В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётности

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования становится реальностью. Это упростит жизнь всем: и обычным гражданам, и работодателям. Кроме того, позволит сократить число чиновников. Вопрос: куда пойдёт работать «армия» госслужащих?

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётностиПФР и ФСС, объединяйтесь!  ozakone.com

Объединение фондов — вопрос ближайшего будущего

Итак, Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединятся не ранее 2023 года. Об этом на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Дело в том, что мы работаем по этому направлению, я имею в виду унификацию страховых взносов, возможность объединения социальных фондов — пенсионного и социального страхования — очень давно. Относимся к этому крайне осторожно и крайне взвешенно и делаем это с соответствующим переходным периодом. В рамках предложений, которые мы формулируем, это 2023 год (цитата ТАСС)

Президент Владимир Путин, также участвовавший в заседании, выразил надежду, что окончательное решение примут при участии бизнеса и профсоюзов.

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётностиЗаседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.  bloknot.ru

Идею обсуждают три года

Впервые об объединении Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) заговорили в 2018 году. Идею озвучила Голикова, на тот момент глава Счётной палаты. После этого власти в открытую эту тему не затрагивали, но по-тихому начали назначать ПФР оператором всех новых социальных пособий, да и старых тоже.

Уже в этом году в марте правительство представило концепцию цифрового изменения социальной поддержки, в которой чётко обозначено слияние двух из трёх внебюджетных фондов.

В чём сила, друг?

Объединение ПФР и ФСС выгодно всем: и государству, и работодателям, и обычным людям. Граждане получат возможность взаимодействовать по вопросу социального обеспечения с одним госорганом.

Получится так называемое «единое окно». Причём оно будет цифровым. К 2025 году, согласно концепции, 80% социальных услуг можно будет получить дистанционно.

Время ожидания сократится в два раза, количество предоставленных документов — на 60%.

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётностиПринцип «единого окна».  ptzgovorit.ru

Работодатели смогут сократить документооборот, объединив два платежа в единую квитанцию. Сейчас они уплачивают взносы по отдельности: 22% от зарплаты сотрудников направляют в ПФР (пенсионное страхование), 2,9%, а также от 0,2% до 8,5% — в ФСС (социальное страхование). Меньше бумажек — меньше расходов.

Государство также сэкономит на слиянии фондов — около 50 млрд рублей в год. Расходы уменьшатся, потому что при объединении ПФР и ФСС часть госслужащих сократят: если раньше для работы требовалось два человека, то теперь с ней справится один.

Но появится новая проблема — куда деть «армию» уволенных чиновников? Нормальных рабочих мест не так много, а госслужащие вряд ли пойдут работать дворниками. Не исключено, что по этой причине власти относятся к объединению фондов «крайне осторожно и крайне взвешенно».

Объединение ФСС и ПФР: какие тарифы страховых взносов будут установлены с 2023 года

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётности

Минтруд подготовил поправки в НК РФ, которые устанавливают единый тариф страховых взносов, в связи с объединением ПФР и ФСС. Законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В частности, поправки в статью 425 НК РФ устанавливают, что с 2023 года единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и медицинское страхование составит:

  • 30% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

На 2023 год единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов будет определена путем индексации предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной на 2022 год.

Одновременно поправки в статью 427 НК РФ устанавливают льготные тарифы единого страхового взноса. В частности, для IT-сектора, некоммерческих и благотворительных организаций на УСН, резидентов «Сколково» и ОЭЗ с 2023 года единый пониженный тариф страховых взносов в составит:

  • 7,6% — в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 0% — свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
  • Для представителей малого и среднего бизнеса с 2023 года единый пониженный тариф составит 15% в отношении части выплат работникам, превышающих МРОТ.
  • Кроме того, поправки в статью 430 НК РФ устанавливают, что фиксированный страховой взнос для ИП с доходами до 300 000 рублей составит 45 842 рублей.
  • Хроника событий

Минтруд подготовил закон о Социальном фонде России

02.02.2022. Минтруд подготовил закон о работе объединенного Фонда пенсионного и социального страхования. Документ опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Законопроект определяет правовое положение государственного внебюджетного Фонда пенсионного и социального страхования РФ, порядок его создания, виды деятельности, вопросы реорганизации или ликвидации, а также устанавливает систему органов управления Фондом и их компетенцию.

Данный фонд будет осуществлять:

  • обязательное пенсионное страхование и пенсионное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг.

Сокращенное наименование нового фонда — Социальный фонд России (СФР). Фонд станет некоммерческой унитарной организацией, созданной Российской Федерацией в форме государственного внебюджетного фонда.

При этом к данному фонду не будут применяться закон о некоммерческих организациях (‎от 12.01.1996 № 7-ФЗ) и закон о банкротстве (от 26.10. 2002 года № 127-ФЗ).

В структуру СФР войдут органы управления, центральный аппарат, контрольно-ревизионная комиссия, территориальные органы и обособленные подразделения. Органами управления станут наблюдательный совет, правление и председатель.

Социальный фонд, его территориальные органы и центры реабилитации составят единую федеральную централизованную систему органов и обособленных подразделений, в которой нижестоящие органы и подразделения подотчетны вышестоящим.

Работать Фонд пенсионного и социального страхования РФ начнет с 1 января 2023 года.

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения в отчетности и взносах в связи с объединением ФСС и ПФР Будут поддержаны после принятия соответствующего федерального закона и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Граждане, работающие по ГПД, будут получать пособия по временной нетрудоспособности

01.02.2022. Переход на единый тариф страховых взносов позволит, в том числе выплачивать больничные гражданам, занятым по гражданско-правовым договорам.

Соответствующие поправки в законодательство готовит Минтруд в рамках реформы по объединению ПФР и ФСС в Социальный фонд России.

В министерстве напоминают, что в настоящее время в ПФР и в ФОМС взносы поступают за всех работающих по найму граждан (по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера). При этом в ФСС поступают взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Реформа по объединению фондов и установлению единого тарифа страховых взносов предполагает распространение обязательного социального страхования на занятых по гражданско-правовым договорам граждан.

Это позволит выплачивать пособия по временной нетрудоспособности гражданам, выполняющим работы или оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам.

Минтруд готовит поправки в НК РФ об общем тарифе страховых взносов и единой отчетности

31.01.2022. Минтруд приступил к разработке поправок в НК РФ, которые установят объединенный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и единую отчетность по страховым взносам. 

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.

Сам законопроект пока не опубликован. В уведомлении отмечается, что поправки направлены на оптимизацию тарифов страховых взносов при сохранении для основной категории работодателей действующего размера совокупного тарифа страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды.

Как поясняют в пресс-службе Минтруда, концепция «единого тарифа» предполагает:

  • установить единый круг застрахованных лиц – то есть, распространить обязательное социальное страхование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан;
  • установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования, увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного социального страхования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием;
  • объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес), 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы) и 0% (члены экипажей судов). Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены;
  • обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

При этом в министерстве уточняют, что увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 000 рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 000 рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Минтруд рассчитывает, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2023 года.

Читайте также:  6-НДФЛ, срок сдачи декларации в 2022 году

Общий тариф страховых взносов и единая отчетность: как Минтруд планирует объединить ФСС и ПФР

28.01.2022. Минтруд предлагает объединить ПФР и ФСС к 2023 году и за счет этого упростить для работодателей уплату страховых взносов и представление отчетности.

В министерстве планируют на базе ПФР и ФСС создать единый Социальный фонд, которому присвоят новую особую организационно-правовую форму — внебюджетный фонд.

Если в настоящее время ФСС и ПФР – это государственные учреждения, то после реформы у единого фонда будет особая организационно-правовая форма – внебюджетный фонд — некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

За счет объединения фондов правительство и Минтруд планируют сократить административные расходы и существенно упростить предоставление социальных услуг посредством применения формата «одного окна».

Также министерство рассчитывает установить объединенный тариф страховых взносов с общей предельной величиной базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Соответственно, предполагается, что с 2023 года работодатели будут уплачивать обязательные пенсионные и социальные взносы в виде единого платежа, но в том же размере, что и сейчас.

  1. При этом действующие в настоящее время льготы по уплате страховых взносов и правила их применения останутся без изменений.
  2. Одновременно Минтруд намерен объединить отчетность по страховым взносам и принимать все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной или ежеквартальной формы.
  3. Как сообщает газета «Коммерсантъ», закон об объединении фондов и сопутствующие поправки в действующее законодательство Минтруд рассчитывает внести на рассмотрение Госдумы в текущую весеннюю сессию.

Пфр и фсс планируют объединить к 1 января 2023 года 

24.12.2021. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в рамках российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, связанных с объединением ПФР и ФСС.

  • Как отмечается в сообщении Правительства РФ, члены РТК обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.
  • При этом в группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства: работодателей, профсоюзов и представителей власти.
  • Напомним, еще в феврале текущего года стало известно, что правительство может провести масштабную реформу внебюджетных фондов, в ходе которой будут объединены Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Минтруд хочет кардинально изменить взносы и отчеты по работникам

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётности

В последнее время министерство труда и социальной защиты развело активную деятельность, в том числе законотворческую. А вот и топ-5 предложений за последнее время.

Выплата больничных занятым по ГПД

Сейчас, напомню, перечисление страховых взносов в ФСС по договорам ГПХ (то есть не трудовым) осуществляется в добровольном порядке, то есть в случае, если в договоре прямо указано, что такая обязанность возложена на заказчика.

А значит, работодатель (заказчик) экономит 2.9% на взносах, привлекая к реализации своих проектов граждан на основе договоров подряда, оказания услуг, выполнения работ и т. п.

Предложение: выплачивать больничные занятым по гражданско-правовым договорам.

Единый тариф и единая предельная база по ОПС и ВНиМ

Сейчас начисление страховых взносов на ОПС прекращается при достижении дохода нарастающим итогом с начала года в 1.565 млн руб., а на ФСС платим до 1.032 млн рублей. Ставка по пенсионным взносам 22%, по соцстрахованию — 2.9%.

Увеличение предельной базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 тыс. рублей в месяц и выше, что составляет 9% сотрудников. При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год, но позволит в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

Предложение: ввести единый тариф и единую предельную базу для начисления, при этом льготные категории плательщиков взносов сохранить.

Социальный фонд

Сейчас в России два фонда: пенсионный и соцстрахования. После объединения количество сотрудников объединенного фонда планируется оставить таким же.

Принципиальная новация — создание нового органа управления — наблюдательного совета, состоящего из 7 человек:

  1. представитель;
  2. представитель работодателей;
  3. представитель Государственной Думы;
  4. представитель Совета Федерации;
  5. представитель Правительства;
  6. координатор РТК;
  7. председатель фонда.

Новый фонд, в отличие от двух своих предшественников — ПФР и ФСС (при том, что сотрудники останутся те же) — позволит повысить доступность услуг, обеспечит единый стандарт сервиса на базе единых клиентских служб, повысит прозрачность управления, ускорит цифровую трансформацию, за счет отказа от поддержания разрозненной IT-структуры и оптимизации имущественного комплекса, сократит расходы на содержание внебюджетных фондов.

Предложение: создать новый фонд — Социальный.

Единый платеж для взносов и НДФЛ

  • Сейчас мы платим отдельно четырьмя платежками плюс еще одна на перечисление НДФЛ.
  • Предлагается объединить все платежи в один путем направления его в федеральное казначейство, а оно уже будет раскидывать сумму на ОПС, ОМС, соцстрах.
  • Предложение: сделать единый платеж.

Объединение СЗВ-М, РСВ, 6-НДФЛ и 4-ФСС

Сейчас мы сдаем 1 отчет ежемесячно, 3 отчета ежеквартально.

Предложение: одна форма для отчетности, отчитываться раз в квартал до 15 числа.

Выгода от этих предложений

Чего, по мнению Минтруда, мы добьемся, благодаря этим нововведениям к 2025 году:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (сейчас это 37,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по беременности и родам составит 660,9 тыс. рублей (сейчас 435,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет вырастет на 34%.

Такой подход позволит:

  • обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному без увеличения тарифов страховых взносов;
  • обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.

Для любителей почитать первоисточник.

По вашему мнению, как повлияет такая инициатива на рынок труда, на собираемость взносов, на ваш бизнес?

Единство фондов и содержания

Правительство планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единую организацию — и предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

При минимальном росте нагрузки на бизнес это, по замыслу Минтруда, позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза.

Реформа фондов, в свою очередь, сделает получение социальных услуг также более удобным — за счет объединения их административных функций в рамках единой цифровой платформы.

К 2023 году, как стало известно “Ъ”, правительство планирует унифицировать отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС. Отказ от существующего в этой сфере сейчас многообразия связан с объединением двух фондов в единую структуру — Социальный фонд.

Как следует из материалов Минтруда, посвященных модели реорганизации ПФР и ФСС (есть у “Ъ”, в Минтруде подтвердили их подлинность), ведомство предлагает объединить две организации в единую структуру, присвоив ей новый организационно-правовой статус — внебюджетный фонд.

Напомним, сейчас организационно-правовая форма обоих фондов — государственное учреждение, она закреплена в Бюджетном кодексе. Согласно проекту закона «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ» (есть у “Ъ”), внебюджетный фонд — это некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

Ее учредителем выступает правительство, а собственником имущества фонда, так же как и ответственным по публичным обязательствам фонда,— РФ.

Хотя координировать работу нового фонда все также будет Минтруд, в структуре его управления появится принципиально новый орган — наблюдательный совет.

Он будет состоять из семи человек — представителей работодателей и профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьера — координатора РТК, главы Минтруда и самого председателя фонда.

В компетенции совета, говорит источник “Ъ” в правительстве, будут находиться вопросы стратегического развития фонда: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации.

Впрочем, окончательное решение о выборе главы фонда остается за председателем правительства — как и сейчас.

Административные расходы на работу нового фонда (на выплату зарплат сотрудникам, содержание имущества и обслуживание IT-систем), как отмечают источники “Ъ” в социальном блоке, не должны превысить показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС, то есть примерно 1% от их расходов.

В то же время, говорят они, в Минтруде надеются на экономию бюджетных средств по двум последним статьям расходов — за счет эффекта масштаба, а также с помощью сокращения расходов на управленческий аппарат будущего фонда. Основная масса сотрудников и ПФР, и ФСС (в сумме — более 130 тыс.

человек по всей стране) при этом должны остаться на своих рабочих местах или быть переопределены на новые позиции в обновленной структуре фонда.

Как рассказывают источники “Ъ” в правительстве, Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию — чтобы летом можно было бы подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023–2025 годы. Помимо этого документа, ведомство также разработало пакет поправок к Бюджетному и Гражданскому кодексам и ряду федеральных законов — работа над ними также будет идти уже в этом году.

Важнейшая предпосылка для объединения фондов именно сейчас, ведь их реформа обсуждается без малого уже десять лет, как объясняют источники “Ъ”,— цели, заложенные правительством в концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года.

Читайте также:  Можно ли одним заявлением Р13014 внести изменение места нахождения и смену Генерального директора?

Она, напомним, предполагает, что к этому моменту правительство будет управлять всеми социальными услугами, доступными россиянам, с помощью единой цифровой платформы (ЕЦП), которую сейчас по заказу ПФР разрабатывает «Ростелеком» (подробнее см. “Ъ” от 2 марта 2021 года).

Она должна будет объединить все существующие профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы.

В рамках объединения ПФР и ФСС готовится реформа персонифицированной отчётности

Ее создание, как указывалось в концепции, необходимо, чтобы адаптировать социальную сферу РФ к «новым цифровым реалиям» и удовлетворить растущие ожидания граждан.

Так, к 2025 году они должны иметь возможность получить 80% социальных услуг в электронном виде, что сократит срок ожидания в два раза и сведет в большинстве случаев весь объем необходимых документов к одному заявлению.

С 2023 года, по плану Минтруда, часть из них будет доступна в формате «одного окна» на портале госуслуг, также полноценно будет работать единый контакт-центр для консультаций.

С учетом появления у ПФР и ФСС такого объема единой инфраструктуры объединение их аппаратов было только вопросом времени, подчеркивает источник “Ъ”. При этом Минтруд планирует сохранить сеть отделений фонда, чтобы дать его клиентам возможность выбирать между обращением за услугами онлайн или лично.

За объединением фондов в единую структуру последуют новшества не только для застрахованных, но и для работодателей, а именно унификация отдельных положений тарифной политики ПФР и ФСС.

В первую очередь Минтруд планирует ввести так называемый единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах базы (1,565 млн руб.) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС — 2,9% при зарплате до 1,032 млн руб. и 0% сверх этой суммы.

С 2023 года, по замыслу Минтруда, все работодатели будут уплачивать и пенсионные, и социальные взносы в том же размере, однако в виде единого платежа и исходя из наличия единой взносооблагаемой базы (1,565 млн руб.).

Кроме того, ведомство предлагает обязать работодателей платить социальные взносы и за сотрудников, которые работают в рамках гражданско-правовых договоров.

Такое повышение тарифа, по расчетам ведомства, коснется только 12,9% работодателей и 9,6% работников — большинство из них занято в финансовых, научно-исследовательских и IT-организациях, в нефтегазовом и металлургическом секторах. Максимальный рост дополнительной нагрузки на работодателей в пересчете на одного работника составит 16,4 тыс. руб.

, что увеличит доходы бюджета фонда по этому виду страхования от взносов работодателей на 13,7 млрд руб. и позволит к 2025 году увеличить максимальный размер выплат по обязательному социальному страхованию в 1,5 раза.

Так, например, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, который составляет 40% от средней зарплаты в пределах страхуемого заработка, составит 57,4 тыс. руб. вместо 37,9 тыс. руб., а пособие по беременности и родам (максимальная сумма пособия за 140 календарных дней) — 660,9 тыс. руб. вместо 435,9 тыс. руб.

Также вырастет и пособие по временной нетрудоспособности: при стаже восемь лет и более — до 143,5 тыс. руб. вместо 94,7 тыс. руб., при стаже от пяти до восьми лет — до 114,8 тыс. руб. вместо 75,7 тыс. руб., при стаже до пяти лет — до 86,1 тыс. руб. вместо 56,8 тыс. руб.

  • Минтруд не планирует менять количество и порядок льгот по страховым взносам, которые существуют сейчас, такими привилегиями, напомним, сейчас обладает малый и средний бизнес (единый тариф составляет 15% с выплат выше МРОТ), резиденты ТОР, СОНКО, благотворительные организации, «Сколково», ИТ-организации, организации-мультипликаторы (им предлагается установить тариф 7,6%, что позволит ряду типов предприятий уменьшить расходы на взносы) и суда (тариф — 0% с выплат экипажу, до 2027 года).
  • Переход на единый тариф также позволит фонду принимать от работодателей все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной формы.
  • В ней будет несколько разделов — от учета сведений о факте работы до информации о структуре зарплаты бюджетников,— которые компании будут заполнять с разной периодичностью.

Хотя на первый взгляд создание из ПФР и ФСС единой структуры с совокупным бюджетом примерно в половину федерального (более 10 трлн руб.

) должно было бы вызвать споры между правительством, профсоюзами и работодателями, опрошенные “Ъ” стороны социального партнерства не высказали к этой идее никаких принципиальных возражений.

Это, впрочем, можно объяснить тем, что появление новой организации в сфере социального обеспечения РФ по факту мало что изменит, за исключением технической составляющей ее функционирования, и даже создание для этой организации нового правового статуса по существу является фиксацией уже сложившейся практики работы ПФР и ФСС. Предполагается, что эволюция Социального фонда будет напоминать развитие ФНС, который, действуя в рамках своего штатного расписания, постоянно принимает на себя новые функции, в то время как старые сокращаются, в том числе за счет цифровизации.

Анастасия Мануйлова

Пфр решили объединить с фондом социального страхования к 2023 году

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования может произойти не ранее 2023 года. К такому решению пришли члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, сообщили в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой.

«Члены комиссии обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года», — говорится в сообщении.

По словам Голиковой, в рамках РТК будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, реализующих предстоящие изменения. «В группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства», — уточнила она.

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов в разговоре с РБК заявил, что одного года хватит для объединения двух фондов. «За это время останется только обеспечить синхронизацию учетных баз двух фондов.

По сути, процесс объединения фондов начался с момента передачи полномочий по сбору страховых взносов в социальные фонды налоговой службе. Это в значительной степени унифицировало процедуру учета работодателей, а также списков работников, за которых вносятся взносы.

Кроме того, в период 2020—2021 годов создавалась единая информационная система социальных выплат», — пояснил он.

В числе плюсов объединения фондов Сафонов называет сокращение издержек на административные расходы, а также возможность создания «единого окна» для получения всех социальных услуг. «Минус же может быть в том, что будут происходить перетоки денежных средств из системы страхования от несчастных случаев на производстве (где есть профицит) в систему пенсионного обеспечения», — добавил он.

В мае 2019 года Минтруд предложил изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить ПФР, ФОМС и ФСС статус публично-правовых компаний. Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, говорили источники РБК.

Впоследствии от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС сильно отличаются от структур ПФР и ФСС. В июле этого года Голикова заявляла, что объединение ПФР и ФСС может произойти не ранее 2023 года.

По ее словам, к этому процессу относятся осторожно, он предусматривает переходный период.

Позднее председатель правления ПФР Андрей Кигим заявлял, что ПФР и ФСС будут существовать на единой цифровой платформе, в настоящее время идет процесс объединения баз данных.

Пфр и фсс могут стать одним фондом — новости право.ру

Минтруд планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в качестве единого Социального фонда. Для этого уже к следующему году готовятся изменить нормы об уплате страховых взносов работодателем, сообщает «Коммерсант», который ознакомился с соответствующей документацией.

В этом сюжете

Новая структура станет по организационно-правовой форме внебюджетным фондом — некоммерческой организацией, которая исполняет функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мерам социальной поддержки.

Ее учредителем станет правительство, а собственником активов — Российская Федерация. В отличие от ПФР и ФСС, у Социального фонда будет наблюдательный совет из семи человек.

В него войдут председатель самого фонда, министр труда и социальной защиты и представители работодателей и профсоюзов. Этот орган будет решать вопросы стратегического развития фонда.

Минтруд рассчитывает, что за счет масштаба работы и сокращения затрат на управленческий аппарат административные затраты нового фонда снизятся (они в любом случае не должны превышать 1% от всех расходов структуры, как и сейчас). При этом большая часть работников ПФР и ФСС останутся на своих местах при реорганизации фондов.

Читайте также:  Налог на имущество при УСН в 2022 году, как его заплатить на упрощённой системе налогообложения

По данным «Коммерсанта», Минтруд рассчитывает, что Госдума рассмотрит соответствующий законопроект в весеннюю сессию. Это позволит учесть изменения при подготовке бюджета на 2023–2025 годы.

После объединения фондов Минтруд намерен установить единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В результате работодатели, как ожидается, будут фактически вносить столько же, сколько сейчас в ФСС и ПФР, но в виде единого платежа и на основании единой взносооблагаемой базы в размере 1,56 млрд руб.

При изменениях нагрузка вырастет только для 12,9% работодателей и составит около 16 400 руб. на одного работника.

Зато предельный размер выплат по обязательному социальному страхованию в результате вырастет в полтора раза к 2025 году. Так, пособие по уходу за ребенком сможет достигать 57 400 руб., а пособие по беременности и родам за 140 дней составит до 660 900 руб. Максимальное (при стаже от восьми лет) пособие по временной нетрудоспособности достигнет 143 500 руб.

К 2025 году власти намерены объединить все социальные услуги, которые оказывают гражданам, с помощью единой цифровой платформы.

Объединение ПФР и ФСС в Социальный фонд России и единый тариф страховых взносов с 2023 года

1.

2.
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ

3.
Единый тариф страховых взносов

Минтруд России предложил:

  • выплачивать больничные занятым по гражданско-правовым договорам (ГПХ);
  • ввести единый тариф, который предусматривает перечисление страховых взносов единым платежом;
  • создать Социальный фонд России путём объединения ПФР и ФСС.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ

Надо сказать, что идея объединения ПФР и ФСС обсуждалась на протяжении длительного времени. Эти фонды уже сегодня администрируют ряд выплат, не связанных со страхованием.

Объединить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России) было предложено с учётом введения:

  • единой цифровой платформы для администрирования выплат;
  • единого тарифа;
  • единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги);
  • единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки – единого контакт-центра.

Социальный фонд будет выступать страховщиком по:

  • обязательному пенсионному страхованию;
  • страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями (т. н. травматизм).

При этом проектами законов предусмотрен запрет перекрестного финансирования различных видов страхования.

Предполагается, что клиентские службы объединённого Фонда обеспечат полное предоставление госуслуг по принципу «одного окна». Все права граждан будут сохранены и гарантированы в полном объёме.

Точки физического присутствия фондов будут сохранены. Кадровый потенциал – сотрудники внебюджетных фондов, накопившие огромный опыт по осуществлению разных видов обязательного социального страхования, – будут сохранены.

Принципиальная новация – создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. Он будет включать 7 человек. Это:

  • представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
  • представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в указанной комиссии);
  • представитель Госдумы;
  • представитель Совета Федерации;
  • представитель Правительства РФ (координатор со стороны Правительства в указанной комиссии);
  • координатор РТК;
  • председатель объединенного Фонда.

Объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года.

Статус создаваемой организации – государственный внебюджетный фонд – будет закреплен и в Бюджетном кодексе, и в Гражданском. На начало 2022 года особый статус ПФР и ФСС закреплен только в Бюджетном кодексе как внебюджетных фондов.

Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты.

В качестве учредителя Фонда будет выступать Правительство РФ, а собственник его имущества – Российская Федерация. При этом РФ несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).

Считается, что создание Социального фонда России позволит:

  • повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды, для граждан – все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, будут доступны в единых клиентских службах. При этом все точки присутствия фондов будут сохранены;
  • обеспечить единый – более высокий – стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;
  • повысить прозрачность управления внебюджетным фондом через Наблюдательный совет;
  • ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;
  • сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

Концепция единого тарифа (см. далее) и объединения фондов была представлена на заседании Российской трехсторонней комиссии. Подготовка и доработка текстов нормативных актов идёт совместно с профсоюзами и работодателями.

Посмотреть проект Федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» можно здесь.

Единый тариф страховых взносов

На 2022 год по общему правилу работодатели платят:

  • 22% с зарплаты работника в ПФР в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего её;
  • 5,1% – в Фонд обязательного медстрахования с общего дохода работника;
  • 2,9% – в ФСС с заработка в пределах облагаемой базы.

При этом в Пенсионный фонд взносы отчисляются:

  • в размере 22% от заработка работника – в пределах 1 565 000 рублей в год;
  • в размере 2,9% от заработка в пределах 1 032 000 рублей в год в ФСС.

Различается и круг застрахованных граждан. Если в ПФР взносы поступают со всех работающих по найму граждан (занятые по трудовым и договорам гражданско-правового характера), то в ФСС взносы на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и материнства отчисляют только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Кроме того, действует 12 льготных режимов для отдельных категорий плательщиков и 5 льготных моделей уплаты страховых взносов.

Предложено следующее:

НОВШЕСТВО ПОЯСНЕНИЕ
Установить единый круг застрахованных лиц То есть распространить обязательное соцстрахование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан
Установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования Увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного соцстрахования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием
Объединить все существующие льготные категории плательщиков Их будет 3 группы со следующими тарифами страховых взносов:

  • 15% – с выплат выше МРОТ – малый и средний бизнес;
  • 7,6% – резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы;
  • 0% – члены экипажей судов.

Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены.

Обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом Федеральное казначейство будет автоматически направлять его на пенсионное, социальное и медицинское страхование
Сократить количество отчетности
Установить единую дату подачи единой формы отчетности – до 15 числа месяца
Те данные, которые в 2022 году подают раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы

Увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 000 рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 000 рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем, по мнению властей, это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

К 2025 году при введении единого тарифа:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при модели на 2022 год – 37,9 тыс. рублей). Это пособие выплачивают в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка;
  • максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели – 435,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет – 143,5 тыс. рублей (по действующей модели – 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет – 114,8 тыс. рублей (по действующей модели – 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет – 86,1 тыс. рублей (при действующей модели – 56,8 тыс. рублей).

Считается, что такой подход позволит:

  • обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов;
  • обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.

Ввести единый тариф взносов предложено с 1 января 2023 года.

Источник: пресс-центр Минтруда.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *