Выросли штрафы за нарушение порядка сдачи отчетности в Росстат

Из нашей статьи вы узнаете:

В 2021 году Росстат ввёл новые формы отчётности для малого и среднего бизнеса. По новым формам нужно подать сведения о численности, выручке и зарплатах. Штраф за несдачу новых отчётов составит 150 000 рублей.

Отчётность в Росстат для малого и среднего бизнеса в 2021 году

Раз в пять лет Росстат проводит сплошное статистическое наблюдение. Под проверку попадают все субъекты малого и среднего бизнеса. 2021 год — время очередной проверки. Для неё были разработаны новые формы и закреплены в приказе Росстата от 17 августа 2020 года №469.

Новых форм две. Первая — форма МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год». Её сдают все юридические лица, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. В отчёте указывают сведения о применяемых режимах налогообложения, среднесписочной и средней численности сотрудников, выплаченной зарплате, выручке и другие данные.

Второй отчёт – форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2020 год». Этот отчёт обязателен для всех ИП.

Сведения о деятельности, которые указывают в отчёте, относятся только к предпринимательской. Поэтому в форму не включаются данные о затратах, расходах и доходах, которые физлицо получило как ИП, но при выполнении других работ.

Также не нужно указывать сведения о материальных активах, которые ИП использует в личных целях.

Когда нужно сдать новые формы и в каком виде

Новые формы нужно применять начиная с отчётности за 2020 год. Срок сдачи — до 1 апреля.

Отчётность предоставляется в территориальное отделение Росстата по месту фактического ведения деятельности. А в отделения статистики по месту нахождения обособленных подразделений сдавать новые формы не нужно. Отчёты можно сдать в электронном виде или на бумаге.

Как сдать отчётность в Росстат

Форма состоит из нескольких страниц. В ней нужно указать информацию о своём бизнесе: общие сведения, вид деятельности, численность работников, систему налогообложения и выручку.

Выросли штрафы за нарушение порядка сдачи отчетности в Росстат

Сдать отчёт можно несколькими способами:

  • на сайте Госуслуг;
  • отправить в Росстат на бумаге: лично или по почте;
  • отправить электронную форму на сайте Росстата;
  • отправить через систему электронного документооборота.

Для сдачи формы через Госуслуги нужна подтверждённая учётная запись ИП. Если она уже есть, достаточно заполнить анкету на сайте, а дальше сервис Госуслуг автоматически соберёт их в форму и отправит в Росстат.

Для заполнения анкеты понадобится следующая информация:

  • общие данные ИП;
  • информация о численности сотрудников;
  • код ОКВЭД — можно посмотреть в выписке из ЕГРИП;
  • размер выручки за 2020 год. Где взять сумму выручки — зависит от системы налогообложения. Например, при УСН — из Книги учёта доходов и расходов или декларации за 2020 год. Детали для остальных режимов указаны в форме.

Узнать о статусе проверки отчёта можно в личном кабинете на Госуслугах. Сдать отчёт на бумаге можно двумя способами: принести его лично в территориальный орган Росстата или отправить по почте.

При личном визите нужно взять с собой два экземпляра отчёта: один останется у сотрудников Росстата, а на втором поставят печать о том, что Росстат принял документы. Второй экземпляр останется у вас.

Отправлять отчёт по почте лучше заказным письмом — тогда вы получите уведомление, что письмо получено.

Сдать отчёт через форму на сайте Росстата смогут те, у кого есть электронная подпись. Для этого нужно скачать форму с сайта, заполнить её у себя на компьютере, подписать электронной подписью и отправить письмом на электронную почту Росстата websbor-report@gks.ru.

Сдать статистическую и любую другую отчётность удобнее с помощью сервиса «Астрал Отчёт 5.0». Актуальные формы отчётов и умный редактор помогут отчитаться в контролирующие органы и избежать штрафов.

Штрафы за непредставление отчётности в статистику

Если опоздать со сдачей отчётности или не сдать её вообще, нарушителю грозит штраф по статье 13.19 КоАП, так же как за недостоверные и неполные данные. Размеры штрафов следующие:

  • для организации — от 20 000 до 70 000 рублей, за повторное нарушение — от 100 000 до 150 000 рублей;
  • для руководителя или ИП — от 10 000 до 20 000 рублей, за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 рублей.

Ответственный за составление и сдачу отчётов определяется внутренним приказом.

Штрафы за несдачу отчетов в статистику: справочник для бухгалтера и ИП

В каком случае и за что могут оштрафовать компанию (индивидуального предпринимателя) за непредставление либо представление недостоверной информации в статистику?

Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность.

Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г.

№ 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).

Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г.

№ 79, далее по тексту — Правила № 79):

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79).

Важно!

Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.

Размер штрафов

Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.

19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.
  • Повторное нарушение карается большим размером штрафов:
  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.

При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.

Как отчитываться

Статистическую отчетность можно передать:

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.

На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Оспаривание штрафов

При оспаривании «статистического» штрафа, компания должна иметь доказательства, что все зависящие от нее меры от него по предоставлению статистической отчетности, были приняты.

Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.

Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено.

Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13.

07.2015 г. №А40-190349/14).

Срок давности

Постановление по делу об административном правонарушении в силу ст.4.

5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

На практике это означает, что территориальные органы Росстата РФ смогут привлечь компании или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.

Читайте также:  Ошибки, опечатки заказчика в техническом задании по 44-фз в 2022 году

Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.

Штраф 150 тысяч рублей за статотчетность станет реальностью

Министерство экономического развития России опубликовало на едином федеральном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект с поправками в КоАП РФ в части ужесточения порядка привлечения к ответственности за непредоставление отчетности в Росстат. Чиновники не только хотят уточнить основания для штрафов недобросовестным субъектам хозяйственной деятельности, но и повысить срок их привлечения к административной ответственности до 2 лет с момента совершения правонарушения.

Штрафы за отсутствие статотчетности

В соответствии с нормами статьи 13.

19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статучета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статданных является административным правонарушением. За это нарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на организации — от 20 000 до 70 000 рублей.

Повторное совершение такого административного правонарушения приведет к увеличению административного штрафа до размера:

  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 рублей.

Рассматривает дела о таких правонарушениях сам Росстат, который в соответствии с нормами статей 4.5 КоАП РФ и 23.53 КоАП РФ может рассматривать дела, предусмотренные статьей 13.19 КоАП, и наказать нарушителя только в срок до 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, если за это время специалисты Росстат по не зависящим от них объективным причинам не успевают оперативно отреагировать на совершенное правонарушение и привлечь отрганизацию или ИП к ответственности, недобросовестные респонденты освобождаются от наказания. Особенно часто это происходит в отношении штрафов за повторные нарушения. Ведь подготовка дополнительных запросов для уточнения и анализа полученных сведений из других субъектов статучета зачастую требует много времени, которое выходит за рамки предусмотренного законодательством срока.

Чиновники отмечают, что такое положение дел со сроком привлечения к ответственности за это правонарушение мешает соблюдению законодательно установленного принципа равенства всех перед законом.

Ведь некоторых нарушителей штрафуют, а других нет.

Кроме того, такие сроки ставят под угрозу обеспечение общества и государства достоверной и полной официальной статистической информацией, а повышенные штрафы за несдачу статотчетности фактически не работают.

Новые сроки привлечения к административной ответственности

Авторы законопроекта предлагают увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП, до 2 лет. Соответствующие поправки будут внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Таким образом специалисты Росстата смогут реагировать на нарушения в течение 2 лет, то есть оштрафовать, в том числе, те организации и ИП, которые не отчитались в 2017 году, еще до повышения штрафов. Если, конечно, предложенные поправки в КоАП РФ будут приняты.

Штраф за непредоставление статданных: в суде можно добиться его отмены или замены замечанием

Суды отменяют штраф за непредставление статданных, если установлено, что территориальный орган Росстата нарушил процедуру рассмотрения дела об административном правонарушении.

Респондент вправе участвовать в рассмотрении дела и составлении протокола.

Суды отмечают: совершить указанные процессуальные действия в отсутствие нарушителя можно, если он был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола.

По одному из дел суд первой инстанции посчитал, что процедура привлечения к ответственности соблюдена. Административный орган располагал информацией ФГУП «Почта России» о неудачной попытке вручения почтового отправления. Общество не получило корреспонденцию исключительно по своей вине. Однако 4-ый ААС с выводом не согласился.

Он учел положения Правил оказания почтовой связи. По ним «судебное» или «административное» почтовое отправление, которое не удалось вручить адресату, хранится на почте семь дней. Адресат вправе получить корреспонденцию в течение указанного срока.

В рассматриваемом случае на момент составления протокола, судя по данным сайта «Почты России», срок не истек.

В другом деле 15-ый ААС установил, что Росстат нарушил порядок привлечения респондента к ответственности, и отменил штраф.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствовали доказательства того, что представитель общества извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Рассмотрение дела было назначено на 20 мая. Общество получило извещение только 3 июня, что подтверждалось почтовым уведомлением.

Еще одно постановление о привлечении к административной ответственности было признано незаконным и отменено. Извещение о времени и месте составления протокола направлялось почтой, на уведомлении о вручении было указано, что адресат отсутствует.

Суд первой инстанции учел, что представленные Росстатом уведомления не содержали сведений о попытках вручить корреспонденцию.

17-ый ААС дополнительно отметил, что не были использованы все возможные способы надлежащего сообщения о дате и времени рассмотрения дела (телеграммой, телефонограммой и др.).

Несколькими днями ранее этот же суд отменил постановление о привлечении к ответственности.

В качестве доказательств того, что респондента известили о рассмотрении дела об административном правонарушении, в суд были представлены копии сопроводительного письма, почтового конверта, содержащего отметку «возврат по истечении срока», а также уведомление о вручении без даты получения и подтверждающей его подписи. Суд не принял их в качестве доказательства. Росстат не использовал все возможные способы надлежащего уведомления.

А вот 8-ой ААС не усмотрел нарушений порядка производства. Почтовое отправление прибыло в место вручения, однако не было получено адресатом.

Согласно сведениям с сайта «Почта России» корреспонденция после неудачной попытки вручения хранилась в течение положенного срока, а затем была выслана отправителю.

Суд счел, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по зависящим от последнего обстоятельствам не было вручено или адресат с ним не ознакомился.

14-ый ААС также решил, что предприятие извещено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом. Корреспонденция не была получена, возвращена отправителю по истечении срока хранения. Суд отметил: на предприятии лежала обязанность обеспечить получение корреспонденции по адресу регистрации, на который Росстат правомерно направлял уведомление.

Замена штрафа устным замечанием

Статья 2.9 КоАП РФ позволяет освободить от ответственности при малозначительности правонарушения. В таких случаях наказание может быть ограничено устным замечанием.

Вопрос о степени серьезности нарушения суды решают с учетом всех субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т.п.).

Следует отметить, что применение положений о малозначительности является правом суда, которое может быть реализовано лишь при достаточных основаниях.

Так, 13-ый ААС согласился с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного респондентом правонарушения. Были учтены незначительный пропуск срока представления отчетности, а также то, что несоблюдение этого срока не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

4-ый ААС принял во внимание, что отчет был направлен в срок, недостатки самостоятельно обнаружены и в разумные сроки устранены, исправленный отчет передан по ТКС. Правонарушение признано малозначительным.

17-ый ААС согласился с выводами суда первой инстанции, который ограничился устным замечанием. Он учел следующие обстоятельства: правонарушение совершено впервые, допущенная ошибка самостоятельно в разумный срок устранена.

Привлечение респондента к ответственности впервые 14-ый ААС также посчитал обстоятельством, по которому штраф может быть заменен замечанием.

1-ый ААС сделал вывод о малозначительности на основании следующих обстоятельств. Статсведения были представлены до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления. Ранее за совершение аналогичных правонарушений общество к административной ответственности не привлекалось. Систематических нарушений сроков представления статотчетности не было.

Но суды не всегда усматривают свидетельства малозначительности правонарушения.

11-ый ААС не установил обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным. Статсведения были представлены предприятием после составления в отношении него протокола об административном правонарушении, в день вынесения постановления.

Этот же суд признал постановление законным в другом деле. Респондент не только нарушил срок представления отчета, но и вообще не подал его, тем самым не исполнив публично-правовую обязанность.

12-ый ААС не принял доводы организации о том, что правонарушение совершено впервые, а статформа не содержала показателей, и не стал отменять штраф. В другом деле этот же суд не признал правонарушение малозначительным, хотя респондент заявлял, что интересы работников и общества не нарушены.

При значительном пропуске срока сдачи отчетности (17 и 29 дней) 15-ый ААС поддержал Росстат в наложении штрафа. А 17-ый ААС указал, что само по себе количество дней просрочки представления отчетности не говорит о малозначительности правонарушения. Он не стал ограничиваться замечанием, даже когда просрочка составила 5 дней. Этот же суд не посчитал малозначительными следующие обстоятельства:

  • занятость сотрудников составлением годового отчета и их большая загруженность;
  • самостоятельное выявление нарушения.
Читайте также:  Можно ли не покупать кассовый аппарат, если заключить договор кассового обслуживания с курьерской службой?

20-ый ААС не принял во внимание тяжелое финансовое положение, а также то, что правонарушение совершено впервые, без умысла, причем самостоятельно устранено в кратчайшие сроки.

16-ый ААС отметил, что непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего заинтересованные пользователи были лишены возможности получить корректные статданные. Эти обстоятельства нанесли ущерб авторитету органов госстатистики, что негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.

1-ый ААС указал: непредставление статданных вредит отношениям в области связи и информации, а также нарушает право уполномоченного органа госвласти получать информацию, необходимую для статнаблюдений и подготовки официальной статистики о положении дел в РФ. Несоблюдение требований закона о предоставлении статинформации имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства.

Несвоевременное представление статданных приводит к нарушению организации деятельности Росстата, в частности, по своевременной обработке полученной информации и формированию официальных статистических данных. Это препятствует реализации единой государственной политики в сфере официального статучета. Такие выводы содержатся в Постановлениях 11-го ААС и 12-го ААС.

3-ий ААС также счел, что несвоевременное представление сведений препятствует реализации единой государственной политики в сфере официального статучета.

От ФНС до Минюста: штрафы за несдачу отчетности

Содержание страницы

Согласно старой поговорке «Не ошибается тот, кто ничего не делает», неудивительно, что даже опытный бухгалтер способен ошибиться. Кроме ФНС, ПФР и ФСС есть и другие ведомства. В зависимости от специфики работы, в них тоже придется регулярно отчитываться:

  • Министерство юстиции.
  • Росстат.
  • Служба занятости.
  • Ростехнадзор.
  • Росприроднадзор.
  • Военный комиссариат.

Статистику сдают почти все организации и даже ИП, так же как и ведут воинский учет. В теории. На практике статистика и военкоматы игнорируются. Надеяться на отсутствие последствий не рекомендую: сегодня к вам нет претензий, а завтра получите «письмо счастья».

Собственно о таких случаях сегодня и поговорим: когда просрочка в сдаче отчетности или уплате налога — свершившийся факт и надо что-то с ним делать.

Штрафы

Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс».

Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС.

Иногда спасает.

Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

Налоговая

НК по основной части деклараций (расчетов) устанавливает минимальную санкцию в сумме 1000 рублей. Даже когда указаны нулевые показатели, ее необходимо заплатить.

Если по отчету к уплате показан налог (взнос), но не оплачен в срок, то штраф составит 5% от недоплаченной суммы за каждый месяц просрочки (в т. ч. неполный), но не более 30% и не меньше тысячи рублей. Это правило относится к следующим налогам: НДС, единый налог на УСН, ЕНВД, взносы в ПФР и т.д. В данном случае применяется статья 119 НК РФ.

Обратите внимание! Если не ведется деятельность, не поступают доходы и налогоплательщик не собирается заявлять расходы (в т.ч. убыток или вычет по НДС), не имеет движений по счетам и в кассе, то может вместо нескольких деклараций подать одну – единую.

Если в течение года подаются отчеты промежуточного характера (авансовые), как при налоге на прибыль, то по ним штраф будет гораздо ниже – 200 рублей за один документ. Руководствоваться необходимо другой статьей НК – 126-й. Аналогичные санкции применяются в отношении справок о доходах по форме 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности.

За несвоевременную подачу 6-НДФЛ организация или ИП раскошелятся на 1000 рублей за месяц просрочки (пп. 1.2 ст. 126 НК). Размер фиксированный и не зависит от сумм налога.

Бухгалтерская

До 2020 года балансы и другие формы бухгалтерской отчетности представлялись еще и в статистику, но, спасибо правительству, теперь отправлять еще один экземпляр в Госкомстат не требуется.

Важно! Начиная с 1 января 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Послабление сделано для СМП, на них норма распространяется с 1 января 2021 года.

В состав отчета входит несколько форм:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о финансовых результатах.
  • Отчет об изменениях капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств.
  • Пояснительная записка (при необходимости).

Существует усеченный вариант – для тех, кто вправе вести упрощенный учет и предоставлять такую же отчетность, к тому же не обязательно включать в состав информацию о целевых средствах или изменениях капитала, при отсутствии соответствующих операций.

Учитывая, что баланс и прочие приложения не относятся к декларациям, то на них распространяется действие пункта 1 ст. 126 Налогового кодекса и штраф составит всего 200 рублей за один документ.

Статистическая

Писать о формах для Госкомстата бесполезно. Универсального списка не существует, ориентироваться необходимо на специфику деятельности и организационно-правовую форму.

Проверить, нужно ли конкретной организации или предпринимателю что-то сдавать, можно на официальном сайте.

Учтите, обновление происходит регулярно, стоит делать запрос хотя бы пару раз в месяц и выписать себе список регулярных отчетов.

Некоторые программы учета способны сформировать их самостоятельно и напомнить об обязанности налогоплательщика, но часто формы приходится заполнять вручную. Небольшой совет – загляните в инструкцию, там указывается, в каких случаях не нужно заполнять отчет или можно отправлять его пустым. Иногда при отсутствии соответствующих показателей потребуется передать информационное письмо.

Кстати! На состав форм статотчетности влияют коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Рекомендуется их удалять, когда они не используются, внесены «на всякий пожарный», деятельность прекращена добровольно или в результате решения государственного органа (например, при лишении лицензии) и организация не собирается ее возобновлять в обозримом будущем.

Штрафы по статистике указаны в статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях и делятся на два типа:

  • Для руководителя (или другого ответственного лица, включая главного бухгалтера) ­– 10 000 – 20 000 рублей, при повторном нарушении – от 30 до 50 тысяч.
  • Для юрлиц — 20 000 – 70 000 рублей, повтор – от 100 до 150 тысяч.

Более чем солидные суммы для небольшой организации, причем касаются не только несвоевременной подачи, но и предоставления недостоверных сведений.

Пенсионный фонд

В ПФР количество передаваемых документов значительно сократилось, теперь передаем три отчета: СЗВ-М (ежемесячный), СЗВ-СТАЖ (ежегодный) и СЗВ-ТД (в 2020 году предоставляется по-разному в зависимости от наличия увольнений/принятий).

Самый простой, но коварный — СЗВ-М. Всего-то данных, что ФИО, ИНН и СНИЛС, однако в одной из моих первых статей про ошибки в элементарных отчетах мы уже говорили. Не забудьте: данные по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должны совпадать по периодам.

Статья 17 закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 обещает за опоздание, указание неполных или недостоверных сведений «вознаградить» компанию штрафом в размере 500 рублей по каждому физлицу. Если забыли включить работника в список СЗВ-М, необходимо отправить дополняющую форму и заплатить санкции только по одному человеку. Те же правила действуют в отношении СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Важно! Штрафы по персонифицированным отчетам платим в отделение ПФР, а не в налоговую инспекцию. ПФР не блокирует самостоятельно счет, но вправе направить документы в службу судебных приставов, которые снимут долг со счета.

С 1 января 2021 года в КоАП начнут действовать поправки. Так в статье 15.33.2 будут предусмотрены штрафы в сумме от 300 до 500 рублей по несвоевременной подаче или ошибкам в сведениях о трудовой деятельности, а не только в привычных СЗВ-формах.

ФСС

Фонд социального страхования принимает 4-ФСС, где отражаются взносы по несчастным случаям на производстве. Статья 26.30 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 г. устанавливает за его несдачу такие же санкции, как для налоговой отчетности – 5% взносов, начисленных к уплате (за последний квартал в документе) за каждый месяц задержки, но не выше 30% и минимум 1000 рублей.

Читайте также:  Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Обратите внимание! Некоторые отчеты сдаются только в электронном виде, например, декларация по НДС. Отправка почтой бумажного экземпляра не считается исполнением обязанности налогоплательщика.

Если расчет 4-ФСС сдается по закону электронно, а вместо этого передан на бумаге, придется разориться на 200 рублей, так сказано во втором пункте ст. 26.30.

Экология

Сдавать или не сдавать, вот в чем вопрос. Небольшие организации, в которых никогда и не пахло производством, а также большинство ИП экологией решили пренебречь. В 2019 году внесен ряд правок в КоАП, увеличивший ответственность за нарушение охраны окружающей среды и в том числе за отсутствие отчетов.

В статье 8.5.1 КоАП установлены санкции отдельно для ИП и организаций:

  • Отчетность представлена, но недостоверна или в ней не хватает каких-то данных. ИП получит штраф минимум 100 тысяч, а вообще он рассчитывается в двойном размере от суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки товаров), по которым считается норматив утилизации. Организации накажут по тому же расчету, только минимум для них уже 250000.
  • Отчет не представлен. ИП заплатит от 50000 до 70000 рублей, а организация — от 70 до 150 тысяч. Существует административное денежное наказание на должностных лиц — 3-6 тысяч рублей.

Если вы работаете с государственными контрактами, выполняя ремонтные, строительные работы, демонтаж, то в тексте договора поищите пункт (наверняка будет) о складировании и вывозе мусора. Т.е.

за утилизацию старых ламп, проводки, непригодных к эксплуатации оборудования и мебели придется отвечать исполнителю, он должен заключать договора и вывозить отходы, а не сваливать их в ближайший мусорный контейнер.

Вот вам экологический сбор и утилизация.

Военкомат

В 2020 году КоАП претерпевает еще одни изменения ­– в области воинского учета. Если вы ни разу не сталкивались с отчетностью в военкомат, знайте, сдавать ее должны все.

Конечно, речь идет не о декларациях или расчетах, а специальных сведениях. Например, о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Когда в штате числятся сотрудники моложе 17 лет, то об их семнадцатилетии нужно сообщать заранее – за год до дня рождения.

Штрафы предусмотрены в КоАП: статья 21.4 обещает наказать административкой от одной до пяти тысяч рублей за неоповещение о приеме или увольнении, столько же придется заплатить, если не ответите на запрос военкомата. В статье 21.1 чуть меньшие санкции от 1000 до 3000 установлены для работодателя, вовремя не отчитавшегося о 17-летних сотрудниках.

Центр занятости

В 2020 году список пополнился отчетами в службу занятости. Вернее, и раньше требовалось передавать туда сведения, но только в отдельных случаях: при ликвидации организации, сокращении штата, когда увольнения коснулись предприятия с численностью более 500 человек и т.д.

В связи со сложной эпидемической обстановкой (многие предприятия на фоне с коронавирусного кризиса закрываются) освобождается большое количество рабочей силы, а государство обещало поддерживать безработных. В этих целях формы дополнили некоторыми данными: долги по зарплате, количество работников на удаленке, работающих неполное время, уволенных или предполагаемые к увольнению с начала карантина.

Передать сведения можно через сайт Работа в России. Регистрация при помощи аккаунта на Госуслугах физлица-руководителя, к которому привязана организация.

Важно! В основном требуют передачи сведений от тех, у кого произошли изменения: увольнение, сокращение, переход на неполное время или удаленку. При отсутствии изменений в работе отправлять ничего не нужно.

Пока санкций не применяют, но служба проявляет завидную настойчивость. Кроме того, ЦЗН необходимо передавать информацию о вакансиях, что прямо указано в пункте 3 ст. 25 закона №1032-1 от 19.04.1991 г.

В КоАП есть статья 19.7, которая устанавливает штрафы за непредставление сведений на должностных лиц – от 300 до 500 рублей, на организации – от 3 до 5 тысяч рублей.

Теоретически применяется к сведениям в ЦЗН.

Минюст

Министерству юстиции отчитываются некоммерческие организации (НКО), актуальные формы и рекомендации находятся на официальном сайте, отправить некоторые формы (например, сообщение о продолжении деятельности) можно там же, на отдельной странице проверяется выгрузка на портале.

Поскольку некоммерческая деятельность связана с социальной работой, благотворительностью, спортом, культурой и т.д. и обеспечивается в основном добровольными взносами и пожертвованиями, то внимание к ней проявляется особое, но когда нарушение допущено впервые, ведомство отнесется к этому снисходительно, главное — быстро исправиться.

Когда руководство организации нарушает сроки регулярно или затягивает подачу документов, то в дело вступает КоАП:

  • Ст. 19.5 – штраф на ответственное лицо от 1 до 2 тысяч, на юридическое – от 10 до 20 тысяч рублей. При худшем раскладе – дисквалификация руководителя до 3-х лет. Распространяется на неисполнение требования Минюста.
  • Ст. 19.7 – должностное лицо ответит скромными 300-500 рублей, а организация получит в 10 раз больше.

Если довести Минюст до ручки, он обратится с иском в суд, требуя исключить компанию из ЕГРЮЛ, но решение принимается с учетом мнения ФНС.

Что касается административной ответственности по КоАП в отношении налоговой и бухгалтерской отчетности, то в статьях 15.5 и 15.6 предусмотрены санкции к ответственным лицам. Размеры небольшие – 300-500 рублей.

Естественно, перечень неполный. Есть специфическая отраслевая отчетность – в строительстве, для саморегулируемых организаций, благотворительных фондов (помимо указанной для Минюста) и т.д. Конечно, особняком стоит бюджет, ведение учета в бюджетных организациях мы немного обсуждали в материале «Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?»

Всеобщая отчетность в Росстат: когда «уточненка» поможет избежать штрафа

В 2021 году все малые предприятия и ИП должны отчитаться в Росстат в рамках сплошного статистического наблюдения. Сдать формы № МП-сп и № 1-предприниматель надо до 1 апреля.

Но своевременная отправка отчетности сама по себе не является гарантией от штрафа — ИП или организация могут быть оштрафованы за недостоверные данные в отчетах.

Избежать штрафа в общем случае поможет только «уточненка».

Сведения статистики нужно уточнить, если исходные данные недостоверны. Когда это происходит? Ответ находим в пункте 6 положения, утвержденного постановлением Правительства от 18.08.08 № 620. Случаев «недостоверности» всего три:

  1. Формы статнаблюдения составлены с нарушениями указаний по их заполнению.
  2. В отчете допущены арифметические ошибки.
  3. В отчете допущены логические ошибки.

Бесплатно заполнить и сдать «МП‑сп» и «1‑предприниматель» через интернет

Как инспекторы проверяют отчетность

Специалисты Росстата подвергают все полученные сведения логическому и арифметическому контролю.

Указанную ревизию инспекторы могут проводить только в стенах своего ведомства. Организовать выездную проверку, чтобы сравнить цифры из отчета с истинным положением дел, органы статистики не вправе. Такие разъяснения приведены в письме Росстата от 22.12.08 № 01-03-05/1035 (см. «Как органы статистики проверяют отчетность предприятий»).

Если в процессе контроля обнаружатся ошибки, инспекторы в трехдневный срок направят респонденту уведомление. Оно придет по почте, по факсу или по интернету.

Когда и как подать уточнения

Сдать уточненные сведения надо не позднее трех дней после одного из событий:

  • из территориального органа Росстата пришло письменное уведомление;
  • респондент выявил недостоверность данных самостоятельно.

К «уточненке» необходимо приложить составленное в произвольной форме письмо с обоснованиями причин корректировки отчета.

Сдать исправленный отчет и объяснительную записку можно лично, либо через представителя. Существуют и другие варианты — направить по почте с описью вложения или передать по телекоммуникационным каналам связи. Об этом говорится в письме Росстата от 24.04.19 № СЕ-04-4/55СМИ (см. «Росстат разъяснил, как избежать штрафов за ошибки в статистической отчетности»).

Заполнить и сдать форму «1‑предприниматель» через «Контур.Эльбу»

На практике «уточненки» обычно направляют тем же способом, что и исходный отчет (о способах сдачи сведений в статистику см. «Малый бизнес в 2021 году попадет под сплошное статистическое наблюдение: кому, когда и как придется отчитываться»).

Для крупного и среднего бизнеса предусмотрены другие статистические отчеты и сроки сдачи форм. Но правила подачи «уточненок» для них такие же, как для малых предприятий.

Что будет, если не сдать уточнения

Если сдать «уточненку» вовремя, то никаких проблем не должно быть. Проверяющие сочтут, что у респондента есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Штраф ему не выпишут (письмо Росстата № СЕ-04-4/55СМИ).

В ситуации, когда срок для сдачи «уточненки» окажется пропущенным, инспекторы составят протокол о нарушении. Подписать его могут: руководитель (заместитель) территориального органа Росстата; начальник отдела (заместитель); консультант; специалист-эксперт (в т. ч. главный или ведущий). Должности перечислены в приказе Росстата от 12.04.16 № 181.

Далее назначат штраф. За недостоверные статистические сведения придется заплатить столько же, сколько за несданные и (или) представленные с опозданием. Штрафные санкции предусмотрены в статье 13.19 КоАП:

  • для юрилиц — от 20 000 до 70 000 руб. (за повторное нарушение — от 100 000 до 150 000 руб.);
  • для должностных лиц и ИП — от 10 000 до 20 000 руб. (за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 руб.)

Для малых и средних предприятий, впервые допустивших нарушение, предусмотренное статьей 13.19 КоАП, действуют особые правила. Штраф им заменят предупреждением. Это следует из статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *