Правительство поставило на контроль более 600 организаций

Правительство поставило на контроль более 600 организаций Правительство поставило на контроль более 600 организаций Правительство поставило на контроль более 600 организаций Правительство поставило на контроль более 600 организаций Правительство поставило на контроль более 600 организаций

С 11 по 17 июня Комитетом по контролю за имуществом Санкт‑Петербурга во взаимодействии с сотрудниками городского Роспотребнадзора и правоохранительных органов в ежедневном режиме проводились проверки соблюдения антиковидных мер, временно установленных на территории Петербурга. Мероприятия проведены на территории Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского и Центрального районов Санкт‑Петербурга.

На территории 20 торговых комплексов (Галерея, Невский центр, Норд, Капитолий, Июнь, Заневский Каскад, Охта Молл, Лондон Молл, Европолис, Лето, Питерленд, Балкания Нова, Гранд Каньон, Фиолент, Солнечный, Остров, Бада-Бум, «Глухарский», Парнас, Приморский) обследовано 430 объектов (магазины, кафе, рестораны, фудкорты, объекты по предоставлению услуг).

Кроме того, сотрудниками ККИ проверена территория Василеостровского продовольственного рынка; 3 крупных ресторана и 4 кальян-бара.

На Лиговском, Невском и Суворовском проспектах, улицах Моисеенко и Восстания, 8-ой Советской и Новгородской улицах, переулке Ульяны Громовой также обследовано 35 объектов: из них 12 объектов торговли; 19 предприятий общественного питания; 4 организации по предоставлению услуг. На проспектах Энгельса и Луначарского, Среднем проспекте В.О.

, 17-ой и 24-ой линиях В.О. обследовано 49 объектов: из них 38 объектов торговли; 8 предприятия общественного питания; 3 организации по предоставлению услуг.

На проспектах Большевиков, Просвещения, Энгельса, улицах Дыбенко, Есенина, Симонова обследовано 92 объекта: из них 71 объект торговли; 12 предприятий общественного питания; 9 организаций по предоставлению услуг.

В результате рейдов обследовано 634 объекта торговли, общепита и сферы услуг, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей составлено 128 протоколов осмотра, 18 протоколов об административном правонарушении в отношении посетителей торговых центров, кафе и ресторанов.

Все нарушители будут привлечены к административной ответственности, которая предусматривает наказание в виде наложения штрафа. Сотрудники Роспотребнадзора выявили 41 нарушение, на основании которых также будут возбуждены административные производства.

Кроме того, по совокупности выявленных нарушений приостановлена деятельность 3 торговых центра — «Фиолент», «Остров» и «Солнечный», и 9 точек общественного питания.

Отметим, что возбуждение административных производств – это крайняя мера в рамках работы по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

В первую очередь, проводимые мероприятия призваны предостеречь организации и граждан от нарушений, совершение которых может негативно сказаться на эпидемиологической ситуации в городе.

Требования постановления Правительства Санкт‑Петербурга № 121 «О мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции» обязательны к исполнению для каждого. Помните, что, только объединив усилия можно добиться возвращения к привычной жизни без ограничений и запретов.

Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=ZlDB-NcF43I

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Правительство поставило на контроль более 600 организаций На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

Правительство поставило на контроль более 600 организаций Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

Читайте также:  Нужен ли кассовый аппарат при торговле маслами и автозапчастями?

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

Финразведка отклонила идею ЦБ смягчить контроль за банковскими операциями

Правительство поставило на контроль более 600 организаций

Максим Стулов / Ведомости

Росфинмониторинг считает нецелесообразным повышение порога операций для обязательного контроля с текущих 600 000 руб., сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. По его словам, эту идею обсуждали и отклонили в связи с тем, что количество незаконных финансовых операций в рамках указанных сумм значительно.

Так в финразведке прокомментировали идею ЦБ: руководитель департамента финансового мониторинга Банка России Илья Ясинский 23 ноября предложил «незначительно повысить» пороговую сумму операций, по которым банки обязаны проверять на риски отмывания или обналичивания денег. Он напомнил, что порог в 600 000 руб. находится на этом уровне уже 20 лет. Когда закон вступал в силу в 2001 г. это было не обременительно для финансовых организаций, сегодня это достаточно избыточная нагрузка, подчеркнул Ясинский. 

Предложение Банка России повысить порог поддерживает Минфин, сообщил представитель министерства. 

ЦБ не в первый раз поднимает вопрос о возможности увеличить порог – в мае 2019 г. Ясинский предложил повысить его до 1 млн руб. В качестве аргумента в пользу повышения этой планки Ясинский тогда называл снижение нагрузки на контролирующие органы и участников рынка. Минфин тогда эту идею также поддерживал, но порог этот увеличен так и не был.

Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков сказал, что увеличение порога было бы логичным шагом с учетом накопленной с момента принятия в 2001 г. инфляции. По его словам, тема требует дополнительной дискуссии. Обсуждение может пройти 20 декабря в рамках парламентской дискуссии по вопросу основных направлений развития финансового рынка на 2022 г. и 2023-2024 гг.

Представитель Росфинмониторинга добавил, что с 10 января для банков изменился перечень операций, подлежащих обязательному антиотмывочному контролю: список операций серьезно оптимизирован, из него исключены устаревшие или неактуальные.

С января из обязательного контроля исключили следующие операции: обмен банкнот одного достоинства на другие, переводы за границу на счет анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета анонимного владельца, переводы некредитным организациям по поручению клиента, страховые выплаты от нерезидентов, получение имущества по договору лизинга.

Около 21 млрд руб. были незаконно обналичены в России за девять месяцев 2021 г. – это почти вдвое меньше, чем за аналогичный период 2020 г., сообщал ЦБ. Регулятор также зафиксировал сокращение объема незаконно выведенных за границу средств.

Если за девять месяцев этого года он составил 31 млрд руб., то за такой же период прошлого – 33 млрд руб. Ясинский отметил, что показатель удерживается «на минимальном уровне» на протяжении нескольких лет. По итогам 2021 г.

объем сомнительных операций по незаконному выводу средств из России сократится примерно на 5-7%, ожидают в ЦБ.

В 2021 г. в Росфинмониторинг Совкомбанк направил около 95 000 сообщений, рассказал «Ведомостям» зампред правления банка Олег Машталяр. В случае повышения лимита до 1 млн руб. количество сообщений может сократиться на 20% (19 000), что существенно снизит нагрузку на банк, добавил он.

Как будут работать новые правила контроля за операциями с наличными

По мнению исполнительного директора департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артёма Тузова, для обычных граждан ужесточение правил не будет нести рисков. «Небольшие денежные переводы, которые ежедневно совершают люди, не будут доставлять им сложностей», — говорит эксперт.

Вот какие операции попали под обязательный контроль:

  • Почтовые переводы на сумму от 100 тысяч ₽ и снятие денег со счёта мобильного оператора на эту же сумму. «Обычно граждане не проводят подобные операции, зато ими часто пользуются мошенники», — объясняет Артём Тузов.
  • Снятие, зачисление или денежные переводы на сумму свыше 600 тысяч ₽. 
  • Сделки с недвижимостью на сумму от 3 миллионов ₽. «Теперь под обязательный контроль попадают не только непосредственно сделки с недвижимостью свыше 3 миллионов ₽, но и операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимым имуществом», — рассказывает директор юридического департамента МКБ Ирина Гудкова.
  • Выплаты физическим лицам выигрышей от азартных игр и операции по зачислению или списанию средств со счёта по договорам финансовой аренды (лизинга), добавляет эксперт МКБ. 

Кроме того, в базу ФНС будет передаваться информация об открытии и закрытии электронных кошельков, ранее недоступная налоговой, добавляет партнёр юридической компании FMG Group Николай Коленчук. 

В дополнение к этим поправкам ЦБ также расширил критерии оценки сомнительных операций.

«На мой взгляд, основной риск и для физиков, и для компаний кроется в том, что колоссальная нагрузка на банк-оператор будет приводить к коллапсу рискового подразделения.

Времени на должную аналитику операций не будет оставаться, а значит, стоит ждать блокировок благонадёжных, но активных счетов клиентов банка», — говорит Николай Коленчук. Однако эти изменения вступят в силу только с 1 октября 2021 года.

Как изменятся признаки сомнительных операций и сделок

В обновлённый перечень сомнительных сделок вошли:

  • операции с цифровыми валютами;
  • постоянные переводы за границу от разных людей одному физлицу или частые переводы с одного электронного средства платежа. 

Как будут следить за операциями от 600 тысяч ₽

Как напоминает Николай Коленчук, порог постановки на контроль Росфинмониторинга переводов на сумму более 600 тысяч ₽ действовал и раньше. К тому же в банках есть ограничения на разовое снятие наличных.

«Новые требования больше направлены на контроль сомнительных переводов в обход банковской системы, в большинстве своём связанных с мнимыми сделками, операций по уклонению от банковского финансового контроля, а также действий по уклонению от уплаты налогов», — отмечает он.

По словам исполнительного директора Klopenko Group Дмитрия Иванова, вот какие операции могут попасть под внимание контролирующих органов:

  • Снятие со счёта или зачисление на счёт юридического лица наличных, если это не обусловлено характером его экономической деятельности. Так, если организация не связана, например, с торговлей, и зачисляет на счёт не выручку, а что-то ещё, может возникнуть вопрос: откуда средства? Например, владелец бизнеса продал коммерческий автомобиль или торговую площадь — тогда основанием получения этой суммы будет договор продажи.
  • Продажа или покупка наличной валюты физлицом. Здесь может возникнуть аналогичный вопрос: откуда средства для покупки валюты (основанием может быть также получение средств от продажи чего-либо — автомобиля, участка земли, дачного домика и т. д.).
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличный расчёт (также появятся вопросы о происхождении средств).

При проведении таких операций на сумму свыше 600 тысяч ₽ наличными банк передаст информацию о них в Росфинмониторинг. Однако, как ранее заявлял глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, блокироваться они не будут. 

Что будет делать с данными финансовая разведка? Росфинмониторинг будет анализировать основания по операции: есть ли у клиента деньги на покупку валюты или ценных бумаг.

«В этом ведомстве есть информация о разных сделках, и если у гражданина недавно прошла продажа автомобиля на аналогичную сумму, то вопросов возникнуть не должно. А если возникнут, то нужно предоставить документы, подтверждающие получение средств (договор купли-продажи, информацию о получении наследства, договор дарения и т.

д.). Тогда у проверяющих появится прозрачная картина происхождения наличных, и никаких дополнительных вопросов не возникнет», — объясняет Дмитрий Иванов. 

Как будут следить за операциями с недвижимостью на сумму от 3 миллионов ₽

Любые сделки с недвижимостью свыше 3 миллионов ₽ будут находиться на контроле Росфинмониторинга. Информацию о них будут передавать банки, нотариусы и риелторы. «Специалисты Росфинмониторинга будут контролировать сделки и следить, чтобы недвижимость не продавали по заниженным ценам (так пытаются получить максимальную прибыль, заплатив меньше налогов)», — рассказывает Артём Тузов. 

При этом под контроль попадают не только операции по покупке и продаже недвижимости, но и платежи по аренде, лизингу, ипотеке, отмечает Николай Коленчук. Например, если заёмщик будет досрочно погашать жилищный кредит на сумму от 3 миллионов, сведения об этом попадут в Росфинмониторинг. 

Читайте также:  Как часто сдается нулевая отчетность ООО?

«Причём контроль осуществляется за всей совокупностью переводов нарастающим итогом. И по достижении отметки 3 миллионов банки будут передавать сведения. То есть контроль осуществляется с первой и даже незначительной суммы», — объясняет Николай Коленчук.

Какие документы могут запросить у физлица для подтверждения происхождения денег

По словам Николая Коленчука, подойдут любые документы, подтверждающие сопоставимый со сделкой доход в прошлом из легального источника: 

  • справка 2 НДФЛ;
  • выписка по счёту; 
  • документы о получении наследства; 
  • документы о продаже имущества; 
  • договор оказания услуг, по которому вам перечислили деньги; 
  • договор займа, по которому вам вернули долг; 
  • договор аренды и другие. 

Некоторые вопросы удалось разрешить в ходе приема населения, остальные взяты Уполномоченным на личный контроль — Новости — Пресс-центр — Главная — Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Доступность. Доброжелательность. Действенность

15 декабря 2016

Некоторые вопросы удалось разрешить в ходе приема населения, остальные взяты Уполномоченным на личный контроль

И состоявшийся 15 декабря 2016 года личный прием населения, который провела в Екатеринбурге Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, не обошелся без обращений о невыплате задолженности по заработной плате.

 Заявитель уже год добивается у строительной компании положенного, пришел за поддержкой к Уполномоченному по правам человека.

Вновь на приеме обратились по поводу сноса жилых многоквартирных домов, построенных на земельных участках ИЖС в городе Екатеринбурге, и в очередной раз прозвучала тема обманутых дольщиков. Сегодня пришли три несостоявшихся новосела, рассказали о том, что обращения в контролирующие органы результата не дали, они потеряли надежду на внимание со стороны должностных лиц. 

«Дом должны были сдать летом этого года, но даже стены не возведены. Все стоит на этапе фундамента. Продано почти 70 процентов квартир с трех домов, а застройщик говорит, что денег на строительство нет.

Куда тогда они могли их использовать, — задали резонный вопрос пришедшие на прием. — В чем вина дольщиков, что вышла такая ситуация? Покупали квартиры в соответствии с 214 федеральным законом, объект был аккредитован несколькими банками, одобряли ипотеку.

Мы не вступали в жилищно-строительный кооператив, зная, что там есть риск.

Сейчас дольщики в неопределенности, что делать и когда смогут въехать в свои квартиры? Большое количество дольщиков арендуют жилье и при этом платит ипотеку. Некоторые дольщики просто опустили руки от безысходности. Помогите разобраться в данной проблеме».

Высказывала заявитель несогласие с постановлением отдела полиции об отказе в возбуждении уголовного дела при обращении с заявлением по факту мошенничества риелтора, который подделав нотариальную доверенность, продала квартиру мужа, находящегося в то время в местах лишения свободы. Женщина с двумя грудными детьми осталась без жилья.

Факт подделки доверенности подтвержден решением суда. По словам заявителя, полиция бездействует, ответа на обращение по факту мошеннических действий не получила.

Заявитель поделился впечатлениями от мытарств, пытаясь взыскать долговую сумму с АОЗТ «Лайма». Обратился за поддержкой в надежде вернуть деньги, вложенные в эту фирму еще в советское время.

С просьбой посодействовать в переводе сына из исправительной колонии № 5 Нижнего Тагила в исправительную колонию № 10 в Екатеринбург, обратилась приехавшая из Камышлова женщина.

Тогда он сможет закончить учебу в вузе, и у матери будет возможность навещать, поддерживать сына.

Сейчас в Тагил добираться сложно, прямого транспорта нет, а на перекладных уходит сутки и более, а у женщины мама тяжело болеет, требуется постоянный уход, не оставишь одну надолго.

«А если сына перевести в колонию № 52, он смог бы работать по специальности автомеханика, так как до случившегося у него был свой автосервис, — предложила мама осужденного. – Так он смог бы зарабатывать деньги, выполнять финансовые обязательства перед потерпевшими».

Попросила помочь разобраться в происходящем мать троих детей, один из них — инвалид с рождения. Они вот уже 4 года стоят в очереди на получение бесплатного земельного участка в комитете по управлению имуществом. А очередь все отдвигается назад, заявительница была 197-й, сейчас стала 290-й.

У мамы с дочерью в 2014 году сгорел дом, после пожара остались в том, в чем успели выбежать из дома. Администрация выделила квартиру в маневренном фонде, полезной площадью 12 квадратных метров сроком на 1 год. Сейчас выселяют в общежитие. Уполномоченного попросили помочь в продлении договора временного найма специализированного жилого помещения маневренного фонда.

— Я инвалид, уже пожилой человек. Возраст не позволяет ждать такую длинную очередь на предоставление жилья, поэтом обратилась в суд с иском о внеочередном предоставлении жилья, – объяснила женщина. — Суд удовлетворил иск о предоставлении отдельной квартиры на условиях социального найма площадью 33 квадратных метра. А Администрация города предлагает 21,2. Я же не прошу многого…

Среди двадцати принятых к рассмотрению сегодня обращений – есть и о срочной госпитализации в онкологический центр. Как сообщил заявитель, ухудшается состояние его здоровья, а он не может получить направление у участкового терапевта.

  • А заявители со стажем сообщили о неисполнении решения районного суда о возложении обязанности администрации муниципального образования провести обследования жилого дома и устранить уклон здания.
  • По всем поступившим обращениям граждан даны необходимые разъяснения, часть вопросов удалось разрешить в ходе приема населения, остальные взяты Уполномоченным на личный контроль.
  • Назад к списку

Игнорирование нацпроектов? Как расходовались деньги Резервного фонда — Газета.Ru

  • Национальные проекты
  • В мае 2018 года президент Владимир Путин подписал утверждающий нацпроекты России указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Читать дальше

Счетная палата РФ отчиталась о том, как правительство тратило свой Резервный фонд за два последних года, и насколько эти траты соответствовали «национальным целям и стратегическим задачам РФ».

Резервный фонд правительства пополнялся за счет выделенных на госпрограммы, но неиспользованных средств бюджета, говорится в докладе СП. Возвращенные средства, например, в 2018 году достигали 81% от всех имеющихся в фонде средств.

Иными словами, фонд тратили очень скупо, в то время как в стране было немало чрезвычайных ситуаций, а фонд был создан, в том числе, для того, чтобы оперативно решать возникающие проблемы.

Он предназначен не только для финансовой поддержки федеральных целевых программ и нацпроектов, но и на компенсации пострадавшим гражданам, на субсидии региональным бюджетам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах.

Например, он мог быть потрачен на устранение последствий пожаров, наводнений, стихийных бедствий, на закупку медицинского оборудования и лекарств в случае возникновения их дефицита.

Как выяснила Счетная палата, фонд с каждым годом увеличивался в размерах, и в первом полугодии 2020 года в него было зачислено 2,1 трлн рублей. Это 10,7 % от общего объема расходов федерального бюджета в текущем году (19,6 трлн рублей).

Ранее глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил, что объем неисполненных расходов федерального бюджета по итогам прошлого года может составить 1 трлн руб. В итоге Резервный фонд правительства в 2020 году был увеличен на 169,4 млрд руб. за счет неиспользованных средств, предназначавшихся для госпрограмм и госконтрактов.

Без разрешения премьера

Счетная палата также отметила нарушения порядка выделения средств. Деньги из фонда можно получить, как правило, по распоряжению премьера (в изученные годы правительство возглавлял Дмитрий Медведев). Необходимо обоснование, как эти средства помогут решить ту или иную проблему.

Как выяснили аудиторы СП, средства из Резервного фонда брались по заявкам вице-премьеров, а в пояснительных записках никто из чиновников не приводил расчеты, как повлияют госинвестиции на решение проблемы или на выполнение федеральной целевой программы.

В 2018 году правительство приняло 150 решений о необходимости использовать Резервный фонд, и только в 16 решениях приводились финансовые расчеты о влиянии выделенных средств на достижение целей госпрограмм. В 2019 году было 197 решений об использовании Резервного фонда и только 34 финансово-экономических обоснований этих решений.

Даже когда обоснования были детально проработаны, чиновники не обозначали, как финансирование повлияет на те цели, которые поставлены в госпрограмме или в нацпроекте.

Например, Минобрнауки в сентябре 2019 года получило из Резервного фонда более 1 млрд рублей на «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Как этот миллиард улучшил приоритетные разработки чиновники сохранили в тайне.

Аудиторы обнаружили также, что распорядители бюджетных средств (министерства) запрашивали дополнительные средства из фонда.

При этом оставляли в неизменном виде те задачи, которые было необходимо решить. То есть, денег брали больше, а работать интенсивнее и предъявить улучшенный результат не обещали.

«Материалы бóльшей части решений правительства (300 из 481) о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда не содержат каких-либо сведений о влиянии (отсутствии влияния) предлагаемых решений на достижение целей госпрограмм или ФЦП», — вынесли вердикт аудиторы СП о качестве госменеджмента.

Например, для стимулирования продаж автотехники, использующей природный газ, Минпромторгу было выделено 4 млрд рублей для продажи 4 тысяч автомобилей (1 млн рублей на субсидирование продажи 1 автомобиля).

Но при этом были поставлены очень скромные задачи по обновлению парка сельхозтехники.

К 2025 году с учетом государственной поддержки обновить предполагалось всего 3,4% тракторов, зерноуборочных комбайнов – на 5,2%, кормоуборочных комбайнов — 4,8%.

Минтрансу было выделено 97 млн рублей на приобретение 17 автобусов для Республики Карелия. Однако эти деньги были потрачены на «уплату членских взносов международным организациям, участие в которых возложено на Минтранс России».

«Контрольное ведомство проинформировало Минфин и правительство о том, что в период 2018 — первое полугодие 2020 годов главные распорядители бюджетных средств не в полной мере соблюдали одну из обязательных норм законодательства», — ответили в Счетной палате на запрос «Газеты.Ru» о предложениях для улучшения ситуации с неэффективным расходованием госсредств.

Одновременно с проектами решений о выделении средств из Резервного фонда распорядители бюджетных средств должны представлять в правительство пояснительную записку, содержащую в том числе сведения о влиянии или отсутствии влияния этих ассигнований на достижение показателей (индикаторов) государственных программ, уточнили в СП.

Читайте также:  Можно ли тратить уставный капитал ООО?

Не прозрачно, бесконтрольно

То, что средства Резервного фонда правительства расходуются неэффективно – это свидетельство низкого качества государственного управления, считает главный экономист компании «Арикапитал» Сергей Суверов.

«Госфинансам не хватает прозрачности, контроля.

Так, Счётная палата проверяет распоряжение средствами фонда лишь задним числом, а контроль над деятельностью Минфина со стороны профильного комитета Госдумы недостаточный», — говорит Суверов.

Эффективность госрасходов можно поднять очень просто, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. «Не выполнены цели, не достигнут результат — увольнение с «волчьим билетом». Либо укажите реальные, а не фиктивные причины, по которым целевых показателей достичь не удалось», — говорит Кричевский.

За госфинансами необходим не только постконтроль со стороны Счетной палаты или отчет правительства в Гослуме за прошлый год, но и периодический и выборочный контроль на разных стадиях освоения бюджетных ассигнований, добавляет шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.

Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

  • Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
  • Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят:

  • о контрольной закупке;
  • мониторинговой закупке;
  • выборочном контроле;
  • инспекционном визите.

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *