Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, как изменить контракт при повышении стоимости на материалы

Что говорят застройщики и может ли подорожание строительства отразиться на национальных и масштабных инфраструктурных проектах?

Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, как изменить контракт при повышении стоимости на материалы Юрий Смитюк/ТАСС

В отличие от канонического течения событий, тут сначала было дело — а именно существенное изменение стоимости строительных ресурсов, о котором рынок заговорил в прошлом мае.

Как уже неоднократно рассказывала Business FM, подорожало все: от арматуры, бетона и древесины до транспорта и рабочих рук. И рост цен продолжается.

По данным Росстата, в мае 2021 года в сегменте стройматериалов опять зафиксирована ценовая прибавка почти в 5% — значит, на самом деле еще больше.

А вот затем уже было слово — о том, что в сложившихся обстоятельствах изначальные финмодели проектов необходимо пересматривать и указанные в контрактах суммы менять. Причем это касается строительства по всем контрактам — как государственным, так и коммерческим.

Еще в марте Минстрой разработал проект федерального закона, вносящий поправки в контрактную систему закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — а именно в 44-й федеральный закон.

Поправки эти касались госконтрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

И там предлагалось дать заказчикам возможность изменять цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года (без необходимости заключения нового контракта), если «в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно». Кстати, отмечалось, что изменения контракта будут осуществляется как при существенном росте, так и при снижении стоимости ценообразующих строительных материалов и оборудования. Но у Минфина нашлись серьезные возражения, и тогда он эту инициативу не поддержал.

Однако в начале июня Минстрой, Минфин и ФАС направили в регионы уже совместное письмо, разъясняющее, что цены госконтрактов могут быть изменены при существенном подорожании стройматериалов.

«В случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта», — цитирует письмо ТАСС.

Как считают в Минстрое, к ключевым факторам роста цен можно отнести ограничительные меры из-за пандемии, общемировую конъюнктуру, повышенный спрос и сезонный фактор. «В настоящее время продолжается проработка возможных действий при существенном повышении цен на стройматериалы.

Министерство ведет диалог с производителями стройматериалов, застройщиками, профильными ведомствами и отраслевыми объединениями.

Еженедельно мониторинг цен по 17 ценообразующим строительным ресурсам направляется в ФАС и Минпромторг для принятия оперативных решений», — отмечает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минстроя.

О необходимости принятия оперативных решений по контрактам говорил недавно и генеральный директор Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Константин Тимофеев.

Константин Тимофеев генеральный директор федерального Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства

Правда, по словам Константина Тимофеева, на сроки строительства объектов — «подопечных» фонда этот пересмотр повлиять не должен. И руководитель блока девелопмента компании «Интеко» Станислав Фролов подтверждает: у большинства серьезных застройщиков расклад аналогичный: пересмотр идет, но особо повлиять не должен.

Станислав Фролов руководитель блока девелопмента компании «Интеко»

Впрочем, это мы сейчас считаем, что повлиять не должен, а как будет через несколько месяцев — еще посмотрим. По мнению управляющего партнера, генерального директора строительной компании GPGroup Игоря Грецова, урегулировать столь, мягко говоря, нестабильную ценовую ситуацию можно прежде всего с помощью государственных мер.

Игорь Грецов управляющий партнер, генеральный директор строительной компании GPGroup

По наблюдениям эксперта, в сфере элитного жилья налицо стагнация, девелоперам приходится постоянно пересматривать свои бюджеты и искать новые источники финансирования.

А в офисном секторе, несмотря на тотальный рост цен, наоборот, оживление рынка, которое опосредованно вызвано государственными мерами. «После прошлогоднего локдауна были внесены изменения в Трудовой кодекс и тем самым легализованы удаленные форматы работы.

Это в свою очередь вынудило компании по-новому взглянуть на организацию работы и обустройства офисов. Работодатели понимают, что, когда ситуация с пандемией разрешится, форматы работы все равно уже изменятся, и готовиться к будущим неизбежным изменениям надо сейчас.

Так что полным ходом идет трансформация рабочих пространств, экспансия гибких форматов офисов, рост числа офисных переездов и заказов строительных ремонтов», — поясняет Игорь Грецов.

А что в связи с ростом цен на строительство происходит на стройплощадках национальных и масштабных инфраструктурных проектов? Об этом Business FM побеседовала с генеральным директором ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимиром Щербининым.

Нехватка рабочих, подорожание стройматериалов, пандемия, депрессивные экономические настроения в строительной отрасли — оказывает ли все это влияние на реальное положение дел на стройках?

Владимир Щербинин: Длинный получится ответ, потому что темы самые животрепещущие. Мы с вами знаем, что примерно 25% федерального бюджета наполняется за счет строительной отрасли — учитывая подрядные организации, производство стройматериалов и так далее.

Соответственно, любые негативные влияния на развитие и боеспособность строительной отрасли, конечно, отразятся и на экономике России в целом.

Поэтому депрессивные настроения, наверное, невозможно допустить в принципе — здесь необходимо принимать на государственном уровне любые меры для того, чтобы отрасль жила, развивалась и работала без сбоев. Пандемия, подорожание материалов, нехватка рабочей силы — это, конечно же, важные факторы.

Читайте также:  Компании с численностью сотрудников более 10 обязаны сдавать отчёты в фонды в электронном виде

Руководители различных структур — как заказчиков, так и подрядчиков — находятся в крайне сложной ситуации в смысле прогнозирования итогов любого строительного проекта. То, что закладывается в стоимость контракта на этапе его подписания, как правило, учитывает только прогнозную инфляцию.

А сегодня мы знаем, что некоторые строительные материалы — допустим, металл и некоторые другие — дорожают опережающими темпами.

Соответственно, крайне сложно прогнозировать, выйдет ли подрядчик на заданные параметры рентабельности по данному проекту, сможет ли заказчик обеспечить полное финансирование объекта… Меры, которые сейчас принимает правительство, Минстрой России, как раз направлены на то, чтобы стабилизировать ситуацию — в первую очередь для понимания, каким образом каждый проект (прежде всего из тех, что финансируются из федерального бюджета) может быть завершен в установленные сроки и с изначально заданными параметрами.

Многие эксперты говорят сегодня о серьезном дисбалансе в проведении строительных работ из-за нехватки рабочих рук, о сдвигах по срокам строительства. Наблюдаете ли вы такой дисбаланс? И если да, то как застройщики с ним справляются?

Владимир Щербинин: Нехватка рабочих рук — конечно, фактор, способный привести к такому дисбалансу, однако, что касается нацпроектов, здесь подвижек по срокам мы не наблюдаем. Все структуры, задействованные в реализации нацпроектов, предпринимают максимум усилий для того, чтобы никаких сбоев не допустить.

Нехватка рабочей силы оценивается сегодня по России в целом примерно в 5 млн человек. Это трудовые мигранты, которые, к сожалению, зачастую не могут попасть на территорию нашей страны из-за ограничений по ковиду, да и из-за других факторов тоже.

Но фактически в ручном режиме Минстрой России эту проблему решает: для того, чтобы люди могли бы легитимно попасть к нам, каждый мигрант должен обладать соответствующим пакетом документов, к этому прибавляется обязательная вакцинация и другие вещи, связанные с пребыванием в России. Сейчас изыскиваются различные внутренние резервы.

Речь идет о привлечении строителей из российских регионов, где высвобождаются строительные руки. Но в целом могу сказать, что ситуация… в общем, думаю, что мы справимся. В прошлом году ситуация была не менее тяжелая, однако же выполнение нацпроектов было обеспечено полностью.

Как вы относитесь к идее пересмотра сумм и сроков в рамках госконтрактов, а возможно, и в рамках рыночного строительства?

Владимир Щербинин: Пересмотр сумм контрактов довольно сложно регулируется нынешним законодательством. Потому что есть 44-ФЗ, который определяет правила отбора подрядных организаций: они заключают контракты с твердой ценой и соответствующими технико-экономическими показателями, которые должны быть достигнуты.

Сегодня, исходя из объективной реальности, что подорожание стройматериалов действительно серьезное, меры по пересмотру требуются. Минстрой России вместе с ФАС, с Минфином, с Минэкономразвития рассматривает возможные варианты рыночного регулирования стоимости контрактов.

Как это будет выглядеть, мне сложно сказать, но на основных площадках, где мы осуществляем строительный контроль, мы пока не видим паники — работа идет в штатном режиме.

С вашей точки зрения, что надо предпринять сегодня для поддержки строительной отрасли — с законодательной, экономической и всех иных точек зрения?

Владимир Щербинин: Могу сказать, что под руководством профильного вице-премьера Марата Хуснуллина была разработана агрессивная стратегия развития строительной отрасли. Думаю, что все те меры, которые требуются, в эту стратегию заложены и законодательные изменения в ней предусмотрены.

При разработке стратегии опирались даже не на экономические расчеты, а принимали во внимание чаяния подрядных организаций и заказчиков — причем речь идет как о регулировании нормативной базы, так и о поддержке развития отрасли, об обеспечении надлежащей рентабельности строительного производства в целом.

Я думаю, наша задача — реализовать эту агрессивную стратегию на максимально возможном уровне и как можно быстрее, что, я думаю, позволит строительной отрасли совершить мощный рывок.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Как изменить цену контракта из-за повышения стоимости стройматериалов?

Подрядчиков по госконтрактам беспокоит повышение цен на строительные материалы. Большое количество обращений в ведомства дало свои результаты, они объяснили, как увеличить цену контракта из-за удорожания стройматериалов.

Минстрой предлагает пересмотреть контракты, заключенные до 01.07.2021

Минстрой подготовил проект постановления правительства об изменении цен на госконтракты «в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы».

Значительный рост цен на сырье, материалы и строительные ресурсы привел к новым изменениям.

Минстрой опубликовал новый проект постановления — об изменении цен на государственные контракты по № 44-ФЗ на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капитального строительства и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Если стороны заключили контракт стоимостью от 1 миллиона рублей и выше до 01.07.2021, то они вправе увеличить цену или срок исполнения соглашения, но только в пределах 30 %. Раньше такая корректировка допускалась только для госконтрактов с ценой от 100 миллионов рублей.

Для внесения изменений подрядчик направляет заказчику предложение в письменном виде — с обязательным обоснованием новой стоимости или срока. Допускается менять цену только по невыполненным объемам строительства.

Нововведения направлены на реализацию федеральных проектов, но новым регламентом вправе воспользоваться региональные власти и даже государственные компании, которые работают с национальными проектами в рамках № 223-ФЗ.

Кроме того, правительство утвердило механизм компенсации застройщикам дополнительных расходов, которые связаны с удорожанием стройматериалов.

В ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 закреплена еще одна мера поддержки строительной отрасли. С момента вступления постановления в силу стороны вправе увеличить цену строительного госконтракта (не больше чем на 30 %). Для увеличения стоимости заказчик и подрядчик подписывают дополнительное соглашение. Проверять инвестпроект на предмет эффективности использования бюджетных средств не потребуется.

Читайте также:  Какие риски у владельца квартиры, на адрес которой зарегистрирована ООО, при банкротстве фирмы?

Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, как изменить контракт при повышении стоимости на материалы

Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Многим поставщикам знакома проблема: после заключения муниципального контракта цены на материалы выросли в два раза, но по условиям госконтракта вносить изменения нельзя.

Минстрой предложил скорректировать действующий порядок — допустить возможность пересмотра цены госконтрактов по строительству. Специалисты ведомства подготовили проект изменений в ПП РФ № 1186 от 19.12.2013.

После того как его примут, стороны смогут менять цены на строительные контракты из-за удорожания строительных материалов.

Разъяснили на троих

Минстрой, Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в условиях продолжающегося роста цен на строительные материалы сообщили регионам о возможности пересмотра госконтрактов в случае, если такое удорожание влечет за собой невозможность их исполнения.

Появление письма объясняется как сложившейся не в пользу подрядчиков практикой, так и тем, что законопроект с подобными изменениями не был в итоге согласован.

Участники рынка полагают, что письмо регуляторов полностью проблемы исполнения обязательств не решит, так как под обозначенные в нем требования попадают только 10% заключенных за год контрактов.

Письмо Минстроя, Минфина и ФАС разъясняет региональным властям порядок изменения «существенных условий» госконтрактов (к ним относится и цена).

Поясним, необходимость в корректировке контрактов возникает в силу того, что при удорожании стройматериалов (в мае рост цен на них составил 16,4% в годовом выражении) подрядчики, строящие объекты по госзаказу, терпят убытки — поскольку цена таких контрактов определяется на весь срок их исполнения.

По представленным ранее Минстроем оценкам, при объеме госинвестиций в объекты капитального строительства в 846 млрд руб. в 2021 году только за счет роста цен на металл отрасль рискует потерять 42 млрд руб.

В своем письме ведомства разъясняют, что закон о контрактной системе (44-ФЗ) допускает возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон — в случае возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Допускается подобная корректировка, если соблюден ряд условий: цена контракта должна превышать 100 млн руб., а срок — 12 месяцев. Кроме того, изменение условий контракта не должно привести к увеличению его срока и цены более чем на 30%.

Также требуется письменное обоснование такого решения.

Отметим, что такое разъяснение можно рассматривать, скорее, как предоставление подрядчикам, столкнувшимся с трудностями, дополнительных аргументов в споре с заказчиками.

На практике изменение цен не считается непредвиденным обстоятельством — суды зачастую исходят из того, что, вступая в договорные отношения, стороны должны прогнозировать экономическую ситуацию, а значит, не могут и исключать вероятности роста цен.

Как отмечают в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), разъяснение не позволяет полностью решить проблему роста стоимости стройматериалов.

По данным объединения, за год более 90% контрактов было «расторговано» со сроком менее одного года и стоимостью менее 100 млн руб.— соответственно, под перечисленные в письме критерии они не попадают.

«В связи с этим необходимо прорабатывать вопрос о внесении изменений в 44-ФЗ»,— считают в НОСТРОЙ.

Ранее как раз такой законопроект разработал Минстрой, предложив предусмотреть в 44-ФЗ возможность пересмотра условий контракта, заключенного минимум на год, в случае роста цен хотя бы на одну позицию — если это приводит к удорожанию стоимости строительства более чем на 5% и к связанной с этим невозможности исполнения контракта.

Однако эта инициатива не была поддержана Минфином. Как пояснили “Ъ” в ведомстве, внесение дополнительных изменений в 44-ФЗ не требуется — предусмотренные законом меры позволяют изменять цены контрактов, если их дальнейшее исполнение невозможно, в том числе из-за роста цен на материалы.

Минимальный размер цены контракта, добавляют в Минфине, при этом может быть изменен по решению правительства.

В Минстрое сообщают, что работают над стабилизацией цен на рынке. В частности, ведется мониторинг для принятия оперативных решений в целях недопущения необоснованного роста цен на строительные ресурсы. Кроме того, добавляют в ведомстве, «продолжается проработка решений в части возможных действий при существенном повышении цен на стройматериалы».

Евгения Крючкова

Минстрой разработал механизм изменения стоимости госконтрактов до 30%

Агентство «Москва»

Минстрой разработал механизм, который позволит увеличивать цены госконтрактов до 30% из-за роста цен на стройматериалы. Он будет распространяться на контракты, заключенные до 1 июля 2021 года, стоимостью от одного миллиона рублей. 

Проект постановления заместитель министра строительства Александр Ломакин направил на прошлой неделе на согласование в Минфин, Федеральное казначейство и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), пишет РБК. 

Проект Минстроя касается только контрактов, заключенных до 1 июля 2021 года. Он распространяется на контракты 35 заказчиков, в том числе российских ведомств и министерств, ряда вузов (РАНХиГС, МГУ), Верховного суда, Генпрокуратуры, Единого заказчика в сфере строительства, «Росатома» и Роскосмоса.

Чтобы изменить контракт, подрядчик должен отправить заказчику письменное предложение с обоснованием корректировки. Пересмотр стоимости может касаться только невыполненных объемов строительства. В документе также говорится о возможности использовать средства из резервного фонда правительства при необходимости увеличить цены на госконтракты в текущем году.  

Новый порядок изменения контрактов касается федеральных проектов. Подобные меры предлагают принять властям регионов. Госкомпаниям, которые делают закупки по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») также рекомендуют учитывать положения документа для договоров, затрагивающих цели национальных проектов.

В Минфине заявили, что проект учитывает предложения министерства, направленные ранее в Минстрой. В ФАС отметили, что замечания антимонопольного органа обсуждались на площадке аппарата правительства. 

О необходимости изменить стоимость госконтрактов власти задумались после резкого роста цен на металл в конце прошлого года. Так, в декабре поступили жалобы на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц. В первом полугодии цены на сталь во всем мире были на максимумах с 2008-го.  С 1 августа в стране до конца года ввели временные пошлины на экспорт металла. 

Вслед за металлом выросли цены и на другие строительные материалы. В июле ФАС начала проверки крупных строительных организаций и производителей бетона, кирпича, ПВХ-продукции и древесных материалов. 

Читайте также:  Как настроить браузер спутник для госзакупок в 2022 году

Весной 2021 года Минстрой разработал законопроект. Он предлагает сделать возможным изменение условий госконтрактов, если из-за роста цены строительных ресурсов общая стоимость строительных или реставрационных работ изменилась более чем на 5%. Против документа выступили в Минфине, заявив, что предложения Минстроя дублируют уже существующие в законе положения.

В июле к президенту Владимиру Путину обратились главы восьми строительных компаний, в том числе «СГМ-Моста» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко. В своем письме главе государства они заявили, что строительная отрасль ежегодно фиксирует убытки. С 2015 года их совокупная сумма достигла 137 миллиардов рублей. 

Авторы письма утверждают, что сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное. Это создает неприемлемые риски для национальной экономики и безопасности страны. По их словам, система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям. 

финансы строительство новости Минстрой

Минстрой разъясняет, как изменять стоимость госконтрактов

На этой неделе министр строительства и ЖКХ РФлично разъяснял подрядчикам, как применять на практике федеральные документы о возможности изменения цены госконтракта на строительство в связи с удорожанием строительных ресурсов. Ситуация находится на особом контроле Минстроя, отметил Ирек Файзуллин.  

«На прошлой неделе правительством принято постановление, которым устанавливается возможность вносить изменения в государственные контракты на стройку в части изменения цены контракта, Минстроем утвержден приказ № 500/пр, устанавливающий порядок обоснования изменения цены контрактов.

Здесь важно не только оперативно подготовить расчеты и получить положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости, но и довести до подрядных организаций средства, потребность в которых велика сегодня», — подчеркнул министр, открывая созванное по этому случаю совещание.

В ходе совещания были даны следующие разъяснения.

Для внесения изменений должен быть соблюден ряд условий:

— изменение существенных условий контракта не должно приводить к увеличению срока исполнения контракта и цены контракта более чем на 30%;

— физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и прочие решения не должны изменяться;

— для контрактов стоимостью свыше 100 млн рублей изменения возможны только после проведения государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости. Срок проведения оценки достоверности для этих случаев сокращён до 14 дней;

— изменения контракта осуществляются путем заключения дополнительного соглашения на основании предложений подрядчика.

Порядок, утверждённый Минстроем, предусматривает 3 алгоритма расчета для контрактов.

Для контрактов до 30 млн рублей расчеты выполняются на основании выборки ценообразующих строительных материалов и оборудования, закупка которых не была осуществлена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных контрактом.

Это позволяет с высокой степенью достоверности определить разницу в стоимости строительных материалов и оборудования, учтенных при формировании начальной цены контракта на основании сметы, получившей положительное заключение экспертизы и их стоимостью на дату выполнения расчета. Такие расчеты не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.

Расчеты для контрактов от 30 до 100 млн рублей выполняются с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости.

Данный алгоритм позволяет производить расчеты по объектам со значительным количеством ценообразующих строительных материалов. Преимущество – простота выполнения расчета, так как используются только укрупненные показатели (индексы Минстроя России и Минэкономразвития России).

Указанные расчеты также не подлежат проверке достоверности определения сметной стоимости.

Для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн рублей, расчет аналогичен алгоритму для контрактов от 30 млн рублей до 100 млн рублей, но эти расчеты подлежат проверке на достоверность определения сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Изменение цены контракта возможно по тем работам, которые не приняты на дату выполнения расчета, с последующим пересчетом стоимости работ, выполненных в период от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения к действующему контракту. Изменение цены контракта допускается, если контракт заключен до 1 июля 2021 г. со сроком исполнения более 1 года и стоимостью не менее 1 млн рублей.

Дополнительное соглашение к контракту об изменении его существенных условий (цена и сроки) может быть заключено в пределах лимитов бюджетных обязательств по объекту, если такое изменение не приводит к увеличению срока исполнения контракта и цены контракта более чем на 30%. В этом случае дополнительного решения Правительства РФ не требуется, — само постановление № 1315 является таким решением.

Если в результате корректировки цена контракта превысила лимиты бюджетных обязательств, то дополнительное соглашение к контракту заключается после принятия решения Правительством РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда.

Главам регионов РФ правительство рекомендует принять аналогичные региональные акты для того, чтобы обеспечить возможность изменения цены контракта на объектах, которые строятся за счёт региональных и местных бюджетов.

Если озвученной информации окажется недостаточно, Минстрой совместно с Главгосэкспертизой готовы и дальше вести разъяснения механизма применения постановления Правительства РФ № 1315 и Приказа Минстроя России № 500/пр, отмечают в пресс-службе Минстроя.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *