Все контракты на капитальное строительство придется обновить

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
  • ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО
  • от 19 октября 2021 г. N 45199-СМ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поступающими обращениями по вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы сообщает.

Подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г.

N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление N 1315) установлено, что размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн руб., — по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Порядок изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов установлен пунктами 14, 14.1 — 14.3 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее — Методика N 841/пр).

Согласно подпункту «б» пункта 14.

2 Методики N 841/пр расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающего рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта, осуществляется путем определения отношения сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении начальной (максимальной) цены контракта, в уровне цен на дату выполнения расчета (Цнов) к сметной стоимости всех работ в уровне цен утвержденной проектной документации (Цнмцк), приведенной к уровню цен выполнения расчета индексами-дефляторами Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», действующими на дату определения начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) (Идеф).

В случае, если после определения НМЦК Минстроем России опубликованы индексы изменения сметной стоимости, наиболее полно отражающие специфику объекта капитального строительства (далее — Индекс по виду объекта), то определение Цнов осуществляется как произведение сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией, используемой при определении НМЦК в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 г.) на величину Индекса по виду объекта, действующего на дату выполнения расчета.

Если Индекс по виду объекта впервые опубликован Минстроем России до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г.

N 604 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», то величина Цнмцк принимается равным сметной стоимости всех работ, предусмотренных проектной документацией в уровне цен утвержденной проектной документации на дату определения НМЦК.

При этом сметная стоимость строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, при определении Цнмцк пересчету не подлежит.

С.Г.МУЗЫЧЕНКО

Капитальный ремонт по 44-ФЗ: тонкости закупки

Из этой статьи вы узнаете:

  • Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ
  • Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ
  • Смета вместо проектной документации при капитальном ремонте по 44-ФЗ

До недавнего времени система закупок для капитального ремонта по 44-ФЗ была одной из самых сложных из-за значительного объема разнообразных регламентов. 1 июля 2019 года вступили в силу существенные изменения, которые были призваны среди прочего и упростить данную процедуру.

Однако не все так просто. И даже формальное упрощение заявки участника до одного лишь согласия не гарантирует, что вам не придется столкнуться со сложностями при закупке по капитальному ремонту по закону 44-ФЗ.

Отличия текущего и капитального ремонта по 44-ФЗ

Определение капитального ремонта по 44-ФЗ объектов капитального строительства зафиксировано п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ.

В данном случае (кроме линейных объектов) речь идет о замене, возвращении изначальных свойств строительным конструкциям либо их элементам при условии, что не затрагиваются несущие части строения. В интересующее нас понятие входит замена, ремонт инженерно-технических систем, соответствующих объектов капитального строительства, их составляющих.

Кроме того, возможна установка новых частей несущих конструкций вместо утративших свои характеристики, если с их помощью могут быть восстановлены, улучшены свойства постройки.

Иными словами, под данным термином понимают смену любых строительных конструкций, не относящихся к несущим, и их составляющих. Заказчику важно помнить данное определение при классификации запланированных работ.

Также необходимо понимать разницу между такими понятиями, как строительная конструкция и ее элемент. Пояснение дается в п. 24 ч. 2 ст. 2 384-ФЗ от 30.12.2009: строительной конструкцией называется часть здания, играющая роль ограждения либо несущая эстетическую нагрузку.

Поскольку закон дает достаточно размытые определения ключевым терминам в теме капитального ремонта здания по 44-ФЗ, могут возникнуть трудности при разделении ремонтных работ на текущие и капитальные.

Допустим, к какой категории относится замена межкомнатной перегородки в здании? Вероятно, речь идет о втором типе, поскольку перегородка играет роль ограждения и не может быть отнесена к несущим конструкциям.

Когда же предполагается только избавление от данной перегородки и последующая отделка проема, то ремонт уже нельзя назвать капитальным? Ситуация остается спорной, существуют доводы в пользу любого утверждения.

В действующих актах на данный момент отсутствует четкое разделение между двумя типами ремонта.

Вид работ должен определяться на основании сметы заказчика, особенностей конкретного объекта, в котором будут осуществляться мероприятия.

В смете на текущий ремонт не могут быть прописаны запланированные этапы капремонта. Тогда как в смету на капитальный ремонт допускается внесение услуг по текущим работам.

Определение текущего ремонта можно найти в п. 3.8 МДС 81-35.2004, утвержденном постановлением Госстроя РФ № 15/1 от 05.03.2004 г. Такая разновидность услуг предполагает периодическое, своевременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение изнашивания конструкций, отделки, используемого в здании оборудования, устранение незначительных дефектов, неполадок.

Стоит помнить о таких тонкостях осуществления закупок по текущему ремонту:

  • Текущий ремонт не регулируется ГрК РФ. Поэтому во время торгов заказчик не может требовать от потенциальных исполнителей членства в саморегулируемой организации. Это правило относится даже к случаям, когда закупка проводится на сумму более трех миллионов рублей. Покупатель не может предъявлять к поставщикам дополнительные требования, поскольку на данный тип закупок не действует ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г.
  • Заказчик имеет право использовать для обоснования НМЦК метод анализа рынка цен, то есть коммерческие предложения или проектно-сметный метод. Если речь идет о капитальном ремонте по 44-ФЗ в 2020 году, допускается применение только проектно-сметного метода.
  • При организации торгов для осуществления капитального ремонта по 44-ФЗ посредством электронного аукциона исполнитель должен прописать в заявке свое согласие с условиями предоставленных организатором документов, то есть с проектом и документацией по тендеру. Данное правило зафиксировано в ч. 3.1 ст. 66 закона о госзакупках.

Для запроса котировок в электронной форме все еще действует использовавшийся ранее формат. То есть поставщик фиксирует в заявке характеристики товаров, которые он собирается использовать в работах.

Поэтому если заказчик хочет отказаться от партнерства с определенным участниками торгов и сотрудничать со «своим», он предпочтет именно второй формат. Дело в том, что при нем могут использоваться формальные причины, позволяющие отклонить заявку.

К последним в том числе относится предоставление ложной информации по продукции.

В этом году исполнитель допускается к электронному аукциону, если он указал в первой части заявки свое согласие с условиями покупателя и оператор ЭТП не вернул ему документы. Заказчик не имеет права самостоятельно отклонить первые части заявок, но при этом он не должен оформлять протокол их обработки по ч. 10 ст. 67 закона 44-ФЗ.

Часть 11 ст. 66 закона 44-ФЗ дает ЭТП час после получения заявки, чтобы вернуть ее поставщику, если:

  • не стоит усиленная электронная подпись законного представителя участника закупки;
  • от исполнителя получена не одна заявки на торги;
  • заявка предоставлена после завершения установленного для этого отрезка времени;
  • до истечения срока регистрации участника в ЕИС осталось меньше 3 месяцев.

Алгоритм закупки на капитальный ремонт по 44-ФЗ

Шаг 1. Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ:

1. Аукцион.

Для закупки капитального ремонта по 44-ФЗ можно проводить аукцион или конкурс. Первый вариант должен обязательно использоваться для всех работ, включенным в аукционный перечень, в соответствии с Распоряжением Правительства № 471 (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Однако допускается проведение конкурса для закупки работ из указанного выше перечня, если они будут осуществляться на опасных, технически сложных, уникальных объектах (пояснение содержится в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ), искусственных дорожных сооружениях.

2. Конкурс.

Этот формат может использоваться для работ, не относящихся к аукционному перечню. Иногда только часть услуг, необходимых заказчику, содержится в данном документе. В таком случае все равно необходимо проводить аукцион.

Читайте также:  Ввод в уже созданное ООО еще одного учредителя (физ.лицо, иностранец)

3. Запрос котировок.

Условия использования процедуры указаны в ч. 2 ст. 72 интересующего нас федерального закона. А именно НМЦК должна быть до 500 000 рублей, а общее число таких закупок до 10 % и 100 миллионов рублей.

4. Запрос предложений.

Данный формат применяется, если договор на оказание услуг был расторгнут по инициативе покупателя либо повторный конкурс/аукцион не признаны состоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона 44-ФЗ).

5. Контракт с единственным исполнителем.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ без конкурентных процедур проводится в соответствии с ч. 1 ст. 93. А именно, ключевое требование – НМЦК до 100 000 рублей.

Шаг 2. Описываем объект закупки.

На этом этапе важно точно понимать, о каком ремонте идет речь – текущем или капитальном.

Первый (по ст. 55.24 ГрК РФ) обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий. В таком случае проект и смету можно заменить ведомостью с перечнем услуг.

Обязательно составляется проектно-сметная документация, которая вносится в закупочные документы. Ремонт может начаться максимум через 2 года после утверждения документов.

Также в техзадании по капитальному ремонту по 44-ФЗ закрепляются сроки работ, требования к обеспечению, порядок приемки. Отдельно прописываются материалы, которые могут использоваться при оказании услуг.

Шаг 3. Обосновываем НМЦК.

Для этого (по ч. 9 ст. 22 закона 44-ФЗ) применяют проектно-сметный метод. Требуются:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметой;
  • заключение о проверке достоверности расчетов в смете;
  • заключение экспертизы проекта.

Сметы формируются в соответствии со сведениями из сборников единичных расценок территориального и федерального формата (ТЕР, ФЕР). Также используются положения Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016 г.

Договор реконструкции

Реконструкция (понятие реконструкции приведено в статье 1 Градостроительного кодекса РФ (п. 14)) — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Расшифровка этого термина, подразумевающего обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения, содержится также в пункте 1 статьи 754 Гражданского кодекса РФ. Суды при вынесении решений (см. постановления ФАС Уральского округа от 12 ноября 2009 г. № Ф09-8820/09-С3, ФАС Московского округа от 27 февраля 2009 г.

№ КА-А40/712-09) нередко руководствуются определением, данным в письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80.

В нем разъяснено, что к реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. В письме Минфина России от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794 рекомендуется при определении вида работ руководствоваться также Ведомственными строительными нормами (ВСН) 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312. Пунктом 5.3 этих норм определено, что при реконструкции зданий (объектов) помимо работ, выполняемых при капремонте, могут осуществляться: — изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а также их частичная разборка; — повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных); — улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий. Как видим, отличительными критериями реконструкции (в сравнении с капитальным ремонтом) является то, что при капремонте производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений с целью восстановления объекта, а при реконструкции помимо замены устаревших элементов происходит изменение параметров объектов, их частей и качества инженерно-технического обеспечения с целью изменения объекта. В отличие же от нового строительства реконструкция — это изменение уже существующего объекта, не требующее его сноса.

Таким образом, договор реконструкции не является ни договором на новое строительство, ни договором на капремонт. Но вместе с тем, представляя собой особый договор, он сочетает в себе элементы и того, и другого. Поэтому при квалификации договора определяющим будет состав выполняемых работ. 

Поскольку работы по реконструкции относятся к строительным работам, они выполняются по договору строительного подряда. Следовательно, на договор реконструкции распространяются нормы гражданского законодательства о строительном подряде. 

Как указано в пункте 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и со сметой, определяющей цену работ.

На основании статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации производится самим застройщиком либо привлекаемым им лицом.

Уточним: виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или организациями, имеющими свидетельство о допуске к таким видам работ.

Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов определены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 (Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2010 г. № 235 в Положение внесены изменения).

Сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, при необходимости — объектные и локальные сметы, сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Объемы разработки разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование (п. 7 Положения).

Смета составляется на основании данных после обследования объекта реконструкции до заключения договора подряда.

Экспертиза.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, вся проектная документация (в том числе на реконструкцию объектов капстроительства) подлежит госэкспертизе, за исключением отдельных случаев, предусмотренных этой статьей (для жилых домов высотой менее трех этажей; для объектов, не требующих получения разрешения на строительство, и др.).

Экспертиза проводится в зависимости от статуса объекта федеральным или региональным органом исполнительной власти либо уполномоченными учреждениями (п. 4, 4.1, 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). И лишь при наличии положительного заключения документация должна утверждаться застройщиком или заказчиком и передаваться подрядчику для выполнения работ по реконструкции. 

Кроме того, нужно будет получить разрешение на реконструкцию, если при ее проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Этого требует статья 51 Градостроительного кодекса РФ.

Выдача разрешения не потребуется лишь при реконструкции объектов, не являющихся капитальными строениями (киосков, навесов и т. д.), либо при работах, не затрагивающих указанных характеристик безопасности и т. д.

Разрешение на реконструкцию (в том числе на ее отдельные этапы) выдается уполномоченным органом исполнительной власти (федеральным, региональным или местным) в течение десяти дней со дня получения заявления на срок, предусмотренный проектом реконструкции.

Но в выдаче разрешения могут и отказать, например, при отсутствии необходимых документов (подтверждающих право на земельный участок и т. д.) или их несоответствии установленным требованиям.

Обратите внимание: к реконструкции (реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) применяются особые требования. Во-первых, деятельность по их реставрации подлежит лицензированию (подп. 41 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании.

Во-вторых, для проведения работ на указанных объектах потребуются дополнительное (письменное) разрешение и задание, выданные соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г.

№ 73-ФЗ — подробнее об особенностях оформления документов на проведение реставрационных работ читайте в журнале «Учет в строительстве» № 7, 2009) .

КТО ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОПУСК?

Порядок подтверждения опыта на выполнение работ по кап ремонту

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Письмо Минфина России от 31 октября 2019 г. N 24-02-08/84217 «О рассмотрении обращения»

9 декабря 2019

Минфин России, рассмотрев обращение, направленное письмом,

по вопросу о порядке подтверждения опыта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта,

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.

2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление N 99, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.

Читайте также:  ООО с нулевой отчетностью. Как оплачиваются штрафы?

2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.

Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:

— копия исполненного контракта (договора);

— копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

— копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в отношении одного объекта.

При этом такой контракт (договор) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено.

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке

На основании изложенного, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, участник закупки предоставляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением N 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.

Согласно части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого вида работ, к которым предъявляются дополнительные требования, электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, и подпунктом «а» пункта 2 части 13 статьи 24.

2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки рассматривает представленные документы, в том числе на предмет соответствия перечня представленных документов перечню, который предусмотрен графой «Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» Приложения N 1 к Постановлению N 99, и принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае несоответствия такому перечню.

Таким образом, оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной# обеспечивает исключительно проверку «комплектности» документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с частью 8.

2 статьи 66 и частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

При этом в силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе проверку относимости опыта выполнения работ, оборудования в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 99, осуществляет комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Необходимо отметить, что основания для отклонения заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе

При этом наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе, в том числе правомерность отклонения заявки на участие в аукционе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о подтверждении опыта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб. Речь идет о наличии за последние 3 года до подачи заявки опыта исполнения одного аналогичного контракта (договора).

Контракт, представленный в составе заявки, должен быть исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ должно быть завершено

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию является условием допуска к участию в закупке.

Что касается закупок в электронной форме, то оператор электронной площадки проверяет исключительно комплектность документов. Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, направляются заказчику одновременно со вторыми частями заявок.

При этом проверяет опыт выполнения работ комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Почему у инвестора нет и не может быть права собственности на строящийся объект. Часть III. Развязка

Начало (I часть) — здесь. Продолжение (II часть) — здесь.

У всего на свете есть конец — и у хорошего, и у дурного. Сейчас мы будем обсуждать конец дурного, то есть, совершенно безумной, не основанной ни на законе, ни на догме, ни на здравом смысле практики судов общей юрисдикции, изобретшей такого франкенштейна как «признание права собственности дольщика на долю в недостроенном объекте».

Это порождение спящего разума обычно объяснялось так (я помню, что это было в каком-то интервью председателя Лебедева, а потом проскочило в определениях гражданской коллегии верховного суда): мол, есть такой способ защиты гражданских прав, иск о признании права. Дольщик вещь, договор заключил, деньги заплатил. Поэтому надо его право на долю в недострое признать (напр. определение  от 14 декабря 2010 г. № 4-В10-34). 

Это рассуждение уникально своей безграмотностью. Подр. анализ его — в первой части блога (см. первую ссылку), поэтому здесь я бы не хотел останавливаться на нем. Там же ( в первой части блога) см.

аргументы, объясняющие, почему ни с точки зрения действующего закона, ни с точки зрения догматической юриспруденции у дольщиков нет и не может быть никакого права «на дольку в строящемся объекте».

Собственно, долевое участие в строительстве — это не «долевое», не «участие» и не «в строительстве», а обычная купля-продажа будущей недвижимой вещи.

Примерно год назад позиция, на которой стоял верховный суд ( в отличие от ВАСа, который прекрасно разобрался в вопросе в десятке дел об инвестициях в недвижимость и пост. Пленума ВАС № 54 от 11.07.

2011), довольно сильно пошатнулась: верховный суд (пусть и в довольно странной форме «ответа на вопрос») высказался в том духе, что «а если дольщик купил нежилые помещения, то признавать право собственности на ним нельзя».

Этот странный интеллектуальный кульбит анализировался мною в второй части блога (см. вторую ссылку).

Собственно, именно тогда я уже предположил, что довольно скоро и последний оплот — признание граждан — участников долевого строительства, заключивших договоры по поводу жилых помещений — сособственниками строящего объекта (причина, увы, не правовая, а, скорее, политическая — об этом тоже во второй части).

Читайте также:  Отказ от наследства: как оформить и стоимость отказа от права наследования у нотариуса

И вот, собственно, случилась развязка — экономическая коллегия отказалась считать граждан-дольщиков сособственниками объекта, который строился на их (дольщиков) деньги (определение № 306-ЭС16-3099 (4, 5) от 05.09.2019, докладчик — судья Разумов).

Это решение нельзя не приветствовать.

Остается лишь жалеть о тех годах, в течение которых суды общей юрисдикции обманывали надежды граждан (зачем-то вселяя в них уверенность, что они — не кредиторы застройщика, а собственники строящегося объекта), а ушлые юристы зарабатывали неплохие гонорары, собирая с обманутых дольщиков деньги за написание нелепой бумажки (искового заявления о признании права на долю в недострое).

  • В общем, это все в прошлом. 
  • Теперь пришло время для анализа текста определения. 
  • Увы, оно с содержательной точки зрения не сильное, причем не из-за того, что в нем написано, а из-за того, что в нем НЕ НАПИСАНО.
  • Итак, давайте анализировать мотивировку.
  •  1. Опровергая доводы нижестоящих судов, которые признали за гражданами право долевой собственности на недострой, коллегия пишет:

Между заявителями по обособленному спору и корпорацией возникли основанные на договорах обязательственные правоотношения, в силу которых корпорация (должник) обязалась совершить в пользу граждан (кредиторов) определенное действие, а именно, передать им имущество в собственность (подпункт 1 пункта 1 статьи 8, пункты 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс)).

Это хороший тезис, нельзя быть одновременно и собственником, и кредитором по требованию о передаче вещи в собственность. Это нелепо.

2. Далее — 

В случае неисполнения обязательства передать индивидуально- определенную вещь в собственность кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях (статья 398 Гражданского кодекса).

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.

2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при отсутствии у должника индивидуально-определенной вещи, которая подлежит передаче кредитору, кредитор не вправе требовать ее отобрания у должника и передачи в соответствии с условиями договора.

Тоже верное (хотя и очевидное) замечание — застройщик обязался передать гражданину квартиру. Квартиры в натуре не существует (до тех пор, пока не завершено строительство дома и он не введен в эксплуатацию). Поэтому требовать передачи несуществующей вещи в собственность нельзя.

Но ведь на самом-то деле теория долевой собственности инвесторов основывается на другом — на том, что собственность у дольщиков ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ, потому что они оплачивают строительство. Стало быть, они не требуют, чтобы застройщик ПЕРЕДАЛ собственность, они хотят, чтобы суд ПРИЗНАЛ, что объект ВСЕГДА был их собственностью.

Чувствуете разницу?  В картине мира, которая описывается в определении, граждане говорят — передайте нам в собственность то, что должно стать нашей собственностью. А в картине мира граждан они говорят — передайте нам то, что и так всегда было нашим. 

Иными словами, задачей коллегии было объяснить сначала, что собственность на строящийся объект — у застройщика и показать, почему это так — в силу того, что строительство ведется им от своего имени на своем же земельном участке. И поэтому в силу принципа superficies solo cedit объект в конкурсной массе. Что и подтверждается нормами закона о банкротстве. 

Это можно было прекрасно сделать, просто сославшись на п. 4 постановления Пленума ВАС № 54, где как раз и объясняется, почему собственности у инвестора нет и быть не может. Почему этой ссылки нет, я не очень понимаю.

Кстати, только сейчас понял, что судья Разумов теперь находится в мощном противоречии с своим же собственным определением № 305-ЭС16-10864 (о залоге, возникающем из долевого участия), в котором ошибочно было написано, что у дольщика собственность на квартиру, переданную ему застройщиком, возникает «первичным образом».

Конечно же,  первоначальным способом (не «первичным») собственность перейти от кредитора к должнику во исполнение обязательства передать индивидуальную вещь не может, это называется производным способом приобретения права, от предыдущего правообладателя к новому.

  Получается, что отказ от концепции «первичной собственности» дольщика (if any) — это тоже заслуга разбираемого определения. Конечно же, дольщик приобретает производным способом — от застройщика, который является первоначальным собственником квартиры в построенном доме.

И отсылка к 398 ГК это лишний раз подтверждает.

3.  Далее коллегия анализирует сам по себе вопрос о том, являются ли дольщики сособственниками. И это, так скажем, не сильная часть мотивировки.

Статьей 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства, действительно, отнесены к объектам недвижимого имущества.

Вместе с тем основания возникновения (приобретения) права собственности на них, в том числе права общей долевой собственности, определены иными положениями закона – статьями 218 и 244 Гражданского кодекса.

Наличие таких оснований [истцы], являющиеся покупателями по договору купли-продажи квартиры как будущей вещи, не подтвердили.

Норма, содержащаяся в абзаце первом пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса, на которую сослался суд округа, не регулирует спорные отношения о правах покупателя квартиры на объект незавершенного строительства.

Из позитива — долевое участие в строительстве это договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, это повторение позиции из 54-го пленума. 

И отсылка к 218 тоже хороша. В п. 1 ст. 218 написано (довольно странная вещь для права недвижимости вещь ), что собственность на вещь, созданную для себя, приобретает создавшее эту вещь лицо.

Это правильно для движимости, но нелепо для недвижимости (приобретает право тот, кто произвел «горизонтальное разделение», зарегистрировав первоначальное право на построенный объект (ст.

219 ГК РФ), а сделать это можно, лишь имея право на земельный участок, допускающий разделение).

Таким образом, из положений ГК, положений ФЗ о банкротстве ясно следует, что строящийся объект входит в имущественную массу застройщика. Он — или составная часть земельного участка (это теперь прямо написано в ФЗ о банкротстве), или же (если состоялось горизонтальное разделение) — самостоятельная вещь, находящаяся в собственности застройщика.

Здесь же можно было бы удачно сослаться на положения положения ФЗ о долевом участии, которые устаналвивают законную ипотеку в пользу дольщиков и подчеркнуть, что сама по себе эта норма опровергает вещную концепцию прав дольщиков на недострой.

Если дом достроен и введен в эксплуатацию, то квартиры в доме — это тоже собственность застройщика, но не подлежащая регистрации (как исключение из принципа внесения, п. 2 ст. 8.1 ГК), и именно эту собственность застройщик передает дольщику во исполнение договора купли-продажи (скрывающимся под вывеской «договор участия в долевом строительстве»). 

Самое удручающее, что всех этих пояснений в определении нет. В нем лишь написано, что из ст. 218 ГК не следует возникновение права долевой собственности дольщиков на объект. Этого, увы, просто мало.

Надо же не только негативное содержание нормы показывать, но и ее позитивное содержание объяснять.

Иначе юристы, читающие определение, так и не поймут, как же возникает собственность на объекты долевого строительства.

4. В определении есть забавный процессуальный аспект.

Полагая, что наделение общества правами застройщика является неправомерным, либо что такое наделение, по сути, означает перевод на последнего обязательств перед всеми участниками строительства по передаче оплаченных ими квартир после завершения строительства жилого дома и должно сопровождаться переоформлением обществом договоров, ранее заключенных корпорацией с гражданами, заявители по настоящему обособленному спору не лишены права обратиться в суд с надлежащим требованием к надлежащему ответчику. Исходя из тех оснований заявлений (пункт 5 части 2 статьи 125, пункт 3 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), которые приводили граждане — участники строительства при обращении в суд, в рамках настоящего обособленного спора их требования к корпорации о признании права собственности не могли быть переквалифицированы и рассмотрены судами как требования иного характера.

Доктрина квалификации требований истца в случае если правовое обоснование требований — это простой «ахаляй-махаляй» (как в разбираемом случае), предполагает, что суд пытается понять, чего хотят дольщики, отбрасывает их нелепые юридические рассуждения (о ст.

218, о признании права и проч.) и рассматривает требования так, как будто приведена правильная юридическая аргументация. Но здесь, видимо, степень «ахаляй-махаляистости» требования такова, что у суда опускаются руки и он говорит: «Я не понимаю, чего вы хотите»…

Забавно получается: доктрина квалификации иска не применяется тогда, когда степень неясности правового интереса истца чрезмерна.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *