Платить за нарушения в закупках придется больше

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку Платить за нарушения в закупках придется больше

Содержание

1. Ответственность Заказчиков в сфере закупок — штрафы.2. Ответственность Поставщика в сфере закупок — штрафы.3. Видео-инструкция новые штрафы и пени по 44-ФЗ.

Все действия поставщиков и заказчиков, которые принимают участие в закупках для удовлетворения государственных потребностей четко регламентированы действующим 44-ФЗ. За нарушение каких-либо положений этого документа предусмотрены штрафные санкции.

Поэтому всем участникам закупки необходимо помнить, за какие нарушения они могут быть привлечены к ответственности. 

1. Ответственность Заказчиков в сфере закупок — штрафы. 

При несоблюдении правил в реализации закупок, Заказчик будет вынужден заплатить весомый штраф. Объем штрафов и порядок в котором они применяются, устанавливают статьи 7.29-7.32 КоАП РФ. объем штрафов можно посмотреть в таблице: 

Вид правонарушения Санкции Основание
Часть Статья
Нарушения, вызванные неправильным выбором методики закупки
Несоблюдение порядка утверждения победителя закупки. С ответственного сотрудника взыскивается 30 000 рублей. 1 7.29
Покупка товаров или услуг у единственного поставщика при обстоятельствах, когда законом предусмотрено проведение аукциона или конкурсной процедуры открытого типа. Ответственный сотрудник заказчика уплачивает 50 000 рублей. 2 7.29
Организация процедуры закрытого типа (конкурса или аукциона) в ситуациях, которые не соответствуют действующему законодательству. Несоблюдение порядка или регламентированных сроков предоставления контролирующим органам документов для согласования проведения закрытой процедуры. На ответственного сотрудника накладываются санкции в объеме 50 тысяч рублей. 2.1 7.29
Противоречие правилам согласования с контролирующими органами условий проведения закрытой покупки товаров и услуг в рамках заказа для обороны страны. В зависимости от обстоятельств контрактный управляющий заплатит от 30 000 до 50 тысяч рублей. 3 7.29
Ошибки при вычислении НМЦК
Несоблюдение правил определения стартовой цены будущего контракта при проведении торговой процедуры. Контрактный управляющий обязан будет уплатить штраф от 30 000 до 50 тысяч рублей. 1 7.29.1
Отклонение от правил расчета НМЦК при реализации закупки у одного поставщика. На ответственного работника накладывается штраф от 30 до 50 тысяч рублей. 2 7.29.1
Отступление от порядка обоснования НМЦК С ответственного сотрудника взимается 10 тысяч рублей. 2 7.29.3
Ошибки в области планирования закупок
Указание в план-графике приобретения МТР, которые не удовлетворяют целям реализации закупок, предписанных законодательством. Исходя из обстоятельств, объем штрафа может варьироваться от 20 до 50 тысяч рублей. 1 7.29.3
Отклонения от норм реализации и временных рамок реализации обсуждения закупки обществом. Ответственный сотрудник обязан выплатить 30 тысяч рублей. 3 7.29.3
Отступление от регламентированных временных промежутков узаконивания план-графика и его опубликования в ЕИС. С контрактного управляющего может быть удержано от 5 до 30 000 рублей. 4 7.29.3
Нарушение правил организации закупки
Нарушение временных промежутков опубликования в ЕИС извещения о реализации закупки и необходимой документации. С ответственного сотрудника взыскивается 5 тысяч рублей, с компании – 15 тысяч рублей. 1 7.30
Искажение временных рамок опубликования в ЕИС сведений, предусмотренных действующим законодательством и касающейся реализации конкурсов и аукционов. Контрактный управляющий должен будет заплатить 30 тысяч рублей, а компания – 100 тысяч рублей. 1.1 7.30
Отклонение от предписанных временных промежутков размещения в ЕИС данных о реализации запросов ценовых предложений и котировок, если погрешность составляет не более 1 суток. С контрактного управляющего удерживается 3000 рублей, с компании – 10 000 рублей. 1.2 7.30
Отклонение более чем на сутки от регламентированных периодов опубликования в ЕИС сведений о реализации запроса предложений или котировок. 15 000 рублей для ответственного сотрудника. 50 тысяч рублей для организации. 1.3 7.30
Публикация в ЕИС сведений с отклонениями от норм российского законодательства. С ответственного сотрудника взимается 15 тысяч рублей. Для организации объем штрафа возрастает до 50 000 рублей. 1.4 7.30
Опубликование в ЕИС извещении о приобретении, когда с момента внесения коррективов в план-график не прошло 10 суток. Ответственный сотрудник уплачивает 30 тысяч рублей. 1.5 7.30
Опубликование извещения о проведение закупки, не включенной в план-график. Санкции в объеме 30 000 рублей накладываются на ответственного работника. 1.6 7.30
Публикация извещения о закупке, которая была признана необоснованной. Ответственный сотрудник должен заплатить 30 тысяч рублей штрафа. 1.7 7.30
Необоснованное отклонение предложения, поданного на участие в закупочной процедуре. С ответственного сотрудника взыскивается штраф в объеме 1% от НМЦК, в интервале от 5 до 30 тысяч рублей. 2 7.30
Ошибки при оформлении итогового протокола закупки Ответственный сотрудник выплачивает 10 тысяч рублей. 2.1 7.30
Определение правил рассмотрения предложений, который противоречит действующему законодательству. С ответственного сотрудника взыскивается 1 % от НМЦК. При этом штраф может варьироваться в пределах от 5 до 30 тысяч рублей. 4 7.30
Неточности при формировании описания закупаемого объекта. На ответственного сотрудника накладывается штраф 5 — 30 тысяч рублей. Его конкретный объем определяется, как 1% от НМЦК. 4.1 7.30
Несоответствие нормам при признании конкретного участника закупки победителем. Ответственный работник уплачивает 50 тысяч рублей. 7 7.30
Неправомерное изменение сроков передачи заявок. На ответственного сотрудника накладываются санкции 30 тысяч рублей. 8 7.30
Отклонение от установленных временных рамок при подписании протоколов. Ответственный сотрудник выплачивает 30 тысяч рублей. 14 7.30
Ошибки, связанные с РНП
Добавление в РПН недостоверной информации. Ответственный работник выплачивает 50 тысяч рублей. 1 7.31
Отклонение от порядка или регламентированных сроков передачи необходимой информации в РНП. Санкции в объеме 20 тысяч рублей накладываются на сотрудника. 2 7.31
Недобросовестный возврат обеспечений
Отклонение от норм при возврате денег, перечисленных для обеспечения заявки. При этом отклонение от регламентированного срока не превышает 3 дня. Ответственный сотрудник выплачивает 5 тысяч рублей, компания – 30 тысяч рублей. 1 7.31.1
Отклонение больше трех дней от установленного времени возврата средства, перечисленных в виде обеспечения заявки. Для ответственного сотрудника – 15 тысяч рублей. Для компании штраф 90 тысяч рублей. 2 7.31.1
Ошибки при работе с контрактами
Несоблюдение законодательных актов в процессе подписания контракта. Ответственный сотрудник обязан выплатить 1% от НМЦК. Причем сумма находится в пределах от 5 до 30 тысяч рублей. Для компании этот коридор – от 50 000 до 300 тысяч рублей. 1 7.32
Отклонение от регламентированных сроков подписания договора. 50 тысяч рублей подлежит уплате ответственным сотрудником. 3 7.32
Неправомерная корректировка условий контракта. Ответственный сотрудник выплачивает 20 тысяч рублей, юридическое – 200 тысяч рублей. 4 7.32
Несоблюдение норм при аннулировании контракта при ситуации отказа одной стороны. Для ответственного сотрудника штраф 50 тысяч рублей, для компании – 200 тысяч рублей. 6 7.32
Ненадлежащее оформление документов о приемке товаров или услуг, немотивированный отказ от составления указанных документов. Контрактный управляющий обязан выплатить 20 000 рублей. 9 7.31.1
Приемка товара или услуг, которые не удовлетворяют требованиям, прописанным в договоре. На ответственного сотрудника накладывается штраф от 20 до 50 тысяч рублей. 10 7.31.1
Неточности при оплате поставки
Несоблюдение установленных сроков оплаты в рамках заказа для оборонных нужд страны. Накладывается штраф от 30 000 до 50 тысяч рублей. 7.32.1

Решение о применение санкций к заказчику выносится ФАС. Период давности по таким делам составляет 1 год. Как правило, подобные нарушения выявляются в ходе запланированных проверок государственной организации.

2. Ответственность Поставщика в сфере закупок — штрафы. 

Штрафные санкции применяются и к поставщикам. Сведения об объеме штрафа можно получить из таблицы 2.

Вид правонарушения Санкции Основание
Отказ поставщика от подписания контракта, если объектом закупки являются товары, предназначенные для обороны страны, которые не имеют аналогов. Должностное лицо поставщика выплатит 30 — 50 тысяч рублей. Для компании объем штрафа составляет от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Часть 1 статьи 7.29.2
Отказ от подписания контракта поставщика, который имеет доминирующее предложение при закупке товаров необходимых для оборонных нужд. Для работника штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Для фирмы от 300 тысяч до 1 000 000 рублей. Часть 2 статьи 7.29.2
Читайте также:  Юридический и фактический адреса ООО не совпадают, как организовать пересылку почты?

Кроме того, штрафы и пени могут быть предусмотрены самим договором. В этом случае вопрос об их принудительном взыскании решается в суде.

Избежать наложения штрафом можно только при условии соблюдении всех предписаний законодательства. Поэтому сторонам необходимо подробно изучить 44-ФЗ и соблюдать все его предписания.

3. Видео-инструкция новые штрафы и пени по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Обратно к спискуПлатить за нарушения в закупках придется большеПлатить за нарушения в закупках придется большеПлатить за нарушения в закупках придется большеПлатить за нарушения в закупках придется больше

Штрафы-2021

Эксперты объяснили, сколько придется отдать гражданам за шашлык на даче, пропуск поверки счетчика, испорченный газон и вредные отходы

Платить за нарушения в закупках придется больше

Antonio Guillem/shutterstock

С 1 января 2021 года вступило в силу несколько законов, которые изменят жизнь владельцев квартир и домов. За нарушение новых норм россиян ждут санкции, пени, штрафы и даже уголовное наказание.

Рассказываем, сколько и за что придется заплатить российским гражданам в этом году.

До 5 тыс. руб. за нарушение пожарной безопасности

Одним из главных нововведений 2021 года в плане штрафов для владельцев жилья стали обновленные правила пожарной безопасности.

«За нарушение запрета на хранение личных вещей на чердаках, технических, цокольных этажах, в подвалах, на установку неоткрывающихся решеток на окна и приямки для окон подвалов, пользование неисправным газовым оборудованием и приборами, которые своевременно не прошли техобслуживание, теперь можно получить штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Если нарушения повлекут за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то речь идет об уголовной ответственности с лишением свободы», — рассказала адвокат Виктория Данильченко (Коллегия адвокатов Виктории Данильченко).

Штраф можно получить и за оставленный без присмотра открытый огонь в жилых помещениях, в том числе на балконах и лоджиях, а также за парковку возле дома автомобиля, если он закрывает место вывода на фасад патрубков для пожарной техники или крышку колодца пожарного гидранта, уточнила Данильченко.

Штрафы коснутся и владельцев частных домов, которым теперь придется готовить пищу на огне исключительно в специально отведенных для этого местах (подойдет, например, мангал).

«Причем этот мангал должен находиться в 5 м от любой надворной постройки, а в радиусе 2 м не должно находиться горючих веществ.

Чтобы не получить штраф за разведение костров на участке, теперь нужно вырыть яму глубиной не менее 30 см и шириной до метра, а до любой постройки должно быть не меньше 50 м», — объяснила юрист.

До 250 тыс. руб. за вредный мусор

С 1 января 2021 года вступили в силу правила обращения с отходами производства и потребления электрических ламп, а также их накопление и использование отходов, которые могут причинить вред здоровью граждан, животных и растений, рассказала руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова. Она уточнила, что за несоблюдение требований к охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства предусмотрена административная ответственность:

  • для граждан — в размере до 2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — до 30 тыс. руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Индивидуальные неустойки за коммуналку и счетчики

С 1 января 2021 года возобновляется взыскание неустоек по оплате задолженности за коммуналку. «С этого года к оплате может быть предъявлена задолженность, возникшая до введения моратория, то есть до 6 апреля 2020 года.

Если задолженность образовалась в период моратория — с 6 апреля по 31 декабря 2020 года, — то пени начислят только начиная с 31 дня просрочки платежа», — пояснила адвокат Ирина Орешкина (адвокатское бюро «S&K Вертикаль»).

В качестве своеобразного штрафа можно рассматривать расчет платы за жилищно-коммунальные услуги по повышенному нормативу. К этому стоит приготовиться собственникам, которые вовремя не проведут поверку электросчетчиков.

«С апреля 2020 года ресурсоснабжающие организации для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг были вынуждены принимать показания приборов учета с истекшим сроком поверки.

С начала нового года, если срок поверки истек, а новая так и не была проведена, то по истечении трех месяцев потребителя переводят на оплату с повышающим полуторным коэффициентом», — пояснила эксперт.

От 500 руб. за нарушение благоустройства

В 2021 году в новом КоАП появится статья, наказывающая за нарушение правил благоустройства населенных пунктов. По ней смогут штрафовать, например, за порчу скамеек и газонов, автохлам во дворе, мойку машин в неположенном месте. «Документ будет принят ближе к концу года.

Известно, что каждый регион будет устанавливать собственные ограничения, поскольку невозможно прописать в федеральном законе единые нормы для страны. Предполагается, что штрафные санкции будут накладываться за мойку машин в реке, парковку на газонах и тротуарах, хранение автохлама во дворах многоквартирных домов.

Размер штрафов на данный момент неизвестен, но нижняя граница уже точно будет 500 руб.», — пояснила Данильченко.

До 40% больше по налогу за имущество

С этого года изменится и механизм расчета имущественного налога. Теперь базой расчета будет служить кадастровая стоимость объекта как максимально приближенная к рыночной. «Результатом станет существенный рост налога на имущество.

Понижающие коэффициенты использовать уже будет нельзя, а просрочка уплаты обойдется налогоплательщику в 20% суммы начисленного налога. Если просрочка была умышленной, штрафные санкции возрастут до 40%. Впрочем, признаки этой самой умышленности в законах не раскрыты.

К санкциям также относятся ежедневно начисляемые пени в размере 1/300 от произведения продолжительности просрочки», — дополнила адвокат Ольга Сулим (представитель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры»).

Как изменится административная ответственность за нарушения в закупках по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ | Компания права Респект

В проекте КоАП нормы о правонарушениях в закупках по законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ выделили в отдельную главу. Часть правонарушений обобщили, из-за чего снизились штрафы за ряд деяний, которые сейчас выделены в специальный состав. Для некоторых нарушений предусмотрели возможность заменить штраф предупреждением.

Здесь обошлось без радикальных перемен. Часть 1 ст. 28.1 проекта нового КоАП объединила все случаи неправильного выбора способа закупки. При этом вместо конкретной суммы штрафа предусмотрели диапазон: в новой редакции он составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Та же ответственность наступит в случае проведения закупки у единственного поставщика без согласования, если оно было необходимо, или в ситуации, когда закупку согласовали с нарушениями.

Как будут штрафовать за нарушение сроков и порядка размещения и направления сведений в госзакупках

Если нарушить срок размещения или направления информации и документов, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юрлиц — от 30 тыс.

Читайте также:  Можно ли при регистрации ООО внести уставный капитал меньше минимального?

до 50 тыс. руб. Для должностных лиц предусмотрят возможность обойтись предупреждением.

Аналогичным образом накажут за размещение или направление сведений в случаях, когда по Закону N 44-ФЗ этого делать было не нужно.

За нарушение порядка размещения или направления сведений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, должностным лицам придется заплатить штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлицам — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такие же санкции установят за неразмещение (ненаправление) нужных данных.

Размер штрафа за перечисленные нарушения будет зависеть не от способа закупки и продолжительности просрочки (как сейчас), а от того, повлияло ли нарушение на срок подачи заявок или срок отмены определения поставщика. Если сократится срок подачи заявок или нарушится срок отмены закупки, штраф для должностных лиц будет выше: 30 тыс. руб.

Как накажут за ошибки в формировании документов о закупке

Должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за следующие нарушения:

  • положения в документах о закупке, нарушающие Закон N 44-ФЗ, или отсутствие нужных положений;
  • несоблюдение порядка формирования таких документов;
  • нарушение сроков их формирования;
  • несоблюдение требований к содержанию этих документов.

За эти нарушения по проекту предусмотрено и альтернативное наказание — предупреждение.

Ответственность будет строже, если в результате перечисленных действий неправомерно отклонили заявку или ее было невозможно подать, а также если победителя закупки определили с нарушениями. В таком случае штраф составит 1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.

Полагаем, что в понятие «документы о закупке» в проекте нового КоАП входит не только документация о закупке, но и другие документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, например план-график, протоколы комиссий. Специальные нормы, устанавливающие ответственность за формирование этих документов с нарушениями, в проекте отсутствуют.

Как члены комиссии ответят за нарушения

Ответственность членов комиссии за решения, принятые с нарушением Закона N 44-ФЗ, а также за несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками, сделают одинаковой для всех видов закупок. Она составит 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. Нарушителю смогут вынести предупреждение вместо назначения штрафа.

Как изменится ответственность за нарушение порядка и сроков возврата денежных средств

Планируют обобщить составы таких нарушений и убрать зависимость степени ответственности от продолжительности просрочки.

За нарушение правил возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, должностное лицо предлагают штрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Какие положения останутся прежними

Не планируют менять ответственность за следующие нарушения:

Административная ответственность за нарушения в закупках по Закону N 223-ФЗ

Какие появятся новые поводы для штрафов

Проект нового КоАП предусматривает больше составов правонарушений для закупок по Закону N 223-ФЗ. В основном они сравнимы с аналогичными по госзакупкам.

Так, должностных лиц собираются штрафовать за следующие нарушения:

  • недостаточный объем закупок у СМСП;
  • ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в реестр договоров, а также предоставление недостоверных сведений;
  • нарушение сроков и порядка заключения договора;
  • отказ от заключения договора с нарушением требований Закона N 223-ФЗ;
  • нарушение срока и порядка оплаты по договору, в т.ч. неисполнение обязанности по авансированию.

Как изменятся действующие положения

Штрафовать предлагают за любой неверный выбор способа закупки, а не только за непроведение электронной процедуры, если она была предусмотрена Законом N 223-ФЗ.

В отношении размещения или направления сведений нарушением признают любое несоблюдение установленного порядка, а не только неразмещение (ненаправление) и нарушение сроков. В эту категорию отнесли и нарушение сроков размещения изменений, которые вносятся в положения о закупках. Таким образом, штраф для должностного лица за подобное нарушение будет меньше: от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, разработчики предусмотрели более строгое наказание для случаев, когда из-за перечисленных ошибок сократится срок подачи заявок или будет нарушен срок отмены закупки. В этом случае штраф для должностного лица составит 30 тыс. руб.

Когда ждать изменений

В проекте вводного закона указано, что вступление в силу нового КоАП запланировано на 1 января 2021 года. Публичное обсуждение проекта продлится до 27 февраля.

КоАП-2021: ответственность в сфере закупок и антимонопольного законодательства – ilex

С 1 марта 2021 г. вступает в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — новый КоАП). Он предусматривает изменения по многим административным правонарушениям. Рассмотрим подробнее, как изменились нумерация статей и размер штрафа за нарушения в сфере закупок товаров (работ, услуг) и антимонопольного законодательства.

Госзакупки

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) в ст. 12.9. При этом нарушения порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые ранее указывались в одной статье с нарушениями порядка проведения госзакупок, выделены в отдельную ст. 12.8.

Статья 12.9 нового КоАП в отличие от прежнего КоАП от 21 апреля 2003 г. (далее — прежний КоАП или КоАП 2003 г.

) содержит закрытый перечень нарушений в сфере госзакупок, влекущих административную ответственность, и разграничивает их по видам и размерам штрафов. В большинстве случаев максимальный размер штрафа снижен.

При этом статья предусматривает нарушения как со стороны заказчика (организатора), так и по ч. 5 и 7 ст. 12.9 нового КоАП членов комиссии по госзакупкам. Подробнее см. сравнительную таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Нарушения предусмотренного законодательством порядка:

  • — размещения информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, на ЭТП;
  • — предоставления информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, в уполномоченный госорган по госзакупкам;
  • — хранения документов по процедурам госзакупок 
До 10 БВ КоАП 2003 г. допускает возможность привлечения к административной ответственности за любые нарушения порядка проведения госзакупок на территории Республики Беларусь. В таком случае предусмотрено предупреждение или штраф до 50 БВ . В том числе за:

  1. — не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или ИП, членом комиссии, созданной для проведения процедуры госзакупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре госзакупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о госзакупках;
  2. — изменение должностным лицом заказчика (организатора) или ИП условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства;
  3. — уклонение от заключения договора по результатам процедуры закупки
Нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры госзакупок  До 15 БВ
Нарушения предусмотренных законодательством:

  • — требований к определению ориентировочной стоимости предмета госзакупки;
  • — требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения;
  • — порядка внесения изменений и (или) дополнений в такие документы;
  • — правил описания предмета госзакупки;
  • — порядка изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника 
До 20 БВ
Не предусмотренное законодательством изменение:

  1. — условий договора госзакупки (его проекта);
  2. — предмета госзакупки или требований к нему;
  3. — требований к участникам, определенных при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся.
  4. Нарушение предусмотренного законодательством порядка заключения договора госзакупки 
До 20 БВ
Нарушение порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений, повлекшее неправомерное:

  • — решение о выборе участника-победителя;
  • — отклонение предложения участника;
  • — признание процедуры госзакупки несостоявшейся
До 15 БВ
Отмена процедуры госзакупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки в случаях, не предусмотренных законодательством  До 20 БВ
Иное не предусмотренное законодательством ограничение допуска юрлиц или физлиц, в том числе ИП, к участию в процедуре госзакупки  До 20 БВ
Приобретение товаров (работ, услуг) без проведения предусмотренных законодательством процедур госзакупок  От 10 до 50 БВ
При повторности вышеуказанных нарушений в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие:

  1. — дополнительное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств;
  2. — уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг);
  3. — изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров;
  4. — ухудшение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) товаров (работ, услуг) 
От 20 до 100 БВ КоАП 2003 г. предусматривает
аналогичный состав правонарушения . При этом ранее минимальный размер штрафа составлял 50 БВ. Также новый КоАП скорректировал состав правонарушения в части последствий:
— дополнительного расходования средств госцелевых бюджетных фондов;
— снижения параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию)
Читайте также:  Требуется ли нотариальное заверение согласия участников ООО на дарение доли третьему лицу?

Обратите внимание!
Новый КоАП не предусматривает такой вид административного взыскания, как предупреждение . Предупреждение отнесли к мерам профилактического воздействия .

При этом в случае привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере закупок или антимонопольного законодательства минимальный размер штрафа составит для физлица — 1/10 БВ, ИП — 2 БВ, юрлица — 5 БВ .

 В ряде случаев для физлиц и ИП штраф может быть увеличен, например в случае его неуплаты в срок .

Закупки за счет собственных средств

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств по ст. 12.27 (ранее она предусматривалась ст. 11.

77 КоАП 2003 г.).

Привлечь к административной ответственности, как и прежде, могут за любое нарушение требований законодательства к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств :

  • — юрлиц, имущество которых находится в госсобственности;
  • — хозобществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности.
  • При этом максимальный размер штрафа снижен с 50 БВ до 15 БВ .
  • Закупки при строительстве

В новом КоАП административная ответственность за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве предусмотрена ст. 12.10. Подробнее см. таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Не предусмотренное законодательством отступление в заключенном договоре от условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве На юрлицо — от 50 до 100 БВ; на иное лицо — от 2 до 15 БВ КоАП 2003 г. предусматривает административную ответственность и устанавливает размер штрафа в зависимости от стоимости строительства и источника финансирования . Например, административная ответственность при бюджетном финансировании предусмотрена за:
— оплату строительства объектов без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами;
— непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом процедур закупок при строительстве объектов за бюджет от 6 тыс. БВ до 100 БВ . При этом административная ответственность за те же деяния, но при осуществлении строительства за счет иных источников, исключение — строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, предусмотрена только при стоимости строительства объектов 100 БВ и более .
Таким образом, перечень нарушений, по которым могут привлечь к административной ответственности, расширен и не зависит от стоимости строительства
Иное нарушение предусмотренного законодательством порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве На юрлицо — до 500 БВ; на иное лицо — до 50 БВ

Новый КоАП в отличие от КоАП 2003 г. не содержит подстрочных примечаний к ст. 12.10. Полагаем, в таком случае следует учитывать законодательство о закупках при строительстве.

В частности, нормы Указа N 223, в соответствии с которыми строительство включает деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающую оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ. Ранее подстрочное примечание к ст. 21.

17 КоАП 2003 г. не предусматривало под строительством такие виды деятельности, как текущий ремонт, оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства

Новый КоАП, как и ранее, предусматривает административную ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства. В частности, он включает:

— ст. 13.31 — нарушение антимонопольного законодательства;

— ст. 13.32 — монополистическая деятельность;

— ст. 13.33 — недобросовестная конкуренция.

В части недобросовестной конкуренции состав административного правонарушения и размер предусмотренного за него штрафа не изменились.

Как и ранее, за недобросовестную конкуренцию штраф на физлицо может составить от 20 БВ до 100 БВ, на ИП — от 100 БВ до 200 БВ, а на юрлицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 БВ .

В части нарушений в сфере монополистической деятельности перечень нарушений дополнен ч. 4, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение субъектом естественной монополии предусмотренных в таком случае ограничений, установленных законодательством о естественных монополиях.

На заметку
Ограничения деятельности субъектов естественных монополий предусмотрены ст. 6 Закона о естественных монополиях.

В частности, они касаются ценообразования предоставляемых услуг, невозможности отказа в заключении договора в ряде случаев, недопущения совершения иных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к невозможности оказания услуг, относящихся к сферам естественных монополий, или замене их другими услугами. 

В случае привлечения к административной ответственности по новой ч. 4 ст. 13.32 КоАП предусмотрен штраф:

  1. — на юрлицо — от 20 до 1000 БВ;
  2. — на ИП — от 20 до 500 БВ;
  3. — на иных лиц — от 20 до 200 БВ.

Иные нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены в ст. 13.31 нового КоАП. Как она изменилась по сравнению с прежним КоАП, см. таблицу.

Новый КоАП КоАП 2003 г. Примечания
Статья 13.31. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление в установленные сроки этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения ими своих функций, либо представление заведомо ложной информации —
влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ
Статья 11.24. Нарушение антимонопольного законодательства Уклонение ИП или должностного лица юрлица от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, либо представление заведомо ложной информации —
влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ
В частности:
— исключены ограничения по перечню лиц, которых вправе привлекать к административной ответственности.
На заметку
Антимонопольный орган может вынести для исполнения предписание как юрлицу и ИП, так и физлицу . В таком случае можно будет привлечь к административной ответственности за уклонение от исполнения предписания по ст. 13.31 нового КоАП и физлиц;

  • — дополнен перечень органов, за уклонение от исполнения предписания которых могут применить административную ответственность;
  • — установлено условие о привлечении к административной ответственности в случае несоблюдения установленных сроков для предоставления информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения функций антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
  • При этом размер штрафа остался прежним

Вступление в силу нового КоАП

Новый КоАП вступает в силу с 1 марта 2021 г. . При этом прежний КоАП 2003 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены в него изменения в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г., утратят силу .

До приведения законодательства в соответствие с новым КоАП акты законодательства, за исключением вышеуказанных, будут применяться в той части, в которой они не противоречат новому КоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь .

В случае если постановление о наложении административных взысканий будет вынесено до 1 марта 2021 г. и полностью или частично не исполнено, то оно подлежит пересмотру в случаях, когда нормы нового КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г. .

На заметку
С 1 марта 2021 г. также вступает в силу новый Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *