Как изменится национальный режим: обзор двух Приказов Минфина

Консультация эксперта

С 2021 года начали действовать несколько новых стандартов, которые кардинально повлияли на правила бухгалтерского учёта в России. Работа бухгалтера усложнилась, и от умения применять новые правила на практике будет напрямую зависеть качество отчётности. Подробнее о новых ФСБУ рассказала наш эксперт Алёна Фомина.

*** 

Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.

  • Новые стандарты:
  • 26/2020 «Капитальные вложения» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о капитальных вложениях организаций.
  • 6/2020 «Основные средства» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об ОС организаций.
  • 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об объектах бухгалтерского учёта при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества и способы ведения таких объектов.
  • 5/2019 «Запасы» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций.
  • 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» — устанавливает требования к документам и документообороту для бухгалтерского учёта.

Новые правила учёта сложные и требуют детального рассмотрения, изучения и применения на практике. В КонсультантПлюс имеется много информации по данной теме, есть также ситуации из практики, которые вам помогут быстро изучать и применять новые правила в бухгалтерском учёте.

В справочно-правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация о правилах и сроках перехода на новые стандарты

Рассмотрим каждый из них более подробно.

ФСБУ 26/2020: обзор основных изменений в учёте капвложений с 2022 года

Правила учёта основных средств по покупке не изменились. При рассрочке платежа свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение ОС учитываем как проценты по займу. Материалы, приобретённые для строительства ОС, — капитальные вложения, а не запасы. В балансе их надо показать по строке 1150. Затраты на любой ремонт и амортизацию строительной техники относим на счёт 08.

Вторичное сырье, оставшееся при строительстве, монтаже, модернизации, реконструкции, плановом ремонте основных средств, с кредита счёта 08 приходуем как запасы или как ДАП. Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение по правилам для ОС.

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта 6/2020: основные изменения в учёте ОС с 2022 года

Лимит стоимости ОС устанавливаем сами. Например, можно сделать его таким же, как для налога на прибыль, — 100 000 рублей. Объекты со СПИ больше года и стоимостью ниже лимита сразу списываем в расходы.

Амортизацию считаем из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость. Ликвидационная стоимость — предполагаемая стоимость ОС в конце СПИ минус затраты на его выбытие. Если ликвидационную стоимость невозможно определить или она несущественна, амортизируем полную стоимость основных средств.

Амортизируем объект начиная с месяца принятия к учёту основных средств и по месяц выбытия или списания. Но можно применять и привычные правила.

Начисление амортизации ОС на консервации и длительном ремонте не приостанавливаем.

Способ начисления амортизации, СПИ и ликвидационную стоимость нужно проверять как минимум в конце каждого года и, если условия использования ОС изменились, пересматривать.

Плановый ремонт, техобслуживание, техосмотр — существенные затраты на такие мероприятия, проводимые реже чем раз в год, признаём отдельными ОС (Информация Минфина России № ИС-учёт-29).

Переоценку можно отражать новым способом: списать всю амортизацию проводкой Д 02 — К 01, а затем довести счёт 01 до рыночной стоимости. Но можно и продолжать делать как раньше.

Проверять ОС на обесценение надо минимум раз в год на 31 декабря по правилам МСФО (IAS) 36. Признаки обесценения: резкое снижение рыночной стоимости, существенный износ, порча объекта, простой.

При наличии таких признаков надо уменьшить балансовую стоимость основных средств до рыночной стоимости за минусом затрат на выбытие. Убыток от обесценения средств относят в прочие расходы (п. п.

12, 18, 59 МСФО (IAS) 36).

При продаже или ином выбытии ОС в ОФР показываем не доходы и расходы по сделке, а только её результат: прибыль — в строке 2340, а убыток — в строке 2350.

Инвестиционная недвижимость — недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста её стоимости. Её можно учитывать по рыночной стоимости и не амортизировать. Дооценку и уценку списываем на счёт 91, а счёт 83 не используем (Информация Минфина России).

Для перехода закрепите в учётной политике:

  • новый лимит стоимости основных средств (для совокупности объектов ОС или для отдельного объекта ОС);
  • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
  • способ учёта последствий переоценки — корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
  • способ оценки инвестиционной недвижимости — по рыночной стоимости или по первоначальной.

Всем компаниям, кроме тех, которые могут вести упрощённый бухучёт, на 01.01.2022 надо скорректировать учёт основных средств по стоимости. Объекты с первоначальной стоимостью ниже нового лимита спишите. По остальным пересчитайте накопленную амортизацию с учётом ликвидационной стоимости. Разницу отнесите на счёт 84.

В новом видеовыпуске «Бухгалтер LIVE» наш эксперт разъяснила ключевые моменты применения ФСБУ 6/2020. Разъяснения будут интересны широкому кругу бухгалтеров.

ФСБУ 25/2018: учёт аренды и лизинга с 2022 года

Аренда недвижимости у арендатора. Аренду на срок не больше 12 месяцев можно учитывать как раньше — списывать арендную плату в расходы. Но такой порядок надо закрепить в учётной политике.

При аренде на срок больше 12 месяцев надо отразить право пользования активом и обязательство по аренде. Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте.

Стоимость права равна сумме обязательства по аренде и платежей, перечисленных до получения недвижимости в аренду. Срок полезного использования равен сроку аренды.

Обязательство по аренде ОС покажите на счёте 76 по приведённой стоимости арендных платежей. Она равна номинальной сумме будущих платежей, дисконтированной по ставке, по которой вы можете получить заём на сопоставимый срок. По этой ставке ежемесячно начисляйте проценты на остаток обязательства и уменьшайте его на текущий платёж.

Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать аренду как раньше, если не будут выкупать предмет аренды или сдавать его в субаренду.

Краткосрочная аренда автомобиля у физлица. При аренде автомобиля на срок менее года ведите учёт как раньше — автомобиль на баланс не принимайте, арендную плату начисляйте проводкой Д 20 (26, 44) — К 60 (73, 76).

Аренда у арендодателя. Аренда по договорам, не предусматривающим выкуп имущества, признаётся операционной. Имущество, переданное в операционную аренду, продолжайте учитывать на счёте 01. Арендную плату начисляйте, как и раньше, проводкой Д 62 — К 91, а если аренда ваш основной вид деятельности — Д 62 — К 90.

Лизинг у лизингополучателя. Порядок принятия к учёту не зависит от того, кто признаётся балансодержателем имущества по договору. Вы в любом случае отражаете в учёте право пользования активом и обязательство по аренде.

Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права — затраты лизингодателя на покупку имущества плюс ваши затраты, необходимые для начала его использования. СПИ права пользования активом равно СПИ предмета лизинга, который определяем по общим правилам нового стандарта, о чём говорит федеральный стандарт бухгалтерского учёта 25/2018.

Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения.

Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости.

А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать лизинг по старым правилам для лизинга на балансе лизингополучателя.

В статье «ФСБУ 25/2018: бухгалтерский учёт аренды» наш эксперт подробно рассмотрела основные принципы ведения учёта для арендатора и арендодателя, а также объяснила, как раскрыть информацию в бухгалтерской (финансовой) отчётности.

ФСБУ 5/2019: изменения в учёте запасов с 2021 года

Поступление материалов и товаров. Материалы для управленческих нужд, например канцтовары, можно сразу списать в расходы: Д 26 — К 60.

При рассрочке свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение запасов учитываем как проценты по займу. Резерв под обесценение запасов создаём исходя из чистой стоимости продажи — рыночной стоимости за минусом расходов на продажу.

Читайте также:  Аукцион не состоялся не подана ни одна заявка — что делать по 44-ФЗ в 2022 году

При продаже обесцененных запасов восстанавливаем резерв проводкой Д 14 — К 90.02 (91.02).

Затраты на производство. В себестоимость нельзя включать сверхнормативный расход сырья, потери от брака и простоев. Остатки НЗП нельзя оценивать по стоимости сырья и материалов. Оценка НЗП происходит по фактической себестоимости, по нормативной себестоимости или по прямым затратам.

Отмена методических указаний. Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н).

Но приведённые в них способы можно продолжать применять, если они не противоречат новому правилу стандарта. Например, ведение ТЗР.

Ведь в правилах нового стандарта есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов  это требование не нарушает.

Как изменится национальный режим: обзор двух Приказов Минфина

ФСБУ 27/2021: основные изменения в работе с документами с 2022 года

Его проект был опубликован 12 марта 2021 года на официальном сайте Минфина России. Порядок оформления первичных документов остаётся прежним. Стандарт только поясняет некоторые правила. Например, дату составления первичного документа определяют по дате подписания. Если документ оформили не сразу, дополнительно указывают дату операции, которую он фиксирует (п.

2 Информации Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учёт-33). Электронные документы можно подписывать ЭЦП любого вида, если дополнительные требования не установлены другими НПА. Например, для УПД обязательна квалифицированная электронная подпись. Введено новое понятие — оправдательный документ.

Это любой документ, содержащий информацию о факте хозяйственной жизни: договор с контрагентом, решение суда или ИФНС.

Оправдательный документ можно использовать как первичный, если в нём есть все обязательные реквизиты. Если реквизитов не хватает, надо оформить отдельный первичный документ со ссылкой на оправдательный. Например, если в транспортной накладной нет стоимости перевозки, нужен акт на перевозку с реквизитами этой накладной.

Сформулированы общие требования к регистрам БУ. Регистры распространённых бухгалтерских программ соответствуют всем этим требованиям.

Изменены правила исправления документов. Бумажную первичку можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные. Для исправления электронного документа оформите новый.

Для исправления ошибки в регистре можно сделать дополнительную запись, дополняющую сумму ошибочной записи до нужной величины. Для уменьшения суммы применяют способ сторно (п. 8 Информации Минфина России от 10.06.

2021 № ИС-учёт-33).

См. дополнительную информацию: 

{Типовая ситуация: ФСБУ 26/2020: основные изменения в учёте капвложений с 2022 г. (Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}} {Типовая ситуация: ФСБУ 6/2020: основные изменения в учёте ОС с 2022 г.

(Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}} {Типовая ситуация: ФСБУ 25/2018: учёт аренды и лизинга с 2022 г. (Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}} {Типовая ситуация: ФСБУ 5/2019: изменения в учёте запасов с 2021 г.

(Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}} {Типовая ситуация: ФСБУ 27/2021: основные изменения в работе с документами с 2022 г. (Издательство «Главная книга», 2021) {КонсультантПлюс}}

Новые правила предусматривают не одно изменение. Так, с 2021 года обязателен переход на ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменяет ПБУ 5/01. ФСБУ 5/2019 утверждён Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н и направлен на сближение российского бухгалтерского учёта с международными стандартами финансовой отчётности.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», 6/2020 «Основные средства» и 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» можно использовать с 2021 года, но это необязательно. ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» обязательно применять с 2022 года.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» вступит в силу с 2022 года, но организации вправе его применять и до указанного срока.

Вопрос о целесообразности досрочного применения новых стандартов следует решать с учётом конкретных условий ведения деятельности.

Алёна Фомина, экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»

Приглашаем вас на семинар 2 ноября. Наш эксперт Светлана Александровна Бобовникова подробно расскажет о всех новых ФСБУ и ответит на ваши вопросы.

15.12.2021 Минфин и Казначейство пояснили, что учесть при составлении отчетности за 2021 год :: Разъяснения государственных органов

  • Показатели справки (ф.

    0503110) по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 10 100 можно не детализировать при раскрытии информации:

    • о сформированном ГРБС размере участия собственника имущества в государственном (муниципальном) учреждении – счет 1 11 09000 00 0000 000 1 401 10 172;
    • об изменении кадастровой стоимости земельных участков, финансовом результате от оценки финансовых и нефинансовых активов – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176;
    • о принятии на учет нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации, принятии на учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот – счет 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 199;
    • об уменьшении объема финансовых вложений (в т. ч. в уставные фонды ГУПов) – счет 1 11 09000 00 0000 120 1 401 10 172;
    • о признанных ссудодателем доходах от предоставления права пользования активом – счета 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 121, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 122, 1 11 00000 00 0000 000 1 401 10 123.
    • Ссудополучатель в разрядах 1 – 17 номера счета 1 401 10 18Х указывает код 2 07 10010 01 0000 180 (для федерального бюджета), без детализации по подвидам доходов.
    • Доход от поступлений средств государственного задания от бюджетных (автономных) учреждений в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражается по номеру счета 2 03 01099 01 0000 150 1 401 10 153 (для федерального бюджета).
    • Показатели по номерам счетов аналитического учета счета 1 401 20 000 с нулями в разрядах 5 – 17 могут быть:
    • у ссудополучателя – по амортизации права пользования активом, принятым к учету в качестве объектов аренды на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 224);
    • у ссудодателя – по предоставлению права пользования активом на льготных условиях (XX XX 00000 00000 000 1 401 20 24X, XX XX 00000 00000 000 1 401 20 25X).
  • Для корректного формирования справок (ф. 0503125) по сопоставимым консолидируемым расчетам по передаче недвижимого имущества (вложений в недвижимое имущество) передающая сторона проводит инвентаризацию расчетов.

    При отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования на приобретенные (созданные) в течение отчетного года объекты недвижимости, информация об этих объектах раскрывается органом по управлению имуществом казны по счету 1 108 50 000 в объеме фактических затрат, сформированных ПБС на счете 1 106 10 000.

    При выявлении несопоставимости консолидируемых показателей по передаче недвижимого имущества с новым правообладателем (принимающей стороной) передающая сторона оформляет консолидируемые расчеты с органом по управлению имуществом казны. Для этого направляется извещение (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих прекращение права оперативного управления в отношении имущества на отчетную дату.

    Информация о расчетах по возврату остатков МБТ получателю при подтверждении потребности раскрывается в справке (ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 561) с отражением корреспондирующих счетов 1 205 51 661, 1 205 61 661, в т. ч. по строкам «неденежные расчеты».

    Показатели по счетам 1 401 10 191, 1 401 10 195, 1 401 10 189 отражаются по соответствующим детализированным кодам видов доходов 2 07 10010 01 0000 180 (для федерального бюджета) с указанием подвида «0000» (пп. 13, 14 Порядка № 85н).

  • В отчете (ф. 0503127) кассовые расходы по КВР 451, 452 выверяются на наличие соответствующего увеличения вложений по счетам 1 204 31 000, 1 204 34 000, 1 215 31 000, 1 215 34 000, 1 206 73 000 либо на наличие передачи финансовых вложений (с учетом входящих остатков на начало года) уполномоченному органу. Показатели для сверки содержатся в сведениях (ф. 0503171), сведениях (ф. 0503169), справке (ф. 0503125).

    В разделе 2 отчета (ф. 0503127) не должно быть минусовых значений по суммам дебиторской задолженности прошлых лет, восстановленным на счетах ПБС. Эти суммы перечисляются в бюджет.

    Администратор доходов бюджета отражает такие поступления в графе 5 раздела 1 отчета (ф.

    0503127) в положительном значении по соответствующему коду вида доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 (например, 000 1 13 02991 01 XX00 130).

  • Изменения в национальном режиме

    Рассмотрим изменения в национальном режиме. Национальный режим в контрактной системе работает в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ, Постановлениями Правительства и Приказом Министерства финансов № 126н. Об этом я писала в предыдущих статьях.

    Читайте также:  Может ли ИП выдавать сертификаты о прохождении курсов, не имея лицензии?

    Но наше законодательство по закупкам постоянно меняется и сегодня напишу про  изменения в национальном режиме с июля по сентябрь 2020 года.

    На сегодняшний день по национальному режиму работают следующие нормативно-правовые акты.

    Запреты
    Промышленные товары, в том числе для нужд обороны и безопасности:

    • товары легкой промышленности;
    • товары станкоинструментальной промышленности;
    • товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
    • товары машиностроения
     Постановление Правительства № 616
    Программное обеспечение Постановление Правительства № 1236
    Системы хранения данных Постановление Правительства от 21.12.2019 № 1746
    Ограничения
    Медизделия Постановление Правительства № 102
    Медизделия из ПВХ-пластиков Постановление Правительства № 102
    Лекарства Постановление Правительства № 1289
    Продукты Постановление Правительства № 832
    Радиоэлектроника Постановление Правительства № 878
    Отдельные виды промышленных товаров Постановление Правительства № 617
    Условия допуска
    Товары по перечню Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н

    С 11 августа 2020 года действуют поправки в Закон № 44-ФЗ. Устанавливается минимальная доля закупок российской и евразийской продукции. Перечень таких товаров разработает и утвердит Правительство.

    Для того чтобы достигнуть показателя, заказчик вправе устанавливать ограничение для иностранных товаров в закупочной документации.

    Также заказчик вправе установить минимальную долю при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ).

    По итогам года заказчик до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, должен:

    • составлять отчет об объеме закупок российских товаров;
    • размещать отчет в ЕИС или направлять его в уполномоченный Правительством ФОИВ, осуществляющий оценку выполнения заказчиком установленной обязанности.

    Если по итогам года объем закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан:

    • с отчетом подготовить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок;
    • разместить обоснование в ЕИС или направить его в уполномоченный Правительством ФОИВ, в случае если такое обоснование не размещается в ЕИС.

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 249-ФЗ.

    С 6 августа 2020 года заработали новые условия для закупок радиоэлектронной продукции.

    Для двух кодов ОКПД2 – 27.31 и 27.32 Правительство утвердило отдельные правила допуска к закупкам.

    Теперь кабели и провода из ЕАЭС допустят к закупке наряду с товарами из реестра российской радиоэлектроники.

    Отклонить иностранные заявки, кроме ЕАЭС, нужно, если есть не менее двух предложений, которые одновременно отвечают требованиям извещения и документации о закупке, а также:

    • содержат предложения о поставке товаров из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции или товаров, произведенных на территории ЕАЭС;
    • не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя.

    При этом для товаров из реестра российской радиоэлектронной продукции происхождение подтверждается по-прежнему – наличием реестровой записи.

    Важно, что для товаров, произведенных на территории ЕАЭС, участнику закупки необходимо будет получить специальный акт экспертизы. Акт выдает уполномоченный орган государства – члена ЕАЭС. В данном акте указывают сведения об оптическом волокне, которое используют при производстве радиоэлектронной продукции (постановление Правительства от 25.07.2020 № 1116).

    Что изменится в российских законах в 2022 году — РБК

    Изъятие сверхприбылей у металлургов

    С 1 января 2022 года в России вводится акциз на жидкую сталь, то есть сплав железа с углеродом, используемый как первичное сырье для производства металлопродукции.

    Базовая ставка акциза, в соответствии с законом, составит 2,7% от средней за календарный месяц экспортной цены на стальные слябы в морских портах, расположенных в Южном федеральном округе России (если она превысит $300 за тонну).

    От уплаты нового акциза освобождаются мелкие производители изготавливаемых литьем металлургических продуктов и полупродуктов (не более 1 тыс. т в месяц), производители спецстали (не более 300 тыс. т за предыдущий год), а также предприятия из отраслей машиностроения, судостроения и оборонно-промышленного комплекса.

    Одновременно с этим новый закон меняет подход к расчету налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для железной руды, угля и сырья для минеральных удобрений — ставки увяжут с ценами на мировых рынках.

    Доходы, полученные от взимания акциза на жидкую сталь, будут делиться между федеральным бюджетом (83%) и бюджетами соответствующих регионов (17%). Минфин оценил поступления от акциза на жидкую сталь и изменения режима НДПИ для металлургов и производителей удобрений: в 2022 году — в размере 148,4 млрд руб., в 2023 году — 143,4 млрд руб., в 2024 году — 141,4 млрд руб.

    В интервью РБК в мае 2021 года первый вице-премьер Андрей Белоусов говорил, что на фоне пандемии и роста мировых и внутрироссийских цен металлурги резко увеличили доходы и «нахлобучили» государство примерно на 100 млрд руб.

    за счет повышения затрат на госстройки. «[Они], конечно, понимают [что нужно будет возвращать]. У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать.

    Это, я думаю, мы сделаем», — сказал он тогда.

    Ликвидация должности президента Татарстана

    С 1 июня 2022 года вступит в силу норма закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», запрещающая главам регионов страны именовать себя президентами.

    «Наименование не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации», — говорится в законе.

    Глава Татарстана — единственного региона России, где руководителя по-прежнему называют президентом, — уже заявил, что власти республики выполнят требование нового закона. «Закон принят, и мы законопослушные люди», — сказал Рустам Минниханов. Поправки в Конституцию Татарстана, изменяющие название должности главы республики, должны быть внесены не позднее 1 января 2023 года.

    Ранее президенты также были в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Чечне, Удмуртии и других республиках России. Последним, не считая Минниханова, региональным президентом был глава Башкирии Рустэм Хамитов, должность которого была переименована с 1 января 2015 года.

    Запрет экспорта круглого леса

    С 1 января 2022 года будет практически запрещен экспорт из России необработанного круглого леса (кругляка) хвойных и ценных лиственных пород — вывоз такого сырья останется возможным только через два железнодорожных пограничных пункта — в Карелии (Люття) и в Приморском крае (Хасан). Эта мера оставит на территории России, по оценке Минпромторга, около 6 млн куб. м хвойной древесины, примерно столько круглого леса пока еще экспортируется из страны.

    Кроме того, правительство с 1 января 2022 года ограничит вывоз грубо обработанных влажных пиломатериалов толщиной более 10 см, сообщил РБК заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Речь идет о грубо обтесанном бревне, это так называемый товар прикрытия, которым маскируют попытки вывозить кругляк.

    С 2 января по 31 декабря 2022 года для хвойных пород древесины экспортные пошлины установлены в размере €200 за кубометр, для ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) — от €250 до €370 за кубометр. Сейчас ставка на такие лесоматериалы для хвойных пород и дуба составляет 10%, но не менее €13 и €15 за кубометр соответственно, на бук и ясень — также 10%, но не менее €50 за кубометр.

    Требования к «зеленой» еде

    С 1 марта 2022 года вступит в силу закон «О сельхозпродукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».

    К производству так называемой зеленой продукции будут предъявлять более жесткие требования по качеству и соблюдению экологических параметров, в том числе запрет на применение клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов (ГМО) или ионизирующего излучения. Производители «зеленой» продукции, прошедшие добровольную сертификацию, смогут наносить на нее соответствующую маркировку.

    В 2022 году россиянам впервые придется заплатить налог с процентов, полученных по крупным депозитам. Закон об этом вступил в силу еще в 2021 году, но первые выплаты по налогу еще только предстоят.

    Необлагаемая сумма рассчитывается так: ключевая ставка ЦБ на 1 января умножается на сумму в 1 млн руб. На 1 января 2021 года ключевая ставка ЦБ составляла 4,25%. В этом случае налогообложению будет подлежать весь процентный доход, превышающий 42,5 тыс. руб.

    Платить налог по вкладам нужно самостоятельно, но подавать декларацию не придется. Банки сами направят информацию о вкладах налогоплательщиков и их доходах в Федеральную налоговую службу (до 1 февраля). Если доходы гражданина превысят необлагаемую базу, ФНС пришлет уведомление, и налоги за 2021 год нужно будет заплатить до 1 декабря 2022 года.

    Читайте также:  Зарегистрировать ООО по адресу регистрации

    Льготы по налогам и вычеты

    С 1 января 2022 года вступает в силу закон, по которому семьи с двумя и более детьми при соблюдении ряда условий будут освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько времени она находилась в собственности.

    Кроме того, с начала 2022 года будет изменен порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимости. По новым правилам, не нужно будет подавать налоговую декларацию при продаже жилых или садовых домов, квартир, комнат и земельных участков не дороже 1 млн руб., а также гаражей и т.д. — на сумму до 250 тыс. руб.

    Еще одна новость — с 2022 года станет проще получить имущественный вычет из НДФЛ при покупке квартиры, дома или земельного участка, а также социальные (на обучение или лечение) и инвестиционные вычеты. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ.

    Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

    По итогам года в отношении всех лиц, у которых имеется неиспользованный остаток имущественного вычета, налоговая автоматически проведет проверку всех условий и при наличии возможности получения вычета сформирует в личном кабинете предзаполненное заявление для подписания.

    В 2022 году россияне впервые смогут получить налоговый вычет за траты на спорт и занятия физкультурой.

    Налоговый вычет будет применяться к суммам, потраченным с 1 января 2022 года не только на самого налогоплательщика, но и на детей до 18 лет. Верхняя планка размера вычета за спортивные и оздоровительные услуги ограничена 120 тыс.

    руб. за календарный год. Это означает, что максимальная сумма вычета составит 15,6 тыс. руб.

    Услуги не всякой спортивной организации (или индивидуального предпринимателя) дадут возможность получения налогового вычета — поставщик должен быть включен в особый перечень.

    В этот реестр уже вошли крупнейшие сети фитнес-клубов, среди них — World Class, XFit, Alex Fitness, СССР, Orange Fitness. В общей сложности можно будет получить налоговый вычет за занятия более чем в 3,8 тыс.

    организаций — кроме фитнес-клубов это шахматные, танцевальные и конно-спортивные школы, клубы по боксу и т.д.

    Нововведения в сфере недвижимости

    С 1 марта 2022 года на землях сельскохозяйственного назначения разрешат строить индивидуальные жилые дома. Сейчас это запрещено, но в 2022 году норма закона будет смягчена — для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства разрешат строить один дом размером не более 500 кв. м при условии, что площадь земли под ним составит не более 0,25% площади всего участка.

    Суммы налога на имущество и земельного налога с физических лиц в 2022 году вырастут.

    Для расчета налогов за 2021 год во всех регионах России станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, хотя и с учетом понижающих коэффициентов. Кадастровая стоимость 1 кв.

    м жилья в Москве с 1 января 2022 года вырастет в среднем на 21,4% — с 149 тыс. до 181 тыс. руб., что приведет к увеличению налоговых платежей (как минимум на 10%).

    Позднее в 2022 году во всех регионах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков, результатом чего также станет повышение их стоимости и, соответственно, сумм налоговых платежей.

    Также в 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной (с 0,3 до 1,5%) налоговой ставки земельного налога для тех, кто использует участки нецелевым образом.

    С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в закон «О кредитных историях».

    Во-первых, в России начинают работать квалифицированные бюро кредитных историй — это БКИ, которые будут предоставлять банкам и другим кредиторам данные о среднемесячных платежах граждан для расчета показателя долговой нагрузки (ПДН). Статус КБКИ уже получили три крупнейших бюро: ОКБ, НБКИ и «Эквифакс».

    Во-вторых, российские заемщики получат «индивидуальный рейтинг» их платежеспособности — число от 1 до 999, рассчитанное по методике ЦБ. Чем выше рейтинг, тем ниже оценивается кредитный риск заемщика, то есть у заемщика больше шансов получить одобрение кредита. До изменений каждое бюро считало и присваивало скоринговый балл по-своему.

    В-третьих, оспаривать какие-то пункты в кредитной истории граждане смогут дистанционно, через банки.

    Кроме того, с 1 января 2022 года Банк России получит право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов банками и займов микрофинансовыми компаниями (МФО). Совет директоров Банка России будет определять виды займов и кредитов, которых будут касаться эти меры, и порядок ограничения.

    «Нововведение защитит людей от попадания в «долговую ловушку», поможет сохранить средства. Речь идет об ограничении выдачи необеспеченных потребительских кредитов и займов.

    Это решение обосновано сложившейся ситуацией на рынке потребительского кредитования: 30% граждан, имеющих кредит, отдают более 80% своего дохода, в итоге попадают в финансовую зависимость», — объяснял суть изменений председатель Госдумы Вячеслав Володин.

    С 1 сентября 2022 года в России должна заработать система тотального учета рекламы в Рунете. Интернет-площадки, а также выступающие посредниками агентства будут обязаны заносить в базу сведения обо всех рекламных кампаниях, адресованных пользователям в России. Оператора системы такого учета выберет комиссия при Роскомнадзоре.

    Ранее эксперты высказывали сомнения в возможности полной реализации принятого закона. В частности, руководитель продуктового направления Лаборатории цифрового маркетинга КРОК Дмитрий Гиндия обращал внимание на проблему взаимодействия с западными рекламными площадками: не являющиеся резидентами России участники рынка могут просто отказаться от выполнения новых правил.

    Директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов, в свою очередь, отмечал, что результаты уже действующего мониторинга рекламы в Рунете, проводимого компаниями Mediascope и DigitalBudget, дают представление лишь о 30–40% рекламных сообщений в интернете.

    Системно же оценить всю рекламу, включая микробизнес, интеграции у блогеров или коммерческие коммуникации в мобильных приложениях, «очень трудно».

    «Приземление» ИТ-гигантов, российский софт и борьба с телефонным мошенничеством

    Какие изменения произошли в правилах национального режима с ноября 2018 года | IT компания Простые решения

    До 5 ноября заказчики закупали продукты питания, технику, посуду и другие товары с применением нацрежима по Приказу Минэкономразвития № 155. Ему на смену пришел Приказ Минфина № 126н. Что изменилось в новом приказе по сравнению со старым?

    С ноября 2018 года у заказчиков стало меньше поводов не предоставлять преференции товарам из ЕАЭС.

    155 126н
    1. Закупка не состоялась (только одна заявка подана/ соответствует требованиям). 2. Во всех заявках предлагают товары из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 3. Во всех заявках предлагают товар, произведенный в иностранном государстве. 4. Только часть закупаемых товаров включена в перечень из приказа. 5. В заявке победителя предложены и товары из ЕАЭС, и иностранные товары. При этом стоимость товаров из ЕАЭС составляет > 50 % стоимости всех товаров. 1. Закупка не состоялась (только одна заявка подана/ соответствует требованиям только одна заявка). 2. Во всех заявках предлагают товары из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 3. Во всех заявках предлагают товар, произведенный в иностранном государстве.

    Что происходит, если заказчик объявляет «смешанную» закупку

    Будьте внимательны — смешанные лоты теперь вне закона.

    155 126н
    Приказ не применялся, если заказчик включал одну закупку товары, на которые распространяется действие приказа, и те, на которые не распространяется. Больше нельзя включать в одну закупку товары, указанные в приказе и не указанные в нем.

    Что происходит, если поставщик подает «смешанную» заявку

    Больше не будет возможности поставить часть товара из ЕАЭС, а часть иностранного происхождения без снижения цены у победителя.

    155 126н
    Можно было подать смешанную заявку. При этом если стоимость товаров из ЕАЭС преобладала над стоимостью иностранных товаров (больше 50%), заявка считалась «российской» и имела преференции. Можно подать смешанную заявку, но преференции получают только заявки с товарами из стран ЕАЭС. Заявки, в которых есть хоть какая-то доля иностранного товара, считаются целиком иностранными.

    Что делать, если несколько поставщиков дали одинаковую цену

    Такая ситуация может возникнуть в конкурсе, запросе котировок и предложений, так как в в этих закупках участники делают предложения «вслепую», не видя цен конкурентов.

    155 126н
    Если несколько участников подали одинаковую цену (уже после предоставленной преференции), то выигрывала заявка с российским товаром. Больше нет правила, по которому побеждает участник с преференциями. Контракт получит тот, что подал заявку раньше.

    Что не поменялось?

    • Участники по-прежнему декларируют страну происхождения товаров в своей заявке — пишут наименование страны в соответствии с международным классификатором.
    • После победы нельзя заменять товар на иностранный. Единственное исключение — можно поменять товар, произведенный в другом государстве ЕАЭС.
    • Не изменился перечень товаров, на которые распространяются преимущества.

    Для формирования новости использовались материалы с сайта zakupki.kontur.ru.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *