Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Правительство России ограничило закупки электроники у зарубежных аналогов Постановлением №878, для развития местного производства.

Людям, которые занимаются поставкой батарей, аккумуляторов, электродвигателей, генераторов, трансформаторов, проводов и многого другого важно отслеживать применение этого постановления. В статье мы расскажем о законодательных аспектах и как на практике ФАС решает споры в рамках 44-ФЗ.

Ограничения и условия допуска радиоэлектронной продукции

Постановление включает в себя:

Порядок определения НМЦ и цены контракта устанавливается Минпромторгом по согласованию с Минфином и Федеральной антимонопольной службой.

Заказчик отклоняет все заявки с иностранными товарами из перечня, если подано не менее двух заявок, отвечающие требованиям закупки. Радиоэлектронная продукция должна быть в реестре и иметь разных производителей. 

При закупке оптоволоконного кабеля по ОКПД2 27.31 и 27.32 действует свое правило. Заказчик отклоняет все заявки с иностранными товарами из перечня, за исключением товаров из ЕАЭС, если подано не менее двух заявок, соответствующих требованиям закупки. Продукция должна быть из реестра или производится в ЕАЭС и иметь разных производителей.

Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Как заказчику обосновывать невозможность соблюдения ограничений?

Заказчик подготавливает обоснование и размещает его вместе с извещением в ЕИС, если в реестре отсутствует продукция по тому же классу или она не подходит по характеристикам. Документ содержит:

  • само обстоятельство основания
  • класс продукции и требования к характеристикам объекта закупки
  • характеристики из реестра по каждому наименованию продукции, которые не подходят заказчику

Когда применяется нацрежим?

Если предметом одного контракта или лота будут только те товары, которые входят в перечень постановления.

Когда не применяется нацрежим?

Если заказчик закупает радиоэлектронную продукцию на территории иностранного государства или в рамках программ из постановления, например, трансграничное сотрудничество «Интеррег. Регион Балтийского моря». Программы из постановления действовали до 01.09.2021 г.

Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Как подтвердить страну происхождения?

Страна подтверждается декларацией о нахождении в реестре с указанием номера реестровой записи, за исключением кабеля с ОКПД2 27.31 и 27.32. В этом случае участник закупки предоставляет один документ в зависимости, откуда товар:

  • Если товар произведен в России, можно приложить указанную декларацию. 
  • Если товар из ЕАЭС, нужен акт экспертизы с указанием сведений, что оптическое волокно находится в реестре российской промышленной продукции.

Вывод: если планируете поставлять кабели из ЕАЭС, то необходимо предоставить в заявке акт экспертизы с информацией об оптическом волокне.

Можно ли при поставке заменять товары?

Нельзя заменить радиоэлектронную продукцию на улучшенный товар по ч.7 ст. 95, которого нет в реестре и в перечне постановления.

Если заказчик обосновал невозможность соблюсти ПП РФ №878, будет ли применяться Приказ №126н?

Да, если среди тех заявок, которые допустили и играли, есть хотя бы одна с товаром из ЕАЭС и одна с иностранной продукцией.

О приказе мы рассказывали в статье «Приказ №126н:теория и практика».

Где можно посмотреть актуальный единый реестр российской радиоэлектронной продукции?

Точный реестр радиоэлектронной продукции находится на сайте Минпромторга.

Как применять нацрежим при закупке телекоммуникационного оборудования?

Приборы и аппаратура для телекоммуникаций по коду ОКПД2 26.51.44.000 входят в перечень иностранной радиоэлектронной продукции с ограничением допуска и в перечень запрещенных иностранных товаров. Применять их одновременно нельзя. 

При закупке товаров для госнужд устанавливается ограничение, а для нужд обороны страны — запрет, исходя из Письма Минпромторга России от 23.12.2020 № 101618/12.

Практика ФАС

Суть жалобы

Заказчик не установил в документации запрет и ограничение на допуск программного обеспечения по ПП РФ №1236 и радиоэлектронной продукции по ПП РФ №878, а это нарушает требования ст.14 44-ФЗ.

Решение ФАС

В документации есть требования к техническим характеристикам используемого программного обеспечения и видеокамеры. ПО входит в состав комплекта товаров, которые попадают под запрет Постановления №1236.

Видеокамеры с ОКПД2 26.40.33.110 включены в реестр российской радиоэлектронной продукции. Заказчик не установил запрет и ограничение, а также не разместил обоснование, почему может закупить товар не из реестра.

Жалобу признали обоснованной. Комиссия считает, что использованный товар, фактически поставляется и передается в собственность заказчика, что подразумевает применение нацрежима.

Решение № 056/06/64-876/2020

Производится товар в России или нет?

Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Суть жалобы

Участник считает, что победитель закупки предоставил недостоверные сведения в заявке. Закупаемый товар не производится в РФ и отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции.

Пояснения заказчика

Заказчик может оценить достоверность сведений только при приемке товара, где будет проведена экспертиза и проверка информации.

Решение ФАС

Аукцион признали несостоявшимся, так как только один участник предложил цену. В его заявке была задекларирована страна происхождения — Россия.

Заказчиком было размещено обоснование, что он не может соблюсти ограничение по ПП РФ №878. Дополнительных документов от участника не требовалось. Доказательств, что заявка победителя содержит недостоверные сведения, заявитель не предоставил.

Жалобу признали необоснованной, так как само постановление не запрещает закупать российский товар, которого нет в реестре, и у производителей нет обязанности вносить свою продукцию в реестр.

Решение № 043/06/64-649/2020 

Правомерное обоснование или нет?

Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Суть жалобы

Закупались автоматизированные рабочие места, которые уникальны как отдельный комплекс, но состоят из товаров, которые по отдельности есть в реестре: системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, монитор.

Поставщик считает, что заказчик должен был установить ограничение по ПП РФ №878 и ПП РФ №1236 — запрет программного обеспечения, а также требования к товару исходя из КТРУ. 

Пояснения заказчика

Провел анализ реестра радиоэлектронной продукции и не нашел той продукции, которую планирует закупить.

Решение ФАС

Заказчик не установил в документации ограничения по ПП РФ №878, но разместил обоснование, что не может купить товар не из реестра. Например, товар с ОКПД2 26.20.15.000, который планировали закупить, есть в реестре российской радиоэлектронной продукции с тем же классом.

Жалоба была признана обоснованной. В действиях заказчика нашли нарушения и выдали предписание отменить протоколы, изменить документацию и назначить новую дату рассмотрения.

Решение № 077/06/106-369/2021

Как использовать сведения из КТРУ?

Закупки радиоэлектронной продукции сильно изменятся

Может ли заказчик потребовать конкретизировать товар, если его описание есть в КТРУ, мы рассказывали в статье «Пять вопросов ФАС, Минфину, и другим госорганам».

Заказчик обязан использовать сведения из КТРУ при описании объекта закупки на каждую отдельную позицию. А также он вправе требовать дополнительные характеристики, если обоснует их необходимость, п.5 и п.6 Правил, Решение № 026/06/64-1773/2020.

В Решение № 077/06/57-14717/2020 заказчик не смог обосновать дополнительные характеристики товара.

Оцените информацию

Импортозамещение в закупках радиоэлектроники: новое с 31 августа 2021 года

Нам хорошо известны положения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Действовать они были должны до 01 сентября этого года.

Многие ожидали, что срок действия будет просто продлён, но вышло иначе. На Официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление № 1432.

Вместо продления мы получили принципиально иной порядок импортозамещения – более жёсткий и бескомпромиссный.

  1. Новая формула ограничений.  Ограничения по постановлению 878 теперь применяются по формуле «второй лишний», а не «третий лишний» (см. п. 3 постановления): 

    «при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, 

    заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств − членов Евразийского экономического союза),  при условии, что на участие в закупке  подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств − членов Евразийского экономического союза».  Если в закупку пришёл хотя бы один УЗ с российским товаром из реестра – он отклонит сколько угодно заявок с товарами иностранного происхождения, в том числе, российских товаров, сведений о которых в реестре нет. Что-то подобное мы ранее уже наблюдали при закупках изделий медицинского назначения.

    Напомню, что реестр – это Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Найти его можно здесь: https://minpromtorg.gov.ru/opendata/

  2. Условный пример. Допустим, заказчик электронным аукционом закупает камеры наблюдения цифровые. В заявках участников предложены товары: УЗ 1 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Россия; УЗ 2 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Россия; порядковый номер реестровой записи − РЭ-2146/20; УЗ 3 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Китай.

    В такой простейшей ситуации при рассмотрении вторых частей заявок будет признана соответствующей только заявка УЗ 2, заявки участников 1 и 3 будут отклонены.

    Кто-то может возразить, что такой подход неконкурентен. Да, на практике может оказаться, что в какой-то момент в реестре есть только один российский товар. Полагаю, законодатель это понимает. Однако импортозамещение важнее.

  3. Равная поддержка изготовителей из России и из ЕАЭС.  В этой связи переработаны критерии отнесения продукции к российской и продукции из ЕАЭС:

    «Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

    • на территории Российской Федерации − наличие сведений о такой продукции в реестре;
    • на территории государства − члена Евразийского экономического союза − наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств − членов Евразийского экономического союза, сформирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза». 

    Напомню, что евразийский реестр промышленных товаров – это здесь. Данных о товарах по 26-ому или 27-ому кодам ОКПД2 на момент написания этой статьи найти в нём не удалось.

  4. Изменения коснулись и состава заявок.  Они соответствуют требованиям о поддержке производителей из России и ЕАЭС:  «для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:  − в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, − номера реестровых записей из реестра,  а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).  Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;  − в отношении товаров, страной происхождения которых является государство − член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, − номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства − члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт». 

    Как видно:

    • учтено, что ограничения поддерживают товары из ЕАЭС;
    • вместе с привычной декларацией с реестровым номером нужно указывать количество баллов по постановлению № 719; откуда эти баллы взять, пока не ясно, в реестре радиопродукции их пока нет. При этом в текст введено не до конца ясное положение:«В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра или евразийского реестра промышленных товаров  без указания совокупного количества баллов  или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок  постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 20 15 г. № 719, настоящим постановлением или решением Совета Евразийской экономической комиссии соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств».

    Без указания баллов – это понятно. Баллы выставляются, участник их не указал, значит, в заявке предложен иностранный товар. Но вот продолжение фразы…

  5. Изменения для стадии исполнения контракта. «При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель») при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказнику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров. Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о внесении сведений о таком товаре в реестр или евразийский реестр промышленных товаров, а также о необходимости представить на стадии исполнения контракта сведения и документы, указанные в настоящем пункте».

    Как видно, для радиореестра не предусмотрена выписка, поэтому поставщики будут представлять документы, «подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров».

    Согласно постановления № 878, это заключение о подтверждении производства. Поставщики, вероятно, будут запрашивать такой документ у изготовителя товара. Не очень понятно, зачем он заказчику. Возможно, в тексте постановления 878 в этой части допущена ошибка.

  6. Новый порядок отказа от применения ограничений. Обоснования отказа от применения ограничений теперь не готовятся. Заказчик, желающий отказаться от применения ограничения, будет вынужден получить

    «разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации».

    Последствия для заказчика очевидны: теперь он всецело зависит от мнения Минпромторга. Не получится подстроить обоснование под себя, а сам процесс подготовки будет дольше. Порядка выдачи разрешений пока нет. В целом идея законодателя понятна: сделать отказ трудным или вовсе невозможным.

    Практика подготовки обоснований отказа показала, что заказчик может манипулировать данными. Новый порядок тоже оставляет место субъективизму. Заказчик может искусственно раздувать ТЗ, включать в него требования, характерные для иностранных товаров, и этим обосновывать невозможность закупок российского.

    Насколько лояльно будет вести себя Минпромторг, покажет практика.

  7. Переработан перечь товаров. В нём теперь более 100 позиций. Некоторые позиции исключены, и при их закупке теперь будет действовать запрет по постановлению 616. Это:

    25.1. 26.1 1.30 Схемы интегральные электронные

    25.2. 26.12.30 Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)

Изменения в закупках радиоэлектронной продукции по Закону №44-ФЗ

31 августа 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 августа 2021 г. N 1432 (далее – ПП №1432), которое внесло ряд новшеств в порядок закупки радиоэлектронной продукции.

Данная категория товаров закупается достаточно часто и очень многими заказчиками.

В этой статье мы остановимся на основных моментах, которые необходимо учесть заказчикам, чтобы правильно организовать закупку радиоэлектроники с учетом положений ПП №1432.

Проверить, какие нормативно-правовые акты по национальному режиму действуют в вашей закупке можно в программе «Эконом-Эксперт». Здесь вы найдете не только нужный код, но и памятки по применению постановлений.

ПП №1432 изменило 4 постановления Правительства РФ:  от 10 июля 2019 г. № 878 (далее – ПП №878),  от 30 апреля 2020 г. N 616 (далее – ПП №616),  от 8 февраля 2017 г. N 145 (в части Правил использования КТРУ) и  от  05.02.2015г. №102 (далее – ПП №102).

С самого начала нужно сказать,  что изменились перечни, утвержденные вышеуказанными постановлениями.  Компьютерная техника, интегральные схемы и осветительное оборудование перенесены из ПП №878 в ПП №616. Некоторые виды медицинского оборудования из ПП №102 переехали в ПП №878 и т.д.

Таким образом, многие виды радиоэлектронной продукции теперь включены в разные нормативно-правовые акты о национальном режиме (ПП №878, ПП №616, ПП №102).

В этих актах содержится запрет на объединение в одной закупке товаров, включенных и не включенных в соответствующие перечни,  поэтому такие товары нельзя покупать в одной закупке, кроме случая, когда такая закупка попадает под исключения из постановлений. Например, нельзя покупать ноутбук и  МФУ в одной закупке.

Проверить, какие нормативно-правовые акты по национальному режиму действуют в вашей закупке можно в программе «Эконом-Эксперт». Программа не только выдаст перечень постановлений, но и предупредит о том, что присутствуют разные постановления и нужно разделить закупку.

Изменения ПП №878

1. Продукция, произведенная в странах – членах Евразийского экономического союза, теперь будет соответствовать ПП №878, если она включена в соответствующий реестр

 До 31 августа 2021 года требованиям ПП №878 соответствовали исключительно российские товары, внесенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП). Теперь к ним добавлена продукция, произведенная в государствах-членах ЕАЭС, включенная в евразийский реестр промышленных товаров (далее – РЕПТ).

2. Вместо правила «третий лишний» при рассмотрении заявок по ПП №878 применяется правило «второй лишний»

Новая редакция п.

3 ПП №878 предусматривает отклонение всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной  продукции, произведенной в иностранных государствах, если на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и/или документации, содержащая предложение о поставке товара, произведенного в России или странах – членах ЕАЭС и включенного в ЕРРРП или РЕПТ. 

Таким образом, заказчик может купить импортную радиоэлектронику, для которой установлено ограничение допуска по ПП №878 (а также российскую/ЕАЭС продукцию, не включенную в ЕРРРП/РЕПТ), если на участие в закупке не подано ни одной соответствующей извещению и/или документации заявки с товаром, включенным в ЕРРРП или РЕПТ. 

3. Заявка участника должна содержать информацию о номерах реестровой записи в ЕРРРП или РЕПТ

Для подтверждения соответствия товара требованиям ПП №878 участник закупки должен продекларировать в составе заявки:

– для российской продукции –  номера реестровых записей из ЕРРРП (а также информацию о совокупном количестве баллов, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719);

– для продукции из стран ЕАЭС – номера реестровых записей из РЕПТ (а также информацию о совокупном количестве баллов, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105).

4. При конкурентной закупке радиоэлектроники, включенной в Перечень по ПП №878, сейчас всегда необходимо установить ограничение допуска и запрещено указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ

Единственным основанием, позволяющим заказчику не устанавливать ограничение допуска иностранной продукции по ПП №878 является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное Минпромторгом РФ. Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных  государств, и порядок подготовки такого обоснования отменены.

В соответствии с новой редакцией п.

5 ПП №878 заказчик имеет право не устанавливать ограничение допуска иностранной продукции, если в ЕРРРП и РЕПТ отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) продукции, планируемой к закупке, и (или) продукция,  включенная в ЕРРРП или РЕПТ, по своим характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям. Но, если ранее заказчик имел право разместить в составе документации о закупки обоснование невозможности соблюдения ограничения, то теперь в вышеуказанном случае он должен получить разрешение на закупку иностранного промышленного товара в Минпромторге.

09 сентября 2021 года на сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/documents/15835634/ ) Минпромторг России разместил разъяснения, в которых сообщил, что в настоящее время вышеуказанные разрешения выдаваться не будут, так как «…до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден». Ведомство предложило заказчикам проводить  закупку радиоэлектроники, внесенной в ПП №878, с установлением  ограничения допуска. При этом, если не будет подано ни одной заявки, содержащей предложения о поставке товаров из ЕРРРП или РЕПТ, заявки с иностранным товаром не отклоняются и, следовательно, заказчик может купить импортную продукцию. Но при этом он сталкивается с проблемой, как правильно описать такую продукцию в техническом задании.

При описании товара, находящегося в ПП №878, нельзя указывать  дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ. Этот вывод возникает при совместном рассмотрении норм ПП №878 и Правил использования КТРУ в действующей редакции. П. 5 Правил использования КТРУ запрещает вносить дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ, при закупке радиоэлектронной продукции:

  • – включенной в ПП №616, при условии установления запрета на допуск;
  • – включенной в ПП №878, при условии установления ограничения допуска. 
  • Но, как было установлено выше, для радиоэлектроники из ПП №878 заказчик вынужден устанавливать ограничение допуска всегда, даже при закупке товара, который отсутствует в реестрах, следовательно он не имеет права указывать дополнительные характеристики при описании объекта закупки.

5. ПП №878 теперь действует бессрочно, из его текста исключено упоминание о сроке действия

Напомним, что первоначальной редакцией ПП №878 предусматривалось, что  ПП №878 действует в течение 2 лет, т.е. до 01 сентября 2021 года. Полагаем, что, Правительство РФ в ближайшем будущем не планирует отказываться от регулирования рынка радиоэлектронной продукции и, скорее всего, те или иные ограничения на закупку данных товаров будут сохраняться.  

Изменения ПП №616

Как отмечалось, выше, под запрет по ПП №616 теперь попали некоторые виды радиоэлектроники. Теперь такие товары иностранного производства (а также российского и стран ЕАЭС, которые отсутствуют в ЕРРРП и РЕПТ) можно купить, только если закупка подходит под исключения, перечисленные  в п.3  ПП №616, и  запрет на допуск иностранной продукции не устанавливается.

1. Появилось новое основание, по которому запрет в соответствии с ПП №616 не устанавливается

Внесены изменения в подпункт «г» пункта 3 ПП №616. Закупки запасных частей и расходных материалов к компьютерной технике и осветительному оборудованию выведены из-под установленного Постановлением N 616 запрета.

2. На сегодняшний день исключение по подпункту «а» пункта 3 ПП №616 в отношении радиоэлектронной продукции не может быть применено

Речь идет о норме, позволяющей не устанавливать запрет на допуск по ПП №616 при наличии разрешения на закупку иностранного товара, выданного Минпромторгом.

Как уже отмечалось при анализе ПП №878, в настоящее время у Минпромторга РФ отсутствует порядок выдачи разрешения на закупку иностранных товаров, включенных в ЕРРРП (применительно к ПП №616 это – компьютерная техника, интегральные схемы, светильники и осветительное оборудование и др.).

3. Чтобы купить иностранную компьютерную технику, светильники и другую радиоэлектронную продукцию из ПП №616, заказчику необходимо сформировать закупку с соблюдением стоимостных ограничений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 ПП №616

Применение вышеуказанной нормы разрешает заказчику не устанавливать запрет при закупке продукции, включенной в Перечень по ПП №616, если стоимость единицы товара не превышает 100,0 тыс. рублей. При этом необходимо так объединить товары в одной закупке, чтобы их общая стоимость не превысила 1,0 млн. рублей. 

4. В составе заявки на закупку радиоэлектронной продукции, включенной в ПП №616, участник закупки должен предоставить декларацию о включении товара в ЕРРРП с указанием номера реестровой записи

5. Если в закупке установлен запрет на допуск иностранной продукции по ПП №616, заказчик не может указать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.  Если запрет не установлен, то может

Как уже рассматривалось, п. 5 Правил использования КТРУ запрещает указывать дополнительные характеристики, не предусмотренные позициями КТРУ, при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень по ПП №616, при условии установления запрета на допуск.

Следовательно, если при закупке радиоэлектроники запрет на допуск по ПП №616 не устанавливается (закупка соответствует какому-либо из оснований, указанных в п.

3 ПП №616), то заказчик имеет право включить в описание объекта закупки необходимые ему дополнительные характеристики, которые не предусмотрены КТРУ. Напомним, что, в соответствии с п.

6 Правил использования КТРУ, в таком случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования  дополнительной информации.

Подводя итоги обзора изменений постановлений 878 и 616, добавим, что Минфин нелестно прокомментировал новые поправки Минпромторга https://www.kommersant.ru/doc/4997008. Ведомство считает, что новый порядок срывает утвержденные закупочные процедуры.  В связи с этим вероятны новые поправки в данные нормативные акты.

Чемезов попросил Мишустина разрешить госзакупки у «оборонки» без торгов — РБК

В пояснительной записке к законопроекту Минпромторга указывалось, что одна из его целей — стимулирование диверсификации оборонных предприятий, то есть увеличения выпуска продукции гражданского или двойного назначения. Чемезов в письме Мишустину также ссылается на необходимость стимулировать закупки гражданской продукции у предприятий ОПК.

В декабре 2016 года в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля гражданской продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, должна достигнуть 30% от общего производства, а к 2030-му — 50%. В 2019 году этот показатель вырос до 24,1 с 20,9% в 2018-м, заявлял вице-премьер Юрий Борисов в середине января текущего года.

«Ростех» уже реализует многие высокотехнологичные гражданские проекты, среди них аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», автоматизированное рабочее место для госслужащего, комплексное оснащение школ и т.д.

, но эти проекты нуждаются в дополнительных мерах господдержки, отметил глава «Ростеха» в письме премьер-министру. Действующие меры не приносят достаточного эффекта из-за высокой себестоимости продукции и коротких сроков выполнения работ без возможности авансирования, указывает Чемезов.

Кроме того, в техническом задании заказчики могут указывать характеристики оборудования определенного иностранного производителя, говорится в письме.

Как пояснил РБК представитель «Ростеха», сегодня отечественные производители могут предложить заказчикам конкурентную по цене и качеству продукцию, «но им объективно трудно пробиваться на рынок ввиду сложившейся монополии иностранных брендов и серьезного лобби со стороны зарубежных поставщиков». Доля отечественного высокотехнологичного оборудования в объеме закупок госкомпаний сейчас не превышает 3–5%, отметил он.

Из 6,2 трлн руб., предусмотренных в нацпроектах на закупку машин и оборудования, около 3,2 трлн руб.

«может быть обеспечено за счет производственных возможностей российской промышленности, в том числе 1,4 трлн руб.

 — за счет диверсифицируемых предприятий ОПК», заявил Юрий Борисов 10 февраля на расширенном заседании бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».

3 марта член комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Дмитриенко внес на рассмотрение Госдумы два законопроекта о развитии радиоэлектронной отрасли.

  • О снижении ставки НДС на российскую радиоэлектронную продукцию до нуля. Перечень товаров, на которые будет распространяться преференция, появится в «сводном реестре российской радиоэлектронной продукции».
  • О наделении правительства полномочиями устанавливать правила формирования и ведения реестров радиоэлектронной продукции и ее производителей. Также правительство сможет утверждать план по стимулированию деятельности производителей радиоэлектронной продукции.

В пояснительных записках к законопроектам говорится, что снижение НДС до 0% позволит российским производителям при госзакупках получить за десять лет дополнительные финансовые преимущества перед иностранными в размере более 200 млрд руб., а реализация второго законопроекта позволит правительству «проводить комплексные мероприятия по поддержке российских производителей радиоэлектронной продукции с помощью как бюджетных, так и налоговых инструментов».

Насколько необходима поддержка

Председатель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова отметила, что ранее предприятия ОПК специализировались на рынке спецоборудования, соответственно, у них были иные задачи и компетенции, и сейчас конкурировать без преференций они не могут.

«Но непонятно, почему необходимо в некоторых случаях снижать планку на гражданском рынке до уровня продукции ОПК, а не подтягивать ОПК до технологического и ценового уровней частных российских разработчиков.

Если вместо единственного поставщика создать внутреннюю конкуренцию между российскими компаниями, то при правильном подходе можно получить на гражданке синергию компетенций частных компаний с административным ресурсом контура ОПК», — указала она.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский считает, что дополнительно заявлять статус оборонного предприятия при гражданских госзакупках противоречит интересам самих представителей ОПК, поскольку это будет провоцировать расширение санкционных ограничений на поставки зарубежных материалов, технологического оборудования и комплектующих.

По словам Покровского, ранее АРПЭ предложила поправки к проекту поручений правительства.

В своем отзыве ассоциация назвала обнуление НДС на радиоэлектронику нецелесообразной мерой, поскольку основной объем продукции российских предприятий электронной промышленности закупается корпоративными заказчиками, которые оплачивают НДС с полной стоимости своей продукции или услуг. «Льгота не приведет к созданию конкурентных преимуществ для предприятий отрасли, так как корпоративные заказчики не смогут зачесть входящий НДС», — отмечают в ассоциации. Как пояснил Покровский, заказчик вычитает НДС, включенный в цену закупаемой им продукции, из 20% НДС со своих продаж. Если российское электронное оборудование будет продаваться без НДС, корпоративный заказчик все равно оплатит его, только не своему поставщику, а напрямую государству.

Выборочное снижение НДС на продукцию предприятий одной отрасли «будет чрезвычайно сложно администрировать в условиях смешанных закупок продукции российского происхождения и импортной», считают в АРПЭ. В итоге значительно вырастут административные издержки и риски, что приведет к снижению привлекательности отрасли для стратегических инвесторов, утверждают там.

Кабмин увеличил размер преференций для российской радиоэлектронной продукции при закупках

МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Правительство РФ утвердило разработанное Минпромторгом постановление, которым устанавливаются преференции до 30% для отечественной радиоэлектронной продукции и вводятся ограничения на участие в госзакупках импортного оборудования. Об этом говорится в сообщении пресс-службы министерства, распространенном в четверг.

В министерстве напомнили, что в рамках постановления будет создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который упорядочит и упростит процедуры допуска и проведения госзакупок как для российских производителей, так и для заказчиков оборудования.

«В постановлении предусмотрены правила формирования и ведения реестра, выделен особый порядок присвоения и подтверждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, чьи слова приводятся в сообщении. — Кроме того, документ позволяет увеличить размер ценовой преференции до 30% при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр».

По словам Мантурова, таким образом, фактически закупки будут регулироваться двумя способами: путем утверждения правила «третий лишний» или увеличением преференции с текущих 15% до 30%.

Новыми требованиями также устанавливается, что компания для попадания в реестр должна быть зарегистрирована на территории РФ, доля участия российских организаций или граждан должна составлять более 50%. При этом производство должно вестись на территории РФ с применением отечественных интегральных микросхем, а сама компания должна обеспечивать тестовое и сервисное сопровождение для заказчиков.

Создание единого реестра

  • Ранее кабмин постановил сформировать до 1 января 2020 года единый реестр российской радиоэлектронной продукции, разработав перечень оборудования, происходящего из иностранных государств, и порядок определения статуса телеком-оборудования отечественного производства.
  • Согласно постановлению, с 1 сентября 2019 года Минпромторг обязан обеспечить формирование и ведение реестра в государственной информационного системе промышленности, до 1 января 2020 года утвердить требования по уровню локализации производства телекоммуникационного оборудования и методику определения российского происхождения такой продукции.
  • Таким образом, с 1 января 2020 года, говорится в постановлении кабмина, Минпромторг должен обеспечить полноценное ведение реестра в электронном виде.
  • Стимулирование развития производства российского телекоммуникационного оборудования является одной из задач федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпроекта «Цифровая экономика».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *