Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

В статье — наглядные схемы, по которым увидите, как внести участника в РНП и какие основания у заказчиков для этого есть. Схемы можно скачать в конце статьи.

 За последнее время сформировались исключения из обычной практики внесения в РНП участников закупок. Заказчикам важно понимать, что не каждого участника ФАС сочтет недобросовестным.

Если поставщика так и не внесут в РНП, не удивляйтесь такому исходу.

Основание первое. Когда участник не приложил обеспечение контракта и вовремя не подписал контракт на ЭТП

Что обязаны сделать заказчик и участник. Практически в каждой электронной закупке заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта для победителя закупки. И в каждой такой закупке есть риск, что победитель это обеспечение вовремя не предоставит и контракт не будет заключен.

Пока поставщик не прикрепит обеспечение исполнения в карточку контракта на ЭТП, площадка не даст участнику подписать контракт.

Напомним, что обеспечение исполнения контракта победитель закупки предоставляет на ЭТП в виде платежного поручения на указанную сумму в документации либо в виде скан-копии банковской гарантии.

20 тысяч рублей — штраф для заказчика, если не подали сведения о недобросовестном участнике в ФАС (ч. 2 ст. 7.31 КоАП)

Когда признать участника уклонившимся. Если участник не прикрепляет указанные документы в карточке контракта на ЭТП и не подписывает контракт в пятидневный срок, то автоматически считается уклонившимся от заключения контракта (рис. 1).

После наступившего события заказчик обязан составить протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта не позднее одного рабочего дня, когда засвидетельствовал факт уклонения. При вышеназванных обстоятельствах у заказчика есть необходимость и обязанность внести недобросовестного победителя закупки в реестр при помощи подачи обращения в ФАС в три рабочих дня (ч. 4 ст.

104 Закона № 44-ФЗ). Но далеко не всегда уклонившегося от контракта участника закупки ФАС вносит в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 годаРисунок 1. Когда заказчик обязан включить участника в РНП по итогам конкурентной электронной закупки

Основание второе. Когда обеспечение контракта меньше либо банковская гарантия не соответствует требованиям

Что проверить заказчику в обеспечении исполнения. Обеспечение исполнения контракта участник может предоставить в виде копии платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика либо скан-копии банковской гарантии.

Если обеспечение предоставлено первым способом, то заказчику надо проверить, поступили ли средства на счет в полном объеме. Если на момент, когда вы окончательно подписываете контракт на ЭТП, средств на счете фактически нет, то вы обязаны признать поставщика уклонившимся.

В случае если поставщик выбрал в качестве обеспечения контракта банковскую гарантию, заказчик проверяет сумму, сроки, обязанности сторон, номер и предмет закупки (рис. 2).

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 годаРисунок 2. Как заказчик проверяет обеспечение исполнения до заключения контракта

Когда составить протокол отказа от заключения контракта. Нередко встречается и такое, что сумма на счете и в платежном поручении, приложенном участником на ЭТП, не совпадают. В таком случае вы ориентируйтесь на сумму на счете.

Если она совпадает с суммой, установленной в документации и проекте контракта, значит, контракт со стороны заказчика можно подписать.

Когда участник предоставляет скан банковской гарантии, то кроме суммы необходимо проверить номер и наименование закупки, срок действия банковской гарантии и основные условия банка по обеспечению средств.

Если что-то не совпадает с вашей закупкой, то принимать такую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта нельзя. Составьте протокол отказа от заключения контракта и опубликуйте его на электронной торговой площадке.

Основание третье. Когда заказчик расторг контракт в одностороннем порядке за неисполнение и подал на участника в РНП

Когда заказчик расторгает контракт. Заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке из-за неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по контракту (рис. 3).

При этом если заказчик принимает подобное решение и нарушения действительно есть, он обязан расторгнуть контракт через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

У поставщика есть 10 дней, чтобы исправить недочеты. Если поставщик это делает, то заказчик аннулирует свое решение о расторжении в одностороннем порядке из ЕИС и продолжает исполнять контракт.

Если же в этот период не происходит никаких действий со стороны поставщика, заказчик расторгает контракт и направляет сведения об участнике в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 годаРисунок 3. Как действует заказчик при одностороннем расторжении контракта

Когда принять решение об одностороннем отказе. Заказчик принимает решение об одностороннем расторжении, когда существенно нарушены сроки по контракту либо когда есть недопоставка товара.

Также подобное решение заказчик может принять сразу после заключения контракта, если, например, подрядчик не выходит на объект и не начинает выполнять работы. Он может ссылаться, что товара на складе нет либо на начало выполнения работ выявил скрытые работы, поэтому ему невыгодно браться за контракт.

При таких обстоятельствах заказчик обязан расторгнуть контракт. Изменять условия контракта можно только по статье 95 Закона № 44-ФЗ. А поставлять другой товар взамен требуемого — только если он улучшенный.

Оцените информацию

Основания для внесения в РНП в 2021 году | Контур.Закупки

В правилах внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) участников госзакупок в последнее время появились исключения. Заказчик должен понимать, что не всегда антимонопольная служба (ФАС) признаёт поставщика недобросовестным. Рассмотрим подробнее основания для внесения в РНП.

Непредоставление обеспечения контракта, неподписание контракта на ЭТП

Обязанности заказчика и участника

В любом электронном аукционе для победителя закупки заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта. Практически всегда есть риск, что победитель не предоставит вовремя требуемое обеспечение и контракт не будет заключён.

Тогда ЭТП не даст участнику подписать договор, пока поставщик не прикрепит обеспечение в карточку контракта на площадке.

Для этого нужно предоставить на ЭТП платёжное поручение на требуемую в документах сумму либо скан-копию банковской гарантии.

Срок и причина признания участника уклонившимся

Если за 5 дней участник не прикрепит необходимые документы к карточке контракта на электронной площадке и не подпишет контракт, он автоматически считается уклонившимся от заключения договора.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Когда факт уклонения засвидетельствован, заказчик должен не позднее 1-го рабочего дня составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.

После заказчик вносит победителя в РНП. Для этого ему необходимо в течение 3-х рабочих дней подать обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но, как показывает практика, ФАС не всегда вносит такого участника в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Когда заказчик обязан включить участника в РНП по итогам конкурентной электронной закупки

Несоответствие обеспечения контракта требованиям по документации

Как проверяется обеспечение исполнения

Для обеспечения исполнения контракта участник предоставляет один из документов:

  • 1) копию платежного поручения о переводе денег на счет заказчика;
  • 2) скан-копию банковской гарантии.

В первом случае заказчик должен убедиться, что средства поступили в полном объёме на счёт. Если в момент подписания контракта на ЭТП отсутствуют средства на счёте, заказчик обязан признать поставщика уклонившимся.

Срок действия банковской гарантии на исполнение контракта

Во втором случае заказчик должен проверить сумму, обязанности сторон, сроки, номер и предмет закупки.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Способы проверки обеспечения исполнения контракта до его заключения

Протокол отказа от заключения контракта

Часто сумма, поступившая на счёт, и сумма в приложенном платёжном поручении не совпадают. Учитывайте сумму на счёте: она должна совпадать с суммой, указанной в документах контракта.

Обязательно проверяйте это перед подписанием договора.

Если предоставлен скан банковской гарантии, помимо суммы, нужно проверить номер и предмет закупки, срок действия гарантии и условия по обеспечению средств.

Когда хотя бы один фактор не совпадает с закупкой, принимать гарантию нельзя.

Заказчику стоит составить протокол отказа от заключения контракта и опубликовать его на ЭТП.

Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке и внесение участника в РНП

Причины расторжения контакта заказчиком

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке.

Тогда заказчик обязан направить уведомление поставщику об одностороннем отказе от исполнения контракта. У поставщика будет 10 дней, чтобы исправить недочёты, иначе контракт будет расторгнут (ч. 13 ст.

95 Закона № 44-ФЗ) и заказчик направит сведения об участнике в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если же поставщик исправит недочёты, решение о расторжении в одностороннем порядке из ЕИС аннулируется и контракт продолжит исполняться.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта

Решение об одностороннем отказе

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять, если сроки по контракту существенно нарушены либо недопоставлен товар.

Читайте также:  Глава общественной организации «Опора России» заявил, что в 2022 году активность бизнеса должна восстановиться

Подобное решение можно принять и сразу после заключения контракта, если, к примеру, подрядчик не начинает выполнять работы на объекте.

Исполнитель может ссылаться на отсутствие товара на складе либо на выявление скрытых работ на объекте, которые делают для него данный контракт невыгодным.

В подобной ситуации заказчик должен расторгнуть контракт, так как изменять условия по заключённому контракту можно только по ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а заменить товар можно только на улучшенный.

5 популярных вопросов про приёмку работ по контракту

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов.

Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их.

Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
  • данные об аффилированных лицах;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

  1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
  2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.

Рнп реестр недобросовестных поставщиков — внесение участников закупок 2022 г

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года 1. Включение участников закупок в реестр РНП по 44 и 223 ФЗ2. Что такое РНП (реестр недобросовестных поставщиков)3. Внесение в РНП4. Участие в закупках поставщиков находящихся в РНП5. Видео-инструкция реестр недобросовестных поставщиков В реестр РНП включают поставщиков товаров, услуг и работ, недоброкачественно выполнившие ранее поставленные перед ними обязательства.

Могу ли я как поставщик принимать участие в тендере, если нахожусь в реестре недобросовестных поставщиков? Сложный вопрос, требующий знания из следующих фактов

Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

             Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

Работать с авансированием

2. Что такое РНП (реестр недобросовестных поставщиков)

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) несёт в себе информацию о тех поставщиках, подрядчиках или исполнителях, которые уклонились от заключения контракта, либо договор с которыми был расторгнут в одностороннем порядке, а так же по решению суда в связи с нарушением условий контракта.

В данном случае поставщик на 2 года лишается права участия в госзакупках.

Заказчик вправе требовать информацию об отсутствии участника закупки, его учредителей и руководителя в РНП, что указывает в своей закупочной документации (ч.1.1. ст.31. 44-ФЗ)

Важно помнить о «двойном рубеже», когда заказчик устанавливает требование об отсутствии сведений об участнике не только в реестре по 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ.

Коммерческие закупки также могут включать в себя такие требования.   Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Внесение в РНП

Ваше нахождение в одном из таких реестров не означает полного лишения возможности участия в тендере.

Читайте также:  Можно ли регистрировать ООО, если юридический адрес предоставляется по договору субаренды?

Вы можете подавать заявки на участие в тендерах, однако лишь для создания видимости конкуренции, так как заявка в любом случае будет отклонена. Конечно, на таком простом способе нельзя достаточно зарабатывать.

Спасение находится в участии в электронных аукционах. Такая схема называется «Таран». Т.е. определенный участник ставит в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК. Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торг между собой и быстро снижают цену.

Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается. По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом, отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Именно так участники, находящиеся в РНП, могут держаться на плаву, используя «серую» схему.

Важно, что согласно ч.22, ст.44 44-ФЗ участник закупки, отклоненный по 2-й части заявки в третий раз за квартал на одной электронной площадке, берёт на свой счёт обеспечение последней заявки.

Да, участие в тендерах при наличии сведений в РНП реально, но не вполне законно и мало чем выгодно. Но с 1 июля 2018 года и такая возможность пропадает. Однако можно заключить прямые контракты при чем без участия в тендере и получать на этом прибыль.

4. Участие в закупках поставщиков находящихся в РНП

Согласно новым правилам п.5 ч.11 ст. 66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона.

В случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.

А это означает, что теперь необходимо вести «честную игру». Добросовестно выполняйте взятые на себя обязанности и не попадайте в реестр недобросовестных поставщиков. Испытываете сложности с участием в торгах?

             Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам

5. Видео-инструкция реестр недобросовестных поставщиков

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Реестр недобросовестных поставщиков: версия 2.0 с 01 июля 2021 года

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – удовольствие ниже среднего. Даже в целом рисково или легкомысленно настроенные поставщики стараются избежать включения сведений о себе в реестр (далее будем называть его для краткости РНП).

Включение в РНП давно признано специальной мерой ответственности . С началом применения Федерального закона № 44-ФЗ эта ответственность стала лишь строже.

В частности, в РНП стали включать сведения не только об участнике закупки или поставщике, но и о его учредителях, а также исполнительных органах .

Логика законодателя была абсолютно понятна: он пытался учесть ситуации, когда одно и то же лицо являлось учредителем многих организаций. ООО «А» включили в РНП? Не беда, ведь у меня есть ещё 3 компании, где я − босс. Затея в общем удалась, последствия применения реестра стали тяжелее, а страх попасть в него – больше.

Практически сразу обнаружились и негативные стороны нововведения: в РНП могли попадать данные о лицах, которые не совершали и не могли совершить действий, из-за которых возникала необходимость применять реестр как санкцию. Например, гражданин N не являлся учредителем общества M, когда то уклонилось от заключения контракта.

Нормы Закона № 44-ФЗ и порядок ведения реестра не указывают, по состоянию на какой момент нужно оценивать состав учредителей и органов управления, что порождало и порождает явные проблемы практики применения.

Можно сказать, что ФАС и судам приходится в «ручном режиме» определять степень участия тех или иных лиц в уклонении от заключения контракта или его расторжении. Так, например, АС Дальневосточного округа, рассматривая дело № А73-15256/2019, установил, что гражданин Ж.

являлся руководителем хозяйственного общества и фактически управлял им в момент, когда контракт ненадлежаще исполнялся. Решение ФАС о включении сведений об этом гражданине в РНП было, таким образом, признано правомерным.

Точку в споре о необходимости реформирования института РНП поставил Конституционный суд. Постановлением от 09.04.

2020 № 16-П он признал пункт 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Суд отметил, в частности, следующее: «в судебной практике допускается подход, при котором наличие в едином государственном реестре юридических лиц на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества, имеющей юридическое значение, может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица (акционерного общества) — физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта…»

Изменения в части формирования и ведения РНП заработают с 01.07.2021. Перечислим основные.

  1. Прежде всего, в РНП больше не станут включать сведения об учредителях УЗ, поставщиков. Тот самый, неконституционный, п. 2 ч. 3 ст. 104 теперь будет изложен как: «2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица)». 
  2. Отметим указания на то, что при передаче полномочий органа другому лицу в РНП будут включать и сведения об этом другом лице тоже. Практика покажет, удачна ли формулировка «управляющий».

  3. Также в РНП будет включаться информация: «3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:  а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица — участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;  б) учредителей унитарного юридического лица…»
  4. Заказчик будет направлять в ФАС не информацию, а обращение. ФАС же по итогам проверки будет выносить решение. Суть не поменяется, однако формы документов будут конкретизированы.
  5. Важно, что 2 года нахождения в РНП будут рассчитываться с момента «когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи…» В отсутствие этой нормы нередки были разногласия относительно того, как считать сроки, если ФАС опоздала с включением в реестр.
  6. Также немаловажным является и закрепление оснований для преждевременного исключения сведений из реестра: «получение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок: 1) решения суда о:  а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;  б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;  2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта…»
Читайте также:  Удостоверение подлинности подписи на банковской карточке

Наказание должно быть справедливым, иначе оно утрачивает смысл. Будем надеяться, что РНП 2.0 покажет свою эффективность.

Процедура направления данных в РНП с 1 июля 2021 — Компания «АПИ»

Подача обращения о включении сведений в РНП

При электронной закупке обращение нужно сформировать в электронном виде (с. 5 проекта правил). Для ряда случаев предусмотрен бумажный документооборот, например для конкурса с ограниченным участием (с. 9 правил). В этом случае обращение готовят по форме из приложения N 1 к правилам.

Обращение надо направить в территориальный контрольный орган по месту нахождения заказчика (с. 2 правил). Срок — 3 рабочих дня с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения последнего в одностороннем или судебном порядке (с. 2 правил).

В некоторых случаях обращение подают в другие уполномоченные органы. Например, в центральный аппарат ФАС при цене закупки от 1 млрд руб. (с. 2 правил).

В правилах есть перечень сведений и документов для обращения (с. 3 — 7 правил). Часть из них формируется автоматически, например, о закупке, выборочно об участнике или поставщике (с. 7 правил). Если обращение составлено верно, то ЕИС сама направит его контролерам не позднее одного часа после его подписания усиленной квалифицированной ЭП (с. 8 правил).

Если в обращении найдут ошибки, то контролеры направят уведомление по форме из приложения N 2 к правилам. Для устранения недочетов есть 2 рабочих дня после дня получения уведомления. В противном случае обращение не рассмотрят, а также могут возбудить дело об административном правонарушении (с. 9 — 11 правил).

Отозвать обращение нельзя (с. 11 правил).

Отметим, для электронных закупок предусмотрены переходные положения. До 1 апреля 2022 года обращения в контрольный орган подают в бумажном виде.

Рассмотрение обращения и принятие решения

На рассмотрение обращения и принятие решения у контролеров есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения (с. 11 правил). Если направить обращение не по подведомственности, процедура займет больше времени (с. 9 — 10 правил).

Установили причины, по которым сведения не включат в РНП. Так, если основание обращения — уклонение от заключения контракта, причиной может стать нарушение закупочного законодательства при определении поставщика. В случае одностороннего отказа — нарушение порядка такого отказа (с. 13 — 14 правил).

О своем решении контролеры сообщат тем же способом, каким направлено обращение. Как и прежде, при включении сведений в реестр они создадут запись. При определении даты включения в РНП учитывают часовую зону контролеров (с. 15 правил).

В новых правилах предусмотрели также порядок исправления технических ошибок в РНП (с. 16 правил).

Исключение сведений из РНП

Информацию исключат из РНП автоматически по истечении 2-х лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна включаться в реестр, а не с даты ее внесения в РНП (с. 16 правил).

Закрепили случаи, когда сведения могут исключить из РНП досрочно. Это произойдет, если, например, решение заказчика об одностороннем отказе признают незаконным или недействительным (с. 16 — 17 правил). Предусмотрен и порядок досрочного исключения из реестра (с. 17 — 20 правил).

  • Правила вступили в силу 1 июля, кроме отдельных положений.
  • Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
  • Обзор: «Утвердили новые правила ведения РНП в госзакупках» (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Недобросовестный поставщик: кто это, как защититься и не попасть в ФАС РНП

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Где найти информацию о поставщиках, включенных в реестр?

Законодательство России (44-ФЗ, ст. 104, ч.8) требует, чтобы РНП находился в открытом доступе. Поэтому на сайте Единой Информационной Системы (ЕИС) без ограничений доступна для проверки вся информация о записях реестра здесь.

ЕИС обновляет записи РНП ежедневно по рабочим дням. Размер базы данных трех реестров внушителен. На май 2021 года в этих списках числится более 22 000 записей.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет.

Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению.

Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *