Ошибки, опечатки заказчика в техническом задании по 44-фз в 2022 году

  • 19-11-2020
  • Дарья Коровкина
  • 6 минут

Способы исправления ошибки в техническом задании на закупку зависят от того, на какой стадии закупочной процедуры ее обнаружили. 

Стадия подачи заявок

На этом этапе у заказчика есть следующие опции: 

  • внесение изменений в документацию;
  • отмена закупки.

Чаще всего решения об изменении техзадания либо отмене закупочной процедуры принимаются после того, как участники торгов обратились к заказчику за разъяснением документации. Именно так выявляются случайные (или не очень) ошибки, неточные формулировки. Так как изменять содержание документации в разъяснениях нельзя, то приходится изменять документацию и само ТЗ.

Вариант с внесением изменений подойдет, если ошибка не требует переработки всей документации и серьезного изменения техзадания. Это касается в первую очередь опечаток и грамматических ошибок – они не влияют на содержание контракта, в этом случае достаточно исправить только само техническое задание.

 Сюда же можно отнести явные опечатки в показателях товара или неправильные ссылки на нормативные документы. Помните, что решение о внесении изменений в извещение как о проведении электронного аукциона, запроса котировок, так и конкурса может быть подано не позднее, чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок.

 Если не исправить ошибки в документации, это грозит жалобой со стороны исполнителей и поставщиков. Нарушение  также могут обнаружить в ходе проверки.

При изменении документации заказчик принимает решение, вносит изменения в извещение и в течение одного дня загружает файл с корректировками через ЕИС.

Не забудьте изменить сроки подачи заявок. Со дня изменения документации до дня окончания подачи заявок должно быть:

  • не менее 15 дней для электронного аукциона;
  • не менее 7 дней для электронного аукциона с НМЦК менее 300 млн руб. или НМЦК до 2 млрд руб. в сфере строительства;
  • не менее 10 рабочих дней для открытого конкурса в электронной форме;
  • не менее 5 рабочих дней для запроса котировок в электронной форме.

Изменить только техзадание не получится, если нужно вносить серьезные правки, которые затронут и условия самого контракта. Иногда бывает, что нужно больше времени на подготовку изменений и заказчик просто не уложится в сроки. 

Бывает и так, что ТЗ надо менять по причинам, которые от заказчика не зависят. Например, если с момента, как было размещено извещение, товар был включен в КТРУ, а в техзадании указано, что его там нет. 

В любом случае нельзя вносить изменения, если:

  • заказчик не уложился в 2-х дневный срок до окончания срока подачи заявок;
  • нужно менять объект закупки при любых процедурах или увеличить размер обеспечения заявок при проведении конкурса.

В таком случае можно отменить закупку (конкурс, аукцион или запрос котировок). Извещение об отмене размещается через ЕИС. Отменить можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, если это конкурс или аукцион, и 2 дня – если это запрос котировок. Отменить запрос предложений нельзя.

Если сроки для отмены вы пропустили из-за коронавируса – вы можете этим воспользоваться, Коронавирус считается обстоятельством непреодолимой силы, а это основание для отмены торгов.

Если не получается ни изменить техническое задание, ни отменить закупку, вопрос можно решить через получение предписания. Жалоба может быть подана участниками закупки, или заказчик может подать саможалобу, подтвердить на заседании свои нарушения и получить предписание об их устранении.  

Стадия рассмотрения заявок

Подача на этой стадии жалобы (самостоятельно, заказчиком либо участником закупки) – рискованный вариант. 

Если ошибка в документации, техническом задании все же есть, возможно:

  • Никто просто не подаст заявок и торги не состоятся.  Это благоприятный сценарий, так как он позволит исправить ошибки.
  • Торги состоятся, или будет подана одна заявка и контракт все же будет заключен, но ошибка никуда не денется. Вносить изменения придется уже после заключения контракта.

Ошибки, опечатки заказчика в техническом задании по 44-ФЗ в 2022 году

Как исправить ошибки после заключения контракта

Если контракт уже заключен, то можно его расторгнуть (полностью или частично), либо попробовать все-таки изменить. Возможность изменения зависит от того, что именно в контракте не соответствует требованиям нормативных актов или интересам заказчика. Изменить несущественные условия можно без каких-либо ограничений. А вот для изменения существенных придется искать специальные основания. 

Напомним, что существенными условиями контракта считаются его предмет, а также те условия, которые таковыми признаны законом и самим контрактом. В случае с госзакупками – это почти все его возможные условия, в том числе цена, срок, количество товара или объем работ.

Условия контракта должны соответствовать тому, что написано в документации и техническом задании. Если в ТЗ были неточно указаны объем работ, количество товаров, сроки выполнения или поставки, то изменить ситуацию на стадии, когда контракт уже заключен, тоже возможно.

Но далеко не всегда. 

Предмет контракта изменять нельзя, хотя лазейка все же есть – закупить товар с улучшенными характеристиками (если не попадаете под ограничения для иностранных товаров).

Если обоснуете, что предмет меняете именно по этой причине – то, возможно, это не посчитают нарушением.

Читайте также:  Нужна ли ККМ для ООО на ОСНО?

 Доказать свою позицию будет нелегко, так как не всегда можно выявить четкие критерии, что считать улучшенными характеристиками товара. Особенно это касается товаров сложных и многофункциональных.

Что касается других условий, то их изменение по соглашению сторон допустимо, если это предусмотрено прямо документацией и контрактом (или только контрактом в случае закупки у единственного поставщика). В других случаях допустимы изменения:

  • цены контракта и объема работ. Но не более, чем на 10% (исключение – контракты, касающиеся строительства и объектов культурного наследия). Есть и другие основания для изменения цены, но они вряд ли они будут связаны с ошибками технического задания. При этом перечень товаров или работ должен остаться прежним – дополнять его либо исключать какие-либо позиции нельзя;
  • срока контракта. Срок можно изменить только в отдельных видах контрактов (заключенных с единственным поставщиком, в сфере строительства).

В 2020 году из-за распространения коронавируса в Закон о госзакупках были внесены изменения, которые позволили более гибко регулировать изменение контракта (ч. 65 ст. 112 Закона о госзакупках).

До конца 2020 года, если из-за распространения коронавируса (или при других обстоятельствах непреодолимой силы) стало невозможно исполнить контракт, то срок исполнения контракта или его цену изменить можно, но нужно решение органа исполнительной власти соответствующего уровня.

 Для того, чтобы изменить условия заключенного контракта заказчик и исполнитель (поставщик) заключают дополнительное соглашение.

Желательно все же устранять неточности и ошибки в техническом задании еще на этапе подачи заявок.

Если не вносить изменения в документацию и техзадание и попытаться заключить контракт без учета их содержания – то это грозит штрафом до 30 000 рублей для должностного лица и до 300 000 рублей для заказчика.

При этом штраф в случае, если контракт заключить с нарушениями, которые уже отражены в ТЗ, меньше – до 50 000 руб.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

  • Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».
  • Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.
  • В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.
Читайте также:  Необходимо ли лицензирование школе английского языка по скайпу?

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя.

Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

  1. Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).
  2. Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.
  3. Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

  • Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.
  • Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.
  • Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.

2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Типичные ошибки заказчиков в аукционной документации по 44-ФЗ

Все закупки отличаются друг от друга своей оригинальностью. Иногда смотришь и думаешь: «Удивительное рядом». Чаще всего блещут своим мастерством те заказчики, которые самостоятельно размещают свои закупки. Если брать статистику по стране, то там где на региональном уровне создан уполномоченный орган, чудеса сведены к минимуму.

В таких закупках проработаны формы аукционной документации, куда заказчики подставляют свои данные, а ответственные сотрудники УО проверяют документацию и при необходимости возвращают заказчику на доработку. Понятно, что все люди, все ошибаются и бывает всякое. Однако процент таких ошибок при совместной работе с уполномоченным органом минимальный.

Читайте также:  Как платить авансовые платежи на УСН, если ИП регистрируется в конце года?

Почему много ошибок в закупочных документациях?

Ответ на данный вопрос на поверхности. Во-первых, большая загруженность заказчиков. Во-вторых, недостаток кадров. В-третьих, непрофессионализм, который может быть связан как с отсутствием возможности обучения, так и с не способностью воспринимать информацию сотрудником. Иногда это просто разгильдяйство. Разумеется, не все такие заказчики и не все так плохо.

Большой объем аукционной документации

Даже у самых грамотных заказчиков случаются казусы, которые связаны с огромной документацией, где есть основная часть, в которой дублируются статьи закона, так называемая информационная карта с описанием предмета закупки, требований к участнику, к заявке и т.п., специальная часть, содержащая техническую часть, и раздел с проектом контракта. Все это между собой должно быть согласовано.

При каком-либо изменении в законе или подзаконных актах необходимо учесть всю документацию.

Конкретный пример. Изменили в 44-ФЗ требования к составу первых частей. Теперь нет таких понятий, как промышленные образцы, полезные модели, патенты и т.д. Часть заказчиков не посмотрела изменения и пишут требования к составу первых частей по-старому.

Другая часть добросовестно привела их в соответствие с законом. Но не смотря на это, в рекомендованных формах или инструкциях до сих пор фигурируют все те же страшные вещи и даже больше, например, требование указать наименование производителя товара.

Таким образом, вроде бы заказчик в описании изменил требования, однако некоторые моменты упустил.

Отсюда вывод первый: если меняете что-то в аукционной документации, убедитесь, что поменяли это по всем разделам.

Другой пример. Поменяли в законе требования к банкам, выдающим банковские гарантии. Однако до сих пор встречаются по тексту аукционной документации фразы, что банки должны быть включены в перечень, предусмотренный ст. 74.1 НК РФ. Если заказчик не может по какой-то причине отслеживать изменения в законодательстве, не нужно городить огород.

Вывод второй: цитируйте статьи закона, когда готовы отслеживать соответствующие изменения. А лучше в аукционной документации прописывать ссылки на статьи и не более того. Например, банковская гарантия должна быть выдана банком в соответствии со ст. 45 44-ФЗ.

Третий пример. В аукционной документации куча разделов, один ссылается на другой. Инструкцию смотрите в пункте таком-то разделе таком-то. Смотришь, а в итоге этот пункт вообще про другое и т.д. Спрашивается: зачем заказчику документация с такими проблемами. Это и вероятность запросов, это и повод для жалоб в антимонопольную службу.

Вывод третий: чем меньше бесполезных разделов в документации, тем соответственно меньше ошибок и неувязок.

Чтобы не допускать подобных и других ошибок при проведении закупки, а также бесплатно проверить все текущие закупки на ошибки и построить необходимые отчеты, ознакомьтесь с нашей программой для автоматизации работы заказчика по 44-ФЗ.

Инструкция по заполнению первых частей

Инструкции – это вообще отдельная тема для статьи. Одним словом не скажешь. Уважаемые заказчики, помните, что основная цель данной инструкции — это помощь участнику в правильном заполнении первой части заявки с техническими характеристиками. Она не должна вводить в заблуждение и предусматривать двоякие толкования.

Ненадлежащая инструкция – это все тот же повод для запросов на разъяснение и жалобы в ФАС.

Помимо просто хорошей инструкции, существует еще два типа.

Первая — ни о чем: типичные фразы про максимальные и минимальные параметры, неизменяемые показатели, которые не разъясняют никакой сути. Просто, классификация показателей, не более того.

Вторая: громоздкий раздел, который содержит массу информации, по ощущениям нацеленная на отстранение неугодного поставщика. Например, помимо интерпретации всяких знаков, союзов и выражений, некоторые инструкции содержат запрет на использование многих слов и их синонимов.

Участник зачастую поставлен в тупик. Например, нельзя использовать слова и их производные: «предусмотрено», «возможность», «дополнена» и т.д. Называется, кто больше. А еще иногда прописывают, что должны содержать графы заявки (не из технического задания), забывая, что по закону рекомендуемая форма не является обязательной для заполнения.

Заключение

Для того чтобы аукционная документация соответствовала закону, не обязательно создавать в ней много разделов. Извещение о закупке и документация не должны противоречить друг другу, ровно как и содержание разделов АД между собой. Инструкции по заполнению заявок должны быть информативные, без лирики.

Если сомневаетесь в чем-то, откройте в ЕИС аналогичные закупки других регионов, посмотрите что у них. Как пример, аукционная документация контрактного агентства Архангельской области (там тоже есть недочеты, но в целом не плохо).

17.12.2018

Автор статьи: Ирина Царева

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *