Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.

Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.

Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС

Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 – ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.

Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Альтернативный – перспективный переход – подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.

О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.

Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:

  • изменила срок полезного использования;
  • и/или установила ликвидационную стоимость.

Однако эти обстоятельства не обязательно возникнут. Например, ликвидационная стоимость может быть признана равной нулю, а способ начисления амортизации и срок полезного использования (СПИ) не меняются. В такой ситуации пересчитывать накопленную амортизацию не нужно.

Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:

  • условий хозяйствования;
  • величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.

А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.

Шаг 1. Утвердите новую учетную политику

Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть – в 2021 году.

Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.

ВЫБРАННЫЙ СПОСОБ ПЕРЕХОДА

Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.

По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.

ЛИМИТ СТОИМОСТИ ДЛЯ ОС

По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект – теперь на усмотрение того, кто ведет учет.

Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.

НАЧАЛО НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.

Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:

  • если с момента признания в учете – заканчивать начисление надо в момент выбытия;
  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцев выбытия.

СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ В БУХУЧЕТЕ

ФСБУ 6/2020не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (работ, услуг).

Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.

ПРИЗНАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ОС

Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).

Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания – какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРЕОЦЕНКИ

ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.

2022 можно:

  • списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 – Кт 01;
  • довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).

Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.

ТЕСТ НА ОБЕСЦЕНЕНИЕ

С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.

При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).

МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.

Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.

Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее – по справедливой или рыночной.

Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.

Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):

  • объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
  • разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.

Шаг 2. Провести переоценку ОС

Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.

Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.

Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита

Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.

По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.

Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит

Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге – когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.

В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.

Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация

Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно – пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.

Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость

После того, как выполнены шаги 2 – 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта. Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:

Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.

Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации

  • На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 – 5.
  • Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.
  • Ввиду обилия новшеств и нюансов начисления амортизации по ФСБУ 6/2020, подробно рассмотрим этот процесс в отдельной статье.
Читайте также:  Хочу открыть кафе не по месту прописки. что для этого нужно?

Подробнее об этом см. “Что нужно знать про амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020: её элементы, формулы, правила начисления“.

В этом материале только отметим, что если то, как начисляли амортизация до ФСБУ 6/2020, явно противоречит требованиям самого ФСБУ, элементы амортизации придется пересмотреть, а саму ее пересчитать. В любом случае, как будто не переходили на ФСБУ 6/2020.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка – пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

Шаг 9. Пересчитать амортизацию

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Напомним, что формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ – ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС – ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС – ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Шаг 10. Внести переходные корректировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 – Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе – 02 и 84);

Скорректирован порядок реализации ограничений допуска к госзакупкам иностранной радиоэлектронной продукции

Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

31 августа текущего года вступили в силу изменения, внесенные Правительством РФ в постановление от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878) (Постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. № 1432).

В частности, согласно новой редакции Постановления № 878, отклонению подлежат все заявки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, при условии, что на участие в закупке подана только одна или более заявка, содержащая предложение о поставке продукции, произведенной на территориях государств – членов ЕАЭС. Подтверждением производства указанной продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции (далее – реестр), на территории государства – члена ЕАЭС – наличие сведений в евразийском реестре промышленных товаров.

Для подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции участнику необходимо предоставить в составе заявки номер реестровой записи из соответствующего реестра.

При исполнении контракта поставщик обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров.

При исполнении контракта замена продукции, включенной в перечень, на продукцию, сведения о которой отсутствуют в реестрах не допускается.

Заказчик вправе не устанавливать ограничение допуска при наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданного Минпромторгом России. При этом порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, признан утратившим силу.

Кроме этого, скорректирован Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения.

Указанные изменения не применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 31 августа 2021 года.

  • Документы по теме:
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Фсбу 25/2018: как изменится бухгалтерский учёт аренды с 2022 года

С 2022 года арендодателям и арендаторам придётся пересмотреть свои подходы к бухучёту и применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Рассказываем об изменениях, которые затронут всех, и о послаблениях для малого бизнеса. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по применению нового стандарта.

Как применять ограничения и запреты после 31.08.2022: разъяснения и планируемые изменения

Кто и в каких случаях должен применять ФСБУ 25/2018

В общем случае стандарт должны применять все организации, которые заключили договоры, связанные с предоставлением имущества во временное пользование. Это касается как коммерческих, так и некоммерческих компаний. Исключение — только бюджетные организации (п. 4 ФСБУ 25/2018).

Речь идёт как об операционной аренде (субаренде), так и о финансовой аренде или лизинге. В последнем случае имущество может быть отражено на балансе как арендатора, так и арендодателя. На порядок учёта это не повлияет (п. 2 ФСБУ 25/2018).

Есть исключения: новый стандарт не нужно применять при аренде следующих видов имущества (п. 3 ФСБУ 25/2018):

  1. Недр земли, которые арендуют для геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
  2. Объектов интеллектуальной собственности, товарных знаков, знаков обслуживания и материальных носителей, на которых они находятся.
  3. Объектов концессионного соглашения.

Перейти на новый стандарт нужно с 1 января 2022 года.

Что входит в арендные платежи 

Арендные платежи — это все выплаты, которые предусмотрены договором аренды, за вычетом НДС и акцизов. В п. 7 ФСБУ 25/2018 приведены примеры основных видов арендных платежей:

  1. Фиксированные выплаты от арендатора арендодателю, за вычетом «встречных» платежей, например — возмещения арендодателем расходов арендатора.
  2. Переменные выплаты, привязанные к ценовым индексам или процентным ставкам.
  3. Справедливая стоимость передаваемого имущества при неденежной оплате.
  4. Платежи, связанные с изменением срока аренды.
  5. Платежи, связанные с выкупом предмета аренды арендатором.

Это открытый перечень — другие виды платежей, предусмотренные договором, тоже можно относить к арендным. Главное — чтобы передаваемое имущество соответствовало условиям для объекта учёта аренды.

Как вести учёт аренды у арендатора

Арендатор в общем случае должен в момент получения актива признать в бухучёте право пользования им и обязательство по аренде.

Учёт права пользования активом

Право пользования активом (ППА) нужно учитывать по правилам, установленным для основных средств и капитальных вложений (п. 10 ФСБУ 25/2018). ППА при его формировании следует учитывать у арендатора в балансе в составе внеоборотных активов на счете 08. Для этого нужно завести отдельный субсчёт.

Стоимость ППА складывается из следующих частей (п. 13 ФСБУ 25/2018):

  1. Первоначальной оценки обязательства по аренде.
  2. Арендных платежей, произведённых «авансом» — до передачи или непосредственно в дату передачи предмета аренды.
  3. Затрат арендатора на доставку предмета аренды, установку, монтаж, настройку и другие подобные работы.
  4. Оценочных обязательств арендатора, например — по предстоящему демонтажу объекта или охране окружающей среды.

Компании, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не учитывать затраты из п. 3 и 4, признавая их текущими расходами.

Расчёт обязательства по аренде

Обязательство по аренде в общем случае нужно оценивать по приведённой стоимости будущих арендных платежей. Эту сумму определяют путём дисконтирования — с учётом уменьшения стоимости денег в будущем (п. 14,15 ФСБУ 25/2018).

Период дисконтирования должен быть не длиннее, чем период, за который организация формирует бухгалтерскую отчётность. В общем случае это календарный год. Можно проводить дисконтирование и чаще, например — для составления управленческих отчётов. Если период аренды меньше отчётного, то арендные платежи можно не дисконтировать.

Организации, которые ведут упрощённый бухучёт, могут оценивать обязательство по аренде как номинальную сумму будущих платежей, без дисконтирования.

Стандартный порядок расчёта ставки дисконтирования:

  1. Оценить справедливую стоимость предмета аренды к концу срока его использования арендатором. 
  2. Вычесть из этой справедливой стоимости суммы выплат, связанные с гарантией выкупа объекта, если таковые предусмотрены договором. 
  3. Определить негарантированную ликвидационную стоимость предмета аренды как разность показателей из пп. 1 и 2. Это та потенциальная экономическая выгода, которую объект может принести по истечении срока аренды. 
  4. Вычесть из текущей справедливой стоимости предмета аренды его негарантированную ликвидационную стоимость. Эта разность должна равняться сумме арендных платежей с учётом дисконтирования.
  5. Подобрать ставку дисконтирования так, чтобы приравнять сумму номинальных арендных платежей к разности из п. 4. 
Читайте также:  Как ИП добавить код ОКВЭД?

Достаточно сложная схема. Но арендатор имеет право применять упрощённый вариант. Компания может использовать для дисконтирования ставку по заёмным средствам на период аренды.

Это может быть фактическая ставка, по которой организация берёт кредиты на срок, сопоставимый с длительностью аренды, либо оценочная величина.

Например, можно взять текущую ставку рефинансирования ЦБ и прибавить к ней несколько процентных пунктов, с учётом кредитоспособности компании.

Пример 1.

Ограничения по выручке при УСН в 2021 — 2022 годах

Лимит УСН на 2021-2022 годы для перехода на упрощенную систему налогообложения, так же как и по более ранним периодам, устанавливается в соответствии со ст. 346.12 НК РФ. Этот лимит важен для тех, кто только собирается перейти на спецрежим.

Для тех, кто уже работает на упрощенке, предусмотрено свое ограничение по выручке. Причем различаются не только суммы, но и порядок подсчета. Не запутаться в показателях и размерах предельных доходов по УСН вам поможет эта статья.

А еще вы узнаете, кому один из лимитов дозволено не соблюдать.

Для того чтобы иметь возможность использовать в своей деятельности один из самых простых режимов налогообложения — упрощенку, юрлицу или ИП необходимо соответствовать ряду определенных числовых показателей (ст. 346.12 НК РФ):

  • Численность работающих — не больше 100 человек.
  • Остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн руб.
  • Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
  • Доля участия других юрлиц — не более 25%.

Иными важными критериями являются (ст. 346.12 НК РФ):

  • Отсутствие филиалов.
  • Неосуществление определенной деятельности (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В случае если хотя бы один из перечисленных критериев перестает соблюдаться, применять УСН становится нельзя.

Лимит по УСН на 2021-2022 годы для планирующих переход на спецрежим

Если организация планирует перейти на УСН с очередного года, ей необходимо учитывать, что ее выручка за 9 месяцев текущего года тоже регламентирована. Лимит по УСН, превышение которого не позволяет перейти на спецрежим, составляет 112,5 млн руб. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Установленный для перехода на упрощенку лимит УСН 2021-2022 действует только для организаций. Если перейти на УСН решит индивидуальный предприниматель, ограничение по размеру выручки за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для него не установлено.

С 2021 года эта сумма подлежит индексации в зависимости от величины коэффициента-дефлятора.

Причем при индексации предельного дохода для перехода на упрощенку, согласно последним разъяснениям Минфина, нужно использовать коэффициент-дефлятор 2022 года, который равен 1,096. То есть лимит за январь-сентябрь 2021 года составляет 123,3 млн руб. (112,5 млн х 1,096).

Индексация предусмотрена ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, но на период до 2021 года она фактически была заморожена (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Лимит по УСН на 2021-2022 год для действующих компаний

Если доходы «упрощенца» в каком-либо из периодов 2021 года превысят установленный УСН-лимит доходов, равный 200 млн руб., он теряет возможность работать на УСН.

При доходах от 150 до 200 млн руб. УСН-налог надо платить по повышенным ставкам. 

Для этих двух лимитов (базового и повышенного) в НК РФ также предусматривается ежегодная индексация. Однако в 2021 году они не индексируются. Так считает Минфин. Аргументы ведомства мы привели здесь.

Об утрате права на УСН вы должны сообщить в налоговую. Как заполняется такое сообщение, подробно рассмотрено в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите к разъяснениям и заполненному образцу.

Если вы решили добровольно перейти с УСН на иной режим налогообложения, прочтите сообщение «Уведомление об уходе с УСН обязательно».

Метод определения доходов при УСН

Доходы для определения лимита УСН на 2021-2022 годы, как и раньше, рассчитываются кассовым методом (ст. 346.17 НК РФ). Учитывать в них нужно также все авансы, которые поступили на расчетный счет или в кассу фирмы. Если же имел место возврат денег, то он также учитывается в том периоде, когда был осуществлен, но со знаком минус.

Подробнее о доходах, включаемых в расчет, читайте в этой статье.

Учесть доходы по всем правилам вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в материал.

Итоги

Планируя переход на УСН, организации должны учитывать лимит по УСН, установленный по отношению к доходам за 9 месяцев года, предшествующего переходу на этот спецрежим. Такой лимит УСН на 2021 год для ООО составляет 123,3 млн руб. 

Действующие плательщики УСН (как организации, так и ИП) должны контролировать предельную величину годовой выручки, превышение которой влечет запрет на применение этого спецрежима. Доходный лимит УСН 2021 года равен 200 млн руб. 

Доходы для определения лимитов УСН на 2021-2022 годы определяются кассовым методом.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

  • 15
  • 1 января
  • Вступят в силу изменения, уточняющие правила приобретения права на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в рамках госконтракта.
  • Изменения направлены на установление единого правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта.

Нововведение основано на модели, согласно которой, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения принадлежат исполнителю госконтракта, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные безопасностью и обороной, принадлежат РФ. В ряде случаев права могут закрепляться прямо за исполнителем.

Предусматривается возможность включения в государственный или муниципальный контракт условия о том, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежат совместно исполнителю и публичному субъекту (Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию). Определено, какие именно результаты интеллектуальной деятельности, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относятся к охраняемым.

Законом устанавливается, что право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный в рамках госконтракта за счет бюджетных средств, принадлежит соответственно РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает госзаказчик, если:

  • результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных или муниципальных услуг либо для осуществления государственных или муниципальных функций;
  • исполнитель в течение года с даты приемки государственного или муниципального контракта не обеспечил совершение действий по признанию за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
  • результат интеллектуальной деятельности создан в рамках госконтракта, заключенного в целях реализации международных обязательств;
  • в иных установленных законом случаях.

Исполнитель, в случае принадлежности прав на результат интеллектуальной деятельности публичному субъекту, должен заключить со своими работниками или с третьими лицами соглашения и приобрести исключительное право или право использования для передачи соответствующему публичному субъекту. При этом исполнитель имеет право на возмещение средств, затраченных на такое приобретение, в пределах цены государственного или муниципального контракта.

В случае если право на результат интеллектуальной деятельности не принадлежит публичному субъекту, правообладатель по требованию госзаказчика обязан предоставить указанному им лицу безмозмездную простую неисключительную лицензию на использование такого результата интеллектуальной деятельности для госнужд.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 2 и 4 ГК РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ».

Два шага назад из колонии. Предложенные Минюстом поправки улучшат жизнь одних заключенных и ухудшат — других

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными.

Читайте также:  Какой адрес указывается в листе "Р" формы Р14001?

Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения.

Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов.

Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма.

Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Как следует из пояснительной записки, поправки «должны позволить осужденным, имеющим право перейти на принудительные работы, не лишаться возможности УДО».

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей.

Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

«По сути дела, предлагается альтернатива: либо человек подает на УДО, либо просит перевести его в исправительный центр»,— указывает эксперт.

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины.

Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон считает, что поправки ударят по одной из самых многочисленных категорий заключенных — людям, которые отбывают сроки за распространение наркотиков.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили.

Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы».

Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отмечает, что «осужденные за наркопреступления — чаще всего молодые люди, нередко — студенты, которые оступились по молодости»: «Возможность смягчения наказания только после двух третей срока — это очень долго.

То же самое и с осужденными за экономические преступления. В последние годы организация и соучастие в преступном сообществе вменялись почти всем обвиняемым по экономическим статьям.

Получается, что им нужно отсидеть 10 из 15 лет на строгом режиме, прежде чем они смогут попросить о смягчении наказания».

Мария Литвинова

Источник — Коммерсант

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда.

Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей.

Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. «У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы»).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Запрет на работу в опасных условиях

В Трудовом кодексе появится статья 214.1, которая называется «Запрет на работу в опасных условиях труда». В ней говорится следующее: если по результатам спецоценки условий труда (СОУТ) условия на рабочем месте признаны опасными, работодатель обязан приостановить деятельность на данном рабочем месте.

Что делать дальше?

  1. Незамедлительно сообщить работнику о том, что условия его труда признаны опасными (новая ст. 216.2 ТК РФ).
  2. Составить план мероприятий по устранению опасности.
  3. Направить копию плана в трудовую инспекцию по местонахождению организации или ИП.
  4. Провести указанные мероприятия.
  5. Провести внеплановую СОУТ, которая подтвердит устранение опасных условий.
  6. Возобновить деятельность на рабочем месте.

Запрет, установленный статьей 214.1 ТК РФ, не применяется при устранении и предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. А также при определенных видах работ, перечень которых должно утвердить Правительство.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно

После вступления в силу комментируемых поправок, в статье 209 ТК РФ появится новый термин — «опасность». Это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. В настоящее время разработан (но еще не утвержден) проект рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

Съемка производственного процесса

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

  • предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Добавим, что у работодателей и сейчас есть право на видеофиксацию производственного процесса. Но оно действует не везде, а только в отдельных отраслях. Для каждой такой отрасли издан приказ Минтруда об утверждении правил по охране труда. Например, для автотранспорта — приказ от 09.12.20 № 871н, для строительства — приказ от 11.12.20 № 883н и т.д.

Учет микротравм сотрудников

После вступления в силу комментируемых поправок статья 226 ТК РФ претерпит существенные изменения. Она станет называться «Микроповреждения (микротравмы)».

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

Напомним, что сейчас действует множество отраслевых норм выдачи СИЗ. Работодатели вправе устанавливать свои нормы, если они не уменьшают объемы выдачи, предусмотренные отраслевыми документами (см. «Минтруд: работодатель не вправе выдавать работникам средства индивидуальной защиты в меньшем объеме, чем это установлено типовыми нормами»).

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно.

Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п.

 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *