Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ, порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555.

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика.

Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки.

Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми.

Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги.

Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022
Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Инструкция: описываем объект закупки

Госзакупки Объект закупки по 44 ФЗ — это товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Их описание обязательно содержится в документации по госзакупке. За нарушение правил оштрафуют на 50 000 рублей.

30 октября 2019 Геллерт Дина

Описание объекта нужно, чтобы зафиксировать качественные и количественные характеристики (стандарт), которые позволяют идентифицировать то, что требуется госзаказчику.

Указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

В закупочной документации описание объекта закупки должно содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены действующими техническими регламентами и стандартами, или обосновывать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые ограничивают количества участников.

Эти правила описания объекта закупки по 44-ФЗ прописаны в статье 33.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Исключение — случаи, которые предусмотрены в 44-ФЗ.

Вот пример основных характеристики объекта закупки по 44-ФЗ из ЕИС.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

Пример описания предмета торгов

Составили пример описания объекта закупки по 44 ФЗ для заказа компьютерного стола.

Показатели Как писать заказчику Как писать поставщику
Материал МДФ, облицованный пленкой Показатель остается неизменным, указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком: «МДФ, облицованный пленкой»
Толщина столешницы Не менее 12 мм Указать одно конкретное значение, равное или превышающее установленное минимальное значение. Например, «15 мм»
Размеры 1400×755×900/720 мм Показатель остается неизменным, указать так же, как у заказчика: «1400×755×900/720 мм»

Исключения из правил

В документациях о госзакупке встречается указание на товарные знаки, если:

  • нет другого способа более точно описать характеристики предмета госзакупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательное условие при описании объекта торгов— сопровождать ссылку на товарный знак словами «или эквивалент», кроме случаев, когда:

  • товары, на которых размещаются другие товарные знаки, несовместимы с теми, что уже использует госзаказчик, и обеспечивается взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых товаров;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, по технической документации на эти машины и оборудование.

Пример для исключения из правил

Например, заказываем расходные материалы для принтера — картридж. В описании товара по 44 ФЗ указываем:

  1. Товар — Картридж Canon PGI – 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA ix6840 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

Пример качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

В этом случае описания объекта госзакупки ссылку на товарные знаки не сопровождаем словами «или эквивалент», т. к. не поставить другие расходные материалы. Поставляются только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Как избежать ошибок при описании объекта закупки?

Описание объекта закупки по 44-ФЗ — пример 2022

9 мар 2021

Всем известна цитата капитана Врунгеля из мультфильма «как корабль назовешь, так он и поплывет». Так и с проведением государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ – как объект закупки опишешь, такой результат и получишь.

Мы решили подготовить этот материал после обращения клиента – крупного лечебного учреждения, закупавшего через торги средства дезинфекции.

Но после подведения итогов аукциона на заказчика обрушились жалобы, суть которых сводилась к неверному описанию объекта закупки…

На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?

Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи. По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е.

не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию.

Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.

Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки.

Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:

  • допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
  • необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.

Можно ли детально переписать характеристики конкретного товара?

Часто заказчики при описании объекта закупки переписывают инструкции и прочие документы с характеристиками конкретного товара, но не указывают его название.

Например, заказчик хочет приобрести автомобиль марки «Audi» определенной модели для своих нужд, а потому переписывает характеристики конкретного автомобиля «Audi», не называя модель, иначе необходимо будет указывать на эквивалент.

И получается, что он хочет купить легковой автомобиль с 8-цилиндровым бензиновым двигателем, мощностью не менее 571 лс, 8-ступенчатой коробкой передач и т.д., детально переписывая, например, технические характеристики Audi S8…Но насколько это законно?

Читайте также:  Как оформить патент на очистку вентиляции и ремонт кондиционеров?

На этот счет существует две противоположные друг другу позиции судебных органов и органов ФАС:

  1. Да, подобное описание, «подогнанное» под определенный товар является нарушением законодательства о закупках, поскольку говорит об ограничении конкуренции, если «отсутствует специфика» такого товара.

    Кстати, аналогичным образом разрешается ситуация даже если указать, что производится закупка товара с конкретным товарным знаком или его эквивалента, если эквивалент на самом деле отсутствует.

  2. Нет, подобное описание не будет являться нарушением при определенных обстоятельствах.

    Нарушением оно может быть в случае, если оно ограничивает конкуренцию между участниками закупки.

Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:

  • у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
  • предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
  • необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.

В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к.

заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.

Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).

Вернемся к нашему клиенту. Больница закупала дезинфицирующие средства, указав в описании, что им нужны средства с содержанием спирта не менее определенного значения и с определенными свойствами. Но производит средства с такими характеристиками лишь один производитель в стране.

При рассмотрении подобных дел не смог определиться даже Верховный суд.

В одном случае он посчитал такое описание абсолютно законным, ввиду аргументов выше, в другом же – указал, что такие подробные характеристики объекта закупки приводят к ограничению количества участников, что является нарушением.

Насколько подробно нужно описывать в документации необходимый объект?

Очевидно, что неконкретные и размытые требования к объекту закупки не позволят заказчику достичь необходимую цель, а поставщику/подрядчику/исполнителю исполнить контракт.

Вывод следующий: вы можете подробно описать необходимый объект закупки, но такая детальность (в том числе в отношении материалов, компонентов, химического состава объекта закупки) возможна в случае, если заказчик обоснует свою потребность именно в этих характеристиках. Например, если строительный материал только определенного химического состава и плотности прослужит требуемое заказчиком время.

Как описать объект закупки, если законом уже установлены обязательные требования к таким объектам?

При описании объекта закупки нужно использовать обязательные требования, установленные техническими регламентами и национальными стандартами. Если же заказчик не использует их совсем или использует другие показатели, то он обязан обосновать причину своего решения.

Например, он может указать, что установление лучших характеристик позволяет достичь и лучших результатов. Но здесь рекомендуем указывать конкретную причинно-следственную связь, ведь неиспользование обязательных требований к товару со ссылкой на то, что не все нормативы охватывают потребности заказчика, вряд ли будет убедительно для УФАС, хотя и такая практика встречается.

Каковы правовые последствия несоблюдения требований к описанию закупки?

  • УФАС вправе приостановить проведение закупки и выдать предписание о внесении изменений в документацию или об отмене всех протоколов закупки,
  • УФАС вправе обратиться с иском о признании контракта недействительным,
  • на заказчика могут наложить административный штраф.

Из этого можно сделать следующий вывод: нарушить законодательство о закупках очень просто. Мы рекомендуем заказчикам указывать в закупочной документации обоснование своих потребностей – это поможет защитить себя от жалоб и срыва торгов. В то же время участникам торгов необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие такого обоснования, в том числе и при несоблюдении обязательных требований к товарам – это поможет выявить нарушения своих прав вовремя и добиться внесения изменений в документацию с помощью органов ФАС.

Нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки. Н.В. Сапрыкина

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены  статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе).

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки  рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта. 

  • В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить  даже требуемое заказчику количество  товара.
  • Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке  нередко содержит условие  о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).
  • При этом, документация  не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.
  • Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.
  • В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).
  • Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из содержания  положений  действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

  1. Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
  2. Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно  необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив  требуемый  заказчику товар по справедливой цене.
  3.  Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов  только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы  предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки  неумышленно, но нередко  целью  такого запутанного описания  является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

  • В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:
  • — отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость  поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;
  • — использование  при  описании объекта закупки  слов  «не хуже», «не уже»,  «лучше»,  «аналогично»;
  • — неясность документации в том является ли установленное  заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности  в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);
  • -запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;
  • -ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

— использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение   (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»,  запятую  предлагается  использовать   в качестве  предлога «или» и т.д.);

  1. — слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;
  2. -установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.
  3. Чтобы избежать неясности в понимании  значений  тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.
Наименование товара Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара Значения
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки Показатели, которые не могут изменяться

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается  заказчикам.

  • Так, в документации на  выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного  его значения  «все оттенки белого», в то время как  в отношении доски подоконной  цвет  определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.
  • Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.
  • Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

 

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены  статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе).

 

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

 

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки  рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта. 

 

В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить  даже требуемое заказчику количество  товара.

 

Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке  нередко содержит условие  о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).

 

При этом, документация  не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.

 

Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.

 

В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).

 

Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из содержания  положений  действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

 

Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

 

Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно  необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив  требуемый  заказчику товар по справедливой цене.

 

 Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов  только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы  предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

 

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки  неумышленно, но нередко  целью  такого запутанного описания  является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

 

В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:

— отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость  поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;

— использование  при  описании объекта закупки  слов  «не хуже», «не уже»,  «лучше»,  «аналогично»;

— неясность документации в том является ли установленное  заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности  в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);

-запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;

-ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

— использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение   (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»,  запятую  предлагается  использовать   в качестве  предлога «или» и т.д.);

— слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;

-установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.

 

Чтобы избежать неясности в понимании  значений  тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.

 

  Наименование товара Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара Значения
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки Показатели, которые не могут изменяться

 

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается  заказчикам.

 

Так, в документации на  выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного  его значения  «все оттенки белого», в то время как  в отношении доски подоконной  цвет  определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.

 

Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.

 

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.

полная версия статьи

Описание объекта закупки по 44-ФЗ (пример)

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки – об этом расскажем в настоящей статье.

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки – статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные:

  • функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати – А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати – не менее 38 листов в минуту, емкость лотка – не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

  • изображение объекта закупки, которое позволит поставщику его идентифицировать и оформить заявку. Данное требование обязательно для тех случаев, когда в документации о закупке есть требование о том, что поставляемый товар должен соответствовать изображению;
  • информацию о месте и времени, когда участник закупки сможет ознакомиться и осмотреть образец или макет объекта закупки, а также порядок и график такого осмотра. Данное требование обязательно, если заказчик включает в документацию о закупке условие о том, что поставляемый товар должен соответствовать образцу или макету;
  • при закупке лекарств – необходимо включить международное непатентованное наименование лекарственных средств. Если же такие наименования отсутствуют, то указываются группировочные наименования;
  • если заказчик допускает поставку не нового товара, то об этом также необходимо указать в описании объекта закупки;
  • в описании объекта закупки указываются максимальные и (или) минимальные показатели товара, значения, которые не могут изменяться. Данные показатели должны позволить участнику закупки определить, соответствует ли его товар требуемым характеристикам;

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота – 460 мм, глубина – 550 мм, высота – 1030 мм.

  • требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Скачать пример описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2017 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС.

Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки.

На официальном сайте госзакупок 07 октября 2017 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки.

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований.

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров.

Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию.

А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится.

Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Как не допускать ошибок при ведении закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы «Эконом-Эксперт». В ней вы сможете создать и проверить на наличие ошибок план-график и план закупок, подготовить отчет о закупках у СМП, рассчитать НМЦК и многое другое. Подробности о программе здесь.

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки.

Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям.

В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке. Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью.

Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке – флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения.

А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство.

Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки – отсутствие конкретных показателей.

Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара.

При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ.

Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *