Фас разъяснила, как рассматривать опыт в закупках строительных работ

Это сложное направление в закупочной сфере, в отношениях заказчика и исполнителя возникает много конфликтов. Разберем наиболее яркие споры, чтобы вы понимали, как не допускать распространенных ошибок

Статья подготовлена по материалам вебинара «Контрактная система. Обзор судебной практики 2019 года. Значимые решения», который провела адвокат в сфере госзакупок Юлия Межникова.

Дополнительные требования к участникам торгов

Распространенная ситуация, когда контракт расторгается в одностороннем порядке из-за того, что поставщик не выполнил работы надлежащего качества в надлежащие сроки.

Однако в сфере строительных закупок к исполнителю могут быть установлены и дополнительные требования, соответствие которым он должен подтвердить документами еще до подписания контракта.

Это касается организации закупок технически и технологически сложной инновационной, высокотехнологичной или специализированной продукции, заключения длительных дорогостоящих контрактов (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).

Опыт среди этих требований занимает весомое место. Он подтверждается уже исполненными контрактами, договорами по аналогичному объекту закупки и цене, близкой к той, которая установлена в качестве НМЦК.

Чтобы участвовать в закупках технически и технологически сложной продукции, организация должна заранее позаботиться о включении себя в реестр участников таких торгов и подать сведения в Единую информационную систему.

Документы, подтверждающие опыт выполненных ранее работ нужной тематики, потенциальный участник предоставляет электронным торговым площадкам (ЭТП). А ЭТП уже сами передают документы вместе со вторыми частями заявок непосредственно заказчику — участнику не надо каждый раз прикладывать их к заявке.

Ситуация № 1. Заказчик потребовал выписку из СРО

Заказчик установил требование ко всем участникам представить выписки из СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Один из участников посчитал это условие чрезмерным и обратился в ФАС.

Специалисты антимонопольной службы признали жалобу необоснованной.

Суд тоже решил дело в пользу заказчика: эти работы относятся к самостоятельным направлениям, у каждого свой порядок регулирования и разные СРО.

Суд подтвердил право заказчика проверить свидетельства о допуске и наличии членства в СРО по каждому из направлений (Постановление Арбитражного суда ДВО от 13.02.2019 №Ф03-6295/2018 по делу №А59-2038/2018).

Ситуация № 2. Участник не может подтвердить опыт по нужному виду работ

Заказчик в документации к электронному аукциону на строительство двух многоквартирных девятиэтажных домов установил требование к участникам подтвердить опыт работы в этом направлении.

Заявка одного из участников была отклонена, потому что он не предоставил документы, подтверждающие опыт в требуемой сфере.

Аукционная комиссия правомерно признала такую заявку не соответствующей документации об электронном аукционе.

Участник решил, что его заявку отклонили неправомерно, и обратился в суд, чтобы признать аукцион недействительным и аннулировать результаты. Суд отказал, аргументируя тем, что объект закупки был сложным, специализированным, поэтому заказчик правомерно установил требования к опыту исполнителей (Постановление Арбитражного суда ДВО от 25.02.2019 № Ф03 275/2019 по делу № А24 1359/2018).

Ошибки в работе с контрактом

Ситуация № 1. Заказчик внес неверные условия продления срока контракта

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона №44-ФЗ, если исполнение контракта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия невозможно в установленный срок:

а) по независящим от сторон контракта обстоятельствам (в том числе в силу необходимости внесения изменений в проектную документацию); или

б) по вине подрядчика,

то допускается однократная пролонгация срока исполнения контракта на период, не превышающий первоначально определенного контрактом. Заказчику и подрядчику следует обратить внимание на условия применения данного основания для заключения дополнительного соглашения об увеличении срока исполнения обязательств по контракту.

Экспресс-курс для заказчиков и поставщиков

Изучите основы строительных закупок вместе с экспертом

Записаться на курс

Составляя условия закупки, заказчик решил воспользоваться положениями п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В документацию он внес условия продления контракта в такой формулировке: «Если, по мнению сторон, выполнение работ может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему контракту до начала действия обязательств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия».

Это ошибочная трактовка норм закона, заказчик не учел важные требования: нельзя увеличивать или уменьшать срок исполнения контракта более чем на срок исполнения, предусмотренный при заключении контракта, у сторон нет права вносить изменения более одного раза. На эти положения должен был опираться заказчик.

Кроме того, в проекте контракта не было указано, что станет результатом выполненной работы.

Заказчик обязан был внести условие, что результатом будет считаться объект капитального строительства, по которому орган госнадзора выдал заключение, что объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе по энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Это нарушение ч. 4 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

По совокупности факторов управление ФАС признало жалобу одного из участников закупки обоснованной (Решение Ивановского УФАС от 12.09.2019 № 037/06/105-320/2019 (07-15/2019-191).

Ситуация № 2. Стороны изменили условия контракта

В ходе исполнения контракта стороны договорились и изменили виды и объем работ, что и утвердили в дополнительном соглашении к контракту. При этом цена контракта осталась прежней.

Во время проверки ФАС проанализировала контракт и всю сопутствующую документацию и усмотрела нарушение ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ: были изменены существенные условия контракта без предусмотренных законом оснований.

Суд поддержал решение ФАС оштрафовать заказчика по ч. 4 ст. 7.32 КоАП (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-5962/2018 по делу №А73-16810/2016).

Заказчик заплатил штраф 200 000 рублей за незаконное изменение условий контракта.

Совет заказчику. Изменение условий действующих контрактов — серьезная работа, которую необходимо тщательно продумывать. Есть нормативные правила, которые заказчик должен взять за основу. Если изменения вносятся необдуманно, то для заказчика это большой риск: они могут не иметь юридических последствий и влекут за собой административные санкции.

Совет исполнителю. Если заказчик предлагает изменить какие-то условия контракта, убедитесь, что они не относятся к существенным. Если нет законных оснований корректировать существенные условия, не рискуйте. Кроме того, помните, что любое изменение условий исполнения обязательств по контракту должно быть закреплено в допсоглашении.

Ситуация № 3. Заказчик неправильно сформировал объект закупки

Запрет на объединение в одну закупку функционально не связанных друг с другом объектов известен давно, но споры по применению этой антимонопольной нормы возникают с завидной регулярностью.

В 2019 году заказчик объединил в закупке в один лот инженерные изыскания и разработку проектной документации. В ходе проверки ФАС указала на нарушения ч. 1 ст.

33 Закона № 44-ФЗ: при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот разных товаров, работ и услуг, но они должны быть технологически и функционально взаимосвязаны между собой. Заказчик обратился с иском в суд.

Проанализировав положения действующего градостроительного законодательства, суд сделал вывод, что инженерные изыскания и разработка проектной документации — самостоятельные виды работ и объединять их в одну закупку нельзя (Постановление Арбитражного суда от 04.03.2019 №Ф03-6137/2018 по делу №А59-3410/2018). Потенциальные участники должны иметь отдельные допуски по каждому виду деятельности, а заказчик — организовать две закупки.

ФАС разъяснила, как рассматривать опыт в закупках строительных работСветлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«В законодательстве нет четких критериев, по которым можно определить и обосновать функциональную связь двух и более объектов. Если необходимо объединить в один лот несколько товаров или работ, проанализируйте отраслевое законодательство и будьте готовы доказать ФАС, что объекты технологически и функционально близки. Может быть, целесообразнее провести разные закупки».

Конфликт интересов

Ситуация. В Законе № 44-ФЗ четко обозначено, что конфликт интересов охватывает ситуации, когда причастные к организации закупок сотрудники заказчика могут угрожать обеспечению конкуренции. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке с участниками закупки, руководителями учреждения, держателями акций или являются их близкими родственниками, усыновителями и пр.

В одной из проверок ФАС обнаружила, что в аукционе на закупку ремонтных работ победителем стал предприниматель, с которым до этого у организатора закупки был заключен трудовой договор. То есть выигравший человек фактически работник заказчика.

ФАС отменила закупку. Суд поддержал решение и указал, что комиссия заказчика нарушила важнейшие правила — не проверила соответствие участника требованиям Закона № 44-ФЗ. Конфликт интересов между заказчиком и победителем закупки доказан, закупка была отменена.

Совет заказчикам. В 2020 году нас ожидает ужесточение норм законодательства, связанных с ограничениями по конфликту интересов между заказчиком и участниками закупок. В связи с этим рекомендуем быть более внимательными к проверке потенциальных участников и описанию условий закупки.

Фас выпустила разъяснение о практике применения закона о контрактной системе

Фас выпустила разъяснение о практике применения закона о контрактной системе

  • Документ касается правил оценки заявок при закупке строительных работ
  • Разъяснение службы представил территориальным органам ФАС России в формате ВКС заместитель руководителя ведомства Петр Иванов.
  • Так, Правила оценки заявок* предусматривают особые требования к критериям оценки квалификации участника закупки и подтверждению наличия опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта).
  • В соответствии с ними в документации о закупке устанавливаются один или несколько показателей оценки – общая стоимость, количество исполненных контрактов (договоров), а также наибольшая цена одного из них.
  • ФАС обращает внимание на характеристики, которые заказчики не вправе предъявлять к договорам, подтверждающим наличие опыта участника в сфере строительства. К ним относятся:
  • — требования к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта;
  • — требования о предоставлении договоров без предъявления штрафных санкций.

Кроме того, график выполнения работ и проектная документация не являются подтверждением исполнения контракта (договора). Если в составе заявки они не представлены, это не свидетельствует об отсутствии требуемого опыта.

Ключевые разъяснения для экспертного сообщества озвучила и.о. начальника Управления контроля размещения госзаказа и гособоронзаказа ФАС России Ольга Горбачева в рамках Всероссийской итоговой конференции по госзакупкам.

  1. [photo_1786]
  2. Спикер отметила, что документ направлен на решение существующих проблем при рассмотрении жалоб.
  3. В своем выступлении Ольга Горбачева подчеркнула, что принятие к оценке в качестве опыта исполнения только госконтрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ**, не соответствует Правилам оценки заявок.
  4. Также не соответствуют Правилам ситуации, когда заказчики указывают в документации, что к оценке будут приниматься исключительно контракты (договоры), в рамках которых осуществлялось выполнение строительных работ на объекте с определённой инфраструктурной принадлежностью, например, для общеобразовательных или других нужд.
  5. ФАС России дополнительно отмечает, что целесообразно оценивать наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу объектов капстроительства за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в соответствующей закупке.
Читайте также:  Срок внесения изменений в реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП для ООО и ИП увеличат

*пункты 27(2), 27(3) Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Порядок подтверждения опыта на выполнение работ по кап ремонту

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Письмо Минфина России от 31 октября 2019 г. N 24-02-08/84217 «О рассмотрении обращения»

9 декабря 2019

Минфин России, рассмотрев обращение, направленное письмом,

по вопросу о порядке подтверждения опыта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта,

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.

2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление N 99, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.

2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.

Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:

— копия исполненного контракта (договора);

— копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

— копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в отношении одного объекта.

При этом такой контракт (договор) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено.

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке

На основании изложенного, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, участник закупки предоставляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением N 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.

Согласно части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого вида работ, к которым предъявляются дополнительные требования, электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, и подпунктом «а» пункта 2 части 13 статьи 24.

2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки рассматривает представленные документы, в том числе на предмет соответствия перечня представленных документов перечню, который предусмотрен графой «Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» Приложения N 1 к Постановлению N 99, и принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае несоответствия такому перечню.

Таким образом, оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной# обеспечивает исключительно проверку «комплектности» документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с частью 8.

2 статьи 66 и частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

При этом в силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе проверку относимости опыта выполнения работ, оборудования в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 99, осуществляет комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Необходимо отметить, что основания для отклонения заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе

При этом наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе, в том числе правомерность отклонения заявки на участие в аукционе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о подтверждении опыта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб. Речь идет о наличии за последние 3 года до подачи заявки опыта исполнения одного аналогичного контракта (договора).

Контракт, представленный в составе заявки, должен быть исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ должно быть завершено

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию является условием допуска к участию в закупке.

Что касается закупок в электронной форме, то оператор электронной площадки проверяет исключительно комплектность документов. Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, направляются заказчику одновременно со вторыми частями заявок.

При этом проверяет опыт выполнения работ комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Эти ошибки совершают даже опытные специалисты. На что обратить внимание при закупках в сфере строительства? | Rusbase

Законодательство «О контрактной системе» признано самым часто меняющимся в России, поэтому соблюсти все необходимые требования и заключить правильный контракт при осуществлении закупок в сфере строительства является нетривиальной задачей даже для опытного специалиста.

Читайте также:  Как отозвать ранее данное согласие собственника на регистрацию ООО в квартире?

Об основных ошибках, с которыми сталкиваются специалисты контрактной службы, и как их избежать, рассказал руководитель департамента методологии АО «ТЭК-Торг» Василий Некрасов.

Эти ошибки совершают даже опытные специалисты. На что обратить внимание при закупках в сфере строительства? Ирина Печёрская

С трудностями в процессе проведения торгов может столкнуться даже квалифицированный специалист по закупкам. Например, поставщики могут совершать ошибки в оформлении документов, а технические описки в заявке наверняка приведут к тому, что заявку отклонят. 

Заказчики могут забыть указать в техническом задании некоторые параметры, которые позволят предложить товар, фактически не подходящий заказчику, или оборудование, которое не будет взаимодействовать с уже имеющимся в одной рабочей среде. 

Нередки случаи, когда в условиях контракта указаны или, наоборот, не прописаны существенные моменты, влияющие на ценообразование контракта и его дальнейшее исполнение. Например, заказчик не указал необходимость сборки мебели после ее поставки, и возникла необходимость закупать услуги по сборке отдельно.

Закупки в сфере строительства являются одними из самых важных при размещении государственного и муниципального заказа и обычно находятся на особом контроле, поэтому допускать ошибки при их проведении крайне нежелательно.

Ошибки на этапе разработки проектной документации 

С первыми ошибками специалисты по закупкам могут столкнуться уже при составлении проектной документации.

Попытка сэкономить на этом этапе во много раз повышает риск привлечения неопытных проектировщиков, что может дать на выходе некорректно составленные документы.

В итоге скрытые дефекты будут выявлены только подрядной организацией уже на этапе исполнения работ по капремонту, что повлечет за собой в лучшем случае удорожание стоимости исполнения контракта, в худшем — невозможность его дальнейшего исполнения. 

Подрядчик-проектировщик может отдать проект на субподряд внутри своей же организации (например, проектированием вентиляции будет заниматься один отдел, а системой противопожарной безопасности — другой). Отдельные проектировщики не видят картину в целом, что может привести к противоречиям в финальном сведенном документе и к серьезным проблемам при выполнении работ строительным подрядчиком. 

Чтобы избежать таких ошибок, необходимо осуществлять конкурсный отбор проектировщиков, учитывая не только цену исполняемого контракта, но и опыт и квалификацию самих участников. 

Ошибки на этапе обоснования начальной максимальной цены 

Часто заказчики допускают ошибки при обосновании НМЦК закупки. Большинство заказчиков считает, что сметной стоимости достаточно, чтобы объявить НМЦК и проводить закупку по этой цене.

Минстроем России принят приказ №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении закупок в рамках градостроительной деятельности.

В соответствии с этим приказом следует разграничивать понятия «сметная стоимость» и «НМЦК». 

Сметная стоимость — это суммарная стоимость видов работ, оборудования, материалов и т.д. НМЦК — это цена, от которой мы готовы проводить данную закупку. Согласно приказу Минстроя, она определяется как стоимость сметных работ, увеличенная на показатель инфляции, который предполагает, что работы будут проводиться некоторое время и рыночная конъюнктура может поменяться. 

Например, может произойти удорожание строительных материалов или изменение курса валют, которое также приведет к удорожанию материалов, затратам на з/п сотрудников и пр.

В связи с этим заказчики, которые проводят закупку, исходя исключительно из сметной стоимости, часто получают жалобы от участников закупок.

Применение приказа Минстроя для правильного расчета НМЦК позволит избежать конфликтов и ошибок. 

Ошибки на этапе осуществления закупки

Серьезные и обидные ошибки могут возникнуть уже при осуществлении самой закупки. Для проведения крупной закупки в области строительства и капитального ремонта заказчик может выбрать либо электронный аукцион, либо открытый конкурс в электронной форме. 

Если заказчик выбирает электронный аукцион, то важно помнить, что к участникам закупок на сумму от 5 млн рублей и выше устанавливается дополнительное требование — наличие как минимум одного ранее выполненного контракта. Перед подачей заявки участник закупки должен заблаговременно предоставить данную информацию оператору электронной площадки. 

Нарушение этого требования приводит к невозможности подачи заявки на участие, и закупка может не состояться в связи с отсутствием поданных заявок. Единственная рекомендация в данном случае — заранее провести подготовительную работу перед публикацией закупки, пригласить участников и предупредить их о необходимости заранее предоставить документы оператору ЭТП. 

В рамках проведения конкурсной процедуры заказчики могут неправильно выбрать способ закупки в виде конкурса с ограниченным участием, ориентируясь на необходимость установления дополнительных требований к участникам по аналогии с аукционом. 

Но, к сожалению, на строительство и капитальный ремонт дополнительные требования устанавливаются только в рамках электронного аукциона, и проведение такой закупки в виде конкурса с ограниченным участием не предусмотрено законом, за исключением работ по сохранению объектов культурного наследия, а также строительства в сфере атомной энергетики.

При проведении открытого конкурса заказчик должен установить критерии оценки в соответствии с постановлением Правительства № 1085. Некоторые заказчики не принимают к подтверждению квалификации участников закупки контракты на исполнение сноса объектов капитального строительства. 

Они объясняют это тем, что при закупке на строительство и капремонт они рассматривают контракты, которые относятся именно к такой сфере деятельности, а снос не может в полной мере отображать опыт исполнения подобных контрактов. 

Однако практика ФАС показывает, что применять постановление правительства № 1085 нужно с точностью до запятой.

В постановлении, в частности, указано, что к контрактам, подтверждающим квалификацию участника, относятся в том числе и контракты на снос объектов капитального строительства.

Как бы заказчику ни хотелось применить принцип «ломать — не строить», практика применения постановления у нас уже сложилась. 

Ошибка на этапе исполнения контракта

В рамках исполнения контракта подрядчик также может столкнуться с рядом трудностей. Например, обнаруженные скрытые дефекты или удорожание строительных материалов, погодные условия, которые повлекли за собой невозможность в данный период осуществлять работы. Что делать в таких случаях? 

Подрядчик обязан своевременно уведомить заказчика о сложностях, которые возникают при исполнении контракта. Данное положение прописано в статье 94 закона №44-ФЗ. Тем не менее некоторые подрядчики этого не делают и констатируют факт невыполнения работы только на этапе сдачи. 

С одной стороны, заказчик должен применить соответствующие санкции в отношении данного участника, назначить неустойки. С другой стороны, подрядчик не готов нести наказание, потому что выполнить эти работы он не смог по объективным причинам.

Решить вопрос можно, если проинформировать заказчика заранее и согласовать внесение изменений в проектную документацию и в условия контракта. Согласовав это с органами власти, стороны получат возможность внесения изменения в контракт на строительство, заключенный на срок больше года.

Ошибки на этапе экспертизы исполнения контракта

Еще одна головная боль заказчиков — экспертиза исполнения контракта и привлечение экспертов. Во-первых, в качестве эксперта можно привлечь разработчика проектной документации — это разрешается в рамках закупки у единственного поставщика в части авторского надзора. Во-вторых, экспертов также можно найти путем конкурентных процедур. 

Тем не менее некоторые заказчики проводят экспертизу собственными силами, при этом далеко не всегда обладая необходимым экспертным уровнем, чтобы найти скрытые дефекты. В результате дефекты выявятся на этапе эксплуатации, что может привести к серьезным последствиям вплоть до угрозы жизни людей.

Как получить максимум

  1. На этапе разработки проектной документации осуществляйте конкурсный отбор проектировщиков, учитывая не только цену исполняемого контракта, но и опыт и квалификацию самих участников.

     

  2. В рамках градостроительной деятельности применяйте приказ Минстроя России №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении таких закупок.

     

  3. Перед подачей заявки в рамках электронного аукциона, участнику закупки на сумму от 5 млн рублей и выше необходимо заблаговременно предоставить информацию оператору электронной площадки о наличии как минимум одного ранее выполненного контракта.

     

  4. Перед подачей заявки в рамках открытого конкурса заказчик должен установить критерии оценки строго в соответствии с постановлением Правительства № 1085.

     

  5. На этапе исполнения контракта в случае обнаружения скрытых дефектов подрядчик обязан своевременно об этом уведомить заказчика, а также согласовать внесение изменений в проектную документацию или невозможности осуществления работы в срок. Данное положение прописано в статье 94 закона №44-ФЗ.
  6. Для осуществления экспертизы исполнения контракта привлекайте экспертов соответствующей квалификации в рамках конкурентных процедур либо со стороны разработчика проектной документации — это разрешается в рамках закупки у единственного поставщика в части авторского надзора.

Фото на обложке: Bannafarsai_Stock/shutterstock.com

Прокуратура разъясняет: Как заказчику не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика

Закон о контрактной системе давно стал неотъемлемой частью деятельности всех государственных, муниципальных органов и учреждений.

Он призван обеспечить эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд, гласность и прозрачность их проведения, предотвращать коррупцию и другие злоупотребления.

Наиболее популярным у заказчиков способом осуществления закупок является заключение контракта с единственным поставщиком, однако незаконный выбор данной формы серьёзно нарушает конкуренцию.

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

При этом необходимо обратить внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика, исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону о контрактной системе.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исчерпывающим образом определены в ст. 93 Закона о контрактной системе.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер.

Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Указанная статья содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

— осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);

— осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93), так называемые малые закупки;

— оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93);

— закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93).

Преимущественно заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Малые закупки претерпели изменения с 24 апреля 2020 года.

Минимальная сумма закупки увеличена до 600 тыс. по Закону о контрактной системе. Годовой объем таких закупок ограничен 2 млн. рублей или 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн.

рублей.

С 1 октября 2020 года малые закупки можно будет проводить в электронной форме на сумму до 3 млн. рублей. Закупать таким образом можно только товары, в отношении услуг и работ такое правило не будет действовать.

Из плюсов осуществления закупки у единственного поставщика следует отметить, что, как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах, заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

В качестве недостатков закупки у единственного поставщика можно обратить внимание на то, что заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.

Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.

Органы прокуратуры республики уделяют особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны органов прокуратуры и контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Нередко для ухода от конкурентных процедур используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.

Дробление закупок – это преднамеренная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько мелких договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех товаров, работ, услуг.

За дробление закупок можно получить штраф по ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб.

В части второй указанной статьи отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб. Кроме того, возможна ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.

Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо если всё-таки принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком, внимательно и детально изучить то или иное основание осуществления закупки таким способом.

Основные риски при заключении контрактов с единственными поставщиками – завышение цен на приобретаемые товары (работы, услуги), а также оплата заказчиками фактически невыполненных либо некачественных работ, как правило, связанные с хищением бюджетных средств.

Кроме того, как уже ранее упомянуто, заказчики могут быть подвергнуты ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения.

Если же в результате заключения хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном размере, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации – ограничение конкуренции.

Министерство финансов РФ и ФАС России в марте 2020 года опубликовали письма с разъяснениями условий закупок у единственного поставщика в условиях распространения коронавируса.

В указанных письмах разъяснено, что распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, заказчики могут осуществлять закупки у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст.

93 Закона о контрактной системе.

При этом заказчики не всегда надлежащим образом обосновывают начальную цену контракта при осуществлении закупки по указанному основанию.

Иногда заказчики при определении начальной цены контракта берут за основу среднюю рассчитанную цену на основании поступивших коммерческих предложений.

Данный механизм необходим при осуществлении закупок путем использования конкурентах процедур, где предусматривается снижение цены контракта в процессе торгов.

Что касается закупки у единственного поставщика, в частности на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, очевидно, что снижения цены не предполагается. Учитывая один из принципов Закона о контрактной системе, рациональность использования бюджетных средств, контракт с единственным поставщиком необходимо заключить по наименьшей, предложенной в процессе обоснования, цене.

Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, признается судом недействительным (ничтожным), применяются последствия недействительности ничтожной сделки.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Такие последствия в свою очередь негативно сказываются на осуществление поставщиком нормальной хозяйственной деятельности.

Как таковых спорных вопросов при осуществлении закупок у единственного поставщика между заказчиком и исполнителем не возникает.

Между тем, органы прокуратуры республики принимает меры реагирования в отношении заказчиков путем привлечения виновных лиц к административной ответственности.

К примеру, прокуратурой Среднеколымского района в 2019 году установлен факт искусственного дробления закупок на сумму 1 115 900 руб.

путем заключения 15 контрактов с индивидуальным предпринимателем для выполнения работ по благоустройству поселка.

По результатам рассмотрения антимонопольным органом возбужденного прокурором района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.29 глава поселения привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Старший помощник прокурора района

юрист 2 класса                                                М.С. Тимофеева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *