Лето близко! Масштабные изменения в 44-ФЗ не за горами

Лето близко! Масштабные изменения в 44-ФЗ не за горами

Станет меньше конкурентных способов закупок. Правила их проведения изменятся. Оформлять приемку будут преимущественно в электронном виде. Основная часть новшеств заработает с 1 января, но для некоторых из них будут переходные периоды. Рассмотрим самые заметные изменения.

Конкурентные способы

Закупки можно проводить такими способами:

  • конкурс (закрытый, электронные открытый и закрытый);
  • аукцион (электронный, закрытый, закрытый электронный);
  • электронный запрос котировок.

Запрос котировок

Заказчики по-прежнему смогут проводить запрос котировок, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом лимит по годовому объему закупок этим способом вырастет до 20% от СГОЗ. Для заказчиков, у которых прошлогодний СГОЗ был меньше 500 млн руб., лимит составит 100 млн руб. В некоторых случаях эти ограничения можно не учитывать. Например, при закупке лекарств по решению врачебной комиссии.

Если НМЦК превысит 1 млн руб., необходимо требовать обеспечение заявки. Сейчас обеспечение для участия в запросе котировок не предусмотрено.

Универсальная предквалификация и требования к участникам

В любой конкурентной закупке с НМЦК 20 млн руб.

и более, заказчик потребует от участника, чтобы тот имел опыт исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ или договора по Закону N 223-ФЗ за 3 года до подачи заявки.

Его цена должна быть не менее 20% НМЦК, требования по уплате неустоек исполнены. Предмет закупки не имеет значения. Это положение действует, если не применялись доптребования к участникам закупки.

Предусмотрели дополнительные механизмы деофшоризации. Так, участником закупки по-прежнему не может стать офшорная компания. Кроме того, претендент на контракт не должен иметь такой компании среди:

  • участников корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица;
  • лиц, владеющих напрямую или косвенно более чем 10% голосующих акций либо долей его уставного или складочном капитала.

Гарантии

Для обеспечения контрактов и заявок примут гарантии не только банков, но и ряда других лиц, например региональных гарантийных организаций. Такие организации или банки должны выполнять обязательства по гарантиям, даже если исключены из соответствующих перечней.

Извещение и отмена закупки

Основные изменения:

  • в большинстве случаев извещение — основной документ. В нем будет вся информация о закупке. Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур;
  • изменить извещение о любой закупке можно за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок;
  • отменить любую электронную закупку можно не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания приема заявок. Сейчас срок зависит от способа.

Оформление приемки

При исполнении контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур формировать и подписывать документ о приемке нужно в электронной форме. Для него определили перечень информации.

Если извещение размещено до 1 января 2022 года, заказчик может оформить приемку по-старому.

Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ

Материал подготовлен специалистами компании «КонсультантПлюс»

Масштабные изменения в 44-ФЗ. К чему нужно быть готовым?

В 2022 году в законодательство будет внесен оптимизационный пакет поправок, которые кардинально изменят сферу государственных закупок. Как именно и к чему нужно готовиться участнику тендерного рынка? Давайте разберемся, в чем же будет заключаться суть грядущих нововведений.

Банковские гарантии и обеспечение

  • Теперь необязательно получать новую банковскую гарантию при сокращении обеспечения. Просто внесите изменения в старую;
  • Банковскую гарантию переименовали в независимую гарантию в связи с тем, что ее получение станет возможным в некредитных учреждениях;
  • Срок действия гарантии для обеспечения заявки уменьшен с 2 месяцев до 1.

Обратите внимание: срок действия гарантий и порядок возврата обеспечения необходимо поменять в извещениях и контрактах на 2022 год. 

Дополнительные соглашения и порядок расторжения контракта

  • Электронное взаимодействие набирает обороты. Теперь решение об одностороннем расторжении контракта автоматически направляется поставщику с помощью ЕИС;
  • Датой получения решения признается не дата вручения уведомления, а день его публикации по часовому поясу поставщика;
  • Теперь не нужно ждать 10 дней для составления дополнительного соглашения о расторжении контракта. Публикация решения в ЕИС будет означать, что заказчик законно уведомил поставщика о расторжении.

Способы закупки и сроки проведения

  • Документом утверждено сокращение количества открытых вариантов закупок с 11 прежних до 3. Теперь участникам будут доступны конкурс, запрос котировок и электронный аукцион;
  • Стоит отметить, что в бумажной форме останется возможным только  проведение закрытых закупок или закупок у единственного поставщика;
  • Сроки всех закупочных процессов будут существенно урезаны. Теперь конкурсные заявки рассматриваются 2 дня, а аукционные — 1. Напоминаем, что ранее заявки с начальной максимальной ценой контракта, составляющей менее 1 млн. руб., рассматривались 1 рабочий день, а более 1 млн. руб. — 5 рабочих дней.

Обратите внимание: запланированные конкурентные закупки следует внести в план-график 2022 аукционом, конкурсом или запросом котировок. Кроме того, все закупки, попадавшие ранее в запрос предложений, теперь можно закупить с помощью электронного запроса котировок без определенной начальной максимальной цены контракта.

Этапы исполнения контракта и существенные условия

  • Станет возможным изменение существенных условий контракта, даже если это в нем не указано. Объем и цену контрактов жизненного цикла и на НИОКР можно менять на 30%;
  • Появится определение этапа исполнения контракта.
Читайте также:  Когда отражают расходы на УСН 15%?

Обратите внимание: для изменения существенных условий контракта вам потребуется только соответствующее обоснование. Им может стать возникновение обстоятельств, не зависящих от сторон и препятствующих исполнению обязательств. Также не забудьте предусмотреть этапы исполнения в проектах контракта.

Это поможет вам систематизировать работу и избежать разногласий с ФАС и поставщиками.

Единые требования и Реестр недобросовестных поставщиков

  • На закупки у единственного поставщика распространятся единые требования к участникам;
  • Теперь не нужно направлять в РНП основания и дату расторжения контракта по суду или заказчиком в одностороннем порядке. Обязательными к внесению в реестр остаются полное и сокращенное наименование поставщика и номер реестровой записи в ЕРУЗ.

Рекомендуем вести бумажный реестр расторгнутых контрактов  на случай сбоев в электронных комплексах и хранить переписку с поставщиком, пока она не будет полностью перенесена в ЕИС.

Несостоявшиеся закупки

Оснований для признания закупки несостоявшейся будет шесть, и все они будут регламентированы одной статьей. Список условий содержит следующие пункты:

  • Подана одна заявка;
  • Допущена одна заявка;
  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки были отклонены комиссией;
  • Все участники были признаны уклонившимися, а заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником.

Электроприемка, переписка и типовые контракты в ЕИС

  • Вся информация о статусе исполнения контрактов будет автоматически вноситься в реестр по результатам электронной приемки. С 1 апреля 2022 года этот механизм полностью заместит ручную выгрузку сведений в ЕИС;
  • Библиотека типовых контрактов будет исключена из ЕИС, следовательно их применение станет возможным только по факту утверждения правительством актуальных типовых условий;
  • Все значимое содержание переписки заказчика и поставщика относительно контракта и закупки будет внесено в ЕИС, причем доступ к ней получат все, включая контролеров. Системой будут фиксироваться сроки получения, отправки, прочтения и ответа на претензии.

Изменения для участников закупок

Не секрет, что контрактная система отличается правовой нестабильностью. Изменения перманентно вносятся как в сам федеральный закон о контрактной системе (федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — Закон № 44-ФЗ), так и в подзаконные акты, принятые в его развитие.

По данным Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год», выпущенного Счетной палатой, в 2019 году Закон № 44-ФЗ изменялся восемь раз, и в его развитие было принято 55 нормативно-правовых актов.

Разберемся, какие изменения нас ждут в ближайшем будущем

С 1 января 2021 года оператор электронной площадки будет обязан предоставить заказчику информацию (при наличии) о привлечении участника закупки к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.

28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), включающую наименование суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания, номер дела об административном правонарушении, дату вынесения постановления и дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 917 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

На сегодняшний день реестр по данной информации ведется на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а участник закупки лишь декларирует свое отсутствие в данном реестре в составе декларации соответствия единым требованиям. Заказчик же не обязан проверять достоверность декларируемых сведений, однако, и не лишен этого права.

Электронное актирование

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса.

В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Положения федерального закона от 27.12.

2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

Читайте также:  Можно ли получить патент ИП для автозвука, установки оборудования и настройки?

Новый запрос котировок в электронной форме

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Т

аким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта.

Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.

При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Электронные закупки «с полки»

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров.

(Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц.

Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки.

Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта.

В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику.

Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение.

Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

Второй оптимизационный законопроект

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

  • Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки.
  • В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.
  • Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:
  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2
Читайте также:  Какие риски у владельца квартиры, на адрес которой зарегистрирована ООО, при банкротстве фирмы?

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации.

В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

В июле 2020 года Минфин России направил в правительство Российской Федерации предложение по увеличению в 2 раза квоты государственных и муниципальных закупок у малого бизнеса, предусматривающее распространение действующих для субъектов малого предпринимательства преимуществ и на субъектов среднего предпринимательства; а также увеличение в два раза (с действующих 15 до 30 %) размера обязательной доли (квоты) закупок, осуществляемых каждым государственным и муниципальным заказчиком у субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае поддержки правительством Российской Федерации указанных предложений, Минфин России обеспечит внесение соответствующих изменений в Закон № 44-ФЗ путем их включения в ранее разработанный второй оптимизационный законопроект.

Не исключается продление срока действия норм, которые были приняты в качестве поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках борьбы с последствиями пандемии (федеральный закон № 98-ФЗ от 01.04.2020) в 2020 году.

Например, до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса. Также, в 2020 году допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При этом необходимо решение Правительства РФ (субъекта, местной администрации, письменное обоснование заказчика, обеспечение исполнения контракта на новый срок и ЛБО).

Действия регуляторов контрактной системы

по ее совершенствованию распланированы до 2024 года. Подробнее о планируемых изменениях можно прочесть в распоряжении Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *