Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По 44-ФЗ заказчик не имеет права изменять цену госк онтракта . Однако есть исключения, когда он может договориться с поставщиком и уменьшить или увеличить стоимость договора. Давайте разберемся, при каких условиях можно менять цену и в каком размере.

Условия изменения цены контракта по 44-ФЗ

При составлении госконтракта

Заказчик сэкономил и хочет докупить товар

Если в результате проведения конкурса, аукциона или запроса предложений, в которых заказчик смог сэкономить, то на основании ч.18 ст. 34 44-ФЗ он может докупить товар на сумму экономии при следующих условиях:

  • Совершается закупка товара, но не услуги или работы;
  • В документах закупки предусматривается возможность заказчика увеличить количество закупаемого товара;
  • Окончательная цена договора не выше НМЦК;
  • Стоимость госконтракта повышается пропорционально объёму товара.

Если эти условия соблюдаются, организатор торгов может отправить победителю

  • закупают товар, а не услуги и/или работы
  • заказчик предусмотрел в документации право на увеличение количества закупаемого товара
  • итоговая цена договора не превышает НМЦК
  • цена госконтракта увеличена пропорционально объему продукции

При соблюдении этих условий заказчик может направить победителю торгов официальный документ с просьбой увеличить объем поставки. Победитель может согласиться или отказаться от предложения:

При отказе Контракт заключают по цене, которую предложил участник, на условиях документации закупки.
При согласии Стороны заключают дополнительное соглашение с новыми условиями и ценой, заказчик публикует в ЕИС новый контракт и документы, подтверждающие внесение изменений в проект контракта.

Уменьшение центы контракта на величину НДС

Может ли заказчик исключить НДС из стоимости контракта, если победитель закупки — неплательщик этого налога (например, УСН)? Согласно ч.2 ст. 34 44-ФЗ цена контракта является твердой и действует весь срок исполнения. Но в практике есть разные случаи в зависимости от позиции судов. 

Минфин России в письме от 02.11.17 № 03-07-11/72354 указал, что в случае победы в торгах «упрощенщика», корректировать (снижать) цену контракта на сумму НДС недопустимо.

Источник: Департамент по регулированию контрактной системы

Верховный суд в Определении от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999 указал, что заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на УСН налог платить не надо. Главное — не выставлять заказчик-счет-фактуру.

Как поступить, если госзаказчик не указал в документах закупки условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН:

  1. Заранее уточните этот момент в запросе на разъяснения.
  2. Если подавать запрос на разъяснения уже поздно, то направьте заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросите не выделять НДС.
  3. При отказе заказчика изменить в договоре формулировку про налог, подписывайте контракт на этих условиях, и не выставляйте счет-фактуру после исполнения.
  4. Если госзаказчик вычтет из цены размер налога и перечислит меньшую сумму, то обращайтесь в суд.

После заключения госконтракта

Изменение стоимости без изменения объема товара, работ, услуг (ТРУ)

Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (п.1а ч.1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.

Изменение объема закупки

Заказчик имеет право предложить поставщику уменьшить или увеличить количество поставляемых товаров, работ, услуг на 10% и соизмеримо снизить или повысить стоимость оплаты за контракт (п.6, п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ). При этом нужно соблюдать следующие условия:

  • заказчик прописал условие в документации закупки, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта
  • изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок
  • новый объем ТРУ и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора
  • стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги

Если НМЦК неделима (например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей), то изменить можно только все позиции закупки разом. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно (например, 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей), то можно изменить объем отдельных позиций.

Изменение условий крупных долгосрочных госконтрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства от 19.12.13 № 1186:

  • федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения
  • региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет
  • муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года
  • федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет

Изменение тарифов на ТРУ

Стоимость договора можно пересмотреть если изменились тарифы — регулируемые государством цены. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта с единственным поставщиком на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (п. 8 и п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Заказчику урезали бюджет

Государственный или муниципальный заказчик планировал провести закупку на бюджетные деньги, но лимиты «урезали», и заказчик не может заплатить поставщику полную сумму. Госзаказчик согласовывает с исполнителем возможность снижения цены:

  • Если поставщик согласен снизить стоимость и не менять объем поставляемого товара и услуг, то цену снижают до размера доведенных на закупку денег.
  • Если отказывается — вместе с ценой снижают объем поставляемого товара и услуг. Объем ТРУ уменьшают соразмерно цене по методике из постановления № 1090.

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Лечение за границей

Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Тендеры на строительство

В контрактах на строительство, реконструкцию, капремонт стоимость можно увеличить на сумму до 30% при условиях:

  • срок исполнения договора — больше 1 года
  • цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ
  • договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств
  • получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно
  • срок исполнения не изменился

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта

За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:

  • 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 200 тыс. рублей — на юрлицо.

По гособоронзаказу штраф составляет:

  • 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
  • 500 тыс. рублей — на юрлицо.

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ.

Заказчики, которые пока не имеют большого опыта в организации закупок, могут обратиться к специалистам «Стар Тендер». Мы поможем вам с техзаданием, определить и обосновать НМЦК, отслеживать установленные законом сроки закупочных процедур.

Оцените информацию 44-ФЗ госзакупки контракт тендер цена контракта электронные торги

Изменение объема продукции по 44-ФЗ

Внесение изменений в условия контракта по 44-ФЗ в 2022 году. Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

  • почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
  • почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?  
  • как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
  • в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
  • как не “налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
  • какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
  • и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.

Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!

Немного теории

Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.

Читайте также:  Как рассчитать налоги на УСН Доходы минус расходы?

Основные из этих случаев следующие:

пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

18.

При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?

Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания.

Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения.

В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом. 

Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основаниепп.“б” п.1 ч.1 ст.95пп.“в” п.1 ч.1 ст.95п.10 ч.1 ст.95ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке

Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?

Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.

Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в  том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало.

Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 в ранее действовавшей редакции. 

Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ.

Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ.

Читайте также:  Ип для услуг по грузоперевозкам с арендованным транспортом

Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора.

А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.

По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. “в” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года.

Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме).

Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ. 

Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше). Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой.

При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором). Применяя положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности.

Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения. Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться.

В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.

Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком

Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.

Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?

  • Ответ: да, можно
  • Вопрос: А в каком размере?
  • Ответ: в любом
  • Вопрос: И никаких ограничений?
  • Ответ: никаких. 
  • Вопрос: А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?
  • Ответ: можно.
  • Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?
  • Ответ: все равно можно все поменять.
  • Вопрос: Как оформить?
  • Ответ: дополнительным соглашением

Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?

Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах

Вопрос: А что же делать в таком случае?

Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Памятка – Изменения условий контракта (ч.7 ст.95)

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определённых Законом 44-ФЗ случаях[1]. Одним из таких случаев является возможность улучшить характеристики товаров, работ, услуг в соответствии с ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ:

При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Подобрать код для описания объекта закупки, моментально проверить на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online

Важные условия

Условие  Правило
1 Предмет контракта Любой: поставка товара, выполнение работ, оказание услуг
2 Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Любой способ: конкурентные способы, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
3 Какие условия контракта можно менять
  • Изменить можно только качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) товаров, работ, услуг.
  • Иные условия контракта (виды товаров, работ, услуг, объем, количество, цена контракта, сроки и т.п.), изменять нельзя.
  • Изменения возможны только в сторону улучшения, если хотя бы один параметр ухудшается, то такое изменение незаконно. 
  • Критерии определения улучшенных характеристик не установлены, поэтому улучшение характеристик лучше подтвердить экспертным заключением «независимого» эксперта, экспертной организации[2].
  • При определении требований к исполнению контракта приоритет имеют потребности заказчика, поэтому заказчик в контракте на выполнение работ может заменить одни материалы на другие, имеющие улучшенные характеристики, если это не повлечет  изменения вида работ[3].
  • Страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик[4], т.е. страну происхождения нельзя менять,    ссылаясь на ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ.
  • При исполнении контракта возможна замена товара одного производителя на товар другого производителя с соблюдением ограничений в соответствии с частью 6 статьи 14 закона (соблюдение правил «национального режима»)[5].
  • Взаимозаменяемость лекарственных средств определяется на основании параметров, указанных в ч. 2 ст. 27.1 Закона N 61-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2020 г. N 1360 “О порядке определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения”
4 Порядок изменения условий контракта
  • Инициатор изменений  – заказчик или поставщик (исполнитель, подрядчик).
  • Все изменения оформляются дополнительным соглашением, подписанным сторонами контракта[6]. Однако в ряде случаев суды допускают поставку товара без оформления дополнительного соглашения. Если заказчик принял товар, подписал акт приемки-передачи и оплатил товар, это  свидетельствует о достижении сторонами соглашения об изменении условий договора (пункт 3 статьи 438 ГК РФ)[7].
  • Если контракт включен в реестр контрактов в ЕИС, то дополнительно соглашение тоже размещается в ЕИС в течение 5 рабочих дней после его подписания сторонами[8]. В дополнительном соглашении рекомендуем указать ссылку на ч.7 ст.95 Закона 44-ФЗ.
5 Условия применения данного правила
  • Такое условие может быть не предусмотрено изначально в контракте.
  • Условие применяется только при исполнении контракта.

Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта

Состав административного правонарушения Размер ответственности Норма КоАП РФ
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Административный штраф:

  • на должностное лицо – 20 000 руб.
  • на юридическое лицо – 200 000 руб.
статья 7.32 часть 4
Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Административный штраф:

  • на должностное лицо – 50 000 руб.
  • на юридическое лицо – 500 000 руб.
статья 7.32 часть 4.1
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Административный штраф:

  • на должностное лицо, юридическое лицо – двукратный размер дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
статья 7.32 часть 5

Ограничения на возможность изменения товара в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ

№  НПА Наименование товара Замена страны при исполнении контракта
1 ПП РФ от 21.12.2019 N 1746 Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, относящихся к коду ОКПД 26.20.2  При исполнении контракта замена товара, сведения о котором содержатся в Реестре РРП, на товары, происходящие из иностранного государства, не допускается
2

Что такое существенные условия контракта по №44-ФЗ?

Участники рынка Госзакупок хорошо знают, что изменение существенных условий контракта, заключенного в рамках №44-ФЗ допускается только в исключительных случаях и по соглашению сторон. При этом даже самые опытные из них зачастую не смогут ответить вам на вопрос: «Какие именно условия контракта являются существенными?».

Дело в том, что №44-ФЗ лишь использует этот термин, но не раскрывает его.

За ответом приходится обращаться к статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано: «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». Попробуем, опираясь на данное определение и раскладывая его на составляющие, разобраться и дать конкретный ответ на этот, на самом деле, не простой вопрос.

  • Условия о предмете договора.
  • Сразу можно утверждать, что предмет контракта по №44-ФЗ является существенным условием.
  • Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
  • №44-ФЗ, как уже было сказано, не именует никакие условия контракта существенными, однако говорит об обязательных (то есть необходимых) условиях. Относящиеся к данной группе условия для лучшего понимания удобнее всего разделить на 2 типа:
  • 1) Условия, обязательные (необходимые) для всех контрактов по №44-ФЗ;
  • 2) Условия, которые обязательно включаются в контракт по №44-ФЗ в определённых случаях.
  • Возвращаемся в №44-ФЗ и после изучения частей 2, 4 и 13 статьи 34, к 1-му типу обязательных, а значит и существенных условий, мы отнесём:
  • цену контракта (в общем случае) или цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (для закупок с неопределённым объёмом) или цену каждого этапа контракта (в случае, если контракт исполняется поэтапно), а также условие о том, что сумма, оплачиваемая исполнителю, уменьшается на размер налоговых платежей, которые платит заказчик;
  • условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств;
  • условия о порядке и сроке оплаты;
  • условия о порядке и сроке приёмки;
  • условия о порядке и сроке оформления результатов приёмки;

Собирая по всей статье 34 условия для отнесения ко 2-му типу, результат получается следующим:

  • порядок определения количества товара (для закупок с неопределённым объёмом — часть 1 статьи 34);
  • график исполнения контракта (если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей — часть 12 статьи 34);
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (в случае установления требования к такому обеспечению — часть 13 статьи 34);
  • размер, порядок и срок выплаты аванса, в том числе в отношении каждого этапа контракта (в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса — часть 13 статьи 34);
  • условие об обязанности поставщика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договоры с поставщиком, общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта (для федеральных закупок с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) более 1 млрд. руб. и для закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд с НМЦК более 100 млн. рублей — часть 23 статьи 34);
  • условие о банковском сопровождении контракта (в случае, если необходимо банковское сопровождение — часть 26 статьи 34);
  • срок возврата обеспечения исполнения контракта (в случае требования такого обеспечения — часть 27 статьи 34);
  • условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины (для контрактов по охране, защите, воспроизводству лесов — часть 28 статьи 34);
  • условие об обязательстве поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое (в случае требования такого обеспечения — часть 30 статьи 34).
  1. Фактически, если проект контракта был составлен без избыточных условий, но в соответствии со всеми требованиями законодательства, то в случае присутствия в контракте вышеперечисленных условий, все они являются существенными.
  2. Контракты, заключенные в рамках №44-ФЗ, но регулируемые при этом другими нормативными актами (например, №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе») могут иметь дополнительные существенные условия, исходя из требований этих нормативных актов (например, положения о казначейском сопровождении контракта).
  3. А также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Сложный для понимания момент. Однако, задумавшись об этом, можно рассудить, что на этапе заключения контракта по №44-ФЗ все соглашения между участником закупки и заказчиком уже достигнуты (участник закупки согласился на условия документации, а заказчик согласился на условия, которые изложил поставщик в своей заявке).

Это подтверждается частью 1 статьи 34, в которой сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением, документацией и заявкой.

Вывод напрашивается сам собой: все условия, включённые в контракт непосредственно из извещения, документации заказчика и заявки участника являются существенными (к ним относятся такие условия как источник финансирования контракта, конкретные показатели товаров(материалов) из заявки и другие).

Взглянув на такие условия под другим углом, можно отнести их и в предыдущий раздел названных законом обязательными (необходимыми) условий.

Однако мы предпочитаем выделить их в эту отдельную группу именно по причине наличия при осуществлении закупочной процедуры своеобразного процесса направления оферты и её акцепта, который приводит к достижению соглашений по таким условиям и заключению контракта.

  • Резюмируя всё вышеизложенное, представляем единый компактный список существенных условий контракта, заключённого по №44-ФЗ:
  • Существенные условия, содержащиеся в любом контракте по №44-ФЗ:
  • 1) предмет контракта;
  • 2) цена контракта;
  • 3) ответственность сторон;
  • 4) порядок и срок оплаты;
  • 5) порядок и срок приемки;
  • 6) порядок и срок оформления результатов приемки;
  • 7) все условия, включённые в контракт из извещения, документации и заявки
  • Условия, которые должны содержаться в контракте по №44-ФЗ в отдельных определённых законом случаях, и в этом случае являются существенными:
  • 8) порядок определения количества товара;
  • 9) график исполнения контракта;
  • 10) порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств;
  • 11) размер, порядок и срок выплаты аванса в отношении каждого этапа контракта;
  • 12) обязанность поставщика предоставлять информацию о субподрядчиках, заключивших договор с поставщиком более чем на 10 % цены контракта;
  • 13) банковское сопровождение контракта;
  • 14) срок возврата обеспечения исполнения контракта;
  • 15) о продаже лесных насаждений;
  • 16) обязательство поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если перестало действовать старое;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *