Реестр российской промышленной продукции в 2022 году

С мая 2020 года действуют новые правила закупки российских промышленных товаров: текстиля, мебели, автомобилей, спецтехники и многого другого. Даже если вы производите товар в России, заказчики не смогут купить его без выписки из Реестра российской продукции.

При проведении госзакупок для государственных и муниципальных предприятий, даже если производство осуществляется в нашей стране, заказчикам необходима выписка из Реестр российской промышленной продукции. Возникает закономерный вопрос: каков порядок включения товаров в данный реестр?

Что изменилось?

  • Перестали действовать семь постановлений: 
  • — ППРФ № 1072 (мебель)
  • — ППРФ № 791 (легкая промышленность)
  • — ППРФ № 9 (товары для обороны)
  • — ППРФ № 239 (станки)
  • — ППРФ № 1469 (стенты)
  • — ППРФ № 1119 (спортивное оружие)
  • Вместо них работают два — № 616 и № 617. Посмотрим, чем они различаются:
№ 616 № 617 
На какие товары  распространяется  В перечне 125 позиций товаров для обычных нужд и для обороны страны: текстиль, легковые автомобили, спецтехника и др. В перечне 174 позиции: канцтовары, музыкальные инструменты, спортивное оборудование и др. 
Как заказчик отклоняет иностранные товары Запрещено закупать иностранные промышленные товары из перечня за исключением этих случаев:  — В России его не производят. — Стоимость одной единицы товара меньше 100 тыс. руб. — Если закупаются расходники к действующему оборудованию.  Действует правило «Третий лишний». Заявки с иностранными товарами отклонят, если есть минимум две заявки с товарами из ЕАЭС.
Как подтверждать происхождение В составе заявки — выпиской из реестра российской промпродукции.  В составе заявки — информацией* о нахождении товара в Реестре.  При поставке — выпиской из реестра.

Как попасть в Реестр российской промышленной продукции?

Реестр российской промышленной продукции в 2022 году

Внесение информации о продукции в Реестр российских товаров осуществляется Министерством промышленности и торговли. Для этого необходимо заключение, подтверждающее происхождение товара из России. В этих целях необходимо:

  1. Заполнить заявление в Минпромторг, котором указываются товары. Их количество при этом не ограничено.
  2. Подготовить копии следующих документов:
  • любой документ, подтверждающий происхождение товаров на территории РФ: контракт (СПИК), сертификат (СТ-1), акт экспертизы российской ТПП. Акт экспертизы и СТ-1 получают в торгово-промышленных палатах регионов. Особенности их представления регламентированы приказом ТПП РФ № 52
  • технические условия, технологический регламент или стандарт организации (один из этих документов)
  • документы, свидетельствующие о наличии производственных помещений
  • для юрлиц — учредительные документы
  • для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о госрегистрации

Кроме того, нужно составить справку, раскрывающую характеристики и показатели промышленных товаров: долговечность, экологичность, экономичность и др. Строгих требований к ней нормативно не установлено.

Направляемые документы подписывает глава предприятия или лицо, исполняющее его обязанности; индивидуальный предприниматель.

  1. Направить в Министерство промышленности и торговли пакет документов следующим способом:
  • посредством ГИСП Минпромторга. Для этого требуется пройти регистрацию на портале, затем во вкладке «Государственная поддержка промышленности» подать заявку на получение заключения о подтверждении российского производства
  • почтовым отправлением на адрес: 123317, Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2

В министерстве заявление и приложенные к нему бумаги рассматриваются в течение 10 рабочих дней с даты поступления. По итогам их рассмотрения в течение 5 рабочих дней направляется ответ:

  • с выдачей заключения
  • с мотивированным отказом в выдаче

В случае положительного заключения сведения о товаре вносятся в Реестр промышленной продукции в течение одних суток сроком на один год.

Как получить выписку для участия в закупке?

Найдите нужный товар по названию, реестровому номеру или производителю. Нажмите кнопку «Выписка из реестра» — документ формируется автоматически.

Реестр российской промышленной продукции в 2022 году Оцените информацию

Минфин и Госдума готовы поднять вопрос активного наполнения Реестра российской промпродукции

06 апреля 2021 19:06

Москва. 6 апреля.

ИНТЕРФАКС — Минфин РФ и Госдума готовы совместно заняться решением проблемы с медленным наполнением Реестра российской промышленной продукции информацией о выпускаемых российскими предприятиями товарах, следует из выступлений представителей министерства и Госдумы в ходе заседание подкомиссии «Нормативное регулирование промышленности и совершенствование системы закупок» комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность».

«Активность промышленности (промышленных предприятий — ИФ) по включению в Реестры (российской и евразийской промпродукции) низкая, — сказала руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. — Реестр наполняется медленно».

По словам Демидовой, важно донести до предприятий необходимость включения информации об их продукции в Реестр, поскольку без этого механизм квотирования госзакупок и закупок госкомпаний в полном объеме работать не будет.

При этом Демидова попросила поддержки Госдумы в проработке этого вопроса и заявила о готовности Минфина заниматься этой проблематикой в любой форме, на любых площадках.

«Мы готовы с этим вопросом более системно работать, — в свою очередь сказал депутат Владимир Гутенев. — Возможно, следует создать отдельную рабочую группу, которая занималась бы этой проблематикой».

При этом Гутенев подчеркнул, что главным инициатором разработки и запуска механизма квотирования являлась коллегия ВПК. Поэтому, по его мнению, она же должна выступать основным застрельщиком и в решении данной проблемы.

Стоит отметить, что ранее Минфин уже указывал на малую скорость наполнения Реестра российской промпродукции.

«Хочется призвать производителей более активно работать (включать информацию о своей продукции в названный реестр — ИФ) по той номенклатурной позиции, которая сформирована (в рамках механизма квотирования госзакупок и закупок госкомпаний — ИФ), — говорила Демидова в марте. — Сам реестр — прекрасная возможность для производителей, поскольку нахождение в реестре позволяет получить соответствующие преимущества по сравнению с иностранной продукцией и тем самым иметь устойчивый спрос в определенном объеме на соответствующую продукцию».

Демидова подчеркнула, что без заинтересованности и активной позиции самих производителей работа государства (в части использования механизма квотирования) будет бесполезна.

В настоящее время часть товаров, которые включены в перечень квотируемой продукции, отсутствуют в Реестре российской промпродукции.

По словам Демидовой, в таких случаях заказчикам необходимо проверить наличие соответствующих товаров в Реестре евразийской промпродукции.

При отсутствии квотируемых товаров в обоих реестрах Минфин предлагал немедленно сообщать в Минпромторг, который отвечает за ведение российского реестра.

При этом Демидова отмечала, что сами квоты были подготовлены на основе данных госинформсистемы «Промышленность» Минпромторга.

То есть, по данным министерств, все включенные в перечень квотируемой продукции товары в России производятся, а отсутствие какого-то из них в реестре (например, щебня — одна из наиболее часто встречающихся жалоб заказчиков — ИФ) означает, что производители не обеспечили включение в него соответствующей информации о своей продукции.

Как сообщалось, правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января текущего года.

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

При учете госзакупок товаров производства РФ и ЕАЭС будут учитываться только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в Каталог товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Поправки к законам «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом прошлого года.

Какие изменения ждут рынок пива в 2022 году

В наступившем году рынок пива ждут несколько изменений. Чтобы предсказать их, не нужно быть астрологом. Скорее всего, уже в этом году станет обязательной маркировка пива, возможно, производители к концу года должны будут вступать в реестр, и всё это случится на фоне постоянного роста цен на сырьё. Посмотрим, когда именно и чего ждать отрасли.

Реестр, счётчики, ЕГАИС в пивной рознице

Один из главных «зависших» вопросов пивной отрасли — введение реестра пивоваренных предприятий и сопутствующие ему снижение порога производственной мощности, при котором можно работать без счётчиков (с 300 до 100 тыс.

декалитров в год), и включение в ЕГАИС розничной продажи пива.

Законопроект № 1079811-7, которым планировалось всё это внедрить, был принят в первом чтении в марте 2021 года, но затем его рассмотрение отложили на более поздний срок.

Сопутствующий ему законопроект № 1142943-7 о штрафах для предприятий, производящих пиво без включения в реестр, пока не рассмотрели даже в первом чтении. Принятие законопроектов ожидается не ранее сентября 2022 года.

В соответствии с законопроектом, исключать пивоваренные предприятия из реестра будет РАР. Минфин предложил свои поправки ко второму чтению, согласно которым РАР будет только приостанавливать деятельность предприятия, а затем обращаться в суд с требованием об исключении его из реестра (аналогично тому, как приостанавливается действие лицензии на производство крепкого алкоголя).

Участники рынка уже выступили против таких нововведений: «ОПОРА России» направила в правительство соответствующее обращение.

Суды могут длиться многие месяцы, и всё это время предприятие будет простаивать, а продукцию придётся утилизировать, подчёркивают в предпринимательском объединении. Минфин не обсудил поправки с отраслью, подчеркивает «ОПОРА».

Сейчас приостановить деятельность пивоваренного предприятия можно только в судебном порядке (если речь не идёт о грубых нарушениях правил промышленной безопасности, угрозе жизни или здоровью людей).

Снижение порога мощности для работы без счётчиков также не устраивает отрасль: НСППиН в своём обращении в Правительство и РАР подчёркивает, что у малых предприятий нет технологической возможности установить счётчики — у них большой объём ручного труда, а пиво производится и разливается небольшими партиями, поэтому при переключении АСИиУ много продукции будет теряться.

Читайте также:  Какие нужны документы для открытия фастфуда?

Маркировка пива

Маркировка пива тоже может быть внедрена уже в 2022 году: Правительство разработало проект постановления, устанавливающего правила маркировки и график её реализации.

Нанесение маркировки на «специализированную упаковку» (это понятие в проекте не разъясняется, но можно предположить, что это групповая упаковка — паллеты, мультипаки) начнётся с 1 сентября 2022 года.

На потребительскую тару наносить маркировку нужно будет с 1 декабря 2022 года.

С 1 июня 2023 года нужно будет подавать в систему маркировки сведения о выводе продукции в потребительской таре из оборота (то есть прежде всего о розничной продаже).

Производители пива считают такие сроки нереалистичными и предупреждают о рисках перебоев с поставками (при введении маркировки других видов товаров без проблем не обходилось).

В Ассоциации производителей пива предупредили, что отведённого срока недостаточно, чтобы обеспечить всех участников рынка оборудованием для маркировки, и удивились отсутствию переходного периода.

Однако ЦРПТ уверяет, что нагрузка на отрасль не вырастет, так как система «Честный знак» будет интегрирована с ЕГАИС.

Техрегламент и ГОСТы

Вступление в силу техрегламента о безопасности алкогольной продукции перенесли ещё на два года — теперь его планируют ввести в действие с 1 января 2024 года.

Изначально планировалось, что документ вступит в силу в начале 2021 года.

Однако по мнению российского Минфина, принятый в 2018 году документ содержит технические ошибки и неточности, которые могут усложнить работу производителей алкогольных напитков.

За отсрочку вступления документа в силу и внесение в него изменений выступали не только пивовары, но и виноделы и производители крепкого алкоголя — свои претензии были у всех.

Разногласия у пивоваров вызвали многие моменты техрегламента, в том числе допустимое содержание несоложёного сырья в пиве и понятие «пива специального».

Теперь у отрасли есть ещё два года на поиск консенсуса с самой собой и с властями.

Пока же пивоварам нужно помнить, что в ходе многострадального процесса регистрации новых сортов во ФРАП не нужно указывать, что пиво сварено по техрегламенту Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018) — вместо этого документа нужно указать «Отсутствует».

Вместе с техрегламентом должны были вступить в силу новые стандарты, в том числе ГОСТ «Пивоваренная продукция. Термины и определения», ГОСТ «Напитки пивные. Общие технические условия», ГОСТ «Пиво специальное. Общие технические условия». Их также отложили на 2024 год.

Акциз вырос, солод подорожал

Помимо грядущих расходов на оборудование для маркировки и счётчики, пивовары уже несут повышенные расходы в связи с ростом акциза и подорожанием сырья, прежде всего солода.

Пока пивоварам удаётся как-то сдерживать влияние подорожания сырья на потребительские цены: по данным Росстата, средняя цена на 1 л пива в 2020-2021 годах выросла всего на 4,34%, в то время как накопленная инфляция за этот период составила 13,7%.

Но сдерживать рост цен бесконечно нельзя, поэтому неизбежно придётся переложить возросшие расходы на потребителя, что не будет способствовать спросу.

По оценкам экспертов, цены на солод будут расти минимум до осени 2022 года, когда будет собран новый урожай (если он будет достаточным).

Урожай 2021 года оказался неудачным из-за плохих погодных условий, к тому же заметную часть европейского солода «отъел» Китай, который из-за торговой войны с Австралией переключился на других поставщиков, нарастив при этом спрос на ячмень из-за чумы свиней.

Помимо этого, свой вклад в рост цен и снижение предложения внесли пожары в Турции, нехватка морских контейнеров и даже немецкий закон о защите климата, из-за которого такие энергоёмкие производства, как солодовенные, будут нести повышенные расходы. Все эти неочевидные факторы создали на рынке ситуацию «идеального шторма», когда цены могут только расти.

На фоне мировой ситуации российским поставщикам ячменя выгоднее продавать зерно за рубеж, что усложняет ситуацию на российском рынке солода. Вывозом зерна власти управляют при помощи механизма зернового демпфера, но, по мнению пивоваров, этого недостаточно — они попросили Правительство ввести экспортные квоты на ячмень и солод, однако Минсельхоз не видит в этом необходимости.

Акциз на пиво крепостью до 8,6% (а также на сидр, пуаре и медовуху) в 2022 году вырос на 1 рубль, до 24 рублей, на пиво крепостью свыше 8,6% — на 2 рубля, до 45 рублей. Такой же ежегодный рост запланирован на период до 2024 года. Впрочем, бюджет принимается ежегодно, и исключать пересмотр этих ставок в сторону повышения нельзя.

Новые возможности продажи

Завершить прогноз на 2022 год хочется чем-то приятным — возможно, у пивоваров появятся новые возможности продажи своей продукции. Должен наконец решиться вопрос с возвращением продажи пива на стадионы.

Пока для проведения в России крупных международных соревнований приходится принимать отдельные законы-исключения, как это было с Кубком конфедераций, чемпионатами мира и Европы по футболу, и как будет с чемпионатом мира по волейболу, запланированным в 2022 году.

Госдума обещала принять закон о пиве на стадионах после принятия закона о паспорте болельщика. Однако закон о Fan ID уже принят и подписан президентом, но дата второго чтения документа о пиве на стадионах пока не назначена. Будем надеяться, что это обещание выполнят.

Ещё одна надежда связана с экспериментом по продаже вина через «Почту России». Эксперимент должен начаться 31 марта 2022 года и продлится до конца 2024-го, почта уже тестирует упаковку для доставки вина.

При успешной реализации эксперимента его могут распространить на другие напитки.

Легализовать онлайн-торговлю алкоголем планировалось ещё до пандемии: сначала предполагалось продавать российские вина, а затем добавить в ассортимент пиво.

В 2022 иностранного «железа» в россии станет меньше. все из-за нового законопроекта

Минпромторг поддерживает российских разработчиков, но заказчики все еще недовольны их предложениями

Проект постановления, разработанный Минпромторгом, подразумевает создание дополнительных преимуществ для российских разработок при участии в конкурсах госзакупок.

Заказчики должны будут принимать заявки на поставку техники с отечественными процессорами, соответствующие техзаданию, отвергая при этом альтернативные, но на иностранных процессорах.

В предварительный список такой техники вошли смартфоны, системы хранения данных, серверы, электронные книги, планшеты, ноутбуки и ПК.

Плата с процессором «Байкал»

Если в оборудовании нет российских компонентов, оно должно быть обязательно включено в реестр отечественной электроники.

Это систематизированный список радиоэлектроники и телекоммуникационного оборудования, который ведет Минпромторг в рамках политики импортозамещения.

На этот перечень ориентируются заказчики при составлении технического задания и специальная комиссия, следящая за соблюдением условий допуска к госзакупкам.

По задумке законодателей, новые условия заставят производителей российской техники использовать отечественные комплектующие при любой возможности, отказавшись от зарубежных аналогов.

С 1 января 2022 года применение российских процессоров обязательно во всех ключевых сегментах вычислительной техники, но выполнить эти условия вовремя у разработчиков и производителей не получилось.

Когда стало ясно, что требование не вступит в силу в срок, появилась необходимость в создании условий для переходного периода. Предложение отложить применение условий до 2023 года не нашло поддержки в правительстве, поэтому у госсектора все еще есть возможность закупать иностранное оборудование до момента появления отечественного аналога, удовлетворяющего всем требованиям.

Высока вероятность, что госзаказчики встретят новую инициативу без энтузиазма. На профильном совещании в Минцифры 9 декабря 2021 года крупные компании уже жаловались на значительные недостатки техники на базе отечественного оборудования.

Среди участников встречи оказались «Ростелеком», «Росатом», «Сбер», «Почта России»: многие из них готовы работать над усовершенствованием технологий, отметив при этом низкую производительность российских комплектующих, завышенную стоимость в сравнении с иностранными аналогами и высокое энергопотребление.

Попытку сравнивать эффективность работы отечественных технологий с зарубежными производители уже назвали «подрывом политики импортозамещения».

Специально для Hi-Tech Mail.

ru генеральный директор компании ИВК, выполняющей перевод цифровой инфраструктуры ПАО «Россети» на российский софт и «железо», Григорий Сизоненко рассказал об использовании отечественного оборудования в государственных проектах.

Большие сегменты инфраструктуры ПАО «Россети» построены на компьютерах с процессорами «Эльбрус» и российской ОС «Альт». По мнению эксперта, «Эльбрусы» отлично справляются со всеми задачами, в том числе в условиях высоких нагрузок.

«Максимально раскрыть потенциал производительности российского процессора способна не любая операционная система, а только та, которая взаимодействует с российскими процессорами в нативных кодах, то есть “говорит с ним на одном языке”.

К сожалению, ряд российских операционных систем работает с отечественным процессором в иных режимах, что снижает показатели быстродействия процессора и неоправданно формирует у потребителей негативный образ отечественной вычислительной техники».

Отдельно Григорий Сизоненко отметил, что новые требования способны уберечь цифровую инфраструктуру государственных ведомств от возможных санкций. 8 января издание «The New York Times» сообщило о готовящемся пакете новых санкций в отношении России. Американские чиновники намерены ограничить поставки в Россию электроники и бытовой техники с чипами из США.

Эксперты: от новых требований пострадают иностранные производители

Специально для Hi-Tech Mail.

ru инициативу прокомментировала пресс-служба Минпромторга России. «Разработанное постановление направлено на реализацию мероприятий Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающих стимулирование спроса на продукцию радиоэлектронной отрасли, а также промышленное освоение технологий создания и производства цифровой электроники, в том числе процессоров».

Читайте также:  Как часто сдается нулевая отчетность ООО?

По заявлению пресс-службы, одновременно с этим вносятся изменения в критерии подтверждения производства вычислительной техники на территории Российской Федерации в части установления балльной системы оценки локализации вычислительной техники. «Обязательным требованием является применение в составе вычислительной техники российского центрального процессора или подтверждение затрат, направленных на закупку российского процессора либо на его разработку/производство».

Дмитрий Ласьков, директор технического департамента компании «ХайТэк-Интеграция», подчеркивает, что отклонение заявок на закупку радиоэлектронной продукции иностранного производства при наличии одной заявки на оборудование, произведенное в РФ или ЕЭС, серьезно ударит по бизнесу иностранных производителей. Чтобы новые меры сработали эффективно, рассказывает эксперт, важно разъяснить случаи, когда в инфраструктуре госзаказчиков используется большая доля иностранной техники, и замена на отечественные аналоги потянет за собой дополнительные финансовые расходы или потерю качества.

Необходимо четко прописать критерии оценки оборудования в части его взаимозаменяемости. Возможны случаи, при которых будут отклонятся заявки с иностранным оборудованием, полноценных аналогов которому пока в России просто нет

Модератор официального сообщества Honor в России Антон Шамарин подтверждает, что сейчас выпущено крайне мало отечественных процессоров, а некоторых категорий техники на них и вовсе нет на рынке.

«Предполагается, что госзаказчик будет вынужден выбирать поставщика не по конкурентным преимуществам и цене, а по факту происхождения процессора, если техника удовлетворяет требованиям.

В этом случае есть вероятность, что требования техзаданий будут составляться под технику второго уровня (иностранного происхождения), что может быть обжаловано в ФАС».

Технический директор IT-компании Osnova Сергей Елин подчеркивает, что на мировом рынке подобные меры активно применяются: от иностранной техники в госучреждениях полностью планирует отказаться в ближайшие годы Китай. «На мой взгляд, российская отрасль электроники пока не готова к такой нагрузке.

Если говорить не только об органах власти, но и о коммерческих компаниях с госучастием, то для них можно было бы предусмотреть налоговые или другие льготы при закупке техники с российскими процессорами.

Документ сейчас на стадии проекта, поэтому есть вероятность, что в итоговом документе Минпромторг смягчит формулировки и требования».

Информационная платформа «Голос Бизнеса»

11 ноя 2021 г.

Согласно действующим нормам постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее – постановление № 616) и Приказа Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755, ведение реестра евразийской промышленной продукции осуществляется Минпромторгом России в государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

В связи с чем, необходимо отметить, что 11 декабря 2020 г. вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г.

№ 105 (далее – Решение № 105), пунктом 8 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных настоящим Решением, установлено, что при осуществлении государственных (муниципальных) закупок промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в отношении которых установлены условия производства, страна происхождения таких товаров подтверждается предоставлением информации из евразийского реестра промышленных товаров государств-членов ЕАЭС (далее – ЕРПТ).

Таким образом, подтверждением производства промышленной продукции на территории государства – члена ЕАЭС является наличие сведений о такой продукции в ЕРПТ опубликованном в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу – https://erpt.eecommission.org/Goods.

Включение сведений о промышленном товаре государства – члена ЕАЭС и его производителе в ЕРПТ осуществляется согласно Решению № 105.

Важно отметить, что выписка из ЕРПТ удовлетворяет всем установленным требованиям и условиям статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44 – ФЗ.

Дополнительно сообщается, что Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г.

№ 616» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г.

№ 617», которыми предусмотрено приведение настоящих постановлений в соответствие с Решением № 105, а также определение Минпромторга России уполномоченным органом Российской Федерации, ответственным за взаимодействие с Евразийской экономической комиссией по вопросам формирования ЕРПТ и определение Торгово–промышленной палаты Российской Федерации уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, ответственным за выдачу акта экспертизы.

Справочно: Согласно принятому 14 июля 2021 г.

Поручению Совета Евразийской экономической комиссией № 25 до вступления в силу изменений в постановление № 616, предусматривающих приведение его в соответствие с Решением № 105, возобновлен срок нахождения промышленной продукции в реестре евразийской промышленной продукции, включенной в него по состоянию на 30 июня 2021 г., формируемым в ГИСП.

 (по информации официального сайтаГосударственной информационной системы промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации)

Мишустин утвердил план законопроектной деятельности на 2022 год — новости Право.ру

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил план законопроектной деятельности правительства на 2022 год. Он состоит из шести блоков и включает 127 законопроектов.

Итоги года «Гаражная амнистия» и новый запрет для адвокатов: главные законы 2021 года

Первый блок посвящен стимуляции экономического роста. В него вошло 10 новелл, в том числе законопроекты о расширении разрешенных валютных операций между резидентами, административной ответственности за несоблюдение нормы по закупкам у российских поставщиков и совершенствовании регулирования дилерской деятельности.

Второй блок из 11 законопроектов касается цифровизации и технологического развития страны. В него вошла группа документов о создании реестра исполнительных документов, которую планируют внести в Госдуму в марте, а также об эксперименте с дистанционной торговлей рецептурными препаратами и о регулировании дистанционного участия в судебном процессе.

Еще один блок призван стимулировать различные отрасли экономики. В частности, планируется урегулировать вопрос иностранных инвестиций в российское хозяйство, уточнить сроки оплаты по договорам, зафиксировать статус промышленных консорциумов и отменить ограничения на размещение попутных вод нефтегазовой промышленности в пластах горных пород. Всего этот блок включает 12 инициатив.

Блок о повышении качества жизни и развитии социальных институтов также охватывает 12 законопроектов.

Ежемесячную выплату на первенца планируют предоставлять в режиме одного окна, применение маткапитала для оплаты образования — расширить, а выплату пенсий — сделать более удобной для получателей.

Кроме того, кабмин намерен сформулировать единый подход к определению состава семьи и перечню доходов.

Пятый блок призван сбалансировать развитие регионов. Он включает только 10 законопроектов, в том числе о получении градообразующими предприятиями статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития и о завозе продукции на Крайний Север.

Самый крупный блок касается улучшения госуправления. Он охватывает 70 законопроектов.

Прокуратуру планируют наделить полномочиями собственника в отношении переданного ей имущества, таможне разрешат проводить дознание по делам о выводе средств за рубеж, а консульских должностных лиц обяжут направлять в Федеральную нотариальную палату электронные копии удостоверенных доверенностей и завещаний. В октябре в ГД планируют внести законопроект о создании реестра в сфере арбитража. К началу следующего года кабмин также подготовит поправки к условиям замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления, а также к сроку для ходатайства об УДО и условиям перевода в колонию-поселение. Минюст еще планирует дополнительно урегулировать систему бесплатной правовой помощи.

Премьер-министр поручил главам ведомств и министерств обеспечить своевременное выполнение одобренного плана.

Что изменится в российских законах в 2022 году — РБК

Изъятие сверхприбылей у металлургов

С 1 января 2022 года в России вводится акциз на жидкую сталь, то есть сплав железа с углеродом, используемый как первичное сырье для производства металлопродукции.

Базовая ставка акциза, в соответствии с законом, составит 2,7% от средней за календарный месяц экспортной цены на стальные слябы в морских портах, расположенных в Южном федеральном округе России (если она превысит $300 за тонну).

От уплаты нового акциза освобождаются мелкие производители изготавливаемых литьем металлургических продуктов и полупродуктов (не более 1 тыс. т в месяц), производители спецстали (не более 300 тыс. т за предыдущий год), а также предприятия из отраслей машиностроения, судостроения и оборонно-промышленного комплекса.

Одновременно с этим новый закон меняет подход к расчету налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для железной руды, угля и сырья для минеральных удобрений — ставки увяжут с ценами на мировых рынках.

Доходы, полученные от взимания акциза на жидкую сталь, будут делиться между федеральным бюджетом (83%) и бюджетами соответствующих регионов (17%). Минфин оценил поступления от акциза на жидкую сталь и изменения режима НДПИ для металлургов и производителей удобрений: в 2022 году — в размере 148,4 млрд руб., в 2023 году — 143,4 млрд руб., в 2024 году — 141,4 млрд руб.

В интервью РБК в мае 2021 года первый вице-премьер Андрей Белоусов говорил, что на фоне пандемии и роста мировых и внутрироссийских цен металлурги резко увеличили доходы и «нахлобучили» государство примерно на 100 млрд руб.

за счет повышения затрат на госстройки. «[Они], конечно, понимают [что нужно будет возвращать]. У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать.

Это, я думаю, мы сделаем», — сказал он тогда.

Ликвидация должности президента Татарстана

С 1 июня 2022 года вступит в силу норма закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», запрещающая главам регионов страны именовать себя президентами.

«Наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации», — говорится в законе.

Читайте также:  Элла Залужная: эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Глава Татарстана — единственного региона России, где руководителя по-прежнему называют президентом, — уже заявил, что власти республики выполнят требование нового закона. «Закон принят, и мы законопослушные люди», — сказал Рустам Минниханов. Поправки в Конституцию Татарстана, изменяющие название должности главы республики, должны быть внесены не позднее 1 января 2023 года.

Ранее президенты также были в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Чечне, Удмуртии и других республиках России. Последним, не считая Минниханова, региональным президентом был глава Башкирии Рустэм Хамитов, должность которого была переименована с 1 января 2015 года.

Запрет экспорта круглого леса

С 1 января 2022 года будет практически запрещен экспорт из России необработанного круглого леса (кругляка) хвойных и ценных лиственных пород — вывоз такого сырья останется возможным только через два железнодорожных пограничных пункта — в Карелии (Люття) и в Приморском крае (Хасан). Эта мера оставит на территории России, по оценке Минпромторга, около 6 млн куб. м хвойной древесины, примерно столько круглого леса пока еще экспортируется из страны.

Кроме того, правительство с 1 января 2022 года ограничит вывоз грубо обработанных влажных пиломатериалов толщиной более 10 см, сообщил РБК заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Речь идет о грубо обтесанном бревне, это так называемый товар прикрытия, которым маскируют попытки вывозить кругляк.

С 2 января по 31 декабря 2022 года для хвойных пород древесины экспортные пошлины установлены в размере €200 за кубометр, для ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) — от €250 до €370 за кубометр. Сейчас ставка на такие лесоматериалы для хвойных пород и дуба составляет 10%, но не менее €13 и €15 за кубометр соответственно, на бук и ясень — также 10%, но не менее €50 за кубометр.

Требования к «зеленой» еде

С 1 марта 2022 года вступит в силу закон «О сельхозпродукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».

К производству так называемой зеленой продукции будут предъявлять более жесткие требования по качеству и соблюдению экологических параметров, в том числе запрет на применение клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов (ГМО) или ионизирующего излучения. Производители «зеленой» продукции, прошедшие добровольную сертификацию, смогут наносить на нее соответствующую маркировку.

В 2022 году россиянам впервые придется заплатить налог с процентов, полученных по крупным депозитам. Закон об этом вступил в силу еще в 2021 году, но первые выплаты по налогу еще только предстоят.

Необлагаемая сумма рассчитывается так: ключевая ставка ЦБ на 1 января умножается на сумму в 1 млн руб. На 1 января 2021 года ключевая ставка ЦБ составляла 4,25%. В этом случае налогообложению будет подлежать весь процентный доход, превышающий 42,5 тыс. руб.

Платить налог по вкладам нужно самостоятельно, но подавать декларацию не придется. Банки сами направят информацию о вкладах налогоплательщиков и их доходах в Федеральную налоговую службу (до 1 февраля). Если доходы гражданина превысят необлагаемую базу, ФНС пришлет уведомление, и налоги за 2021 год нужно будет заплатить до 1 декабря 2022 года.

Льготы по налогам и вычеты

С 1 января 2022 года вступает в силу закон, по которому семьи с двумя и более детьми при соблюдении ряда условий будут освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько времени она находилась в собственности.

Кроме того, с начала 2022 года будет изменен порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимости. По новым правилам, не нужно будет подавать налоговую декларацию при продаже жилых или садовых домов, квартир, комнат и земельных участков не дороже 1 млн руб., а также гаражей и т.д. — на сумму до 250 тыс. руб.

Еще одна новость — с 2022 года станет проще получить имущественный вычет из НДФЛ при покупке квартиры, дома или земельного участка, а также социальные (на обучение или лечение) и инвестиционные вычеты. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ.

Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

По итогам года в отношении всех лиц, у которых имеется неиспользованный остаток имущественного вычета, налоговая автоматически проведет проверку всех условий и при наличии возможности получения вычета сформирует в личном кабинете предзаполненное заявление для подписания.

В 2022 году россияне впервые смогут получить налоговый вычет за траты на спорт и занятия физкультурой.

Налоговый вычет будет применяться к суммам, потраченным с 1 января 2022 года не только на самого налогоплательщика, но и на детей до 18 лет. Верхняя планка размера вычета за спортивные и оздоровительные услуги ограничена 120 тыс.

руб. за календарный год. Это означает, что максимальная сумма вычета составит 15,6 тыс. руб.

Услуги не всякой спортивной организации (или индивидуального предпринимателя) дадут возможность получения налогового вычета — поставщик должен быть включен в особый перечень.

В этот реестр уже вошли крупнейшие сети фитнес-клубов, среди них — World Class, XFit, Alex Fitness, СССР, Orange Fitness. В общей сложности можно будет получить налоговый вычет за занятия более чем в 3,8 тыс.

организаций — кроме фитнес-клубов это шахматные, танцевальные и конно-спортивные школы, клубы по боксу и т.д.

Нововведения в сфере недвижимости

С 1 марта 2022 года на землях сельскохозяйственного назначения разрешат строить индивидуальные жилые дома. Сейчас это запрещено, но в 2022 году норма закона будет смягчена — для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства разрешат строить один дом размером не более 500 кв. м при условии, что площадь земли под ним составит не более 0,25% площади всего участка.

Суммы налога на имущество и земельного налога с физических лиц в 2022 году вырастут.

Для расчета налогов за 2021 год во всех регионах России станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, хотя и с учетом понижающих коэффициентов. Кадастровая стоимость 1 кв.

м жилья в Москве с 1 января 2022 года вырастет в среднем на 21,4% — с 149 тыс. до 181 тыс. руб., что приведет к увеличению налоговых платежей (как минимум на 10%).

Позднее в 2022 году во всех регионах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, результатом чего также станет повышение их стоимости и, соответственно, сумм налоговых платежей.

Также в 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной (с 0,3 до 1,5%) налоговой ставки земельного налога для тех, кто использует участки нецелевым образом.

С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в закон «О кредитных историях».

Во-первых, в России начинают работать квалифицированные бюро кредитных историй — это БКИ, которые будут предоставлять банкам и другим кредиторам данные о среднемесячных платежах граждан для расчета показателя долговой нагрузки (ПДН). Статус КБКИ уже получили три крупнейших бюро: ОКБ, НБКИ и «Эквифакс».

Во-вторых, российские заемщики получат «индивидуальный рейтинг» их платежеспособности — число от 1 до 999, рассчитанное по методике ЦБ. Чем выше рейтинг, тем ниже оценивается кредитный риск заемщика, то есть у заемщика больше шансов получить одобрение кредита. До изменений каждое бюро считало и присваивало скоринговый балл по-своему.

В-третьих, оспаривать какие-то пункты в кредитной истории граждане смогут дистанционно, через банки.

Кроме того, с 1 января 2022 года Банк России получит право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов банками и займов микрофинансовыми компаниями (МФО). Совет директоров Банка России будет определять виды займов и кредитов, которых будут касаться эти меры, и порядок ограничения.

«Нововведение защитит людей от попадания в «долговую ловушку», поможет сохранить средства. Речь идет об ограничении выдачи необеспеченных потребительских кредитов и займов.

Это решение обосновано сложившейся ситуацией на рынке потребительского кредитования: 30% граждан, имеющих кредит, отдают более 80% своего дохода, в итоге попадают в финансовую зависимость», — объяснял суть изменений председатель Госдумы Вячеслав Володин.

С 1 сентября 2022 года в России должна заработать система тотального учета рекламы в Рунете. Интернет-площадки, а также выступающие посредниками агентства будут обязаны заносить в базу сведения обо всех рекламных кампаниях, адресованных пользователям в России. Оператора системы такого учета выберет комиссия при Роскомнадзоре.

Ранее эксперты высказывали сомнения в возможности полной реализации принятого закона. В частности, руководитель продуктового направления Лаборатории цифрового маркетинга КРОК Дмитрий Гиндия обращал внимание на проблему взаимодействия с западными рекламными площадками: не являющиеся резидентами России участники рынка могут просто отказаться от выполнения новых правил.

Директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов, в свою очередь, отмечал, что результаты уже действующего мониторинга рекламы в Рунете, проводимого компаниями Mediascope и DigitalBudget, дают представление лишь о 30–40% рекламных сообщений в интернете.

Системно же оценить всю рекламу, включая микробизнес, интеграции у блогеров или коммерческие коммуникации в мобильных приложениях, «очень трудно».

«Приземление» ИТ-гигантов, российский софт и борьба с телефонным мошенничеством

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *