Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

МОСКВА, 26 июл — ПРАЙМ. Минфин РФ разработал и опубликовал проект федерального закона о госрегулировании производства и оборота табачных изделий в России, согласно которому, в частности, предлагается ввести лицензии на производство и оптовую торговлю табачной продукцией, документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

«Законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий», — говорится в пояснительной записке к проекту.

«Так, законопроектом предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья; производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий; оптовая торговля табачными изделиями; оптовая торговля сырьем», — добавляется в материалах.

При этом, указывает Минфин, поскольку программное обеспечение ЕГАИС устанавливается бесплатно на собственные программно-аппаратные средства участников рынка, которые занимаются производством или оптовой продажей немаркируемых табачных изделий и сырья, дополнительных затрат в этой части со стороны бизнес-сообщества не потребуется.

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

Кроме того, законопроект вводит обязательство по регистрации основного технологического оборудования для производства табачных изделий и сырья. Если такое оборудование не используется, оно должно быть законсервировано.

«На предотвращение незаконных производства и оборота табачной продукции и сырья также направлены такие содержащиеся в законопроекте положения, как запрет розничной продажи сырья и табачных изделий не в потребительской упаковке, отдельные ограничения по перемещению немаркированной табачной продукции, обязательное наличие сопроводительных документов при обороте табачной продукции и сырья», — добавляется в пояснительной записке.

В то же время, продолжает Минфин, государственная пошлина после введения лицензирования «не будет являться обременительной и не создаст избыточную финансовую нагрузку на организации, осуществляющих легальную деятельность на табачном рынке».

В случае принятия федеральный закон вступит в силу 1 сентября 2022 года, кроме ряда положений проекта. В частности, требования о документах для получения лицензий вступят в силу 1 апреля будущего года.

Минфин в рамках совершенствования регулирования оборота табачной продукции в России предлагает доработать Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета производства и оборота алкоголя.

Производители и оптовые продавцы немаркированных табачных изделий должны будут передавать в эту систему сведения о продукции, а информацию о маркированных изделиях ЕГАИС будет получать автоматически, следует из законопроекта.

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

  • «Для лиц, осуществляющих производство табачных изделий, которые не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации… и сырья, предусматривается обязанность по оснащению оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота табачных изделий и сырья в единую государственную автоматизированную информационную систему учета, которая будет функционировать на базе доработанной единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», — говорится в пояснительной записке.
  • В свою очередь для участников рынка, которые занимаются оптовой продажей немаркируемых табачных изделий, также предусматривается обязанность фиксации в ЕГАИС информации об объемах продаж посредством использования таких технических средств.

«Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», — добавляется в материалах.

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

По оценкам экспертов, которые приводятся в пояснительной записке, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась до 8% с 1,5%, по итогам 2019 года — 15%.

В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%.

Однако, как отмечает Минфин, на это повлияли ограничения в виде закрытия границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением COVID-19.

При этом с 1 января 2021 года акциз на табачную продукцию вырос на 20% по сравнению с 2020 годом.

«В связи с этим повышаются риски дальнейшего роста объемов нелегального производства и оборота табачной продукции», — говорится в материалах.

Кроме того, указывает Минфин, отдельными функциями по регулированию табачного рынка сейчас наделены различные ведомства, нормативно-правовое регулирование в настоящее время разрозненное.

Законопроектом предусматривается введение государственного регулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля в данной сфере, при этом «в качестве модели регулирования предлагается использовать уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка».

Табачному рынку прописали те же правила, что и алкогольному

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

  © АГН Москва/Андрей Любимов

Вопросы регулирования производства и оборота табака Минфин предложил отразить в отдельном законе — его проект размещён в базе нормативно-правовых актов. Главная задача такого регулирования — повысить легальность табачного рынка, сказали «Парламентской газете» эксперты.

Свои интересы, но общая цель

Сейчас отдельными функциями по регулированию табачного рынка наделены Минсельхоз, Минздрав, МВД, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы. При этом конкретные и действенные механизмы контроля за производством и оборотом табачной продукции в рамках этих функций практически отсутствуют, отметили разработчики нового законопроекта.

«Избыточное количество федеральных органов исполнительной власти, регулирующих табачный рынок, разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, к увеличению нелегального производства и оборота табачной продукции», — говорится в пояснительной записке.

Законопроект предусматривает введение госрегулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона. В качестве модели предлагается использовать уже налаженную систему регулирования и контроля алкогольного рынка.

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

Пачки сигарет станут страшнее, а сам табак потеряет вкус

«Столь масштабную задачу, как регулирование рынка табака, можно решать только комплексно, поэтому разработку отдельного федерального закона можно только приветствовать», — сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

У каждого ведомства свои интересы, добавил он. Фискальные органы хотят собрать как можно больше налогов, Минздрав стремится снизить потребление табака населением, Минфин контролирует акцизы и правила использования марок. «При этом общая цель — сделать рынок прозрачным, снизить объём контрафакта», — сказал сенатор.

ЕГАИС для сигарет

По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась с полутора до восьми процентов.

По итогам 2019 года нелегальный оборот составил уже 15 процентов.

Из-за пандемии и закрытия границ в прошлом году объём контрафакта снизился до семи процентов, но его снова может стать больше из-за увеличения с 1 января 2021 года акциза на табак на 20 процентов.

Для того чтобы этого не допустить, законопроектом предполагается сведения об объёме производства и оборота табака вносить в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта (ЕГАИС), которую создадут на базе аналогичной системы для учёта алкоголя. Оборудование для производства сигарет должно быть зарегистрировано, а если оно не используется, его следует законсервировать.

В законе пропишут запрет продавать табак и сигареты не в пачке, ограничат перемещение немаркированной табачной продукции, при обороте обязательным станет наличие сопроводительных документов. Все эти меры направлены на предотвращение незаконных производства и оборота табака.

«Нелегальный оборот табака влечёт не только экономические, но в дальнейшем и социальные последствия, — считает Сергей Рябухин. — Акцизы, а, значит, и цены на сигареты растут, но они всё же значительно ниже, чем в Европе». Бесконечно повышать цену нельзя, уверен сенатор. Это может привести к тому, что люди начнут выращивать табак у себя на даче.

Акцизы — на ЗОЖ

Производство, хранение и поставки, оптовая торговля табачными изделиями и сырьём будут лицензироваться. Отмечается, что госпошлина не станет обременительной для компаний, которые ведут легальную деятельность. А за нарушения на табачном рынке установят административную и уголовную ответственность.

По мнению зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николая Говорина, имеющихся и предложенных мер по контролю за контрафактом достаточно, но нужно эффективно их исполнять. Ответственность за нарушения закона в этой сфере должна быть строгой.

  • «А что касается поступающих акцизных доходов, то их следует целевым образом направлять на развитие наркологической помощи и пропаганду ЗОЖ», — сказал «Парламентской газете» депутат.
  • • Курилки могут вернуться в аэропорты с 1 сентября • Что нужно знать о запрете открытого огня на балконе

Напомним, с 1 апреля изменился механизм образования единой минимальной цены на табачную продукцию. Ранее она составляла 75 процентов от максимальной розничной цены и для каждой марки сигарет рассчитывалась отдельно.

При этом стоимость утверждали сами производители с учётом акциза, который выплачивается в бюджет.

В соответствии с новой системой единую минимальную цену по специальной формуле определяет Минсельхоз, исходя из минимальной ставки акциза на единицу потребительской упаковки, налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента. В 2021 году она установлена на уровне 108 рублей.

Если ранее пачка сигарет в среднем стоила 120 рублей, то с 1 июля цена вырастет до 140 рублей. Индексировать минимальную цену будут ежегодно на основе рыночных механизмов, которые учитывают факторы ценообразования и изменение ставок акцизов.

Член думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Веллер отметил, что предложенные меры позволят резко снизить объёмы дешёвой контрафактной продукции на российском рынке.

Читайте также:  Регистрация ООО в Красноярске

Бюджет наполняется дымом

Минфин предложил резко повысить ставку акциза на табачную продукцию

Рост бюджетных расходов из-за пандемии Минфин предложил компенсировать в 2021 году резким — сразу на 20% — повышением акциза на сигареты. Рост стоимости табачной продукции увеличит объем серого рынка, предупреждают компании

Министерство финансов РФ собирается усилить регулирование производства и оборота табака

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с текущими ставками, сообщили РБК в пресс-службе министерства.

Поступивший из Минфина документ (с ним также ознакомился РБК) был одобрен на комиссии по законопроектной деятельности и будет рассмотрен на заседании правительства, уточнили в пресс-службе правительства. Дату заседания собеседник РБК не уточнил.

Текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны вырасти, но всего на 4%.

Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку.

В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — констатирует представитель Минфина, добавляя, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции.

Сколько собирают сейчас

С начала 2020 года по август акцизы на табачную продукцию, которая производилась на территории России, принесли государству, согласно данным системы «Электронный бюджет», 372 млрд руб. Прогноз на весь год — 586,5 млрд руб.

Еще 16,7 млрд руб. собрано акцизов на табак для нагревания, производимый в России. Акцизы на табак, электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости, ввезенные из-за рубежа, составили около 2 млрд руб.

Таким образом, по итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. «табачных» акцизов.

Как это скажется на стоимости сигарет

Акциз — основной фактор в цене сигарет, указывает Василий Груздев, директор по связям с органами государственной власти российского офиса Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour).

Предложенное повышение в следующем году ставок акцизов на 20% приведет к значительному увеличению средневзвешенной цены пачки сигарет для потребителей — до 140 руб., оценивает Груздев. Такое увеличение ставок акциза повлечет за собой рост розничных цен в среднем минимум 20 руб.

за пачку, подтверждает Олег Барвин, руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike).

Повышение ляжет бременем в первую очередь на потребителей недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене: доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента, отмечает Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West).

В абсолютных цифрах это будет самое большое за всю историю табачной отрасли в России повышение ставки акциза на сигареты, отмечает Барвин. С 2010 по 2020 год минимальная ставка акциза на сигареты в России выросла более чем в десять раз, за это же время средняя цена пачки сигарет в рознице выросла в 4,8 раза — с 25 руб. примерно до 120 руб. в этом году, добавляет Груздев.

Какова позиция Минздрава

Начать дискуссию о повышении акциза на табачную и другую никотиносодержащую продукцию в августе этого года призывала главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина. Она напоминала, что налоговые меры, исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и мирового опыта, — самые эффективные в борьбе с табаком.

Если законопроект Минфина об увеличении табачных акцизов поступит в Минздрав, его рассмотрят, сообщили в пресс-службе последнего, отметив, что на фоне повышения акцизов потребление табака у населения в России сократилось с 2009 года за десять лет с 39 до 28%.

В мае прошлого года Минздрав в проекте своей антитабачной концепции прогнозировал, что доля курящих россиян должна снизиться к 2035 году до 5%, но затем отказался от этой цели — в окончательной версии концепции предполагается, что число курящих сократится до 21%.

Без огонька

Производство табачных изделий в России, по данным Росстата, падало с 2014 по 2017 год. Небольшой годовой рост был в 2018 году (на 4,1%).

По итогам 2019 года производство табачных изделий в России вновь упало на 9,5% к уровню 2018 года.

В этом году выпуск табачных изделий рос, за исключением апреля и мая, когда в России был пик пандемии коронавируса: производство за январь—июль выросло на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года.

В последние годы продажи сигарет населению стагнировали: в рознице Росстат фиксировал падение розничных продаж табачных изделий с 2012 года, в 2018–2019 годах продажи оставались на уровне предыдущего года.

В 2019 году Росстат сообщал, что по итогам выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на здоровье населения, почти каждый пятый россиянин был заядлым курильщиком. Каждый день курят 22,5% россиян, а свою жизнь без сигарет не представляют 5,4% респондентов.

О чем предупреждают производители

Рост акцизов усилит разрыв в розничных ценах между легальной продукцией и нелегальными сигаретами, которые присутствуют на рынке, — это спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%, категоричен Барвин.

На фоне снижения реальных располагаемых доходов населения и при наличии на российском рынке нелегальных сигарет по цене 50–70 руб.

за пачку предложенное повышение цен на легальную продукцию приведет к тому, что еще большая часть потребителей перейдут на нелегальную продукцию, согласен и Груздев.

Потери федерального бюджета из-за нелегального рынка, которые, по оценкам экспертов, в этом году могут составить 100 млрд руб., вырастут кратно, предупреждает Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M). Если поправки будут приняты, бюджет вместо дополнительных доходов может недополучить более 270 млрд руб., оценивает Барвин.

При менее радикальном повышении акциза таких последствий, по мнению Груздева, можно избежать: в случае если ставки акциза увеличатся всего на 8–10%, цена пачки в рознице увеличится в следующем году в среднем на 10% по сравнению с 2020 годом. При таком сценарии бюджет в итоге пополнится больше, чем если акциз вырастет сразу на 20%, и не приведет к взрывному росту нелегального рынка, уверяет Груздев.

Предотвратить риски незаконной торговли табаком должна вводимая в России государственная система маркировки, обнадеживает представитель Минздрава. Обязательная маркировка табачной продукции введена в России с марта 2019 года: выпускать табачную продукцию без марок было запрещено, а с июля этого года был запрещен оборот всей немаркированной продукции.

Пополнить бюджет: курильщики расплатятся за пандемию — Газета.Ru

Акцизы на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты в следующем году будут повышены на 20%. За счет роста табачных акцизов Минфин России планирует компенсировать часть средств, потраченных на борьбу с пандемией. Табачные компании традиционно возражают против увеличения акцизов, жалуясь на снижение своих доходов и рост теневого рынка табака.

Минфин подготовил поправки в действующий Налоговый кодекс, предусматривающие рост акцизов на табачную продукцию и электронные сигареты в 2021 году, сообщает РБК со ссылкой на документы.

В следующем году ставки акциза на сигареты и всю табачную продукцию, а также электронные сигареты вырастут на 20% по сравнению с действующими ставками. Документ уже одобрен на комиссии по законопроектной деятельности и будет вынесен на утверждение правительства.

  • В нынешней версии Налогового кодекса акцизы на никотиносодержащую продукцию увеличены только на 4%.
  • Как пояснили в Минфине, дополнительный рост акцизов на табак поможет выполнению социальных обязательств государства на фоне увеличенных расходов бюджета из-за кризиса в экономике и пандемии.
  • При этом в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно с учетом уровня инфляции, уточняют в Минфине.
  • Увеличение ставок акциза приведет к росту розничных цен примерно на 20 рублей за пачку сигарет, пояснили в российском офисе British American Tobacco.

Минздрав действует по плану ВОЗ

Поднять акцизы на табак и никотиносодержащую продукцию, в том числе электронные сигареты и разного рода испарители, ранее предложил Минздрав. Главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина указала на мировой опыт, который свидетельствует о высокой эффективности жестких налоговых мер в борьбе с курением.

Читайте также:  Если предполагаемый доход на ПСН составляет ровно 300 тыс. руб., необходимо ли платить 1% от дохода в фонды?

При этом в Минздраве также высказываются за увеличение акциза на табак и никотиносодержащую продукцию до уровня, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Ранее в июле президент РФ Владимир Путин одобрил поправки к антитабачному законодательству, которые приравнивают к обычным сигаретам любую никотиносодержащую продукцию.

На нее распространяются все ограничения, включая запрет на отрытую выкладку на прилавках магазинов и на рекламу. Была установлена также максимальная дозировка никотина в жидкостях для электронных сигарет в 20 мг.

При этом продажа некурительных изделий, таких как никотиновые конфеты и сосательные никпэки, была безоговорочно запрещена.

Как ранее сообщали СМИ, Минздрав разработал план мероприятий для достижения Россией целевых показателей антитабачной концепции, утвержденной правительством.

До 2035 года предлагается законодательно запретить маркетинговые механизмы, повышающие продажи табака и вовлечение в табакокурение молодежи.

Например, под запрет должно попасть использование ароматизаторов и красителей, а также добавки, усиливающие зависимость организма курильщиков при производстве табачных изделий и никотиносодержащей продукции.

Стратегическая цель антитабачной концепции — сокращение потребления в России табака и никотиносодержащей продукции.

По предложению Минздрава, в России планируется также внедрить стандартную упаковку для табачной продукции с новыми графическими и текстовыми предупреждениями, а также принять закон о продаже табака лицам, достигшим не менее 21 года.

Сами производители табака больше обеспокоены тем, что продажи упадут из-за роста курса доллара к рублю. Это может повлиять на себестоимость производства сигарет в России.

«Для производства сигарет используется импортное сырье, например, табачный лист, стоимость на которое устанавливается в валюте.

Ослабление рубля неизменно приведет к повышению себестоимости продукции», — поясняла ранее ТАСС директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобако» региона Россия, Центральная Азия, Белоруссия Яна Гуськова.

При этом вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко уточнял ранее, что его компания локализовала производство в России, поэтому доля импортных сигарет в ее российском портфеле незначительна. «На данный момент изменение максимальных розничных цен на импортируемые сигареты не планируется», — заверил представитель компании.

Табачников беспокоит также, что повышение акцизов может спровоцировать рост нелегального рынка и соответственно потерь легальных производителей.

Минфин разработал законопроект о регулировании оборота табачной продукции

Минфин РФ разработал и опубликовал проект федерального закона о госрегулировании производства и оборота табачных изделий в России, согласно которому, в частности, предлагается ввести лицензии на производство и оптовую торговлю табачной продукцией, документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

«Законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий», — говорится в пояснительной записке к проекту.

«Так, законопроектом предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья; производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий; оптовая торговля табачными изделиями; оптовая торговля сырьем», — добавляется в материалах.

В то же время, продолжает Минфин, государственная пошлина после введения лицензирования «не будет являться обременительной и не создаст избыточную финансовую нагрузку на организации, осуществляющих легальную деятельность на табачном рынке».

В случае принятия федеральный закон вступит в силу 1 сентября 2022 года, кроме ряда положений проекта. В частности, требования о документах для получения лицензий вступят в силу 1 апреля будущего года.

  • Минфин в рамках совершенствования регулирования оборота табачной продукции в России предлагает доработать Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета производства и оборота алкоголя: производители и оптовые продавцы немаркированных табачных изделий должны будут передавать в эту систему сведения о продукции, а информацию о маркированных изделиях ЕГАИС будет получать автоматически, следует из законопроекта.
  • Минфин РФ разработал проект федерального закона о госрегулировании производства и оборота табачных изделий в России, документ опубликован федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
  • «Для лиц, осуществляющих производство табачных изделий, которые не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации … и сырья, предусматривается обязанность по оснащению оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота табачных изделий и сырья в единую государственную автоматизированную информационную систему учета, которая будет функционировать на базе доработанной единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», — говорится в пояснительной записке.
  • В свою очередь для участников рынка, которые занимаются оптовой продажей немаркируемых табачных изделий, также предусматривается обязанность фиксации в ЕГАИС информации об объемах продаж посредством использования таких технических средств.
  • «Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», — добавляется в материалах.

Регулирование табачной отрасли попросили передать Минпромторгу

Как пишет «Коммерсант», на сегодня госполитикой и нормативно-правовым регулированием производства и оборота табачной продукции занимается Минсельхоз. К полномочиям Минфина относятся акцизы и правила использования марок. ФНС контролирует производство и оборот табачных изделий, а также собираемость налогов. Минздрав отвечает за противодействие потреблению табака.

Как отмечается в письме «Опоры России», Минпромторг может стать полноценным системным регулятором, который замкнет экономические аспекты, включая производство, продажу, логистику, борьбу с нелегальным рынком.

Министерство уже регулирует в целом торговлю, с которой связаны ключевые вопросы рынка. Кроме того, Минпромторг отвечает за систему маркировки, работу госкомиссии по противодействию незаконному обороту товаров и координацию субъектов России в части продаж алкоголя и табака, говорится в письме.

Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов (один из подписавших обращение) поясняет, что Минсельхоз не очень активно занимается табачным рынком, что объяснимо, так как табак в России не растет. Повестку монополизировал Минздрав, диалог с которым с точки зрения бизнеса очень сложен: министерство заинтересовано только в сокращении легальных каналов продаж табака, указывает он.

Минпромторг также курирует развитие малых форматов торговли, которые во многих странах выступают ключевым каналом сбыта табачных изделий, отмечается в письме «Опоры России».

А в России возможности малого и среднего бизнеса в реализации продукции ограниченны: например, есть запрет продавать сигареты в 100 метрах от образовательных учреждений. По словам Максимова, под этим понимаются и учреждения исключительно для взрослых.

А табачные изделия служат генератором трафика, без которого невозможна нормальная торговая матрица.

В пресс-службе правительства сообщили, что письмо направлено в Минсельхоз, Минфин и Минпромторг. В Минфине заявили, что рассмотрят обращение. В Минсельхозе говорят, что оснований для передачи полномочий нет.

Министерство ведет конструктивное обсуждение всех актуальных вопросов в отрасли, что способствует принятию сбалансированных решений, добавили там.

В Минздраве заявили, что не могут оставаться в стороне от регулирования оборота и потребления табака в пределах своей компетенции.

Напомним, россияне с 28 января не могут покупать в интернете кальяны и никотинсодержащую продукцию, включая стики для устройств нагревания табака и жидкости для электронных сигарет.

Минфин предлагает лицензировать производство и оптовую торговлю сигаретами

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Минфин разработал проект закона о госрегулировании оборота табачной продукции в России, производство и оптовую торговлю сигаретами предлагается лицензировать. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

«Законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий.

Так, законопроектом предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья; производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий; оптовая торговля табачными изделиями; оптовая торговля сырьем», — отмечается в пояснительной записке к документу.

В ней также говорится о том, что, по оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации за 2016-2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2019 году тенденция к увеличению нелегального оборота табачной продукции сохранилась. Такой нелегальный оборот по итогам года составил 15%. В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%.

Читайте также:  Экспертное заключение по 44-фз своими силами — образец 2022

«Однако существенную роль в замедлении данной тенденции сыграли ограничения в виде закрытия государственных границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением коронавирусной инфекции», — считают авторы законопроекта.

Они также напомнили о том, что ставки акциза на табачную продукцию повышены с 1 января 2021 года на 20% по сравнению с 2020 годом.

В связи с этим повышаются риски дальнейшего роста объемов нелегального производства и оборота табачной продукции, говорится в пояснительной записке.

В настоящее время отдельными функциями по регулированию табачного рынка наделены Минсельхоз России, Минздрав России, МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России и ФТС России. При этом, по мнению авторов документа, конкретные и действенные механизмы контроля за производством и оборотом табачной продукции в рамках этих функций практически отсутствуют.

«Избыточное количество федеральных органов исполнительной власти, регулирующих табачный рынок, разрозненное нормативно-правовое регулирование и несогласованные задачи приводят к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной продукции», — отмечается в пояснительной записке.

Что это дает

Таким образом, законопроектом предусматривается введение государственного регулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля (надзора) в указанной сфере, при этом в качестве модели регулирования предлагается использовать уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка. В целях предотвращения незаконного производства табачных изделий законопроектом предлагается установить требования к основному технологическому оборудования для производства табачных изделий и сырья путем введения обязанности по его обязательной государственной регистрации. При этом в случае, если такое оборудование не используется, оно должно быть законсервировано.

Данные о табачных изделиях

  • Минфин предлагает передать данные о немаркированных табачных изделиях в алкогольную ЕГАИС. 
  • «Для лиц, осуществляющих производство табачных изделий, которые не подлежат обязательной маркировке средствами идентификации и сырья, предусматривается обязанность по оснащению оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота табачных изделий и сырья в единую государственную автоматизированную информационную систему учета, которая будет функционировать на базе доработанной единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)», — отмечается в пояснительной записке.
  • Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, указывается в документе.

Как говорится в документе, указанные технические средства представляют собой программные средства ЕГАИС и программно-аппаратные средства лиц — участников табачного рынка. Для лиц, осуществляющих оптовую продажу немаркируемых табачных изделий, также предусматривается обязанность фиксации в ЕГАИС информации об объемах продаж посредством использования таких технических средств. При этом, поскольку программное обеспечение ЕГАИС устанавливается бесплатно на собственные программно-аппаратные средства лиц, осуществляющих производство или оптовую продажу немаркируемых табачных изделий и сырья, дополнительных затрат в этой части со стороны бизнес-сообщества не потребуется.

Информация о производстве и обороте табачных изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, будет поступать в ЕГАИС в автоматическом режиме из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, указывается в документе.

Другие меры в законопроекте

На предотвращение незаконного производства и оборота табачной продукции и сырья также направлены такие содержащиеся в законопроекте положения, как запрет розничной продажи сырья и табачных изделий не в потребительской упаковке, отдельные ограничения по перемещению немаркированной табачной продукции, обязательное наличие сопроводительных документов при обороте табачной продукции и сырья.

В законопроекте предлагается установить основные положения, регулирующие вопросы федерального государственного контроля (надзора), определить круг полномочий федерального органа по контролю и надзору на табачном рынке, основания для приостановления и аннулирования лицензий, а также применение иных мер воздействия по отношению к недобросовестным участникам рынка, в том числе изъятие или конфискация табачных изделий и сырья, находящихся в нелегальном обороте, и оборудования для их производства.

За нарушения обязательных требований, установленных законопроектом, и иные правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий и сырья предполагается установить административную или уголовную ответственность.

«Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит установить эффективный контроль за производством и оборотом табачных изделий и сырья, повысить легальность табачного рынка и создать понятные предпринимательскому сообществу условия его функционирования.

При этом его реализация не приведет к возникновению негативных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности», — считают авторы документа.

Минфин разработал проект закона о госрегулировании оборота табачной продукции в России

Добавлены подробности (последние три абзаца).

МОСКВА, 26 июл — РИА Новости/Прайм. Минфин РФ разработал и опубликовал проект федерального закона о госрегулировании производства и оборота табачных изделий в России, согласно которому, в частности, предлагается ввести лицензии на производство и оптовую торговлю табачной продукцией, документ опубликован на портале regulation​​​.gov.ru.

«Законопроектом предлагается установить виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию, а также порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий», — говорится в пояснительной записке к проекту.

«Так, законопроектом предусмотрено лицензирование следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий и сырья; производство, хранение и поставки произведенных табачных изделий; оптовая торговля табачными изделиями; оптовая торговля сырьем», — добавляется в материалах.

В то же время, продолжает Минфин, государственная пошлина после введения лицензирования «не будет являться обременительной и не создаст избыточную финансовую нагрузку на организации, осуществляющие легальную деятельность на табачном рынке». В случае принятия федеральный закон вступит в силу 1 сентября 2022 года, кроме ряда положений проекта. В частности, требования о документах для получения лицензий вступят в силу 1 апреля будущего года.

По оценкам экспертов, которые приводятся в пояснительной записке, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась до 8% с 1,5%, по итогам 2019 года — 15%.

В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%.

Однако, как отмечает Минфин, на это повлияли ограничения в виде закрытия границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением COVID-19.

При этом с 1 января 2021 года акциз на табачную продукцию вырос на 20% по сравнению с 2020 годом.

«В связи с этим повышаются риски дальнейшего роста объемов нелегального производства и оборота табачной продукции», — говорится в материалах.

Кроме того, указывает Минфин, отдельными функциями по регулированию табачного рынка сейчас наделены различные ведомства, нормативно-правовое регулирование в настоящее время разрозненное.

Законопроектом предусматривается введение государственного регулирования производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля в данной сфере, при этом «в качестве модели регулирования предлагается использовать уже налаженную систему государственного регулирования и контроля алкогольного рынка».

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА «Новости» обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Контроль оборота табака в России будет осуществлять только Минфин | Телеканал 360°

Производство и оборот табачных изделий в России могут быть переведены под контроль Министерства финансов. Данную идею на встрече с сенаторами одобрил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Об этом сообщила «Парламентская газета».

В настоящий момент контролем над производством и оборотом табачных изделий в России занимается семь ведомств — Минздрав, Минсельхоз, Минфин, Роспотребнадзор, ФНС, МВД и Минпромторг.

«Дмитрий Анатольевич (Медведев — прим. ред.) заявил, что готов поддержать нас в том, чтобы передать это в ведение только Минфина», — рассказал глава бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин. «Это поможет избежать ситуации, когда у семи нянек дитя без глазу — будет создан единый центр ответственности», — пояснил он.

Также сенаторы предложили, чтобы 25% от стоимости табачного акциза поступали в бюджеты регионов.

Российский премьер‐министр Дмитрий Медведев заявил, что правительство выделило регионам 36 миллиардов рублей из Резервного фонда. Деньги планируется направить на повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума. Медведев назвал данную тему «чувствительной» для регионов и подчеркнул, что не все из них могут легко сами повысить МРОТ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *