Правительство поменяло требования к СМП

Правительство поменяло требования к СМП

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Категория субъекта МСПДоход за годСреднесписочная численность работников
Микропредприятие 120 млн рублей не более 15 человек
Малое предприятие 800 млн рублей не более 100 человек
Среднее предприятие 2 млрд рублей не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

Правительство поменяло требования к СМП

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Правительство поменяло требования к СМП

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье. 

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы.

    Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).

    На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.

    Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.  

  2. Финансовые льготы.

    Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.

  3. Административные льготы.

    Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

    При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.

    При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Критерии малого предприятия

Правительство поменяло требования к СМП Татьяна Вепрева, Юрист-копирайтер

Государство активно поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства и предлагает им различные льготы, от послаблений в бухгалтерии до пониженных налоговых тарифов. Но пользоваться льготами могут только те, кто полностью соответствует критериям отнесения к МСП. Иначе такую форму предпринимательства лишат привилегий.  

В материале расскажем о нюансах работы субъектов малого предпринимательства и критериях соответствия этой категории. 

Правительство поменяло требования к СМП

Стать субъектами малого предпринимательства могут:

  • ИП;
  • КФХ;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • потребительские и производственные кооперативы.

В соответствии с показателями, установленными для каждого критерия, субъекты МСП подразделяются на:

  • средние;
  • малые;
  • микропредприятия.

Первый критерий, по которому предприятие относят к субъектам малого бизнеса — доход за прошедший календарный год. НДС при расчетах не учитывается.

Так, у доходов субъектов малого и среднего предпринимательства такие ограничения:

Категория МСП Максимальный доход в рублях
Микробизнес 120 млн
Малые предприятия 800 млн
Средний бизнес 2 млрд

Например, у ООО «Рассвет» три направления работы. По каждому из них в прошлом году компания заработала 500 миллионов рублей. Суммарный доход — 1 млрд 500 миллионов рублей. Значит, компания относится к субъектам средних предприятий.

А ИП Васильев ведет два вида деятельности. По одному он заработал 10 миллионов рублей, по второму — 5 миллионов. Суммарный доход — 15 миллионов. Бизнес предпринимателя подходит под критерии микропредприятия.

Кроме дохода, критерии малых предприятий включают ограничения по количеству работников в штате. Так, для разных категорий субъектов малого бизнеса установлены следующие показатели:

Категория субъектов малого бизнеса Максимальная численность людей в штате Пояснение
Микропредприятие 15
Малое предприятие 16 — 100
Средний бизнес 101 — 250
251 — 1000 Для хозяйственных партнерств и обществ, работающих в сфере легкой промышленности и входящих в список Минопторга в соответствии с условиями Постановления №1412
1500 Для заведений общественного питания (основной вид деятельности — класс 56). Актуально с 2022 года

В расчет численности работников включают только тех лиц, которые работают на предприятии по трудовым договорам. При этом неважно, были ли они фактически на рабочем месте. Если сотрудник находился в отпуске или на больничном, но числился в штате официально, то его учитывают.

Важно! Ограничения по доходу и численности сотрудников одинаково применяются к ИП и организациям. При этом важно, чтобы субъект малого предпринимательства соответствовал критериям в течение трех последних лет. Если хотя бы один из показателей нарушается три года подряд, субъект лишается статуса малого и среднего бизнеса или переходит в следующую категорию.

Например, микропредприятие в течение трех лет подряд (2018, 2019, 2020 гг) получало доход, превышающий 120 миллионов рублей. В 2021 году оно не может сохранить свой статус. Его лишат статуса МСП или отнесут к субъектам малого или среднего предприятия по критериям, актуальным в новом году.

Но если предприятие соблюдало ограничения хотя бы в одном из трех прошедших лет, то оно останется в прежнем статусе.

Например, то же микропредприятие соответствовало критериям в 2018 и 2019 годах, но в 2020 году численность сотрудников превысила порог в 15 человек. В 2021-м оно еще останется в статусе микробизнеса.

Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:

  • доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
  • доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Читайте также:  Справка о доходах ИП, где индивидуальному предпринимателю её взять, можно ли сделать справку самому себе

Представители малого и среднего предпринимательства могут пользоваться некоторыми послаблениями. Например, им доступны такие льготы:

  1. Упрощенная работа с учетом и отчетностью. Субъекты малого бизнеса могут подавать облегченную отчетность. В перечень обычно входит два документа: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерия тоже упрощена. Например, малые предприятия могут начислять амортизацию не каждый месяц, а реже (иногда даже раз в год) или не создавать резерв для отпускных выплат.
  2. Кассовые льготы. Малые и средние предприятия могут вести кассовые операции в упрощенной форме. Например, им необязательно утверждать лимит остатка в кассе. А ИП освобождены от ведения кассовых книг и расходных ордеров.
  3. Административные наказания. Если малое предприятие впервые совершает правонарушение, то штраф заменят на предупреждение. При этом важно, чтобы в результате не пострадали другие люди, окружающая среда, памятники культуры и другие объекты в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
  4. Страхование счетов и вкладов. Представители малого и среднего предпринимательства попадают под программу обязательного страхования вкладов и счетов согласно закону №177-ФЗ. Если банк ликвидируют или лишат лицензии, субъектам малого бизнеса возместят вложенные средства в размере суммы, которая хранилась в банке. С небольшим условием — размер выплаты не может превышать 1 400 000 рублей по всем вкладам в одной финансовой организации.
  5. Гарантия госзаказов. Согласно закону №44-ФЗ, государственные организации обязаны ежегодно заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства в объеме 15% от общих закупок.
  6. Упрощенное трудоустройство. Владельцы малого и среднего бизнеса могут нанимать работников по срочным трудовым договорам, если численность их штата не превышает 35 человек. Для отраслей бытового обслуживания и торговли в розницу ограничение по штату чуть строже — 20 человек.

Субъекты малого и среднего предпринимательства также получили поддержку в период пандемии. Например, с апреля 2020 года они могут:

  • платить страховые взносы по льготной ставке 15% (к части выплат, превышающих МРОТ);
  • получить отсрочку для страховых и налоговых выплат;
  • продлить лицензии.

Другая мера поддержки касается малых предприятий, чей бизнес пострадал из-за ковидных ограничений, введенных в некоторых регионах с 1 августа 2021 года. Согласно постановлению Правительства №1513, субъектам малого предпринимательства выплатят субсидию в следующем порядке:

  • ИП: половина МРОТ на количество работников в июне 2021 плюс сам предприниматель;
  • ООО: половина МРОТ на количество сотрудников в июне.

Проверить соответствие предприятия критериям МСП можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого нужно:

  • зайти на главную страницу сервиса;
  • ввести ИНН, ОГРН, наименование фирмы или данные предпринимателя в строку поиска;
  • запустить проверку.

Сайт откроет окно с данными найденного предприятия. Если оно относится к субъектам малого бизнеса, это укажут в разделе «Категория».

В этом же окне можно скачать ПДФ-файл с выпиской из госреестра. Там вы найдете подробные сведения о субъекте малого бизнеса:

  • адрес компании;
  • место жительства ИП;
  • основное направление деятельности;
  • наличие госзаказов;
  • численность сотрудников и т.д.

Критерии бизнеса в 2021 году

В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соблюдение критериев для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

Критерии малого предприятия 2021

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме — необходимо собрать пакет документов для определённого вида бизнеса, зарегистрировать самостоятельно через ФНС или удалённый сервис по сбору и заполнению данных;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно — в РФ активно развивается франчайзинг в сфере торговли, общественного питания, туризма. Возможность финансирования государства на некоторых этапах;
  • поддержка государства — малое и среднее предпринимательство является одним из приоритетов государственной политики. Стратегия развития в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • упрощённый документооборот — возможность использования кассового метода учёта доходов и расходов, возможность отражать в бухучёте и бухотчётности только суммы налога на прибыль, допускается исправление ошибок в бухучёте, выявленных после утверждения отчётности за год, проценты по займам учитываются как прочие расходы, использование упрощённых планов счетов;
  • электронный документооборот — возможность использовать электронный документооборот сокращает время обработки и передачи отчётности в государственные органы, сокращает затраты на содержание и доставку документов, оберегает документы от потерь и подделок;
  • «надзорные каникулы» — освобождение от плановых проверок, где необходимо подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства. Установлен запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок до конца 2021 года.

Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году

За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году, которые приведены ниже в таблице:

Критерии, общие для всех Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ Дополнительные критерии для АО
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год 15 человек — для микропредприятий;16–100 человек — для малых предприятий;101–250 человек — для средних предприятий
Доходы за год по правилам налогового учёта не превышают 120 млн рублей — для микропредприятий;800 млн рублей — для малых предприятий;2 млрд рублей — для средних предприятий
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации Не более 25 % принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам
Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Суммарная доля участия в капитале Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам
Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Реестр предприятий

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории.

Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет». Предоставленные данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет.

Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС. Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны путём налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами.

Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке. Для этого субъекты малого предпринимательства имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ.

Читайте также:  Нужно ли сдавать СЗВ-М на директора-учредителя?

Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности. Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования.

Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

Закупки у смп

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

В прошлом году изменились правила закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП), которые проходят по Закону № 223-ФЗ.

Большинство заказчиков внесли изменения в свои положения о закупках и выстраивают работу по новым правилам, а те, кто изменения не учел, вынуждены закупать по Закону № 44-ФЗ.

Об этом рассказал начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы России Артем Лобов.

—— Пожалуйста, подведите итоги переходного периода для закупок у СМП по 223-ФЗ.

— Основным механизмом контроля для нас является рассмотрение жалоб. Если сравнивать количество жалоб в рамках 223-ФЗ, поступивших в ведомство в 2017 и 2018 гг.

, то мы наблюдаем их незначительное сокращение: 7621 и 7149 жалоб соответственно. Вероятнее всего это связано с тем, что большая часть закупочных процедур была переведена в закрытую форму.

Кроме того, был введен механизм подачи жалоб на закупочную документацию до окончания подачи заявок на участие в закупке.

Однако, на мой взгляд, еще слишком рано подводить итоги переходного периода, так как он не отражает реальную статистику по проведенным закупкам. Это связано, прежде всего, с тем, что не все заказчики обновили свои положения о закупке и проводили торги по новым правилам.

Во многом показательным будет конец 2019 г., так как сейчас были приняты ключевые правила для СМП и по описанию объекта закупки, и по процедурным вопросам.

Он позволит оценить реальную картину по результатам анализа закупок, а также покажет те механизмы, которые необходимо внедрять для дальнейшего совершенствования законодательства в рамках 223-ФЗ.

—— И все-таки, какая часть закупок у СМП уже проведена? Жалобы по ним были?

— С 1 января 2019 г. все заказчики обязаны проводить закупки у СМП по новым правилам. По информации, размещенной в ЕИС, с начала года по настоящее время проведено более 72 тыс. закупок среди субъектов СМП. В то же время в центральный аппарат ФАС России за указанный период поступило 130 жалоб, 76 из которых были признаны обоснованными.

—— Подготовились ли заказчики? Они внесли изменения в положения о закупках?

— Как я уже говорил, все заказчики должны были внести изменения в свои положения о закупках до 1 января 2019 г. Некоторые из них это сделали еще в переходный период. Стоит отметить, что если заказчики не внесли изменения в свои положения о закупках, то они обязаны осуществлять все свои закупочные процедуры на основании 44-ФЗ.

—— Справилась ли ИТ-инфраструктура (ЕИС и ЭТП)? Готова ли она для работы по новым правилам?

— В октябре прошлого года были заключены соглашения с отобранными электронными площадками и банками. Именно с этого момента стало возможно проводить закупки среди субъектов СМП по новым правилам.

Хотя мы наблюдаем некоторые нарушения в их работе, все же они носят не массовый характер.

В целом, взаимодействие ЕИС и электронных торговых площадок позволяет проводить закупки в новом формате более эффективно.

—— Удалось ли отобранным банкам и площадкам настроить интеграцию и решить все вопросы взаимодействия?

— Был проделан большой объем работы для отладки процессов взаимодействия между электронными площадками и банками.

Процесс отлажен, но здесь необходимо учитывать, что все механизмы новые и требуется какое-то время для их «доналадки».

В небольшом количестве случаев все же происходят сбои, и в этих случаях ФАС России, рассматривая соответствующие жалобы, оперативно восстанавливает нарушенные права участников торгов.

—— Как поставщики отреагировали на введение новых правил? Участвовать в закупках стало проще?

— После установления единых правил закупок у субъектов СМП действительно стало проще участвовать в торгах. При этом работа по унификации и дальнейшему регулированию процедур торгов продолжается.

В частности, мы видим острую необходимость установить требования к составу заявки для участия в электронных закупках для субъектов СМП в зависимости от способа закупки, впоследствии распространить такие требования на все конкурентные закупки.

То же самое касается и установления единых требований к участникам закупок.

Вопросы и ответы

  • 1требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

    Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

  • 2среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
  • 3доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

    • микропредприятия — 120 млн. рублей;
    • малые предприятия — 800 млн. рублей;
    • средние предприятия — 2 млрд. рублей.

    При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

  • Обеспечение исполнения контракта СМП и СОНКО: изменения и нововведения-2020

    При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Какие субъекты относятся к СМП и СОНКО
    • Особенности закупок с участием СМП и СОНКО
    • Изменения в условиях предоставления обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО с 1 июля 2019 года

    Правила обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО изменились 1 июля 2019 года. Согласно поправкам в законе 44-ФЗ, при расчете размера обеспечения за основу принимается не НМЦК, а стоимость контракта. Однако эта сумма не должна быть меньше аванса.

    При этом в некоторых случаях победитель может и вовсе избавиться от необходимости обеспечивать исполнение контракта для СМП и СОНКО. Обо всех изменениях в обеспечении для данных учреждений по закону 44-ФЗ расскажем в этой статье.

    Субъекты, относящиеся к СМП и СОНКО

    Прежде чем начать разбираться в вопросе обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО, нужно понимать, какие категории организаций входят в число субъектов малого предпринимательства. Это:

    • хозяйственные общества, товарищества, партнерства;
    • производственные кооперативы;
    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • потребительские кооперативы;
    • ИП.
    Читайте также:  ЕАТ «Березка» будет работать без обеспечения

    Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) представляют собой некоммерческие организации, целью которых является устранение актуальных социальных проблем, развитие гражданского общества в нашей стране. Они работают по таким направлениям, как:

    • соцобслуживание, поддержка, защита граждан;
    • подготовка людей к преодолению последствий стихийных бедствий, разного рода катастроф, работа для предотвращения несчастных случаев;
    • оказание помощи пострадавшим во время стихийных бедствий, катастроф и конфликтов, беженцам, вынужденным переселенцам;
    • защита окружающей среды, животных;
    • охрана, содержание с учетом действующих норм объектов, территорий, обладающих историческим, культовым, культурным, природоохранным значением, мест захоронений;
    • предоставление бесплатной юридической помощи либо на льготной основе гражданам, НКО, а также правовое просвещение, защита прав, свобод человека и гражданина;
    • своевременное предотвращение социально опасного поведения граждан;
    • благотворительность, организация, поддержка подобной деятельности и волонтерского движения;
    • работа в сфере образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, физкультуры и спорта, направленная на профилактику и охрану здоровья, улучшение психологического состояния жителей страны, пропаганду здорового образа жизни, содействие всем направлениям подобной деятельности и духовному развитию личности;
    • формирование у граждан негативного отношения к коррупции;
    • поддержка сотрудничества между представителями разных народов РФ, обеспечение условий для сохранения их самобытности, культуры, языков, национальных традиций;
    • патриотическое и военно-патриотическое воспитание граждан РФ;
    • поиск утерянных захоронений, останков защитников Отечества, не преданных погребению, установление имен погибших, пропавших без вести;
    • участие в профилактике, тушении пожаров, аварийно-спасательных работах;
    • социальная, культурная адаптация мигрантов, их интеграция в общество;
    • медицинская и социальная реабилитация, социальная и трудовая реинтеграция наркотически зависимых людей, а также употребляющих психотропные вещества;
    • работа, направленная на увеличение мобильности рабочего населения;
    • сохранение памяти о жертвах политических репрессий.

    Особенности закупок с участием СМП и СОНКО

    Субъект малого предпринимательства может участвовать в госзакупках, если он соответствует таким требованиям:

    1. Отвечает нормам п. 1 ч. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ по наличию доли государства/муниципалитета, иностранных лиц и лиц, не являющихся СМСП.
    2. За прошедший календарный год в штате компании состояло до 100 работников.
    3. За предшествующий календарный год доход от осуществления предпринимательской деятельности не превышает 800 миллионов рублей.
    4. Сведения о лицах внесены в единый реестр СМСП.
    5. Единый реестр СМСП ведет ФНС РФ.

    К СОНКО предъявляется меньший список требований для участия в тендерах:

    1. Как минимум один из указанных видов деятельности должен быть прописан в уставе.
    2. Преференции, установленные законом 44-ФЗ, не действуют для подобных организаций, у которых учредителем является РФ, субъект РФ либо муниципальное образование.

    Такие исполнители могут получить преимущества, если:

    • Заказчик проводит спецзакупку, то есть мероприятие любого формата предназначено для участия только СМП и СОНКО.
    • Интересующие нас разновидности организаций выступают в роли субподрядчиков. Иными словами, в торгах побеждает исполнитель, не являющийся СМП или СОНКО, после чего он должен прибегнуть к помощи подобных соисполнителей.

    Потенциальные исполнители контракта должны подтвердить свою принадлежность к интересующей нас категории. Для этого они подают декларацию участника закупки, сформированную при помощи средств ЭТП. Заказчик не может требовать, чтобы поставщик представил другие документы, свидетельствующие о его юридическом статусе.

    В Реестре контрактов в ЕИС заказчик обязательно фиксирует сведения о договорах с субподрядчиками, относящихся к СМП/СОНКО. На это у него есть 5 рабочих дней с момента предоставления поставщиком данных о заключении такого рода соглашений. Необходимо указать такую информацию о соисполнителе:

    • наименование, фирменное название, если последнее имеется;
    • адрес;
    • ИНН;
    • дату подписания, номер договора;
    • предмет, сумму, на которую с субподрядчиком заключено соглашение.

    Изменения в условиях предоставления обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО с 1 июля 2019 года

    • Добросовестность поставщика.

    Если у поставщика имеется опыт успешного участия в гозакупках, ему необязательно предоставлять обеспечение исполнения контракта СМП и СОНКО.

    То есть добросовестный исполнитель в случае победы не должен перечислять заказчику сумму в качестве гарантии или подавать соответствующий документ от кредитной организации.

    Данное право дается поставщику, после того, как он:

    • поставил ТРУ минимум по трем договорам, при этом отсутствовали штрафы, неустойки;
    • указанный выше факт зафиксирован в реестре госконтрактов – исполнителю придется предоставить покупателю выписку с необходимой информацией;
    • сумма исполненных соглашений совпадает или превышает НМЦК новой закупки.
    • Размер обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО.

    В тендерах, проводимых для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, обеспечение устанавливается не на основании НМЦК, а в соответствии с конечной ценой договора.

    Рассмотрим это на примере. Допустим, организован аукцион для СМП, предметом является закупка специальной уборочной техники. Заказчик установил НМЦК в размере 5 миллионов рублей, обеспечение составляет 3 %.

    В процессе торгов сумма соглашения была снижена до 3 миллионов рублей. До внесения поправок исполнителю пришлось бы предоставить в качестве финансовой гарантии 150 тысяч рублей. Однако сегодня обеспечение исполнения контракта СМП и СОНКО равно 3 % от конечной цены или 90 тысяч рублей для конкретного случая.

    Аналогичное требование действует для торгов, во время которых цена контракта снижается на четверть и более, то есть начинают действовать антидемпинговые меры. Помните, обеспечение не может быть больше суммы авансового платежа.

    Высока вероятность, что льготы могут затрагивать исключительно тендеры, проводимые для СМП. Если подобный субъект решил подать заявку на общий аукцион, привилегии учитываться не будут.

    • Изменение вида и размера обеспечения.

    Данная возможность существовала и до внесения поправок в закон 44-ФЗ. Теперь ст. 96 позволяет снизить сумму обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО при условии, что оказание услуг по договору разбито на ряд этапов. Обеспечение может сокращаться в соответствии с выполненными обязательствами, если:

    • Исполнитель завершил этап работ по соглашению, заказчик удовлетворен качеством услуг и оплатил их. Далее покупатель размещает в реестре контрактов отчет об исполнении этапа с указанием полученной поставщиком суммы. После чего последний получает право попросить заказчика в письменном виде вернуть часть финансовой гарантии, соответствующую стоимости данного этапа работ. Если договор между сторонами предполагал аванс, необходимо, чтобы он был меньше стоимости предоставленных ТРУ.
    • Исполнитель вынужден заказать и предоставить новую банковскую гарантию в другой кредитной организации после того, как предыдущая утратила лицензию.
    • Изменяется способ обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО. Нередко подрядчик хочет вернуть сумму обеспечения, заменив ее банковской гарантией.

    Иногда закон не позволяет снизить размер обеспечения. Это правило касается тендеров для целей сохранения обороноспособности, безопасности государства, закупок медикаментов, услуг адвокатов. Более детальную информацию можно найти в отдельном подзаконном акте.

    • Правила для гарантийных обязательств.

    По ч. 4 ст. 33 закона 44-ФЗ заказчик может требовать не только обеспечение исполнения контракта СМП и СОНКО, но и предоставление гарантии на определенный срок для ТРУ, полученных в рамках закупки.

    После внесения поправок появились такие изменения:

    • В новой редакции ч. 1 ст. 96 есть требование о наличии гарантии при использовании закрытого формата торгов – до этого от поставщика требовалось лишь исполнение контракта.
    • СМП за обеспечение гарантий платят до 10 % от НМЦК.
    • Изменение срока действия банковской гарантии.

    Победитель торгов получает возможность самостоятельно выбирать продолжительность действия данного документа. Но в любом случае этот срок должен быть на месяц больше, чем предусмотренный для исполнения условий договора и проведения гарантийных работ.

    Сегодня, допустим, при закупке строительных услуг исполнитель может получить отсрочку.

    В таком случае гарантию нужно продлить или перевыпустить – все зависит от условий банка-гаранта, предоставившего документ в качестве обеспечения исполнения контракта СМП и СОНКО.

    В обязанности исполнителя входит подача новой гарантии после отзыва лицензии у его кредитной организации.

    На эти действия закон дает срок в один месяц – отсчет начинается после получения уведомления об отзыве документа от заказчика.

    В противном случае за каждый день просрочки исполнителю будут начислены пени в соответствии с правилами, действующими при нарушении сроков поставки ТРУ по ч. 7 ст. 34 закона 44-ФЗ.

    • Установлен срок возврата обеспечения контракта.

    В устаревшей редакции закона срок возврата фиксировался для случаев, когда победитель перевел обеспечение, но договор не был заключен по решению ФАС либо по другим причинам. В измененном тексте документа в данный вопрос внесена ясность:

    • В тендерах, проводимых для СМП и СОНКО, обеспечение исполнения контракта возвращается заказчиком не позже чем через 15 дней после исполнения обязательств. К последнему приравнивается подписание акта-приемки.
    • Если торги организованы для всех категорий поставщиков, такой срок увеличивается до 30 дней с момента выполнения условий договора.

    В соглашении обязательно указывается, каким образом могут быть обеспечены гарантийные обязательства. Также рекомендуется включить данную информацию в остальные документы по закупке. Если покупателю необходимо получить гарантии, будьте готовы к тому, что он подпишет документы о приемке ТРУ лишь в случае предоставления обеспечения.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *