Изменения в механизме поддержки для подрядчиков в строительной сфере в 2022 году

Минэк предложил установить минимальный уровень рентабельности в строительных госконтрактах и обязать заказчиков платить авансы. Летом строители транспортной инфраструктуры пожаловались Владимиру Путину на кризис в отрасли

Изменения в механизме поддержки для подрядчиков в строительной сфере в 2022 году

Александр Кряжев / РИА Новости

Минэкономразвития предложило ряд мер поддержки строителей транспортной инфраструктуры, которые летом пожаловались президенту Владимиру Путину на кризис в отрасли. Среди этих мер — минимальный уровень рентабельности в госконтрактах и обязанность заказчиков выдавать авансы.

Это следует из письма замминистра экономического развития Владислава Федулова, которое он отправил 25 октября на согласование в аппарат правительства и Минстрой. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств. РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует строительство), Минэкономразвития, Минстрой и Минфин.

В июне главы восьми крупных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан», направили президенту письмо, в котором говорится, что система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. Кроме того, понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены в таких контрактах. Все это, по их словам, ввергло отрасль в убытки. Тогда Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину рассмотреть это письмо.

Что предлагает Минэкономразвития

Федулов пишет, что при подготовке доклада Путину о мерах, направленных на повышение экономической устойчивости строительного комплекса, целесообразно учесть следующие предложения.

  • Установить минимальный уровень рентабельности (сметной прибыльности) строительных государственных контрактов в размере не менее 20% от их затрат. Такая рентабельность позволит подрядным организациям выплачивать проценты банкам, а также получать предпринимательский доход при исполнении госконтрактов. По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ; входит более 90 тыс. застройщиков и строительных подрядчиков), сейчас сметная прибыль при строительстве объектов не превышает 4–7%.
  • Обязать госзаказчиков предоставлять авансы по строительным контрактам в размере до 70%. Для этого правительству необходимо утвердить отдельным актом порядок казначейского сопровождения таких контрактов. Для получения авансов исполнители предоставляют банковские гарантии от уполномоченных банков — это исключает риски для государства при расходовании бюджетных средств, указывает Федулов. При этом для повышения уровня надежности банков, которые предоставляют банковские гарантии, он предлагает повысить требования к ним. Для этого нужно внести изменения в распоряжение правительства об утверждении перечня таких банков. Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова отмечает, что сейчас авансы предусмотрены в госконтрактах, но обычно не превышают 30% и строители их получают на казначейские счета, то есть в большинстве случаев они не могут на эти деньги закупить материалы.
  • Обязать госзаказчиков проводить только электронные конкурсы при цене контракта в сфере строительства свыше 10 млн руб. Это позволит отказаться от электронных аукционов, которые приводят к существенному падению цены контракта и низкой конечной рентабельности. По закону о конкурентных процедурах в конкурсе побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта, а в аукционе — исполнитель, готовый осуществить работы за меньшую стоимость.
  • Устанавливать цену госконтракта на момент утверждения проектной документации с учетом индексов пересчета в цены следующих лет. Это позволит корректировать стоимость заключенных контрактов в случае колебания стоимости на строительные материалы без проведения повторной государственной экспертизы.
  • Наделить казначейство полномочиями цифрового контроля сроков авансов подрядным организациям, чтобы сократить случаи образования у них кассовых разрывов.

Представитель «Стройтрансгаза» сказал РБК, что компания поддерживает эти предложения Минэкономразвития и ожидает, что они будут согласованы Минстроем, который является регулятором в области ценообразования и сметного нормирования градостроительной деятельности, и включены в федеральный реестр сметных нормативов. РБК направил запрос в пресс-службы «СГМ-Мост» и «Автобана». В целом все эти меры могут помочь строительным компаниям стабилизировать свое финансовое положение в краткосрочной перспективе, полагает Галактионова. Если их согласуют в правительстве и Минстрое, то у строителей будет стимул работать по госконтрактам, а количество конкурсов, в которых никто не стал участвовать, может сократиться, добавила она. Но в отрасли остаются нерешенными системные проблемы с ценообразованием, закредитованностью и пробелами в контрактной системе, напомнила она.

Отрасль в кризисе

По данным крупнейших строительных подрядчиков, отрасль строительства транспортной инфраструктуры с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб.

За пять лет ликвидировано 54% предприятий. Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза.

По данным InfraONE Research, только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб.

Но Минстрой оказался не согласен с проблемами строителей.

В докладе президенту и правительству в июле ведомство сообщило, что у преобладающей доли дорожно-строительных организаций за период с 2015 по 2020 год наблюдался рост чистой прибыли на 19–125%.

Рассмотрев все проблемы, которые обозначили строители в своем письме Путину, министерство решило, что они «могут быть решены в рамках действующих инструментов государства».

Как относятся к этим предложениям другие ведомства

Минстрой согласен с идей авансирования контрактов до 70% при предоставлении банковских гарантий либо при установлении казначейского сопровождения.

Это следует из письма замминистра Сергея Музыченко в Минэкономразвития и Минфин от 6 октября (у РБК есть копия письма).

Ведомство также поддерживает переход от аукционов к конкурсам и отказ от цены как единственного критерия при определении поставщиков.

Помимо этого Минстрой выдвинул еще ряд предложений, включая проработку концепции отдельного законопроекта о подрядах для государственных и муниципальных нужд.

Ведомство также предлагает предусмотреть возможность компенсации подрядчику расходов за опережающую сдачу объекта в эксплуатацию, возможность изменения цены контракта в пределах 30% по решению заказчика, а также определить случаи увеличения цены контракта свыше 30%.

В Минстрое также считают необходимым предоставить госзаказчикам право принимать решение о корректировке стоимости действующих контрактов сроком до года в связи с ростом цен на строительные материалы.

Возражения к такой масштабной поддержке есть у Минфина.

Министерство не поддерживает идею о предоставлении авансов по госконтрактам в размере до 70%, обосновав свою позицию отсутствием необходимого объема денежных средств в соответствующем бюджете, говорится в письме замминистра финансов Алексея Лаврова в Минэкономразвития от 12 октября (у РБК есть копия документа).

Кроме того, Минфин предупреждает о неготовности банков к выдаче банковских гарантий, предусматривающих обеспечение финансовых обязательств в таком размере по крупным контрактам, а также об увеличении расходов на их оплату и, как следствие, увеличении цены контракта в связи с включением в нее таких расходов.

Инфраструктура осознала себе цену

В 2021 году в силу продолжительного удорожания стройматериалов в правительстве были всерьез озадачены проблемами госзаказа — принимались временные меры поддержки, а также обсуждались системные изменения для повышения адаптивности этого механизма к колебаниям цен.

При этом в инфраструктурном строительстве немалая роль отведена и государственно-частному партнерству (ГЧП), смягчение «ценового удара» для которого такого внимания не получило, хотя участники рынка настаивают на том, что и они нуждаются в подобных мерах.

С одной стороны, ГЧП более приспособлено к всплескам цен в силу его большей гибкости, но на практике, считает обозреватель отдела экономполитики Евгения Крючкова, и этот сектор проблемы не обошли стороной.

Инфраструктурное строительство с привлечением бюджетных средств в 2021 году столкнулось с тянущейся еще с прошлого года проблемой удорожания стройматериалов.

«Пострадавшим» от всплеска цен сектором стал строительный госзаказ: оказавшись в «ловушке» жестких цен госконтрактов, подрядчики были вынуждены либо работать в убыток, либо расторгать договор.

На таком фоне позиции госзаказа как способа поддержать экономику несколько пошатнулись — уже наблюдаются отказы бизнеса участвовать в долгосрочных госконтрактах.

Переломить эту тенденцию в 2022 году будет непросто — принятые пока меры, в частности временная возможность пересмотра цен госконтрактов в сторону повышения в пределах 30% (см. “Ъ” от 2 ноября), скорее носят характер «первой помощи», и весьма ограниченной, после которой рынку может потребоваться «лечение» первопричины проблем.

На этот счет уже идут дискуссии, как можно сделать госзаказ более гибким, чтобы он мог адекватно реагировать на резкие изменения цен. Решения предлагались самые разные: от законодательного закрепления постоянного порядка пересмотра цен контрактов до корректировок самого механизма госзаказа — например, введение обязательного авансирования (см.

“Ъ” от 27 августа и 26 октября) или пересмотр формирования цены госконтрактов (см. “Ъ” от 14 октября и 28 декабря).

Однако с учетом заявленного правительством тренда на «агрессивное» развитие инфраструктуры тем удивительнее выглядит то, что власти, обсуждая на протяжении года необходимые в связи с ростом цен меры поддержки, практически обходили вниманием довольно крупный сектор — ГЧП.

Сейчас этот рынок оценивается в 3,6 тыс. инфраструктурных проектов на разной стадии реализации общей стоимостью 5,1 трлн руб.

И более того, в силу возможности 100-процентного финансирования концессионных проектов за счет бюджетных средств в судебной практике и в понимании ведомств этот механизм нередко «смешивается» с госзакупками.

Лишь в конце года вице-премьер Марат Хуснуллин коротко сообщил, что правительство намерено учесть удорожание по концессионным проектам с привлечением федеральных средств, хотя, отметим, большая их часть реализуется на уровне регионов и муниципалитетов.

Участники ГЧП-рынка уже просили дать и им возможность изменения цен соглашений в связи с ростом цен, но некоторая неспешность в этом вопросе со стороны правительства в какой-то мере объяснима: механизм ГЧП более гибкий, чем госзаказ.

Плюсом ГЧП, по словам руководителя группы по привлечению финансирования КПМГ Степана Светанкова, является возможность урегулирования сметных рисков в рамках проектных соглашений — например, за счет возможности переноса рисков роста стоимости строительства на инвесторов с последующей компенсацией со стороны «публичного» партнера. Другой вариант — управляющий директор по юридическим вопросам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Анна Батуева рекомендует сразу же закладывать в соглашения два размера стоимости строительства и фиксировать бюджетные обязательства для обоих сценариев.

Читайте также:  Правительство обсуждает снижение взносов за работников

Однако на практике все гораздо сложнее: подстраховались на случай роста цен, видимо, самые предусмотрительные инвесторы, а остальные могли ограничиться «обычными» практиками.

По словам Степана Светанкова, как правило, соглашения предусматривают корректировки в рамках особых обстоятельств, но удорожание стройматериалов не указывается в качестве отдельной причины — «результат будет зависеть прежде всего от политической воли концедента и итогов переговоров». Стоит также отметить, что регионы и муниципалитеты далеко не всегда располагают нужными для этого средствами.

В итоге в наиболее тяжелой ситуации, рассказывает Анна Батуева, оказались проекты, по которым уже подписаны соглашения и пройдено проектирование — механизм изменения стоимости «практически нереализуем для региональных и муниципальных проектов из-за особенностей процедуры получения согласия антимонопольного органа».

Это, поясняет директор, руководитель практик в сфере ГЧП, инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC в России Владимир Соколов, связано с закрытым перечнем оснований для такого согласия — само по себе повышение стоимости строительства таковым не является.

По его словам, на рынке ГЧП уже есть случаи отказа от реализации проектов при уже заключенном соглашении, а также отсутствия на конкурсах заявок.

Минэкономики подготовило проект постановления правительства, позволяющий частным инвесторам повторно пройти экспертизу подтверждения сметной стоимости строительства,— как отмечает заместитель главы ведомства Илья Торосов, это позволит им претендовать на компенсации допрасходов, если это предусмотрено соглашением.

В целом же, добавляет чиновник, информации об отказе от реализации новых ГЧП-проектов из-за роста цен на материалы в ведомство не поступало, но есть обращения по поводу уже действующих — по ним проведены «консультации о возможности дальнейшей реализации».

Отметим, что в этом году количество новых ГЧП-проектов сократилось по сравнению с 2020 годом (см.

“Ъ” от 27 декабря), и если этот тренд в 2022 году продолжится, то нельзя исключать и того, что рынку могут потребоваться уже системные меры, как минимум расширяющие возможности для пересмотра стоимости проекта, поскольку имеющейся у ГЧП гибкости, судя по всему, оказалось недостаточно.

Изменения в механизме поддержки для подрядчиков в строительной сфере в 2022 году

Каким нам запомнился 2021-й

Читать далее

Минэкономразвития предложило новые меры поддержки стройотрасли

Минэкономразвития подготовило новый пакет из 11 мер поддержки инфраструктурного строительства в условиях роста цен на стройматериалы. Соответствующий документ, подписанный замглавы ведомства Владиславом Федуловым, направлен в правительство. Письмо есть в распоряжении редакции «Известий».

В документе отмечается, что часть инициатив уже обсуждалась и не нашла поддержки в правительстве.

Среди предложений ведомства — введение минимума сметной прибыльности строительных контрактов (не менее 25%), постоянного механизма корректировки цены контракта при росте стоимости строительных материалов и авансирования госконтрактов. Последние меры при этом уже предусмотрены законом о контрактной системе.

Министерство предлагает ускорить доведение до строителей бюджетных денег при корректировке цен договоров, используя Резервный фонд кабмина. Расходы на покрытие издержек из-за роста стоимости ресурсов предлагается предусмотреть в рамках федеральной адресной инвестпрограммы.

Минэкономразвития выступает за принятие дорожной карты по поддержке производителей стройматериалов для повышения объемов их выпуска и снижения цен.

При этом предлагается спланировать реализацию сквозных проектов на закупку новых производств с предоставлением госсубсидий по аналогии с протекционистскими мерами в радиоэлектронной промышленности (постановления правительства от 17 февраля 2016 года № 109 и от 27 сентября 2021 года № 1619). Речь идет о субсидировании закупок компаний, которые нужны для развития новых российских производств.

Идеи импортозамещения предлагается распространить и на выбор застройщиков — с приоритетом для российских и евразийских подрядчиков без преобладающего найма иностранцев.

Также предлагается предусмотреть право правительства давать приоритет российским и евразийским подрядным организациям «без преобладающего найма иностранной рабочей силы» при проведении строительных госзакупок. В письме приводится в пример нормативный акт «Hire Americans», изданный в 2017 году тогдашним президентом США Дональдом Трампом. Он предусматривал первичный наем местных работников при госзакупках.

Предлагаемая Минэкономразвития мера направлена на стимулирование занятости на российском рынке труда, а также с территории Евразийского экономического союза.

13 августа правительство анонсировало новые меры поддержки строительной отрасли из-за роста стоимости строительных материалов. Теперь по согласованию сторон можно увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Цену договора можно увеличивать по согласованию сторон в пределах 30%.

Стратегия развития строительной отрасли: приоритеты и цифры

11 Сентября 2019

     На сайте Минстроя опубликован проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
     

     Организационную работу над подготовкой Стратегии развития строительной отрасли России Минстрой России начал в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1697-р от 16.08.2018.

     
     Данный документ входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны и призван задать вектор развития российского строительного комплекса до 2030 года.
     
     Согласно документу, цель реализации Стратегии — развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.
     
     Задачи, закрепленные в Стратегии, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.
     
     К основным направлениям Стратегии отнесены:
     — развитие основных сегментов строительства (жилищного, инфраструктурного (транспортного), промышленного строительства, строительства объектов сельского хозяйства и социальной инфраструктуры);
     — функционирование строительной отрасли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
     — расселение аварийного жилищного фонда и предоставление жилья отдельным категориям граждан;
     — система требований к строительству объектов капитального строительства;
     — внедрение инноваций;
     — совершенствование ценообразования в строительстве;
     — инновационное развитие института строительной экспертизы;
     — функционирование рынка строительных услуг;
     — развитие системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций;
     — цифровизация строительной отрасли;
     — архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания;
     — внедрение технологий «Умный город».
     
     Ключевыми целями и приоритетами, которые определены в Стратегии для жилищного строительства на период до 2030 года, являются:
     1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв.м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Одной из главных задач уполномоченного банка будет обеспечение перевода портфеля строящегося жилья на проектное финансирование. Второй функцией уполномоченного банка станет банковское сопровождение и контроль целевого использования средств в рамках достройки проблемных объектов с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства;
     2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств;      3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50% российских семей. Ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50% сделок с жильем в новостройках. В Стратегии приведены предложения по снижению процентных ставок по ипотеке к 2030 году до 6,9% годовых;
     4. Комплексная модернизация производственной базы строительной отрасли с целью обеспечения возможности строительства жилья в соответствии утвержденными характеристиками «стандартного жилья». Ключевым фактором повышения спроса на панельное домостроение может стать модернизация производства. В документе приведены основные условия, которые могут стать инструментами по увеличению масштабов проведения модернизации панельного и блочного домостроения;      5. Развитие и стандартизация индивидуального жилищного строительства. ИЖС является решением не только для сельской местности, но и для городов, в которых отсутствует дефицит земельных ресурсов. Ежегодные объемы строительства индивидуального жилья вырастут с текущих 30-32 млн кв.м (25 млн кв.м без учета вводов по т.н. дачной амнистии) до 40-50 млн кв.м;
     6. Формирование арендного фонда коммерческого, корпоративного и социального использования;
     7. Повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности.

     Ключевыми принципами развития строительной отрасли до 2030 года должны стать:      Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.      Кастомизация.

Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов РФ, сохраняя при этом единство базовых принципов.      Завершенность.

Согласно Стратегии, регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать незавершенное строительство.      Цифровизация. Переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.      
     Технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов.

Читайте также:  Какую дату заключения указать в трудовом договоре с директором?

Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.       
     Типизация. Масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.

          
     Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме, основных параметров рынка, позволяющие строить предиктивные модели на базе технологий информационного моделирования.           
     Реализация на практике принципа «Можешь не регулировать — не регулируй».

Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, существенного временного периода, как правило, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса, в том числе на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.           
     Реализация на практике принципа «Сначала — профессионализм, затем — регулирование». На существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере не следует идти без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в данной сфере.       

     В рамках раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства, вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030.

     Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательное новшество, которое введено 151-ФЗ от 27.06.2019. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения.

Перед вводом объекта в эксплуатацию экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, будет выдавать застройщику итоговое заключение с учетов всех внесенных изменений.
     В Стратегии сделан прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд руб. в текущих ценах (см. таблицу).

     
     
     Основные цифры, заложенные в Стратегию, таковы. В 2022 году ипотечные ставки должны снизиться до 8,4%, в 2024 году — до 7,9%, в 2030 году — до 6,9%. При этом количество предоставленных ипотечных кредитов, которых в 2018 году было выдано 1,47 млн штук, в 2022 году должно составить 1,77 млн, в 2024 году — 2,26 млн, а в 2030 году — более 2 млн.

     В то же время объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке (под залог прав по ДДУ), который в 2018 году составил 0,37 млн штук, в 2022 году должен достичь 0,78 млн, в 2024 году — 1,1 млн, в 2030 году — превысить 1 млн.

     Как уже отмечалось, проект документа также предполагает увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее 120 млн кв.м в год начиная с 2024 года. В 2022 году планируется ввести 104 млн кв.м (в 2018 году было сдано 75,7 млн). Объем многоквартирного жилья в стадии строительства при этом должен увеличиться со 127,5 млн кв.

м в 2018 году до 151 млн в 2022-м и до 168 млн — начиная с 2024 года.       
     Предполагается также рост числа заключаемых договоров участия в долевом строительстве. Если в 2018 году их было 660 тыс., то в 2022 году должно быть 699 тыс., в 2024 году — 1,014 млн, а в 2030 году — более 1 млн.
     Кроме того, должен увеличиться уровень обеспеченности населения жильем.

По итогам прошлого года на одного человека в стране приходилось 25,8 кв.м, в 2022 году должно быть 26 кв.м, в 2024 году — 28-30, а в 2030 году показатель должен превысить 30 кв.м на человека.
     При этом, согласно тексту документа, доля городов с благоприятной городской средой в 2022 году должна составить 45%, в 2024 году достичь 60%, а в 2030 году увеличиться до 80%.

    
     Внести Стратегию в Правительство планируется к октябрю 2019 года. При этом, как информировал портал ЕРЗ, Стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ.

     Предполагается, что последняя будет сфокусирована на вопросах технического состояния сферы ЖКХ, техрегулирования, управления жильем, развития инвестиционного потенциала, городской среды и подготовки кадров.
     
     «Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит в отрыве от строительной отрасли, — сказал в июле глава Минстроя Владимир Якушев.

— По большому счету, интереснее было бы написать один документ», — резюмировал министр.
     
      «Я вам официально могу заявить, что стратегия развития стройотрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ, — заявил на днях замминистра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. — Оба документа будут приняты, и мы их потом объединим вместе».
     
     Таким образом, текст Стратегии развития строительной отрасли еще будет дорабатываться и адаптироваться с учетом объединения двух стратегий в одном документе.      
     
     Источник:

     https://erzrf.ru/

     

Строительство: все изменения 2021-2022 гг. по ДДУ и счетам эскроу. Налоги и отчетность застройщиков и подрядчиков (16-17 августа 2021 г., онлайн и в зале, зачет часов ИПБ)

Строительство: все изменения 2021-2022 гг. по ДДУ и счетам эскроу.

  • Налоги и отчетность застройщиков и подрядчиков (16-17 августа 2021 г., онлайн и в зале, зачет часов ИПБ)
  • Дата проведения: 16-17 августа 2021 г.
  • Время проведения: с 10-00 до 17-00

С 2021 г. застройщики должны отражать расходы на долевое строительство в оборотных активах. Виной всему новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». На каких счетах вести учет стройки? Можно ли не облагать налогами средства дольщиков на эскроу счетах?

Как считать экономию: по дому в целом или отдельно по каждой квартире в свете новой судебной практики. Ответы на эти и другие вопросы на нашем семинаре.

Мы рассмотрим все требования по ДДУ в соответствии с Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «О договорах долевого участия», актуальные в 2021-2022 гг. Обсудим: за счет каких средств нужно вести расходы на содержание застройщиков, а также вопросы формирования стоимости строящегося объекта.

Семинар даст мощную поддержку бухгалтеру строительной компании в составлении отчетности в 2021 г.! Юристы и руководители строительных компаний узнают риски своего бизнеса, методы их предотвращения и финансового оздоровления!

  1. Каждый участник сможет задать свои вопросы лектору по теме семинара!
  2. Целевая аудитория:
  3. Семинар ориентирован на главных бухгалтеров, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, аудиторов, руководителей, юристов строительных организаций.
  4. Вы узнаете:
  5. — все о льготах, послаблениях и господдержке строительных организаций в условиях кризиса;
  6. — как менялся Закон «О договорах долевого участия» в 2020-2021 гг.;
  7. — обязательно ли применять эскроу счета, иметь опыт работы, проходить аудит, платить взносы в компенсационный фонд и др.;
  8. — учет и налогообложение застройщиков при использовании эскроу счетов;
  9. — как учитывать стройматериалы, и могут ли застройщики по новым ФСБУ вести счет 08;
  10. — сложные вопросы составления отчетности. Почему стройку для дольщиков отражают в оборотных активах;
  11. — какие суммы можно списывать на стоимость стройки, а что учитывают за счет вознаграждения. Экономия застройщика;
  12. — как применять ПБУ 2/2008, чтобы увеличить прибыль;
  13. — что будет, если дольщик — подрядная организация;
  14. — как проверяют застройщиков и подрядчиков, к кому придет налоговая в 2021 г.
  15. Программа семинара:
  16. Инвестиционный договор и договор долевого участия:

— Договоры долевого участи и инвестиционные договоры (в свете изменений Федерального закона № 214-ФЗ и Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54);

— Новые требования к договорам долевого участия. Какие послабления в Законе № 214-ФЗ появились в 2021 г.;

— Привлечение денежных средств от инвесторов и дольщиков: безнал и счета эскроу. Надо ли пробивать кассовые чеки при продаже квартир и раскрытии эскроу счетов;

— Остаются ли целевые средства у застройщика с эскроу счетами? Может ли застройщик применять УСН? Принятые законы и изменения 2020-2021 гг. в налогообложении застройщиков;

  • — В каких случаях платят взносы в компенсационный фонд при строительстве нежилой недвижимости;
  • — Опыт работы, собственные средства, займы и кредиты, разрешения на строительство, размещение информации и др. — касается ли это застройщиков с эскроу счетами;
  • — На что можно тратить деньги дольщиков и о чем обязательно нужно написать в договоре ДДУ;
  • — Формирование цены ДДУ: может ли быть вознаграждением только экономия и на какую даты ее считать;
  • — Членство в СРО: новые требования;

— Совмещение функций: заказчик-застройщик, застройщик-генподрядчик. Доначисление НДС и возможность потери права на УСН у застройщика в различных ситуациях.

  1. Как посчитать финансовый результат в строительстве:
  2. — Все о новом учете застройщика в 2021-2022 гг. Признание выручки и расходов в отчете о финансовых результатах и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности;
  3. — За счет каких средств нужно вести расходы на содержание застройщиков;

— Вознаграждение и экономия застройщика. Каким образом и на какую дату ее считать. Актуальные суды в пользу строительных компаний;

— Должны ли застройщики ОБЯЗАТЕЛЬНО применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;

Читайте также:  Правительство разработало меры поддержки для субъектов МСП

— Практика применения ПБУ 2/2008. Доходы и расходы по прибыльным, убыточным и малозавершенным договорам;

— Этапы работ по договору и формам КС-2 и КС-3. Влияние документов на исчисление НДС.

  • Сложные вопросы формирования стоимости строящегося объекта:
  • — Учет строительства на счетах 08, 20 или 76;
  • — Долевое строительство. Почему застройщики должны по ФСБУ 5/2019 отражать стоимость дома в оборотных активах;
  • — Строим для себя. Почему застройщик по ФСБУ 5/2019 учитывает стройматериалы, как внеоборотный актив;
  • — Учет займов, кредитов в строительной деятельности. Куда списывать проценты;
  • — Списание благоустройства и обременений за свой счет и за счет дольщиков (инвесторов), в стоимости основного средства;
  • — Учет расходов на землю под строительство. Нюансы заключения договоров аренды земли;
  • — Как оформить рекламу недостроенного объекта, чтобы затраты на нее признали обоснованными. Можно ли пускать дольщиков ремонтировать недострой;
  • — Расходы после ввода здания в эксплуатацию.
  • Учет доходов и расходов при совмещении и разделении функций застройщика:
  • — Застройщик с функциями инвестора и генподрядчика и застройщик в «чистом виде». Практические примеры ведения учета и расчета налогов с применением эскроу счетов и без;
  • — Новые требования для застройщиков в части вопросов регистрации счетов-фактур в журнале, сдачи его и декларации в налоговую инспекцию;
  • — Особенности бухучета и налогообложения заказчика-застройщика. Если функции заказчика и застройщика разделены;
  • — Бухгалтерская и налоговая отчетность по целевым средствам застройщика: что необходимо учесть бухгалтеру в свете нового ФСБУ 26/2020.
  • Это не просто лекция!

Это обсуждение самых важных для финансиста вопросов в его работе! Вы сможете делиться своим опытом, задать любые интересующие вас вопросы по теме семинара лектору и в закрытом чате!

Семинар ведет: Митюкова Эльвира Сайфулловна, к.э.н., член Комиссии по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета (при Нацсовете при Президенте РФ по проф.

квалификациям), победитель конкурса «Бухгалтерский оскар», управляющий партнер аудиторской компании ООО «Академия успешного бизнеса», аттестованный аудитор, лектор ИПБ России, по данным журнала «Семинар для бухгалтера» вошла в десятку лучших лекторов России.

Автор книг: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», «Налоговое планирование: анализ реальных схем», «Налоговые схемы.

Как снизить налоги в соответствии с законодательством», «Расчет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете», «Типичные ошибки в учете материалов», «Малый бизнес: налоги и отчетность» и более ста публикаций по бухгалтерскому учету и налогообложению

Видео, книги и статьи автора семинара, а также отзывы по прошедшим семинарам: http://www.sba-consult.ru

  1. Аттестованным бухгалтерам выдается сертификат ИПБ России.
  2. Дата проведения: 16-17 августа 2021 г.
  3. Время проведения: с 10-00 до 17-00

Место проведения: Бизнес-центр «Я21»: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 21, корп. 3. Бизнес-центр находится в 2 минутах ходьбы от станций метро «Тимирязевская».

Стоимость участия: 35 000 руб. В стоимость включены: обед, книга автора семинара по сложным вопросам учета и налогообложения в строительстве, комплект для записей, информационный материал к семинару, 10 час ИПБР.

Специальная цена: 32 000 руб. — при регистрации за месяц до семинара.

  • Скидки:
  • — 10% — при повторном посещении семинаров «Академии успешного бизнеса»;
  • — 50% — для каждого второго и третьего участника от одной организации,
  • — 100% — каждый четвертый участник от одной организации посещает семинар бесплатно!

Внимание: скидки не суммируются. Это обучение можно пройти онлайн!

Стоимость участия онлайн: 25 000 руб., скидка 10% для постоянных клиентов. В стоимость включены: информационный материал к семинару, часы ИПБР.

В случае технических неполадок или изменения качества интернет-связи (ухудшение качества видео, звука) готовы предоставить видеоматериал с семинара.

Телефоны для регистрации на семинар: (495) 748-03-16, 601-88-32 или e-mail: info@sba-consult.ru.

Что важно знать о закупках строительных работ по 44-ФЗ в 2021 году

22.03.2021

Законом № 44-ФЗ установлены специальные требования к закупкам строительных работ. Они касаются планирования, определения подрядчиков, составления, исполнения и изменения контрактов.

10 особенностей закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ

  1. Описание объекта закупки: в документацию о закупке необходимо включить проектную документацию. Иные описания объекта закупки при наличии проектной документации законом № 44-ФЗ не предусмотрены.
  2. Выбор способа определения подрядчика осуществляется с учетом распоряжения № 471-Р и постановления № 99 от 04.02.2015.

  3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществляется проектно-сметным методом (ст. 22 закона № 44-ФЗ) в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  4. В документации о проведении закупки необходимо предъявлять требования к наличию членства в СРО в соответствии со ст.

     52 ГрК.

  5. К участникам закупки с учетом постановления № 99 от 04.02.2015 необходимо предъявлять дополнительные требования (если НМЦК превышает 5 млн руб. — для муниципальных нужд и нужд субъекта РФ или 10 млн руб. — для федеральных нужд).

    Электронные документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям из Приложения № 1 Постановления № 99, должны быть размещены в реестре на электронной площадке до подачи заявки на участие в электронном аукционе.

  6. В случае проведения электронного аукциона: срок размещения извещения при НМЦК до 2 млрд руб.

    — не менее 7 дней; первая часть заявки — только согласие; протокол рассмотрения заявок не предусмотрен, аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

  7. В случае проведения конкурса в электронной форме рассмотрение первых частей заявок и подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляются.

  8. Часть работ объемом не менее 25% цены контракта подрядчик по государственному или муниципальному контракту должен выполнить самостоятельно или с привлечением своих дочерних обществ.

  9. Заказчики обязаны использовать типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта, утвержденные Минстроем.
  10. Особенности исполнения контрактов установлены статьей 110.2 закона № 44-ФЗ.

Как происходит регистрация участников в Единой Информационной Системе (ЕИС)

С 1 января 2019 года регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок. Обратите внимание на несколько особенностей.

  • В качестве участников закупок в ЕИС не допускается регистрация офшорных компаний.
  • Аккредитация участника на электронной площадке осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днём регистрации участника в ЕИС. Аккредитацию осуществляет оператор электронной площадки. Он не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
  • Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.
  • Если до даты окончания регистрации участника закупки ЕИС осталось три и менее месяца, он не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах, но он может пройти регистрацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации.

Дополнительные требования при закупке строительных работ по 44-ФЗ: как определить подрядчика

Способ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1).

Таблица 1. Выбор способа определения подрядчика

Объект закупки НМЦК, руб.
До 3 млн До 5 (10) млн Свыше 5 (10) млн, до 100 млн Свыше 100 млн
Работы строительные (код ОКПД 45, кроме ОО, ТС, ИДС*) Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021) Электронный аукцион без доп. требований Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99 Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. 1 пост. № 99
или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований
Работы по строительству, реконструкции ОО, ТС, ИДС*, уникальных объектов Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021) Электронный аукцион без доп. требований Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99 Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99
или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований или конкурс с ограниченным участием с доп. требованиями по п.5 прил. № 2 пост. № 99

*особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений

Какие критерии использовать при проведении конкурса

Значимость критерия «Цена контракта» при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) должна быть не менее 60%.

Из нестоимостных критериев заказчику разрешено использовать исключительно критерий «Квалификация участников закупки…».

  • Показателями критерия квалификации могут быть один, два или три из нижеперечисленных:
  • а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Можно ли объединять в одну закупку несколько разноплановых работ

По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это поможет сэкономить время.

В каких случаях допускается изменение условий контракта на выполнение строительных работ

Изменение условий «строительных» контрактов возможно в трех особых случаях:

  • при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, если цена контракта изменится не более чем на 10%;
  • если при исполнении контракта с ценой не менее 100 млн руб. и сроком исполнения — не менее одного года возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Изменения в этом случае не должны привести к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%;
  • если контракт не исполнен в установленный срок (по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика, уплатившего неустойку в связи с таким нарушением), допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ. Курс в Москве + Онлайн-трансляция

Курс повышения квалификации посвящен специальным правилам, последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ.

Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона № 44-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению сложных практических ситуаций в сфере закупок строительных работ по 44-ФЗ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *