Примеры естественной монополии в рф в 2022 году

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте.

Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий.

В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка.

Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии.

Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний.

Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль.

В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей.

Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики.

В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами.

Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма.

Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные.

Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий.

Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы.

Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем.

Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины.

Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий.

Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще.

В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами.

Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий.

В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик.

Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи.

Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило.

Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму.

Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны.

Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа.

Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство.

Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом.

Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет.

Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий.

Читайте также:  В каком банке можно дешево открыть расчетный счет для ИП?

Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий.

Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части.

Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов.

Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией.

Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте.

Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики.

Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства.

Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам.

РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями.

Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене.

А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом.

С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Роль естественных монополий в экономике России

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 годуЕстественные монополии играют важную роль в экономике России, да в мире. Такие предприятия обычно являются масштабными бизнесами, которые являются основными в своей области.

Они могут осваивать большие рынки, в том числе зарубежные, а также становиться носителями особенных технологий. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое естественная монополия — примеры, каковы особенности их создания и какую роль они играют в экономике страны.

Естественной монополией является фирма, имеющая производственную модель, по некоторым причинам намного более эффективную, чем имеют остальные игроки рынка.

Общие сведения

Определение

К примеру, это компании, которые имеют доступ к недорогому источнику сырья или электроэнергии. Они имеет маленькие издержки, которые связаны с их закупкой, а значит, могут вести ценообразование по своему усмотрению (назначать более низкие цены или получать большую прибыль и быстрее развиваться).

Естественными монополиями являются предприятия, которые могут осуществлять монетизацию ресурса, отсутствующего у компаний-конкурентов.

Это возможно, когда компания, например, обладает собственной платной автомобильной магистралью.

В такой ситуации, если другие транспортные пути между объектами отсутствуют или не являются качественными, компания может на монопольных началах взимать плату за проезд и получать немалую прибыль.

Классификация

Естественной монополией является предприятие, способное представлять одну или несколько отраслей. По этой причине одной из классификации таких предприятий является принадлежность к определенной экономической сфере. В России существуют следующие отрасли естественной монополии — связь, транспорт, топливо, энергетика, атомная промышленность, коммунальные услуги, почтовые сервисы.

Дополнительным критерием классификации монополий является обладатель субъектов естественных монополий. Могут они быть муниципальными, государственными структурами, корпорациями и частыми лицами, зарубежными инвесторами. Еще одним критерием классификации монополий является организационно-правовая форма.

СПРАВКА! Обычно монополии являются публичным акционерным обществом (ПАО), а их деятельность также возможна, например, в форме унитарных предприятий или государственных корпораций.

Причины появления монополий из истории

Одним из главных факторов появления в России естественных монополий является механизм преобразования советских предприятий. Сначала они были подстроены под плановую экономику и занимали лидирующие позиции в конкретном сегменте в силу отсутствия конкуренции. На базе этого возникли фирмы, которые работают по рыночным принципам в условиях российской экономики на сегодняшний день.

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 году Советские предприятия, работающие в национальном хозяйстве монопольно, сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Сегодня ими владеют в основном государство, однако к вложениям в капитал привлекаются и частые лица.

Следующей причиной появления монополий в том, что инвестиционный порог входа в определенную отрасль довольно высок.  Для запуска бизнеса нужны огромные инвестиции. Владелец, естественно, будет заинтересован в том, чтобы его вложения как можно скорее окупились и можно было учредить фирму, способную вести работу в условиях минимальной конкуренции.

По этой причине инвестор приобретает основной объем ресурсов, задействовав огромный капитал, чтобы получать прибыль в дальнейшем. Конкуренция среди естественных монополий является крайне редким явлением, потому что предприятия такого типа специально создаются в тех областях, где интересы бизнесов не совпадают.

СПРАВКА! Дополнительным механизмом создания монополий является наличие барьеров на вход на рынок и регистрацию нового бизнеса. К примеру, это могут быть чересчур высокие требования по лицензиям, сертификации, другим разрешительным документам. По итогу инвестор лучше выберет бизнес в другой сфере, в которую легче войти.

Подробности

Естественные монополии, существующие в России

Работа монополий в России занимает огромную часть экономики. В нашей стране к естественным монополиям относятся «Газпром», «Почта России», «РЖД», «Интер РАО», «Росатом».

Все эти компании обладают признаками, по которым можно отличить типичную естественную монополию. Примеры таких предприятий можно отыскать в любых сегментах российской экономики. В любом из них может проявится один из вышеуказанных факторов.

Государство регулирует естественные монополии, тем самым стимулирует выполнение ими положительной рыночной роли. Помимо этого, государственные инициативы  могут быть связаны с желанием увеличить эффективность экономики предприятий такого типа.

Реестр естественных монополий

Примеры естественной монополии в РФ в 2022 годуРоссийские органы власти осуществляют учет предприятий, относящихся к монополиям. Обычно этим занимается Федеральная служба по тарифам. Она ведет свой реестр предприятий такого типа, которые находятся в самых разнообразных сегментах.

Созданный ФСТ реестр включает в себя предприятия, занимающиеся водоснабжением в области коммунального хозяйства, транспортировкой нефти и природного газа по трубопроводам, морским, воздушным, железнодорожным транспортом, атомной энергетикой, телекоммуникациями.

СПРАВКА! Существуют и другие органы власти, которые ведут учет монопольных  предприятий. Например, Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

В России существуют фирмы, имеющие признаки естественных монополий, однако не включенных в соответствующий реестр. В таком случае приобретение услуг у такой фирмы муниципальными и государственными органами может быть затруднено в силу положения ФЗ №44.

Это обусловлено тем, что если поставщик является одним на рынке, то государственные структуры могут заключить с ним контракт исключительно в том случае, если этот поставщик будет включен в реестр субъектов естественных монополий.

Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно скорее попасть в этот список, тогда они смогут оформлять договора с бюджетными организациями.

Роль естественных монополий на рынке

Обычно монополии — это очень большие бизнесы, поэтому они являются крупными работодателями и, соответственно, налогоплательщиками. По этой причине государству выгодна эффективность таких компаний, так как их работа является фактором пополнения бюджета деньгами.

Читайте также:  Можно ли одним заявлением Р13014 внести изменение места нахождения и смену Генерального директора?

Кроме того, такие предприятия выполняют важную социальную задачу обеспечения населения работой. Государство регулирует монополии таким образом, чтобы настоящие позиции этих предприятий на рынке сохранялись и не происходило уменьшения выручки и сокращения рабочих мест.

Это обуславливает социальную стабильность в регионах, где функционируют предприятия такого типа.

СПРАВКА! Бывает, что в услугах монополий нуждаются настолько, что компании совершенно не имеют проблем с выручкой и рентабельностью. В таких ситуациях государство минимально должно вмешиваться в работу этих предприятий. Важно только, чтобы предприятие вовремя выполняла свои обязательства перед государством.

Заключение

Естественные монополии в России занимают значительную долю национального хозяйства.

В основном это так, потому что крупные предприятия такого типа были организованы в СССР, когда не было рыночной конкуренции, и они изначально занимали лидирующие позиции на рынке и свободный доступ к ресурсам, недоступным для возможных конкурентов. Всем известные компании, которые могут рассматриваться как монополии, это корпорации «Газпром», «Почта России», «РЖД».

Естественные монополии являются субъектами бизнеса, являющихся крупными налогоплательщиками и хорошими работодателями для большого количества людей. По этим причинам государство содействует их бизнесу и заинтересовано в его стабильности. Однако, при наличии каких-то причин, власти имеют право вмешиваться в работу таких предприятий, если нужно модернизировать определенный рыночный сегмент.

Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования

Бутырина, К. А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования / К. А. Бутырина, А. С. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75964/ (дата обращения: 14.01.2022).



В данной статье приведены результаты исследования на тему: «Проблемы государственного регулирования естественных монополий в России». В ходе работы были рассмотрены проблемы регулирования и возможные пути их решения.

Ключевые слова: естественная монополия, проблемы регулирования, экономика, конкуренция, ценообразование, тарифообразование.

This article presents the results of research on the topic: «Problems of state regulation of natural monopolies in Russia». In the course of the work, the problems of regulation and possible ways of solving them were considered.

Keywords: natural monopoly, regulation problems, economics, competition, pricing, tariff setting.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. [1, Ст. 3]

Исходя из этого определения, мы понимаем, что естественная монополия — это производственная отрасль, занятой компанией, способной нормально работать только в том случае, если нет конкуренции.

Если появится конкуренция, то издержки перестанут быть минимальными и в конечном счете, это приведёт лишь к уменьшению доходности.

На рынке естественная монополия занимает специфическое положение, особенность которой проявляется в ее производстве, необходимости использовать дорогое оборудование, единоличное владение природными ресурсами и т. д.

Рассмотрим примеры естественных монополий в России на 2020 год. На данный момент в России естественными монополиями являются ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Почта России», а также ПАО «Транснефть».

В каждом регионе существуют свои локальные монополисты, поставляющие тепловую и электрическую энергию, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение.

Естественные монополии обладают как плюсами, так и минусами.

Плюсами являются: возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции; возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне; возможность использования достижений научно-технического прогресса; возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги; возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации. А также присутствуют и минусы: возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя; возможность блокировать технический прогресс; возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. [2, С. 149–150]

Невозможно в данном случае определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Рыночная форма организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии, потому что механизм распределения ресурсов в данном случае не работает, а разрешить противоречия общество может только одним способом -регулированием естественной монополии.

Существует несколько способов регулирования естественных монополий: прямое государственное регулирование, торги за франшизу, ценовая дискриминация.

Естественные монополии довольно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они делят рынок.

Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, должным образом, пониженных тарифов — для граждан.

Однако механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения, таких как: пенсионеров, инвалидов и др.

Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он не определяется без соответствующих расчетов, безосновательно перекладывается на производителя.

Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников у сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Теперь нужно перейти к главной задаче данной статьи, выяснению проблемы регулирования естественных монополий.

Но для начала разберемся с самим регулированием естественных монополий, которое является важным фактором обеспечения и нормального функционирование экономики.

Поэтому реализация антимонопольного законодательства должна быть умеренной, так как жесткий контроль приведёт лишь к дисбалансу данных рыночных отношений.

  • Цель у государственного регулирования поставлена на сохранение и достижение равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также на регулирование их функционирования посредством определенных норм поведения.
  • Также имеются законы и подзаконные акты, которые регулируют деятельность естественных монополий и причем имеют важнейшее значение, но их применение встречается с различными трудностями.
  • Исходя из всего выше сказанного, мы выявили такие проблемы как:

Понятие естественной монополии, которое представлено в ФЗ «О естественных монополиях», допускает неоднозначную трактовку. В законе противопоставляются понятия естественной монополии и конкуренции.

Что касается ценообразования, чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения.

В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары.

(Именно такую картину можно наблюдать в случае увеличения цен главными естественными монополистами в России — РАО «Газпром», РАО «Единая энергетическая система России», Министерством путей и сообщений).

Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

  1. Установление государственной собственности на предприятия-естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.
  2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. [3, С. 213–214]

Следующей проблемой является отсутствие результативного механизма тарифообразования. Происходит это из-за бесконтрольного завышение цен на нерегулируемые услуги, игнорирования интересов естественных монополий, низкое состояние инфраструктуры субъектов естественных монополий, а также отсутствие права у потребителя обжаловать установленный административным путем размер тарифа.

К основному пути решений данной проблемы относится сохранение тарифов на услуги естественных монополий на наиболее лучшем для экономики и населения уровне, т. к. неконтролируемое повышение может привести к замедлению или прекращению экономического роста в стране.

Вследствие чего произойдёт снижение потребительского спроса со стороны населения, а также снижение конкурентоспособности некоторых отраслей экономики.

В заключении мы хотим выразить своё мнение на эту тему, так как, для нормального регулирования естественных монополий, нужно совершенствовать законодательство, которое регулирует деятельность естественных монополий, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Правовое регулирование не должно быть направлено только на то, чтобы устанавливать цены и тарифы и конечно же не должно сводиться лишь к контролю за деятельностью естественных монополий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 августа 1995 г. — № 34. — Ст. 3
  2. Басовский, Л. Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л. Е. Басовский. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — С. 149–150
  3. Бардовский, В. П. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. — Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. — С. 213–214
Читайте также:  Налог на имущество при УСН в 2022 году, как его заплатить на упрощённой системе налогообложения

Основные термины (генерируются автоматически): естественная монополия, монополия, Россия, государственное регулирование, естественный монополист, проблема регулирования, производимая продукция, тариф, услуга.

«Сейчас их четырнадцать, останется восемь»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала и внесла в правительство обсуждавшийся более пяти лет законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые власти считают естественными. В интервью “Ъ” заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский рассказал, какие сферы лишатся этого статуса и почему это произойдет.

— Почему служба считает необходимым упразднить закон «О естественных монополиях»?

— Еще лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый еще в 1995 году, утратившим силу.

Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования — в закон «Об основах регулирования тарифов».

В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним.

Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок — по сути, это все.

Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый — это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй — метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах.

Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.

Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется.

Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон все равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий.

Возникает экономический нонсенс.

— Такая ситуация фактически сложилась в портах.

— Именно. Мы видим, что в порту работают пять компаний-стивидоров, каждая из них является субъектом естественной монополии. Все понимают, что это неправда, но закон говорит, что это так.

Когда выносится судебное решение в отношении одной компании, что она является субъектом естественной монополии, никаких вопросов нет. Но не в случае, когда их там пять.

Поэтому сдерживающим фактором развития конкуренции выступает сам закон о естественных монополиях. Он блокирует возможность развития конкурентных рынков.

— Что предлагает ФАС?

— В нашем законопроекте дается новое определение естественной монополии, которым мы хотим закрыть возможность произвольного расширения сфер.

Это состояние товарного рынка, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства предоставления этой услуги.

То есть если вы оказываете услугу с использованием сетевого актива, то вы естественная монополия. В определении закладывается технологический фактор наличия сетевой инфраструктуры, с помощью которой оказывается услуга, он становится, по сути, главным.

Закон перечисляет такие сетевые активы: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, объекты электросетевого хозяйства, система магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, система магистральных газораспределительных трубопроводов, сети сооружения связи, объекты теплосетевого хозяйства, система централизованного газоснабжения и водоотвода — и все, на этом ставим точку.

С новым определением в статусе естественных монополий остаются только инфраструктурные сферы: передача нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, железнодорожные пути, вокзалы и так далее. Также остаются услуги общедоступной электросвязи, передача электроэнергии, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

— На сколько сократится количество сфер естественных монополий?

— Сейчас их четырнадцать, останется восемь. Важен еще один фактор: даже наличие инфраструктуры не может являться основанием для отнесения к естественной монополии — при возможности оказания услуги иным способом, при взаимозаменяемости этой инфраструктуры. Например, проводная электросвязь.

Сейчас стационарный телефон конкурирует с мобильной связью. Поэтому есть все основания сказать, что услуга связи является конкурентной и даже наличие инфраструктуры не основание, чтобы МГТС и «Ростелеком» оставались в сферах естественных монополий.

Например, «Почта России» и «Атомфлот» перестанут быть естественными монополиями.

  • — В каких сферах будет сокращение?
  • — Порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовая проводка, захоронение радиоактивных отходов, услуги почтовой связи.
  • — Как будут регулироваться организации, потерявшие статус естественной монополии?

— Регуляторика, которая предусмотрена законом о естественных монополиях, прекращается, но автоматически ценовое регулирование сохраняется по правилам, которые действовали на момент вступления в силу закона до момента принятия нового решения правительства. То есть для сфер, потерявших статус естественных монополий, при отсутствии конкуренции будут работать те же самые правила, что и сейчас.

То есть у правительства появляется опция дерегулировать монополию в зависимости от того, какая там ситуация. Развивается конкуренция на рынке, значит, принимается решение о полном дерегулировании.

Если в отдельных регионах есть конкуренция, а в других нет, правительство, соответственно, определит порядок введения и прекращения ценового регулирования.

При этом компании не должны забывать, что у нас есть антимонопольный закон — установить монопольно высокую цену у них не получится.

Новый закон дает нам возможность сохранить правило недискриминационного доступа к услугам монополии. Кроме того, сделки при приобретении непрофильных активов уже не нужно будет согласовывать, действуют только общие правила экономконцентрации по антимонопольному законодательству.

Если частный инвестор, то 223-ФЗ об особенностях закупок товаров не применяется. В целом это означает, что снижение регуляторной нагрузки на эти сферы потенциально является основанием для того, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность.

Появится больше возможностей для развития предпринимательской инициативы и прихода туда частных инвесторов. Это стратегическая задача.

— Сколько сейчас субъектов в реестре естественных монополий? Зачем он нужен и будет ли сохранен?

— Реестр субъектов естественных монополий, в котором сейчас 5854 организации,— это информационный ресурс. На него можно зайти и посмотреть, кто относится, а кто не относится к естественным монополиям.

Ни сейчас, ни в нашем законопроекте у реестра нет большого правового значения. Но он удобен, например, для потребителей или для судей, когда рассматриваются дела в отношении естественных монополий. Мы дискутируем, нужен реестр или нет.

Наверное, сохранить его нужно, но уточнив статус.

— Как вы оцениваете, когда реально сферы после дерегулирования станут рыночными?

— Это зависит от экономической ситуации, от того, насколько будет развиваться конкуренция — например, в тех же портах.

Я думаю, что уже через два-три года в этой сфере мы увидим увеличение динамики развития конкуренции. В аэропортах — в зависимости от региона.

Где-то развитие транспортной составляющей приведет к тому, что в крупных городах или в регионах, где большая плотность населения, конкуренция будет развиваться быстрее.

— Сами естественные монополии и менеджеры готовы к дерегулированию?

— Им нужно быть готовым к этому. Мы живем в рыночной экономике. Если мы будем за каждого принимать все рыночные решения, то у нас рыночной экономики не будет.

Цифра госучастия в экономике в 70%, которую озвучивают многие эксперты и которую мы отразили в нашем докладе о состоянии конкуренции, выглядит устрашающе. Многие компании хотят скорейшего принятия нового закона и ждут его. Есть те, кто не понимает, что произойдет, просто против него.

Потому что любое изменение для них — это неопределенность. Впрочем, после серии дискуссий они уже понимают, в какой системе координат находятся, и их наш законопроект устраивает.

— Разногласия с ведомствами по законопроекту сняты?

— С Минэкономики по этому тексту мы в консенсусе. С нашими коллегами из других федеральных органов власти определенные разногласия были урегулированы при доработке законопроекта, в том числе и в правительстве.

  1. — В каком сейчас статусе законопроект?
  2. — По итогам совещаний мы его усовершенствовали и направили в правительство.
  3. — Когда закон вступит в силу?

— Реформа достаточно серьезная, дискуссия непростая, много раз мы обсуждали, в том числе в правительстве, основные концептуальные вопросы и положения. Мы надеемся, что закон будет принят до конца 2019 года, вступит в силу через полгода. Рассчитываем, что с середины 2020 года он заработает.

Интервью взяла Дарья Николаева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *