Минпромторг изменил национальный режим в закупках

Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ. Это обязанностьзаказчика.

Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, применяют ст.14 Закона 44-ФЗ и ПП 616 только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ. Однако Минфин России считает, что такие лица должны применять ст.14 Закона 44-ФЗ и в иных случаях, установленных ст.15 Закона 44-ФЗ[1].

Помимо Постановления 616 действуют другие запреты и ограничения. Проверить объект закупки на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online

Также нац.режим не применяется при закупках[2]:

  • в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности,
  • в целях обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом,
  • органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны

В закупках какой продукции применяется пп 616

В закупках промышленных товаров.

Промышленные товары – это товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности.

К ним относятся товары из отраслей:  добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, а также ликвидация загрязнений (классы  ОКВЭД 05-33, 36-39) [3].

Товары, работ, услуги Для закупок «на общих основаниях» Для нужд обороны и безопасности государства[4]
Работы  Нет 
Услуги  Нет  +
Промышленные товары из Перечня + +
Промышленные товары, не включенные в Перечень Нет  +
Работы, услуги, при которых ИСПОЛЬЗУЮТСЯ промышленные товары Нет + (но применяется не к товарам, а к работам/услугам)
Работы, услуги, при которых ПОСТАВЛЯЮТСЯ промышленные товары[5] + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Аренда промышленных товаров  + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Лизинг промышленных товаров + (только для товаров из Перечня) + (для любых промышленных товаров)
Закупка промышленных товаров, указанных в п. 1-7, 125 и 127[6]  Использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является РФ и (или) государство – член ЕАЭС (искл. – если на территории нет производства/исполнителей). 
Включение в один контракт промышленных товаров из Перечня и товаров, не включенных в Перечень[7]  НЕЛЬЗЯ включать в один лот. МОЖНО включать в один лот
Закупка медицинских масок, указанных в п. 123 и 126 Перечня Запреты, установленные в отношении медицинских масок, действуют до 31.12.2021 г.Медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень[8].

При проведении каких способов определения поставщика применяется ПП 616:

Всех способов, кроме закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ЕП).

Этот вопрос прямо в ПП 616 не урегулирован. Есть разные мнения – одни эксперты считают, что во всех способах (даже в ЕП), другие – что только в конкурентных. Позиция Минпромторга России и Минфина России – надо применять в закупках у ЕП[9].

Но из текста ПП 616 следует, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением, участник закупки представляет заказчику документы в составе заявки, которой в закупках у ЕП нет[10].

Порядок применения ПП 616:

Где указывается условие о применении ПП 616 В извещении об осуществлении закупки[11].В документации о закупке – перечень необходимых документов в составе заявки.Для товаров из п. 1-7, 125 и 127 Перечня в ПП 616 – дополнительно в требованиях к участникам закупки.
Порядок рассмотрения заявок Если товар иностранный (не Россия и иные страны ЕАЭС), то заявку отклоняем.Если документы, подтверждающие страну происхождения, не представлены в составе заявки – заявку отклоняем.
Если товар попадает под действие ПП 616 и иного акта о нац.режиме Устанавливаем в извещении о закупке оба требования, но сначала применяем запрет.Если закупка попадает под исключение из применения ПП 616, то устанавливаем только требование по акту об ограничении участия.
Если товар попадает под действие ПП 616 и условий допуска (Приказ Минфина 126н) Устанавливаем только требование о применении ПП 616[12].Если закупка попадает под исключение из применения ПП 616, то устанавливаем требование по Приказу 126н.

Подтверждающие документы

Этап Закупка промышленных товаров по перечню Закупка промышленных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, подпадающих под запрет, но не включенных в перечень Закупка товаров, указанных в п. 1-7, 125 и 127 перечня
  • Закупка вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение,
  • снабжение, в эксплуатацию, и (или) при закупке образцов вооружения, военной и
  • специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с
  • литерой не ниже «О1»
В составе заявки Во второй части заявки – выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием:

  • – номеров реестровых записей соответствующих реестров

информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ (если такое предусмотрено ПП РФ от 17.06.2015 № 719) (например, для автомобилей легковых, грузовых, автомобилей скорой медицинской помощи и т.п.) (далее – выписка)

В первой части заявки – декларация о стране происхождения товара (участник просто указывает страну). Правило действует только до 1 июня 2021 г. Во второй части заявки – выписка на поставляемый товар  Нет 
При исполнении контракта Нет  Нет  Выписка на сырье (материалы, полуфабрикаты) Нет 

 Правила использования реестров

Подтверждение Чем подтверждается Основание включения в Реестр
Подтверждение производства продукции на территории РФ  наличие сведений о такой продукции в Реестре российской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/products/ Заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом РФ в соответствии с ПП от 17.07.2015 № 719
Подтверждение производства промышленной продукции на территории ЕАЭС наличие сведений о такой продукции в Реестре евразийской промышленной продукции https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/ Соответствие такой продукции требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренным приложением к ПП 719
Выписку получает участник закупки.Выписка выдается на конкретный товар конкретного производителя.

Товар – российский или евразийский, если он есть в соответствующем реестре.

Формирует и ведет реестры – Министерство промышленности и торговли РФ[13].

Случаи, когда ПП 616 не применяется[14]

№  Случай закупки Подтверждение/обоснование
1 На территории РФ нет производства/исполнителей
товары из перечня
  1. Наличие разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием ГИС промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России[15].
  2. Разрешение получает заказчик.
  3. Выдает разрешение – Минпромторг России. 
  4. При размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минромторг РФ для получения разрешения. 
иные промышленные товары (для ГОЗ) Решение заказчика. Требований  к оформлению решения нет.
работы/услуги (для ГОЗ)
2 Любые промышленные товары, кроме товаров из п. 1 – 7, 123, 125 – 127 перечня (Цена ед.товара ≤ 100 тыс. рублей)  И  (Суммарная стоимость таких товаров < 1 млн. рублей).Суммарную стоимость считаем для всех товаров по одному коду ОКПД2[16].
3 Любые промышленные товары, кроме товаров из п.67 – 71 перечня Необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки. 
4 Товары по п.47 – 51 перечня Закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. 
5 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.1 – 7, 52 – 57, 73 – 75, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые ФСБ РФ, ФСО РФ, Службой внешней разведки РФ, органами внешней разведки Минобороны РФ, МВД РФ, Нацгвардией и подведомственными им организациями.
6 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.1 – 7, 52 – 57, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые Главным управлением специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями
7 Любые промышленные товары, кроме:

  • –                      товаров из п.3 – 7, 52 – 57, 73-75, 81 перечня,  
  • –                      товаров из п.47 – 51 перечня (при условии закупки одной единицы товара ≤ 2 млн. рублей).
Закупки, осуществляемые Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями
8 Любые промышленные товары Заказчик – ФСО РФ. Цель закупки – реализация мер по осуществлению государственной охраны. 
9 Транспортные средства Заказчик – МВД РФ.Цель закупки – обеспечение безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий.

Особенности исполнения контракта

Содержание контракта Для промышленных товаров, кроме товаров из п. 1-7, 125 и 127 перечня
  • – страна происхождения товара,
  • – реестровые записи о товаре из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции[17],
  • – условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.
Для товаров из п. 1-7, 125 и 127 перечня
  1. – страна происхождения товара,
  2. – реестровые записи о товаре из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции,
  3. – условие об использовании при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является РФ и (или) государство – член ЕАЭС,

Если участник закупки в ходе исполнения контракта не подтвердит соответствие этому условию  или заказчик установит, что при производстве использовалось сырье не российское (не евразийское), то заказчик обязан расторгнуть контракт с таким поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с п.1 ч.15 ст.95 Закона 44-ФЗ,– условие о замене одной страны на другую при исполнении контракта.

Возможность замены при исполнении контракта страны происхождения товара[18] Для промышленных товаров, включенных в перечень Нельзя менять на «иностранные» товары. Можно менять только на РФ или иные страны ЕАЭС.
Для промышленных товаров, не включенных в перечень Можно, но только в рамках ГОЗ.

[1]

Национальный режим по Закону № 44-ФЗ: практика применения

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов. С этой статье будет рассмотрен ряд вопросов, к примеру, где получить сертификат СТ-1?

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов, к примеру: как подтвердить российское происхождение определенных товаров? Где получить сертификат формы СТ-1? Что делать в случае, если заявка содержит российский и иностранный товар?

Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?

Если на какой-либо товар распространяется нацрежим, то в плане-графике государственный заказчик должен указать требование, а в закупочных документах отразить:

  • ссылку на правительственное постановление, на основании которого действует национальный режим;
  • условие, касающееся того, что в заявке участником указывается цена за единицу по каждой позиции, и участник является ответственным за предоставление недостоверной информации о стране, где товар был произведен;
  • какими документами участник имеет возможность подтвердить, что место происхождения товара – одна из стран ЕАЭС.

Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?

Какой документ необходимо приложить к заявке, определяется видом продукции. Это может быть:

  • акт экспертизы ТПП (срок его действия составляет один год);
  • декларация о стране происхождения (в свободной форме);
  • сертификат по форме СТ-1, который выдан на основании акта экспертизы либо по заявлению поставщика: годовой (на лекарства), трехмесячный либо разовый;
  • СПИК, или копия специального инвестиционного контракта (если юридическое лицо инвестирует более 3 млрд. рублей в производство товара в России, а государство производит его закупку без проведения конкурса).
  • При закупках ряда товаров Правительство РФ указывает, какими документами участник закупки имеет право подтвердить страну происхождения.
  • К примеру, при проведении закупок радиоэлектронной продукции:
  • При проведении закупок товаров машиностроения или мебели:
  • актом экспертизы ТПП;
  • СПИК;
  • сертификатом по форме СТ-1.
  1. При проведении закупок медицинских изделий, для которых имеются ограничения допуска, – сертификатом по форме СТ-1.
  2. При проведении закупок продуктов – декларацией о стране, где был произведен товар (в свободной форме), а также стране его происхождения.
  3. При проведении закупок товаров легкой промышленности – декларацией страны происхождения товаров, а также материалов и полуфабрикатов, которые были использованы для производства товарной продукции.
  4. При проведении закупок программного обеспечения – названием ПО, а также декларацией о стране его происхождения (в свободной форме).

Если при проведении закупок не устанавливается обязательное требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, то участником самостоятельно определяется форма, являющаяся подтверждением страны производства. Это может быть сертификат по форме СТ-1, декларация либо другой вышеуказанный документ.

Продавец и изготовитель продукции могут в свободной форме самостоятельно составить декларацию о стране-производителе товара (приказ МЭР РФ № 155 от 25 марта 2014 г.). К примеру, есть возможность прикрепить к заявке таблицу со страной происхождения и товарами по каждой из позиций.

Название страны происхождения должно быть указано в полном соответствии с классификатором стран мира (например, в нем нет страны США – есть Соединенные Штаты Америки).

Из-за такого казалось бы безобидного сокращения заказчик может отклонить вашу заявку, и будет прав. Например, об этом указано в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.

2017 № Ф10-3317/2017 по делу № А54-7222/2016. 

Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?

При наличии запрета на закупки иностранных товаров заявка без подтверждающих документов будет отклонена (к примеру, если вами поставляются товары легкой промышленности или мебель).

Если нет запрета на поставку иностранных товаров, однако для российских товаров действует ценовая преференция, заявка будет рассматриваться как иностранная. То есть, при проведении аукциона надо будет заключать госконтракт с ценой, которая на 15 процентов меньше от предложенной, в других же конкурентных закупках при оценке заявки участник не получит снижающего коэффициента к своей цене.

Если при проведении закупки есть правило «третий лишний», то заявка участника будет рассмотрена как заявка с товаром иностранного производства. Если на госзакупку пришли минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то заявка будет отклонена.

В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?

В первой части заявки на участие в электронном аукционе поставщиком должна быть задекларирована страна происхождения, во второй – приложен сертификат по форме СТ-1 (если таковой необходим).

Рассматривая заявку на аукцион, заказчик должен сопоставить документы в двух ее частях: в первой части – страну происхождения, во второй – сертификат по форме СТ-1. Расхождение данных свидетельствует о том, что победителем были предоставлены недостоверные данные. В этом случае заявка будет отклонена как несоответствующая требованиям закупки.

Как заказчиком проверяется происхождение товара?

В случае если в заявке достаточно будет задекларировать страну происхождения товара, госзаказчик верит победителю «на слово»: прописывает в контракте указанную страну происхождения, а проверку документов проводит лишь при приемке товара. В случае если при закупке требуется сертификат по форме СТ-1, заказчики могут самостоятельно убедиться, что он подлинный. Факт выдачи сертификата можно проверить в реестре (на сайте ТПП).

Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?

Если при проведении закупки действовал национальный режим, то товар заменять не допускается, даже если он имеет улучшенные характеристики. От такого товара заказчик обязан отказаться. Победитель должен будет расторгнуть контракт либо осуществить поставку товара российского происхождения.

Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию

При расторжении заказчиком госконтракта по суду или в одностороннем порядке на основании предоставления поставщиком недостоверной информации, касающейся соответствия своего товара установленным требованиям, он станет победителем торгов. В таком случае поставщику грозит потеря обеспечения контракта и включение в РНП.

Сертификат по форме СТ-1: как его получить?

Документ можно оформить в региональной ТПП (основанием служит акт экспертизы, выполненный сотрудниками этой же палаты). Этот акт действителен в течение одного года после его выдачи. Для получения сертификата участник торгов должен написать заявление в ТПП, приложив к нему:

  • правоустанавливающие документы (для физических лиц – паспорт, для юридических лиц – свидетельство о регистрации, а также постановке на учет);
  • годовой акт экспертизы (при его наличии).

Если акта не имеется, то чтобы получить СТ-1 необходимо представление:

  • лицензии о производстве товара;
  • сведений, подтверждающих возможность производить товар (в ТПП следует уточнить, какие именно сведения представлять).

В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?

Если существует запрет в отношении закупки иностранных товаров, то заявки с полностью либо частично иностранной продукцией будут отклонены. Если же действуют определенные ценовые преференции, действия заказчика будут зависеть от того, какова стоимость товара из ЕАЭС, указанная в заявке.

При аукционных торгах

Если стоимость товара, происходящего из ЕАЭС, составляет более 50 процентов от цены заявки, то у поставщика есть право на получение преференций, и при победе его цена не будет снижена на 15 процентов.

Если указанная в заявке победителя аукционных торгов стоимость товаров из государств, являющихся членами ЕАЭС, составляет менее 50 процентов от стоимости остальных товаров, то при победе общую цену госконтракта снизят на 15 процентов.

При проведении других конкурентных закупок

Если в запросе предложений, котировке либо конкурсе в своей заявке участник предлагает продукции из ЕАЭС более 50 процентов, он получит преференции, а к цене его заявки применяется понижающий коэффициент.

Отметим, что значение имеет не объем товара, а его цена. К примеру, 51 процент от объема заявки составляет соль иностранного производства, 49 процентов – сахар из стран ЕАЭС.

Но поскольку сахар дороже, то в заявке стоимость российского товара будет больше 50 процентов от цены всего объема закупки, при этом поставщик получит преференции.

По этой причине госзаказчик в закупках с национальным режимом будет просить указать происхождение, а также стоимость по каждой позиции товара.

Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?

Если закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС, то заказчик может приобрести иностранный товар. Единственный документ, доказывающий отсутствие российских аналогов, – соответствующее заключение Минпромторга РФ. Другие же доказательства будут проигнорированы заказчиком, и заявка с иностранным товаром будет отклонена.

Теги: национальный режим,

Количество просмотров: 9393

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Особенности национального режима при закупках компаний с государственным участием

  • 6 августа 2019 г.
  • Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»
  • Ольга Гусева
  • С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.
  • Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:

• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);

  1. • работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;
  2. • на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.
  3. Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.
  4. Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:
  5. • сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;
  6. • заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;
  7. • декларация – составляется в свободной форме;
  8. • акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.

Применение национального режима по 223-ФЗ

Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г.

№ 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.

При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.

В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима.

Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.

Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.

Так, в целях исполнения требований пункта 8 Постановления № 925 в документацию о закупке было включено условие о том, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений ГААТ 1994 г. и Договора о ЕАЭС. В состав ГАТТ 1994 г.

входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.

Принимая во внимание то, что предметом закупки являлось право заключения договора на изготовление и поставку оборудования, что ГАТТ прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима предложений было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация и государство-участник ВТО – Китайская Народная Республика, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению Правительства № 925 никому из участников предоставлен не был1. То есть в данном случае УФАС посчитало, что иностранные товары приравниваются к российским товарам.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России, устанавливая, что только товарам, страной происхождения которых является государство-член ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами2.

Существует также аналогичное судебное решение, которым установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГААТ 1947 г.

любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставление любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 г. КНР является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Таким образом, УФАС в данном решении подтвердил, что товары из КНР в рамках Постановления № 925 приравниваются к российским товарам3.

Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.

Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.

Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС.

С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.

Возможными последствиями некорректного толкования данного Постановления является предоставление приоритета не только Российской Федерации, но и еще 170 странам-участникам ВТО (США, Япония, Украина Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.). Постановление № 925 в таком случае потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект4.

В соответствии с Постановлением № 925 к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент в случае, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В Постановлении № 925 не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по Закону № 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике достаточно часто встречаются смешанные заявки, которые также регулируются правилами, установленными Постановлением № 925.

В таких ситуациях необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить Постановление №925.

  • В случае, если при проведении конкурса или аналога конкурса, в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.
  • Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой товаров, работ или услуг (далее – ТРУ) российского происхождения менее 50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.
  • На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.
  • Таким образом, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения более 50%, то снижение цены договора не применяется.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня ТРУ по данному Постановлению № 925 не предусмотрено, в отличие от закупок по Федеральному закону от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентированных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г.

№ 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в свою очередь, означает, что действие Постановления № 925 распространяется на все виды товаров, работ и услуг.

Действие Постановления № 925 также распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.

2017 №505-ФЗ, разделивший закупки по Закону № 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия Постановления № 925. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с Постановлением № 925.

  1. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
  2. • путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  3. • иными способами, установленными положением о закупке.
  4. В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
  5. 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
  6. а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
  7. б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
  8. 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
  9. 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением установленных Законом № 223-ФЗ требований.
  10. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям осуществления конкурентной закупки, указанным выше.

Механизмы применения Постановления № 925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.

Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

  • Таким образом, в положении и документации необходимо описать:
  • • критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • • заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • • условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • • когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • • требования к составу заявки на участие в закупке;
  • • порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);
  • • порядок заключения договора (страна из заявки);
  • • порядок изменения договора (замена страны).
  • Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.

Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.

________________________

1 Решение УФАС по городу Москве от 9 ноября 2018 г. № 1-00-1848/77.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *