Изменят правила использования ктру в закупках иностранной радиоэлектроники

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиКаталог товаров, работ и услуг

Каталог товаров, работ и услуг представляет собой сгруппированный определенным образом набор товаров, работ и услуг, приобретаемых заказчиками для нужд государства или отдельно взятой административно-территориальной единицы. Согласно нормам законодательства, проводить закупки можно только той продукции, которая размещена в ЕИС. Приведение всей наименований объектов закупок к единому шаблону призвана упростить процесс формирования закупочных актов, но многим заказчикам она существенно усложнила его. На самом деле, нужно просто знать, как правильно использовать КТРУ. С помощью программы «Корпос: Управление закупками» вы можете загрузить каталог и автоматически его использовать в работе.

Зачем нужен КТРУ

Первоначальная задача каталога товаров, работ и услуг – приведение наименований всех объектов закупок к единым стандартам и нормирование закупочной деятельности.

Каталогу приписывают роль стандартизирующего элемента, который поможет унифицировать процесс создания документов, которые касаются закупок, что должно упростить деятельность заказчиков в проведении наблюдения и текущего контроля за закупочным процессом.

Таким образом, можно выделить следующие цели введения в широкий оборот КТРУ:

  • Установление единых стандартов при указании наименований закупаемых объектов;
  • Приведение к единообразию требований и характеристик к товарам, работам и услугам;
  • Введение работу опознавательного кода закупки.

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиМониторинг цен на основе КТРУ

Благодаря рассматриваемому каталогу, все участники, проводя закупки, будут оперировать одинаковым категориальным аппаратом относительно продукции и идентичными требованиями к ней. Это упростит процесс осуществления описания объекта, а также значительно сэкономит время. Стоит отметить, что подобного рода нововведение заметно ограничивает конкуренцию.

Полученные данные можно использовать для разработки:

  • Плана закупок и соответствующего плана-графика;
  • Формы обоснования закупки;
  • Приглашений, уведомлений о проведении закупок;
  • Соглашений, различных отчетов по итогам их исполнения.

Императивное включение в делопроизводство каталога при проведении закупок отмечают в ряде материалов:

  • Плане-графике;
  • Извещении о размещении заказа;
  • Государственном контракте;
  • Материалов для проведения закупок;
  • Реестре государственных контрактов;
  • Приглашении для принятия участия в закрытых закупках;
  • Описание предмета закупки.

Основные требования к КТРУ

Каталог товаров, работ и услуг должен соответствовать ряду формализованных условий:

  • Общедоступность для любого, кто захочет с ним ознакомиться в любое время;
  • Предоставление возможности ознакомиться с каталогом на бесплатной основе;
  • Отсутствие среди обнародованный ведомостей таких, что содержат государственную тайну;
  • Текст должен быть изложен на русском языке;
  • Формирование и ведение перечня в электронном формате.

Обязанности по ведению каталога возложены на плечи Министерства финансов. Находится он в свободном доступе на сайте ЕИС, а ознакомиться с ним могут все желающие: заказчики, поставщики, контролирующие инстанции, уполномоченные юр лица и другие участники процесса закупок.

Какие данные содержит каталог

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиДанные в КТРУ

В позиции каталога включают такие ведомости:

  • Уникальный цифровой код;
  • Название товаров, работ, услуг;
  • Единицы измерения численности товара, объема работы, предоставляемых услуг;
  • Описание непосредственно самого предмета закупки;
  • Справочные ведомости (разного рода коды, типовые условия либо контракты и т.д.);
  • Дата включения тех или иных позиций в каталог;
  • Дата, с наступлением которой использование конкретной позиции каталога становится обязательством участников закупок;
  • Дата завершения обязательного использования позиции (при наличии);
  • Дополнительные сведения (характеристики товара, данные о производителе, стоимости единицы продукции, условия произведения поставки).

Содержание каталога товаров, работ и услуг довольно-таки объемное. Оно детально описывает товары, работа и услуги. Заказчику нужно только выбрать подходящую позицию, а также определить нужный объем закупки.

Отметим, что заказчики не вправе корректировать на свой лад характеристики товаров, работ и услуг даже если у них есть на то уважительные причины. Система лишь предоставляет возможность дополнить или уточнить описание товара, работы либо услуги. Но при этом каждый добавляемый параметр необходимо обосновывать.

Однако существуют категории товаров, работ и услуг, проводить дополнение описаний которых запрещено. Среди них:

  • Радиоэлектронные товары, произведенные за границей;
  • Товары, работы, услуги, для которых заданные требования прописаны в их характеристиках.

Как пользоваться каталогом товаров, работ и услуг

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиКак пользоваться каталогом товаров

Чтобы воспользоваться каталогом, нужно перейти на сайт ЕИС. Работать с каталогом товаров работ и услуг можно непосредственно в программе Корпос: Управление закупками

С целью получения нужной информации следует перейти на требуемую позицию в соответствующем разделе либо воспользоваться поиском. Проводить поиск нужной информации в каталоге можно по таким параметрам:

  • Коду ОКПД2;
  • Дате появления позиции в каталоге;
  • Дате, с которой применение позиции считается императивной;
  • Индивидуальным характеристикам товаров, работ или услуг.

Важно также отметить, что правительством разработаны специальные Правила применения КТРУ. Они были разработаны из-за большого количества ошибок и недопонимания, как пользоваться каталогом.

Несмотря на широкий перечень документации, при составлении которой следует учитывать унифицированные сведения, многие сегодня отказываются использовать КТРУ при планировании закупок.

Причиной тому служат нововведения, действующие с прошлого года, и касаются плана-графика закупок.

Теперь в него не включают сведения о конкретных закупках, которые организовывает тот или иной заказчик.

В каталоге представлены единичные позиции. В результате многие заказчики сталкиваются с такой ситуацией, когда для определения своих товаров, работ или услуг ему подходят сразу несколько позиций. Тогда ему следует выбрать одну, которая наиболее максимально отображает характеристики объекта закупки.

Над каталогом постоянно ведется работа. Он регулярно пополняется новыми позициями, а правила его использования то и дело претерпевают изменений. Поэтому, если вдруг вы не нашли подходящей позиции, рекомендуем в следующий раз проверить ее наличие снова.

Однако если нужного товара, работы или услуги закупки вы все-таки не нашли, можно отходить от каталога. Ведь вы не обязаны закупать только те позиции, которые есть в нем. Такой задачи разработчики перед собой не ставили.

Когда пользуются каталогом

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиКогда пользуются каталогом

Заказчики имеют право на свое усмотрение работать с данными, размещенными в каталоге, с даты их включения в позицию объекта. А вот через 30 дней после такого включения позиции становятся обязательными для использования в работе с закупками.

Проводить стандартизацию следует следующих показателей: название предмета закупки, единицу измерения, объем закупаемых товаров, работ и услуг, а также техническое описание.

Если в план-график вносятся изменения, которые касаются позиции, которая уже вступила в обязательную силу, они должны соответствовать характеристикам данной позиции каталога. Если же лот содержит несколько товаров, работ и услуг, но в КТРУ есть не все подходящие для его описания позиции, заказчику следует использовать только доступные из них.

Ответственность за нарушение правил использования КТРУ

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроникиОтветственность за нарушение в КТРУ

Для закупок, проводимых для государственных и муниципальных нужд согласно ФЗ-44, применение КТРУ является обязательным. Если же говорить про 223-ФЗ, то использование каталога носит не принудительный, а рекомендательный характер.

Вместе с тем, за нарушение установленных правительством правил пользования каталогом предусмотрена административная ответственность. Она заключается в применении к нарушителю штрафных санкций в размере 3 тыс. руб.

Проведение закупок с использованием соответствующих кодов, которые предусмотрены каталогом, — это тенденция, которая стабильно укоренилась в планах на будущее.

Так, правительство использует ее в различных концепциях, ориентированных на развитие государства на ближайшие несколько лет.

Поэтому рекомендуем уже сейчас ознакомиться с правилами использования КТРУ, чтобы уже сейчас иметь возможность грамотно ими воспользоваться.

Ктру — каталог товаров, работ и услуг в еис | контур.закупки

В ЕИС существует единый каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), которые являются объектами госзакупки. Сегодня расскажем о том, как он формируется, а также научим им пользоваться.

Читайте также:  Как внести сложный адрес?

Что такое Каталог и зачем он нужен

КТРУ представляет собой систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23.

В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется идентификационный код закупки (ИКЗ).

А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.

Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки.

Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково.

Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.

Правовое регулирование

Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от 08.02.2017 № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ.

В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин).

Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.

Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.

Где искать КТРУ

В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС. То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроники

На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог

В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:

  • дата включения в Каталог;
  • код позиции по КТРУ;
  • код по ОКПД2
  • наименование;
  • единица измерения;
  • дата начала и окончания применения.

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроники

О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения

Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроники

Ниже представлено описание товара

Как пользоваться Каталогом

В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.

Также можно воспользоваться расширенным поиском, где можно указать:

  • диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
  • диапазон дат, когда ее необходимо применять;
  • код ОКПД2;
  • характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).

Изменят правила использования КТРУ в закупках иностранной радиоэлектроники

Окно расширенного поиска по КТРУ

Ктру для заказчиков

Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов, а именно:

  • плана и плана-графика закупок;
  • формы обоснования закупки;
  • извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
  • закупочной документации;
  • контакта;
  • реестра контрактов;
  • отчета об исполнении контракта или отдельного этапа;
  • иных предусмотренным законом документов.

Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам. До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.

При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:

  • название объекта закупки;
  • единицы измерения;
  • описание.

Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.

Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг — к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.

Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:

  • наименование и код товара или услуги брать из классификатора ОКПД2;
  • описание объекта закупки составлять с учетом норм статьи 33 закона 44-ФЗ.

Минфин разъяснил вопросы применения КТРУ при госзакупках и согласования госзакупок с едпоставщиком

  • Обязательна ли внеплановая проверка при согласовании заключения контракта с едпоставщиком, согласовывать ли такой контракт после совместной закупки, как применять КТРУ при закупке РЭП, обязательна ли для заказчика справочная информация КТРУ — ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.
  • Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком
  • Внеплановая проверка обязательна при согласовании заключения контракта с единственным поставщиком

Контрольный орган проводит внеплановую проверку в ответ на обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. По ее результатам контролеры принимают решение, можно ли заключить такой контракт. Отказ может быть основан только на результатах внеплановой проверки.

Таким образом, с 1 июля 2020 года контрольный орган обязательно проводит внеплановую проверку по п. 4 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, так как без нее невозможно согласовать заключение контракта с единственным поставщиком.

Где найти информацию о результатах внеплановой проверки

Информацию о внеплановой проверке и ее результаты контрольный орган размещает в ЕИС и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений.

С 1 июля 2021 года в реестре также нужно будет указывать результат рассмотрения обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

До этой даты информацию о результатах проведения внеплановой проверки размещают в реестре жалоб без указания на результат рассмотрения обращения заказчика.

Нужно ли согласовывать контракт с единственным поставщиком, если не состоялся совместный аукцион или конкурс

Если не состоялся совместный аукцион или конкурс, каждый заказчик самостоятельно решает, заключать ли контракт с единственным поставщиком. С контрольным органом нужно согласовывать заключение такого контракта в том случае, если цена отдельного контракта превышает предельную сумму.

Особенности применения КТРУ

Что делать, если в позиции КТРУ отсутствует описание товаров, работ и услуг

По правилам использования КТРУ заказчик при закупке должен применять всю информацию, включенную в позицию каталога, в том числе в части описания товара, работы, услуги. Если в позиции такого описания нет, заказчик использует позицию каталога, но требования к характеристикам товара, работы, услуги устанавливает самостоятельно.

Как использовать справочную информацию КТРУ

Речь идет о сведениях в разделе «Справочная информация» вкладки «Общая информация». Например, для медизделий там могут быть указаны код, наименование вида медизделия, классификационные признаки медизделий. Минфин уточнил: справочная информация не считается описанием товара по Закону N 44-ФЗ. Заказчик не обязан ее использовать.

Зависит ли использование КТРУ при закупке РЭП от того, установлены ли ограничения допуска

С 1 июля при закупке РЭП из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, нельзя использовать в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.

Читайте также:  Какой налоговый режим выбрать для мебельного магазина? что регистрировать - ип или ооо? ооо или ип?

Минфин уточнил: это правило действует для всех позиций из перечня, независимо от того, установлены ли ограничения на допуск иностранной РЭП по указанному постановлению.

Ведомство сообщило, что в дальнейшем перечень дополнительных характеристик для позиций РЭП, указанных в КТРУ, может быть расширен.

Документ:

Важное за неделю для специалиста по закупкам. 25.10.2021 — Компания «АПИ»

  • Законодательство
  • Стало больше госзаказчиков с лимитом закупок вне ЕАТ «Березка»
  • Многие федеральные заказчики должны проводить малые закупки и закупки лекарств по решению врачебной комиссии через ЕАТ «Березка».

Для ряда заказчиков установлен лимит малых закупок вне этого агрегатора – не более 20% от их годового объема.

С 7 октября таким правом может воспользоваться также ФОИВ в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и его федеральные казенные учреждения.

Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2021 № 2831-р (офлайн/онлайн)

  1. Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
  2. Хотят скорректировать требования к банкам-гарантам в госзакупках
  3. Минфин предложил привести в соответствие с оптимизационными правками требования к банкам, которые выдают обеспечительные гарантии.

Условие о размере капитала отменят. Сейчас оно такое: наличие у банка не менее 300 млн руб. своих средств.

Требование к кредитному рейтингу не изменят. Банк-гарант должен иметь рейтинг не ниже уровня «B-(RU)» по национальной шкале агентства АКРА и (или) не ниже уровня «ruB-» по национальной шкале агентства «Эксперт РА».

Планируют, что новшество заработает 1 января 2022 года. Общественное обсуждение проекта завершается 28 октября.

  • Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 440»  (офлайн/онлайн)
  • Проекты правовых актов
  • Планируют изменить правила использования КТРУ при госзакупках «запретной» радиоэлектроники

При приобретении ряда иностранной радиоэлектроники с запретом на допуск нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики вне КТРУ. Это правило действует, если в закупке установили запрет.

Минфин предложил применять характеристики только из КТРУ независимо от того, предусмотрели запрет на допуск в закупке или нет. Новшества могут заработать уже 1 января 2022 года. Общественное обсуждение проекта завершается 28 октября.

  1. Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145» (офлайн/онлайн)
  2. Проекты правовых актов
  3. При госзакупке с нацрежимом надо учитывать, что медицинские маски и респираторы не одно и то же

Участник пожаловался, что заказчик не применил нацрежим при закупке СИЗ. Он выбрал не тот код товара по ОКПД2, чтобы не устанавливать запрет на допуск иностранной продукции: в извещении включил код 32.99.11.

120 для респираторов немедицинского назначения. В описании же товара указал, что закупает медицинский фильтрующий респиратор для одноразового использования. Значит, нужен код 32.50.50.

190 для медицинских масок с запретом на допуск.

Заказчик пояснил, что закупал именно респираторы, а не маски. Он подтвердил это регистрационными удостоверениями на медизделие. В них указан код 32.99.11.120. Устанавливать запрет на допуск в таком случае не нужно.

Контролеры поддержали заказчика. Они отметили, что маски и респираторы не одно и то же, поскольку для них:

– разные коды видов по номенклатурной классификации медизделий;

– разные ГОСТы и классификации. В описании объекта закупки дана классификация для респиратора.

Кроме того, при закупке с запретом на допуск участники должны представить среди прочего сведения о совокупном количестве баллов за технологические операции в РФ по Постановлению № 719. Требования этого постановления не действуют в отношении полумасок с классом защиты для респираторов. При приобретении последних запрет на допуск устанавливать не нужно.

Решение Ульяновского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 073/06/64-438/2021 (офлайн/онлайн)

Практика антимонопольной службы

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Медицинские изделия

47077

Справочник лекарств (ЕСКЛП)

7610

Нефтепродукты

214

Научное оборудование и лабораторный инвентарь

1236

Технические средства реабилитации

399

Продукты питания

1487

Финансовые и страховые услуги

673

Бумага и канцелярские товары

1010

Электрическое оборудование (бытовое и промышленное)

718

Бытовая химия

10

Вещества химические и продукты химические

1041

Мебель

291

Медицинские услуги

30

Обеспечение эксплуатации зданий и помещений заказчика

36

Одежда и обувь

1113

Посуда и столовые приборы

157

Программное обеспечение

116

Продукция детского питания

143

Радиоэлектронная продукция и оптическое оборудование

2360

Строительство

112

Телекоммуникационные услуги

394

Транспортные средства

399

Транспортные услуги

313

Хозяйственные товары

855

Специализированная техника

376

Прочее

2536

Закупка отечественного товара с учетом КТРУ

В статье инструкция как составить самую сложную часть ТЗ для закупки ноутбуков, чтобы учесть коды ОКПД2, КТРУ и реестр радиоэлектроники. Пригодится для закупки любой радиоэлектроники, чтобы закупить в этом году как можно больше отечественных товаров по квоте.

Когда заказчик составляет техническое задание на закупку радиоэлектронного товара, часто сталкивается с тем, что товара нет в реестре радиоэлектроники. А из КТРУ подходят не все характеристики, поэтому контракт с таким товаром рискует не попасть в квоту. Как поступить в такой ситуации читайте в инструкции, которая подготовлена на основе воркшопа «Как составить ТЗ на основе КТРУ».

Шаг 1.

Найдите позицию в КТРУ

В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.

Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках.

Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.

110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.

Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.

Шаг 2.

Подберите код ОКПД2

При подготовке закупки ноутбука первое, что необходимо определить, — это код ОКПД2, по которому будем закупать товар. Далее ищем код в КТРУ. И проверяем, действует ли на наш товар нацрежим. На практике заказчик определяет код ОКПД2 при формировании плана-графика. В дальнейшем этот код также понадобится для описания объекта закупки в документации.

Шаг 3.

Выделите ОКПД2, попадающий в квоты

Первое, что надо сделать, — заглянуть в экономический классификатор кодов ОКПД2 и по наименованию товара найти код. По классификатору у нас есть пять вариантов кодов. Какие коды ОКПД2 мы видим по товару «Ноутбук (компьютер)» в классификаторе.

Шаг 4.

Сравните код ОКПД2 с КТРУ

Обратимся к КТРУ в ЕИС. В каталоге товаров, работ и услуг по позиции «Ноутбук» мы видим один возможный для использования код ОКПД2.

Эта информация содержится в каталоге на вкладке «Общая информация о позиции», раздел «Справочная информация» Код ОКПД2 выберите по наименованию товара в зависимости от того, что вы собираетесь получить при приемке товара.

Определиться с выбором просто, достаточно изучить рынок, функциональность устройства, технические характеристики в зависимости от того, что нужно.

Например, для работы в учреждении нужен один тип ноутбука менее мощный, а для сопровождения звуковых мероприятий в Доме культуры другой, с достаточным объемом оперативной памяти. В интернете достаточно ресурсов, чтобы выбрать подходящий.

Разъяснения Минфина по применению кода ОКПД2. Минфин как главный разработчик КТРУ в разъяснении от 11.06.2020 № 24-06-05/51015 упоминал, что соответствие кода ОКПД2 позиции КТРУ необязательно, можно взять и другой код. Однако это чревато нехорошими последствиями.

Читайте также:  Какие документы необходимы для изменения адреса ООО на адрес прописки учредителя, если учредитель не собственник?

Контролеры могут сказать, что вы выбрали неподходящий код ОКПД2. И вам нельзя отклонять заявку участника, если код ОКПД2 не совпадает со значениями кодов КТРУ.

Шаг 5.

Предусмотрите нацрежим

Идентифицируйте, попадает ли товар под действие нацрежима и войдет ли он в квоту по постановлению № 2014. В постановление № 878 входит вся 26-я группа товаров, а значит, и ноутбуки тоже.

Нацрежим, то есть ограничения по постановлению № 878, необходимо установить в документации. Кроме того, убедиться, что товар есть в реестре радиоэлектроники. Требования нацрежима устанавливаем в информационной карте документации. Важно убедиться, что ноутбуки, на которые заказчик формирует ТЗ, попадут в квоту.

Иначе придется брать другой код и заново подбирать характеристики.

Шаг 6.

Установите характеристики техзадания так, чтобы товар попал в квоту

В перечне постановления № 2014 по кодам ОКПД2, которые в каталоге отнесены к закупке ноутбуков, есть одна подходящая группа. Это группа кодов 26.20.11 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки».

Минимальная доля закупки отечественных товаров в 2021 году установлена 50 процентов. Обратите внимание, что по другим товарам перечня постановления № 2014 бывает несколько кодов ОКПД2, которые вы можете выбрать для закупки.

Обязательные и необязательные характеристики. Мы выбрали такой код товара, который даст в перспективе возможность закупить по квоте. Теперь перейдем непосредственно к обязательным и необязательным характеристикам товара, которые есть в каждой позиции КТРУ.

Обязательные характеристики из КТРУ должны быть включены в техническое задание, необязательные выбираете в зависимости от описания объекта закупки. Иначе дела обстоят с радиоэлектроникой.

Ранее было запрещено менять характеристики по радиоэлектронике, если в ЕИС мы видели прямой запрет по позиции товара.

Дополнительные характеристики. При приобретении радиоэлектронной продукции из перечня по постановлению № 878 заказчик может использовать в описании объекта закупки допхарактеристики не из КТРУ, но только когда в закупке не установлены ограничения.

Такое правило действует с 27 ноября 2020 года и установлено в подпункте «а» пункта 5 постановления Правительства от 08.02.2017 № 145 (в ред. постановления от 24.11.2020 № 1909).

Запрет на использование допхарактеристик КТРУ нужно применять в случае, если в закупке продукции из перечня по постановлению № 878 установлены ограничения.

Во всех остальных случаях использования КТРУ, помимо закупки радиоэлектроники, если прямого запрета в ЕИС дополнять характеристики каталога нет, то вы вправе их расширить. Только не забывайте обосновать свою позицию, для чего вы прописываете внушительное количество характеристик.

Шаг 7.

Установите характеристики товара для отечественных производителей

Руководствуемся только обязательными и необязательными характеристиками КТРУ для закупки ноутбука, устанавливаем ограничения допуска товара в документации, чтобы наша закупка попала в квоту.

Чтобы верно сформировать характеристики товара и не ограничить конкуренцию, воспользуемся сведениями о российских производителях ноутбуков из реестра радиоэлектроники.

Смотрите сведения об имеющихся производителях в реестре и на каких сайтах мы можем найти товар, который они предлагают.

Для того чтобы понять, какой ноутбук вы можете купить у этих производителей, ознакомимся с информацией о продукции на указанных сайтах. По тем характеристикам, которые мы видим в самом реестре, невозможно определить, о каком конкретно устройстве идет речь, и будут ли данные товары эквивалентны друг другу.

Подберите те характеристики с сайтов производителей, которые соответствуют характеристикам позиции КТРУ 26.20.11.110-00000001. Для примера мы взяли одну обязательную и шесть необязательных характеристик товара «ноутбук». Смотрите, как сгруппированы характеристики по трем ноутбукам отечественного производства.

Так можно выявить эквивалентные значения, опираясь на информацию с сайтов отечественных производителей ноутбуков, которые есть в реестре радиоэлектроники.

Такое описание объекта закупки по ноутбуку получилось без использования дополнительных характеристик. Это позволит провести закупку с нацрежимом: ограничениями допуска иностранного товара с учетом требования соблюдать обязательную минимальную долю.

Как применять КТРУ при закупках по 44-ФЗ

КТРУ (каталог товаров, работ, услуг) – это перечень товаров, работ, услуг, сформированный на основе ОКПД 2. Размещен в Единой информационной системе в блоке «Информация для пользователей» и содержит 17 рубрик, среди которых «Медицинские изделия», «Радиоэлектронная продукция», «Бумага и канцелярские товары», «Продукты питания», «Хозяйственные товары», «Нефтепродукты» и др.

Цель создания КТРУ

Каталог создан с целью унификации наименований товаров (работ, услуг) и их описания.

Данная унификация, по задумке разработчиков, должна привести к устранению излишних (завышенных) требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и «упрощению» работы заказчиков. Однако если учесть, что каталог содержит 53000 позиции и регулярно пополняется, «упрощения» работы заказчики дождутся не скоро.

Тем не менее, обязанность применения КТРУ есть и заказчикам ничего не остается, как при планировании той или иной закупки «заглядывать» в каталог и проверять наличие в нем требуемых товаров (работ, услуг).

Обязанность применения

Применение КТРУ при осуществлении закупок обязательно! (п. 4 Правил использования КТРУ, утв. ПП РФ от 08.02.2017 № 145).

При этом следует учитывать, что информация из КТРУ обязательна к применению, как при планировании закупки, так и при ее осуществлении. Иными словами, информация, содержащаяся в КТРУ должна найти отражение, как в плановых документах (плане закупок, плане-графике), так и в извещении, документации, контракте и иных документах, составляемых в процессе осуществления закупки.

Чем чревато неприменение КТРУ?

Ответственность предусмотрена ч. 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ за размещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о КС.

Размер штрафа составляет:

  • 15 тыс. руб. на должностное лицо;
  • 50 тыс. руб. на организацию.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Что конкретно заказчик обязан взять из КТРУ?

1. Наименование объекта закупки

Если объект закупки входит в КТРУ, то заказчик обязан включить в наименование объекта закупки формулировку, приведенную в каталоге.

Например, при закупке зеленого лука, заказчик с 1 августа 2019 г. обязан так сформулировать наименование закупки, чтобы фраза «Лук свежий зеленый» обязательно в нем присутствовала («Поставка лука свежего зеленого», «Лук свежий зеленый»).

Указанная в примере дата говорит о том, что именно с 1 августа у заказчика возникает обязанность применять данную позицию каталога, хотя размещена она в каталоге с мая 2019 г.

2. Единица измерения количества ТРУ

Требование о применении указанных в каталоге единиц измерения количества ТРУ совершенно однозначно.

Например, если в каталоге указано, что единицей измерения количества является «килограмм», то перевод количества товара в тонны, граммы и прочее не допустим.

3. Описание объекта закупки (при его наличии в КТРУ)

Если позиция каталога содержит описание объекта закупки, то заказчик обязан его применять. При этом недопустимо внесение в указанное описание никаких изменений. Пунктами 5 и 6 Правил использования КТРУ допускается лишь дополнение описания объекта закупки недостающими и необходимыми характеристиками, при условии их обоснования.

Например, позиция «Лук зеленый свежий» в описании содержит лишь одну характеристику «Товарный сорт», при этом данная характеристика является обязательной и должна быть указана в описании объекта при планировании и осуществлении закупки (об этом «напоминает» сам каталог при просмотре позиции).

Включение в один лот позиций, включенных и не включенных в КТРУ

Запрета на объединение в один лот позиций, включенных и не включенных в КТРУ нет.

Формировать лот заказчик может по своему усмотрению, опираясь на антимонопольное законодательство и правило, что «один лот не должен содержать несколько видов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных между собой и приводить к ограничению числа участников», а также необходимости предоставления преимуществ и преференций, установления запретов и ограничений.

Дата обновления: 31.07.2019

Автор статьи: Наталья Иванова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *