Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Наверно каждый слышал о неконкурентных закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, но далеко не всем довелось испытать себя в роли единственного поставщика. В данном материале мы расскажем о самой процедуре, как она проводится и немного расскажем о тонкостях.

Но не спешите закрывать страницу, акулы тендерного рынка! Информация будет интересна не только малоопытным участникам, но и завсегдатаям закупок с многолетним стажем!

Что такое закупка у единственного поставщика?

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Закупка у единственного поставщика – это неконкурентный тип проведения закупки, при котором не проводится аукционов или запросов. При соблюдении всех правил, заказчик может практически напрямую предложить заключить контракт выбранному поставщику. Поставщик тоже не обязан быть в роли ожидающего, он также может предложить исполнение контракта заказчику, если это возможно по всем действующим законам.

Важно понимать, что провести закупку таким способом очень непростая задача. В законодательстве имеется внушительный ряд требований, условий и правил проведения.

Основания проведения закупки у единственного поставщика

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Условий, при которых разрешается проводить закупку у единственного поставщика существует более 50 вариантов. Само собой, расписывать каждый из них в этой статье мы не будем, поэтому расскажем о самых частых случаях.

При необходимости, ознакомиться с полным перечнем можно в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В закупках по 223-ФЗ положения другие, но в основе схожие. Так что, если понадобится, не поленитесь уточнить все нюансы в соответствующем документе или проконсультироваться с юристами в Тендерплан!

Популярнейшие основания для проведения закупки у единственного поставщика:

  • При проведении малой электронной закупки.
  • В случае закупки товаров, работ или услуг у естественных монополий, предусмотренных 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • В случае, если проведенная конкурентная процедура была признана несостоявшейся.

Вариантов действительно много и перечислять их можно часами. Там и случаи по указу Президента РФ в соответствии с распоряжением правительства, и закупки для мобилизационной подготовки, закупки государственных и муниципальных учреждений, связанных с культурой и отдыхом (парки, музеи, телерадиовещание и др.) и так далее по списку.

Порядок проведения

Очень важный, но крайне неудобный для объяснения пункт.

Дело в том, что в зависимости от причины проведения закупки таким способом, процедура может отличаться как в мелочах, так и в основе. Поэтому, в рамках этого материала, мы коротко опишем две структуры проведения, но по популярнейшим причинам.

Если хотите увидеть статью с полным перечнем оснований и процедур, пишите об этом в х! (Пожалуйста не надо, я свихнусь)

Несостоявшаяся конкурентная закупка

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Начнем с того, что при наличии всего одного, соответствующего требованиям, участника, заказчик не «может», а «обязан» провести закупку у единственного поставщика.

Также, если НМЦК контракта выше установленных значений (см. п. 1 Постановление правительства № 961), то необходимо согласовать его заключение с контрольным органом. Согласование – не самый простой процесс, полностью завязанный на бюрократии. Перечень необходимых документов для согласования можно найти в том же постановлении №961.

Стоит обратить внимание и на орган, в который направляется обращение для согласования. Например, при закупке федерального уровня, адресатом будет являться ФАС России, а если закупка осуществляется для региональных нужд, то обращение стоит отправлять в контрольный орган сферы закупок субъекта РФ.

Далее, если к оформлению обращения вопросов не возникло, то осуществляющий контроль орган рассмотрит его, проведет внеплановую проверку и согласует заключение контракта (или нет). Не согласовать могут по одной из причин, описанной в п. 12, п. 13 постановления №961.

Если же всё прошло гладко, то можно приступать к самому заключению. На этом этапе расслабляться тоже не стоит, все требования, предусмотренные ч. 9 ст. 93 44-ФЗ, должны быть выполнены.

Там всё достаточно стандартно – внимательно следим за сроками всех операций, чтобы не просрочить и не заключить раньше положенного, и за необходимыми предписаниями, согласованиями и разрешениями, чтобы все необходимые документы были на руках в нужный момент.

Малая закупка

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Начинается всё с размещения участниками своих предложений на электронной площадке. В них должны содержаться технические характеристики товара, его название, страна происхождения и прочие необходимые данные.

Заказчик, в свою очередь, размещает в ЕИС извещение со своими требованиями и ждет заявки от оператора.

Оператор же, выбирает до 5-и предложений участников, соответствующих требованиям заказчика, присваивает им номера в порядке возрастания цены и направляет, собственно, заказчику.

На принятие решения отведено не более одного рабочего дня, начинающегося после дня получения списка предложений. После чего формируется протокол подведения итогов, он должен быть размещен в ЕИС и на торговой площадке.

И наконец – финишная прямая. Контракт заключается по базовым для электронных процедур правилам, но с дополнительными условиями, такими как: обоснование цены контракта, соблюдение особых сроков размещения и внесения в реестр контрактов, а также запрет на публикацию протокола разногласий.

Как стать единственным поставщиком. Есть ли смысл?

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году

Стать единственным поставщиком не так сложно, как можно подумать. Самый простой вариант – это добросовестно и качественно исполнять конкурентные заказы, работать на репутацию. В таком случае есть шанс, что при следующей закупке заказчик предложит заключить контракт напрямую.

Поспособствовать этому могут и хорошие отношения, образовавшиеся в процессе прошлых поставок. Сами подумайте! Если подрядчик отлично выполняет свои задачи, да и ещё все процессы происходят адекватно, без конфликтов и на положительной ноте, то с таким захочется выстроить длительное сотрудничество.

Есть ещё вариант, более сложный. Можно создать естественную монополию! Ну или просто предлагать уникальный продукт, аналогов которому нет. Легкотня же 🙂

А вот стоит ли становиться единственным поставщиком – вопрос спорный.

Плюсы:

  • Закупка проходит в разы быстрее и проще, чем в случае конкурентных способов.
  • Если заказчик с поставщиком уже сотрудничали, то вероятность конфликтных ситуаций или иных трудностей сведена к минимуму.
  • Отсутствие разнообразных махинаций, таких как «Таран» или «Картельный сговор».
  • Подрядчик заключает контракт по довольно высокой цене, без снижений.

Минусы:

  • Контролирующие органы уделяют таким закупкам более пристально внимание.
  • Больше моментов, в которых можно допустить ошибку при заключении контракта (формулировки, сроки).
  • Заказчик не может обозначить такую же низкую цену контракта, как при проведении, например, аукциона.

Однозначного ответа нет. С одной стороны, достаточно быстрый вариант провести закупку, без конкуренции и потраченных во время аукциона нервных клеток. К тому же с проверенным заказчиком, с которым уже выстроены все процессы.

С другой же стороны, пристальный надзор ФАС и множество моментов, где можно ошибиться. И хотя большая честь «головной боли» достается заказчику, поставщик также должен предельно точно оформить всю требующуюся от него документацию.

Вывод

Используя такой тип закупки, практически все трудности достаются именно заказчику. Ему необходимо учитывать все правила и законы при проведении.

Цель у всего этого действия одна – заключить контракт с надежной, проверенной компанией. Поэтому, чтобы носить звание единственного поставщика, необходимо хорошо себя зарекомендовать: исполнять все обязанности вовремя, качественно и не учинять конфликтные ситуации.

Закупка у единственного поставщика – штука хорошая, во многом удобная, но требовательная к обеим сторонам. Заказчик должен безошибочно оформить всю документацию, а поставщик идеально выполнить работу. При этих условиях сотрудничество будет выгодным и целесообразным.

Полезный гайд: Как участвовать в госзакупках с января 2022 года

Порядок проведения и участия в государственных и муниципальных закупках изменяется с 01.01.2022г. Нововведения масштабные и должны сделать закупки доступнее и понятнее.  Уже с первых чисел нового года нам вместе с участниками закупок нужно будет работать по-новому.

Согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2022 году
  • Обзор основных изменений представляет
  • Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН
  • Мария Нащекина

Сокращается количество конкурентных способов закупок –  остается всего три основных

Конкурентные способы закупки:

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме);
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • Запрос котировок в электронной форме.

Также сохраняются неконкурентные электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Меняется процедура проведения закупок

  • При проведении открытых конкурсов и при аукционах Заказчики разрабатывают только извещение, документация необязательна. Но обоснование НМЦК и проект контракта Заказчики обязаны размещать.
  • Заявка в аукционе и запросе подается по единой форме без разделения на части, как раньше. Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми.
  • Иностранные участники подписывают документы электронными подписями, которые выпущены по нормам иностранного государства, международным стандартам и признаны в России.
  • Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Сокращается с 10 до 4 минут срок подачи ценового предложения, торги ограничиваются 5 часами.
  • После ценовых предложений участников оператор ЭТП формирует протокол, и заказчик начинает рассматривать заявки. До этого заявка не рассматривается. Это сократит время для проведения аукционов, запросов.
  • При открытом конкурсе первая часть заявки рассматривается в течение 2 рабочих дней (для ряда закупок – 5 рабочих дней), то есть срок рассмотрения также сокращен.
  • Новый вид обеспечения заявки и контракта: независимая гарантия. Расширен перечень организаций, которые вправе выдавать такие гарантии (теперь это не только банки).
  • Обеспечение заявки потребуется при участии в закупке с НМЦК от 1 млн. рублей.
  • Появляется новое основание для отклонения заявки: несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

ВАЖНО: в заявке теперь нужно указывать страну происхождения товара и код страны по классификатору, например, Россия 643 или Китай 156.  Иначе площадка автоматически отклонит заявку, если установлен запрет допуска иностранных ТРУ.

При ограничении допуска (правила второго и третьего лишнего) оператор отклонять заявку не будет. Но не понятно пока, можно ли будет в заявке указать несколько стран, если, например, товар одного производителя происходит из разных стран.   

Минфин России считает, что информация о стране происхождения товара не может быть вариативной. Таким образом, уже на стадии подачи заявки нужно определиться со страной происхождения товара (работ, услуг).

Новые требования к участникам

Одно из важных нововведений – универсальная предквалификация.

При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК   за 3 предшествующих года.  Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.

Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок  (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).

Исполнение контракта

На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот.

Читайте также:  Регистрация ООО в Красноярске

В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Жалобу уже сейчас можно подать через ЕИС. Она чуть быстрее принимается ФАС в работу. Сроки рассмотрения те же.

Закупки, которые размещены до 01.01.2022г., можно будет исполнять до 01.04.2022 без применения электронного документооборота через ЕИС.

О приятном: существенно сократились сроки оплаты по контрактам

  • 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО
  • 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Правда, теперь в контракты будет включаться условие, разрешающее Заказчику удерживать из сумму оплаты штраф, пеню и неустойку, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту.

 И в заключение

Это лишь часть изменений порядка проведения и участия в закупках. Более подробную информацию можно уточнить у юристов КГ ЭТАЛОН. Изменения призваны упростить работу нам, участникам закупок. Ряд процедур, действительно, стал прозрачнее и быстрее. Как это будет работать – увидим в новом 2022 году.

Фас будет согласовывать госзакупки у единственного поставщика

Госзакупки у единственного поставщика теперь будет контролировать и согласовывать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Соответствующие поправки в законодательство рассматривает правительство, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, открывая заседание кабмина.

«Сегодня мы обсудим изменения, которые позволяют пресечь практику закупок у единственного поставщика, когда конкурс признан несостоявшимся. Недобросовестные заказчики зачастую используют такие схемы, чтобы отсечь конкурентов, оставить своих поставщиков», — сказал Медведев.

В итоге, по словам премьера, лишь одна компания участвует в конкурсе, которая признается победителем, поскольку конкурс до этого признан несостоявшимся.

«Теперь такая ситуация будет анализироваться Федеральной антимонопольной службой, и только с их согласия будет заключаться контракт», — подчеркнул он, отметив, что изменения коснутся тех контрактов, начальную цену которых будет определять правительство.

Унитарные предприятия и сервитуты

Законопроект также совершенствует порядок заключения контрактов с единственным поставщиком для унитарных предприятий, в частности, работ по техническому обслуживанию помещений, которые находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения.

«Кроме того, упрощается порядок заключения соглашений об установлении ограниченного права пользования чужой землей, то есть сервитутов. На них больше не будет распространяться действие закона о контрактной системе», — сообщил премьер.

Практика показала, что такой порядок в полной мере регулируется земельным законодательством. При этом появляется возможность заключать с единственным поставщиком договор аренды земельного участка, что должно значительно упростить работу с такими объектами недвижимости при государственных закупках.

Закупки на триллионы рублей

«Вообще, за последнее время решений по совершенствованию контрактной системы принято немало: мы внесли изменения в закон, упростили конкурсные процедуры, сократили время, для того чтобы их проводить, создали дополнительные барьеры для недобросовестных участников», — напомнил Медведев.

По его словам, эти меры дают результаты. Тем не менее, работы по повышению эффективности и прозрачности контрактной системы нужно продолжить. На госзакупки тратятся огромные деньги — ежегодно это триллионы рублей, напомнил глава кабмина.

Закупки у единственного поставщика: популярные основания | Контур.Закупки

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам.

Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру.

Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей.

Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками.

Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров.

Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика.

Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры.

Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки.

Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Читайте также:  Нужно ли оформлять ИП, чтобы работать в Яндекс такси?

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Прокуратура разъясняет: Как заказчику не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика

Закон о контрактной системе давно стал неотъемлемой частью деятельности всех государственных, муниципальных органов и учреждений.

Он призван обеспечить эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд, гласность и прозрачность их проведения, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления.

Наиболее популярным у заказчиков способом осуществления закупок является заключение контракта с единственным поставщиком, однако незаконный выбор данной формы серьёзно нарушает конкуренцию.

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

При этом необходимо обратить внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика, исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону о контрактной системе.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исчерпывающим образом определены в ст. 93 Закона о контрактной системе.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер.

Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Указанная статья содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

— осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);

— осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93), так называемые малые закупки;

— оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93);

— закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93).

Преимущественно заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Малые закупки претерпели изменения с 24 апреля 2020 года.

Минимальная сумма закупки увеличена до 600 тыс. по Закону о контрактной системе. Годовой объем таких закупок ограничен 2 млн. рублей или 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн.

рублей.

С 1 октября 2020 года малые закупки можно будет проводить в электронной форме на сумму до 3 млн. рублей. Закупать таким образом можно только товары, в отношении услуг и работ такое правило не будет действовать.

Из плюсов осуществления закупки у единственного поставщика следует отметить, что, как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах, заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

В качестве недостатков закупки у единственного поставщика можно обратить внимание на то, что заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.

Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.

Органы прокуратуры республики уделяют особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны органов прокуратуры и контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Нередко для ухода от конкурентных процедур используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.

Дробление закупок – это преднамеренная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех товаров, работ, услуг.

За дробление закупок можно получить штраф по ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб.

В части второй указанной статьи отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб. Кроме того, возможна ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.

Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо если всё-таки принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком, внимательно и детально изучить то или иное основание осуществления закупки таким способом.

Основные риски при заключении контрактов с единственными поставщиками – завышение цен на приобретаемые товары (работы, услуги), а также оплата заказчиками фактически невыполненных либо некачественных работ, как правило, связанные с хищением бюджетных средств.

Кроме того, как уже ранее упомянуто, заказчики могут быть подвергнуты ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Если же в результате заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном размере, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации – ограничение конкуренции.

Министерство финансов РФ и ФАС России в марте 2020 года опубликовали письма с разъяснениями условий закупок у единственного поставщика в условиях распространения коронавируса.

В указанных письмах разъяснено, что распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона о контрактной системе.

При этом заказчики не всегда надлежащим образом обосновывают начальную цену контракта при осуществлении закупки по указанному основанию.

Иногда заказчики при определении начальной цены контракта берут за основу среднюю рассчитанную цену на основании поступивших коммерческих предложений.

Данный механизм необходим при осуществлении закупок путем использования конкурентах процедур, где предусматривается снижение цены контракта в процессе торгов.

Что касается закупки у единственного поставщика, в частности на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, очевидно, что снижения цены не предполагается. Учитывая один из принципов Закона о контрактной системе, рациональность использования бюджетных средств, контракт с единственным поставщиком необходимо заключить по наименьшей, предложенной в процессе обоснования, цене.

Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, признается судом недействительным (ничтожным), применяются последствия недействительности ничтожной сделки.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Такие последствия в свою очередь негативно сказываются на осуществление поставщиком нормальной хозяйственной деятельности.

Как таковых спорных вопросов при осуществлении закупок у единственного поставщика между заказчиком и исполнителем не возникает.

Между тем, органы прокуратуры республики принимает меры реагирования в отношении заказчиков путем привлечения виновных лиц к административной ответственности.

К примеру, прокуратурой Среднеколымского района в 2019 году установлен факт искусственного дробления закупок на сумму 1 115 900 руб.

путем заключения 15 контрактов с индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по благоустройству поселка.

По результатам рассмотрения антимонопольным органом возбужденного прокурором района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 глава поселения привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Старший помощник прокурора района

юрист 2 класса                                                М.С. Тимофеева

Конкурентный и неконкурентный способы закупок и их обоснование

Из нашей статьи вы узнаете:

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено два способа закупок: конкурентный и неконкурентный. При конкурентном способе в закупке принимают участие независимые поставщики, а тендер получает тот участник, который делает наиболее выгодное для заказчика предложение.

В случае неконкурентного способа заказчик закупается у единственного поставщика. Для такого способа закупки установлены специальные условия, а также ограничения по сумме.

В статье мы рассмотрим каждый способ закупки подробнее и расскажем, как обосновать выбранный способ определения поставщика.

Неконкурентные способы

Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называют называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.

Организация вправе самостоятельно выбирать, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 федерального закона № 44-фз). в число наиболее распространённых условий входят:

  • заказчик приобретает товар, работы, услуги (тру), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-фз, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • договор заключается на сумму менее 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает тру, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
Читайте также:  Возможно ли зарегистрировать ООО на квартиру, находящейся в ипотеке?

виды неконкурентных способов закупок

  1. малые закупки
  2. сумма разовой закупки не должна превышать 300 тысяч рублей.

    кроме того, ограничен объём годовых закупок — до 2 млн рублей или 10 процентов от годового объёма всех закупок организации-заказчика в совокупности, но не более 50 млн рублей.

    если организация-заказчик проводит закупку тру, приобретаемых в целях обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений, данные ограничения действовать не будут.

    для наглядности рассмотрим пример малой закупки, когда исполнителем контракта является единственный поставщик. допустим, в апреле 2021 года организация с ограниченной ответственностью «протон» закупила для офиса оборудование на сумму 220 тысяч рублей.

    через два месяца руководство «протона» приняло решение о необходимости закупки оргтехники. в соответствии с п.4 ст.

    93 федерального закона № 44-фз, организация имеет право закупить дополнительное оборудование у того же поставщика, главное, чтобы цена закупки была в пределах 300 тысяч рублей, а годовой объём закупок организации-заказчика у единственного поставщика не превышал установленных лимитов.

а мы напоминаем о том, что для заключения контракта вам потребуется квалифицированная электронная подпись. оформить такую эп можно через наш сайт.

  1. закупки при форс-мажорных ситуациях
  2. законом разрешён выбор закупок у единственного поставщика в случае обстоятельств непреодолимой силы. под это определение попадают условия, которые прописаны в ст. 401 гк рф. к ним, например, относятся стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное. заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к заключению сделки с единственным поставщиком.

конкурентные способы

Закупка по конкурентной процедуре подразумевает, что в торгах примут участие все желающие. При этом организация-заказчик формирует контрактные требования. Иногда требования могут применяться также к участникам торгов.

Суть конкурентного способа заключается в том, что конкурсанты делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена ТРУ и условия исполнения договора.

Существует несколько видов конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждый по отдельности.

Аукцион

При таком способе участники подают заявки с предложениями без цены, затем проводится аукцион, на котором уже озвучиваются ценовые предложения, по результату которого выбирается победитель.

Наилучшая цена, как правило, зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены — заказчик объявляет стартовую цену объекта закупки (лота), участники с каждым шагом предлагают более высокую цену. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Аукционы такого типа обычно проводятся на банкротных торгах.
  • Аукцион с понижением начальной цены — заказчик объявляет максимальную стартовую цену объекта закупки, участники каждый шаг предлагают более низкую цену. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

Шаг аукциона для закупок по 44-ФЗ может быть от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном формате на электронных торговых площадках.

Конкурс

При проведении конкурса участники подают заявки с условиями и ценой. Победитель конкурса устанавливается по нескольким критериям, которые заказчик прописывает в закупочных документах.

Заявки конкурсантов оценивают по следующим критериям:

  • цена,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки выполнения контракта,
  • наличие гарантии.

Порядок проведения конкурса зависит от его вида. При проведении открытого конкурса конкурсанты подают заявки с ценовым предложением, при этом участники видят предложения конкурентов. На закрытых конкурсах участники подают предложения в конвертах, заказчик вскрывает их, а затем проводит оценку заявок.

Двухэтапный конкурс отличается тем, что на втором этапе конкурсанты могут представить предложения с улучшенными условиями. В конкурсе с ограниченным участием кандидаты проходят предквалификационный отбор, в ходе которого заказчик (конкурсная комиссия) оценивает, насколько участники соответствуют требованиям контракта. В двухэтапном конкурсе такая процедура проходит в рамках первого этапа.

Запрос котировок

При таком способе отбора участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.

Конкурентные переговоры

Проводятся при закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих закупках. Организатор устраивает переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного претендента, который предлагает наилучшие условия.

Переторжка

Данная процедура проводится, если по результатам торгов заказчика не устроил ни один из предложенных вариантов. В этом случае участники делают предложения повторно с улучшенной ценой. Переторжка проводится при закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Обоснования закупок по 44-ФЗ

Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.

Несмотря на то, что заказчик проводит закупку по методу, который выбирает самостоятельно, привести обоснование отбора — его обязанность, установленная законом о системе контрактов. При этом, согласно закону, обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе аудита и контроля в сфере закупок.

Для конкурентных способов закупки

Электронный аукцион

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Запрос котировок

Для объявления запроса котировок тоже есть свой перечень подходящих случаев. Среди них можно выделить:

  • осуществление закупок из правительственного Перечня ТРУ для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, который утверждён Распоряжением Правительства от 30 сентября 2013 года № 1765-р;
  • проведение закупок из правительственного Перечня ТРУ, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы;
  • размер НМЦК не превышает 500 тысяч рублей;
  • совокупный годовой объём закупок через котировки не превышает 100 миллионов рублей в год и 10% от размера средств всех закупок.

При проведении электронного запроса котировок обоснование будет таким же, что и для «бумажного» варианта.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будут служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий.

Конкурс с ограниченным участием

В этом случае обоснованием может быть необходимость проведения конкурса в соответствии с Перечнем ТРУ технической и/или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утверждён Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99).

Двухэтапный конкурс

Данный вид конкурса заказчик устраивает, если одновременно соблюдаются следующие условия, которые также могут служить обоснованием:

  • целью организации конкурса является проведение научно-исследовательских и проектных работ или экспериментов;
  • в целях уточнения характеристик закупочного объекта требуется провести обсуждение.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Согласно ч. 2 ст. 84.1 Федерального закона № 44-Ф, закрытые торги в электронном формате проводятся в тех же случаях, что и стандартные закрытые процедуры. Кроме того, в статье 84.1 указано, что закрытые электронные торги могут проводиться правительственными организациями.

Запрос предложений

Осуществление закупки в данной форме заказчик вправе обосновать тем, что:

  • закупка проводится для приобретения услуг по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • целью проведения закупки является поставка спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • организация закупает лекарственные препараты по решению врачебной комиссии, изделия народных художественных промыслов или жилплощадь для детей-сирот (если жильё покупается у физических лиц);
  • заказчик ранее принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и проводит закупку повторно;
  • повторный конкурс был признан несостоявшимся (ч. 4 ст. 55 Федерального закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений в электронной форме

Обоснования в данном случае могут быть такие же, что и для запроса в офлайн-формате. Кроме того, этот способ отбора поставщика можно выбрать, если был признан несостоявшимся проведённый ранее:

  • электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • электронный конкурс (открытый, двухэтапный или с ограниченным участием).

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • закупка товаров, работ или услуг в условиях чрезвычайной ситуации;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.

В рамках комплекса услуг «Астрал.Тендер» мы предлагаем сопровождение всех видов закупки, от подготовительных работ до прохождения всех процедур. Кроме того, вы сможете пройти онлайн-обучение для повышения квалификации.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *