Изменения в налоговой политике Минфина

Изменения в налоговой политике Минфина

На сайте Минфина появился документ «Основные направления Бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов».

Этот документ можно назвать «островком стабильности» в нашем государстве. Во-первых, он регулярно выходит в октябре, а во-вторых изменения в законодательстве, которые прописаны в этом документе с большой долей вероятности будут приняты в жизнь.

Это основополагающий документ по планируемому социально-экономическому развитию государства, по планируемой структуре доходов/расходов федерального бюджета в ближайшие три года.

Готовясь к планированию 2020 года, я настоятельно рекомендую прочитать этот документ Минфина.

Выделим из этого документа основные направления налоговой политики государства, которые касаются большинства.

Формирование предсказуемых фискальных условий

Предлагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщиков. Изменения, опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее чем через год.

  • Квази-налоговые платежи
  • Проповедуя принцип «предсказуемости» государство уже сейчас предупреждает, что в Налоговый Кодекс РФ будут поэтапно включены следующие платежи: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.
  • Формирование справедливых конкурентных условий

Продолжится борьба государства по обелению экономики. И следующий год особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы) и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов.

  1. Возвращение Капитала
  2. Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
  3. При этом уравняют ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов сделают 13%.
  4. Инвестиционная привлекательность

Начнут разрабатывать законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего возможность компенсации затрат инвесторам на создание инфраструктуры общего пользования. Жаль, что в следующем году нас ждет только законопроект, а не готовое решение.

Прочие меры налоговой политики из документа Минфина

  • Предоставить право регионам самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НДП).
  • Планируют отменить предоставление налоговой декларации ИП, применяющим УСНО с объектом налогообложения в виде доходов.
  • Ввести переходный налоговый режим для налогоплательщиков, превысивших численность и выручку на УСНО (не более чем на 50 млн ₽ и 50 человек). На этот переходный период предлагается ставка 20% от выручки.
  • Предоставить право налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму начисленного налога на уплаченные страховые взносы.

Налоги с физических лиц

  • Уменьшение налоговой базы по налогу на имущество и землю в отношении жилья, земли для налогоплательщиков, имеющих трех и более детей.

Регистрируйтесь на семинар «Налоговый контроль 2021 от А до Я и защита прав налогоплательщиков» 18 июня.

pВнедрение ИП-управляющего/p

Внедрение ИП-управляющего

Скачайте бесплатную шпаргалку

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

См. также «Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды».

В проекте этого документа декларируется:

  • обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов;
  • улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов
  • повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы;
  • развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;
  • формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
  • запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (аналогично режиму НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
  • введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
  • повышение качества администрирования акцизов на табак;
  • бороба с сокрытием имущества и активов;
  • хотят исключить запрет на открытие новых счетов при заморозке действующего.

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года.

Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021.

С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики.

Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Минфин предложил изменить систему налогообложения россиян

Министерство финансов России предложило внести корректировки в налогообложение граждан, сообщают «Известия» со ссылкой на приложение к «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Первое изменение касается людей, работающих дистанционно в других странах на российские компании. Их могут обязать платить подоходный налог (НДФЛ). Сейчас такой нормы нет, пояснил руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

В то же время Минфин хочет установить предельный размер компенсационных выплат, которые работодатели осуществляют сотрудникам на удаленке за организацию труда.

Сейчас компании возмещают дистанционным работникам расходы на необходимое оборудование, материалы и прочие вещи.

Согласно новым предложениям, подобные затраты организаций не будут облагаться НДФЛ, если сумма не превысит определенный порог, отметил Айрапетян.

Также Минфин предлагает изменить подход к налогообложению букмекерских контор. Сейчас при выигрыше меньше 15 000 руб. россияне должны сами оплачивать НДФЛ с полученной суммы. Власти же хотят переложить ответственность на игорные заведения вне зависимости от суммы поступлений.

Читайте также:  Можно ли получить патент ИП на образовательную деятельность?

Еще одна мера касается усиления контроля за использованием материнского капитала.

Минфин выступил с идеей обязать Пенсионный фонд России предоставлять налоговой информацию о владельцах соответствующих сертификатов, распорядившихся выделенными средствами, и об использованных суммах.

Предполагается, что это позволит автоматизировать надзор за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов, которые не предусмотрены в случае приобретения недвижимости на средства материнского капитала.

Кроме того, сейчас ликвидированные или обанкротившиеся банки не могут передать сведения о выплаченных вкладчикам процентах. Минфин предлагает возложить необходимость предоставлять эти сведения Федеральной налоговой службе на Агентство по страхованию вкладов.

Часть изменений, которые предлагается реализовать, связана с облегчением налогового бремени. Например, Минфин намерен наделить владельцев долей компаний, полученных в подарок или в наследство, при выходе из состава участников общества или при ликвидации организации снизить налогооблагаемый доход на величину, с которой был уплачен взнос при ее приобретении дарителем или наследодателем.

Также министерство хочет расширить перечень получателей налоговых вычетов. Одно из предложений касается увеличения до 24 лет предельного возраста обучающихся на очной форме детей налогоплательщиков, которые претендуют на получение социального вычета. При этом стандартный налоговый вычет может стать доступным лицам, на попечении которых находятся дети или признанные недееспособными граждане.

Минфин предлагает разрешить людям при приобретении имущественных прав отказаться от налогового вычета и снизить сумму налогооблагаемого дохода на размер фактически произведенных расходов. При фиксированном размере налогового вычета новая опция будет ограничена только размером дохода от продажи имущества.

Наконец, ведомство выступило с идеей корректировки порядка учета расходов при продаже семьями с детьми жилья, купленного по программам господдержки. Предполагается, что он будет производиться пропорционально доле каждого члена семьи в собственности на жилое помещение.

Проект Минфина РФ по изменениям в НК РФ в рамках реализации основных направления налоговой политики на 2021-2023 гг

Министерство поддержало инициативу субъектов РФ и предлагает сохранить существующее 50%-ное ограничения на перенос убытков прошлых лет при исчислении налога на прибыль.

Напомним, что действующая редакция Налогового кодекса позволяет переносить убытки на будущие налоговые периоды до их полного зачета. При этом убытки прошлых лет могут покрывать не более половины прибыли текущего года. В действующей редакции Налогового кодекса ограничение действует до конца 2021 года2. Законопроект предлагает продлить его до окончания 2024 года.

По мнению Минфина такая мера сбалансирует региональные бюджеты и компенсирует предусмотренное перераспределение налога на прибыль из региональных бюджетов в федеральный.

Поскольку документ разрабатывался с учетом сложившейся экономической ситуации и, по мнению авторов, направлен на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, в свою очередь налогоплательщики ждали отмены ограничения в 50%, которое могло бы существенно поддержать пострадавшие компании в период восстановления после потерь, нанесенных экономике страны в 2020 году. В своих ожиданиях представители бизнеса опирались, в частности, на международный опыт: многие страны пошли на смягчение правил признания налоговых убытков именно в результате реализации государственных программ поддержки налогоплательщиков3, да и в целом в международном налоговом праве приняты более лояльные по сравнению с Россией порядки признания убытков. Так, во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, США и Канаде допускается возврат уплаченного ранее налога на доход путем переноса убытков на прошлые прибыльные налоговые периоды.  Что касается признания прошлого убытка в текущем году, то во многих странах существующие ограничения позволяют учитывать более, чем 50% текущей налогооблагаемой прибыли.

Расширение перечня налогооблагаемых доходов иностранных компаний

Согласно предлагаемой редакции статьи 309 Налогового кодекса подлежит обложению налогом на доход у источника выплаты в РФ процентный доход от долговых обязательства иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, при условии, что задолженность, по которой выплачиваются проценты, возникла в связи с деятельностью такого постоянного представительства.

Помимо организаций, выплачивающих пассивные доходы за рубеж и выступающих в роли налогового агента по налогу на доход у источника выплаты, индивидуальные предприниматели также должны исполнять функции налогового агента, согласно предложенным редакциям статей 286 и 309 НК РФ.

Перенос срока уплаты налога для организаций культуры

Срок уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы переносится на март 2022 года. В указанный период организации культуры освобождаются от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Кроме этого, был внесен ряд незначительных уточнений, в частности уточнен порядок определения случаев, при которых изменяется первоначальная стоимость основных средства, а также в состав расходов на НИОКР отдельно включены лицензионные платежи и платежей за исключительные права.

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 09-2020 — Группа компаний Налоги и финансовое право

7.10.2020

 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

  • о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса
  • № 09-2020
  • (сентябрь)
  • НАЛОГОВЫЕ ИТОГИ МЕСЯЦА

Налоговые новости сентября. 2020. Итоги

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Д.А. Медведев предложил ввести безусловный базовый доход

  1. В ГосДуму внесен законопроект о масштабных поправках в НК РФ
  2. Повышение налогов как основное направление современной налоговой политики
  3. Глава Счетной палаты назвал способ не повышать налоги
  4. Обнародованы Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг.
  5. НОВЫЕ ЗАКОНЫ
  6. Президент подписал закон о праве на возврат излишне уплаченных взносов на ОПС
  7. ПАНДЕМИЯ И НАЛОГИ
  8. Обновлены рекомендации для работодателей по профилактике COVID-19
  9. Торговые центры пытаются получить льготы
  10. Минэкономики может сохранить часть мер поддержки бизнеса после пандемии
  11. ГОСДУМА И НАЛОГИ
  12. Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 13 по 29  октября 2020

В ГосДуму внесен проект о фед/бюджете на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг.

  • В ГосДуму внесен законопроект об отмене транспортного налога
  • В ГосДуму внесен законопроект о распространении системы «tax free» на всю территории РФ
  • В ГосДуму внесен проект об уточнении понятий НК РФ в соответствии с Конвенцией о Каспийском море
  • В ГосДуму внесен проект о сохранении понижен/ставок по НнП, зачисляемому в регион/бюджеты
  • В ГосДуму внесен законопроект о прогрессивном налогообложении НДФЛ
  • ГосДума в 1м чтении приняла проект, уточняющий механизм освобождения от НДС должников-банкротов
  • В ГосДуму внесен законопроект о льготах по земельному налогу
  • В ГосДуму внесен законопроект о предоставлении вычета по НДПИ
  • ГосДума в 1м чтении приняла законопроект о создании нац/системы прослеживаемости товаров
  • ГосДума в 1м чтении приняла проект о налоговой поддержке печатных изданий и СМИ
  • ГосДума в 1м чтении приняла законопроект о расширении ПСН для ИП
  • ГосДума в 1м чтении приняла законопроект о налогообложении прибыли КИК
  • ГосДума в 1м чтении приняла законопроект о льготах для предприятий газохимии
  • В ГосДуму внесен законопроект о ратификации Соглашения о принципах налог/политики в ЕАЭС
  • В ГосДуму внесен законопроект об изменении порядка обложения НДС экспорта сырьевых товаров
  • В ГосДуму внесен законопроект об упрощении доступа к налог/мониторингу
  • В ГосДуму внесен проект о поправках в НК по системе «Одно окно» в сфере внешнеторг/дея-ти
  • В ГосДуму внесен законопроект о совершенствовании налог/контроля за ТЦО

В ГосДуму внесен проект о фед/бюджете на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг.

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ подтвердил возможность перерасчета налога на имущество физ/лиц

09.09.2020 СКЭС рассмотрела дело о применении правил «тонкой капитализации»

  1. Опубликована статистика рассмотрения дел за 1 полугодие 2020 года
  2. ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
  3. В ФНС заработало новое ПО для борьбы со схемами по НДС
  4. В НК РФ планируется внести перечень оснований для признания налог/декларации непредставленной
  5. С 1 октября зачет налогов производится по новым правилам
  6. Минфин разработал поправки в НК РФ о едином налог/платеже для юрлиц и ИП
  7. Минфин обнародовал проект по автоматическому предоставлению вычетов по НДФЛ
  8. С 2021 года россиян могут обязать маркировать домашних животных

С отчетности за 4 кв. 2020 г. применяется обновленная форма налог/декларации по НДС

  • Росреестр утвердил перечень объектов, которые относятся к недвижимому имуществу
  • Бизнес предложил спец/налог/режим для криптоактивов
  • При строительстве инфраструктуры в ДФО могут предоставить налог/вычет
  • МВД предложило ввести авансовый налог для мигрантов
  • Для декларирования доходов за 2020 год применяется новая налог/декларация 3-НДФЛ
  • Обновлена форма декларации по налогу на прибыль организаций
  • Обновлена форма декларации по акцизам на алкогольную продукцию
  • На 2021 установлены ставки платы за негативное воздействие на окр/среду
  • Обновлены формы документов, применяемых налоговыми органами
  • Стали известны детали общенационального плана восстановления экономики
  • Мишустин предложил обсудить виды доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 15 %
  • Правительство готово не повышать НДПИ на новые проекты
  • ФНС подвела фискальные итоги 8 месяцев
  • Усиливается надзор за органами ОРД в целях исключения давления на бизнес
  • Правительство расширило перечень мед/товаров, не облагаемых НДС
Читайте также:  Бухгалтерские проводки на начисление неустойки по госконтракту в 2022 году

В СФ предложили повысить ставку налога для компаний при получении дивидендов свыше 50 млн. руб.

  1. Штрафы за нарушение коммерческой тайны вырастут в 10 раз
  2. Расширяется перечень НИОКР, затраты на которые учитываются в расходах с повыш/коэффициентом
  3. Представлен прогноз социально-экономического развития РФ на 2021
  4. НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
  5. ФНС и Управление внутренних доходов Гонконга обменяются страновыми отчетами
  6. Россия и Кипр подписали протокол об изменении СИДН
  7. Россия и Мальта пересмотрят условия Конвенции об избежании двойного налогообложения
  8. ФНС ожидает присоединения ряда стран к обмену информацией с Россией
  9. Проверяющие предотвратили попытку безналоговой деофшоризации
  10. МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
  11. Минэкономразвития предлагает продлить мораторий на плановые проверки МСП
  12. В форму заявления об утрате права на применение ПСН внесены уточнения
  13. Минфин обнародовал проект поправок в НК РФ по единому налог/платежу
  14. ФНС о смене объекта на УСН вновь созданной организацией или ИП
  15. Британские Виргинские острова раскроют бенефициаров
  16. Минфин внес в Правительство законопроект о фиксированном налоге с прибыли КИК
  17. Бизнес-омбудсмен предлагает смягчить спец/налоговые режимы из-за отмены ЕНВД
  18. Минфин предложил увеличить «налоговый капитал» для несовершеннолетних самозанятых
  19. Налог/органы в регионах начали рейды по выявлению самозанятых
  20. Свердловская область поддержала продление действия ЕНВД
  21. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
  22. Минфин намерен изменить некоторые положения о представлении бух/отчетности
  23. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
  24. Утвержден перечень услуг, при оказании которых валюта может не зачисляться на счета в банках
  25. АУДИТ
  26. В ГосДуму внесен законопроект о требованиях хранения документации аудиторами
  27. НАЛОГОВЫЕ ИТОГИ МЕСЯЦА

Налоговые новости сентября. 2020. Итоги

  • Знать только ивовая медь,Нам в сентябре с тобой осталась.
  • (Сергей Есенин)
  • Как и ожидалось, сонный для налогов август, сменился динамичным сентябрем, причем события начали происходить и развиваться практически с самых первых дней месяца.

Во-первых, 7 сентября после летних каникул заработала Государственная Дума, которая намеревается рассмотреть в период осенней сессии множество законов, в т.ч. и налоговых (даже, наверное, в первую очередь «налоговых», т.к.

необходимо принимать федеральный бюджет на 2020 год).

А во-вторых, Правительство явно и однозначно обозначило свой курс на последовательное повышение налогов. И хотя эта «повышающая» тенденция осуществляется пока «точечно», общий настрой властей понятен – «в бюджете денег нет, нужны налоги».

Можно предположить, что решительный настрой на повышение фискального бремени обусловлен тем, что эпидемия ковид19, накрывшая страну в марте 2020 года, не прошла без негативных последствий и нанесла экономики серьезный урон.

Так, по статистике ФНС, поступления налогов в консолидированный бюджет РФ по итогам января-августа снизились на 12 % в сравнении с таким же периодом прошлого года и составили 13,2 трлн. руб.

О сложной бюджетной ситуации говорил и Президент РФ В.В. Путин с сенаторам Совета Федерации на встрече 23 сентября, указав, что доходы бюджета снизились на 11 с лишним процентов, а расходы увеличились на 23 с лишним. Вот эти-то «ножницы» между сниженными доходами и увеличенными расходами, как мне кажется, и будут предопределять налоговую политику в стране на ближайшие годы. 

  1. Поэтому не стоит удивляться, что из коридоров власти весь сентябрь приходили тревожные новости о «налоговых повышениях», вот лишь основные:
  2. 1) Правительство одобрило повышение НДПИ на добычу металлов и удобрений; 
  3. 2) Повышение акцизов на табак на 20 %; 
  4. 3) В ГосДуму внесен законопроект о повышении НДФЛ с 13 до 15 %;
  5. 4) Минфин намерен увеличить налог с нефтяной отрасли, пересмотрев базовые параметры по НДПИ, экспортной пошлине и налога на дополнительный доход. 

5) О повышении ставки налога на дивиденды для организаций, если их размер превышает 50 млн. руб.

И это всё при том, что у нас с 2019 года повышен НДС до 20 %, а уже в этом году введен НДФЛ по доходам от банковских вкладов и по операциям с некоторым ценными бумагами.

И самое неприятное во всей этой «тенденции», что это, как мне кажется, только начало.

Позиция властей понятна и логичная (с их точки зрения), но надо помнить, что и бизнесу сейчас очень сложно. Как пишет ТАСС к августу 2020 года 1 млн. 98 тыс. 423 микро-, малых и средних предприятия (МСП), или почти каждый пятый бизнес в этом секторе.

Справедливости ради стоит отметить, что Правительство как-то пытается смягчить общий тренд, но получается это пока у властей плохо. Даже идеи А.Л.

Кудрина, выступающего с предложением не повышать налоги в кризис, пока, к сожалению реальной поддержки не находят.

Во всяком случае, в Плане восстановления экономики России, который в сентябре был подготовлен Правительством, о каких-либо налоговых новациях практически ничего не говориться.

Другой важной новостью сентября стало внесение Правительством в ГосДуму законопроекта № 1022670-7 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ». Документ достаточно объемный (61 стр.), но никаких «налоговых революций» в нём не содержится.

В основном речь в нём идет о каких-то точечных и редакционно-технических моментах, которые тоже, тем не менее, нуждается в анализе.

Однако можно предположить, что при работе с этим законопроектом депутаты предпримут попытки внести свои предложения и реализовать свои идеи в сфере налоговой политики, поэтому я не удивлюсь, если объем документа к третьему чтению увеличится.

Кстати, ГосДума приняла в сентябре в 3м чтении множество налоговых законов, которые касаются тех или иных аспектов налогообложения (см.

здесь и здесь), а на подходе еще несколько, причем некоторые достаточно интересные, например поправки в НК РФ о налоговом контроле за ТЦО,  об упрощении доступа к налоговому мониторингу, и даже об отмене возмещения НДС при экспорте сырьевых товаров, однако в последнем случае мы можем предположить, что речь идет именно о политическом популизме оппозиционной фракции ГосДумы и это предложение нашим парламентом поддержано не будет.

Что касается ЕНВД, то по прежнему, по этому вопросу полная неизвестность. Однако стало известно, что Правительство Свердловской области выступило за продление действия ЕНВД, о чем и сообщила налоговому сообществу заместитель областного министра экономики и территориального развития Татьяна Гладкова.

Напомню, что в настоящее время в ГосДуме находится три законопроекта о продлении этого режима еще на 3 года и кажется мне, что если бы Свердловская область реализовала своё право на законодательную инициативу и обратилась бы ГосДуму со аналогичным предложением, то, учитывая авторитет и влияние нашего региона, оно могло бы переломить ситуацию и сдвинуть решение вопроса с мёртвой точки.

  • Ну и буквально в последний день сентября, 30 числа, в ГосДуму поступил законопроект № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», а в качестве приложения к нему долгожданные «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в котором традиционно излагаются предложения фискальных властей по совершенствованию налоговой системы и развитию налоговой политики страны.
  • К сожалению, «Основные направления…», мягко говоря, оказались на редкость бессодержательными, никаких новых идей не прозвучало, никаких особых примечательных положений не появилось.
  • В отношении налоговой политики будущего в документе применен не совсем понятный термин «Структурный маневр в налоговой системе», который подразумевает под собой манёвр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, а также повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых.
  • Иными словами, снижение фискальной нагрузки на МСП будет проводиться за счет повышения ресурсных налогов.
  • Более подробно, вы можете прочитать мой комментарий по этому поводу здесь, но отмечу только, что очень странно написал Минфин о неком «расширении возможностей» информационного взаимодействия между ФНС России, Центробанком и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора (может это намёк на то, что налоговики получат упрощенный доступ к информации о банковской деятельности физических лиц, о чем писал уже РБК).
  • А в целом, можно утверждать, что основные события по налогам конца 2020 года произойдут в октябре и ноябре, когда окончательно сформируются все параметры будущего налогообложения на 2021 год.
  • ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Д.А. Медведев предложил ввести безусловный базовый доход

Замглавы Совета безопасности и председатель «Единой России» Д.А. Медведев предложил обсудить введение в России безусловного базового дохода.

Концепция базового гарантированного дохода заключается в регулярных выплатах от государства каждому гражданину. Предполагается, что так можно бороться с бедностью и экономическим неравенством, а также снизить затраты на здравоохранение и даже уменьшить преступность.

Читайте также:  Может ли ООО не иметь расчетного счета?

Д. А. Медведев не уточнил, какую сумму можно выплачивать гражданам как безусловный доход. Он лишь подчеркнул, что идея требует «максимально внимательного анализа».

Более подробно см. здесь

Комментарий от «НФП»: концепция  безусловного базового дохода давно занимает умы политиков и учёных- экономистов. По поводу этой идеи есть множество аргументов как «за», так и «против».

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот».

Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки.

 В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний.

Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога.

В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту.

 По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП.

Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета.

Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков.

Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости 

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги.

Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.

), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства.

Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей.

По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики 

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной.

Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике.

Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение.

Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах.

И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других.

Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны.

Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения 

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики.

Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде.

 В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста.

В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране.

При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП).

Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне.

Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *