Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

Для корректного приобретения объекта закупки предварительно необходимо документировано и максимально подробно обрисовать требования, предъявляемые к нему. Для этого и составляется техническое задание, в котором определяются: предмет закупочного контракта, цена закупаемого объекта, его специфика, объём закупки, условия закупки, предъявляемые при этом требования.

Помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ при подготовке ТЗ необходимо учитывать нормативные требования Антимонопольной службы и законодательства о техническом регулировании, а так-же положение о закупках конкретного Заказчика если мы рассуждаем в рамках 223-ФЗ

Техническое задание на закупку 44-ФЗ и 223-ФЗ

Одной из важнейших составляющих в любой закупке является техническое задание. Оно составляется заказчиком для максимального описания продукта или услуг, которые ему необходимо получить. Чем точнее и корректнее будет составлено ТЗ, тем проще будет и поставщику и самому заказчику.

Техническое задание на закупку должно соответствовать требованиям законодательства. И помимо 44-ФЗ при подготовке ТЗ необходимо учитывать нормативные требования Антимонопольной службы и законодательства о техническом регулировании.

Ведь их нарушение, а также неполное или не конкретизированное описание требуемых услуг или товаров, может привести к подаче нецелевых заявок, а в случае отказа данным поставщикам — к жалобе в ФАС на необоснованное отклонение.

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

Разработка технического задания по 44-ФЗ

Качественная подготовка технического задания на закупку является залогом успешного тендера, ведь при проработке всех пунктов ТЗ Вы получите конкурентоспособные, релевантные и сильные заявки на участие с предложением именного того товара, работ или услуг, которые рассчитываете получить.

Совокупность всех составленных технических заданий по 44-ФЗ на закупки напрямую влияет на план закупок и формирует план-график на будущий период. В идеале, заказчик составляя список всех необходимых товаров или услуг, которые будет необходимо получить в следующем периоде, планирует определенные моменты:

  • в какой форме будут проводиться тендеры
  • можно ли объединить некоторые лоты в одну закупку или разумнее будет произвести несколько операций
  • в каком количестве и форме провести торг на определенный товар, ведь можно сделать единоразовую закупку в форме конкурса один раз в период или проводить запрос котировок, например, каждый квартал

От всех этих нюансов зависит, как именно будет составлен план закупок и план-график соответственно.

Подготовка технического задания

При подготовке техзадания на закупку, заказчик должен максимально открыто и точно указывать все параметры, чтобы подрядчик смог подготовить качественное предложение, оценив объем и сложность. Очень важно указывать требования в соответствии с 44-ФЗ, не превышая полномочий.

Обычно техническое задание закупки содержит следующие пункты:

  • описание закупки, т.е. наименование товара, работ или услуг
  • технические характеристики объекта торга
  • количество и комплектацию, если речь идет о товаре
  • сроки поставки или выполнения работ
  • требования с гарантии и безопасности
  • условия оплаты и поставки
  • другие требования не противоречащие условиям, обозначенными в законе

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

Техническое задание на закупку: подготовка и образец ТЗ в 2022 году

Существенным моментом является то, что заказчик в техническом задании на электронный аукцион должен указывать минимальные или максимальные рамки показателей, а подрядчик, оценивая свои возможности, должен указать в форме 2 уже точные значения.

Что запрещено включать в объект закупки по 44-ФЗ

В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.

Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).

Указание ГОСТов и техрегламентов

Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.

Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.

Характеристики ТРУ

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей.

  При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару.

В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.

Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?

  • Включение разнородной продукции
  • Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг
  • Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака

Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.

Что запрещено включать в один лот?

Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении.

В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ.

Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.

Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды бутилированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

Рекомендации к составлению ТЗ

При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.

Заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного товара (произведенных работ).

Техническое задание должно быть нейтральным, не ставить ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных требований к поставляемой продукции.

Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции.

Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

Заказчику рекомендуется указывать в техническом задании, что поставляемый товар должен быть новым (который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), иначе заказчик может получить товар, бывший в употреблении.

Требования к техзаданию

Закон о Федеральной контрактной системе не предусматривает унифицированной формы ТЗ и определенных требований к формату и содержанию документа. При разработке заказчик вправе использовать уже имеющиеся образцы или составить собственный бланк, основываясь на специфике своей финансово-хозяйственной деятельности или на отраслевых особенностях.

Установлены общие рекомендации к структуре. Бланк состоит из разделов, описывающих сводную информацию о госзаказе, данные об объекте торгов, требования к потенциальным исполнителям, существенные условия госконтракта и дополнительные сведения.

В процессе формирования ТЗ специалисты вправе воспользоваться всеми открытыми и доступными для пользователей сервисами.

К ним относятся:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016, включающий требования к оформлению различной документации
  • реестр госзакупок в Единой информационной системе
  • иные источники общедоступных данных

Инструкции при улучшении характеристик ТРУ

44-ФЗ предусматривает возможность передачи заказчику ТРУ с улучшенными параметрами при условии перерасчёта цены контракта.

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ означают лучшее, чем было заявлено в контракте, качество товара, его потребительские свойства.

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022Пример улучшенных характеристик товара

Замена допускается при одновременном выполнении следующих условий:

  • поставщиком и заказчиком было достигнуто согласие относительно замены;
  • свойства превосходят изначально заявленные в контракте;
  • замена не запрещена условиями ст. 14 44-ФЗ.

Критерии, в соответствии с которыми новые товары, работы или услуги признаются улучшенными, законом не предусмотрены. Предполагается, что это такое улучшение качества, которое можно однозначно определить.

Изменение возможно в отношении тех параметров, которые были оговорены в контракте. Иные изменения не учитываются.

Когда нельзя менять

Не допускается изменение в следующих случаях:

  • улучшение одного параметра неизбежно приведёт к ухудшению другого;
  • изменения производятся на этапе торгов;
  • ТРУ охраняются национальным режимом.

В остальных случаях поставка с улучшенными характеристиками допустима.

Инструкция для изменения товара

  1. Заказчик должен определить, является ли новый объект поставки улучшенным по отношению к первоначально заявленному, а также проверить, не были ли ухудшены иные свойства. Затем необходимо выяснить, не охраняются ли ТРУ национальным режимом.

  2. Следующий шаг — согласование условий с поставщиком.

    По итогам переговоров между сторонами заключается допсоглашение на улучшение характеристик по 44-ФЗ и вносятся изменения в контракт, после чего заказчик публикует сведения об этом в ЕИС в течение трёх рабочих дней.

  3. Поставщик для улучшения объекта поставок направляет письмо о замене товара на аналогичный по 44-ФЗ, где указывает причину и новые характеристики. После этого производится согласование условий и подписание дополнительного соглашения, а затем — непосредственно поставка.
Читайте также:  Меняются правила размещения сведений в реестре договоров

Дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение содержит следующие сведения:

  • реквизиты сторон;
  • наименование товара, его технические характеристики, единицы измерения, количество, цена за единицу и общая стоимость продукции;
  • сравнение нового предложения с ранее заявленным;
  • сведения о контракте, к которому прикрепляется документ.

Органы ФАС могут потребовать обоснование замены, особенно если определить однозначное улучшение объекта закупки сложно.

( 1 оценка, среднее 5 из 5

Улучшенные характеристики по 44-ФЗ

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ — образец 2022

  1. случаи, при которых заказчик по согласованию с поставщиком может внести изменения в контракт в части замены одного товара (работы, услуги) на другой, имеющий улучшенные характеристики;   
  2. какие характеристики являются действительно улучшенными, а какие нет?
  3. как на изменение характеристик смотрят проверяющие?
  4. ситуации, при которых заказчик с поставщиком ни при каких обстоятельствах не могут (не вправе) подписать дополнительное соглашение контракту о замене предмета на улучшенный;
  5. ответственность заказчика и поставщика за подписание соглашения об изменении предмета контракта в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ. 

Надеемся, что материал, изложенный в статье, окажется полезным читателю. При возникновении дополнительных вопросов по данной теме читатель может адресовать их нам в ветке коротких консультаций “Вопрос-ответ” или, вступив в нашу закрытую группу в WhatsApp, задать его непосредственно. 

Когда можно улучшить характеристики?

Изменение предмета контракта на иной, имеющий улучшенные характеристики, возможно только при исполнении контракта. При заключении контракта предмет менять недопустимо. Поэтому, если поставщик изначально понимает, что он не сможет поставить предложенную им продукцию, то не стоит убеждать заказчика сразу заключить контракт с измененным предметом. 

Если заказчик согласится с данным предложением, то не только заказчик, но и поставщик могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.

32 КоАП РФ за заключение контракта на иных условиях, нежели чем были предусмотрены документацией о закупке и заявкой участника.

Административный штраф в указанном случае составляет 1 % от НМЦк и накладывается на обе стороны (для заказчика максимальный штраф составляет 30 000 рублей, а для поставщика (юридическое лицо) — 300 000 рублей. 

Если заказчик откажется от предложения участника, что, собственно говоря, верно и правильно с точки зрения Закона № 44-ФЗ, то поставщик, настаивая на своем может “угодить” в РНП за уклонение от заключения контракта.

Поэтому, понимая невозможность исполнения контракта на предложенных условиях поставщик должен всегда подписать контракт, а уже потом решать данные вопросы (например, путем подписания соглашения о расторжении контракта или применив по соглашению с заказчиком ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ).

Изменить предмет контракта на улучшенный можно во всех случаях заключения контракта по Закону № 44-ФЗ: способ закупки, по результатам которого заключается контракт, значения не имеет; наличие или отсутствие в контракте соответствующего условия о праве сторон на изменение контракта также не является препятствием к подписанию дополнительного соглашения к контракту об изменении предмета на улучшенный (т.к. ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ не ставит под условие применения данной нормы в зависимости от содержания контракта). Соответственно предмет может быть изменен как в контракте, заключенном по результатам конкурентной процедуры закупки, так и в контракте, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика вне зависимости от текста контракта. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.

Что является лучшим, а что нет?

Основное правило, которое следует запомнить:

Улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержаться в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения в части изменения предмета.

Приведем условный пример. Заказчик покупает принтер Саnon со скоростью печати одной страницы равной 3 секунды. Поставщик предлагает изменить поставляемый принтер на принтер компании HP, скорость печати у которого 1 страницы составляет всего 1 секунду. При этом остальные характеристики принтера HP аналогичны тем, что закреплены в контракте по принтеру Сanon.

Очевидно, что принтер HP лучше принтера Canon. Однако, если характеристика по скорости печати одной страницы не была указана в тексте контракта (т.е. изначально не была предусмотрена заказчиком в техническом задании) и содержится только в технических паспортах данных изделий, то подписывать дополнительное соглашение к контракту об изменении предмета в данном случае недопустимо.

Изменять предмет можно тогда, когда одна или несколько характеристик нового товара (работы, услуги) лучше, чем те, которые закреплены в контракте. При этом остальные характеристики не должны ухудшаться. Важно также заметить, что при изменении предмета не должен меняться вид закупаемого товара (работы, услуги). Он должен оставаться прежним.

Например, недопустимо вносить изменения в контракт, предметом которого выступает поставка настольных ПК, изменив предмет на поставку ноутбуков (принимая во внимание, что ноутбуки легче и лучше, чем настольные ПК). Настольные ПК можно менять только на настольные ПК, имеющие улучшенные характеристики, а не на ноутбуки и моноблоки, т.к.

это полностью другой предмет, а не тот же, имеющий улучшенные характеристики.

Какие характеристики являются улучшенными стороны определяют самостоятельно.

Однако, нужно понимать, что контролирующие органы настороженно относятся к любым дополнительным соглашениям, подписываемым сторонами, усматривая в них возможные злоупотребления и ограничение конкуренции.

Так, например, отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписания дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно. 

Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым (поставка автомобиля желтого цвета). Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях.

В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый автомобиль будет не желтого цвета, а черного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к.

желтый цвет автомобиля не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется автомобиль черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше.

Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется суде. Поэтому перед подписанием дополнительного соглашения нужно обязательно взвесить все “за” и “против”.

Когда характеристики менять нельзя?

В практике закупок есть ситуации, при которых изменять характеристики закупаемой продукции недопустимо, даже если они действительно являются улучшенными. Приведем примеры:

Нормирование. На день подготовки настоящей статьи к публикации органы власти, органы местного управления, осуществляющие функции ГРБС или учредителя бюджетного учреждения, обязаны принять нормативные акты, определяющие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг. Об этом мы уже писали в одной из наших статей.

Характеристики закупаемой продукции, установленные в таких актах, являются строго обязательными для заказчика, т.е. он просто не может принять иную продукцию, выходящую за те значения по характеристикам, которые установлены в соответствующем акте.

Соответственно подписание любых соглашений об изменении товара (работы, услуги) должно осуществляться с оглядкой на акты о нормировании.

Импортозамещение. Например, приказ Минфина России от 04.06.

2018 № 126н, которому мы посвятили отдельную статью, устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение и применение положений ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Приемка товара по 44-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Приёмка товара, работ или услуг (ТРУ) — ответственный процесс, являющийся ключевым этапом исполнения контракта. Рассказываем, как происходит приёмка, на что следует обратить внимание, какие акты составляются во время проведения приёмки и о других нюансах.

Что такое приёмка ТРУ

Условия о порядке и сроках проведения приёмки поставленных товаров, выполненной работы или оказанной услуги заказчиком являются обязательной частью контракта (ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). При приёмке заказчик проверяет соответствие количества, комплектности и объёма товаров, работ или услуг требованиям, которые были установлены в контракте.

Для проведения приёмки ТРУ либо результатов по отдельным этапам исполнения контрактных обязательств подрядчиком заказчик может привлечь специальную комиссию. В составе приёмочной комиссии должно быть не менее пяти человек. При этом полномочия по приёмке ТРУ и подписания приёмочной документации остаются только за заказчиком, передавать их третьим лицам он не может.

Поскольку с 1 мая 2021 года документы о приёмке товаров, работ и услуг должны подписываться только электронной форме, заказчику потребуется квалифицированная электронная подпись. Такая подпись будет необходима и для работы в ЕИС и с госпорталами, а также для отчётности.

Помимо проверки соответствия условиям контракта количества, объёма и комплектности товаров, при приёмке также проверяется, насколько товары соответствуют требованиям качества и безопасности, упаковки и маркировки, а также требованиям, прописанным в нормативно-технической документации.

Читайте также:  Регистрация ИП в ЕИС: пошаговая инструкция

На что следует обратить внимание на этапах заявки и заключения контракта

В первую очередь необходимо убедиться, что в проекте указаны конкретные характеристики требуемых товаров и критерии приёмки. Кроме того, в контракте должны быть установлены чёткие сроки приёмки, а также время, которое отводится для устранения исполнителем выявленных недостатков.

Для определения характеристик товаров могут использоваться определённые ГОСТы и иные нормативы. В качестве критериев приёмки заказчик может прописать различные требования. Например, требования о том, что упаковка товаров не должна быть нарушена, продукты питания и лекарства должны иметь определённые сроки годности и тому подобное.

При приёмке работ и услуг проверяется их соответствие ГОСТам, СНиПам и иным нормативам. Также заказчик проверяет, уложился ли исполнитель в установленные контрактом сроки и были ли по результатам выполнения работ или оказания услуги достигнуты поставленные цели.

Если закупочная документация не содержит конкретных критериев и сроков проведения приёмки, подрядчику следует запросить у заказчика разъяснения.

Как проводится приёмка по 44-ФЗ

Приёмка проводится в несколько этапов:

  • проверяется соответствие количества, объёма и комплектности требованиям, указанным в сопроводительных документах;
  • проводится визуальный осмотр товара или результатов выполнения работ (оказания услуги) с целью выявления недостатков (заводского брака, скрытых дефектов);
  • выявленные недостатки (в том числе устраняемые) фиксируются в акте приёмки.

Если претензий нет

Если поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга устраивает заказчика и он не имеет каких-либо претензий по исполнению контракта, он должен подписать акт приёмки и сопроводительные документы (например, товарную накладную).

Акт приёмки будет свидетельствовать о том, что заказчик получил необходимый товар или результат выполнения работы (оказания услуги) и у него нет претензий.

Если заказчик обнаруживает недостатки, которые исполнитель должен устранить, это фиксируется в акте приёмки.

Если по результатам исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком возникнет спор, то акт приёмки понадобится при обращении в суд.

Какой-то конкретной формы, по которой должен составляться акт приёмки, законодательством не предусмотрено, поэтому допускается составлять его в произвольной форме. В акте должны быть указаны перечень товаров (работ, услуг) с ценами для каждой позиции, реквизиты и подписи сторон, а также уточнение того, что у заказчика нет претензий к исполнителю.

Перед приёмкой товара проводится экспертиза, к которой привлекаются комиссия заказчика или сторонние специалисты. В случае проведения экспертизы сторонними специалистами их заключение оформляется в отдельном документе.

Есть устранимые недостатки

Бывает, что товар (работа, услуга) устраивает заказчика не в полной мере, поскольку были выявлены недостатки. Если эти недостатки — устранимые, заказчик вправе осуществить приёмку после их устранения. Например, как только товар будет заменён на соответствующий требованиям контракта.

При обнаружении устранимых недостатков составляется акт расхождений, в котором заказчику необходимо перечислить обнаруженные недочёты и предложить варианты по их устранению в определённый срок.

Отказ в приёмке

Если товар (работа, услуга) полностью не устраивает заказчика и он решает отказать в его приёме, заказчик должен оформить отказ в письменном виде и отправить его исполнителю. Кроме того, в течение трёх дней ему необходимо разместить отказ в ЕИС.

Если заказчик получает от поставщика обоснованный и подтверждённый экспертизой отказ в приёмке, у него есть 10 дней на устранение недостатков, в противном случае контракт будет считаться расторгнутым. Если заказчик сможет исправиться в установленный срок, решение об отказе в приёмке будет отменено.

Если заказчик откажет в приёмке без каких-либо обоснований, исполнителю следует запросить пояснение причин отказа. В случае отсутствия ответа на запрос исполнитель может составить претензию, либо обратиться в суд, если заказчик на неё никак не отреагирует.

Чтобы защитить свои интересы в конфликтной ситуации с заказчиком, воспользуйтесь комплексом услуг Астрал.Тендер. Сервис поможет подготовиться к торгам, улучшить свои профессиональные навыки и таким образом увеличить доход компании.

Особенности повторной приёмки

При проведении повторной приёмки составляется акт по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3, если товар иностранного производства.

В актах перечисляются только те товары, по которым были установлены расхождения по их качеству или количеству. Относительно остальных товаров достаточно сделать пометку о том, что по ним расхождения отсутствуют и нет претензий по качеству и количеству.

Составление акта приёмки по 44-ФЗ

Акт приёмки должен быть составлен в двух экземплярах — для заказчика и исполнителя. Он должен быть сшит, скреплён печатью и подписан всеми членами экспертной комиссии: заказчиком, представителями исполнителя, специалистами экспертизы. В том случае, если член комиссии отказывается подписывать акт, в нём делается соответствующая пометка.

Если при составлении акта обнаруживаются расхождения, этот факт отмечается в сопроводительной документации (товарная накладная, счёт-фактура и др.) Далее акт приёмки и сопроводительные документы передают в бухгалтерию заказчика, которая рассчитывает сумму претензии.

Если проводилась повторная приёмка, в сопроводительных документах делается пометка о повторном проведении и составлении акта по форме ТОРГ-2.

Все несоответствия, выявленные при первичной приёмке, обязательно необходимо отмечать в накладной — номер партии, номер паспорта качества или номер сертификата соответствия можно вписывать в неё вручную.

Улучшенные характеристики товара по 44-ФЗ: как произвести замену товара?

Оказываете услуги по тендерному сопровождению? Тогда это должно вас заинтересовать. Узнать подробнее>>>

Целью нашей новой статьи является формирование у участников закупок представления о том, что такое улучшенные характеристики товара, и в каких случаях замена товара с лучшими параметрами в госконтракте возможна.

При поставке продукции с улучшенными свойствами происходит передача такой продукции заказчику на основании дополнительного соглашения к контракту. Однако в некоторых случаях использование возможности заменить товар не допускается.

Расскажем о позиции проверяющих органов, а также о случаях, когда замена предмета контракта невозможна, и об ответственности сторон за несоблюдение норм контрактного законодательства в отношении замены показателей продукции.

Условия замены товара на иной с улучшенными характеристиками

Заменять товар на более лучший разрешает контрактное законодательство, а именно ч.7 ст.95 44-ФЗ. При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Обе стороны закупки согласовывают необходимость заменить продукцию на аналогичную, но с лучшими свойствами.
  2. Потребительские характеристики, технические и функциональные параметры замененных товаров выше по сравнению с теми, которые были предложены к поставке изначально.
  3. Замена продукции не противоречит ст.14 44-ФЗ о национальном режиме и нормативно-правовой документации, касающейся этой статьи.

Первый пункт из названного списка вопросов не вызывает, а вот второй и третий пункты следует рассмотреть отдельно и понять, какие особенности они имеют.

Закон 44-ФЗ не дает четкого понимания, как должна происходить поставка товара с улучшенными показателями. То есть в законе отсутствуют критерии, по которым безоговорочно можно определить, какие свойства действительно являются улучшенными.

Ответственность за оценку выгодности новых товаров несут сами заказчики, а поэтому они не всегда охотно поддерживают инициативу поставщиков. Действуют они так в целях личной страховки, чтобы избежать лишних разбирательств в ФАС, если возникнет непонятная ситуация вследствие неверной оценки ими характеристик продукции.

Заказчики должны руководствоваться позицией Минэкономразвития, изложенной в Письме от 09.12.2014 г. № Д28и-2705 и не вправе изменять предмет контракта.

Проверяющие службы в ходе проверок могут запрашивать обоснование изменений свойств товара, подлежащего к поставке. Чаще всего это происходит, когда складывается двоякая ситуация и невозможно с уверенностью говорить, что новые характеристики являются действительно более выгодными.

В качестве примера можно привести поставку легкового автомобиля, при которой была изменена характеристика мощности двигателя, то есть, например, со 102 л.с. мощность двигателя была увеличена до 140 л.с.

Под одним углом рассмотрения понятно, что свойства были улучшены, транспортное средство будет поставлено более мощное.

Но с другой стороны, такая замена характеристики приведет к повышенному расходу бензина и увеличению транспортного налога, что уже плохо.

Третьим условием было соблюдение норм статьи 14 44-ФЗ о национальном режиме.  Запрещается изменять страну происхождения товара, а в некоторых случаях и производителя в ходе исполнения контракта в рамках следующей нормативно-правовой базы:

  • ПП РФ от 16.11.2015 г. № 1236;

Как описать объект закупки

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Чтобы описать объект закупки, берите сведения из КТРУ и стандартов, сверяйтесь с ведомственным перечнем.

Читайте также:  Как открыть расчетный счет для ИП и ООО

Описание оформите техническим заданием, а при закупке работ на объекте капитального строительства – проектной документацией.

Читайте подробнее, какие правила соблюдать при описании объекта закупки и как накажут, если допустить ошибки.

Как описать характеристики объекта закупки

Описывайте характеристики объекта закупки так, чтобы не ограничить конкуренцию. Для этого соблюдайте правила

Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ

Когда показатель возможно измерить, применяйте диапазонные, а не точные значения. Точные значения ограничивают конкуренцию.

Например, если закупаете системный блок, укажите в требованиях к процессору: «количество ядер – не менее 4».

Если напишете «количество ядер – 4», в закупке не смогут участвовать организации и физические лица, которые готовы поставить процессоры с количеством ядер более четырех. Такой вывод следует из частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений

Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Заказчик описал товар не по инструкции

Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак «;», то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов.

Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.

2017 № 82-К-2017).

В зависимости от объекта закупки включите в описание:

  • планы, чертежи, эскизы, фотографии;
  • результаты работы или тестирования;
  • требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
  • требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.

Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки.

Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра.

Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:

  1. Скопируйте характеристики из КТРУ.
  2. Возьмите сведения из стандартов.
  3. Выберите дополнительные характеристики.
  4. Сверьтесь с ведомственным перечнем.

Первоочередной источник информации для описания объекта закупки – каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Как действовать, если в каталоге нет сведений о продукции или их недостаточно подскажет онлайн-помощник.

Просто нажмите на кнопку ниже и подтвердите обращение кликнув на «Спасибо, понятно».

Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ

  • Откройте каталог товаров, работ и услуг с главной страницы сайта ЕИС одним из двух вариантов.
  • Вариант 1 – через верхнюю панель.
  • Вариант 2 – через раздел «Информация для пользователя».

В строке поиска введите название объекта закупки или код позиции КТРУ. Для одного товара в КТРУ подходит одна или несколько позиций.

Чтобы изучить характеристики продукции, кликните на код позиции и далее выберите раздел с описанием.

Возьмите из каталога сведения:

  • наименование продукции;
  • единицу измерения;
  • описание товара, работы, услуги.

С 1 июля 2019 года обязанность указывать название продукции по каталогу исключили из Закона № 44-ФЗ. Однако такое требование по-прежнему есть в Правилах использования каталога, которые Правительство утвердило на основании части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ. Поэтому название продукции указывайте согласно позиции каталога (п. 4 Правил, утв. постановлением № 145).

Для описания продукции выбирайте обязательные характеристики из каталога. Необязательные характеристики включите в описание на свое усмотрение.

Улучшенные характеристики в госконтракте

Как заменить товар в ходе исполнения контракта? С помощью улучшения его характеристик)

Предмет — существенное условие любого договора. В обычном договоре его можно изменить путем заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Однако в случае с госзакупками не все так просто. Согласно закону № 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается изменение его существенных условий.

То есть поставщик обязан поставить именно тот товар, характеристики которого были указаны заказчиком в извещении о закупке, а позднее прописаны в заявке и закреплены в контракте (здесь и далее мы говорим о поставке, но это касается также и выполнения работ, оказания услуг).

Но бывают случаи, когда поставщик, действуя добросовестно, тем не менее не может исполнить контракт на тех условиях, на которых он его заключил.

Примеры:

  • он обязуется поставлять товар по заявкам заказчика в течение года, а за это время производитель данного товара прекратил его производство и через шесть месяцев товар на складе закончился.
  • к моменту исполнения контракта продукция, указанная в заявке на закупку и согласованная в контракте, по какой-либо причине на рынке временно отсутствует.
  • в заявке были указаны ошибочные характеристики (или даже хуже: в ТЗ изначально были допущены технические ошибки, которые переехали в контракт).
  • в заявке был указан конкретный товар, цена которого существенно увеличилась, однако на рынке есть аналоги по приемлемой цене…

Да и мало ли какие еще бывают ситуации…

Согласно п. 7 ст. 95 № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

  • Дьявол, как обычно, прячется в деталях
  • 1) Улучшить товар можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в контракте.
  • То есть, если новый товар лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены, это не является основанием для такой замены.

Это правило не стопроцентное, попытаться можно, но не факт, что заказчик пойдет на встречу, т.к. риски для него велики.

2) Потребительские свойства, технические и функциональные характеристики новых товаров должны быть лучше по сравнению с предполагаемыми к поставке изначально.

А вот это самое интересное.

Что такое “улучшенные характеристики товара”? Кто и как определяет эту “улучшенность”? В законе № 44-ФЗ не предусмотрено критериев, по которым можно было бы определить, что свойства товаров действительно лучше тех, что должны были быть поставлены изначально.

Законодательство отдает решение этого вопроса на откуп заказчику. То есть он сам решает, подпадает новый товар под предлагаемый критерий или нет.

  1. В чем тут подвох?
  2. ● При проведении проверок контролирующие органы могут потребовать от заказчика обосновать его решение об изменении характеристик поставляемой продукции.
  3. Таким образом, в интересах поставщика помочь заказчику подготовить такое обоснование и доказать, что изменяемые характеристики действительно улучшают товар.
  4. Обычно это оформляется письмом — предложением заменить товар, где подробно расписано предполагаемое «улучшение».

Кстати, бывают ситуации действительно неоднозначные. Например, к поставке предлагается электронагреватель для офисного помещения бОльшей мощности, чем было предусмотрено в контракте. С одной стороны, такой прибор будет быстрее и лучше нагревать помещение, но с другой — он будет потреблять и больше электроэнергии.

● Также бывают случаи, когда УФАС рассматривает как злоупотребление и ограничение конкуренции изменение тех характеристик продукции, которые в техническом задании заказчика изначально были указаны конкретно.

Например, крепежные изделия с левой резьбой в ходе исполнения контракта были изменены дополнительным соглашением на крепежи с правой резьбой. Разницы между ними особо никакой нет, но первые достать значительно сложнее, надо искать конкретных поставщиков и т.д. Поэтому такая характеристика сразу ограничивает количество участников закупки.

То есть, если бы в качестве условия изначально было указано, что требуются крепежные изделия с правой резьбой, потенциальных заявок, подаваемых на аукцион, было бы несравнимо больше.

● страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик (письмо Минэкономразвития России от 11 января 2017 г.

№ Д28и-123).

3) Такая замена не должна быть запрещена законодательством.

Если при закупке товара было установлен национальный режим, например, приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н, то изменять страну происхождения товара запрещено. Исключение: изменение страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС.

Пример: в закупке применялся приказ № 126н, вы написали в заявке страну «Россия», а по факту хотите привезти китайский товар. Доп.соглашение об улучшенных характеристиках, где «под шумок» меняется страна, будет незаконным.

Как мы видим, четких критериев, которые позволяют определить поставку товара с улучшенными характеристиками, не существует. Поэтому такие ситуации еще долго будут оставаться предметом споров и между заказчиками с поставщиками, и между заказчиками с контролирующими органами.

Если вы планируете заключить подобное соглашение, то самое важное — подготовить письменное обоснование того, что новые характеристики являются реально улучшенными. Такой документ существенно облегчит жизнь обеих сторон контракта.

Были ли у вас случаи, когда заказчик отказался подписывать подобное соглашение? Расскажите в х!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *