Единый реестр участников картелей фас в 2022 году

Черный список для участников картелей. Федеральная антимонопольная служба соберет в единый реестр всех руководителей компаний, уличенных в сговоре.

Перечень будет публичным, сообщил «Коммерсантъ FM» глава московского управления ФАС Армен Ханян. Сейчас за участие в картеле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность — от штрафа в 300 тыс. руб.

до семи лет лишения свободы. Но недобросовестные бизнесмены часто избегают наказания, отметил Армен Ханян.

Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

«Картельные сговоры — это сегодня огромная проблема в масштабах всей страны. Они направлены на неэффективное расходование бюджетных средств.

Штрафы на юридических лиц не являются той панацеей, к сожалению, мы видим, есть определенные сложности ввиду того, что за каждой юридической компанией стоят конкретные лица, и наказывать надо именно этих физических лиц.

Мы будем усиливать нашу работу для выявления организаторов таких сговоров и привлечения их к уголовной ответственности для того, чтобы было неповадно остальным», — подчеркнул в эфире «Коммерсантъ FM» Ханян.

Безусловно, законодательство требует определенных изменений. Однако один только реестр участников картелей не поможет изменить ситуацию. Так считает член совета московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов.

Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

«Если действующая мера не работает, надо пробовать что-то новое. Создание реестра физических лиц, которые были ранее так или иначе замешаны в так называемых картельных сговорах, наверное, уже ведется.

Единственное, не факт, что данные лица осуществляют эту деятельность, могут быть так называемые номинальные директора, номинальные учредители. Конечно, создание такого реестра не решит вопрос с номиналами, но позволит сузить круг тех лиц, которые в сговорах замешаны.

Создание такого реестра должно сопровождаться более тщательной контрольной работой, чтобы этот реестр не стал инструментом сведения счетов между бизнесменами», — отметил Зеленов.

В этом году только московские антимонопольщики раскрыли 23 картельных сговора. В целом по стране за тот же период было несколько громких дел.

В начале весны ФАС начала подозревать в сговоре 16 цифровых ритейлеров. По мнению антимонопольщиков, МТС, «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «Техносила», re:Store, MediaMarkt и Ozon установили одинаковые цены на продукцию Apple. Если ведомству удастся это доказать, ритейлеров оштрафуют. Им придется выплатить до 15% от продаж iPhone 6S и iPhone 6S Plus за год.

В марте столичное управление антимонопольной службы раскрыло картельный сговор в сфере ЖКХ. Его участники выиграли 12 аукционов на общую сумму около 150 млн руб. Так, например, компании получили право на капремонт шахты лифта в Академическом музыкальном колледже, уборку паковочных пространств в Зюзине, благоустройство дворов в Нагорном и Таганском районах.

В августе антимонопольщики обнаружили крупный картельный сговор на рынке лекарств, который действовал по всей стране. Участники более чем 700 аукционов на поставку препаратов и медицинских изделий для поликлиник и больниц намеренно поддерживали цены на высоком уровне.

Летом прошлого года антимонопольная служба раскрыла первый картельный сговор в сфере гособоронзаказа. Несколько компаний удерживали максимальную цену госконтракта на аукционах Минобороны и МВД на общую сумму более 300 млн руб.

Александра Жаркова

В россии строится ит-система по выявлению сговоров в оборонной промышленности

08 Сентября 2021 18:27 08 Сен 2021 18:27 |

Система для выявления картелей в сфере гособоронзаказа
заработает в 2023 г., следует из дорожной карты развития конкуренции в России.

В
ней будет размещаться информация о товарах и услугах в части вооружения,
военной, специальной и космической техники.

Система позволит сопоставлять цены на
однородную продукцию при закупках по гособоронзаказу. Закупки в этой сфере
производят Минобороны, Росгвардия, ФСБ и ФСИН.

Информационно-аналитическая система гособоронзаказа (ИАС ГОЗ) будет запущена в 2023 г. Предполагается, что количество пользователей системы к 2025 г. достигнет 20 тыс.

, следует из распоряжения Правительства об утверждении дорожной карты развития конкуренции в России на период 2021-2025 гг.

За достижение этих показателей отвечают Министерство обороны и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Система для сопоставления цен на однородную продукцию при закупках по гособоронзаказу разрабатывается с июля 2019 г. На ее создание было выделено 1,6 млрд руб. На момент публикации материала представители ФАС не смогли ответить CNews о том, был ли полностью израсходован данный бюджет, а также в каком состоянии находится система.

Согласно дорожной карте развития конкуренции, так же планируется реализовать функционал специализированной торговой площадки, на которой будут проводиться закрытые торги (информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну).

Как ФАС поручил свою работу другим

В 2019 г. CNews писал о том, что Счетная Палата уличила ФАС в незаконном субподряде на оборонную ГИС.

По закону антимонопольная служба должна была заниматься разработкой системы самостоятельно, однако она передала проектные работы по созданию ИАС ГОЗ субподрядчику, которому заплатила 37 млн руб.

ФАС поручила создание системы своей подведомственной структуре «Информационно-техническому центру ФАС» (ИТЦ ФАС), однако тот передал все проектные работы на субподряд «Ланиту». При этом оставшиеся 30% средств ИТЦ ФАС оставил себе, поскольку занимался администрированием проекта.

Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

Система по выявлению картелей в сфере гособоронзаказа заработает в 2023 г.

В конце 2018 г. было решено, что созданием ИАС ГОЗ займется единственный исполнитель. И так как ФАС выдала 288 млн руб. субсидии ИТЦ ФАС, а данное учреждение не выполняло работ, средства подлежали возврату в бюджет.

В таких случаях Минфин применяет методику расчета остатка субсидий, которые возвращаются в бюджет по причине невыполнения госзадания. И в этом случае они составили всего 36% от всей суммы (105 млн руб.).

Однако ФАС заявляла, что ведомство готово вернуть средства в полном объеме.

Подробнее о системе

В сентябре 2017 г. руководство ФАС сообщило, что намерено внедрить информационно-аналитическую систему для выявления картелей в сфере гособоронзаказа. С ее помощью можно определить предприятия, которые потенциально могут принять участие в картельном сговоре. Без нее для этого приходится проводить тщательный анализ предприятия, что не всегда удается сделать.

Облачные хранилища получили трехуровневую защиту от вымогателей

Облака Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

В системе будет размещаться информация о товарах, работах, услугах (в части вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры, в том числе сырья, материалов и комплектующих изделий), включенных в каталог товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.

По закону о гособоронзаказе, данные закупки производит не только Министерство обороны, но и МВД, Росгвардия, ФСБ и ФСИН. ИАС ГОЗ станет единой цифровой платформой для всех участников процесса ценообразования в сфере гособоронзаказа, в которой будут осуществляться регистрация цен для единственных поставщиков, формирование прогнозных и начальных максимальных цен на продукцию.

Кристина Холупова

Реестр участников картелей, новые возможности ФАС и другие правки в законы от Правительства РФ

Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон О защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий»

Законопроектом предлагается:- дополнить Закон о защите конкуренции нормами, предоставляющими возможность антимонопольному органу осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов (по антикартельным расследованиям) и получать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю.- закрепить норму позволяющую передавать результаты оперативно-розыскной деятельности в антимонопольный орган (по проверкам и делам об антиконкурентных соглашениях).- закрепить в Законе о защите конкуренции право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи. При этом предлагается ограничить данное право также только расследованиями, связанными с установлением антиконкурентных соглашений.- увеличение срока давности по всем делам об антиконкурентных соглашениях до 4 лет, когда дело возбуждено до истечения трех лет с даты заключения или реализации сговора, а в тех случаях, когда данные соглашения указывают на наличие признаков преступления, — до 6 лет.- изменение части 14 статьи 25-1 Закона о защите конкуренции, состоящее в распространении запрета на уведомление о проведении внеплановых проверок по всем расследованиям об антиконкурентных соглашениях.

— предусмотреть поправки в Закон о контрактной системе, направленные на предупреждение заказчиков и участников конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок, антимонопольного законодательства и антикоррупционного законодательства. Предлагается, чтобы заказчик при размещении извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Федеральным законом, в том числе включал информацию о предупреждении об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок, антимонопольного законодательства и антикоррупционного законодательства.

— введение реестра юридических лиц и органов юридических лиц — участников ограничивающих конкуренцию соглашений. В реестр будут включаться сведения о хозяйствующих субъектах, в отношении которых вынесено решение ФАС России о признании их нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции. Сведения будут заноситься в реестр только после вынесения признания арбитражным судом апелляционной инстанции законности решения антимонопольного органа или истечения трехмесячного срока обжалования решения антимонопольного органа (или месячного срока — после вынесения решения коллегиальным органом федерального антимонопольного органа) — в случае отсутствия судебного обжалования.- применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности, которые предусматривают для участников антиконкурентных соглашений и согласованных действий, добровольно представивших в антимонопольный орган информацию о заключении антиконкурентного соглашения или участии в согласованных действиях, полное или частичное освобождение от административной ответственности.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/848392-7

_____________

Больше новостей в сфере закупок и торгов можно найти в телеграм канале и вконтакте.

Госзакупки Госдума Законопроект Текст Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Турагенты окажутся в едином реестре к июню 2022 г

Главная Новости Вестник АТОР

11.03.2021

Единый реестр участников картелей ФАС в 2022 году

Госдума приняла во втором чтении законопроект, который предполагает создание единого реестра турагентств. Ко второму чтению у проекта появились некоторые новеллы. У Ростуризма остается 10 месяцев, чтобы разработать платформу для реестра. 

Напомним, что законопроект был принят в первом чтении в мае 2020 г. Ко второму чтению в документ было предложено 13 поправок, шесть из которых были приняты.

Читайте также:  Изменят правила использования ктру в закупках иностранной радиоэлектроники

В частности, было уточнено понятие «субагент». Сведения о них также вносятся в единый реестр турагентов.

Также закреплена дополнительная ответственность туроператоров перед потребителями в случае банкротства организации. Напомним, что ранее против этой идеи высказывали представители рынка, включая главу TUI Россия.

КАК ПОПАСТЬ В РЕЕСТР ТУРАГЕНТОВ

Основное нововведение законопроекта – создание реестра турагентов. Вести реестр турагентств будет Ростуризм. Порядок ведения реестра и выдачи выписки из единого федерального реестра турагентов, внесения и проверки достоверности сведений о турагентах и информационного взаимодействия реестра с информационными системами туроператоров и турагентов определит Минэкономразвития РФ.

Предполагается, что ведение единого федерального реестра турагентов как подсистемы Единого федерального реестра туроператоров позволит контролировать сведения об изменении или досрочном прекращении договора туроператора с турагентом, о прекращении полномочий турагента и субагентов, с которыми были заключены договоры.

Согласно тексту законопроекта, внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором в электронной форме с использованием личного кабинета туроператора на официальном сайте Ростуризма.

Внесение сведений о субагенте в реестр турагентов осуществляется турагентом в электронной форме с использованием личного кабинета турагента. При этом туроператор должен подтвердить в реестре турагентов право субагента на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором.

САНКЦИИ ЗА ОТСУТСТВИЕ В РЕЕСТРЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ НЕГО

Невнесение сведений туроператором о турагентах или внесение сведений с нарушениями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные правила действуют для агентов и субагентов.

  • Предусмотрены условия исключения сведений о турагенте из реестра:
  • исключения сведений об осуществляющем турагентскую деятельность юридическом лице из единого государственного реестра юридических лиц или сведений об осуществляющем турагентскую деятельность индивидуальном предпринимателе из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • прекращения действия всех договоров на продвижение и реализацию туристского продукта, заключенных между туроператором и турагентом, в связи с расторжением или окончанием срока действия таких договоров, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

При этом в документе поясняется, что исключение сведений о турагенте, субагенте из реестра турагентов либо прекращение полномочий турагента, субагента по продвижению и реализации туристского продукта не прекращает действие ранее заключенных договоров о реализации туристского продукта, заключенных таким турагентом, субагентом с туристами и (или) заказчиками туристского продукта до дня исключения данных сведений, и не освобождает туроператора от обязанности обеспечить оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт.

КОГДА ЗАКОН О РЕЕСТРЕ ТУРАГЕНТОВ МОЖЕТ ВСТУПИТЬ В СИЛУ

Предлагается, чтобы нормы, вводимые законопроектом, вступят в силу с 1 января 2022 года. Сведения об агентах должны быть внесены в реестр в течение 180 дней со дня вступления в силу проекта. Таким образом, если законопроект станет законом (пройдет третье чтение, будет одобрен Совфедом и подписан Президентом), то все действующие турагентства окажутся в реестре к июню 2022 г. 

Вернуться назад

ФАС: в России может появиться реестр участников картельных сговоров

Регуляторы 29 Октября 2019, 14:32

ФАС: в России может появиться реестр участников картельных сговоров

В России может появиться реестр участников картельных сговоров. Об этом заявил статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цариковский, выступая на международной сессии конференции «Антимонопольное регулирование в России».

Он отметил, что в Германии есть похожий реестр, только он значительно шире, так как еще и включает участников, имеющих недобросовестную деловую репутацию.

Лина Тальцева, научный сотрудник Baker McKenzie, сделала доклад о тенденциях преследования за картели в Германии. Комментируя доклад, Андрей Цариковский отметил следующую тенденцию: количество уголовных дел по картельным делам сначала повышается, потом под воздействием суровой правоприменительной практики оно начинает снижаться.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев отметил, что в последнее время начинает реализовываться норма уголовной ответственности за картели и иные ограничения конкуренции.

«Уголовная ответственность за картели существовала с 1996 года, но за долгое время было только 2 приговора по этой статье. Сейчас расследуется 23 уголовных дела по 178 статье УК РФ, 4 из них уже направлены в суд», — сообщил Андрей Тенишев.

Начальник управления по борьбе с картелями отметил рост дел по сговору на торгах между чиновниками (заказчиками) и компаниями. Эти дела сопровождаются злоупотреблениями должностными полномочиями со стороны представителей органов власти.

Андрей Тенишев напомнил, что появились первые приговоры по 178 статье Уголовного кодекса РФ. Например, мэр Владивостока осужден на 15 лет лишения свободы за антиконкурентое соглашение, экс-министр Пермского края — на 7 лет.

Он также отметил, что ФАС занимается расследованием и цифровых картелей. Все торги переведены на электронные площадки, на них остаются электронные следы, и у ФАС – большое поле для деятельности.

  • Появился ряд дел о незаконной координации деятельности, когда компании применяют цифровые инструменты для координации деятельности компаний на товарных рынках (например, дело в отношении компании LG).
  • По словам Андрея Тенишева, должно пройти больше времени, чтобы количество сговоров на торгах стало меньше, а уголовных дел больше.
  • Руководитель антимонопольной практики RBS Анастасия Яремчук так прокомментировала инициативу:

«Следует отметить, что такой реестр планируется ко введению новым законопроектом не за любые картели, а только в части нарушений на торгах. И не с первого раза, а только после допущения повторного нарушения. При этом рассматривается возможность включения в данный реестр и за сговоры с заказчиками.

Это довольно важное изменение, поскольку повлияет не только на применение как такового антимонопольного законодательства, но и на участие в государственных закупках, поскольку нахождение в реестре предполагается сделать безусловным препятствием для дальнейшего участия в торгах в течение 3 лет (срок включения в реестр)».

Источник:

Реестр картелей ФАС: где искать и как использовать

Единый реестр участников картелей — это проект ФАС России, который предполагает создание единого информационного ресурса с данными обо всех организациях, уличенных в сговоре при проведении торгов.

Новость о том, что ФАС создаст реестр участников картелей, активно обсуждается в последние месяцы. Аналогичные ресурсы уже существуют в ряде европейских государств, например, в Германии.

Как и у Реестра недобросовестных поставщиков (РНП), основная цель ЕРУК — не допустить до торгов участников, которых уличили в антиконкурентной деятельности, к примеру в картельном сговоре.

На практике нередки случаи, когда участники тендеров договариваются между собой, чтобы победил определенный участник. Для этого изобретено множество схем ведения торгов, гарантирующих победу выбранной компании. Среди них чрезвычайно распространен «таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее продумывают ход торгов.

Две из которых в агрессивной манере сбивают цену «ниже себестоимости». А третья на завершающем этапе занимает третье место с ценой на полпроцента ниже жертвы схемы. Когда рассматривают вторые части, у первых двух победителей вместо лицензий — ненужные фото или в заявке нет обязательных разрешений.

Контракт забирает занявший третье место, а четвертый кусает локти из-за того, что не сторговался значительно ниже.

Такая договоренность и является картельным сговором, а его участники образуют картель. Сейчас нет эффективного способа профилактики картельных сговоров на торгах — механизм, который поможет не допустить до торгов нечистоплотных игроков. Таким механизм станет Единый реестр участников картелей (ЕРУК).

Ожидаемые благоприятные результаты создания ЕРУК:

  • снизится количество непрофессиональных поставщиков товаров (работ, услуг), которые выигрывают только благодаря картелям, что в результате повысит процент контрактов, исполняемых без нареканий, и снизит количество случаев, когда исполнение контракта заканчивается выставлением претензий или судебными спорами;
  • повысится количество эффективных закупок: сейчас, установив наличие картельного сговора, УФАС, как правило, отменяет закупку, заказчик проводит ее повторно, это значительно отдаляет удовлетворение потребности, ради которой тендер изначально организовали;
  • невозможность пренебрегать конкуренцией в перспективе приведет к общерыночному улучшению способов производства, оптимизации производственных процессов, внедрению инноваций, что благотворно скажется на состоянии экономики в целом.

Как будет работать ЕРУК

Новости о реестре картелей пока не дают четкого и однозначного представления, как организована его работа, но сделаем такие предположения:

  • ЕРУК схож с существующим РНП: отвечать за его ведение назначили ФАС, его же решением организации будут включаться в реестр участников картелей и исключаться из него;
  • для потенциальных участников закупок обязательным условием допуска к торгам станет ненахождение в ЕРУК;
  • помимо наименования самой организации, в ЕРУК будут указываться его бенефициары: руководители, должностные лица;
  • исключение из реестра допускается только при смене руководства организации — лиц, принимавших решение об участии компании в картельном сговоре. То есть, в отличие от РНП, нахождение в ЕРУК для компаний бессрочно, а исключение только при совершении внутренних кадровых перестановок.

Как еще борются с антиконкурентной деятельностью

Картельный сговор является незаконным и квалифицируется либо как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП, либо, при наличии крупного или особо крупного ущерба, как уголовное преступление по ст. 178 Уголовного кодекса.

Борьба с антиконкурентной деятельностью — одна из задач, стоящих перед Антимонопольной службой, ее реализация возложена на управление по борьбе с картелями ФАС России. Это подразделение занимается разработкой способов пресечения антиконкурентной деятельности и анализом степени картелизации экономики.

Сейчас картельный сговор квалифицируется чаще всего как административное правонарушение, и только единичные дела, как отмечает Андрей Тенишев, который возглавляет отдел по борьбе с картелями ФАС, рассматриваются в уголовном порядке.

Фас предложила создать реестр участников картелей

Проект изменений в уголовное и антимонопольное законодательство внесен на согласование в правительство РФ. По словам заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского, он призван ужесточить ответственность за сговор участников закупок и заказчиков и обновить механизм противодействия картелям.

В прошлом году в этой сфере произошли серьезные перемены. Картели стали уходить от классических форм, когда люди лично договариваются между собой. Все перешло в область электронных взаимоотношений. Дошло до того, что переговоры ведут между собой уже не люди, а… боты.

Читайте также:  «Березка» будет работать по-другому

«Доказываем сговор теперь другими способами, — отметил Андрей Цариковский. — Уходят в прошлое «разговоры в бане» и классические бумажки. На смену им пришла облачная переписка, которая быстро уничтожается.

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что картели заключаются формально без участия человека. Возникла сложность с квалификацией таких дел.

Мне трудно представить себе суд над программным обеспечением, разработчиком, владельцем или тем, кто настраивал программу».

По его словам, для ФАС это стало серьезным вызовом. Однако служба справилась. Были разработаны алгоритмы, позволяющие раскрывать картели, не выходя из кабинета. В качестве примера Андрей Цариковский привел ситуацию в Дагестане.

На основании материалов антимонопольной службы республиканское СУ МВД возбудило уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при проведении торгов на поставку медикаментов. Под подозрение попал бывший министр здравоохранения РД.

«Мы разработали алгоритм, позволяющий ретроспективно оценивать торги — возвращаться и смотреть, как именно они прошли, — пояснил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

— Это помогает выявлять признаки сговора. Готовясь к поездке в Дагестан, мы тщательно все изучили и проанализировали. Не выходя из здания ФАС, узнали, кто и с кем договаривался. Затем отправились на место.

Все оказалось так, как мы и предполагали».

Другой пример — Астрахань, где под подозрение попал министр дорожного строительства. Следственные органы завели дело о хищениях на основании материалов ФАС.

Подобное дело рассматривается в Хакассии — там нарушения были вскрыты при закупках фармацевтических препаратов. В Самарской области картель проявил себя на торгах на право обслуживания сложной медтехники.

Аналогичные признаки нарушений выявлены в Челябинске и Иркутске.

Подобных дел становится больше. За 2018 год их количество в целом по стране выросло почти на 50 процентов. Лидерами стали фармацевтический и строительный рынок. Показательно, что уличенные в сговоре компании все реже обжалуют постановления ФАС в судах. Если раньше туда обращался каждый девятый пойманный участник, то в минувшем году лишь 46 процентов уличенных решились на оспаривание.

Законопроект об ужесточении административной и уголовной ответственности, разработанный ФАС, уже внесен в правительство на согласование. Он призван устранить коллизии.

Например, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за сговор между собой двух хозяйствующих субъектов на торгах.

Но нет такой же ответственности за их сговор с заказчиком, есть только административный штраф. Наказания предложено уравнять.

«Мы также предлагаем синхронизировать понятие «картель» в уголовном законодательстве и в законе о защите конкуренции, — продолжает Андрей Тенишев. — Сейчас это два разных определения».

Кроме того, предлагается уточнить понятие тайны связи. По мнению антимонопольной службы, таковой должны считаться переговоры людей, но не программного обеспечения и интернет-ботов.

Любой сигнал, проходящий через сим-карту, подпадает под защиту закона о связи. С переводом торгов на электронные площадки возник парадокс. Если участник выходит на нее со стационарного компьютера, то это не считается тайной связи.

Но если он вышел на электронную площадку со смартфона или планшета, снабженного мобильным интернетом, то это уже тайна связи.

А если на площадку выйдет бот, помогающий с кем-то договориться? Может ли быть у бота тайна? И таких вызовов цифровизация ставит все больше.

Еще одной важной законодательной новеллой может стать создание реестра участников картелей — по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков. В последний включают тех, кто не исполнил условия госконтракта или уклонился от их исполнения. Они лишаются права участвовать в государственных закупках.

Участие в картеле — это более тяжкое нарушение с точки зрения общественной безопасности.

Однако в отличие от недобросовестного поставщика, такому нарушителю достаточно просто заплатить штраф, и он снова может участвовать в торгах.

Законопроектом предлагается ввести серьезное ограничение — попавшие в реестр участников картеля компании предлагается отлучать от участия в госзакупках на срок от двух до трех лет.

Источник: Российская Газета

Подписаться

В Госдуму РФ внесен проект закона, направленный на повышение эффективности госзакупок путевок в детские оздоровительные лагеря, говорится в сообщении нижней палаты парламента. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

В современном мире существуют сотни крупных правительственных и частных организаций, имеющих суперкомпьютеры. В основном, они используются для научных исследований: математических расчетов, моделирования фармацевтических соединений, обработки массивов данных, симуляции работы искусственного интеллекта и других.

Фас предложила создать реестр участников картелей

В прошлом году в этой сфере произошли серьезные перемены. Картели стали уходить от классических форм, когда люди лично договариваются между собой. Все перешло в область электронных взаимоотношений. Дошло до того, что переговоры ведут между собой уже не люди, а… боты.

«Доказываем сговор теперь другими способами, — отметил Андрей Цариковский. — Уходят в прошлое «разговоры в бане» и классические бумажки. На смену им пришла облачная переписка, которая быстро уничтожается.

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что картели заключаются формально без участия человека. Возникла сложность с квалификацией таких дел.

Мне трудно представить себе суд над программным обеспечением, разработчиком, владельцем или тем, кто настраивал программу».

По его словам, для ФАС это стало серьезным вызовом. Однако служба справилась. Были разработаны алгоритмы, позволяющие раскрывать картели, не выходя из кабинета. В качестве примера Андрей Цариковский привел ситуацию в Дагестане.

На основании материалов антимонопольной службы республиканское СУ МВД возбудило уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при проведении торгов на поставку медикаментов. Под подозрение попал бывший министр здравоохранения РД.

«Мы разработали алгоритм, позволяющий ретроспективно оценивать торги — возвращаться и смотреть, как именно они прошли, — пояснил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

— Это помогает выявлять признаки сговора. Готовясь к поездке в Дагестан, мы тщательно все изучили и проанализировали. Не выходя из здания ФАС, узнали, кто и с кем договаривался. Затем отправились на место.

Все оказалось так, как мы и предполагали».

Другой пример — Астрахань, где под подозрение попал министр дорожного строительства. Следственные органы завели дело о хищениях на основании материалов ФАС.

Подобное дело рассматривается в Хакассии — там нарушения были вскрыты при закупках фармацевтических препаратов. В Самарской области картель проявил себя на торгах на право обслуживания сложной медтехники.

Аналогичные признаки нарушений выявлены в Челябинске и Иркутске.

Подобных дел становится больше. За 2018 год их количество в целом по стране выросло почти на 50 процентов. Лидерами стали фармацевтический и строительный рынок. Показательно, что уличенные в сговоре компании все реже обжалуют постановления ФАС в судах. Если раньше туда обращался каждый девятый пойманный участник, то в минувшем году лишь 46 процентов уличенных решились на оспаривание.

Законопроект об ужесточении административной и уголовной ответственности, разработанный ФАС, уже внесен в правительство на согласование. Он призван устранить коллизии.

Например, законодательством предусмотрена уголовная ответственность за сговор между собой двух хозяйствующих субъектов на торгах.

Но нет такой же ответственности за их сговор с заказчиком, есть только административный штраф. Наказания предложено уравнять.

«Мы также предлагаем синхронизировать понятие «картель» в уголовном законодательстве и в законе о защите конкуренции, — продолжает Андрей Тенишев. — Сейчас это два разных определения».

Кроме того, предлагается уточнить понятие тайны связи. По мнению антимонопольной службы, таковой должны считаться переговоры людей, но не программного обеспечения и интернет-ботов.

Любой сигнал, проходящий через сим-карту, подпадает под защиту закона о связи. С переводом торгов на электронные площадки возник парадокс. Если участник выходит на нее со стационарного компьютера, то это не считается тайной связи.

Но если он вышел на электронную площадку со смартфона или планшета, снабженного мобильным интернетом, то это уже тайна связи.

А если на площадку выйдет бот, помогающий с кем-то договориться? Может ли быть у бота тайна? И таких вызовов цифровизация ставит все больше.

Еще одной важной законодательной новеллой может стать создание реестра участников картелей — по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков. В последний включают тех, кто не исполнил условия госконтракта или уклонился от их исполнения. Они лишаются права участвовать в государственных закупках.

Участие в картеле — это более тяжкое нарушение с точки зрения общественной безопасности.

Однако в отличие от недобросовестного поставщика, такому нарушителю достаточно просто заплатить штраф, и он снова может участвовать в торгах.

Законопроектом предлагается ввести серьезное ограничение — попавшие в реестр участников картеля компании предлагается отлучать от участия в госзакупках на срок от двух до трех лет.

Фас подготовила рекомендации по выявлению цифровых картелей — новости право.ру

В новых рекомендациях ФАС обобщила практику выявления антиконкурентных соглашений, которые формируются при помощи программного обеспечения. Причиной, по которой такие рекомендации стали необходимы, ведомство называет активное внедрение цифровых технологий в сферу госзакупок.

Федеральная антимонопольная служба подготовила методические рекомендации по выявлению картелей в условиях цифровой экономики, сообщается на сайте ведомства.

Процесс Путин потребовал обязательно доводить до суда дела о картелях

Как говорится на сайте организации, документ был разработан в рамках реализации совместной межведомственной программы, предназначенной для выявления и пресечения картелей, а также других соглашений, ограничивающих конкуренцию. Реализация этой программы запланирована на 2019-2023 годы .Утверждена она была распоряжением правительства от № 1314-р 17 июня 2019 года.

Рекомендации касаются наиболее распространённых видов цифровых доказательств антиконкурентных соглашений, а также практике выявления «цифровых картелей», которая складывается последнее время. В частности, чтобы создавать картели, часть правонарушителей использует разные программные продукты.

Методические рекомендации должны помочь квалифицировать такие действия. Более того, в них содержатся данные ФАС по соответствующей категории дел.

По словам заместителя начальника Управления по борьбе с картелями ФАС Антон Тесленко, его ведомство и дальше будет обобщать практику «по использованию различных алгоритмов, роботов и иных программ для реализации антиконкурентных соглашений».

Читайте также:  В чем плюсы и минусы особенности создания ООО супругами?

Новости ФАС Кассация подтвердила позицию ФАС в деле о картеле на 3,5 млрд рублей

Реализацию этой программы в ведомстве связывают с активной цифровизацией и внедрением новых технологий «во все сферы экономической и социальной жизни, в том числе в сферу государственных закупок».

При этом, по словам начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева, цифровизация закупок позволила решить задачи, связанные с развитием прозрачности и эффективности закупочной деятельности.

При этом, она «объективно привнесла в нашу работу определенные риски», отметил Тенишев, добавив, что «все более активное использование цифровых технологий недобросовестными участниками рынка стало причиной разработки нашего проекта „Большой цифровой кот“ и послужило предпосылкой для осмысления вопросов выявления и пресечения цифровых посягательств на конкуренцию». По его словам, методические рекомендации предназначены, прежде всего, для практикующих специалистов и научного сообщества.

Фас – новое силовое ведомство?

  • «Раковой опухолью» современной экономики России являются антиконкурентные соглашения (сговоры) на товарных рынках – на борьбу с ними брошены силы ФАС России и ее территориальных органов.
  • Тем не менее развитие подходов к выявлению сговоров и их расследованию влечет ответные меры со стороны нарушителей: жизнь не стоит на месте, изобретаются все новые способы скрыть договоренность, обойти конкурентные процедуры и законодательные условия конкуренции.
  • На этой почве антимонопольные органы пришли к выводу об острой нехватке полномочий для своевременного и полноценного выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Государство намерено вести решительную борьбу с картелямиВ Госдуму поступил пакет масштабных поправок, направленных против создания картелей, в том числе путем ужесточения уголовной ответственности

Возмущение ФАС было услышано, что повлекло подготовку соответствующего «антикартельного пакета» поправок в антимонопольное законодательство, включающих в том числе законопроект № 848392-7, принятый Госдумой в первом чтении 19 февраля 2020 г. Предложенные изменения существенно расширяют функции и полномочия антимонопольных органов, частично приравнивая их к правоохранительным.

Расширение перечня доступной ФАС информации

Так, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган правом запроса документов, сведений и информации, необходимых ему для рассмотрения заявлений, жалоб и дел о нарушении антимонопольного законодательства, проведения проверок. В свою очередь, лица, получившие такой запрос, обязаны представить соответствующие сведения.

Исключение составляют изъятия в отношении конкретных видов информации, к которым ранее относились персональные данные и сведения об абонентах услуг связи.

Законопроектом предлагается допустить ФАС к данной информации.

Для соответствующего запроса фактически установлено единственное условие – мотивированность требования. Названное условие, казалось бы, всеобъемлющее: антимонопольный орган должен привести мотивировку сформированного запроса, однако на практике степень мотивированности (как и раскрытие данного понятия) уже много лет вызывает вопросы со стороны получателей таких запросов.

Административная практика антимонопольных органов развивается по принципу самостоятельного определения органами ФАС достаточности уровня мотивированности требований. Суды это поддерживают.

В частности, как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2012 г.

№ 8039/12, «Указание в запросе на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации для рассмотрения конкретных дел свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции о мотивированности запроса».

Таким образом, запросы, содержащие ссылку на процессуальный повод истребования информации (достаточно привести номер дела или указание на факт проведения проверки) и нормативно-правовое основание (ст. 25 Закона о защите конкуренции), являются мотивированными.

Изложенный подход, на мой взгляд, существенно облегчает «жизнь» антимонопольным органам, фактически освобожденным от детализированной мотивировки запроса, что позволяет запрашивать практически любую информацию в любом объеме, «бравируя» императивностью соответствующих требований.

Эта практика пугает бизнес-сообщество, негативно характеризующее расширение перечня сведений, к которым имеет доступ антимонопольный орган. Кроме того, отрицательно оценивается и фактическое посягательство на конституционные права граждан: персональные данные и тайну связи.

Так, персональные данные находятся под особой защитой Закона о персональных данных, требующего согласия на использование (передачу) такой информации. Органы и должностные лица, которые могут игнорировать данное требование, прямо указаны в Законе, причем антимонопольный орган в этом перечне отсутствует.

Налицо противоречие предлагаемых поправок и действующего профильного законодательства.

Кроме того, ФАС не относится и к органам, наделенным в соответствии с Законом о связи правом доступа к информации об абонентах-гражданах, вопреки предложенным законопроектом изменениям в антимонопольное законодательство.

Изъятие (выемка) документов

Наибольший резонанс получили поправки, предоставляющие должностным лицам ФАС полномочия по изъятию (выемке) документов и предметов, вскрытию помещений (где могут находиться такие документы и предметы) и получению результатов ОРД. Фактически антимонопольные органы могут стать аналогией правоохранительных (так называемыми «силовиками»).

Возможность изъятия (выемки) документов согласно законопроекту допустима при условии, что они имеют значение для достижения целей проверки, а основанием является мотивированное постановление должностного лица органа. Возникает вопрос: что именно подразумевается под мотивированностью и как определяется значимость документов для расследуемого дела?

Учитывая упомянутую практику по запросам информации (сведений, документов) в части их мотивированности, представляется очевидным распространение данного подхода и в части изъятия (выемки).

Иными словами, антимонопольные органы также предлагается наделить возможностями по запросу любых документов, сведений, информации в неограниченных количестве и объеме, не будучи при этом обремененными в части качественного обоснования проводимых действий.

Равным образом законопроект не обязывает ФАС строго определять документы, подлежащие изъятию. Примерное указание изымаемых документов (предметов) позволит антимонопольному органу изымать любые документы, даже отдаленно подходящие «по тематике» к запрашиваемым.

Подобная формулировка законопроекта представляется мне слишком свободной и наделяющей антимонопольные органы фактически большими правомочиями, нежели даже правоохранительные органы, которые в контексте ст. 183 УПК РФ вправе изымать строго определенные заранее предметы и документы.

Остается под вопросом столь острая необходимость расширения полномочий ФАС при наличии в законодательстве права антимонопольных органов привлекать правоохранительные органы к рассмотрению дел, проведению проверок, что является частой практикой.

Вскрытие помещений

  1. Особое внимание привлекает также предлагаемое к введению право антимонопольного органа на вскрытие помещений, где могут находиться требуемые документы, в случае отказа проверяемого лица от добровольного вскрытия таких помещений.

  2. Вскрытие, как указано в законопроекте, производится по решению проводящего проверку должностного лица антимонопольного органа, что, на мой взгляд, может вызвать сомнения в отсутствии заинтересованности в результатах проверки или конфликта интересов.

  3. В связи с этим представляется логичной необходимость санкционирования столь ограничительной меры, применяемой проверяющим органом, вышестоящим должностным лицом, которое могло бы удостоверить действительное наличие оснований для вторжения органа ФАС в чужое владение.

Введение реестра участников антиконкурентных соглашений

Также в законопроекте предлагается введение нового реестра участников антиконкурентных соглашений, который будет формироваться из лиц, повторно уличенных в сговоре, нарушающем ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Включение в реестр предполагается сроком на 3 года.

Установление данного реестра отразится, прежде всего, на законодательстве о госзакупках, поскольку будет обязывать заказчиков конкурентных процедур предусматривать обязательный запрет на участие в торгах включенных в указанный реестр лиц.

Такая обязанность представляется несколько удивительной. Например, в соответствующих законах о закупках указано лишь право заказчиков по собственному усмотрению запрещать участвовать в конкретной закупке лицам, включенным в реестр недобросовестных поставщиков.

Предлагаемый трехлетний срок пребывания в реестре «сговорщиков» способен, по моему мнению, повлечь риск повсеместной ликвидации попавших в реестр субъектов – лишение права участвовать в госзакупках на столь долгий срок может быть губительным для бизнеса, а потому дальнейшее существование такой компании может быть признано нецелесообразным.

«Явка с повинной»

Избежать включения в реестр поможет «явка с повинной», процедура которой предусмотрена проектом поправок.

Многолетняя административная и судебная практика рассмотрения дел об антиконкурентных соглашениях показывает, что нарушившие антимонопольное законодательство субъекты все чаще приходят в ФАС с заявлением о признании в содеянном. Это обусловлено тем, что первый сознавшийся и оказывавший содействие госоргану в антимонопольном расследовании может избежать наказания ввиду значительного штрафа.

Вечным «камнем преткновения» была процедура такой «явки», отсутствовавшая в антимонопольном законодательстве, что позволяло ФАС оценивать полученное признательное заявление по собственному усмотрению.

Субъективизм при оценке заявления, отсутствие четкого порядка его подачи и требований к содержанию приводили к тому, что заявитель мог одновременно лишиться как возможности освобождения от ответственности, так и перспективы дальнейшей защиты его прав в части оспаривания принятого антимонопольным органом решения.

Последнее обусловлено конклюдентным принятием того факта, что «признание» свидетельствует о согласии с установленными обстоятельствами и вменяемым нарушением.

Такой риск удерживал хозяйствующие субъекты от использования «программы освобождения».

На первый взгляд, новым законопроектом данная ситуация должна быть исправлена.

Тем не менее, несмотря на детальный порядок (предусмотрены сроки, порядок действий и пр.) процедуры освобождения «первого сдавшегося» и заключение соглашения о сотрудничестве, проблема риска субъективной оценки антимонопольным органом представленных сведений не решена.

Увеличение сроков давности

По общему правилу срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет 3 года со дня совершения (при длящихся нарушениях – с момента окончания или обнаружения).

Законопроектом предлагается увеличить такие сроки до 4 лет (если дело возбуждено до истечения трехлетнего срока) и до 6 лет (если нарушение носит признаки уголовно наказуемого деяния).

При рассмотрении законопроекта Комитетом Госдумы по энергетике в заключении от 22 января 2020 г. справедливо, на мой взгляд, отмечено, что продление таких сроков в контексте КоАП РФ свидетельствует о фактическом приравнивании нарушения антимонопольного законодательства к нарушению законодательства о противодействии терроризму и коррупции, что представляется неуместным и сомнительным.

В заключение добавлю, что предлагаемые в данной редакции законопроекта «экстраполномочия» антимонопольных органов представляются излишними, наделяющими ФАС безграничными правами, необходимость которых не поясняется. Учитывая, что законопроект прошел первое чтение, остается только ждать, воспримет ли ФАС переживания бизнеса и изменится ли что-то по существу к моменту рассмотрения поправок во втором чтении.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *