Закупочный факторинг по 44-фз в 2022 году

Закупочный факторинг по 44-ФЗ в 2022 году

Содержание

  • 1. Понятие факторинга
  • 2. Факторинг в закупках
  • 3. Причины невостребованности факторинга в сфере государственных закупок
  • 4. Позиции контролирующих органов в судебной практике

     Факторинг – это финансовый инструмент, широко применяемый в международном предпринимательском сообществе.

В Российской Федерации данное явление еще малоизвестно, но уже начинает применяться и в государственных закупках.

1. Понятие факторинга

Суть данной процедуры в том, что клиент уступает своему фактору денежные требования к своему должнику и попутно совершает иные финансовые операции, связанные с предметом уступки.

Вплоть до 2018 года в русском законодательстве понятие «факторинг» отсутствовало как факт. Нечто схожее по смыслу описывалось в статье 824 Гражданского кодекса как финансирование под уступку денежного требования.

Но 212-ФЗ изменил ГК России, приведя его с 1 июня 2017 года в соответствие с Оттавской конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, которую Российская Федерация поддерживает с 2014 г.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

2. Факторинг в закупках

1) Контрагенты заключают договор купли-продажи ТРУ с отсрочкой платежа;

2) Поставщик, испытывая острую нужду в деньгах, не может ждать оплаты и обращается в факторинговую фирму, снабжающую его денежными средствами и попутно выполняющую часть контрактных обязательств (полный список см. в п. 1 ст. 824 ГК РФ).

3) Поставщик или фактор посылают уведомление заказчику о переуступке финансовых обязательств.

4) Заказчик после исполнения договора рассчитывается с фактором.

В роли фактора выступают банки, или иные финансовые структуры. Процентные ставки по факторинговым договорам ниже кредитных, что объясняет их растущую привлекательность и многократные переуступки денежного залога в будущем.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

3. Причины невостребованности факторинга в сфере государственных закупок

1) Отсутствие четкого регламента самой процедуры и слабая нормативная база в этом аспекте.

2) У заказчика могут возникнуть проблемы на стадии перечисления средств на счет фактора: для проведения такого платежа необходимо внесение изменения в записанные в тексте контракта наименования и банковские реквизиты получателя выплат. Но, согласно п. 5 ст. 95 и п. 2 ст. 34 44-ФЗ вносить изменения в текст контракта категорически запрещено.

3) Заказчик может получить отказ от органов Казначейства на оплату денежных сумм, особенно если денежное требование было переуступлено несколько раз.

4) Согласно новой редакции ст. 833 ГК РФ, требование о возврате перечисленных денег в случае неисполнения поставщиком своих обязательств по договору заказчик сможет предъявить только поставщику.

В новой редакции п. 7 ст. 448 ГК РФ уточняется, что подобное ограничение не действует в отношении денежных обязательств. Очевидно, это первый шаг к внедрению факторинга в государственные закупки.

4.Позиции контролирующих органов в судебной практике

Факторинг в госзакупках: быстрый способ получить деньги за контракт | Контур.Закупки

По заключённым контрактам в рамках 44-ФЗ установлены чёткие сроки осуществления платежей:

  • 30 календарных дней ‒ всем поставщикам
  • 15 рабочих дней ‒ субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированным некоммерческим организациям

По 223-ФЗ сроки оплаты по контракту определяют заказчики, за исключением контрактов, заключённых с представителем МСП, где заказчики обязаны провести оплату в течение 15 рабочих дней после подписания акта приёмки. В остальных случаях заказчики могут злоупотребить этой возможностью и отодвинуть сроки оплаты на шесть месяцев или даже год.

 5 правил для тех, кто хочет выиграть тендер

Существенные временные интервалы между исполнением контракта и его оплатой могут привести к тому, что поставщик не сможет:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • принять участие в следующей закупке по причине отсутствия денег
  • выплатить заработную плату

Например, ООО «Солнышко» подписало контракт на поставку морозильных камер и выполнило его в установленные сроки.

Спустя пару недель на торговой площадке появилась ещё одна подходящая закупка, однако организация не смогла принять в ней участие, потому что согласно первому контракту заказчик должен перевести сумму лишь через три месяца после поставки.

«Солнышко» недоставало средств для исполнения следующего контракта. Оформлять кредит в финансово нестабильное время её руководитель не стал.

Использование факторинга поможет исключить возникновение подобных ситуаций.

Что такое факторинг

Фактор — это финансовая или коммерческая организация, которой поставщик уступает право требовать оплату за поставленный по контракту товар. Тогда ему переводится бόльшая часть суммы сразу после поставки.

Порядок факторинга следующий:

Поставщик:

  1. Подписывает контракт на поставку.
  2. Заключает договор с фактором.
  3. Направляет фактору документы, подтверждающие факт выполнения договора.

Фактор:

  1. Переводит на счёт поставщика от 60 до 90% стоимости по контракту.
  2. Получает от заказчика деньги.
  3. Перечисляет остаток суммы поставщику с вычетом комиссии за услуги от 9 до 12% от суммы договора.

Например, фермерское хозяйство приняло решение принять участие в закупке, объявленной местным пищевым предприятием, на поставку молока.

В случае победы данный контракт был бы единственным источником дохода фермера, так как всё молоко, которое удавалось надоить, они поставляли бы на это предприятие.

Но, согласно условиям контракта, заказчик перечислял оплату за поставленный товар только спустя два месяца после приёмки.

Тогда фермеры заключили договор с факторинговой компанией, чтобы не останавливать производственный процесс, ожидая платёж. Фермерское хозяйство победило в закупке, а на следующий день после первой поставки на его счёт была переведена бόльшая часть оплаты от фактора. Спустя два месяца заказчик перевёл деньги за поставку, и фермерам была перечислена оставшаяся сумма за вычетом комиссионных.

Виды факторинга

  • Факторинг подразделяют на 2 вида: с регрессом и без.
  • Факторинг с регрессом подразумевает: если заказчик не оплатит поставленный товар, фактор требует с поставщика деньги, полученные им после поставки.
  • Чаще встречается факторинг без регресса, когда возникающие финансовые риски несёт фактор:
  • поставщику при этом остаток оплаты переводится лишь после погашения заказчиком задолженности
  • периодически в договорах прописываются условия, обязывающие фактора оплатить поставку за вычетом своей комиссии, вне зависимости от того, перевёл ли деньги на его счёт заказчик

Использование факторинга в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Организации, осуществляющие деятельность в рамках 44-ФЗ, стали применять факторинг с апреля 2019 года. Ранее Минфин запрещал осуществление данной услуги в ходе госзакупок, так как не был закреплён её порядок.

Однако участниками закупок была направлена жалоба в высшую судебную инстанцию.

В результате Верховный Суд в своём постановлении признал неправомерным запрет финансового ведомства и разрешил использование факторинга при осуществлении закупок по 44-ФЗ.

 Ошибки участников госзакупок

В закупочной деятельности по 223-ФЗ факторинг начал применяться раньше, потому что запрет Минфина данное направление не охватывал.

На закупки по 223-ФЗ запрет Минфина не распространялся. Поэтому в данной сфере поставщики стали использовать факторинг раньше. Так, осенью 2018 года ряд ведущих компаний, действующих в нефтегазовой и металлургической сферах, подготовив локальную нормативную базу, начали использовать факторинг в ходе закупок.

Читайте также:  Регистрация залога движимого имущества у нотариуса в Москве

Порядок заключения договора факторинга

Как правило, инициатором заключения договора с факторинговой фирмой выступает поставщик. Он может заключить его:

  • разово, на одну закупку
  • на определённый период

Факторинговые компании взаимодействуют только с проверенными организациями, поэтому необходимо получить поддержку фактора до подачи заявки на участие в аукционе. Поставщик, имеющий одобрение факторинговой организации, имеет возможность учесть процент комиссионных при подаче ценового предложения.

Когда участник закупки заключил договор с фактором, после завершения аукциона заказчик меняет текст контракта. Он вносит в него сведения о банковском счёте фактора, на который заказчиком будет перечислена оплата.

Сам заказчик также может подписать договор с фактором. Это даст возможность установить комфортные сроки оплаты и при этом сохранить надёжных поставщиков. Когда победитель закупки даёт согласие на применение факторинга, он обязан подписать договор, где сторонами будут также факторинговая компания и заказчик.

Преимущества факторинга

  • Получение оплаты в короткий срок

Даже если договором установлена отсрочка платежа, поставщику сразу после поставки товара будет переведено до 90% суммы.

  • Взаимодействие с надёжными заказчиками

При факторинге без регресса фактор прежде, чем заключить договор с заказчиком, проверяет его. Так как именно он понесёт убытки в случае недобросовестности заказчика.

  • Простота получения услуги

Для осуществления услуги факторинга поставщику не требуется: вносить сумму залога, предоставлять поручителей, подготавливать значительное число документов.

  • Отсутствие ежемесячных платежей

Поставщик, оформивший кредит, обязан регулярно отчислять платежи в счёт погашения задолженности. При факторинге подобных выплат не имеется. На банковский счёт факторинговой компании перевод денег осуществляет только заказчик, из них он вычитает проценты комиссионных.

  • До исполнения контракта комиссионные не выплачиваются

Поставщик не несёт расходы по оплате комиссии до того, как он поставит товар по контракту. Фактор вычтет проценты из суммы, переведённой на его счёт заказчиком.

Факторинг — достаточно новая услуга, применяемая в госзакупках. Он помогает поставщикам получить деньги сразу после исполнения контракта, независимо от его условий. Это стимулирует одновременное участие в нескольких закупках, что позволяет увеличивать суммы контрактов и умножает пути для расширения бизнеса.

Факторинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Совкомбанк Факторинг Контакты:

Адрес: ул. Кожевническая, д. 14 115114 Москва, Телефон:(495) 787-53-37, Телефон:(495) 995-21-31, Электронная почта: factoring@factoring.ru

Адрес2: ул. Рокоссовского, д. 62, БЦ «ВолгоградСИТИ», оф. 15-21 400050 г. Волгоград, Телефон:(8442) 43-44-00, Электронная почта: dub_do@factoring.ru

Адрес3: ул.Свободы, д. 73, офис 311 394018 Россия, г. Воронеж, Телефон:(473) 228-19-78, 228-19-79, Электронная почта: sav_av@factoring.ru

Адрес4: ул. Хохрякова, 10, оф. 504-505 620014 Свердловская область, г. Екатеринбург, Телефон:(343) 310-14-55, Электронная почта: vya_va@factoring.ru

Адрес5: ул. Рабочая, д. 2а, офис 29А (3952) 486 331 г. Иркутск, Телефон:(3952) 486 331, Электронная почта: tsy_av@factoring.ru

Адрес6: ул. Декабристов, 85б, офис 409, 410 420034 г. Казань, Телефон:(843) 200-09-47, 200-10-35, Электронная почта: nas_tr@factoring.ru

Адрес7: Ленинский пр., д. 30, офис 508 236006 г. Калининград, Телефон:(4012) 53-53-87, Электронная почта: lub_aw@factoring.ru

Адрес8: ул. Красная д. 152 г. Краснодар, Телефон:(861) 226-42-52, 226-45-54, Электронная почта: fas_ds@factoring.ru

Адрес9: ул. Алексеева, д. 49, офис 6-14. 660077 г. Красноярск, Телефон:(391) 200-28-20, Электронная почта: kra_oa@factoring.ru

Адрес10: ул. Нижегородская, 24 603000 г. Нижний Новгород, Телефон:(831) 288-02-89, Электронная почта: kon_ya@factoring.ru

Адрес11: ул. Ленина, 52, офис 505 630004 г. Новосибирск, Телефон:(383) 212-06-18, 212-06-19, Электронная почта: bor_ks@factoring.ru

Адрес12: ул. Николая Островского, 59/1 614007 г. Пермь, Телефон:(342) 211-50-28, Электронная почта: ogl_en@factoring.ru

Адрес13: ул. Красноармейская, д. 200, 8 этаж, оф. 803 344000 г. Ростов-на-Дону, Телефон:(863) 263-88-30, Электронная почта: kac_ay@factoring.ru

Адрес14: пр.К.Маркса, д.201 «Б» (бизнес-крепость «Башня») 443080 г. Самара, Телефон:(846)993-61-62, 993-61- 64, 993-61-63, Электронная почта: hra_aa@factoring.ru

Адрес15: ул. Восстания, 18, офисы 405-407 191014 Санкт-Петербург, Телефон:(812) 644-40-71, Электронная почта: Ana_NN@factoring.ru

Адрес16: ул.Танкистов, д.37, оф.304, 305 410019 г. Саратов, Телефон:(8452) 57-27-63, Электронная почта: ale_ea@factoring.ru

Адрес17: ул. Крупской, д. 9, офис 727, 728, 729 450000 Республика Башкортостан, г. Уфа, Телефон:(347) 273-50-78, Электронная почта: sar_av@factoring.ru

Адрес18: ул. К. Маркса, д.38, офис 319 454091 г. Челябинск, Телефон:(351) 239-93-90, 239-93-91, 239-93-92, Электронная почта: haz_ye@factoring.ru

Адрес19: ул. Республиканская, д.3, корпус 1, офис 404 150003 г. Ярославль, Телефон:(4852) 58-11-88, Электронная почта: kol_ee@factoring.ru

Факторинг в госзакупках: что это и как использовать

Факторинг в закупках — это переуступка прав на денежные средства, которые причитаются поставщику в качестве оплаты по госконтракту в обмен на финансирование поставки.

Статья проверена и доработана экспертом Эллой Залужной

Что собой представляет

Процедуру, при которой поставщик уступает финансовому агенту (фактору) денежные требования к своему должнику (заказчику), а фактор передает клиенту денежные средства и оказывает иные финансовые услуги, называют факторингом (ст. 824 ГК).

Рассказываем, как выглядит схема факторинга поставок на практике:

  • поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа;
  • в случае если у поставщика недостаточно оборотных средств или он по иным причинам не хочет ждать оплаты, он обращается в коммерческую компанию, которая перечисляет денежные средства поставщику и оказывает иные финансовые услуги по сопровождению данного обязательства (их перечень указан в п. 1 ст. 824 ГК РФ), а взамен получает вознаграждение и денежные права поставщика перед покупателем;
  • поставщик или фактор направляют письменное уведомление покупателю о переуступке;
  • расчеты по договору покупатель осуществляет с фактором.

Как правило, ставки факторинга по госконтракту ниже кредитных ставок, что объясняет привлекательность данной процедуры для поставщиков.

Договор заключают как в отношении уже возникших денежных обязательств, так и по обязательству, которое возникнет в будущем.

Допускается многократная переуступка одного денежного требования, что делает факторинг для начинающих в госзакупках особенно привлекательным.

В качестве фактора выступают не только банки, но и иные коммерческие организации (ст. 825 ГК РФ).

Применение в госзакупках

Применение переуступки прав на основе договора финансирования в закупках встречается крайне редко. Основная причина — недостаточно четкая регламентация данной процедуры и противоречивая правоприменительная практика.

В законодательстве о контрактной системе отсутствует указание, что получать факторинг по 44-ФЗ запрещено, но на практике у заказчика могут возникнуть проблемы на стадии перечисления средств на счет финансового агента.

Для проведения такого платежа необходимо внесение изменения в контракт в части наименования и банковских реквизитов получателя средств. В силу норм ч. 5 ст. 95 и ч. 2 ст.

34 Закона о контрактной системе случаи внесения изменений в заключенный по итогам торгов контракт строго ограничены.

Гражданский кодекс устанавливает запрет на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов. Исключение — денежные обязательства (п. 7 ст. 448 ГК РФ).

Позиции госорганов

Факторинг в госзакупках_сначала стулья, потом деньги

Несмотря на то, что факторинг[1], не является для российской правовой системы новым институтом, он по-прежнему нечасто применяется российскими компаниями, а его использование в сфере госзакупок носит единичный характер и в большинстве случаев не обходится без судебных разбирательств на стадии исполнения. Разберемся почему?

Читайте также:  Антикризисный план Правительства - помощь идет?

Правовые аспекты применения факторинга в госзакупках

Причинами непопулярности факторинга в сфере госзакупок во многом являются недостаточная правовая регламентация и отсутствие единообразия в правоприменительной практике.

И хотя с правовой точки зрения запрета на использование инструмента финансирования под уступку денежного требования в госзакупках нет, на практике данный инструмент в госсекторе не работает в связи с наличием бюджетных ограничений, которые не позволяют перечислять денежные средства третьим лицам, не являющимся стороной контракта.

Применительно к закупкам для государственных и муниципальных нужд исполнение обязательств, вытекающих из договора факторинга, должно осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

При оценке правомерности применения факторинга в рамках контрактной системы ключевым является вопрос о возможности уступки финансовому агенту денежного требования исполнителя (поставщика, подрядчика) к государственному или муниципальному заказчику за выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар) по контракту.

Согласно специальным требованиям, предусмотренным пунктом 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) в обязательстве, за исключением случаев, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (универсальное правопреемство). При этом возможность уступки права требования по госконтракту Законом № 44-ФЗ не ограничивается.

Вместе с тем исполнение договора факторинга неизбежно влечёт необходимость изменения условий оплаты по контракту с заказчиком, вследствие чего применение инструмента факторинга предполагает возникновение трёхсторонних правоотношений, в которые, помимо фактора и его клиента, вовлекается заказчик. Именно на данной стадии исполнения заказчиком третьему лицу (фактору), как правило, и возникают основные проблемы.

Учитывая положения статьи 830 ГК РФ, заказчик обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от контрагента по контракту либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту. Соответственно, согласно действующим требованиям уведомлять заказчика о переуступке может и его контрагент, и третье лицо, которому переуступлено денежное требование – финансовый агент (фактор). Оба варианта являются допустимыми.

Такая вариативность на практике порождает значительное количество споров.

Так, например, государственные заказчики отказываются перечислять денежные средства финансовому агенту на основании уведомления об уступке права требования, ссылаясь на отсутствие соглашения с контрагентом об изменении условий оплаты по контракту и на положения пункта 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, согласно которым при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Следует также отметить, что даже наличие в контракте условия о запрете или ограничении уступки прав требования не влечёт недействительности сделки по уступке финансовому агенту денежного требования, вытекающего из такого контракта, что, однако, не освобождает сторону, нарушившую такие запрет или ограничение, от ответственности за нарушение условий контракта (статья 828 ГК РФ).

Дополнительную правовую неопределенность в вопрос о возможности уступки права требования, вытекающего из госконтракта, внесли недавние изменения в статью 448 ГК РФ, вступившие в силу с 1 июня 2015 года, согласно которым названная статья была дополнена пунктом 7.

В соответствии с данным пунктом если заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Следует ли исходя из данной формулировки, что запрет распространяется только на перемену лиц в обязательстве, либо, среди прочего, и на уступку права требования, покажет практика применения указанной нормы, которая пока только формируется.

Судебная же практика пока исходит из того, что уступка денежного требования по контракту для публичных нужд не противоречит действующему законодательству.

Мнения госорганов

Позиции регуляторов в отношении возможности уступки прав денежных требований, вытекающих из государственных и муниципальных контрактов, расходятся.

Госкомпании обяжут прописать использование факторинга в своих положениях о закупках

«Корпорация МСП» подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), заявила заместитель гендиректора «Корпорации МСП» Наталья Коротченкова на встрече с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки».

«Директива предусматривает внесение в положения о закупках госкомпаний норм, позволяющих использовать механизм факторинга поставщиками из числа субъектов МСП», — сказала Н.Коротченкова.

При этом заместитель гендиректора «Корпорации МСП» отметила, что, согласно предложениям корпорации, к 1 июля соответствующие поправки в положения о закупках должны внести не менее 100 крупнейших госкомпаний.

Использование механизма факторинга позволяет, в частности, решать проблему несвоевременной оплаты заказчиками по исполненным договорам. По данным «Корпорации МСП» и «Интерфакса», объем несвоевременных оплат заказчиками по исполненным договорам в 2017 году составил 14,1 млрд рублей (11,6% от общего объема договоров с субъектами МСП, завершенных в отчетный период).

Как сообщалось, с 1 июня прошлого года вступили в силу поправки к ГК РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на их передачу от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.

«Формально никаких ограничений для использования механизма факторинга при закупках госкомпаний нет, — говорил «Интерфаксу» в прошлом году генеральный директор «ФТ-Капитал» (стратегический партнер электронной торговой площадки «РТС-тендер» по направлению факторинга) Егор Газетин.

— Есть нежелание заказчиков терять рычаги управления поставщиками, поскольку появление профессионального игрока в лице факторинговой компании, которая будет отстаивать свои интересы в суде в случае неисполнения заказчиками своих обязательств, в том числе неоплате в срок, кажется опасным.

На самом деле такая схема дисциплинирует все стороны и позволяет заказчикам управлять лояльностью пула поставщиков законными способами».

Тогда же участники рынка факторинга заявляли, что для продвижения факторинга в сегменте закупок госкомпаний прежде всего необходимо защитить права их поставщиков. При этом ряд крупных госкомпаний к осени прошлого года внесли в свои положения о закупках нормы об использовании механизма факторинга.

«РЖД, Сбербанк, «Роснефть» изменили свои положения о закупках, — говорил в сентябре управляющий директор по развитию бизнеса «Сбербанк Факторинга» Андрей Соколов. — Начинают его использовать».

«В сегменте закупок госкомпаний, особенно у субъектов МСП, факторинг оказался наиболее востребованным», — отмечал Е.Газетин.

В первой половине 2018 года рынок факторинга вырос на 40% — до 1,1 трлн рублей с 790 млн рублей в первом полугодии 2017 года. Предполагается (финальные данные еще не получены экспертами), что по итогам всего 2018 года объем рынка факторинга в России вырос на 30%, до 2,4 трлн рублей с 1,8 трлн рублей в 2017 году.

Возможен ли факторинг по госконтрактам в рамках 44-ФЗ?

Факторинг в тендерной системе открывает перед исполнителями контрактов широкие перспективы. Возможность в нужный момент получить оплату по договору и вернуть деньги в оборот снимает ограничения по суммам контрактов и срокам платежа, которые накладывают объемы бизнеса поставщика или подрядчика.

Стабильный спрос на факторинг наблюдается по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ (государственные и муниципальные закупки). Сегодня мы поговорим о том, возможно ли оформить финансирование под уступку дебиторской задолженности по таким договорам, и об особенностях государственного регулирования в этой сфере.

Читайте также:  Как обновить ЭЦП в ЕИС в 2022 году. Как привязать новую ЭЦП в ЕИС

Почему факторинг по 44-ФЗ востребован?

Работа по госконтрактам для российского бизнеса, в особенности МСП – один из самых перспективных путей развития. 100% гарантия оплаты и четко регламентированный процесс заключения договоров дают предприятиям необходимую стабильность.

При этом стать исполнителем по государственному или муниципальному контракту часто оказывается проще, чем поставщиком крупного заказчика в формате B2B.

Однако потенциальных поставщиков и подрядчиков часто останавливают крупные суммы и длительные сроки государственных и муниципальных контрактов, необходимость отвлечь из бизнеса значительную часть оборотного капитала на исполнение договора. Эти вопросы с успехом решает использование в закупках механизмов онлайн-факторинга:

Поставщик (подрядчик) досрочно получает оплату по контракту, за счет чего устраняются кассовые разрывы, деньги не оказываются «замороженными» на время отсрочки, сохраняется ликвидный оборотный капитал.

Оформление и получение финансирования происходит в режиме онлайн с использованием электронных подписей сторон, при этом подача заявки по 44-ФЗ максимально ускорена и упрощена – данные о закупке подгружаются из баз данных.

При получении онлайн-факторинга на факторинговой платформе нет минимального лимита выдачи, а значит, такое финансирование подходит для субъектов МСП с небольшими суммами договоров. Кроме того, возможна досрочная оплата как всего исполненного контракта, так и отдельных этапов (каждой партии товара, сданных работ) вне зависимости от их суммы.

  • Управление кредиторской задолженностью берет на себя факторинговая компания, упрощен учет операций – снижается нагрузка на бухгалтерскую и коммерческую службы в организации, что делает онлайн-факторинг доступным даже для микробизнеса.
  • Полученные средства в период отсрочки можно вновь пустить в оборот и увеличить объемы продаж.

Законодательное регулирование факторинга по 44-ФЗ

  1. Финансирование под уступку права денежного требования (факторинг) регулируется Гражданским Кодексом РФ:
  2. Глава 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве» — общее регулирование уступки права требования (цессии).

  3. Глава 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» — регулирование факторинга (уступки денежных требований).

Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по контракту, заключённому в рамках Федерального закона от 05.04.

2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» полностью легальна и соответствует действующему законодательству – ст. 382 ГК РФ закрепляет за кредитором право совершать такие уступки, в том числе без согласия должника. Ст.

828 ГК РФ прямо указывает, что «уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».

Позиция Минфина в отношении факторинга по 44-ФЗ

Минфин РФ придерживается позиции, что оплата по контрактам в рамках 44-ФЗ регламентируется БК РФ (является исполнением бюджета по расходам), и нормами Бюджетного кодекса уступка требования (цессия) и финансирование под уступку денежного требования по оплате денежного обязательства не предусмотрены.

Последнее письмо с изложением позиции Минфина по факторингу в госзакупках от 20 мая 2020 г. N24-03-08/41431 «О рассмотрении обращения».

На практике легальность уступки права денежного требования по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ, подтверждается  Определением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2017 года N 309-ЭС16-16532, а также Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), в рамках которых Верховный суд РФ указал, что, поскольку в результате подписания договора уступки права требования оплаты по контракту не производится замена стороны договора — поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь переходит право требования уплаты начисленной задолженности, такая уступка не нарушает требования ч. 5 ст. 95 Закона N44-ФЗ, а также п. 7 ст. 448 ГК РФ о недопустимости замены поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.Суд также подтверждает, что не может являться препятствием для уступки требования оплаты по контракту, а также не может служить обстоятельством, свидетельствующим о существенном значении личности кредитора для должника, факт того, что на уровне бюджетного законодательства не предусмотрен порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов в случае уступки.

Таким образом, суды делают вывод, что гражданское законодательство не только не запрещает уступку права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного (муниципального) контракта, но и предусматривает возможность такой уступки.

Факторинг по энергосервисным контрактам

Заметим, что по энергосервисным договорам, которые также заключаются в рамках 44-ФЗ, оформление факторинга весьма распространено и не находит никаких препятствий – здесь действует Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г.

N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора», которое прямо указывает на необходимость «условия о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации».

Преимущества факторинга по 44-ФЗ для заказчиков

Несмотря на то, что законодательство не запрещает оформление факторинга по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ, а судебная практика прямо указывает на правомерность уступки денежных требований по таким договорам, на практике могут возникать сложности.

Дело в том, что позиция Минфина вызывает у заказчиков опасения, и некоторые из них отказываются согласовывать уступку требования (для оформления онлайн-факторинга такое согласование обязательно).При этом стоит понимать, что применение факторинга в закупках по 44-ФЗ не только легитимно, но и выгодно для заказчика.

От оформления финансирования выигрывает не только непосредственный получатель средств (поставщик или подрядчик), его заказчик также получает массу преимуществ:

Обеспечивается бесперебойность поставок, так как улучшается финансовое положение поставщиков и подрядчиков – у контрагента нет зависимости от сроков расчетов по контракту, он может получить оплату досрочно.

Увеличивается конкуренция в закупках, появляется возможность расширить число контрагентов за счет предприятий МСБ – появляется возможность работать с контрагентами на более привлекательных условиях.

  • Появляется возможность производить закупки по ценам базисного периода – снижаются закупочные расходы, экономится бюджет.
  • Повышается эффективность финансового планирования и управления кредиторской задолженностью.
  • Для внедрения в систему закупок онлайн-факторинга не требуются финансовые и трудозатраты – взаиморасчеты ведутся в бесплатной системе ЭДО, для согласования документов используется электронная подпись.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *