осуществляться через единую информационную систему, а при её подаче станет обязательным указание ИКЗ.

Упрощение в документации

С начала следующего года, требования и инструкция по заполнению заявки станут частью извещения. Документация о закупке останется лишь в закрытых процедурах, по понятным причинам.

Открытые торги, в свою очередь, станут менее нагружены по части прилагаемых документов, что существенно облегчит знакомство с тендером и всей важной информацией. 

Кроме того, при заполнении формы заявки на участие, большая часть информации будет автоматически подтягиваться из ЕИС. Данное удобство появится с 01.04.2022 года.

Отдельно стоит отметить то, что теперь нет необходимости указывать характеристика товара при поставке. Новшество работает только в том случае, если заказчик указал товарный знак, а обозначить дополнительно потребуется лишь страну происхождения в соответствии с ОКСМ.

Универсальная предквалификация

Новый закон вводит универсальную предквалификацию для участия в тендерах на сумму свыше 20 млн рублей. 

Если НМЦК соответствует или выше обозначенной суммы, то к участию будут допускаться только те компании, которые за последние 3 года успешно исполнили контракт стоимостью не менее 20% от цены текущей закупки. При этом предмет исполненных обязательств роли не играет, а учитывается сам факт.

Нововведение позволит заказчикам обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, ведь участниками окажутся только те компании, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны.

Меньше видов конкурентных торгов

Для упрощения проведения закупок, новый закон предполагает наличие лишь трех видов конкурентных торгов. Напоминаем, на сегодняшний день используется 11 видов.

По итогу, на момент 1 января 2022 года, поставщикам и заказчикам будут доступны следующие способы проведения конкурентных торгов:

  • запрос котировок в электронный форме;
  • аукцион (электронный, закрытый и электронный закрытый);
  • конкурс (электронный открытый, закрытый и электронный закрытый).

Изменения в аукционе

Помимо значительного «сокращения», сами процедуры также подвергнутся изменениям. В большей мере, они направлены на ускорение привычных процессов, чтобы процедуры проходили в более сжатые сроки.

Начнём, пожалуй, с самого популярного вида электронных торгов – аукциона.

Когда изменения вступят в силу, заявка станет цельной, а не разделенной на две части, а вносить коррективы в извещение заказчику можно будет вплоть до предпоследнего дня срока подачи заявок.

Кроме того, изменится и само проведение аукциона. Время на подачу ценового предложения сократится до 4 минут, а общее время аукциона станет ограниченным – не более 5 часов.

Изменения в конкурсе

На рассмотрение и оценку как первой, так и второй части, будет отведено лишь 2 рабочих дня. Даже на переторжку теперь будет отводиться меньше времени – 1 час вместо 3-х. При проведении последней, кстати, теперь будет нельзя указать сумму в 0 рублей.

Также будет добавлен новый критерий в первую часть – расходы.

В случае, если есть готовый проект или отсутствуют критерии расходов и качества, то обе части будут рассматриваться сразу, без переторжки. 

Изменения в запросе котировок

В запросе котировок появится обязательное требование к обеспечению. Ранее заказчики могли сами решать, нужно ли его устанавливать, однако теперь при НМЦК от 1 млн. рублей до 3 млн. рублей заказчик обязан просить обеспечение.

Также в запросе котировок теперь не допускается протокол разногласий. Вероятно, это сделано из-за сжатых сроков, в условиях которых не представляется возможным организовать общение поставщика и заказчика в необходимом виде.

В пользу вышеописанного предположения служит и следующее изменение – время рассмотрения и оценки теперь составляет всего 2 рабочих дня. Запрос котировок становится ещё более быстрой процедурой, в чём есть как минусы, так и плюсы. Но рассуждать об этом мы будем уже в следующем году.

Новые сроки на заключение контракта

Ускорение процессов коснулось и процедуры заключения контракта. 

На размещение проекта контракта теперь будет отведено 2 рабочих дня с момента публикации итогового протокола. В запросе котировок этот срок будет составлять всего 3 часа.

На подпись и размещение контракта, заказчику будет отводится 2 рабочих дня. В запросе котировок срок будет меньше – 1 день.

Победитель торгов, в свою очередь, должен будет успеть подписать контракт за 5 рабочих дней.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

360-ФЗ предполагает и новые правила по оплате исполненных контрактов. У заказчиков теперь будет заметно меньше времени на то, чтобы рассчитаться со своим поставщиком, а с 2023 года эти сроки станут еще короче.

Для малого бизнеса:

  • сейчас – 15 дней;
  • с 2022 года – 10 дней;
  • с 2023 года – 7 дней.

Общий порядок:

  • сейчас – 30 дней;
  • с 2022 года – 15 дней;
  • с 2023 года – 10 дней.

Обеспечение заявки или контракта

Затрагивая тему обеспечения, стоит готовиться к серьёзным изменениям!

Начнём с того, что при необходимости обеспечить заявку, средства на спецсчете будут блокироваться сразу после подачи. Позитивная сторона этого решения видна сразу! Больше не будет обидных потерь интересного тендера из-за промашки с балансом счёта. Если средств недостаточно – Вы сразу об этом узнаете, а не неприятно удивитесь в момент окончания срока подачи заявок.

Здесь же отметим ещё одно нововведение – при получении банковской гарантии будет добавляться лишь один дополнительный месяц к сроку, вместо нынешних двух.

И раз уж речь зашла о банковских гарантиях…

Появление независимых гарантий

С 2022 года получить гарантию на обеспечение заявки или контракта можно будет не только в банке. Независимые гарантии будут предоставлять государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, а также региональные гарантийные организации в специальных закупках для малого бизнеса. 

Участники торгов, имеющие регистрацию в других странах – членах Евразийского экономического союза, в свою очередь, смогут получить гарантию от Евразийского банка развития.

Антидемпинговые меры

С наступлением 2022 года, в силу вступят и обновлённые меры по борьбе с демпингом. Применятся они будут в закупках с НМЦК от 15 млн. рублей и при снижении цены на 25% и более. 

Читайте также:  Взыскание убытков и упущенной выгоды по 44-фз при расторжении контракта в 2022 году

К тому же, нижняя планка обеспечения исполнения обязательств будет зафиксирована на отметке в 10% от максимальной цены контракта.

Увеличение квоты для малого бизнеса

Со следующего года возрастет обязательная доля закупок у СМП. Сейчас эта доля составляет 15% от годового дохода, но с 2022 она зафиксирует на отметке в 25%.

Учитывать закупки, подходящие под квоту, будут как и раньше. Только те, что были проведены отдельно, с преимуществом для субъектов малого предпринимательства. Если представитель СМП выиграет в общей закупке, для всех, то данный контракт под квоту не попадает.

Совместные закупки

Проведение совместных закупок станет возможным для заказчиков из разных регионов. Долгожданное, особенно для небольших городов, изменение, вступит в силу с начала грядущего года. 

Такая возможность, потенциально, поможет многим заказчикам сэкономить на закупках, однако не исключено появление случаев неправомерного использования новоиспеченного дозволения.

Зачёт неустойки

360-ФЗ предполагает включение в контракты возможность зачёта неустойки на сумму самих обязательств. Скорее всего, такое изменение было заявлено для увеличения безопасности сторон, а также сокращения бюрократических процессов при нарушениях во время исполнения контракта.

Выводы

К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

Описанные изменения действительно должны заметно ускорить проведение торгов. Видны попытки упростить многие аспекты, что очень радует.

Как мы уже и говорили, поспешных выводов делать не будем. Лучше всего дождаться реальной практики участия в условиях 360-ФЗ.

Госзакупки 2022: 8 изменений, к которым нужно подготовиться поставщикам

13.09.2021

Как заработать на госзакупках в 2022 году? Прежде, ознакомьтесь с масштабными изменениями 44-ФЗ. Они вступят в силу уже с 1 января будущего года. Рассказываем о восьми новшествах, которые коснуться непосредственно поставщиков госзакупок.

  1. Сократятся сроки закупочных процедур. Конкурсные заявки заказчик рассмотрит за два дня, а аукционные — за один.
  2. Гарантии обойдутся дешевле. Термин «банковская гарантия» меняется на «независимую гарантию». Получить её можно будет, в том числе, в некредитных учреждениях:
    • у госкорпорации развития «ВЭБ.РФ»;
    • если вы относитесь к МСП — у региональных гарантийных организаций;
    • если вы зарегистрированы в государстве — члене ЕАЭС — независимую гарантию можно получить в Евразийском банке развития.
  3. При уменьшении обеспечения новая гарантия не потребуется. Достаточно внести изменения в старую. Действовать гарантия будет один месяц, а не два, как сейчас. При этом, размер обеспечения для отдельных категорий поставщиков будет снижен.

  4. Заказчик в обязательном порядке потребует обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если НМЦК от 1 до 3 млн рублей. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.
  5. В закупках, стоимость контракта которых превышает 20 млн рублей, можно будет принять участие при условии наличия успешного опыта исполнения контракта стоимостью не менее 20% от НМЦК.
  6. Например, если заказчик объявил закупку с ценой в 30 млн рублей, вы сможете принять в ней участие, при условии, что за последние три года успешно исполнили контракты на суммы от 6 млн рублей.

  7. Если вы относитесь к субъектам МСП, Шансов заработать на госзакупках у вас будет больше, поскольку с 2022 года обязательная доля закупок у СМП и СОНКО для каждого заказчика увеличивается с 15 до 25% совокупного годового объёма закупок. Принадлежность к СМП декларировать не нужно. Статус будет определён автоматически.
  8. Заказчик сможет изменить существенные условия, даже если это не прописано в контракте. На 30% можно будет менять объем и цену контрактов жизненного цикла и на НИОКР. Для этого потребуется лишь обоснование. Например, если возникнут независящие от сторон обстоятельства, которые стали препятствием для исполнения контракта.
  9. Решение об одностороннем расторжении контракта заказчиком придёт автоматически. Датой получения решения будет считаться день его публикации в ЕИС по часовой зоне нахождения поставщика. Десятидневного срока на исправление больше не будет. Если вы сочтёте действия заказчика неправомерными, потребуется обратиться в ФАС или суд.
  10. Главное изменение — сокращение числа конкурсных способов закупки с 11 до 3. Останутся электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. В бумажной форме будут проводить только закрытые закупки и закупку у единственного поставщика. При этом все конкурентные процедуры радикально перестроят. Основной акцент сделан на быстроту и упрощение.

Отдельные изменения потребуют от поставщиков многомесячной подготовки. Что ждёт поставщиков 2022 году, как подготовиться к масштабным переменам уже сегодня, расскажем на бесплатном вебинаре «Поставщик госзакупок 2022».

К списку статей

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: 8800 234 5522

http://www.finkont.ru/blog/goszakupki-2022-8-izmeneniy-k-kotorym-nuzhno-podgotovitsya-postavshchikam/

Приняты изменения в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о закупках с 2022 и 2023 года: обзор Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Закон от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ разрабатывал с 2020 года Минфин России по поручению Президента В. Путина и Правительства РФ, а также рекомендаций Федерального собрания. Он согласован и проработан более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд, Счетная палата, Банк России, ЦИК , МИД, СВР.

Новации Закона № 360-ФЗ направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы госзакупок путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота.

Ключевыми нововведениями стали:

  • сокращено количество конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращение до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о ЕАЭС);
  • расширена практика совместных закупок – возможность их проведения с участием уполномоченных органов нескольких регионов;
  • исключена необходимость составления документации о закупке при открытых конкурентных закупках;
  • введен электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки – от планирования до приемки исполнения контракта, вкл. внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;
  • введены новые механизмы недопущения применения иностранными государствами санкций в отношении участников закупок.

Федеральный закон № 360-ФЗ для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также ввёл “универсальную стоимостную предквалификацию”. Так, при закупках от 20 млн рублей установлено обязательное требование к участникам:

  • о наличии у них успешного опыта исполнения контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ или № 223-ФЗ независимо от предмета контракта;
  • объем исполненных обязательств – не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки.

При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг “1 к 5”. То есть, возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн рублей, свыше 500 млн рублей – на 100 млн рублей.

По мнению Минфина, реализация этих изменений:

  • минимизирует срывы закупочных процедур;
  • обеспечит прослеживаемость действий участников контрактной системы;
  • снизит риски злоупотреблений.

Законом № 360-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений – начиная с 1 января 2022 года и по 1 июля 2023 года.

Источник: пресс-центр Минфина.

Счетная палата прошлась по закупкам

Регуляторам госзакупок не удалось в полной мере реализовать потенциал контрактной системы — такой вывод сделали аудиторы Счетной палаты по результатам мониторинга за 2019 год.

Среди нерешенных проблем — отказ от качественных критериев эффективности процедур в пользу количественных и невысокий уровень конкуренции при госзакупках.

Барьером для развития контрактной системы аудиторы назвали негибкое и часто меняющееся законодательство. В курирующем закупки Минфине с критикой госаудиторов не согласились.

На закупки государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223) в 2014–2019 годах пришлась примерно треть российского ВВП, следует из проведенного Счетной палатой (СП) мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок. В 2019-м общий объем контрактов составил 31,6 трлн руб.

, или 29% ВВП. В предыдущие годы удельный вес закупок был еще больше: 30% — в 2018-м, 31% — в 2017-м и 34% — в 2016 году (это максимум за шесть лет). Для сравнения, в странах ОЭСР доля закупок составляет 12% ВВП, ЕС — 18–20%.

По словам аудитора Алексея Каульбарса, весомая доля госзакупок в российском ВВП свидетельствует о значительном влиянии государства на совокупный спрос продукции и «больших потенциальных возможностях для его стимулирования».

При этом, по его словам, потенциал закупок не раскрыт — «создать эффективную систему регулирования всего «жизненного» цикла закупок так и не удалось».

Аудиторы считают, что регуляторы не учитывают интересы участников закупок: для госорганов эффективной считается закупка при высоких показателях конкуренции, тогда как для участников — качество товара и выполненный в срок контракт.

При этом де-факто показатели уровня конкуренции существенно не изменились, хотя и достигли максимального значения в 2019 году: 3,12 заявки на один лот против 2,94 в 2018-м.

Среди способов закупок продолжает усиливаться крен в сторону аукционов: 77% в 2019 году против 66% и 69% в предыдущие два года.

Рост общего объема закупок (7,6 трлн и 8,1 трлн руб. в 2018–2019 годах) сопровождается их укрупнением и снижением числа поставщиков.

Сохраняется существенная доля закупок у единственного поставщика: сумма таких контрактов выросла на 11,5% и составила 1,7 трлн руб. При этом рост доли таких неконкурентных закупок (76%) обеспечивают несостоявшиеся конкурентные процедуры из-за подачи только одной заявки на лот (65% случаев). В целом же несостоявшимися в 2019 году признаны 59% закупок (41% в 2018-м).

Отметим, эксперты Высшей школы экономики неоднократно указывали, что высокие показатели несостоявшихся закупок свидетельствуют об отсутствии реальной конкуренции на ряде рынков, а негибкость законодательства о госзакупках стимулирует добросовестных участников рынка симулировать конкуренцию, в том числе привлекать к торгам подставных участников (см. “Ъ” от 17 декабря 2019-го и 22 апреля этого года).

Госаудиторы указывают на сложность и нестабильность ФЗ-44: закон «ежегодно подвергается доработкам, большая часть которых носит принципиальный характер». С 2013 года поправки вносились 66 раз, только в 2019-м ФЗ-44 изменялся восемь раз и в его развитие были приняты 55 подзаконных актов.

Читайте также:  Какой ОКВЭД выбрать для продажи мобильных приложений?

Отметим, впрочем, что инициативы Минфина в последние годы направлены именно на упрощение закупок. Давно обещанные масштабные поправки, в том числе по сокращению числа процедур, ведомство после многочисленных доработок планирует внести в Госдуму этой осенью (см. «Ъ-Онлайн» от 1 июня).

Результаты от уже сделанных изменений госаудиторы оценивать не спешат.

Принятые в 2019 году поправки направлены на упрощение контрактации для реализации нацпроектов, но мониторинг реализации нацпроектов показал, что риски недостижения результатов по ним связаны в том числе с несовершенством контрактной системы (см. “Ъ” от 21 февраля).

Речь идет о затяжных процедурах, позднем заключении контрактов и нарушении их условий. На региональном уровне риски усугубляет низкая квалификация кадров, работающих с закупочной документацией.

  • В Минфине “Ъ” пояснили, что с критикой Счетной палаты не согласны: в частности, оценки ведомства и СП незначительно разошлись по доле аукционов и несостоявшихся закупок.
  • При этом регулятор отмечает, что качественные критерии эффективности закупок, о важности которых пишет СП, в госзаказе есть: речь идет об обязанности заказчика прописывать требования к качеству поставок при описании закупки и о последующей проверке качества при приемке и экспертизе товаров.
  • Диана Галиева

Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году | Rusbase

Госорганы, муниципальные и бюджетные организации, а также фирмы с долей участия государства более 50% не могут просто так приобрести товары и услуги. Их закупочная деятельность регулируется специальными законами. Чтобы стать поставщиком таких компаний и организаций, необходимо выиграть тендер, который проводится по определенным правилам.

Что изменится в 2022 году для бизнеса, который планирует принять участие в торгах, рассказывает Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.

Изменения в госзакупках. Что ожидать бизнесу в 2022 году Алина Алещенко

Закупочный процесс регулярно претерпевает изменения, его стараются сделать более эффективным и прозрачным для всех: как для заказчиков, так и для исполнителей. Летом в 44-ФЗ и в 223-ФЗ внесли сразу несколько поправок, и они могут стать новым толчком для развития отдела продаж многих компаний. Разберем основные изменения, с которыми нам придется столкнуться уже в 2022 году.

Конкурентных способов закупок станет меньше

По 44-ФЗ в данный момент существует 11 конкурентных закупок: один неконкурентный способ (закупаются у единственного поставщика) и 10 конкурентных, включая подвиды:

  • Аукцион: электронный и закрытый;
  • Запрос котировок;
  • Конкурс: открытый, закрытый, двухэтапный, конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс;
  • Запрос предложений.

Указанный список действовал на протяжении многих лет. В процессе работы участникам стало очевидно, что такое разнообразие процедур является нецелесообразным и необходимо сократить их количество. Предлагалось оставить только уникальные способы и исключить дублирование при проведении торгов.

Таким образом, в новом году останутся 3 основных способа и их подвиды: аукцион (электронный, закрытый и закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок в электронной форме, конкурс (открытый в электронной форме, закрытый и закрытый в электронной форме). Запроса предложений не будет.

На первый взгляд, бизнесу станет проще принимать участие в тендерах, так как сократится не только перечень процедур, но и произойдет упрощение «внутри» самих закупок. Однако не все так однозначно. Компаниям-поставщикам следует обратить внимание на новый порядок проведения торгов. К примеру, изменения коснутся электронного аукциона.

Сроки оплаты по контрактам значительно сократятся

Для бизнеса это однозначно положительное нововведение, оно коснется не только нового года, но и 2023. В настоящий момент в «общих закупках», в которых принимают участие все компании независимо от категории организации, поставщик получает оплату в течение 30 дней с даты подписания акта приёмки. В 2022 году срок уменьшается до 15 рабочих дней, в 2023 — до 10.

Если тендер проводится только среди компаний из числа малого и среднего бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2021 году заказчик должен провести оплату в течение 15 рабочих дней, в 2022 — в течение 10, в 2023 — в течение 7.

Это значит, что исполнитель быстрее получит деньги за выполненную работу и у него будет больше материальных возможностей для развития бизнеса. Таким образом закупки для МСБ и СОНКО становятся более перспективными. 

Обратите внимание, что деньги за выполненную работу с 2022 года можно получить только на основании электронных закрывающих документов — с учетом электронного активирования. Важно своевременно готовить акты приёмки работ и отслеживать их подписание заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) — с этого момента начнется отсчет сроков оплаты.

Сам процесс закупок также ждут изменения

Глобальные изменения в новом году претерпит электронный аукцион. На его примере можно понять, как изменится сам процесс закупок.

Основные реформы коснутся двух аспектов:

  1. Порядок проведения закупки;
  2. Составление заявки.

Основная идея — упростить порядок проведения электронного аукциона.

Зачастую торговая сессия очень сильно затягивается — это этап электронного аукциона, во время которого все компании предлагают ценовые предложения. В настоящий момент время сессии не ограничено, но в 2022 году на нее будет отводиться не более чем 5 часов. Кроме того, время на изменение участником своего ценового предложения сократится с 10 до 4 минут с момента первой подачи.

Подать заявку на участие в электронном аукционе можно будет в один этап. Сейчас она включает в себя две части.

Кроме того, с нового года в нее необходимо будет включать сведения о товарах, работах, услугах, если такое требование предусмотрено, и информацию об организации или ИП. Заявка на участие не будет содержать декларацию о принадлежности организации к МСП. Эту информацию торговая площадка проверит автоматически.

Новые правила коснутся и обеспечения закупок

Обеспечение закупок — это финансовое подтверждение того, что в случае победы поставщику хватит ресурсов выполнить работу. Обычно он предоставляет денежные средства или банковскую гарантию. Сейчас есть два вида:

  1. Обеспечение заявки — это гарантия того, что участник сможет исполнить обязательства по контракту. Требуется на этапе подачи заявки.
  2. Обеспечение исполнения контракта — страховка на тот случай, если выбранный поставщик отправит плохой товар/окажет некачественную услугу или сорвет поставку. Требуется от победителя на этапе заключения контракта.

В 2022 году на смену банковской гарантии придет независимая. Поставщики смогут получить ёё в большем количестве уполномоченных организаций: в корпорации ВЭБ.РФ, региональных кредитных учреждениях.

Такая гарантия подойдет и для обеспечения исполнения контракта, и для обеспечения заявки. Что это даёт? У бизнеса не всегда имеются свободные средства для участия в торгах, а банк не во всех случаях может за них поручиться. Для многих компаний независимая гарантия может стать решением этой проблемы.

Заказчики будут обязаны закупать больше у малого и среднего бизнеса

Одно из существенных нововведений для небольших компаний — это поправки к 223-ФЗ.

В новом году практически все заказчики обязаны закупаться у малого и среднего бизнеса, если они, конечно, сами не являются МСБ. Годовой объем закупок у таких поставщиков увеличится с 18 до 20% (для тендеров, в которых участвует только МСБ), с 20 до 25% (для тендеров, в которых участвуют все). Для поставщиков — это положительная мера поддержки. 

Новые льготы предполагает и 44-ФЗ. В 2022 году обязательная доля закупок у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций увеличится с 15% до 25%.

Это значит, что заказчики будут проводить больше торгов, в которых представители малого бизнеса и СОНКО будут соперничать за право заключить контракт с аналогичными компаниями, что «уравнивает» их шансы на победу.

Вывод

В новом году произойдет реформирование сферы закупок. Изменятся все этапы участия в процедурах, начиная от подачи заявки, заканчивая заключением и исполнением контракта. Надеюсь, что это позволит большему количеству компаний участвовать в тендерах и расширять свою базу заказчиков.

В любом случае, поставщику стоит:

  1. Регулярно мониторить подходящие закупки на электронных торговых площадках;
  2. Внимательно изучать требования заказчика к поставщикам в определенном тендере до подачи заявки;
  3. Определять ресурсы, необходимые в случае выигрыша для исполнения контракта.

Фото на обложке: unsplash.com

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *