Ликвидация гуп и муп в 2022 году

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

ФотО: Геннадий Михеев / ПГ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает, что унитарные предприятия сегодня абсолютно неэффективны и приносят региональным бюджетам одни убытки. Именно поэтому в Правительстве разработали законопроекте, в котором предлагается такие предприятия реорганизовать. Однако с этим согласны далеко не все.

В Совете Федерации призывают доработать законопроект с учётом мнения регионов. Ведь создавались унитарные предприятия при участии региональных правительств и муниципалитетов для решения прежде всего социальных задач.

О том, какие поправки подготовили ко второму чтению сенаторы в законопроект, шла речь на «круглом столе» 9 октября.

Количество подвело

На вопрос, что такое муниципальные унитарные предприятия, сможет ответить далеко не каждый. Картина становится более ясной, если вспомнить, какими видами деятельности в основном занимаются МУПы.

Это сельские аптеки, доставка продуктов в отдалённые северные районы, транспортное сообщение с небольшим пассажиропотоком, банно-прачечные услуги населению, хлебопекарни, обслуживающие дома престарелых и социальные учреждения, и многое другое, без чего невозможно прожить в российской глубинке.

Ликвидация ГУПов и МУПов откладывается?

Очевидно, что все эти виды деятельности, являясь крайне важными в плане социальном, не могут быть прибыльными просто по определению. Для выполнения этой нужной и неблагодарной работы и создавались МУПы, согласно принятому в 2003 году закону. Их учредителями выступали муниципалитет или правительство региона, при этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) самому предприятию не принадлежало (отсюда — унитарное), в его функции входило только управление. В законе о таких предприятиях шла речь и о ряде преференций для них.

Сегодня МУПы могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Госзакупки они также делают по особым правилам — без конкурсов. Однако преференции — вещь заманчивая. Вот и начали расти по стране унитарные предприятия как на дрожжах.

По сравнению с 2013 годом их количество увеличилось на 40 процентов и составило 624 тысяч.

Чего греха таить, пользуясь преимуществами, отдельные руководители МУПов стремились избежать конкурсных процедур, нарушая антимонопольное законодательство.

И в ФАС, разрабатывая законопроект о реорганизации МУПов, решили рубануть с плеча — проект документа предполагает не только запрет на создание новых предприятий, но и прекращение деятельности  уже существующих.

«Такой формы собственности как МУП и ГУП больше нет нигде в мире, поскольку она давно доказала свою неэффективность. Созданные в переходный период, эти предприятия свою задачу выполнили и должны освободить место для малого и среднего бизнеса», — считает замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.

Однако по мнению председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, к процессу сокращения МУПов следует подходить вдумчиво. Особенно внимательно относясь к тем организациям, которые выполняют чётко выраженные социальные функции.

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

Андрей Кутепов. Пресс-служба Совета Федерации

Реорганизации поддаются не все

Андрей Кутепов обращает внимание и на то, что имеющиеся сегодня механизмы реорганизации вовсе не гарантируют, что возникшие на месте МУПов новые хозяйствующие субъекты будут работать эффективнее.

Предлагаемая процедура акционирования унитарных предприятий не выглядит панацеей. Например, процесс акционирования такого монстра, как «Почта Россия», оказался столь сложным, что потребовал отдельного закона, и это ничуть не улучшило почтовое сообщение.

То же самое можно сказать и об акционировании автобусных парков, которые в большинстве своём МУПы.

В Подмосковье сегодня все они превращаются в акционерные общества, при этом количество жалоб от пассажиров на качество перевозок не уменьшается. Они всё те же — нарушение графика движения, грязь в салоне, грубость водителей.

Сенатор Юрий Важенин опасается, что приход частников на место МУПов в транспортной сфере вызовет рост тарифов. «Можно, конечно, ломать через колено и заставить всех акционироваться.

Можно даже навязать частнику заведомо убыточные маршруты, которые сегодня выполняет МУП.

Но тогда он будет компенсировать убытки за счёт повышения тарифов на других направлениях», — полагает парламентарий.

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

«Почту России» реорганизовали в акционерное общество

По его мнению, очень важно, чтобы Правительством в согласовании с регионами был установлен перечень областей, куда целесообразно допускать частный бизнес. Впрочем, и без этого списка очевидно, что заниматься сельскими библиотеками или доставкой лекарств, поскольку дело это заведомо не прибыльное, бизнес не станет.

Ещё большую тревогу вызывает ситуация в коммунальной сфере, где также немало МУПов. «Передача в частные руки энергетики или теплоснабжения может обернуться катастрофой», — отмечает сенатор Алексей Кондратьев.

Он напоминает, что по закону о местном самоуправлении за тепло в домах отвечает глава муниципалитета.

«Если на месте подотчётных мэрии МУПов возникнет частная компания, то возникает вопрос, кто будет отвечать за тепло в домах граждан, за электроснабжение больниц и детсадов», — поделился сомнениями законодатель.

С ним согласна и сенатор Ирина Рукавишникова. «Процесс реорганизации МУПов не может происходить без участия регионов, и это должно быть обязательно отражено в законе. В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь», — отметила она.

Граждане не должны проиграть

«В поправках к законопроекту нужно руководствоваться основным принципом: с уходом МУПов граждане не должны проиграть», — считает полномочный представитель Правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин. Очевидно, что для решения этой задачи в подготовке поправок ко второму чтению законопроекта потребуются компромиссные решения. Некоторые из таковых уже приняты.

В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь.

Так, замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский сообщил, что МУПы не будут реорганизовывать в районах Крайнего Севера, в сфере культуры (сельские дома культуры, библиотеки и т.д.), а также в ряде областей, где невозможно организовать конкурентную среду.

На реорганизацию МУПов (в частности, на постановку на кадастровый учёт земельных участков) регионы получат деньги из бюджета. Кроме того, сроки самой реорганизации унитарных предприятий, согласно поправкам Правительства, внесённым после первого чтения документа в Госдуме, продлеваются до 1 января 2023 года.

Вместе с тем полного взаимопонимания в отношении МУПов между Правительством и сенаторами пока нет. «В поисках диалога мы будем работать и дальше», — подчеркнул сенатор Андрей Кутепов.

Гуп и муп станет меньше: сферы деятельности унитарных предприятий ограничены

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» вступивший в силу 8 января 2020 г. документ вносит изменения в Закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизирует сферы деятельности унитарных предприятий. Теперь они создаются преимущественно для обеспечения деятельности, относящейся к ведению РФ, в частности:

  • в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами России;
  • в сферах естественных монополий;
  • в области обращения с радиоактивными отходами;
  • для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных местностях;
  • в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Предприятия, не подпадающие под предусмотренные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 г. В противном случае они будут ликвидироваться в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Однако при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высших должностных лиц субъекта РФ Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной указанными выше нормами.

Кроме того, запрещена деятельность унитарных предприятий на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка предприятия от такой деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.

Запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Органы, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

В случае нарушения запрета на создание предприятия или осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Документы по теме:

Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности.

Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

Читайте также:  К 2022 году поставщиков в госзакупках станет в два раза больше

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится.

Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию.

Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

Как провести реорганизацию

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.

2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму.

Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Дополнительно: как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция

Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

Шаг 1

Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

Шаг 2

Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

Шаг 3

В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4

Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

Шаг 5

Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

  • заявление по форме №Р12001;
  • учредительные документы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году
Процесс реорганизации — не повод для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, как заявлено в законе №161-ФЗ. Но сами работники вправе отказаться продолжить трудиться, если изменились условия работы.

Последствия отказа от проведения процедуры

Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

Глава Минмособлимущества рассказал о ликвидации унитарных предприятий в Подмосковье

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

Заседание правительства 27 марта 2018

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области , Денис Трудников

  • Министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев представил губернатору Московской области отчет о работе по ликвидации в Подмосковье неэффективных государственных и муниципальных предприятий, сообщает пресс-служба Минмособлимущества.
  • Как поясняется в материале, ликвидация ГУПов и МУПов – одна из мер поддержки малого и среднего бизнеса, которому трудно на равных конкурировать с государственными и муниципальными предприятиями.
  • По словам министра, в плане Минмособлимущества на 2017 год была заявлена ликвидация 28 ГУПов и 101 МУПа.

«Нам удалось превысить показатели – ликвидированы 35 неэффективных ГУПов и 177 МУПов. Ликвидация неэффективных предприятий позволяет снизить управленческие расходы и повысить качество работы.

В рамках оптимизации работы неэффективных предприятий проводится не только ликвидация, но и преобразование ГУПов в акционерные общества, при этом 100% акций остается в собственности Московской области.

Так, завершено акционирование ГУП «Мособлгаз», составлена дорожная карта по акционированию ГУП “Коммунальные системы”», – сообщил Андрей Аверкиев на заседании регионального правительства.

По его словам, в настоящее время на территории региона 32 государственных предприятия, по 27 из них уже утверждены дорожные карты, 16 из них планируется ликвидировать в 2018 году, 11 – в 2019. По пяти ГУПам ожидается решение от профильных министерств, уточняется в материале.

Смена организационно-правовой формы с унитарного предприятия на акционерное общество позволяет организации привлекать внешние инвестиции, облегчить проведение закупочных процедур, более оперативно принимать решения, связанные с обычной хозяйственной деятельностью общества – не требуется получение согласия акционера/собственника, пояснил глава Минмособлимущества.

Как он уточнил, лучшие результаты по ликвидации неэффективных предприятий показали городские округа Истра, Королев, Озеры, Луховицы, а также Волоколамский и Орехово-Зуевский районы.

По данным на конец 2017 года, в Подмосковье осталось 519 МУПов. С начала 2018 года уже сокращено 54 неэффективных МУПа. В плане министерства – до конца года довести эту цифру до 100 предприятий.

В планах на год стоит работа с предприятиями сферы ЖКХ с выручкой более 100 миллионов рублей. На территории области их 144. В большей части экономика данных предприятий признана неудовлетворительной, уточнил Андрей Аверкиев.

«Совместно с муниципалитетами в 2018 году мы проведем аудит предприятий ЖКХ, а также реализуем  ряд мер, которые помогут оптимизировать  их деятельность и сократить издержки. Мы должны повысить эффективность  предприятий в сфере ЖКХ, уменьшить стоимость услуг и повысить их качество», – заключил министр Аверкиев.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Бизнес вместо унитарных предприятий: К 2025 году в Подмосковье останется 73 унитарных предприятия

  • 27 августа
  • 2020
  • 11:31

219 Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

Бизнес вместо унитарных предприятий: К 2025 году в Подмосковье останется 73  унитарных предприятия

К 2025 году количество государственных унитарных предприятий в Подмосковье сократится до 2, а муниципальных — до 71 — на рынках останутся только предприятия, которые не попали под ликвидацию и работают в сфере естественных монополий. В Подмосковье утверждён региональный план по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года. Об этом рассказала министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова. 

Минмособлимуществом совместно с Комитетом по конкурентной политике, ФАС по Московской области и органами местного самоуправления Подмосковья разработаны дорожные карты по сокращению унитарных предприятий Московской области на данный период. 

Работа по развитию конкуренции, в рамках которой сокращаются неэффективные унитарные предприятия государственной и муниципальной собственности ведётся на территории Московской области с 2015 года.

С конкурентных рынков убираются убыточные организации, которые не ведут социально значимой деятельности, дублируют деятельность друг друга и находятся в сферах, где присутствие государства не обязательно.

 

Как отметила  Наталья Адигамова, в соответствии с утвержденными стандартами развития конкуренции, к концу 2019 года Подмосковье должно было выйти на целевые показатели, сократив 77%  ГУПов и 46% МУПов региона. Однако Минмособлимущество достигло отличных результатов по выводу унитарных предприятий с конкурентных рынков, перевыполнив установленные показатели, и продолжило данную работу. 

«За 5 лет работы на территории Московской области ликвидированы 80% ГУПов и 54% МУПов. От неэффективных предприятий освобождены рынки торговли, архитектуры, ритуальных услуг, социально-бытового обслуживания, наружной рекламы, туризма, связи, пассажироперевозок, культуры.

Эти ниши сможет занять малый и средний бизнес, который будет конкурентоспособным в своей сфере, в результате чего жители области получат качественные услуги.

Сегодня на территории региона действуют 20 государственных унитарных предприятия и 318 муниципальных унитарных предприятий», — отметила министр.

Сокращение предприятий происходит в результате добровольной ликвидации и реорганизации. Также проводятся работы по преобразованию ГУП в АО с сохранением 100% акций в собственности Московской области. 

Освобождение конкурентных рынков проводится в соответствии с законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции» (Федеральный закон № 485-ФЗ), которым установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Читайте также:  Просрочил сдачу среднесписочной численности работников, что будет?

vedomosti.ru

"Частники приберут к рукам имущество, а тарифы повысятся". "Реформа МУПов" дошла до второго чтения

«Это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста»

К 2023 г. в России должны быть ликвидированы ГУПы и МУПы. Идею таким способом поддержать конкуренцию на региональных рынках выдвинула Федеральная антимонопольная служба, депутаты Госдумы в декабре поддержали проект закона в первом чтении. Широкая дискуссия, связанная, в первую очередь, с социальными рисками для населения, стала поводом для общественных слушаний проекта. Авторы выводят из-под действия закона предприятия сфер естественных монополий и организации, созданные для обеспечения обороны и безопасности. Ко второму чтению список исключений дополнится регионами Крайнего Севера и территориями, в которых конкуренции нет в принципе – сельские местности, где всю работу выполняют МУПы. Однако эксперты считают, что в результате «реформы» население может столкнуться с ростом тарифов, а муниципалитеты рискуют лишиться своего имущества.

Указание президента России об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках Федеральная антимонопольная служба трансформировала в полный запрет на создание новых ГУПов и МУПов и ликвидацию существующих.

Инициатива вызвала немало замечаний: Совфед указывал, что закон препятствует исполнению регионами и муниципалитетами своих социальных обязательств; регионы были обеспокоены ликвидацией предприятий в таких сферах, как эксплуатация аэродромов, горноспасательное обслуживание предприятий добывающих отраслей и подземного строительства, производство и реализация лекарств и медизделий, доставка продуктов питания в труднодоступные местности.

На прошедших на днях слушаниях в Общественной палате РФ глава комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов еще раз обратил внимание на то, что МУПы выполняют значительный объем работ по жизнеобеспечению, и необходимо просчитать все риски при реорганизации МУПов в другие формы.

В России порядка 18 тыс. МУПов и ГУПов, 15 тыс. из которых – муниципальные, рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. При этом еще в 2013 г.

, когда впервые была поставлена задача по сокращению количества таких предприятий, в России их насчитывалось 13 тыс.

Тенденция увеличения госсектора негативно влияет на конкуренцию, однозначно заявляют антимонопольщики, – МУПы мешают работать «частникам».

«От предприятий запланировано поступление в бюджет 865 млн руб., но только одно предприятие в год получает субсидии на 100-200 млн руб.

МУПы планово убыточны, сама экономика подстегивает их показывать убыток, а не прибыль, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии», – сказал Пузыревский, иллюстрируя неэффективность унитарных предприятий.

Другой аргумент ФАС в пользу проекта – закрытая отчетность МУПов: отследить, куда уходят деньги, не может никто, кроме собственника.

На данном этапе антимонопольщики предлагают выключить из проекта территории, в которых конкурентной среды нет, например, в большинстве сел жизнь завязана на одной единственной муниципальной аптеке и магазине.

Вторая поправка касается регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые тоже могут не менять форму МУПов. Участники обсуждения отметили тонкий момент, связанный с объединением территорий в городские округа, который идет в ряде регионов.

После ликвидации сельских администраций произойдет слияние МУПов, но закон, если он будет принят, помешает этому процессу.

Ликвидация ГУП и МУП в 2022 году

«Переходный период продлится до 2023 г. Если МУП не будет ликвидирован, ФАС выдает предупреждение и устанавливает срок для принятия решения о реорганизации. Для этого нужно до полугода, чтобы акционировать – год.

Через год антимонопольщики могут возбудить дело, затем обратиться в суд.

Суд будет смотреть, что произойдет после ликвидации МУПа с точки зрения социально-экономических условий, суд может согласиться с требованием ФАС или нет», – описал механизм работы закона Пузыревский.

Участники признали, что МУПы планово убыточны, но проблему неэффективной с финансовой точки зрения работы предприятий реорганизация не решит. В акционерные общества перейдут долги МУПов, которые оцениваются Минстроем в 1,5 трлн руб., из-за чего возникает риск отчуждения акций в счет оплаты долгов, отметил гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Что на что мы меняем? Сегодня глава района назначает своего племянника главой ГУПа, завтра он назначит его же руководителем акционерного общества.

Чем одно лучше другого? Сейчас МУП хотя бы продать нельзя, а что будет, когда можно будет в счет убытков отдавать акции? Где окажется все это при отсутствии конкуренции? Сейчас долги принадлежат бюджету, а доходы – тем, кто управляет предприятиями, но эта проблема только усугубится», – отметил Журавлев.

По его словам, основные проблемы в реализации закона сосредоточены на муниципальном уровне: на муниципалитетах лежит вся социальная нагрузка, но они испытывают проблемы с финансированием расходов.

«Они пойдут самым простым путем – путем передачи собственности в руки тем, кому она нужна.

Не получится ли такого, что на законных основаниях у муниципалитетов ничего не останется?» – задал вопрос Журавлев.

Представитель ФАС заметил, что муниципалитеты и сейчас отдают имущество МУПов коммерсантам. «Вчера рассматривали жалобу из Прокофьевска Кемеровской области. Все хорошие котельные передали «частнику», все плохие – муниципалитеты. Кто принимал решение? Частный собственник? Нет, муниципалитет», – сказал Пузыревский.

Деятельность любого органа власти связана с исполнением публичных функций, определенные виды услуг должны быть предоставлены, отметила профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Екатерина Шугрина.

«Если мы ставим вопрос об исчезновении МУПов, то какие даем гарантии, что их функции будут исполняться на этой территории? У органов местного самоуправления есть влияние на МУПы, но какие рычаги влияния будут после? Важно посмотреть вопрос, связанный с исполнением социальной функции, здесь и вывоз мусора, и уборка территорий, и транспорт», — сказал она. При этом эксперт усомнилась, что суды смогут разобраться, действительно ли МУП нужен на конкретной территории. Как показывает практика, зачастую суды не учитывают специфику местного самоуправления.

Общественная палата решила направить замечания экспертов авторам проекта для рассмотрения при подготовке документа ко второму чтению.

Между тем одна из основных претензий депутатов, озвученная во время первого чтения, не снята.

С муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста, говорил депутат Госдумы Николай Арефьев:

«Дело в том, что сейчас муниципалитеты владеют водоканалами, так называемыми «коммунэнерго», то есть предприятиями, которые поставляют жизненно необходимые воду, газ, электроэнергию, занимаются водоотведением, и всё это хочет хапнуть частный сектор.

В Астрахани несколько лет назад «ЛУКОЙЛ» захотел взять в концессию тепловые сети.

Народу объяснили, мол, это богатая организация, она сейчас починит все сети, поставит новые котлы в котельной — и заживём великолепно! Что сделал «ЛУКОЙЛ»? Как только подписали договор, в два раза вздрючил цены на всё — и потом целый год судились, чтобы отсудить задолженность, которая образовалась у людей, из-за того что им повысили плату без участия энергетической комиссии. Кому на конкурентном рынке мешают муниципальные котельные, водоканалы? Да просто хотят приобрести, сделать эти предприятия частными, отпустить все тарифы, установить свободное ценообразование в сфере коммунальных услуг. Но вы меня извините, народ не сможет платить по повышенным тарифам, а это значит, что закроются котельные, не будут работать водопроводы. У нас уже сейчас в сельской местности половина водопроводов не работает, потому что нет денег на то, чтобы содержать эти водопроводы, и этим пока занимаются муниципальные предприятия, а когда они станут частными, всё это закроется полностью, совсем».

С приходом коммерческих компаний в сферу предоставления питания в школах и больницах стоимость услуги повысилась, приводит пример депутат Госдумы Алексей Куринный.

«Частник закладывает определенную норму прибыли и услуги дорожают. На примере питания — когда это выполнялось собственными силами, МУПами, ГУПами, услуга была дешевле, что еще важно — был контроль качества.

Когда сфера перешла к коммерческим компаниям, контроль качества снизился, о контроле за формированием стоимости, нормой прибыли вообще речи нет.

Сейчас ГУПы и МУПы — это еще и страховочный механизм для оценки реальной стоимости той или иной услуги», — поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.

Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года.

До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением.

Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Документ: Новации, о которых идет речь в этой статье, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Он внес изменения в федеральные законы от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  • Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:
  • — осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
    — работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • — обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:
  • — в муниципальные бюджетные учреждения;
    — акционерные общества;
  • — общества с ограниченной ответственностью.
  • Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.
  • На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов
Читайте также:  Заключение контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ в 2022 году

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня.

Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг.

 Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам.

Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор.

Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ООО и АО+

Ключевые показатели и параметры ООО АО публичное

Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение.

При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета. Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления.

Характеристики МБУ — в таблице 2.

Таблица 2. Характеристики муниципального бюджетного учреждения

Ключевые показатели и параметры ООО

Какие МУПы лучше ликвидировать

Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.

На заметку: Минфин прогнозирует, что к 1 января 2025 года в стране останется менее тысячи унитарных предприятий — федеральных, региональных и муниципальных

После ликвидации МУПа его имущество поступит в казну муниципального образования. Придется нести издержки на его содержание. Если это слишком накладно, имущество можно приватизировать.

Другой вариант — предоставить его бизнесменам в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства.

Объекты можно передать в аренду, в том числе на долгосрочной основе с преимущественным правом выкупа, по льготным ставкам.

Кто оплатит реорганизацию и ликвидацию

На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.

Ликвидация ГУПов и МУПов откладывается?

Запрет на создание с 2019 года новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, который предусматривает правительственный законопроект, принятый в первом чтении, в Совете Федерации понимания не нашёл.

Напомним, что спикер палаты регионов Валентина Матвиенко 12 декабря заявила, что сенаторы проект о ликвидации ГУПов и МУПов в том виде, в котором его представил кабмин, поддерживать не намерены, так как «он нарушает принцип распределения полномочий, и федеральным законом пытаются регулировать деятельность региональных и муниципальных органов власти в сфере их деятельности».

Правительство к мнению законодателей прислушалось и 21 марта, как следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности, внесло в Госдуму поправки ко второму чтению документа. Они сдвигают срок ликвидации ГУПов и МУПов с 2021 года на 1 января 2023 года.

Кроме того, в представленных поправках предлагается расширить перечень организаций, которых не коснется реорганизация.

Если в ранней редакции законопроекта исключительными случаями признавались унитарные предприятия, созданные в соответствии с федеральными законами, актами президента или Правительства и учредителями, которыми выступают Минобороны и ФСБ, то теперь к ним предлагается добавить унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории России.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин позитивно оценивает дальнейшую судьбу законопроекта, отмечая, что с учётом предложенных кабмином поправок у него гораздо больше шансов снискать одобрение у парламентариев.

В первоначальном виде представленный законопроект содержал много слабых мест и не учтённых моментов, которые могли бы привести к рискам, считает сенатор.

«Я убеждён, что нельзя отдавать на аутсорсинг такие стратегические объекты двойного назначения, как метрополитен. Особенно если учесть, что метрополитен есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах», — пояснил Сергей Рябухин «Парламентской газете» в четверг.

«Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь. Поэтому я очень рад, что Правительство учло положительный и отрицательный опыт и внимательно отнеслось к нашим рекомендациям», — добавил законодатель.

Одним росчерком пера подписать закон, который обязывает ликвидировать ГУПы и МУПы, — это очень опасная вещь.

В свою очередь член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко отметил, что ликвидация достаточно важного звена муниципального и регионального хозяйства требует более бережной и тщательной проработки.

«Такое решение кабмина о продлении периода ликвидации мы поддерживаем», — отметил сенатор.

Фас в сми: фас призывает не тянуть с реорганизацией или ликвидацией гупов и мупов до 2025 года

  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС) призывает не тянуть с реорганизацией или ликвидацией государственных и муниципальных унитарных предприятий до 2025 года.
  • В Нижнем Новгороде в четверг прошел региональный семинар-совещание руководителей терорганов ФАС России Приволжского федерального округа.
  • Начальник правового управления ФАС Артем Молчанов сообщил, что планы по реформе унитарных предприятий утверждены, спорные вопросы сняты.

«Я прошу обратить внимание, что планы — это хорошо, но самое главное, чтобы они реализовывались.

Опасность заключается в том, чтобы нам не оказаться в 2025 году с невыполненными ожиданиями, в ситуации цейтнота и необходимости принятия срочных мер по ликвидации, реорганизации предприятий, что может в таком срочном режиме сказаться негативно и на экономических процессах, и в том числе на сотрудниках этих предприятий», — сказал Молчанов.

Он напомнил, что 8 января 2020 года вступил в силу федеральный закон об изменениях в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий.

Прописан общий запрет на создание унитарных предприятий, есть небольшое количество исключений (например, в сферах естественных монополий, в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и обороноспособности государства, вопросах развития Крайнего Севера).

Предприятия, не подпадающие под предусмотренные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года.

Он отметил, что порядка 30% унитарных предприятий уже реорганизованы либо ликвидированы за год реализации реформы, что является «хорошим показателем». В Приволжском федеральном округе среди лидеров Татарстан (35%) и Ульяновская область (33%). При этом Молчанов просил марийское и мордовское УФАС усилить взаимодействие с органами власти по этому вопросу.

«В целом могу сказать, что на уровне правительства РФ в отношении федеральных предприятий занята очень жесткая позиция о том, что нет никаких препятствий и нет причин, чтобы не акционировать предприятие (ГУП или МУП — ИФ) либо перевести его в бюджетное учреждение», — сказал он, отметив, что эту позицию в том числе занимают и такие ведомства как МВД и Минобороны.

Переходный период предусмотрен для предприятий, созданных до вступления закона в силу, то есть до 8 января 2020 года. В случае создания новых унитарных предприятий или изменения вида деятельности в нарушение закона антимонопольная служба выдает предупреждение. Если оно не исполняется — возбуждаются дела.

По словам Молчанова, за период действия закона выдано 22 предупреждения, в том числе в Алтайском крае, Ингушетии, Калужской, Рязанской, Курской, Омской областях, Татарстане, есть возбужденные дела. Одно дело завершено, по итогам рассмотрения выдано предписание о ликвидации предприятия (Калужское УФАС).

«В целом на сегодняшний день даже цифры по нашим предупреждениям и по возбужденным делам говорят о том, что это единичные факты. Это дает подтвержденное ощущение того, что наша работа по реализации закона идет совместно (с органами власти — ИФ)», — сказал Молчанов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *