Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Запрет на регистрационные действия заключается в лишении хозяина возможности реализовывать свои права на имущество, а также эксплуатировать его. Инициатором запрета всегда выступают судебные приставы. А ограничение является мерой, побуждающей владельца автомобиля устранить нарушение, за которое был наложен запрет, или выполнить взятые на себя обязательства.

Как снять запрет на регистрационные действия

Ежегодно в РФ выносится несколько миллионов постановлений об аресте, запрете и ограничениях в отношении автомобилей. Оказаться в такой ситуации может любой владелец транспорта. В отдельной статье мы писали о том, что значит арест машины и чем может грозить покупка арестованного авто. Сегодня поговорим о прочих карательных санкциях.

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Какие запреты и ограничения могут применяться в отношении транспортных средств

Это может быть:

  • запрет или ограничения регистрационных действий;
  • запрет на прохождение техосмотра:

Такая карательная мера часто применялась несколько лет назад, ведь проходить ТО автовладельцам приходится гораздо чаще, чем регистрировать машину, а значит, заставить должника уплатить по счетам можно было гораздо быстрее.

Однако запрет на прохождение ТО лишал собственника машины права приобрести полис ОСАГО. Владельцы авто массово подавали иски о незаконности действий судебных приставов и выигрывали дела.

Это заставило сотрудников ФССП практически отказаться от применения этой меры.

Наиболее распространенные сегодня карательные меры — это запрет или ограничение госрегистрации.

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Что значит запрет на регистрационные действия

В отличие от ареста, который подразумевает невозможность совершать с имуществом абсолютно любые действия, запрет — это санкция, препятствующая реализовать конкретные действия с собственностью, в частности, с машиной.

Что означает ограничение на регистрацию автомобиля

Суть ограничения заключается в лишении хозяина возможности реализовать свои права на имущество. Например, если машина заложена, арендована или арестована.

Кто и за что может ограничить или запретить госрегистрацию

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Перечень инстанций представлен в Приказе Министерства внутренних дел «О порядке регистрации транспортных средств» (N1001 от 24.11.2008 г.). В том числе там сказано, что запрет или ограничение может накладываться:

  • постановлением суда (за неуплату налоговых сборов, несвоевременную оплату штрафов ГИБДД, долги перед коммунальными или кредитными организациями, а также при разделе имущества);
  • органами следствия (если авто в розыске);
  • ГИБДД (при обнаружении у машины внешних несоответствий с характеристиками, указанными в техпаспорте);
  • органами соцзащиты;
  • представителями таможни (при нарушениях правил ввоза или указании недостоверной информации о транспортном средстве);
  • прочими органами, наделенными необходимыми полномочиями.

Чем грозит покупка авто с ограничениями

Машина с судебным запретом на регистрационные действия не сможет пройти процедуру регистрации в ГИБДД. Новому владельцу на это отводится десять дней с момента приобретения автомобиля. Иначе, согласно статье 19.22 КоАП Российской Федерации, владельцу грозит штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей.

Езда на незарегистрированном авто грозит владельцу наложением штрафа от 500 до 800 руб. Если вас остановят повторно, размер взыскания увеличится до 5 тыс. руб. Также автовладельцу грозит лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Как снять ограничения на автомобиль

В ситуации, когда недобросовестный хозяин не сообщил вам перед покупкой о существующем запрете, эксперты советуют узнать, что стало причиной карательных санкций и какой госорган инициировал их наложение. Ксерокопию постановления должны выдать в МРЭО.

Далее все зависит от указанной в документе даты. Если вы приобрели автомобиль раньше, чем было наложено взыскание на предыдущего хозяина, необходимо написать в ФСПП заявление с просьбой снять ограничение и представить бумаги, которые послужат подтверждением вашего права собственности (ДКП). Во многих случаях для снятия запрета этого бывает достаточно.

Правда, гарантировать то, что это произойдет сию же минуту, никто не может. От незадачливых покупателей можно услышать немало историй как со счастливым, так и с печальным концом: у кого-то на снятие ограничений уходит день, а у кого-то – не один месяц или даже годы.

В любом случае, если представители ФССП игнорируют ваши обращения, обращайтесь за помощью в суд.

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Если ДКП (договор купли-продажи) не составлялся, можно:

  • погасить задолженность самому (хорошо, если речь идет о двух-трех тысячах рублей, а если о десятках или даже сотнях тысяч?);
  • попробовать отыскать бывшего собственника авто и потребовать от него погасить долги, которые стали причиной запрета или ограничений — вариант скорее из области фантастики, так как найти прежнего хозяина, особенно если он этого не хочет или машина покупалась в другом регионе страны, бывает очень сложно (и не факт, что он согласится платить по счетам).

Помните, что для отмены ограничений необходимо предъявить судебному приставу бумаги, подтверждающие оплату задолженности. После этого он должен выдать вам документ о снятии запрета, с которым необходимо пойти в ГИБДД. Туда же аналогичный документ обязан отправить и пристав, однако порой такая пересылка занимает достаточно много времени.

Бывают ситуации, когда лучшим выходом станет подача иска о расторжении ДКП и возврате уплаченной продавцу суммы.

Например, в ситуации, если выяснится, что ограничение на машину наложено по причине его нахождения в залоге.

Основанием для обращения в судебные органы станет статья 450 ГК РФ, которая предусматривает возможность расторжения ДКП, если одной из сторон серьезно нарушены правила договора.

Проверка машины на запрет регистрационных действий

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Чтобы избежать неприятностей при покупке машины с пробегом, лучше всего до совершения сделки проверить ограничения ГИБДД на авто. Необходимо отправить соответствующий запрос судебным приставам или в государственную инспекцию безопасности дорожного движения.

Для проверки в ГИБДД понадобится указать регистрационные данные машины: номер, марку, модель, VIN и т. д. Чтобы проверить автотранспорт в службе судебных приставов, нужно знать паспортные данные продавца автомобиля. Именно по ним будет производиться поиск задолженностей перед различными государственными и коммерческими структурами.

Скачайте бесплатную книгу «Секреты безопасной покупки подержанного автомобиля».

Также проверить авто на ограничения можно в сети Интернет. Введите госномер машины в специальную форму поиска на сайте avtocod.ru. Проверка займет не более 5 минут. После этого система выдаст вам подробный отчет с информацией о наличии или отсутствии запретов на право регистрации (раздел «Ограничения»).

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если же вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи».

Вы сможете оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц.

В отчете, помимо информации об ограничениях, также будут представлены сведения о бывших владельцах, наложенных штрафах, ДТП, в которых участвовал автомобиль, и другая полезная информация.

Проверить автомобиль прямо сейчас!

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, имеются ли у владельца долги, проблемы с законом, действителен ли его паспорт и проч. 

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

Также сервис проверки владельца авто показывает наличие исполнительных производств в отношении продавца, которое может привести к ограничениям ГИБДД.

Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Покупатель берет юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты.

Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. По ссылке вы сможете посмотреть пример отчета.

Если ни у машины, ни у ее владельца нет проблем и вы соберетесь брать авто в кредит, выберите предложение банка с самой низкой процентной ставкой, а после сделки оформите полис ОСАГО без визита в офис с выгодой до 3 000 рублей. 

Прикрылись короной: число нарушений с госзакупками выросло почти на 6%

По статистике Генпрокуратуры, за 11 месяцев 2020 года в сфере госзакупок выявлено на 5,8% нарушений больше, чем в аналогичный период 2019-го.

Эксперты отмечают, что главными причинами были ослабленный контроль за сделками во время карантина, а также неправомерное проведение экстренных закупок, якобы связанных с пандемией.

Основными нарушениями стали заключения контрактов с единым поставщиком и завышение стоимости товаров со стороны исполнителей.

Сделки под надзором

Количество нарушений в сфере госзакупок возросло на 5,8% — такие сведения приводятся в официальной статистике Генпрокуратуры. По итогам 11 месяцев 2020 года выявлено 153 767 таких преступлений, а за аналогичный период 2019-го их было 145 375.

Кроме того, на 14,4% увеличилось и количество исков прокуратуры в отношении нарушителей. Если в прошлом году надзорные органы обращались в суды 1338 раз, то в этом — 1531 раз.

Список ограничений в госзакупках снова пополнился

А вот число нарушителей, привлеченных к административной ответственности, осталось практически на прежнем уровне. В статистике отмечается незначительное снижение — на 0,2% (с 12 970 до 12 945 человек).

Генпрокуратура не предоставила оперативного ответа на запрос «Известий» о том, какие факторы повлияли на показатели уходящего года.

Уровень коррупции в сфере закупок остается прежним, считают в Ассоциации юристов России (АЮР). И связывают рост числа нарушений не с динамикой преступности, а с профессиональной работой прокуроров.

— После того как Генпрокуратуру возглавил Игорь Краснов, началась активная работа ведомства по пресечению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав граждан, что и обусловило статистику 2020 года, отличившуюся резким ростом числа выявленных фактов нарушения закона по всем сферам. В бюджет удалось вернуть колоссальные суммы, — сказала «Известиям» член АЮР Мария Спиридонова.

По словам юриста, среди выявленных правонарушений наиболее часто встречаются завышение стоимости контрактов, аффилированность участников государственной закупки, принятие заказчиками ненадлежащим образом выполненных или вовсе невыполненных работ и получение взяток.

Читайте также:  Могу ли я открыть ИП на ЕНВД и работать таксистом?

К ответственности за такие нарушения, как правило, привлекаются служащие федеральных и региональных органов власти, а также сотрудники управляющих коммерческих организаций, отметила Мария Спиридонова.

— В рамках действующего законодательства в случае выявления преступлений прокуроры могут направлять материалы проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Также прокуратура имеет возможность обращаться в порядке арбитражного и гражданского судопроизводства с заявлениями о взыскании незаконно полученных доходов с чиновников и других лиц, совершивших правонарушения коррупционной направленности, — пояснила представитель АЮР.

Спрятались за пандемией

Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что свои коррективы в работу по госконтрактам внесла пандемия COVID-19. Например, многие структуры стали пользоваться разрешением проводить экстренные закупки, которые изначально ввели для того, чтобы медучреждения могли в срочном порядке приобретать лекарства и средства индивидуальной защиты.

— Многие пытались притянуть свои госзакупки к ситуации с коронавирусом. Но одно дело — лекарства, а другое — покупка, например, канцелярских скрепок. Под этим же предлогом некоторые втихую стали заключать госконтракты с единым поставщиком.

Кроме того, на какой-то период контроль в этой сфере ослаб, а летом, когда ситуация с заболеваемостью коронавирусом пошла на спад, прокуратура начала проверки и выявила огромное количество нарушений, — сказал «Известиям» гендиректор Центра размещения госзаказа, юрист Александр Строганов.

Еще одним распространенным нарушением этого года стала завышенная цена товара у поставщиков. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отметил, что прокурорские проверки выявляли случаи, когда медицинские маски закупались по 18–20 рублей за штуку, в то время как их средняя цена составляла 8 рублей.

— На региональном уровне по-прежнему основным нарушением остается конфликт интересов, аффилированность. Многие из таких контрактов необходимо аннулировать. Скорее всего, прокуратура сейчас будет обжаловать законность таких сделок, — сообщил «Известиям» Кирилл Кабанов.

По его словам, пандемия сказалась и на деятельности судебной системы. Дела стали рассматривать с задержкой, поэтому эксперт не исключил, что нарушители, выявленные в этом году, попадут в статистику только в следующем.

Пределы совершенства

За преступления в сфере госзакупок предусмотрено наказание в виде штрафа. Однако, по мнению опрошенных «Известиями» экспертов, в случае со сделкой на сотни миллионов нарушителю не сложно выплатить 50 тыс. «штрафных» рублей.

Кроме того, компаниям-поставщикам могут запретить участвовать в конкурсах по госконтрактам. А для должных лиц предусмотрено дисциплинарное наказание вплоть до увольнения.

— Сложности привлечения к ответственности нарушителей связаны с законодательными недостатками. Даже если заказчики в своей деятельности руководствовались письмом какого-то ведомства, например Минфина, то в судах такие документы силы не имеют, — заявил Александр Строганов.

Эксперты сошлись во мнении, что необходимо провести работу по совершенствованию законодательства в сфере госзакупок.

Специалисты также отметили, что о нарушениях при заключении госконтрактов общественности становится известно только в случае возбуждения уголовного дела. Тем не менее примеры, когда сделки властей вызывали всеобщее возмущение, тоже есть.

Так, в 2014 году петербургские власти заключили со строительной компанией контракт на 323 млн рублей на строительство трехэтажной поликлиники.

А когда исполнитель не справился с поставленной задачей, чиновники провели новый тендер на 313 млн рублей, чтобы достроить здание.

При этом одним из критериев оценки участников конкурса было наличие добровольного сертификата из Росстандарта с «индексом деловой репутации».

На условия в УФАС по Санкт-Петербургу пожаловался один из участников конкурса, посчитав некорректным устанавливать такой критерий. Антимонопольный орган поддержал претензию и потребовал аннулировать тендер.

В мае 2013 года администрация Красноярска разместила заказ на 1,6 млн рублей по ремонту туалета в своем здании. Такой тендер вызвал скандал в городе, и мэр поручил своим подчиненным проработать более дешевый вариант ремонта. При этом сам заказ передали на рассмотрение в ФАС.

Как пандемия коронавируса отразилась на сфере госзакупок

Пандемия отразилась на всех сферах жизни, в том числе и на одной из самых стабильных — госзакупках. «Карантинный» апрель ознаменовался серьёзными изменениями в закупочное законодательство, прежде всего, связанными с осложненным исполнением госконтрактов.

Понимая затрудненность логистики, вынужденность самоизоляции и «удаленки», а вследствие чего — нарушение контрактных обязательств, государство разрешило списать неустойки. Наиболее существенным нововведением представляется возможность изменения цены, сроков, объема, аванса контракта.

На деле внезапные послабления оказались почти неприменимыми: для того, чтобы ими воспользоваться, надо доказать влияние пандемии и ограничительных мер на исполнение конкретного контракта.

Как это сделать — универсального способа, гарантирующего результат, нет. Кому-то заказчик идет на встречу, кого-то игнорирует.

В итоге поставщик, обладающий широкими правами по закону, на деле оказался беспомощным и зависящим от мнения конкретного заказчика.

Еще одним препятствием стало обязательное наличие решения федерального, субъектового или муниципального органа исполнительной власти, разрешающего изменить госконтракт. Если изначально это условие было введено в целях нивелирования злоупотреблений, то на практике оказалось неведомым требованием, как исполнить которое никому неизвестно.

Бесспорным «бонусом» пандемии стало освобождение от обязанности устанавливать обеспечение гарантийных обязательств, став лишь правом заказчиков.

Также теперь можно не требовать и обеспечения исполнения контракта от самых незащищенных участников закупок — субъектов МСП.

Несмотря на поредевшую конкуренцию на закупках из-за карантинного кризиса, остается надежда, что необязательность обеспечения исполнения контракта привлечет и вновь активизирует МСП.

Среди мер, направленных на стимулирование конкуренции, — поблажки для остальных субъектов: снижение нижнего предела обеспечения контракта (0,5%) и одновременная возможность получить аванс в размере более ранее строго установленных 30%.

Кроме того, пандемия позволила заполнить ранее существующий пробел законодательства: закупки у единственного поставщика теперь возможны не только после случившейся катастрофы (последствий ЧС и аварий), но и для их предупреждения. Для четкого определения актуальности введен признак — режим повышенной готовности.

Перечень закупок у единого поставщика заодно пополнился и еще несколькими: например, нижний предел увеличен до 600 тыс. рублей. Год назад повышение соответствующего предела со 100 тыс. до 300 тыс. руб.

породило массу недовольств: чем выше предельный размер не нуждающейся в обосновании закупки у единого поставщика, тем больше заказчики дробят закупки на много мелких и не проводят конкурентные процедуры.

Но это не смутило законодателя и в этом году.

Анонсируя стимулирование конкуренции, государство не дало отдохнуть и в майские праздники. Масштабные постановления Правительства ввели 2 значительных изменения: 2 перечня промышленных товаров — полный запрет на закупку иностранной продукции и «третий лишний», когда иностранец не допускается к участию в случаю появления не менее 2х отечественных (или ЕАЭС) товаров-предложений.

Промпродукция, отраженная в перечнях, настолько разнообразна, что рынок «пошатнулся» в изумлении: многие товары, хотя и есть у отечественных производителей, но порой гораздо качественнее и дешевле у иностранцев. Способы обхода, безусловно, есть: сложная неведанная доселе процедура доказывания через Минпромторг отсутствия на рынке отечественной продукции конкретного вида.

  • Стоит отметить и значительный плюс: в отличие от предыдущего опыта запрета на импорт, когда для устранения иностранца в закупке достаточно было задекларировать российское происхождение товара (или ЕАЭС), в новых постановлениях введен специальный реестр, позволяющий проверить реальное происхождение товара.
  • Насколько действительно запретительные конструкции смогут помочь развитию отечественной продукции — покажет время.
  • Не обошли стороной изменения и 223-ФЗ, ставшие, однако, более чем очевидными к моменту их принятия.

Скопировав разъяснения применения 44-ФЗ, государство внесло поправки в 223-ФЗ, признав на период «нерабочих» дней (апрель, а также первая часть мая) поименованные в законе в качестве рабочих дней календарными.

Также 223-ФЗ приобрел указание на гособоронзаказ и легальное разрешение на их проведение закрытым способом и отсутствие обязанности опубликования информации о них в ЕИС.

Подводя промежуточные итоги коронавирусного времени госзакупок, стоит признать, что именно закупочное законодательство видоизменялось с течением времени чаще других отраслей.

Резонность внесения тех или иных поправок реально можно будет увидеть лишь по прошествии времени, когда завершится наиболее пострадавшая часть госконтрактов, поставщики и заказчики попадут в ФАС и в суды.

Но бесспорно — пандемия оставит неизгладимый отпечаток на деятельность каждого заказчика и участника государственных торгов.

За госконтракты накажут по реестру

Как стало известно “Ъ”, правительство одобрило подготовленный в Генпрокуратуре законопроект, направленный на усиление борьбы с коррупцией.

В его рамках в единой информационной системе госзакупок (ЕИС) появится реестр юридических лиц, привлекавшихся к административной ответственности за выплату незаконных вознаграждений от своего имени.

Чиновников и муниципальных служащих, заключающих сделки с такими компаниями, предполагается подвергать штрафным санкциям.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», подготовленный Генпрокуратурой, после ряда обсуждений в целом согласован с правительством. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст.

 31 уже действующего 44-ФЗ не допускается участие в закупках юридического лица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.

28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юрлица).

Разрабатывая законопроект, сотрудники надзорного ведомства установили, что, несмотря на штрафы и запреты, накладываемые на компании, в интересах которых давались взятки, они по-прежнему остаются участниками сделок с бюджетными средствами, заключая порой многомиллионные, а то и миллиардные контракты.

Например, по данным ФАС, ЗАО «Фирма «Евросервис»» в 2018–2019 годах заключило 1165 госконтрактов на поставку лекарств и медоборудования, получив только за первый год выручку 5,5 млрд руб., и это при том, что компания дважды привлекалась к ответственности по ст. 19.28 КоАП.

В свою очередь, АО «Новосибирский завод полупроводниковых приборов с ОКБ» в 2017 году приняло участие в открытом конкурсе Минпромторга на 2,3 млрд руб., по итогам которого заключило госконтракт на 87 млн руб.

После вмешательства Генпрокуратуры контракт в 2018 году был расторгнут, так как общество ранее признавали виновным в административном правонарушении.

Проблема, как выяснилось, заключается в отсутствии единого реестра компаний, замешанных в коррупции, в котором участник госторгов мог бы проверить своего партнера, а также в том, чтобы сделать эту процедуру обязательной.

Читайте также:  Минфин предложил резко увеличить штрафы за несданную отчётность

Отметим, что похожий на антикоррупционный реестр ресурс уже имеется на официальном сайте Генпрокуратуры. В прошлом году в него было внесено 313 компаний с указанием судов, вынесших решения по ст. 19.28 КоАП. В этом году прокурорский реестр пополнился 31 юрлицом, замешанным в коррупции.

При этом, согласно данным самого надзорного ведомства, за прошлый год по инициативе прокуроров по ст. 19.28 было привлечено 1,2 тыс. компаний, которых суды оштрафовали на общую сумму более 2 млрд руб. В качестве примера такой антикоррупционной работы в Генпрокуратуре приводят дело авиакомпании iFly.

Ее гендиректор, установили следствие, а затем и суд, передал взятки руководителю одного из подразделений Росавиации на общую сумму более 2 млн руб. за организацию выдачи разрешительных документов. Санкции за это оказались гораздо серьезнее суммы взятки. Для iFly штраф превысил 20 млн руб.

, а ее руководитель, получивший условный срок за дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере, был вынужден выплатить государству 6,48 млн руб.

Как объяснил источник “Ъ” в надзорном ведомстве, в соответствии с законопроектом о поправках к 44-ФЗ, в ЕИС (zakupki.gov.ru) будет размещен реестр компаний, подвергавшихся административному наказанию по ст. 19.

28 КоАП. Следить за реестром предписывается Федеральному казначейству, которое будет вносить в него сведения, получаемые из надзорного ведомства.

Для этого решение суда в отношении компании должно вступить в законную силу.

Кроме того, еще одним законопроектом для нарушителей со стороны государственных и муниципальных структур, заключивших контракты с провинившимися компаниями, предполагается ввести целую систему штрафных санкций.

Причем наказание хотят в процентном отношении привязать к суммам контрактов, заключенных с компаниями из черного списка. Последний законопроект, по данным “Ъ”, сейчас проходит согласование в Минюсте.

А первый, который в своем недавнем выступлении перед членами Совета федерации фактически презентовал генпрокурор Игорь Краснов, заявивший, что кроме «репрессивной составляющей» борьбы с коррупцией более важным является «принятие мер превентивного характера», уже подготовлен для внесения в Госдуму.

Черный список, полагают юристы, можно будет покинуть на основании судебного решения, истечения сроков давности или просто изменив реквизиты, состав учредителей и перерегистрировав компанию (срок давности по ст. 19.

28 КоАП РФ составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения).

К тому же для дачи взяток, как правило, используются так называемые фирмы-прокладки, а доказать их связь с выгодоприобретателями довольно сложно.

«У меня большие сомнения, что предполагаемое нововведение будет работать. Можно слегка изменить название — букву, знак, кавычки. Есть и другие корпоративные приемчики. Наконец, можно просто замотивировать оператора—держателя этого перечня»,— полагает член совета Адвокатской палаты Москвы Роберт Зиновьев.

Николай Сергеев

Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Любой участник закупки имеет право обжаловать действие/бездействие заказчика тендерной процедуры в ФАСе, арбитражном суде, а также прокуратуре.

Поскольку алгоритмы подачи жалоб изложены на сайтах соответствующих органов, приводить их в данной статье нет необходимости.

Автор ограничился в данной статье рассмотрением двух важнейших операций, предпринимаемых ФАСом в рамках реагирования на жалобы участников: приостановки процесса определения поставщика и его возобновления.

При поступлении от участника жалобы в ФАС она регистрируется канцелярией этой федеральной службы (если соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы и подписана ЭЦП), после чего ФАС направляет в ЕАИС информацию о жалобе.

Также информация направляется на ЭТП, где проводится обжалуемая процедура, причем в письме ФАС требует приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения договора (контракта).

Это особенно актуально, когда жалоба подана в последний день регламентного срока (не более 5 дней со дня публикации обжалуемого участником протокола).

Ведь после того как контракт будет подписан ФАС потеряет свои полномочия в отношении обжалуемой процедуры и решения вынести не может.

Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу.

Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб.

Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки).

Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

  • — заказчик исполнил предписание в полном объеме.
  • — заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
  • — заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму.

Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме.

При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы.

Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем.

А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

В предписании указывается, согласно, административному регламенту фас два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед фасом о его исполнении.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Этому бездействию можно найти объяснение.

Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг.

Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика.

А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет.

Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится.

Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура.

Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится.

А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

Читайте также:  Долги перед покупателями у принудительно ликвидированного ООО взыщут с бывшего директора или учредителей

Вс разобрался, когда можно обойти правила госзакупок — новости право.ру

ООО «Строймонолит» взыскивает с непубличного АО «Центр «Омега», акционером которого является Краснодарский край, 1,6 млн руб. задолженности за ремонт кровли здания.

Заказчик отказался оплачивать работы, потому что истец был не его непосредственным контрагентом, а субподрядчиком. Привлекла его компания «Строй Интернейшнл», которая несла гарантийные обязательства.

Раз работы выполнены не по договору и с нарушением положений о госзакупках, то платить не надо, настаивал ответчик. 

Чтобы разобраться в споре, суд назначил строительную экспертизу. Согласно заключению, спорный объем работ действительно не входил в договор. Тем не менее эксперты решили, что ремонт нужно было провести срочно из-за дефектов кровли и многочисленных протечек. 

Дело уже прошло два круга. Сначала суды учли мнение эксперта о срочности работ. Заказчика они уличили в недобросовестности, потому что ремонт был ему объективно необходим. О недействительности договора он заявил только при выполнении работ, посреди долгого судебного разбирательства.

Но Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил эти решения. Он не считал, что ремонт не мог подождать, и заключил, что можно было оформить отношения сторон с соблюдением конкурсных процедур. Следовательно, речь не идет о неосновательном обогащении ответчика, сделал вывод суд.

В этом сюжете

  • Экономколлегия защитила бизнес от переоценки тендера

Теперь в деле № А32-28627/2015 разберется Верховный суд, куда направил жалобу «Строймонолит». В кассационной жалобе компания сослалась на п.

20 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по которому заявление заказчика или победителя о недействительности договора не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые он ссылается, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а его цель – уйти от исполнения договора. 

Также заявитель указал на разъяснения ВС в п.

70 Постановления Пленума № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» о том, что сделанное в любой форме заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно.

Общество «Строймонолит» полагает, что недобросовестность поведения ответчика не отменяет того, что работы были выполнены по поручению заказчика, поэтому их надо оплатить. Заявитель также обратил внимание суда на то, что спорные работы выполнены им по поручению общества «Омега», они были самостоятельными и без гарантий.

Практика ВС решал, как нельзя штрафовать подрядчика

В ходе заседания в ВС представитель компании подчеркнула, что ответчик не мог не знать о необходимости проведения закупочных процедур, но проигнорировал эту необходимость.

Такое поведение можно считать недобросовестным, указала представитель заявителя. Она также в очередной раз сослалась на экспертное заключение, подтверждавшее срочность работ.

Так, эксперт отметил, что протечки были на 70% кровли и были существенными, а истец действовал в интересах заказчика. 

«Ответчик просил выполнить работы побыстрее – изначально не было даже письменного договора, он был составлен в процессе, но не подписан, хотя при этом подписывались акты скрытых работ.

Сама стоимость работы и ее объем не оспаривались. Именно ответчик должен был отметить, что необходима конкретная процедура закупки», – указала представитель.

Она просила отменить акт АС СКО и оставить в силе акты нижестоящих инстанций.

В ходе заседания, отвечая на вопрос председательствующей судьи Елены Борисовой, представитель компании также указала, что в деле следует исходить из норм закона о закупках (223-ФЗ), а не из норм закона о госзакупках (44-ФЗ), в котором прописаны конкретные субъекты, к которым не относится ответчик.

В итоге коллегия судей решила отменить постановление окружного суда и оставить в силе решение АС Краснодарского края, постановившего взыскать с ответчика 1,6 млн руб. за выполненные работы, а также проценты и госпошлину.

Практика по таким делам противоречивая, указывают эксперты, а практика в разных регионах, даже учитывая разъяснения ВАС и ВС, складывается противоположным образом. Возможно, разъяснения от экономколлегии, которые последуют в мотивировке по делу, помогут сформировать единый подход.

Что касается конкретного спора, то он является ярким примером борьбы правовых позиций ВС и поиска судьями некоего баланса их применения, считает юрист КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
Екатерина Баглаева.

Перед судами стояла задача выяснить, какую из позиций необходимо применить, говорит она: одна позиция – о недопустимости взыскания платы за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта, а между участниками отсутствует надлежащим образом оформленный контракт.

Вторая – о недопустимости отказа во взыскании платы за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в случаях экстренного осуществления услуг. В деле были представлены доказательства, свидетельствующие о срочности работ в виде пояснений эксперта.

И третья – о недопустимости злоупотребления правом в виде ссылок на недействительность договора между госзаказчиком и исполнителем в случаях, когда обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя.

«В каждом конкретном случае определяет «приоритет» позиции только результат анализа фактических обстоятельств дела», – отметила юрист. При этом она сочла дело скорее исключением из общего правила, поскольку обычно взыскать плату за работы госзаказчику в отсутствие контракта очень сложно.

Денис Быканов, партнер Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
, отметил в деле соотношение двух конкурирующих интересов.

Первый связан с гражданским оборотом, а второй – с казной.

«Интересы казны можно защитить двумя способами: признать сделку, заключенную в обход правил о государственных закупках, недействительной, а еще можно сохранить силу этой сделки и предложить Краснодарскому краю (как публично-правовому образованию) требовать взыскания причиненных убытков с менеджмента подконтрольной ему корпорации «НАО «Центр «Омега». Очевидно, что первый вариант подрывает гражданский оборот и демотивирует его участников к вступлению с казной в любые гражданские правоотношения», – отмечает Быканов. Поскольку в действиях ответчика замечены признаки недобросовестности, о правовой защите такого участника отношений за счёт добросовестного контрагента речи не идет. «Практика свидетельствует, что благодаря новеллам п. 5 ст. 166 ГК суды все чаще поддерживают добросовестную сторону», – подтверждает Быканов. Так и поступила экономколлегия.

Список медицинских изделий, для которых установлены ограничения при госзакупках, снова расширен | Новости | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи

Перечень медицинских изделий, подпадающих под ограничения в процессе госзакупки, расширился. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а текст документа опубликован на сайте Правительства.

Всего в список попали 14 позиций, в том числе аппараты искусственной вентиляции легких, эндопротезы суставов конечностей, кресла-стулья с санитарным оснащением, костыли, ортопедическая обувь для детей, аппараты ингаляционного наркоза, эндопротезы молочных желез на основе силикона.

Ограничения затронули и некоторые расходные материалы: стерильные и нестерильные бинты, медицинскую марлю, перевязочные пакеты и тампоны, медицинские маски, противопролежневые матрацы, подгузники, пеленки и биохимические реагенты.

В постановлении сообщается, что аналоги всех перечисленных изделий в достаточном объеме производятся отечественными компаниями.

Установленные ограничения на госзакупки подразумевают, что в случае, если о поставке российской продукции или продукции из стран ЕЭС подано не менее двух предложений, то заявки на продукцию иностранного производства автоматически исключаются из конкурса.

Необходимость таких ограничений чиновники объяснили интересами внутреннего рынка и поддержкой развития отечественных товаропроизводителей.

Сам Закон, запрещающий закупку иностранных медицинских изделий при наличии отечественных аналогов, был принят еще в 2015 году. Тогда экспертам и благотворительным фондам удалось отстоять некоторые позиции, в том числе, аппараты вентиляции легких.

Однако по словам пульмонолога, эксперта фонда «Живи сейчас» Василия Штабницкого, полноценной замены некоторым аппаратам на российском рынке нет и сейчас.

Так, если отечественные стационарные аппараты искусственной вентиляции легких приближаются к зарубежным, то аналоги аппаратов домашней вентиляции легких, мобильных аппаратов вентиляции легких и других высокотехнологичных приборов, улучшающих качество жизни пациентов с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной системы, попросту не производятся в РФ.

Несколько ранее обращение против расширения списка медицинских изделий направили президенту 12 некоммерческих организаций, среди которых фонды «Живи сейчас», «В твоих руках», «Тепло сердец» и др.

При принятии подобных законопроектов, отмечают они, нельзя ориентироваться на «интересы локальных производителей».

Оценка преимуществ и недостатков отечественной техники в сравнении с зарубежными аналогами, утверждают представители фондов, должна проводиться в ходе независимых клинических исследований, после которых станет целесообразным поднимать вопрос об ограничениях госзакупок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *