Контрактный управляющий по 44-фз 2022 – кто может быть назначен и требования

  • Согласно статье 38 закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий является должностным лицом, назначаемым заказчиком для контролирования и реализации процесса закупок, который включает в себя и исполнение каждого отдельно взятого контракта.
  • То есть, контрактный управляющий это ответственный за проведение закупок сотрудник предприятия, которого выдвигает на эту должность руководство.
  • Чтобы назначить и иметь в штате подобного специалиста, само предприятие должно соответствовать двум критериям:
  • общий годовой объем закупок данного заказчика не превышает итоговой суммы в 100 миллионов рублей;
  • у предприятия отсутствует сформированная контрактная служба.

Контрактную службу формируют в соответствии с планом-графиком закупок, годовая итоговая сумма которых превышает 100 миллионов рублей. Данная организация представляет собой несколько должностных лиц, ответственных за проведение закупочной деятельности, которые работают под обязательным контролем приставленного руководителя.

Таким образом, для предприятий малого и среднего бизнеса зачастую достаточно назначения единственного специалиста, который будет осуществлять весь процесс необходимых закупок. И если вы сомневаетесь, нужна ли вам контрактная служба по 44-ФЗ или контрактный управляющий, имея небольшое предприятие, выбирайте последнего.

Федеральный закон № 44-ФЗ обязывает заказчиков иметь в своем штате должностное лицо, ответственное за проведение госзакупок.

При этом это может быть как сторонний специалист, так и человек из текущего штата, работающий за полную или неполную ставку. В любом случае контрактный управляющий по закону 44-ФЗ должен полностью отвечать за процесс планирования и осуществления закупок от начала и до конца, тогда как в контрактной службе данные функции могут быть разделены между разными сотрудниками.

Итак, в обязанности контрактного управляющего в соответствии с №44-ФЗ входят:

  • организация и составление плана закупок, возможная редактура с внесением изменений в данный документ, а также его размещение в системе ЕИС (Единой информационной системе);
  • организация и внесение изменений в план-график, который также необходимо размещать и при надобности редактировать в ЕИС;
  • подготовка различной документации, включая извещения о результате закупок, проекты контрактов, приглашения для подрядчиков и исполнителей об участии в контрактах и прочие сопутствующие документы с последующим размещением их в системе ЕИС;
  • собственно осуществление закупок с заключением контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжалованных результатах выбора тех или иных поставщиков товаров или услуг. При необходимости подготовка исковых материалов и заявлений в судебные органы;
  • организация и участие в консультациях и мероприятиях, направленных на выявление рыночной конъюнктуры, определении конкурентных зон и средневзвешенных цен с расчетом НМЦК. Встречи с заказчиками и поставщиками для ознакомления с ассортиментом и эффективной плановой работы направленной на удовлетворение государственных, муниципальных или организационных нужд представляемого предприятия;
  • организация и обеспечение работы закупочной комиссии, и, возможно, привлечение экспертов для соответствующей деятельности по приемке и оценке качества товаров или услуг;
  • другие полномочия, указанные в №44-ФЗ.

Помимо обязанностей, установленных действующим законодательством, заказчик вправе назначать дополнительные функции и полномочия для своего сотрудника. Должностная инструкция контрактного управляющего является тем документом, который составляется внутри организации и включает весь перечень вменяемых должностному лицу обязанностей.

Обычно должностная инструкция контрактного управляющего дополняет 44-ФЗ в контексте специфики нужд конкретного заказчика, а также содержит пункты с требованием к уровню знаний сотрудника, имеющимся у него в распоряжении полномочиям, и информацией о возможной ответственности в случае правонарушений.

Требования к должностному лицу

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2020 года, на должность контрактного управляющего теперь не могут претендовать любые сотрудники в штате предприятия.

Это значит, что назначаемое должностное лицо обязано иметь соответствующее высшее образование в сфере проведения закупок, либо дополнительное профессиональное образование по этой же специальности.

Ранее можно было назначать любого сотрудника с высшим образованием вне зависимости от его профиля.

В качестве дополнительного профессионального образования подходят курсы повышения квалификации или заочная/очная формы обучения, проводимые по сокращенной программе при высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Повышение квалификации предусматривает минимум 16 часов обучения, и подходит только для сотрудников, уже имеющих профильное образование.

В качестве профессиональной подготовки необходимо обучаться минимум 250 часов с обязательным прохождением теоретической и практической части программ.

В связи с этими положениями были введены соответствующие изменения и в трудовой кодекс РФ.

Теперь действуют профессиональные стандарты:

  • специалист в сфере закупок — c уровнем квалификации с 5-го по 8-ой;
  • эксперт в сфере закупок — c уровнем квалификации с 6-го по 8-ой.

Оба зависят от списка должностей, к которым могут применяться и регулируются частью 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ.

Если вы привлекаете стороннего специалиста или берете управляющего закупками по открытой вакансии, проблем возникнуть не должно, поскольку сразу виден уровень дипломного образования и подготовки соискателя. В своем штате может просто не обнаружиться человека с необходимыми навыками, либо он будет занимать какую-либо ключевую должность.

Вы можете либо полностью перевести такого человека на новую должность, издав соответствующий приказ, либо совместить обязанности контрактного управляющего с текущей должностью, повысив ставку на 0.5 или 0.3 размера.

Назначение контрактного управляющего

Чтобы в вашем штате появилось должностное лицо, исполняющее обязанности контрактного управляющего, вы можете либо нанять стороннего специалиста, либо подать информацию о вакансии на рынок труда для привлечения нового профессионального сотрудника, либо назначить на должность одного из штатных работников, издав соответствующий приказ.

Текст приказа должен содержать следующую информацию:

  1. Вводная часть с указанием ссылки на Федеральный закон №44-ФЗ в качестве основания для приказа.
  2. Указание имени и инициалов сотрудника, а также даты его вступления в должность.
  3. Перечень всех функций и полномочий, которые вы вверяете указанному сотруднику в должностные обязательства.
  4. Пункт для связанных с должностью отделов для предоставления контрактному управляющему доступа к той или иной информации. Например, бухгалтерии или отдела сбыта.
  5. Указание главного лица, который будет вести контроль над деятельностью управляющего.
  6. Перечень лиц, ознакомившихся с данным текстом приказа, и их подписи.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ 2022 – кто может быть назначен и требования Образец приказа о назначении контрактного управляющего Контрактный управляющий по 44-ФЗ 2022 – кто может быть назначен и требованияОбразец должностной инструкции контрактного управляющего

Критерии оценки эффективности контрактного управляющего

По роду своей службы должностное лицо, выполняющее обязанности контрактного управляющего по форме закона 44-ФЗ, решает три задачи:

  1. Организация и полное контролирование процесса закупок.
  2. Работа в строгом соответствии с законодательными актами и нормативами.
  3. Заключение выгодных контрактов с соблюдением интересов заказчика.

В связи с этим хороший сотрудник должен в первую очередь иметь соответствующее образование и профильную подготовку, которая включает отличное знание текущего законодательства, в том числе 223-ФЗ, и ориентирование в сфере предполагаемых к закупке товаров или услуг. Однако это не делает специалиста максимально эффективным, поскольку для заказчика важен именно третий класс решаемых контрактным управляющим задач.

Чтобы понять, хорошо ли должностное лицо выполняет свои обязанности, необходимо обратить внимание на следующие критерии:

  • умение оценить требуемый уровень качества товаров или услуг и заключать соответствующие ему контракты на поставку;
  • разумное освоение выделенного бюджета, умение ориентироваться в средневзвешенных рыночных ценах и выбирать наиболее выгодные контракты;
  • щепетильное отношение к законодательным нормам и следование их содержанию. Немаловажный пункт, который убережет от излишних претензий со стороны третьих лиц.

Все это должно включаться в общие характеристики сотрудника, среди которых наиболее значимыми являются: ответственность, добропорядочность, целеустремленность и желание вникать в поставленные задачи.

Ответственность

Порядок ответственности конкретного управляющего регулируется частью 5 статьи 38 №44-ФЗ, а также частью 1 статьи 107 №44-ФЗ и лежит в рамках осуществляющихся данным лицом полномочий.

К обязательным к реализации условиям относится указание должностных обязанностей и порядок ответственности за их нарушение в должностной инструкции КУ.

В зависимости от степени и характера правонарушений, виновный в их осуществлении контрактный управляющий может быть привлечен к следующим типам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная ответственность наступает в ходе несоблюдения управляющим своих установленных обязанностей в надлежащем виде.

Федеральный закон №44-ФЗ не включает пунктов с прямыми указаниями о стандартизированном порядке выявления подобных нарушений и привлечения ответственных лиц к дисциплинарному наказанию.

Меру взыскания в этом случае определяет заказчик, которому надлежит руководствоваться действующим на данный момент трудовым законодательством.

Не указан в законе №44-ФЗ и порядок привлечения работников в сфере осуществления закупок к гражданско-правовой ответственности. В виду отсутствия соответствующего регламента данный тип ответственности наступает в связи с основаниями общего характера.

К таковым относятся, например, положения пункта 1, статьи 1081 ГК РФ, где прописано, что организация-заказчик, которая была вынуждена компенсировать ущерб за неправомерные действия своих работников третьим лицам, вправе предъявить аналогичное требование, направленное в адрес конкретных управляющих или работников контрактной службы, по вине которых возникла данная ситуация.

Административная ответственность может наступить по факту проверки закупочной деятельности контролирующими органами.

В ходе выявления несоответствий и обнаружении достаточных нарушений действующего законодательства в сфере регулирования государственных закупок в отношении ответственных управляющих может быть возбуждено дело об административных правонарушениях. Порядок наступления ответственности прописан в пункте 22 99 статьи из №44-ФЗ.

Административные взыскания подразумевают назначение соответствующих штрафных санкций, которые применяются к управляющим как к должностным лицам несущим ответственность перед законом.

В этом случае самому заказчику могут вручить:

  • представление об устранении выявленных условий и причин, повлекших административное правонарушение;
  • обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда противоправные действия сотрудника попадают в разряд опасных и выявлен факт чрезмерного злоупотребления вверенными должностными полномочиями. Порядок назначения мер пресечения таких правонарушений регулируется статьей 200.4 частью 4 Уголовного Кодекса РФ.

Читайте также:  Ликвидация гуп и муп в 2022 году

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — кто это, обязанности и должностная инструкция

Время чтения: 6 минут(ы)

С недавних пор в сфере государственных закупок была введена система нововведений, которая регламентировала не только механизм действия Федеральной Контрактной службы, но и определенные кадровые трансформации.

С тех пор в должностные обязанности заказчика входит формирование профессионального уровня контрактных управляющий, контрактной службы и комиссий по закупкам.

В данной статье речь пойдет о том, кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ, и в чем заключается его работа.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ 2022 – кто может быть назначен и требования

Кто это такой и чем занимается контрактный управляющий?

В чем заключается работа?

Для ведения закупочной деятельности на должном профессиональном уровне заказчикам необходимо создание такой должностной единицы как «контрактный управляющий» или «контрактная служба». К данной работе привлекаются только высококвалифицированные специалисты.

Недавние изменения в законодательстве направлены на урегулирование расходов из бюджетных средств, что позволяет контролировать коррупцию, а значит, частично освобождать заказчика от последствий выявления нарушений, ведь вся ответственность перекладывается на плечи контрактного управляющего.

Работа данной службы определяется положением заказчика, которое разрабатывается в соответствии действующим законодательством и официальными письмами Министерства Экономического Развития.

Формировать несколько Федеральных контрактных служб запрещено – допускается существование только одной. Минимальная численность персонала – 2 сотрудника.

При этом оформлять на работу сотрудников контрактной службы по гражданско-правовому договору заказчикам также запрещено, разрешается лишь заключение трудового договора или назначение на должность контрактного управляющего по 44-ФЗ.

Согласно закону о контрактной системе 44-ФЗ обязанности контрактного управляющего могут быть возложены на нескольких сотрудников, так как прямого запрета на данное действие нет.

Важно при этом понимать, что контрактный управляющий контролирует и сопровождает всю закупку от начала и до конца, без какого-либо дробления или распределения этапов закупки между другими сотрудниками.

Иными словами, по 44-ФЗ контрактный управляющий – это сотрудник, реализующий закупки только своего сегмента или все закупки предприятия.

В должностную инструкцию управляющего входит сопровождение всех этапов, в том числе закрытие сделки по контракту. При этом если у заказчика на службе имеется несколько контрактных управляющих, то каждый из них должен вести свои закупки от начала и до конца.

В связи с этим специалисты рекомендуют распределить обязанности между управляющими по какому-то характерному признаку, например виду или предмету закупок. В то время как один сотрудник может заниматься закупками работ и услуг, в должностной круг обязанностей может входить работа с поставками.

Может ли совмещать должность?

Согласно действующему законодательству при совокупном годовом размере закупок на сумму менее 100 миллионов рублей и отсутствии контрактной службы заказчику необходимо назначить лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

Данное поручение работнику могут осуществляться путем совмещения должностей. Иными словами, наряду с основной работой по трудовому договору в обязанности сотрудника будет входит выполнение дополнительной работы по другой профессии.

Запрета на совмещение должностей конкурсным управляющим в разных организациях также не предусмотрено. Главным условием при этом является назначение на должность контрактного управляющего лица, состоящего в штате работников данного заказчика.

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Необходимость формирования контрактной службы определяется самим заказчиком и его годовым объемом закупок. Согласно действующему законодательству после превышения суммарной суммы годовых закупок, превышающей планку в 100 миллионов рублей, заказчик обязан сформировать такую службу.

При меньших объемах закупок допускается создание лишь должности контрактного управляющего, формирование контрактной службы не обязательно. Но при любом из описанных вариантов необходим руководитель.

Обязанности по 44-ФЗ

В базовые обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит:

  • разработка, своевременное формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок;
  • сопровождение и подготовка закупок;
  • обоснование начальной максимальной стоимости закупок;
  • оформление закупки у поставщика;
  • составление извещений в ЕИС;
  • оформление документации по проводимым сделкам и иным процедурам;
  • оформление проектов контрактов и протоколов заседаний комиссий;
  • поиск потенциальных поставщиков;
  • рассылка приглашений потенциальным поставщикам для участия;
  • консультация с поставщиками от имени заказчика на этапе планирования закупок;
  • участие в оценке конкурентной среды;
  • заключение договора по итогам закупки;
  • разъяснение положений имеющейся документации, контроль и обеспечение корректности процедуры вскрытия конвертов;
  • документальное оформление включения в черный список участников, не выполнивших условия подписанного контракта или уклонившихся от его подписания;
  • участие в подготовке ответа на запросы ФАС.

Требования к должности

Согласно 44-ФЗ в комиссию заказчика могут входить лишь граждане, обладающие достаточным уровнем профессиональной подготовки либо обладающие необходимыми профессиональными навыками.

Иными словами, претенденты на должность контрактного управляющего должны обладать документами, подтверждающими наличие высшего и дополнительного профессионального образования согласно требуемой работе.

Требований о регулярном повышении квалификации контрактного управляющего в Федеральном законе теперь нет, однако по-прежнему существуют понятия профессиональной подготовки и переподготовки.

Удостоверение о повышении квалификации выдается сотрудникам, получивших образование контрактного управляющего на курсах или семинарах продолжительностью от 72 до 100 часов.

Для получения свидетельства о повышении квалификации необходимо пройти обучение продолжительностью более 100 часов. При прохождении обучения длительностью от 1 тысячи часов сотрудник получает диплом о профессиональной переподготовке.

Должностная инструкция контрактного управляющего: образец

На данный момент в Законе 44-ФЗ никаких ссылок и указаний на обязательность должностной инструкции нет, вследствие этого руководитель заказчика вправе выбирать документ, определяющий функции контрактного управляющего.

Также допускается вариант, при котором должностные инструкции контрактного управляющего излагаются в трудовом договоре или изменениях к нему, однако составлены они должны быть в соответствии профессиональному стандарту контрактного управляющего. Поэтому если такой вариант не является удобным для заказчика, то он может составить должностную инструкцию на саму должность, а не конкретного сотрудника.

Унифицированная форма инструкции на данный момент не установлена, так как четких требований к структуре или содержанию закон не предусматривает. Однако ознакомиться с примером должностной инструкции контрактного управляющего можно по ссылке: https://yadi.sk/i/_2HDMGV-3KmcWG.

Ответственность и штрафы

И контрактный управляющий, и рядовой сотрудник контрактной службы несет ответственность перед законом, а значит, может быть оштрафован в соответствии с совершенным деянием.

В связи с этим в должностной инструкции необходимо указывать не только должностные обязанности сотрудника, но и ответственность за их неисполнение.

Согласно трудовому кодексу контрактный управляющий несет ответственность за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей, прописанных в инструкции, а также за нанесение материального вреда работодателю.

  • Кроме того, контрактный управляющий несет гражданскую, административную и уголовную ответственность за совершенные им деяния.
  • Важно: При совершении административного правонарушения контрактный управляющий несет административную ответственность как должностное лицо.
  • При этом должностное лицо Заказчика несет персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок.

Где обучают на контрактного управляющего?

Институты и академии

Получить профессию контрактного управляющего можно в таких учреждениях, как:

  • Институт Профессиональных Контрактных Управляющих — http://www.ipku.ru/;
  • Академия Контрактных Управляющих — http://a-k-u.ru/;
  • Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — http://www.ism.ranepa.ru/.

Курсы контрактного управляющего по 44-ФЗ

Курсы менее продолжительны и все обучение может занимать всего лишь несколько дней.

Пройти курсы контрактного управляющего можно в следующих организациях

  • Русская Школа Управления — https://uprav.ru/;
  • Международная Академия Экспертизы и Оценки – http://закупки.маэо.рф/;
  • Научно-Производственное Объединение «Меркурий Урал» — http://specialistrus.ru/.

Возможно ли дистанционное обучение?

Согласно действующему законодательству требования к образованию контрактного заключаются в наличии высшего образования без учета профиля и дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Указаний в отношении формы обучения нет, поэтому дистанционное обучение на контрактного управляющего не только возможно, но и довольно широко практикуется.

Профессиональный стандарт

В соответствии с 44-ФЗ Заказчики должны принимать на должность контрактного управляющего сотрудников, обладающих соответствующими профессиональными навыками. Именно поэтому в интересах любого заказчика является обеспечение достаточного уровня подготовки и повышения квалификации собственных сотрудников.

Вследствие этого работников, которые будут получать профессию контрактного управляющего, направляют в профильные высшие или средне-специальные учреждения. Обучение может проводиться как в очной, так и в заочной форме.

Весь курс обучения состоит из двух частей – теоретических и практических занятий. Действующее законодательство предоставляет будущим контрактным управляющим как минимум 16 часов для прохождения обучения, а при прохождении программы переподготовки выделяется срок от 250 часов.

Для того чтобы определиться с должностью контрактного управляющего по 44-ФЗ рекомендуется обратиться к Единому Квалификационному Справочнику Должностей, содержащих не только названия должностей, но и профессиональные стандарты контрактных управляющих.

На данный момент профессиональных стандартов контрактного управляющего два:

  1. Специалист в сфере закупок;
  2. Эксперт в сфере закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» был утвержден в 2015 году приказом Минтруда России №625н. Согласно данному документу существует четыре варианта квалификации:

  • 5 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • допустимо привлечение к работе молодых специалистов или выпускников любого вуза по любой специализации без опыта работы;
    • основная задача – обеспечение закупок.
  • 6 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего и дополнительного профильного образования;
    • обязателен трехлетний опыт в сфере закупок.
  • 7 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • старший специалист по закупкам;
      • работник контрактной службы;
      • консультант по закупкам;
      • контрактный управляющий.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен четырехлетний опыт в сфере закупок;
    • основная задача – экспертиза результатов закупок.
  • 8 уровень квалификации:
    • ориентировочные наименования вакансий:
      • заместитель руководителя;
      • советник/руководитель.
    • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
    • обязателен пятилетний опыт в сфере закупок, из которых два года – на руководящей должности;
    • основная задача – аудит и контроль в сфере закупок.
Читайте также:  Обязательно ли самозанятому открывать счет в банке?

В отношении профстандарта «Эксперт в сфере закупок» действует официальный приказ Минтруда России №626н, согласно которому претендовать на звание эксперта могут сотрудники не ниже шестого уровня классификации.

Названия вакансий могут быть следующими:

  • 6 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий​​​​​​;
    • старший специалист по закупкам;
    • консультант по закупкам.
  • 7 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • эксперт по закупкам;
  • 8 уровень квалификации:
    • контрактный управляющий;
    • заместитель директора/руководителя;
    • директор/руководитель;
    • руководитель контрактной службы.

Важно: Для работы на восьмом уровне сотруднику необходим опыт работы на руководящей должности продолжительностью от трех лет.

Несмотря на такое строгое деление квалификаций, все приведенные примеры наименований вакансий являются ориентировочными, так как работника принимают на должность согласно утвержденному штатному расписанию. Главным условием является соответствие занимаемой должности выполнению обязанностей, обеспечивающих закупочную деятельность заказчика.

Сколько зарабатывает контрактный управляющий: зарплата

Согласно статистике, средняя заработная плата контрактного управляющего в столице находится в районе 50 тысяч рублей в месяц. В то же время в регионах оплата труда сотрудников того же профиля существенно ниже – около 15 тысяч рублей.

Вакансии: где можно работать?

В соответствии с действующим законодательством, контрактный управляющий по 44-ФЗ – специалист, предназначенный для работы в государственных и муниципальных структурах в области планирования, обеспечения и контроля закупок товаров и услуг.

Резюме: скачать образец

Как показывает практика, грамотно составленное резюме привлекает к себе гораздо больше внимания со стороны потенциальных работодателей. Именно поэтому необходимо правильно отразить в резюме собственные профессиональные навыки и преимущества перед конкурентами.

Положение (регламент) контрактного управляющего по 44-ФЗ: образец

Положение контрактного управляющего должно составляться заказчиком в соответствии с действующим законодательством и официальными разъяснениями Министерства Экономического Развития. Пример регламента контрактного управляющего по 44-ФЗ можно скачать по одной из ссылок:

  • https://yadi.sk/i/EvY2Md8C3Kmd5q
  • https://yadi.sk/i/ZI53nM6_3Kmd6k

Таким образом, профессия контрактного управляющего подразумевает полное сопровождение всех этапов сделки, включая заключение контракта. Именно поэтому сотрудник, занимающий данную вакансию, должен обладать достаточными уровнем профессиональной подготовки и специализированными навыками.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Требования к контрактному управляющему по 44-фз с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к контрактному управляющему по 44-фз с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В организациях, где совокупный годовой объем закупок менее 100 млн руб. (а таких большинство), назначается контрактный управляющий по 44 фз– должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ) с высшим или дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (ч. 6 ст. 38).

Можно выделить несколько вариантов назначения на должность контрактный управляющия.

Контрактный управляющий

Новый работник, оформленный на должность контрактный управляющий, введенную в штатное расписание Работник организации, переведенный на должность контрактного управляющего, введенную в штатное расписание Работник организации, совмещающий свою должность и вакантную должность контрактного управляющего Работник организации, исполняющий обязанности контрактного управляющего дополнительно к своим

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий.

Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.

2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

  • наименование должности;
  • информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;
  • требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);
  • требования к знанию законодательства;
  • полномочия по осуществлению закупок;
  • права и обязанности;
  • ответственность.

Для установления функций и полномочий можно обратиться к ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, Типовому положению и профстандартам «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок».

Если в организации есть работник, получивший соответствующее образование в сфере закупок, но занимающий другую должность, который не возражает перейти полностью на должность контрактного управляющего, его можно перевести. Перевод осуществляется путем заключения дополнительного соглашения, издания приказа о постоянном переводе и внесения записи о переводе в трудовую книжку.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части назначения контрактного управляющего, сообщает следующее.

  • По вопросу N 1.
  • Положениями пунктов 5, 6 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
  • Муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона о контрактной системе, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона о контрактной системе в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Положениями части 6 статьи 38 Закона о контрактной системе предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок» (далее — Стандарты).

Кто Может Быть Контрактным Управляющим С 1 Января 2021

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.

При осуществлении закупок среди СМП, СОНКО размер обеспечения исполнения контракта (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) устанавливается от цены, по которой заключается контракт (а не от НМЦК, как в общем случае). Правда, меньше, чем размер аванса (если контрактом предусматривается выплата аванса) размер обеспечения все равно быть не может.

С 1 июля к числу таких случаев добавляется изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап.

ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10 %.

  • во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
  • во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.

5 статьи 99 44-ФЗ, а также проверке сведений о госконтракте в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1084 читайте в статье » ☆ В рамках контроля над закупками Казначейства, который вступил в силу с 2017 года, действует ряд подзаконных актов: общие правила контроля регулирует постановление Правительства РФ № 1367, правила ведения реестра контрактов – постановление № 1084.

Заказчик вправе возложить на руководителя контактной службы не только обязанности по организации и координации работы по планированию и проведению закупок, но и реализацию функций и полномочий службы. То есть за результат любого действия сотрудников контрактной службы отвечать будет руководитель.

  • высшее образование — специалист или магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Например, это могут быть Онлайн-курсы в Школе электронных торгов, которые обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года.
Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат при закупке товара за наличный расчет?

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

Заказчик обязан:

  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году
  • Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  • Риски демпинга и антидемпинговые меры
  • Приказ Минфина РФ № 126н: особенности применения
  • Закрытый конкурс по 44‑ФЗ: пошаговая инструкция
  1. У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
  2. Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
  3. Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

  • Специалист по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.
  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Назначение контрактного управляющего для проведения госзакупок по 44-ФЗ

Для осуществления госзакупок бюджетные учреждения должны назначать ответственных за их проведение лиц или даже целую команду. В силу закона 44-ФЗ (далее – закон), в зоне ответственности таких лиц находятся практически все этапы госзакупок, начиная от разработки планов закупок и заканчивая участием в спорах с исполнителями (поставщиками) относительно вопросов заключения контракта.

Контрактный управляющий или контрактная служба?

Закон обязывает заказчика создать контрактную службу, если совокупный годовой объем закупок у них составляет более 100 миллионов рублей. Если же на годовые закупки заказчик тратит меньше указанной суммы, то он может обойтись назначением контрактного управляющего.

К сведению.Совокупный годовой объем закупок представляет собой утвержденный объем финансирования госзакупок на определенный финансовый год. Сюда входят и денежные средства, которые будут расходоваться на оплату контрактов, которые были заключены ещё до наступления данного финансового года, но должны быть оплачены именно в указанном году.

Контрактный управляющий

Профессиональные требования

Для назначения контрактных управляющих необходимо искать сотрудников, которые имеют высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Следует отметить, что закон позволяет до 01.01.

2017 года принимать на работу в качестве контрактного управляющего лиц, которые имеют лишь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в области госзакупок.

Назначение

Целесообразно назначать сотрудника, который будет заниматься исключительно госзакупками. Но далеко не все бюджетные учреждения могут позволить себе подобную «роскошь». Закон не запрещает привлекать к работе по должности контрактного управляющего лиц, которые занимают иные должности у заказчика в порядке совмещения.

  • Для назначения на должность контрактного управляющего необходимо издать соответствующий приказ и разработать должностную инструкцию для такого работника. Образцы данных документов разработаны сотрудниками СПС «Гарант»:
  • Приказ о назначении контрактного управляющего.doc
  • Должностная инструкция контрактного управляющего.doc

Полномочия

Контрактный управляющий наделен следующими полномочиями:

  1. разработка плана закупок, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  2. разработка плана-графика, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  3. подготовка и размещение в ЕИС документации по закупкам, проектов контрактов, извещений о проведении закупок и приглашений для поставщиков при их определении закрытым способом;
  4. обеспечение осуществления закупок (в данную функцию также включается заключение контрактов);
  5. участие при рассмотрении жалоб поставщиков, направленных на обжалование результатов определения поставщиков и подготовка материалов для исковой и претензионной работы;
  6. иные полномочия, предусмотренные законом.

Контрактная служба

Профессиональные требования

Профессиональные требования для участников контрактной службы равнозначны данным требованиям для контрактного управляющего, указанным выше.

Создание

Для создания контрактной службы необходимо издать приказ с указанием лиц, которые будут входить в состав данной службы, и их полномочий.

Согласно закону контрактная служба должна руководствоваться в своей деятельности типовым регламентом. В настоящее время типовой регламент деятельности контрактной службы утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631:

Типовой регламент контрактной службы.doc

Необязательно выделять целое структурное подразделение для контрактной службы. Достаточно утвердить постоянный состав работников, которые в нее входят.

Количество членов и структуру контрактной службы определяет сам заказчик. Но в неё должны входить как минимум два сотрудника.

Полномочия

Полномочия членов контрактной службы аналогичны тем, что указаны выше для контрактного управляющего. Более подробный перечень функций контрактной службы отражен в типовом регламенте.

Ответственность контрактного управляющего и членов контрактной службы

Закон устанавливает персональную ответственность для контрактных управляющих и членов контрактной службы за соответствие проведения госзакупок действующим нормативным актам, регулирующим их. Нарушение указанными лицами нормативных актов в сфере госзакупок может стать основанием для привлечения их, например, к дисциплинарной, гражданско-правовой и даже к уголовной ответственности.

Кроме того, указанные лица, как должностные, могут быть привлечены к административной ответственности. Так, например, согласно ст. 7.30 КоАП РФ контрактный управляющий может быть оштрафован на 30 000 рублей, если нарушит сроки размещения в ЕИС документов, которые необходимо разместить для госзакупок согласно закону более чем на два рабочих дня.

Как автоматизировать процесс госзакупок?

Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы «Эконом-Эксперт». Она предназначена для контрактного управляющего или всей контрактной службы государственного заказчика и позволяет оптимизировать закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, автоматизируя трудоемкие операции. Скачать программу можно здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *