Все госконтракты придется изменить

Типовые условия контракта — это положения, которые нужно включить в условия госконтракта. Минфин разработал типовые условия для всех контрактов. Они касаются порядка оплаты. Из статьи узнаете, что нужно изменить в госконтрактах после вступления в силу изменений.

На официальном сайте проектов нормативных актов Минфин разместил проект Приказа, который утверждает типовые условия для всех госконтрактов вне зависимости от цены и ОКПД2. В настоящий момент этот проект находится на стадии общественного обсуждения, в скором времени будет сформирован окончательный вариант нормативно-правого акта, и изменения вступят в свою законную силу.

Законодательный акт, утверждающий типовые условия контракта, подготовлен с целью исполнения положений ст. 11 44-ФЗ, которая закрепляет принцип единства контрактной системы в сфере государственных закупок.

Дата вступления в силу новых правил не указана. Предполагается, что Приказ начнет действовать с даты официального опубликования.

Область применения

Типовые условия применяются для всех госконтрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Их необходимо использовать и во всех договорах, которые заключаются для исполнения таких контрактов и которые содержат требования об оплате обязательств исполнителя в рамках суммы, необходимой для перечисления денежных средств за фактически выполненные работы (поставленный товар, оказанную услугу) по договору.

Стандартные требования применяются:

  • для любого объекта закупки — поставки товара, выполнения работ, услуг;
  • при любом коде предмета контракта по КТРУ, ОКВЭД2, ОКПД2;
  • для любой НМЦК или цены контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Что нужно изменить в госконтрактах

После вступления в силу Приказа Минфина об утверждении типовых условий в государственных контрактах нужно будет в обязательном порядке указывать обновленную информацию.

Организации-заказчики должны будут вносить в контрактную документацию следующие требования:

  1. Идентификатор госконтракта. Идентификатор также будут указывать и в платежно-расчетных документах. Исключением являются платежные и расчетные регистры, содержащие сведения о государственной тайне.
  2. Запрет на перечисление денежных (целевых) средств, выделенных на оплату госконтракта, на цели, не связанные с обязательствами по взаиморасчетам с поставщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
  3. Необходимость поставщика предоставлять в территориальное ФК (ТОФК) документацию, используемую для предоставления денежных (целевых) средств для выплаты обязательств по договору.
  4. Порядок обеспечения целевого использования денежных средств.
  5. Прочие требования в соответствии с действующим на момент заключения договора бюджетным законодательством.

Поставщик, в свою очередь, обязан соблюдать все требования, которые государственный заказчик указал в документации. Также обязанностью исполнителя является открытие в ТОФК лицевых счетов для проведения операций неучастника бюджетного процесса, необходимых для взаиморасчетов с организацией-заказчиком.

Поставщик должен включать аналогичные условия в договоры, заключаемые с субподрядчиками и соисполнителями, которые привлекаются для поставки товаров (выполнения работ или услуг).

Все госконтракты придется изменить

Расторжение контракта по 44-ФЗ: как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Все госконтракты придется изменить

Казалось бы, госконтракт — это такой же договор. И его тоже можно расторгнуть. Однако в этом случае есть ряд неприятных последствий, которых лучше избежать.

Часть 8 ст. 95 Закона о госзакупках (№ 44-ФЗ) ссылается на гражданское законодательство и гласит о трех вариантах расторжения контракта:

  • по соглашению сторон;
  • в одностороннем порядке;
  • через суд.

Но если при расторжении договора между коммерческими организациями каждый просто остается при своем, то в случае с госконтрактом для поставщика (исполнителя) есть опасность попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Рассмотрим подробнее каждый вариант.

Расторжение госконтракта по соглашению сторон

По соглашению сторон контракт можно расторгнуть в любой момент. Даже если в нем не прописан порядок расторжения.

Расторжение оформляется в письменном виде, как доп. соглашение к госконтракту. Если что-то по контракту уже было выполнено, стороны отказываются от взаимных претензий.

Обоюдный отказ от госконтракта возможен в следующих случаях:

  • форс-мажор: стихийное бедствие, войны, забастовки, эпидемии и пр.;
  • заказчику больше не нужен этот товар или услуга;
  • срок поставки закончился, но заказчик выбрал не весь товар по спецификации;
  • завод прекратил выпуск продукции, которая поставлялась заказчику;

Кстати говоря, эпидемия коронавируса COVID-19 была признана правительством обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем ФАС были даны рекомендации учитывать это обстоятельство при рассмотрении споров по госзакупкам.

Расторжение госконтракта по соглашению сторон не ведет ко внесению исполнителя (поставщика) в РНП. Однако в соглашение о расторжении необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК.

Нельзя расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию в следующих случаях:

  • Поставщик (исполнитель) не может поставить необходимый товар (оказать требуемую услугу). Сюда же относится исполнение контракта с нарушениями.
  • Поставщик (исполнитель) не соответствует условиям контракта, а победил в аукционе из-за указания недостоверных сведений.

В этих случаях контракт будет расторгнут в одностороннем порядке, а неудавшийся исполнитель будет внесен в РНП.

Поиск тендеров, детальная аналитика, управление закупками и людьми — всё в одной системе Тендерплан.

Расторжение госконтракта в одностороннем порядке

В этом случае контракт может быть расторгнут как по инициативе заказчика, так и по инициативе исполнителя.

Заказчик расторгнет контракт, если:

  • поставщик отгрузил некачественный товар;
  • исполнитель некачественно выполнил работы/оказал услуги
  • из-за недостоверной информации в заявке, что позволило выиграть аукцион;
  • работы начаты не в срок, либо не начаты вовсе.

На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

Поставщик тоже может расторгнуть контракт. Но только по веским причинам, таким как:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • обстоятельства непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств, на основании ст. 451 ГК.

Немного о последней причине. Если, к примеру, исполнитель отказался от контракта из-за повышения цен на поставляемую продукцию, и контракт стал невыгодным, то это, конечно, его право. Однако в суде будет очень трудно доказать, что повышение цен не могло быть спрогнозировано, а следовательно, исполнителя признают уклоняющимся от исполнения контракта. Как следствие, он попадет в РНП.

  • В системе Тендерплан вы можете совместно работать над документами. Изучайте
  • условия закупки совместно с коллегами, выделяйте и комментируйте важные детали
  • прямо в документе.

Попробовать бесплатно

Расторжение контракта через суд

Расторгнуть госконтракт через суд придется, если:

  • в контракте не закреплена возможность расторгнуть контракт по инициативе одной из сторон;
  • в контракте есть возможность его расторгнуть в одностороннем порядке, но на расторжении настаивает лишь одна из сторон, а другая не соглашается с основанием для этого

Негативные последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если решение будет в пользу заказчика, то сведения об исполнителе попадут в РНП.

Односторонний отказ Заказчика от госконтракта: проблемы и перспективы в свете новых поправок в 44-ФЗ

Данная тема с одной стороны — достаточно узкая, однако — она из тех, что долгие годы приносит и продолжает приносить массу проблем добросовестным участникам рынка — это право Заказчика на односторонний отказ от договора в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. 

Само по себе введение данного института в свое время служило цели ускорить исполнение бюджета, минуя длительную судебную процедуру расторжения контракта, но на практике, к нашему большому сожалению, в настоящий момент зачастую служит инструментом давления на Исполнителя, когда тендер выигрывает «не свой».

Основания для направления Заказчиком информации в РНП

В 44-ФЗ в отличие от 223-ФЗ существует 3 основания для направления госзаказчиком информации в антимонопольный органа для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • решение суда, вступившее в законную силу, где в мотивировочной части содержится ссылка на то, что Исполнитель допустил существенные нарушения контракта;
  • односторонний отказ Заказчика от контракта вследствие того же существенного нарушения его условий Исполнителем.

Последствия включения в РНП

Таким образом, административный орган в квазисудебной процедуре и сжатые сроки (в течение 5 дней, но не более 8 рабочих дней) должен разобраться во всех тонкостях исполнения государственного контракта и допущенных нарушений с обеих сторон и вынести решение, которое в абсолютном порядке влияет на судьбу Исполнителя, так как:

  • двухлетний мораторий на поставки для любой компании, зависящей от госзаказа хотя бы на 30-40 % от валового объема реализации, неминуемо приведет к печальными последствиям; 
  • в реестр включаются не только сведения о самой компании, но и сведения о директоре (и членах правления) компании, а также об участниках (акционерах), чья доля в уставном капитале компании составляет более 25 %.

Фактически достигается полный блок для всех этих лиц открыть новый параллельный бизнес в том же составе и с тем же исполнительным органом. Такая вот мера государственно-правового принуждения.

Тем не менее, как плюс данной процедуры стоит отметить то, что она достаточно сильно зарегулирована, и малейшее отступление от нее по срокам и составу предоставляемых документов приведет не только к включению действительно недобросовестного Исполнителя в РНП, но и к штрафам для должностных лиц Заказчика и внеплановой проверке иных закупочных процедур.

Как выглядит процедура включения в РНП сегодня с точки зрения Заказчика

  • В настоящий момент процедура одностороннего отказа от контракта и направления сведений в РНП выглядит для Заказчика следующим образом:
  • — Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
  • — Размещает данное решение в ЕИС в течение 3-х дней с даты принятия.
  • — Направляет данное решение поставщику по почте в течение 3-х дней с даты принятия любыми двумя из пяти способов:
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (курьерская доставка или независимые почтовые операторы).
  1. — Датой надлежащего уведомления считается дата получения письма поставщиком либо 30 дней с даты размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе.
  2. — С одной из вышеуказанных дат отсчитывается еще 10 дней на устранение поставщиком недостатков, и по их прошествии — в случае неустранения недостатков.
  3. — В течение 3-х дней с 11 дня Заказчик обязан направить сведения об Исполнителе в антимонопольный орган.
  4. Согласитесь — выглядит достаточно громоздко, не говоря уже о том, что в 30-40 % случаев и данные (достаточно длительные и комфортные) сроки Заказчиком обычно не выдерживаются, и последний идет на любые ухищрения вплоть до подлога, чтобы на комиссии ФАС доказать своевременность их совершения.
  5. Хотелось бы рассказать про одно дело. 
Читайте также:  Как вести учет прихода и расхода товаров для ИП на УСН?

Пример злоупотреблений 

Компания выиграла и подписала госконтракт на текущий ремонт помещений, принадлежащих Минобороне. Но как обычно происходит — выиграл «не тот участник». Подлежащие ремонту помещения были разбросаны по всей стране и зачастую находились на закрытых объектах. Пока Компания собирала допуски, прошла уже половина срока исполнения контракта.

Получив допуски и оказавшись в помещениях, оказалось, что смета составлена крайне неверно: к примеру, в некоторых помещениях, в принципе, отсутствовал водопровод, когда в смете было указано — «ремонт душевой кабины».

В результате длительных согласований срок исполнения контракта истек, и Заказчик направил уведомление о расторжении контракта «пустым письмом», а в ЕИС разместил неполную информацию и глубоко за сроком. Однако так как рассматривал дело УФАС крайне небольшого региона, на данные нарушения комиссия попросту закрыла глаза и приняла решение о включении Исполнителя в РНП.

Впоследствии консультантам пришлось отстаивать свою позицию в суде, отменяя не только незаконный односторонний отказ, но и незаконное решение регионального антимонопольного органа.

Что изменили оптимизационные поправки, и в чем плюсы для Исполнителя

В оптимизационных поправках, которые приняты в июле 360-ФЗ от 02.07.2021 и которые начнут действовать (в отношении одностороннего отказа) уже с июля будущего года, законодатель установил следующее:

Процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур полностью переводят в электронный вид:

  • Заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС, за исключением некоторых случаев (например, при закупке с гостайной). 
  • Оно автоматически направляется Исполнителю в течение часа. 
  • Сообщать ему об этом иными способами (по почте, электронной почте и пр.) станет не нужно. 
  • Поступление решения Исполнителю будет осуществляться надлежащим уведомлением. Теперь датой поступления будет являться дата публикации в ЕИС данного решения.

Казалось бы — в чем здесь плюсы для Исполнителя? 

  • Во-первых, такая процедура всячески устраняет возможности для манипулирования процессуальными сроками, связанными с «надлежащим» уведомлением как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
  • Во-вторых, если ранее Заказчик (даже под угрозой штрафных санкций) зачастую злонамеренно не опубликовывал решение в ЕИС в срок, сейчас у него такая возможность будет отсутствовать — решение будет очевидно доведено до Исполнителя день в день.
  • В-третьих, у Заказчика будет отсутствовать т.н. «эффект неожиданности» — такая открытость даст возможность Исполнителю подготовиться к комиссии антимонопольного органа, собрать всю переписку с Заказчиком, а равно как и в срок устранить допущенные нарушения — неопубликование решения или публикация его не в полном объеме будут очевидно рассматриваться в качестве нарушения процедуры.
  • О чем еще важно сказать: фактически отпадут споры, связанные с несвоевременной приемкой либо отказом от приемки товара/услуги ненадлежащего качества, количества или комплектности/состава, что так же зачастую берется Заказчиком за основание для одностороннего расторжения контракта со стороны.
  • С 1 января 2021 года мы полностью переходим на электронный документооборот.
  • Теперь процедура будет выглядеть следующим образом:
  • Исполнитель в срок, предусмотренный в контракте, размещает в ЕИС подписанный своей ЭП документ о приемке товара;
  • в течение часа данный документ передается Заказчику на подписание, при этом датой получения документа считается дата размещения Исполнителем его в ЕИС;
  • в срок, установленный контрактом (но не позднее 20 дней с даты его размещения в ЕИС) Заказчик либо подписывает данный документ своей ЭП, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки (так же подписанный ЭП);
  • Соответственно, датой приемки либо отказа от нее будет считаться дата подписания ЭП Заказчиком;
  • В случае мотивированного отказа Заказчика, Исполнитель вправе устранить выявленные недостатки и повторить процедуру направления документов о приемке.

Мы со своей стороны безусловно приветствуем такую открытость и рассматриваем данные поправки в закон в качестве действительно современных и системных, а равно как и исключающих злоупотребления сторонами их правами.

Стоит надеяться, что процессуальные нарушения уйдут в прошлое, а антимонопольный орган будет заниматься исключительно материальным правом и изучать лишь фактические обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего исполнения контракта для принятия решения о включении или невключении исполнителя в РНП в оговоренном случае.

Какие условия можно и нельзя изменять в ходе исполнения контракта

Многих участников государственной закупки интересует, что можно и что нельзя изменять при исполнении уже заключенного контракта. Этот вопрос будет рассмотрен в данной статье.

Заказчиком проведена конкурентная процедура, определен победитель и заключен контракт, однако что-то идет не по плану. Например, поставщик хочет привезти другой товар или даже заявить заказчику, что контракт исполнять будет другое лицо.

Каким образом возможно изменение количества товара, а также его цены по контракту

Цена и количество товара – существенные условия контракта, поэтому по соглашению сторон их можно изменить только в некоторых случаях. К примеру, цену контракта можно снизить.

Это сделать можно, не изменяя при этом количества товара, его качества и других условий контракта. Вот второй вариант: нужно увеличить либо уменьшить количество товара на 15 процентов, но не более. В этом случае возможно пропорциональное увеличение цены контракта.

В случае уменьшения количества товара цена контракта уменьшается из расчета цены единицы товара. Изменение количества товара и снижение цены контракта возможно при условии, если это оговорено контрактом и указано в закупочной документации.

Если закупка проводится у единственного поставщика, подобная возможность должна быть прописана в условиях контракта.

Стоит учесть следующие моменты.

  • Бюджетные либо казенные учреждения, не имеющие лимитов, чтобы можно было увеличить цену, не имеют права увеличить количество товара и его цену по контракту на 15 процентов.
  • Если проводится запрос котировок, увеличение контрактной цены на 15 процентов не допускается, поскольку изменение цены контракта возможно, только если это оговорено в закупочной документации. При запросе котировок документация не формируется (письмо МЭР № ОГ-Д28-12811 от 2.10.2015).

Как должен поступать заказчик, если поставщик привозит не тот товар, который указал в своей заявке?

Если поставщик предлагает не тот товар, который указан в контракте, заказчик не всегда обязан отказать в его приеме. Если поставленный товар оказался лучше, чем было изначально прописано в контракте, то его можно принять. В ходе исполнения контракта законом разрешено улучшение качественных характеристик.

Желательно составить дополнительное соглашение к контракту, в котором следует указать, на основании каких именно характеристик товар принят как улучшенный. Этот документ позволит в случае проведения проверок избежать лишних вопрос как к заказчику, так и к поставщику.

Но помните, что приемка товара с улучшенными характеристиками является правом, а не обязанностью заказчика. Однако если поставщиком привезен совершенно не такой товар, который оговорен контрактом, заказчик может отказаться от его приемки и начать процедуру одностороннего расторжения контракта.

А это грозит поставщику внесением его в РНП сроком на 2 года.

Допускается ли в контракте менять исполнителя

В контракте исполнителя менять нельзя, поскольку он должен исполняться победителем закупки. Однако одно исключение все же есть: если при участии в закупке у ее победителя прошла реорганизация.

В этом случае победитель имеет право уступить обязательство исполнить контракт своему правопреемнику. При переуступке исполнителем права требования оплаты вносить изменения в контракт не требуется.

Меняется лишь получатель оплаты, а исполнитель контракта остается прежним.

Может ли получить оплату по контракту не исполнитель, а другое лицо?

Такая ситуация возможна в ситуации, если контракт полностью исполнен, но заказчик еще не оплачивал за его выполнение. При переуступке исполнителем контракта права требования оплаты вносить изменения в контракт не требуется, но следует соблюсти процедуру уведомления об этом заказчика. Меняется лишь получатель оплаты, а исполнитель контракта остается прежним.

Теги: изменение условий,

Количество просмотров: 3449

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал

Работа с госконтрактами по 44-ФЗ

В одной из прошлых статей я обещала вернуться к теме государственных закупок более подробно. Это одна из тех сфер деятельности, которая не останавливает работу даже в условиях кризиса и имеет стабильное финансирование. Регламентируются закупки федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Информация обо всех торгах находится на сайте zakupki.gov.ru.

Участие в закупках может принимать любая организация или ИП, а также могут самозанятые (как физлица или в качестве предпринимателей). Однако в отдельных случаях для исполнения контракта потребуются специальные разрешения или лицензии, соответствующие требования указаны в документации.

Обратите внимание! Чтобы подавать заявки или отправлять котировки, необходимо зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе.

Площадки для 44-ФЗ

По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:

После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.

Читайте также:  Вы оказываете помощь в регистрации ООО?

Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.

Виды закупок

В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

Конкурсы делятся на:

  • Открытый.
  • С ограниченным участием.
  • Двухэтапный.
  • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

Аукционы:

В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.

При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком).

К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д.

Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

Котировки и предложения

Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).

С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).

Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.

Требования к участникам, декларации

Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.

Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).

Есть два вида требований к участникам:

  • Единые. Действуют для всех участников, указаны в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Если присутствует хотя бы одно несоответствие, то либо заявку отклонят на первом же этапе, либо при последующем представлении документов (заключении контракта). Возможно, в процессе исполнения выяснится, что поставщик представил недостоверные сведения и уже заключенный договор расторгнут.

Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями (см. п. 1 ст. 49 части первой Гражданского кодекса).

  • Дополнительные. Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан.

Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:

  1. Представителям СМП (статья 30).
  2. Организациям инвалидов (статья 29).
  3. Социально ориентированным организациям (статья 30).
  4. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (статья 28).

Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.

Показатели товара и страна производства

При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

  • Размер.
  • Мощность.
  • Цвет.
  • Объем.

При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету.

В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно.

В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).

Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

Участие в электронном аукционе

Для госзаказчика выгодно — на первичном этапе отклоняются заявки, которые нарушают условия, а затем проходят торги, где потенциальные поставщики снижают цену от НМЦК.

Алгоритм для участия:

  1. Находим подходящую закупку, изучаем документацию (подходит ли организация или ИП по условиям). При отборе на площадке можно ориентироваться на предназначенные именно для своей категории, например, СМП, выбрать предел суммы контракта, регион и т.д.
  2. Оформляем согласие на поставку (выполнение работ, оказание услуг). Опять смотрим сведения аукциона, в них будет или образец рекомендуемой формы или рекомендации по заполнению. В заявке на первом этапе (первая часть заявки) не указывают данные участника, ведь заказчик должен быть объективным. Иногда потребуется добавить к согласию еще и характеристики товара или материала (конкретизированные).
  3. Важно! Для обеспечения подачи заявки открываем в банке специальный счет. С него же можно списать комиссию ЭТП, если одержите победу. Открыть счет и внести на него средства нужно заранее.

  4. Готовим данные для второй части (все остальные сведения и документы): выписки, подтверждение наличия специалистов или оборудования (техники, приборов и т.п.), реквизиты и основную информацию об организации или ИП и прочее.
  5. Находим нашу закупку на площадке, выбираем опцию (нажимаем кнопку) «подать заявку» и затем попадаем в окно, где предлагается подписать прямо в электронном виде и/или прикрепить в виде сканов документацию.
  6. Отправляем заявку. Если предусмотрено обеспечение участия, то проверяем наличие нужной суммы на спецсчете. Она заблокируется в день окончания срока подачи.
  7. Заходим в торги по времени – ждем дня аукциона, раньше ЭТП не допустит, только в строго определенные час и минуты.
  8. Правила ведения торгов всегда есть на площадке. С регламентом стоит ознакомиться еще при регистрации, потому что на разных ЭТП он может отличаться. Обычно при входе на страницу аукциона видны поля, где указаны:
    • НМЦК.
    • Заказчик.
    • Объект закупки.
    • Количество участников-онлайн (их условные номера, названий организаций или ФИО предпринимателей видно не будет).
    • Текущая сумма-ставка.
    • Поле для ввода вашего предложения (с указанием диапазона, в каких пределах делать предложение).
    • Динамика – список участников с их ставками и ваше положение в списке.
    • Время до окончания очередного шага.
    • Общую продолжительность аукциона.
  9. Делаете предложение цены. Начинается отсчет времени, например, 10 минут. До конца отсчета кто-то еще может сделать шаг и время пойдет по новой. Ставка происходит не только вручную, но и автоматически с помощью «робота» — настройки, которая станет делать шаг за вас.
  10. Пункт 8 повторяется, пока никто из участников больше не захочет делать предложения о цене. Заканчивается отсчет времени шага и начинается еще один дополнительный. На результат торгов он не повлияет, хотя участники могут передумать и сделать еще одно предложение.

После окончания аукциона дожидаемся изменения его статуса на сайте https://zakupki.gov.ru/. Там будет указано, кто стал победителем. Если это вы – поздравляю, теперь начинается второй этап.

Проходит проверка сведений в заявке и на ЕИС, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Если все сделано правильно, то на ЭТП в вашем профиле (личном кабинете) появится госконтракт, отправленный на подпись заказчиком.

ЭТП подскажет сроки подписания, а обо всех изменениях в кабинете напомнит по электронной почте, поэтому не забудьте без ошибок указать ее при регистрации. Если исполнение контракта требует обеспечения, то, до того как его подписать, отправьте платеж или оформите банковскую гарантию.

Обратите внимание! Для СМП есть послабления. В обычном случае, если НМЦК снизилась более чем на 25%, нужно перечислить обеспечение в полуторном размере. В некоторых случаях достаточно представить доказательства добросовестности взамен обеспечения. Полная информация в статьях 37 и 96 Федерального закона №44-ФЗ.

После того как соблюдены формальности, прикрепляем в электронном виде при подписании контракта копию платежки или скан банковской гарантии, если требуется и направляем заказчику. Если есть требования к гарантийным обязательствам (еще один вид обеспечения), то перечисляем его до передачи закрывающих документов.

Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Гарантийное – после окончания гарантийного срока, притом нужно написать заявление на возврат (обязательно).

Читайте также:  Обеспечение доказательств нотариусом - Нотариальная контора

Отдельно надо упомянуть контракт с единственным поставщиком. Его заключают, когда на торги вышел только один участник, полностью соответствующий всем требованиям. Аукцион признают несостоявшимся и заключают договор напрямую. Выгодно для поставщика, но сразу возникает вопрос: почему никто не захотел участвовать?

Типичные ошибки

Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:

  • Не внесены изменения в документы на ЕИС. Приняли решение о максимальной сумме для участия в аукционах, крупной сделке, сменили директора, а исправить информацию на ЕИС не удосужились – ждите отклонения.
  • В ЕГРЮЛ содержатся сведения о недостоверности данных. Вы об этом и знать не знаете, но вас могут проверить.
  • В заявке (в первой части) указано наименование или другие данные, позволяющие идентифицировать организацию или ИП. Формально это повод для отказа, хотя не все госзаказчики жестоки, да и бывают такие закупки, где рады любому откликнувшемуся участнику.
  • В характеристиках товара или материала не указаны конкретные значения. Помните про «от… до…» и «не более…не менее…»? Вот и не забывайте, что вместо них должны быть написаны точные цифры.
  • Вообще не указаны материалы или товары. Дали согласие на поставку и решили, что этого достаточно. Если победите, большой вопрос — заключат ли с вами контракт.
  • Не обеспечено наличие средств на спецсчете. Площадка отправляет запрос, получает ответ «денег нет» и отклоняет заявку автоматически.
  • Спорный вопрос – не прикрепили документы по обеспечению, но перевели его (оформили банковскую гарантию). Тут ФАС чаще все-таки встает на сторону поставщика: обязательства он исполнил, а умные поставщики не доводят дело до Федеральной антимонопольной службы и идут навстречу, но прикладывать нужные данные все-таки надо.
  • Несоответствие каким-либо из требований, например, недоимка по налогам превысила допустимый уровень или компания утратила статус СМП.
  • Не указана страна-производитель. С 1 января 2020 года – это повод отклонить заявку.
  • Перечислена неполная сумма обеспечения: одинарная вместо полуторной, если НМЦК упала более чем на 25% или просто ошибка в платежке.
  • Контракт подписан «не глядя». За компьютером заказчика не роботы сидят, могут быть опечатки или даже грубые ошибки – указан не тот номер расчетного счета, а вам потом бегать и дополнительные соглашения подписывать. У поставщика есть право составить протокол разногласий и направить его заказчику для внесения исправлений.
  • После подписания договора не предоставлены дополнительные документы. К примеру, нужно выполнить работы в госучреждении и необходимо представить список сотрудников, осуществляющих работы, чтобы получить пропуска (разрешения), что четко и ясно указано в контракте. Но вы на радостях от выигранного аукциона список предоставить забыли или копии документов, подтверждающих квалификацию специалиста, не передали. Ситуация некритичная, но испортить отношения способна.

Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.

Включение в РНП

Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам.

Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации.

В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание.

Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).

Утверждено Постановление Правительства России о возможности изменения цены государственного контракта

В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой.

9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.

Теперь заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Документ устанавливает, что заказчики могут изменить существенные условия контракта в случае, если:
  • — контракт заключен до 1 июля 2021 года, и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;
  • — физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения, предусмотренные проектной документацией, не изменяются;
  • — изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
  • Постановление также устанавливает, что если в результате изменения существенных условий контракта новая цена контракта превысит стоимость объекта капитального строительства, указанную в акте (решении) об осуществлении капитальных вложений, такое изменение (увеличение) осуществляется после принятия решения Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением № 1315 размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.

Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, местным администрациям, а также юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» рекомендуется при изменении (увеличении) цены контракта учитывать положения Постановления № 1315.

Порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта по смете контракта установлен приказом Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России и вступит в силу с 24 августа 2021 года.

В соответствии с порядком, обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику. В зависимости от цены контракта, порядком предусмотрены несколько алгоритмов расчета.

Первый алгоритм, для контрактов со стоимостью до 30 млн.

рублей, предусматривает выполнение расчетов на основании величины возрастания стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения предусмотренных контрактом работ.

Этот алгоритм позволяет определить разницу в стоимости строительных материалов и (или) оборудования, учтенных при формировании НМЦК и их стоимостью на дату выполнения расчетов. Алгоритм применяется для контрактов, где используется небольшое количество строительных ресурсов.

Второй алгоритм — для контрактов от 30 до 100 млн.

рублей — предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем России. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.

Третий алгоритм — для контрактов от 100 млн. рублей и выше — аналогичен второму алгоритму, но предусматривает дополнительному проверку правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Если у вас возникли вопросы о порядке расчетов увеличения цены контракта, Главгосэкспертиза России готова оказать необходимую консультационную помощь. Вопросы можно присылать по адресу: info@gge.ru.

Также на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов (https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/1315).

На ресурсе можно найти Постановление Правительства РФ № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр.

На портале также можно ознакомиться с презентационными материалами для дополнительного информирования заинтересованных лиц и упрощения работы с нормативными правовыми документами, прочитать разъяснения по порядку проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Отдельно приводятся примеры (образцы) расчетов, выполненные в соответствии с требованиями Постановления № 1315 и Приказа № 500/пр.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *