Дробление закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ — ответственность в 2022 году

Закупки с неизвестным объемом — это тендеры, при размещении которых заказчик не знает конкретное количество покупаемого товара, работ или услуг. Изначально госзаказчик планирует только стоимость единицы закупаемого ТРУ и общую сумму предполагаемых расходов.

Что закупают таким способом?

Дробление закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ — ответственность в 2022 году

Когда у заказчиков нет возможности заранее определить требующееся количество предмета закупки, они проводят закупку с неопределенным объемом. При этом покупать сразу большой объем ТРУ дешевле, проще и разумнее, чем организовывать множество маленьких закупок с известным объемом. Например, значительно рациональнее провести закупку топлива для заправки транспортных средств в большом, пусть и не определенном заранее, объеме, чем регулярно проводить маленькие закупки по несколько литров, когда они необходимы.

Закупки без заранее определенного объема полезны самым разнообразным, в основном крупным госзаказчикам, которые регулярно нуждаются в идентичных ТРУ, таких как, например, расходные материалы. Например:

  • медицинские учреждения закупают расходники и лекарства, регулярно применяемые ими в работе;
  • госзаказчики, работающие в сфере промышленного производства, закупают комплектующие и запчасти, сырье;
  • любым госзаказчикам, имеющим парк транспортных средств, выгодно приобретать в таком порядке топливо, смазочные материалы, запчасти.

Кому полезны закупки с неизвестным объемом?

Дробление закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ — ответственность в 2022 году

Тендеры без конкретной НМЦК проводят крупные организации, которые объединяют потребности в единую покупку, чтобы ежемесячно не покупать сходные товары или услуги. Подобные закупки с неопределенным объемом ТРУ оптимизируют расходы. Наибольшую эффективность консолидация расходов принесёт:

  1. Промышленным предприятиям по направлениям: — сырьё— запасные части— расходные материалы

    — транспортные услуги

  2. Организациям в сфере транспортировки пассажиров и багажа по направлениям: — запчасти

    — топливо

  3. Медучреждениям по направлениям: — лекарства

    — расходные материалы

Главный минус таких заказов: отсутствие возможности планировать точную сумму расходной части бюджета. Злоупотреблять такими закупками без особой необходимости не рекомендуется.

Как заказчик рассчитывает цену в закупках с неопределённым объемом?

При организации обычной закупки, заказчик рассчитывает начальную максимальную цену будущего контракта — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить в рамках планируемого тендера, которая в ходе торгов снижается.

В отличие от классического тендера, правила проведения закупки с неопределенным объемом предполагают, что заказчик посчитает:

  • начальную стоимость единицы закупаемого ТРУ
  • сумму цен единиц
  • предельный размер затрат

В отличие от тендеров по 44-ФЗ, закупки с неопределенным объемом по 223-ФЗ требуют от заказчиков указания в извещении одного из двух следующих параметров:

  • формулу, по которой рассчитывается предельная величина будущих расходов
  • стоимость единицы ТРУ и максимальную величину будущих затрат

Стоимость единицы рассчитывается при помощи методик, перечисленных в ст. 22 44-ФЗ, например, с помощью методики анализа рынка.

В ходе торгов участники делают предложения по второй величине — сумме единиц, изменение цены контракта с неопределенным объемом в ходе торгов происходит за счет нее. На основании предложенной участником цены заказчик считает коэффициент снижения цены единицы ТРУ, и стоимость единицы каждого ТРУ подлежит пропорциональному снижению.

  • Система проведения такого рода торгов наглядна и понятна на примере:
  • Заказчик организует тендер с неопределенным объемом на два товара:
  • Товар №1 стоит 800 рублей
  • Товар №2 стоит 700 рублей
  • 800 и 700 рублей — начальные стоимости единицы каждого из товаров.
  • Сумма цен единиц, таким образом, составляет:
  • 800 + 700 = 1500 рублей
  • При этом заказчик устанавливает предельный размер затрат по будущему контракту в 5 000 000 рублей.
  • Победивший в тендере участник предложил сумму цен, равную 1475 рублям, то есть выразил желание поставить одну единицу Товара № 1 и Товара № 2 по совокупной цене 1485 рублей.
  • На основании начальной суммы единиц предложения участника заказчик считает коэффициент снижения:
  • 1485 / 1500 = 0,99.
  • С помощью этого коэффициента снижается цена каждого товара:
  • новая цена Товара № 1 составит: 800 × 0,99 = 792 рубля
  • Товара № 2: 700 × 0,99 = 693 рубля

В итоге, когда происходит заключение контракта с неопределенным объемом, в нем указывается общая допустимая сумма расходов — изначальные 5 000 000 рублей, и полученная цена за единицу каждого товара: 792 и 693 рубля за первый и второй товары соответственно.

Аналогично заключается контракт с неопределенным объемом с единственным поставщиком, только в нем не происходит снижения цены в ходе торгов.

При этом в тексте контракта, как правило, указывается, что поставка происходит по заявкам заказчика. Поставки производятся вплоть до исчерпания общего лимита соглашения.

Как рассчитывают обеспечение заявки и контракта?

Когда проводится закупка с неопределенным объемом ТРУ, сумма обеспечения заявки и сумма обеспечения исполнения контракта рассчитывается из предельной величины расходов по соглашению. То есть в приведенном выше примере — от пяти миллионов.

Оцените информацию

Дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: ответственность

Из нашей статьи вы узнаете:

Разделение больших закупок на более мелкие не запрещено ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ. Однако в некоторых случаях действия заказчика могут расцениваться как правонарушение, что грозит ему административной и уголовной ответственностью.

В этой статье мы подробно рассмотрим дробление закупок, объясним, почему оно выгодно заказчикам и расскажем, какие опасности таит в себе умышленное разделение заказов.

Что такое дробление закупки

Термина «Дробление закупки» нет ни в 44-ФЗ, ни в 223-ФЗ. При этом само понятие включает в себя вполне конкретное объяснение — это разделение одного контракта на определённое количество более мелких контрактов. Несмотря на то что сам термин отсутствует в законе, действие это противоправно и влечёт за собой определённые наказания.

Заказчик прибегает к дроблению, чтобы обойти некоторые положения 44-ФЗ, либо 223-ФЗ, об этом мы поговорим в следующем разделе. Дробление подразумевает, что одна крупная закупка будет разделена на несколько маленьких, цены которых при этом будут меньше. Например, одну закупку стоимостью 500 тысяч рублей можно разделить на пять закупок по 100 тысяч рублей.

В некоторых случаях заказчики действительно избегают наказания, но если их действия признают противоправными, им грозят большие штрафы. Заказчики идут на такой риск неспроста — им это выгодно. Поговорим об этом ниже.

Чем выгодно дробление закупки заказчику

Главная причина использования заказчиком дробления закупки состоит в обходе конкурентного способа определения поставщика.

Для заказчика процедура выбора исполнителя заказа достаточно сложная: заказ нужно включить в план закупок, выждать сроки проведения, сведения о проводимом мероприятии разместить на «Портале Закупок», подготовить документы, обосновать начальную максимальную цену контракта и т.д.

Разделение закупки помогает избежать большинства дополнительных действий со стороны заказчика. Как это работает? Закон позволяет проводить закупки у единственного поставщика. Это такой неконкурентный способ определения исполнителя заказа, который можно осуществить в максимально короткие сроки.

Простыми словами: закупку у единственного поставщика заказчик может проводить без формальной процедуры выбора исполнителя.

Для закупок по 44-ФЗ требования к такой процедуре указаны в ст. 93, для закупок по 223-ФЗ исчерпывающий перечень случаев для проведения такой закупки заказчик самостоятельно устанавливает в соответствующем положении. В 44-ФЗ, например, указана максимальная стоимость одного контракта — не более 600 тысяч рублей.

По каким признакам определяют

Дробление закупки по 44-ФЗ можно определить по некоторым признакам. На них и ориентируются контролирующие органы для её выявления. Распространёнными признаками являются:

  1. Наличие повторяющегося объекта закупки в нескольких договорах.
  2. Между одинаковыми договорами небольшие промежутки времени.
  3. В нескольких договорах фигурирует один и тот же поставщик.

Зачастую эти признаки идут вместе друг с другом, что, несомненно, свидетельствует о том, что заказчик разделил один большой заказ на несколько маленьких. Выявить такое правонарушение не составляет труда для контролирующих органов. О том, почему это считается правонарушением и в чём заказчика могу обвинить поговорим в следующем разделе.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».

Что говорит закон

В рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ прямо не говорится о том, что дробление закупок является правонарушение. Как мы уже сказали выше, такого термина в законе даже нет. По этой причине подобные действия не противоречат этим двум законам, но в то же время они нарушают другие законы.

  1. Гражданский кодекс. Согласно ст. 170 ГК РФ, контракты, которые составлены в рамках дробления одной закупки, могут расцениваться, как притворные сделки. Как гласит п. 2, это такие сделки, целью которых является прикрытие других сделок — это и происходит при разделении одной закупки.
  2. Бюджетный кодекс. Дробление закупок нарушает принцип эффективности использования бюджетных денег, установленный в ст. 34 БК РФ. Этот принцип означает, что бюджетные деньги должны использоваться из необходимости с использованием наименьшего их объёма и в конечном итоге приводить к наилучшему результату.
  3. Закон о защите конкуренции. Когда заказчик разделяет закупки и передаёт их единственному поставщику, он лишает других поставщиков возможности конкурентной борьбы. Это прямое нарушение положений ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
Читайте также:  Сколько придется платить, если открыть ип и не заниматься деятельностью?

Из сказанного выше становится ясно, что дробление закупок не нарушает напрямую законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, но нарушает несколько других законов. Действия заказчика могут обернуться для него ответственностью, о которой мы поговорим ниже.

Ответственность за дробление закупки

Заказчик может понести как административную, так и уголовную ответственность за свои действия. И в зависимости от тяжести правонарушения, ему может грозить штраф, исправительные работы или лишение свободы.

В ст. 7.29 КоАП РФ установлено, что если заказчик нарушает требования при определении поставщика, на должностных лиц могут наложить штраф в размере от 30 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

Заказчика могут обвинить и в превышении должностных полномочий в соответствии со ст. 286 УК РФ. Тогда ему грозит уголовная ответственность, штрафы до 80 тысяч рублей, лишение права занимать определённые должности, принудительные работы на срок до 4-х лет, арест до шести месяцев, лишение свободы на срок до четырёх лет.

Чем опасно дробление для поставщика

Поставщик тоже может попасть под удар, если речь идёт о сговоре с поставщиком или его подкуп. В этом случае ему тоже будет грозить как административная, так и уголовная ответственность с большими штрафами и возможным лишением свободы.

Другая опасность для поставщика состоит не в ответственности перед законом, а в рисках работы с недобросовестным заказчиком. Контролирующий орган может признать действия заказчика неправомерными и признать контракты недействительными. Вследствие, деньги поставщику выплачены не будут.

«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком.

Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем.

Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно.

Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы.

Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Дробление закупки по 223-ФЗ: стоит ли использовать на практике

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ
  • Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов
  • Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ
  • Какие признаки указывают на искусственное дробление закупки по 223-ФЗ
  • Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ
  • Судебную практику относительно применения дробления закупки по 223-ФЗ
  • Стоит ли заказчикам практиковать дробление закупки по 223-ФЗ

Дробление закупки по закону 223-ФЗ – процедура, которую нередко применяют заказчики при нежелании проводить громоздкие аукционы, конкурсы, запросы котировок, вместо этого используя возможность закупки у единственного поставщика, размещая несколько заказов. На такие действия ФАС зачастую закрывает глаза. Однако искусственное дробление закупок, проводимых конкурентным способом, – это уже существенное нарушение.

Читайте также:  Чем лучше заменить ЕНВД

У контролирующих органов есть свое мнение по поводу того, как различать искусственное дробление. Имеются определенные признаки, указывающие на это. Также есть официальные письма ФАС и судебная практика, помогающие трактовать ту или иную процедуру закупки не в пользу заказчика.

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

jpg»>

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие.

По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы.

Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей.

Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации.

Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества.

Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов

Использование лотов представляет собой разделение закупки на составляющие.

Для каждого лота размещается собственное извещение, прописывается объект закупки, НМЦК вместе с обоснованием, размер обеспечения заявки, сроки, другие положения по предоставлению ТРУ, а также сумма обеспечения выполнения работ.

Часть 6 ст. 24 закона 44-ФЗ устанавливает перечень торгов, для которых не допускается дробление заказа на лоты:

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • открытые, закрытые процедуры в электронном формате.

Несмотря на то, что для каждого лота подписывается свой договор, такой подход не является дроблением, поскольку для выбора исполнителей применяется конкурентный формат.

Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ

Дроблением закупок считается преднамеренное разделение суммы заказа на ряд не таких крупных договоров.

При этом заказчик точно знает о потребности в данной продукции или услугах в течение планового периода, а также отсутствуют препятствия технологического или экономического характера, которые не позволяют осуществить единую закупку всего объема ТРУ.

Антимонопольная служба использует единый подход для работы с малыми заказами. Так, ведомство опубликовало письмо № ИА/100041/19 от 14.11.2019 г., посвященное дроблению крупных договоров на несколько мелких.

Согласно данному документу, при проведении малых закупок ограничиваются только такие характеристики, как цена соглашения и годовой объем. Максимальные пределы поставки одноименных товаров ранее устанавливались законом 94-ФЗ.

После того как он утратил свою силу, подобной нормы не существует.

Поэтому позиция ведомства такова: неоднократная закупка одноименных ТРУ у единственного поставщика не вступает в противоречие с нормами контрактного законодательства, если выполняются требования п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ. В качестве примера можно привести подписание трех контрактов от 25.10.2019 г. по 290 000 рублей на поставку бумаги формата A4 с одним исполнителем.

Дробление закупок у едпоставщика. Судебная практика

Заказчик дробит закупку, когда умышленно разбивает один крупный заказ на несколько мелких – заключает несколько контрактов в рамках малых закупок.

Например, заказчик подписывает несколько контрактов до 100 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Общая стоимость контрактов превышает 100 000 руб. При этом учреждение заранее знает потребность в продукции и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру и заключить один контракт.

В тексте Закона № 44-ФЗ нет термина «дробление закупки». Также законодатель не установил прямой запрет заключать несколько контрактов до 100 000 и до 400 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Главное – учесть лимиты. При этом контрактная система работает на принципах эффективных и экономичных закупок. Заказчики, которые искусственно дробят закупки, не всегда соблюдают упомянутые принципы.

Признаки дробления закупок:

  1. Несколько контрактов заключили в один и тот же день либо с небольшим промежутком времени
  2. Объекты закупок – товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга
  3. Объекты закупки – одноименные товары, работы или услуги
  4. Несколько контрактов заключили с одним и тем же поставщиком
  5. Рынок товаров, работ, услуг не закрыт и не ограничен

Позиция судов

Решения судов по делам о дроблении закупок разнообразны. Если при рассмотрении дела судья  находит признаки дробления закупки, наказания не избежать.Так, министерство заключило восемь контрактов на поставку спортинвентаря для стадиона школы.

Отдельными контрактами закупили футбольные ворота, баскетбольные щиты и стойки, волейбольный комплект, комплект хоккейных ворот, сетчатые ограждения хоккейной коробки, стойки крепления шайбоуловителя хоккейной коробки. Общая стоимость контрактов составила 762 400 руб.

Все восемь сделок заключили в один день.

Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС. Контролеры решили, что заказчик нарушил статью 16 Закона № 135-ФЗ. Дело дошло до суда. Судьи согласились с прокуратурой и антимонопольной службой.

Судьи пояснили: в пункте 4 части 1 статьи 93 нет ограничений по количеству контрактов, однако норма предусматривает возможность провести малую закупку, когда конкурентная процедура нецелесообразна, поскольку организационные затраты не отвечают стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество мелких до 100 000 руб. с целью избежать публичных процедур не отвечает целям малых закупок.

Предметом всех контрактов была поставка различного вида спортивного оборудования для одного стадиона. У поставленных по контрактам товаров идентичные признаки по эксплуатационному назначению – оборудование предназначено для спортивных игр. Фактически все контракты образуют единую сделку.

Суды установили, что на момент подписания контрактов у министерства была необходимость в поставке спортинвентаря на общую сумму 762 400 руб. Препятствий к тому, чтобы своевременно провести конкурентную процедуру, суды не выявили. У заказчика было достаточно времени на закупку.

Лимиты довели 17 июля, а оборудование требовалось к началу учебного года, то есть к 1 сентября. Рынок услуг по поставке спортивного оборудования на территории заказчика и других субъектов не закрыт и не ограничен.

Из-за закупки у едпоставщика бюджетные деньги потратили неэффективно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018).

Подобное дело рассмотрел и Верховный суд республики Марий Эл. В течение двух дней заказчик заключил два контракта до 100 000 руб. на капитальный ремонт котла котельной школы. Суды решили, что предмет и цель контрактов тождественны (дело от 15.01.2018 № 7р-19/2018).

Другие примеры дробления закупок: решение Пермского краевого суда от 23.10.2017 по делу № 7-2041-2017(21-1283/2017), постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу № А38-7831/2017.

Однако есть вероятность, что суды встанут на сторону заказчика и отменят решение ФАС взыскать штраф. Например, когда предмет контракта совпадает, но по условиям сделки работы, услуги или товары отличаются.

Пример 1. Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же физлицом на закупку юридических услуг. Конкурентные процедуры не проводили, все контракты заключили в рамках закупки с едпоставщиком. Суды решили, что заказчик действовал правомерно.

Судьи установили, что заказчик заключил три контракта с одним и тем же исполнителем:

Дата контракта Услуги по контракту Цена контракта
17.05.2016 1. Составить и подать отзыв на исковые требования в суд первой инстанции. 2. При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения. 3. Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам. 4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 99 820 руб.

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Читайте также:  Когда можно перейти с УСН на ЕНВД?

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде. 

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции. 

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.

Законность дробления закупок

В госзакупочной сфере встречаются случаи, когда заказчик вместо необходимой ему крупной закупки, осуществляемой на конкурентной основе в процессе закупочной процедуры, делит её на несколько более мелких.

Это позволяет ему избавиться от хлопот по организации конкурентных торгов и приобрести необходимое ему количество закупочных объектов по частям у единственного поставщика.

В результате у него отпадает необходимость:

  • осуществлять рыночный анализ;
  • сопоставлять цены поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • рассчитывать и обосновывать НМЦК;
  • оформлять закупочную документацию;
  • составлять отчёт об исполнении контракта.

Дробление закупок по 44-ФЗ и дробление закупок по 223-ФЗ не существует, поскольку оба эти закона не дают разъяснений по поводу данного торгового феномена.

Это и позволяет некоторым заказчикам прибегать к искусственному дроблению предстоящих закупок. Чаще всего это происходит в стоимостных пределах 100 тыс. руб.

При этом дробление закупки, нарушая конкурентные принципы закупочных торгов, вступает в конфликт с антимонопольным законодательством.

Федеральная антимонопольная служба РФ следит за случаями часто повторяющихся закупок одинаковых товаров, работ, услуг в небольших количествах или объёмах у одних и тех же единственных поставщиков, подрядчиков, исполнителей одним и тем же заказчиком и предпринимает в отношении него штрафные санкции.

Вместе с тем искусственное дробление закупки на более мелкие части не всегда является свидетельством желания заказчика целенаправленно облегчить протекание закупочного процесса в ущерб принципам конкурентности и интересам государства. Зачастую это происходит по объективным причинам и вынужденно.

Например, когда заказчик не располагает складскими помещениями, которые могли бы обеспечить на должном уровне сохранение большой партии товара. Или когда организация и проведение закупочной процедуры на конкурентной основе заметно увеличило бы затраты заказчика и легло бы дополнительно нагрузкой на государственный бюджет.

https://www.youtube.com/watch?v=ug5LLWGzJwE

Признаки дробления

Контролирующие ход госзакупок инстанции обнаруживают факты закупочного дробления по присутствию:

  • идентичных объектов закупок в ряде небольших контактов;
  • коротких отрезков времени между заключением подобных контрактов;
  • одного и того же поставщика в нескольких контрактах.

Наличие сразу нескольких подобных признаков в ходе закупок делает подозрение заказчика в его намеренном уклонении от проведения аукциона или конкурса вполне обоснованным.

https://www.youtube.com/watch?v=_Be-IhpVnhM

Регламентация ФАС

В своём письме № ИА/100041/19 от 14.11.2019 ФАС РФ подчеркнула, что многократное приобретение аналогичных товаров, работ, услуг у единственного поставщика, если данные действия осуществляются в рамках требований 44-ФЗ, само по себе не является нарушением контактного законодательства.

Таковым оно становится при выявлении в подобных действиях признаков антиконкурентного сговора, который приводит к ограничению, недопущению или устранению конкуренции.

Признаки эти определяются с помощью положений, изложенных в ст. 16 ФЗ РФ № 135 от 26.07.2006. Также косвенно определяются признаки дробления закупки и по 44-ФЗ, поскольку в этом законе указывается на необходимость соблюдения принципов конкуренции в закупочных торгах.

На практике закупка идентичных объектов в течение короткого промежутка времени посредством прямых соглашений, а не в ходе конкурентных процедур, практически всегда расценивается контролирующими инстанциями как искусственное закупочное дробление.

К примеру, ФАС отмечает, что осуществление нескольких малых закупок в процессе выполнения строительных работ по одной и той же проектной документации однозначно представляет собой образец умышленного дробления закупки и подлежит применению штрафных санкций.

Ответственность

Если даже при разделении единой крупной закупки на несколько однородных стоимость каждой из них не превышает законодательно установленной предельной величины, это не освобождает заказчика от ответственности при нарушении им принципа конкуренции. Это — базовое требование, не допускающее необоснованного сокращения количества участников конкурентных торгов.

Выявленные нарушения в выборе метода определения поставщика, ведущего к ограничению конкуренции, чревато для заказчика наложением административного штрафа в 50 тыс. руб. или дисквалификацией.

В случае обнаружения контролирующими органами факта сговора представителя заказчика с поставщиком, имеющего своими последствиями бесконкурентные торги, обе стороны могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Кроме того, судебная практика свидетельствует ещё об одном риске, который подстерегает поставщика при дроблении закупки.

Положения ГК РФ позволяют признавать подобные сделки неправомерными, а заключённые договоры — недействительными. В итоге поставщик не получает денег за поставленные товары.

Дробление закупки, за исключением случаев, обусловленных объективно вынуждающими к этому обстоятельствами, представляет собой покушение на декларированные в контрактных законах страны принципы состязательности и конкуренции при проведения закупочных процедур. Данное обстоятельство требует от заказчиков избегать подобного ухода от необходимости проведения конкурентных торгов.

https://www.youtube.com/watch?v=Y1UoQ6m23vo

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *