С июля 2022 изменится обеспечение исполнения контракта

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку С июля 2022 изменится обеспечение исполнения контракта5. Особенности закупок путем запроса котировок и запроса предложений

Многие функционирующие малые организации не имеют возможности принимать участие в тендерах, аукционах и конкурсах. Виной сложившейся ситуации выступает недостаток средств. В данной статье мы рассмотрим такие важнейшие моменты, как обеспечение контракта и контракт без обеспечения, формат проведения.

Для того чтобы оградить себя от всевозможных финансовых рисков в процессе трудовой деятельности, нужно быть достаточно осведомленным в правовых моментах и законах. Это важно в любой сфере, особенно актуально для контрактной системы в сфере закупок, предоставления работ и услуг.

  Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

             Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

Работать с авансированием

Контракт – это соглашение со взаимными обязательствами, которые добровольно заключают юридические, а также физические лица. В результате подобных соглашений между сторонами появляются определенные обязательства, а также прописываются их установления, изменения и прекращения.

Обеспечение контракта представляет собой залог, сумму покрытия рисков неисполнения поставщиком своих обязательств. Оно необходимо в качестве гарантий добросовестного выполнения пунктов договора сторонами. Размер залога колеблется в пределах от пяти до тридцати процентов, он зависит от первичной суммы договора.

Закон, которым руководствуются обе стороны, является федеральным − 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок, работ, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Контракты без обеспечения – это редкость, так как не каждый предприниматель полностью и относительно установленным требованиям добросовестно выполняет свои обязательства.

 Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

3. Присутствие и соблюдение обеспечения исполнения контракта

Предоставление исполнения соглашения является достаточно болезненным нюансом для каждого поставщика. Ведь относительно закона заказчик может требовать обеспечение практически всегда. Хотя в подобных ситуациях можно столкнуться со своеобразными особенностями, которые потребуют компетентного разбирательства.

В процессах установления обеспечения исполнения руководствуются ст. 96 Закона 44-ФЗ. Вариант снабжения договора определяет партнер купли.

Наблюдаем следующую картину: начальная (максимальная) стоимость договора меньше пятидесяти миллионов, заказчик задает условия к обеспечению в пределах от пяти до тридцати процентов первичной предельной цены.

Если сумма НМЦК больше вышеназванных пределов, тогда диапазон остается прежним, но добавляется условие – НМЦК не должна быть менее аванса.

  • Когда наблюдается невозможность контракта без обеспечения, формат проведения должен соответствовать, складываются такие обстоятельства для заказчика, когда нужно определить требование к обеспечению исполнения:
  • • Закупка осуществляется в формате конкурса или аукциона;
  • • Способ определения поставщика с НМЦК больше, чем пятьсот тысяч рублей;

• Основывается на п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ;

• Осуществляется закупка у единого поставщика на базе пп 3, 12, 16, 18-19, 24-25, 35-39, 43, 47- 50 Закона 44-ФЗ.

В оставшихся вариантах заказчик определяет условия, выдвигаемые к обеспечению исполнения соглашения самостоятельно.

4. Необязательное обеспечение контракта

  1. Когда же существует возможность контракта без обеспечения, формат проведения какой? Итак, для ответа на вопрос внимательно изучите следующие данные:
  2. • Сумма контракта — здесь можно утверждать о том, что если сумма НМЦК ниже предельных значений (они различны в каждом отдельном случае), обеспечение контракта не обязательно;
  3. • Осуществление услуг, цены которых регулирует законодательство, также не требуют вышеупомянутого;
  4. • Культурный показатель. Отсутствует обеспеченность в покупках, касающихся культурных ценностей для музеев, библиотек и других общественных мест;
  5. • Нет обеспечения на приобретения с авторскими правами;
  6. • Соглашения, в которых фигурируют лекарственные препараты, точнее их приобретение, при этом следует обратить внимание на моменты с документами;
  7. • Экстренная нужда. Необходимость в заключении контракта вызвана непредвиденными обстоятельствами, стихийными бедствиям;
  8. • Контракты, заключенные относительно предоставления адвокатских услуг.

Во время осуществления закупок путем запроса котировок и запроса предложений, заказчику рекомендуется определить условия к обеспечению договора. Объясняется это тем, что окончательный итог котировок невозможно предугадать.

Последнюю ситуацию рассмотрим на примере: победитель конкурса вносит при оформлении и утверждении договора сумму в размере двух миллионов рублей.

После этого поставка была выполнена всего на тридцать процентов, данная сторона имеет полное право на снижение обеспечения, например, на шестьсот тысяч рублей.

Эта сумма не может быть бездумно и напрасно списана, ее нужно возместить в таких размерах, которые бы покрыли расходы заказчика. Возместить обязана противоположная сторона, нарушившая условия.

Стоить отметить, что требования предоставления исполнения договора должны присутствовать в документах о закупке, в подписываемом документе. Рекомендуется тщательно следовать всем нюансам и особенностям, изложенным в законе 44-ФЗ

  • Изучив информацию, представленную в нашей статье, можно сделать определенные выводы о том, что для мелких организаций и бюджетных компаний, которые не имели ранее возможности участвовать в тендерах по причине низкого бюджета, появляются новые возможности.
  • Естественно в каждом отдельном случае необходимо компетентное разбирательство, на основе которого можно будет смело утверждать о реальной возможности контракта без обеспечения, формат проведения которого тоже потребует определенного внимания.
  • Будьте внимательны в своих действиях, обращайте особое внимание на вопросы обеспечения контракта.

7. Видео-инструкция в каких случаях обеспечение исполнения контракта не нужно

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Читайте также:  При онлайн-оплате заказа в какой момент нужно отправлять чек?

Обратно к спискуС июля 2022 изменится обеспечение исполнения контрактаС июля 2022 изменится обеспечение исполнения контрактаС июля 2022 изменится обеспечение исполнения контрактаС июля 2022 изменится обеспечение исполнения контракта

Часто задаваемые вопросы. Обеспечение исполнения контракта

С июля 2022 изменится обеспечение исполнения контракта

  • Для того, чтобы выбраться из РНП и вернуть себе возможность участия в закупках придётся пойти в суд и доказать отсутствие умысла уклонения от заключения контракта 19.
  • Возможен обратный вариант, когда УФАС не включит вас в РНП, а заказчик пойдёт в суд, и суды отменят это решение, заявив, что получение банковской гарантии — это ваши предпринимательские риски 20.

В течение месяца вы должны предоставить новое обеспечение исполнения контракта. За каждый день просрочки будет начисляться пеня 21.

Ничего. Гарантия банку не возвращается, но и взыскание по ней не производится 23.

К вашему регламентному сроку подписания контракта 24.

Заказчик должен будет признать вас уклонившимся от заключения контракта 25. История крайне неприятная и развиваться будет похожим образом, как в случае пропуска срока подписания контракта.

Если в результате УФАС включит вас в РНП, вы можете попробовать отменить это решение в суде 26, но это всегда долгий и сложный путь, который гораздо легче избежать, чем преодолеть.

Дополнительная страховка заказчика от участников, которые слишком сильно снижают цену в конкурсах и аукционах (занимаются «демпингом»).

Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной, требуемое обеспечение контракта увеличится в полтора раза 27.

Если НМЦК вашей закупки не превышает 15 млн. руб., вместо полуторократного обеспечения контракта можно предоставить обычное обеспечение и продемонстрировать в реестре 3 исполненных вами без штрафов и пеней контракта по №44-ФЗ. Цена хотя бы одного из них должна составлять не менее 20 % НМЦК 28.

Заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта 29и направит ваши данные в УФАС для включения в РНП 30.

В лучшем случае, если УФАС не увидит умысла в уклонении, в РНП вас могут не включить 31.

Такая сделка может быть признана недействительной (ничтожной) 32.

Должно быть конкретно написано в контракте.Этот срок не может быть больше, чем 30 дней с момента исполнения ваших обязательств.

Если закупка проводилась с ограничениями только для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), то не позже чем через 15 дней с момента исполнения ваших обязательств 33.

Обеспечение, предоставленное в виде БГ, не возвращается 34.

Денежные средства из обеспечения исполнения контракта можно не возвращать (удержать) или получить выплату по банковской гарантии, если исполнитель нарушил свои обязательства. При этом №44-ФЗ не предусматривает конкретного порядка таких действий. 

Сложившаяся практика логично говорит о возможности удержания денежных средств из обеспечения в размере имущественных требований заказчика к поставщику 35.

Если заказчик предъявил требования об уплате неустойки, а исполнитель добровольно её оплатил, обеспечение исполнения контракта возвращается ему полностью. В случае отказа исполнителя от оплаты неустойки, заказчик может на свой выбор, как удержать часть обеспечения, так и произвести оплату по контракту за вычетом неустойки 36. 

При этом в случае обеспечения в виде банковской гарантии распространяется иная практика. Неустойка не может быть оплачена за счет средств банковской гарантии, поскольку они являются равными и независимыми друг от друга способами обеспечения обязательства, предусмотренного контрактом 37.

28.01.2021

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контракта Способ обеспечения исполнения контракта Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ Когда предоставление обязательно Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ Расчет суммы обеспечения Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.

Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.

Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе  на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.

Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.

Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

  Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Читайте также:  Какая лицензия нужна для ведения дошкольной подготовки в развивающем центре?

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей 5 — 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей 10 — 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКО рассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен аванс не менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры) при НМЦК > 15 млн рублей в 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублей Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8 ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Об изменениях в 44-ФЗ в части обеспечения исполнения контрактов

27 декабря 2018 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Федеральным законом № 502-ФЗ существенно скорректированы положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие порядок обеспечения исполнения контрактов.
  • Так, в настоящее время поставщик в ходе исполнения контракта вправе предоставить новое обеспечения исполнения контракта в размере, уменьшенном пропорционально исполненным обязательствам по контракту, что вызывает многочисленные вопросы в части реализации такой возможности поставщика при исполнении контрактов, в которых отсутствует поэтапная разбивка выполнения обязательств, а также в части отсутствия у поставщика возможности изменить способ предоставленного обеспечения без его пропорционального уменьшения в связи с отсутствием этапов исполнения контракта.
  • В соответствии с изменениями поставщикам будет предоставлено право изменить в ходе исполнения контракта способ такого обеспечения, как с возможностью одновременного предоставления нового уменьшенного обеспечения в случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы исполнения, так и без нее.
  • При этом вводятся новый порядок и случаи такого уменьшения размера обеспечения исполнения контракта. 
  • Так, согласно поправкам в статью 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов (при заключении и изменении контракта) будет включаться информация не только о цене контракта и сроке его исполнения в целом, но и в отношении каждого отдельного этапа его исполнения, будут указываться цена каждого этапа и срок его исполнения.
  • Как только в реестр контрактов заказчиком будут внесены сведения об исполнении отдельного этапа контракта, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть уменьшен пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
     
  • При этом если в качестве обеспечения поставщиком предоставлялась банковская гарантия, заказчик утратит право требования уплаты в полном объеме, датой отказа от части прав по банковской гарантии будет считаться дата включения в реестр контрактов сведений об исполнении отдельного этапа контракта, а заказчик сможет требовать уплаты по гарантии только в размере, рассчитанном после внесения таких сведений. 
  • В случае, если поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта были внесены денежные средства на указанный заказчиком счет – заказчик должен будет возвратить разницу после произведенного перерасчета обеспечения исполнения контракта.
  • Однако уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет возможно только при отсутствии неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек и в случае наличия исполненных поставщиком и принятых заказчиком обязательств в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом. 
  • При этом Правительству РФ предоставляется право определить в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ случаи, когда уменьшение обеспечения исполнения контракта не будет возможно.
  • Заказчики будут обязаны включать в контракты условие о сроках возврата заказчиком поставщику соответствующей части денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в предусмотренном порядке.
Читайте также:  Бизнесмены не обязаны представлять при проверке все запрашиваемые документы

Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ закрепляется порядок действий поставщиков в случае, если у банка, предоставившего банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В таком случае поставщик должен будет в течение 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком предоставить новое обеспечение исполнения контракта, в том числе уменьшенного в соответствии с новыми нормами Федерального закона № 44-ФЗ.

Все поправки, касающиеся возможности уменьшения обеспечения исполнения контракта будут применяться к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после 1 июля 2019 года, однако по соглашению сторон контракта могут быть распространены на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 года, либо контракта, заключенного по результатам закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 1 июля 2019 года.

Помимо этого в статьи 37 и 83.

2 Федерального закона № 44-ФЗ вносятся изменения, уточняющие, что применение антидемпинговых мер в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет не более 15 млн рублей, осуществляется в следующем порядке: либо предоставляется обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере, либо информация о добросовестности участника, но с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в однократном размере, предусмотренном документацией о закупке. До настоящего времени уточнения о внесении обеспечении в однократном размере в законе не содержится, что вызывает массу вопросов о правомерности его требования с поставщиков.

Также следует отметить еще одно важное изменение: требование о предоставлении обеспечения заявок не будет распространяться не только на казенные, но и на все государственные и муниципальные учреждения, а значит не только казенные, но и бюджетные и автономные учреждения, выступающие в качестве поставщиков, будут освобождены от такой обязанности. 

Кроме того, вводится положение, определяющее, что используемое в Федеральном законе № 44-ФЗ понятие «банковская гарантия» должно пониматься в значении, указанном в Гражданском кодексе РФ.

Так, статьей 368 Гражданского кодекса РФ определены понятие и основные требования к форме независимой гарантии, разновидностью которой и является банковская гарантия, – независимая гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией.

  1. Следует также отметить, что законопроектом предусмотрены корректировки статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ в части обязанности заказчика проводить экспертизу исполненных обязательств по контракту, устраняющие следующий правовой пробел. 
  2. Так, после внедрения электронных процедур и регламентации новых случаев заключения контрактов с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся электронных процедур, оказалось, что такие случаи не были учтены в перечне исключений из обязанности заказчика проводить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (по аналогии с «бумажными» несостоявшимися процедурами). 
  3. Большое количество заказчиков столкнулось с проблемой проведения такой экспертизы в связи с тем, что привлечение экспертов должно осуществляться на основании контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, для чего требовалось как дополнительное время, что влечет риски затягивания сроков приемки обязательств, так и выделение денежных средств на такие закупки, что в условиях планирования закупок представляется проблематичным. 
  4. Законопроектом также предусмотрено еще одно важное изменение. 

Заказчикам предоставляется возможность до 1 октября 2019 г. изменить по соглашению сторон цену заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения ставки НДС после 1 января 2019 г.

, если такая ставка не была учтена в контракте заранее.

При этом государственные и муниципальные заказчики, как получатели бюджетных средств, не могут при внесении таких изменений допустить превышение доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с изменениями вводится новый случай осуществления закупки у единственного поставщика – закупка услуг по изготовлению бланков удостоверений личности, в том числе временных, свидетельств ЗАГСа, как для граждан РФ, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства. В указанном случае не придется обосновывать цену контракта и его существенные условия.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *