Пошаговая инструкция по конкурсу в электронной форме по 223-фз в 2022 году

Госзакупки Открытый аукцион по 223 ФЗ — это один из самых популярных способов определения поставщика. Подготовка к нему начинается еще до разработки документации, потому что все правила заказчик прописывает в Положении о закупках.

5 августа 2019 Гольцова Полина

Рассматривая открытый аукцион по 223 ФЗ, что это такое, законодатель определяет его как конкурентную процедуру, в ходе которой выбирается контрагент, готовый выполнить условия заказчика за наименьшее вознаграждение.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223 ФЗ включает несколько подготовительных действий. Они не относятся к порядку проведения торгов напрямую, но создают условия для них:

  • у организации, проводящей торги по 223 ФЗ, принято и надлежащим образом опубликовано положение о закупках. Это внутренний документ организации-заказчика, он регламентирует порядок проведения электронного аукциона по 223 ФЗ. Положение о закупке содержит перечень закупочных процедур, которые проводит организация, и раскрывает их порядок. Если оно не издано либо не содержит упоминаний об электронном аукционе, результаты проведенных в такой форме процедур признают недействительными;
  • процедура запланирована и внесена в план закупок;
  • процедура проводится на электронной площадке. Выбор конкретной площадки предоставляется организации, закупающей в порядке конкурентных торгов товары, работы или услуги. Но если торги проводятся исключительно для СМП и ССП, необходимо позаботиться об организации торгов на одной из площадок по 44 ФЗ. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р: Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Российский аукционный дом (РАД), ТЭК-Торг, Электронные торговые системы (ЭТС), Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Электронная торговая площадка ГПБ.

Заказчик обладает значительной свободой в проведении торгов по 223 ФЗ — все основные правила он сам для себя устанавливает в положении о закупке. Положением может быть установлена даже возможность заключения договора с несколькими участниками процедуры.

Поэтому принципиально важным является вдумчиво отнестись к разработке положения: одним из распространенных оснований обжалования результатов как открытого электронного аукциона, так и других видов торгов, является пренебрежение заказчиком правилами, которые он сам же для себя установил.

Пошаговая инструкция по проведению

Если уверены, что с Положением и плановой документацией все в порядке, можно переходить к организации процедуры. Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года состоит из четырех этапов. На всем протяжении торгов, начиная с их объявления, заказчик публикует в ЕИС документы.

Извещение, документация и проект договора должны быть опубликованы как минимум за 15 дней до наступления момента, когда истечет срок подачи заявок на участие в тендере, — это общее правило. Специальные правила установлены для процедур для СМП и ССП. Для них срок публикации зависит от начальной цены договора.

Приводим сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Начальная цена договора, в рублях Срок публикации документации, в днях до окончания подачи заявок
До 30 млн руб. 7
Свыше 30 млн руб. 15

Шаг 1: Разрабатываем и размещаем закупочную документацию

Организация должна четко понимать состав, технические характеристики, свойства, отличительные признаки необходимых товаров, работ или услуг. На основании этой информации заказчик формирует пакет документов, состоящий из:

  1. Извещения о проведении закупки. В нем указывается: наименование процедуры, данные организации, проводящей торги, что именно намерен приобрести заказчик с кратким описанием необходимого результата процедуры, начальная цена, порядок проведения закупки, наименование и адрес площадки, где она будет осуществлена. Если положением о закупке заказчика предусмотрено указание в извещении какой-либо дополнительной информации, она должна присутствовать.
  2. Документации о закупке. Она содержит описание предмета закупки, условия поставки, требования к потенциальному контрагенту, цену и порядок ее формирования.
  3. Проекта договора.

Готовая документация публикуется в ЕИС. С этого момента открыт прием заявок.

Шаг 2: Анализируем предложения участников

Задачей организации на этом этапе является анализ всех поданных заявок и выявление претендентов на участие в торгах, чьи документы соответствуют требованиям опубликованной документации и которые можно допустить к участию. По итогам составляется протокол, который должен содержать такую информацию:

  • дату подписания;
  • число поданных заявок;
  • результат рассмотрения поданных заявок: необходимо указать количество отклоненных и причины отклонения.

В ч. 12 ст. 4 223-ФЗ указано, что этот протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

Шаг 3. Определяем победителя

После рассмотрения первых частей заявок заказчик получает ценовые предложения участников. Затем подводятся финальные итоги торгов.

Заказчик сравнивает цены и определяет самую выгодную. Участник, который ее предложил, объявляется победителем. Это решение отражают в протоколе подведения итогов. Его нужно также опубликовать в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

В ч. 14 ст. 3.2 указано, что в него включаются такие сведения:

  • количество заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, которые ранжированы по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставляются цены с помощью функционала электронной площадки. Это указано в п. 2 ч. 10 ст. 3.3 223-ФЗ.

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассмотрения и отклонения заявок, то в протокол нужно включить данные:

  • об итогах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • о поводах для отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

Шаг 4: Заключаем договор по итогам закупки

Заключительным этапом пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ является заключение договора. Он подписывается в промежутке между 10 и 20 днем после публикации протокола, содержащего финальные итоги проведения процедуры.

Читайте также:  Как оформить печать организации?

Этот срок продлевают, когда результат торгов оспаривается в антимонопольной службе — заключение договора в такой ситуации должно состояться не позднее чем через пять дней со дня, когда организация, проводящая закупку, получила разрешение контролирующего органа.

Договор в обязательном порядке публикуется в ЕИС. Сделать это следует в течение трех дней после подписания. Это касается и изменений, вносимых в договор после заключения. Их публикация должна состояться в течение 10 дней с даты принятия.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

Федеральный закон № 223 ФЗ не устанавливает перечень случаев, когда торги признаются несостоявшимися.Заказчики сами определяют основания и прописывают их в положении о закупках. Наиболее распространены такие основания:

  • в ходе процедуры подана только одна заявка;
  • не подано заявок вообще;
  • все заявки не соответствуют условиям документации заказчика.

Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик издает и публикует протокол.

Как отменить электронный аукцион по 223 ФЗ

Заказчик может отменить открытый аукцион в электронной форме 223 ФЗ, для этого установлены правила. Первое, что необходимо принять во внимание, — момент принятия решения об отмене.

Этап электронного аукциона Что нужно сделать для отмены
Заказчик еще не приступил к проведению торгов, но аукцион уже внесен в план закупок Составления и публикации каких-либо специальных документов не требуется. Единственное необходимое действие — внесение изменений в план закупки.
Этап подачи заявок Организация должна опубликовать официальное решение.
Период подачи заявок завершен Отменить можно, только если заказчика настигли обстоятельства непреодолимой силы. Под такими обстоятельствами принято считать события, имеющие чрезвычайный характер, наступление которых необычно в имеющихся обстоятельствах, непредсказуемо и не зависит от воли сторон. Например, природные стихии, террористические акты, блокады.

Решение об отмене электронного аукциона, даже принятое до окончания срока подачи заявок, должно быть обосновано. 223 ФЗ не предлагает перечня оснований для отмены процедуры, они должны быть перечислены в положении о закупке. Если основания отмены, которыми руководствуется организация, проводящая процедуру, не соответствуют положению, такая отмена будет оспорена как необоснованная.

Принимая решение об отмене электронного аукциона, заказчик должен оформить его письменно и разместить в ЕИС. Решение должно содержать: дату его принятия и причины отмены.

Образец документации на электронный аукцион по 233 ФЗ

Пошаговая инструкция по конкурсу в электронной форме по 223-ФЗ в 2022 году

Скачать

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Проведение электронного конкурса по 223-ФЗ

  • Конкурс по 223-ФЗ — это одна из форм определения поставщика в рамках коммерческих закупок, при которой победителем торгов становится участник, сделавший предложение, наиболее соответствующее требованиям заказчика.
  • Конкурс по 223-ФЗ может быть проведён как в электронной, так и в бумажной форме, причём электронная форма преобладает.
  • Выбор поставщика может осуществляться в двух формах конкурса:
  • открытый — информация о проведении публично размещается в ЕИС, участвовать могут все поставщики, соответствующие требованиям;
  • закрытый — заказчик самостоятельно рассылает приглашения определённому кругу лиц.

В отличие от 44-ФЗ, конкурс с ограниченным участием по 223-ФЗ не проводится.

В связи с внесением изменений в 223-ФЗ, торги для СМП и СОНКО проходят только в электронной форме.

Помимо 223-ФЗ, правила проведения конкурса содержатся в следующих нормативно-правовых актах:

https://www.youtube.com/watch?v=MVBzSczQ1gc

Подготовка

Перед проведением конкурса в электронной форме по 223-ФЗ заказчик должен подготовить извещение и закупочную документацию.

Важным отличием от процедуры по 44-ФЗ здесь является то, что заказчик может предъявлять к поставщику практически любые требования, в отличие от конкурса по 44-ФЗ, где полномочия заказчика в части предъявления требований чётко урегулированы законом.

Извещение должно содержать подробные сведения о заказчике, предмете закупки и НМЦК, наличии обеспечения и сроках подачи заявок.

Конкурсная документация дополняет эту информацию описанием объекта закупки, требованиями к составлению предложений, порядком поставки ТРУ и их оплаты.

А также конкурсная документация регламентирует предъявляемые к участникам требования, критерии и порядок оценивания заявок.

К конкурсной документации прилагается проект контракта.

Этапы

После размещения извещения и конкурсной документации в ЕИС у участников должен быть срок не менее 15 дней (для закупок только среди СМСП при НМЦК не более 30 млн рублей — не менее 7 дней) для подачи ими заявок.

В положении о закупках заказчик указывает этапы конкурса. Для СМСП такие этапы чётко урегулированы законом, в остальных случаях заказчик определяет этапы исходя из особенностей проводимой процедуры.

Основные этапы следующие:

  1. Подача, оценка и рассмотрение заявок.
  2. Подача ценовых предложений.
  3. Подведение итогов и выбор победителя торгов.

Дополнительно заказчик может предусмотреть этап открытия доступа к заявкам, этап ознакомления с закупочной документацией, повторное рассмотрение заявок и т. д.

Для конкурса, состоящего из нескольких этапов, информация о каждом из них прописывается в закупочной документации. А также в закупочной документации содержится регламент проведения каждого из них.

При проведении одноэтапного конкурса регламент проведения не отличается от аналогичного конкурса по 44-ФЗ.

Для закупок среди СМСП закон предписывает обязательное проведение этапа проверки технических характеристик поставляемых ТРУ.

До окончания срока подачи заявок может быть предусмотрен этап обсуждения объекта закупки. В таком случае поставщики могут отказаться по итогам этого этапа от дальнейшего участия.

Проведение конкурса возможно также с использованием переторжки — этапа, на котором после оценки заявок допущенные к дальнейшему участию поставщики могут улучшить ценовое предложение.

Без применения переторжки окончательным считается первоначально сделанное предложение.

https://www.youtube.com/watch?v=yTy1TlxvcXI

Заключение договора

Контракт по итогам конкурса подписывается с поставщиком, который сделал наиболее близкое к условиям заказчика и выгодное предложение.

Читайте также:  Как оформляется дарение доли в ООО с единственным участником?

После подведения итогов не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней заказчик обязан заключить контракт с победителем.

А также контракт может быть заключён с несколькими участниками в случае коллективного участия.

Информация о заключённом договоре размещается в ЕИС не позднее чем через три рабочих дня после подписания.

Отмена процедуры

Отменить конкурс можно на общих основаниях:

  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы;
  • вынесение судом или органами ФАС решения, препятствующего дальнейшему проведению закупки.

Если закупка ещё не размещена в ЕИС, в соответствии с 223-ФЗ достаточно просто внести изменения в план-график.

До окончания срока приёма заявок заказчик может отменить закупку по следующим основаниям:

  • изменение потребности заказчика в ТРУ;
  • изменение финансирования;
  • иные обстоятельства, предусмотренные положением о закупке.

В связи с отменой конкурса заказчиком издаётся соответствующее решение, которое должно быть размещено в ЕИС в тот же день.

https://www.youtube.com/watch?v=vxE0mIdWox0&t=226s

Пошаговая инструкция по конкурсу в электронной форме по 223-ФЗ в 2021 и 2021 году

Заказчик может проводить конкурс по 44-ФЗ на поставку тех товаров, которые не входят в аукционный перечень.

Перечень этот установлен Правительством не случайно – конкурс считается процедурой более коррупционной нежели аукцион.

Кроме того, способом конкурса не закупаются высокотехнологичные, инновационные товары, также продукция, относящаяся к государственной тайне. Конкурс по 223-ФЗ таких ограничений не имеет.

Открытые конкурсы по 44-ФЗ проводятся с 1 января 2021 года только в электронном виде.

Когда выбрать электронный конкурс

Заказчики не так часто прибегают к конкурсным процедурам. Это связано с тем, что многие организаторы закупок не совсем корректно представляют, что это такое — открытый конкурс по 223-ФЗ.

Заказы в форме конкурса проводятся, когда для организации первоочередное значение имеют не ценовые, а качественные характеристики. Заказчики определяют ряд критериев оценки предложений для участников тендера, работ и услуг, и прописывают их в документации.

Конкурс целесообразен, если покупателю важно установить особые условия поставки товаров или определить конкретный порядок выполнения работ (оказания услуг).

Конкурсные процедуры более трудоемкие и длительные по времени. Правила проведения таких и пошаговая инструкция для заказчика по открытому конкурсу по 223-ФЗ строго определены действующими законодательными актами:

  1. 223-ФЗ.
  2. Постановление Правительства № 1352 от 11.12.2014 об особенностях закупок субъектов МСП.
  3. Положение о закупке.
  4. Закупочная документация.

С 2021 года конкурс рекомендуется проводить в электронной форме. Торги, организованные для субъектов малого и среднего предпринимательства, проходят исключительно в электронном виде.

открытый конкурс в электронной форме 223 фз

Что касается 223-ФЗ, то заказчики в принципе могут устраивать и бумажные конкурсы, если это допускает их положение о закупке.

Принципиальное отличие конкурса от аукциона и запроса котировок – цена предложения является не единственным критерием выбора победителя. Победителем конкурса становится участник, предложивший наилучшие условия заключения договора с учетом критериев, каждый из которых имеет свой вес в баллах. Цена предложения устанавливается сразу – этим конкур схож с запросом котировок.

Особенности

Конкурс по 223-ФЗ — это одна из форм определения поставщика в рамках коммерческих закупок, при которой победителем торгов становится участник, сделавший предложение, наиболее соответствующее требованиям заказчика. Конкурс по 223-ФЗ может быть проведён как в электронной, так и в бумажной форме, причём электронная форма преобладает.

Выбор поставщика может осуществляться в двух формах конкурса:

  • открытый — информация о проведении публично размещается в ЕИС, участвовать могут все поставщики, соответствующие требованиям;
  • закрытый — заказчик самостоятельно рассылает приглашения определённому кругу лиц.

В отличие от 44-ФЗ, конкурс с ограниченным участием по 223-ФЗ не проводится.

В связи с внесением изменений в 223-ФЗ, торги для СМП и СОНКО проходят только в электронной форме.

Помимо 223-ФЗ, правила проведения конкурса содержатся в следующих нормативно-правовых актах:

  • постановление Правительства №1352;
  • положение о закупке;
  • закупочная документация.

порядок проведения электронного конкурса по 44 фз

Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным. Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ предполагает предквалификационный отбор. На втором этапе победитель выбирается только из лиц, прошедших этот отбор.

Двухэтапные конкурсы проводятся в частности на проведение научных исследований, проектных изысканий, экспериментов, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, создание предметов литературы и искусства. Конкурс по 223-ФЗ может быть, как одно-, так и многоэтапным.

Закон 223-ФЗ заказчика в количестве этапов не ограничивает, все определяет его положение о закупке.

Общие правила электронных конкурсов

Заказчики и участники закупок должны внимательно ознакомиться с общими правилами проведения конкурсов:

  • Сведения о предстоящих закупках публикуются в ЕИС. Помимо системы можно также использовать специальные агрегаторы, которые позволяют использовать фильтры, облегчающие поиск.
  • Закупки только для малого и среднего предпринимательства, а также открытые для всех поставщиков должны быть разграничены.
  • Аккредитация малого и среднего бизнеса, принимающего участие в закупках по Закону № 223-ФЗ, осуществляется на электронных торговых площадках в соответствии с законом № 44-ФЗ.
  • Полная информация об участии в конкурсе содержится в извещении, документации и положении о закупке определенного заказчика. Перечень запрашиваемых документов может различаться, поэтому следует предоставлять только те из них, которые интересуют конкретного заказчика.
  • Если в документации имеются противоречия, необходимо обратиться к заказчику с просьбой разъяснить извещение о закупке.
  • Заключение договора с победителем конкурса по закупке должно произойти не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента размещения итогового протокола на сайте Единой информационной системы.

конкурсная документация конкурса в электронной форме

Внимательно изучите конкурсную документацию, чтобы убедиться, что данный конкурс вам подходит. Прежде всего, обратите внимание на то, когда истекает срок подачи заявок.

Обязательно обратите внимание на срок исполнения договора, адрес(а) доставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Самый вкусный конкурс станет убыточным, если товар придется везти, например, на Дальний Восток, да еще ежемесячно, в течении, скажем полугода.

Читайте также:  Минтруд изменит требования к правилам охраны труда

Сказанное выше касается и другого случая. Например, заказчик указывает, что товар поставляется по заявке маленькими партиями. Даже если заказчик расположен в соседним регионе, возить туда, например, сварочные электроды по одной пачке, в течении нескольких месяцев будет очень убыточно.

Наконец, требования к упаковке и фасовке товара, тоже должны быть учтены.

Если, например, заказчику требуется фасовка галита по 1 кг в то время, когда галит той же марки фасуется в евромешки, вместимостью по 1 тонне, конечно, стоит задуматься о целесообразности участия.

Ведь приобретение тридцатитонной партии галита в пакетах по 20 кг обойдется гораздо дороже, чем той же партии в евромешках по 1 тонне. Но заказчик галит в евромешках у вас не возьмет, а если вы укажете в предложении: фасовка по 1000 кг, просто отклонит вашу заявку.

Заказчик может установить в конкурсной документации самые разные критерии выбора победителя. Рассмотрим их подробнее.

Если конкурс проводится по 44-ФЗ, то критериев должно быть не менее двух, причем один из них должен быть стоимостным. К нестоимостным относят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника. К закупкам высокотехнологичного товара применяются дополнительные критерии, на которых мы останавливаться не будем.

Подготовка

Перед проведением конкурса в электронной форме по 223-ФЗ заказчик должен подготовить извещение и закупочную документацию.

Важным отличием от процедуры по 44-ФЗ здесь является то, что заказчик может предъявлять к поставщику практически любые требования, в отличие от конкурса по 44-ФЗ, где полномочия заказчика в части предъявления требований чётко урегулированы законом.

Извещение должно содержать подробные сведения о заказчике, предмете закупки и НМЦК, наличии обеспечения и сроках подачи заявок.

Конкурсная документация дополняет эту информацию описанием объекта закупки, требованиями к составлению предложений, порядком поставки ТРУ и их оплаты.

А также конкурсная документация регламентирует предъявляемые к участникам требования, критерии и порядок оценивания заявок.

К конкурсной документации прилагается проект контракта.

Нестоимостные критерии в открытом электронном конкурсе

  • К нестоимостным критериям относят:
  • -качество поставляемых товаров;
  • -технические характеристики поставляемых товаров;
  • -экологическая безопасность закупаемых товаров;

-квалификация руководителя организации участника и его сотрудников (например, допуски по электробезопасности, промышленному альпинизму и т.д.);

— наличие у участника опыта исполнения аналогичных работ (исполненных договоров);

— обеспеченность материальными и техническими ресурсами (наличие складов, производств и т.д.);

— достаточное количество трудовых ресурсов;

— деловая репутация участника (наличие благодарностей, грамот от заказчиков)

По каждому из выбранных заказчиком критериев, участнику также выставляются баллы. Чем точнее потенциальный поставщик соответствует требованиям заказчика, тем больше баллов он получит.

  Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если в информационной системе вы обнаружите пометку «повторный» можно сделать некоторые выводы.

Значит, в первый раз не было участников, и вы можете стать единственным, если снова на него больше никто не подаст заявку. Если конкурс аукцион проводится повторно после предписания ФАС, не исключено, что это повтор не последний.

Ведь если заказчик нечестный, он может, исправляя одни ошибки в документации, умышленно допускать другие, чтобы протянуть время из каких-либо своих соображений.

Анализ целесообразности участия в открытом конкурсе в электронной форме

Целесообразно провести и анализ снижения. Выбрав не менее 3-х конкурсов, организованных этим же заказчиком, по 44-ФЗ либо 223-ФЗ, соответственно, и по тому же предмету закупки, за последнее время, рассчитайте среднее арифметическое снижения. Если оно очень велико, как велико и количество участников в завершенных аукционах, возможно, участвовать нет смысла.

Надо сказать, что в целом число участников аукционов, проводимых по 223-ФЗ меньше, чем участников в аукционах по 44-ФЗ. Следовательно, средние снижения на аукционах по 223-ФЗ тоже меньше. Кроме того, как правило снижения на конкурсах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ бывают ниже чем на запросах котировок и, особенно, аукционах.

Ведь критериальный отбор ограничивает число участников.

Не забывайте о том, что конкурсы по 44-ФЗ могут проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран в зависимости от перечня требующихся заказчику товаров, а также на них распространяется правила предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам, установленные ПП 925.

Соответственно, необходимо указать страны происхождения всех поставляемых товаров, работ, услуг. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого конкурса в случае победы не удастся. Замена иностранного товара при поставке законодательством допускается, но не наоборот.

Что же касается аукционов по 223-ФЗ, то на них распространяются приоритеты на поставку товаров, услуг работ. Получив фору в 15%, участник предложивший российские товары, работы или услуги скорей всего выиграет конкурс.

Указывать в предложении, что происхождение товара – российское нельзя, при поставке вылезет боком, как уже было указано выше. Если импортные товары дешевле российских менее чем на 15%, предлагать российскую продукцию целесообразно.

Если же они дешевле российских товаров более чем на 15%, возможно, стоит отказаться от участия, ведь снизится маржинальность, либо всё же участвовать в надежде, что вы окажетесь единственным участником и ПП 925 не будет применено.

Тщательно проанализируйте критерии, по которым заказчик определяет победителя. Значимость цена предложения не может быть меньше 50%.

Продолжение статьи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *