Как перепродавать электроэнергию субабонентам на УСН?

Мы часто встречаемся с тем, что от электросети одного предприятия могут быть запитаны другие потребители. В таких случаях могут возникать перекосы по расчетам, когда предприятие начинает платить не только за себя. Проблемы в расчетах возникают из-за несовершенства учета электроэнергии и из-за не понимания того, как правильно осуществлять вычисления.

Рассмотрим две стандартные ситуации. Первый случай — опосредованное подключение, когда транзитный потребитель заключил прямой договор с энергосбытом, и его электропотребление вычитается из вышестоящей по схеме организации.

Подобных потребителей мы будем дальше называть субабонентами. Второй случай — энергосбыт не участвует в схемах расчетов с транзитными потребителями, а предприятие с общим счетчиком самостоятельно выставляет счета за компенсацию электропотребления своим потребителям.

Таких транзитников мы будем называть субпотребителями.

Когда в расчетах за электроэнергию применяется первая ценовая категория, и в расчетах участвуют только показания приборов учета, то не возникает никаких сложностей с расчетами транзитных потребителей.

Но если применяются почасовые тарифы (с третьей по шестую ценовые категории), то в расчетах за электроэнергию, появляются платежи за мощность. И тут возникает множество недоразумений, влияющих на правильность определения стоимости электроэнергии.

Именно этому и посвящена настоящая статья, и в первую очередь посмотрим на отношения по расчетам за электроэнергию с субпотребителями.

АСКУЭ яЭнергетик

Учет электроэнергии онлайн
Быстрая настройка удалённого опроса
7 дней бесплатного пользования

Узнать подробнее

Как правило энергетики предприятий, от сетей которых запитаны транзитные потребители не задумываются о правильности расчетов. Начисления субпотребителям происходят по самой примитивной схеме.

Сначала определяется средний тариф, когда итоговая сумма счета за электроэнергию по общему счетчику делится на итоговый объем потребления. А затем по всем субпотребителям показания счетчика умножаются на средний тариф.

Насколько корректен такой уравнительный подход, рассмотрим на примере.

Предприятие 1 имеет договор энергоснабжения с ПАО «Мосэнергосбыт» и получает электроэнергию по 4 ценовой категории. Предприятие работает в 3 смены поэтому имеет относительно ровный режим работы. Однако, если мы посмотрим на профиль мощности, снятый с общего электросчетчика, то видим ярко выраженные пики в дневное время, когда стоимость электроэнергии значительно возрастает.

Как выяснилось, от сетей этого предприятия запитан субпотребитель «Предприятие 2», работающий исключительно в дневное время. Вот его график потребления:

Как перепродавать электроэнергию субабонентам на УСН?

Согласно счету на электроэнергию, Предприятие 1 потребило за январь 165 618 кВтч, на сумму 828,1 тыс. руб. без учета НДС. Эта стоимость, так как применяется четвертая ценовая категория, состоит из нескольких составляющих:

  • 305,1 тыс. руб. – плата за энергию (165 618 кВтч),
  • 178,5 тыс. руб. – плата за мощность покупки (243 кВт),
  • 344,5 тыс. руб. – плата за мощность передачи (363 кВт)

Если рассчитать средний тариф, мы получим ровно 5,00 руб. за каждый киловаттчас без учета НДС.

Именно по такому тарифу Предприятие 1 ведет расчеты с Предприятием 2, не забыв начислить сверху 10% эксплуатационных затрат (законны или нет такие надбавки, мы поговорим в конце статьи).

Зная расход электроэнергии за январь по счетчику Потребителя 2 (61 033кВтч), получаем стоимость электроэнергии по субпотребителю:

61 033 * 5,00 * 1,1 = 335,7 тыс. руб.

А теперь давайте проведем расчет Предприятия 2 по такой же схеме, как Мосэнергосбыт считает стоимость электроэнергии по Предприятию 1, т.е. как для потребителя четвертой ценовой категории. Для этого нам необходимо определить не только объем потребления, но и мощности покупки и передачи.

Расчеты, выполненные в системе яЭнергетик.рф, показали, что итоговая стоимость составила 401 тыс.руб. без учета НДС, в том числе:

  • 116,7 тыс. руб. – плата за энергию (61 033 кВтч),
  • 75,6 тыс. руб. – плата за мощность покупки (103 кВт),
  • 208,7 тыс. руб. – плата за мощность передачи (220 кВт)

Таким образом, мы видим, что даже с учетом десятипроцентной надбавки к тарифу Предприятие 1 ежемесячно теряет около 65 тысяч рублей из-за неправильной системы расчетов за электроэнергию.

Что не так с расчетами, и откуда взялась такая разница? Как уже было сказано, Предприятие 1 работает в три смены, режим работы – ровный. Таким образом, организация в равной степени потребляет электроэнергию как в часы дорогой, так и в часы дешевой электроэнергии.

Предприятие 2 работает только в дневное время, когда стоимость электроэнергии максимальная. Такой режим потребления негативно сказывается на общей стоимости, увеличивая средний тариф за счет высоких платежей за мощность, потому как мощность рассчитывается только в пиковые часы.

В результате, стоимость объема потребления по субпотребителю составляет 38% от итоговых платежей за энергию. А стоимость мощности по нему же составляет 54% от итоговых платежей за мощность покупки и передачи. Если вести расчет по среднему тарифу, то пропорция по мощности не учитывается, а в расчет берется только пропорция по энергии.

Как результат – заниженные платежи за электроэнергию по субпотребителю.

Чтобы избежать таких проблем, есть только одно решение – выполнять точные расчеты стоимости электроэнергии по субпотребителям и арендаторам с учетом их режима работы, т.е. с подсчетом стоимости мощности.

Да, такие расчеты проводить сложнее, но если вы используете систему яЭнергетик, то все вычисления будут выполняться автоматически, и Вы сможете наладить очень точные расчеты со своими субпотребителями.

Обратная ситуация может случиться и с субпотребителем, который потребляет электроэнергию круглосуточно, но запитан от предприятия, работающего в одну смену. В этом случае, при расчетах по среднему тарифу, субпотребитель начнет переплачивать за чужую мощность.

Можно указать вышестоящей по схеме организации на этот недочет.

Но станут ли там выставлять счета так, как это выгодно вам? Сомневаемся, потому как в законах нет четких разъяснений на этот счет, а применение методики распределения стоимости по среднему тарифу пропорционально объемам потребления не запрещено и может показаться проверяющим органам вполне вразумительным. Но можно легко решить эту проблему с учетом интересов всех сторон. Для этого требуется перейти на прямые расчеты с гарантирующим поставщиком. Т.е сменить статус «субпотребителя», на «субабонента».

Схема, когда каждое предприятие платит само за себя – наиболее правильная. Для этого, все потребители, запитанные опосредованно от сетей других потребителей, должны иметь прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком. Но и тут бывают огрехи, приводящие к сбоям в расчетах и ошибкам на существенные суммы.

Из раздела по расчетам с субпотребителями данной статьи уже стало ясно, что важно обеспечить правильный расчет мощности, но всегда ли это возможно? Да, если везде стоят интервальные счетчики, обеспечивающие почасовой учет электроэнергии. А если стоят обычные счетчики, которые ведут учет электроэнергии только в целом за месяц? Здесь неминуемо возникнут ситуации, когда кто-то начинает переплачивать за другого.

Самое верное решение — обеспечить почасовой учет по всем субабонентам, установив интервальные приборы учета. Но даже в этом случае могут возникать переплаты из-за низкого качества расчетов.

Мы часто сталкиваемся с ошибками гарантирующих поставщиков, неверно вычитающих объемы или мощности по субабонентам.

Найти ошибки в показаниях и определить, верно ли сминусована энергия – не сложно, а вот посчитать объем вычитаемой мощности по субабонентам (особенно когда их много) гораздо сложнее.

Чтобы облегчить учет электроэнергии и проверять точность выставления счетов на электроэнергию, вы можете воспользоваться системой яЭнергетик. Сюда можно внести все приборы учета, участвующие в расчетах – как головные, так и транзитные.

Если счетчики могут опрашиваться удаленно, то система автоматически соберет все нужные показания, а в противном случае, в систему можно загрузить почасовые отчеты как в целом по предприятию, так и по каждому субабоненту в отдельности.

Программа яЭнергетик выполняет расчеты по всем субабонентам по каждому часу. За их вычетом, вы получите сухой остаток как по объему, так и по мощности.

Умножив эти значения на действующие тарифы, система покажет вам точную сумму, которое ваше предприятие должно заплатить за электричество. Если что-то не сошлось со счетами энергосбыта, тогда они ошиблись.

Для доказательства правильности расчетов, система позволяет выпустить на печать расшифровку с вычислениями объемов и мощности по всем приборам учета.

Читайте также:  УПД — образец заполнения в 2022 году. Правила заполнения универсального передаточного документа

И в заключении немного о законности, точнее о незаконности того, что некоторые предприятия выставляют своим субпотребителям надбавки к тарифам, мотивируя это потерями или эксплуатационными издержками.

Откроем Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. г. №861 и посмотрим пункт 6:

«Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.»

Далее говорится, когда это возможно:

«Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.»

Насколько легко получить статус электросетевой компании и оказывать услуги по передаче электроэнергии на законных основаниях? Начиная с февраля 2015 года появились ограничивающие критерии. Здесь мы не станем перечислять все критерии, кому интересно смотрите ПП РФ от 28.02.2015г. № 184.

Главная

Ситуация:

Общество (Заявитель) заключило договор по технологическому присоединению к электрическим сетям с ОАО «ХХХ» (Сетевая организация). На основании этого договора Общество является потребителем мощности 2 МВА для электроснабжения объекта «00». На дату оказания услуги все объекты введены в эксплуатацию.

Как необходимо принимать затраты расходов по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств для целей бухгалтерского и налогового учета (единовременно или постепенно), при возможности постепенного списания затрат просим прокомментировать порядок  действий. Также просим пояснить возможность дальнейшего выставления услуг по аренде электрической мощности от Заявителя прочим контрагентам. 

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г.

№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение объектов юридических и физических лиц по производству электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства осуществляется на основе договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (Далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

  • Перечень мероприятий по технологическому присоединению приведен в пункте 18 Правил и включает:
  • а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором  и со смежными сетевыми организациями;
  • б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
  • в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка;
  • г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией;
  • д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии;
  • е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств;
  • ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Согласно п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г.

№ 1178, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Из перечня мероприятий по технологическому присоединению следует, что, все они связаны с непосредственным присоединением объекта к электрической сети. Данные мероприятия являются разовыми и, как правило, без их осуществления эксплуатация объекта невозможна.

  1. Таким образом, можно сделать вывод, что технологическое присоединение построенного объекта к электрической сети является необходимым условием функционирования этого объекта.
  2. Однако для более точного ответа на поставленный вопрос необходимо иметь подробное представление о том, на сколько затраты по технологическому подключению направлены на доведение объекта до состояния, пригодного для использования.
  3.  Бухгалтерский учет

Порядок учета основных средств регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н (далее- ПБУ 6/01)

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  • в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
  •  При этом на основании пункта 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в т.ч., суммы, уплачиваемые за приведение объекта в состояние, пригодное для использования.

  1. Соответственно, плата за технологическое присоединение (без учета НДС) должна рассматриваться в качестве затрат, связанных с доведением построенного объекта до состояния, пригодного к использованию, и формировать первоначальную стоимость построенного объекта.
  2. Пунктами 17, 20 ПБУ 6/01 предусмотрено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования основных средств.
  3. Следовательно, произведенные Организацией затраты по технологическому присоединению к электрическим сетям в целях бухгалтерского учета признаются расходами по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию, и списываются в составе общей стоимости объекта основного средства постепенно в течение срока его полезного использования.

Отдельно отмечаем, что в случае, если затраты по технологическому присоединению к электрическим сетям не связаны с доведением объекта до состояния, пригодного для использования, то в зависимости от вида деятельности Организации и положений учетной политики указанные расходы могут быть единовременно отнесены к расходам по обычным видам деятельности или прочим расходам на основании Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 , утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н.

  • Налоговый учет (налог на прибыль организаций)
  • В случае, если произведенные затраты направлены на доведение объекта дл состояния, пригодного к использованию, Организации необходимо руководствоваться нижеследующим.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации под основными средствами в целях главы 25 понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
  • Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Читайте также:  Нужно ли после регистрации ип подавать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности?

Из вышеизложенного следует, что созданный объект основных средств с учетом работ по технологическому подключению является амортизируемым имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Следовательно, затраты на технологическое присоединение следует рассматривать как затраты на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию, и включать в первоначальную стоимость данного объекта. После чего признавать произведенные затраты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли, постепенно в течение срока полезного использования объекта путем начисления амортизации.

Отмечаем, что Минфин РФ по вопросу учета затрат на технологическое присоединение в высказывал разные точки зрения.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Защита интересов субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, может быть реализована как путем отдельного технологического присоединения, так и на основании опосредованного присоединения.

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

На сегодняшний день среди потребителей электрической энергии по-прежнему велика доля тех лиц, кто потребляет ресурс, подаваемый через сети соседних организаций, на основе субабонентских правоотношений.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов

Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией).

Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).

В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».

Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».

Однако, не все здесь так просто.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения)

Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.

После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении. Далее, в соответствии с п.

34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.

Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.

2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.

В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).

Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение. К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности. Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).

При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей.

Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).

В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении». Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении. Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов — сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения. Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).

Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.

Поскольку вопрос перехода на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком является в последнее время достаточно актуальным, но в то же время способен привести к значительным и, возможно, совершенно ненужным затратам, связанным с новым технологическим присоединением, рекомендуем обращаться к специалистам за оказанием необходимой профессиональной помощи

Перевыставление счетов за коммунальные услуги арендатору: эсчф, проводки

Стоимость коммунальных услуг (электро-, газо-, водоснабжение, отопление и т.п.), потребляемых арендатором, может возмещаться арендодателю сверх арендной платы. В таком случае, как правило, в договоре аренды указывается, что арендатор возмещает арендодателю его затраты на оплату коммунальных услуг, потребленных арендатором.

  • Суммы коммунальных услуг, предъявленные поставщиками таких услуг, арендодатель перевыставляет арендатору.
  • Учет у арендодателя
  • При налогообложении прибыли перевыставляемые арендатору суммы включаются одновременно во внереализационные доходы и внереализационные расходы .
Читайте также:  Могу ли я открыть ип после ликвидации ооо?

При исчислении НДС с 01.01.2019 арендодателю нужно выбрать один из двух вариантов:

Объект учета Вариант 1 Вариант 2
Предъявленная поставщиками коммунальных услуг стоимость таких услуг в части, потребленной арендатором «Входной» НДС к вычету не принимается, а перевыставляется арендатору в ЭСЧФ «Входной» НДС к вычету принимается
Предъявленная арендатору к возмещению стоимость коммунальных услуг НДС не начисляется НДС начисляется . Арендатору — плательщику НДС выставляется ЭСЧФ

При выборе второго варианта арендодателю необходимо закрепить его в учетной политике. Выбранный вариант нельзя менять в течение года .

При выставлении ЭСЧФ арендодателю нужно учитывать следующее. Если он применяет первый вариант исчисления НДС, то при перевыставлении счетов за электроэнергию и другие коммунальные услуги арендатору, приобретенные у разных поставщиков, ЭСЧФ нужно выставлять по каждой такой услуге в отдельности .

Второй вариант исчисления НДС позволяет арендодателю выставить один ЭСЧФ по общей сумме перевыставляемых услуг, полученных от разных поставщиков .

Перевыставляемые коммунальные услуги арендатору не включаются в налоговую базу по налогу при УСН .

В бухгалтерском учете предъявленные поставщиками коммунальных услуг и перевыставляемые арендатору суммы не признаются доходами и расходами арендодателя. Такие суммы отражаются на счетах учета расчетов .

Полагаем, что в этом случае в учете нужно составить две записи. Первая запись отражает задолженность арендодателя перед поставщиками коммунальных услуг, стоимость которых подлежит возмещению арендатором.

Она фиксируется на основании первичного учетного документа (ПУД), подтверждающего оказание этих услуг. Данный ПУД составляется поставщиком услуг и арендодателем.

В некоторых случаях он может быть оформлен в единоличном порядке .

Вторая запись отражает задолженность арендатора по возмещению коммунальных услуг. Она составляется на основании ПУД, оформленного арендодателем и арендатором и подтверждающего возмещаемую арендатором стоимость коммунальных услуг.

Примечание
О дате отражения хозяйственных операций по возмещению расходов см. подп. 3.3 п. 3 разъяснения Минфина, МНС о дате хозяйственной операции.

Для учета сумм, подлежащих выставлению арендатору, по нашему мнению, можно ввести к счету учета расчетов отдельный субсчет, аналитические счета .

При выборе арендодателем первого варианта исчисления НДС проводки будут такие:

Проводка Операция
Д 62 (76) — суммы, подлежащие выставлению арендатору, — К 60 — поставщик услуг Отражена стоимость коммунальных услуг, подлежащая предъявлению арендатору к возмещению (включая НДС)
Д 62 (76) — арендатор — К 62 (76) — суммы, подлежащие выставлению арендатору Отражена стоимость коммунальных услуг, предъявленная арендатору к возмещению (включая НДС)
Д 60 — поставщик услуг — К 51 Оплачены арендодателем коммунальные услуги, предъявленные арендатору к возмещению
Д 51 — К 62 (76) — арендатор Получена от арендатора сумма возмещения

При выборе арендодателем второго варианта исчисления НДС проводки будут такие:

Проводка Операция
Д 18 — К 60 — поставщик услуг Отражен «входной» НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг
Д 62 (76) — суммы, подлежащие выставлению арендатору, — К 60 — поставщик услуг Отражена стоимость коммунальных услуг, подлежащая предъявлению арендатору к возмещению (без НДС)
Д 62 (76) — арендатор — К 62 (76) — суммы, подлежащие выставлению арендатору Стоимость коммунальных услуг, предъявленная арендатору к возмещению (без НДС)
Д 62 (76) — арендатор — К 68-2 Начислен НДС на стоимость коммунальных услуг, предъявленную арендатору к возмещению
Д 60 — поставщик услуг — К 51 Оплачены арендодателем коммунальные услуги, предъявленные арендатору к возмещению
Д 51 — К 62 (76) — арендатор Получена от арендатора сумма возмещения
  1. Учет у арендатора
  2. Арендатор принимает к вычету суммы «входного» НДС по перевыставленным коммунальным услугам при условии отражения сумм налога в бухгалтерском учете (если ведется книга покупок, то и в книге покупок) и подписания ЭСЧФ, выставленного арендодателем .
  3. При налогообложении прибыли суммы возмещения коммунальных услуг:
  4. — учитываются, если арендованная недвижимость участвует в предпринимательской деятельности ;
  5. — не учитываются, если арендованная недвижимость не участвует в предпринимательской деятельности .

Внимание!
Расходы на возмещение стоимости топливно-энергетических ресурсов для исчисления налога на прибыль учитываются в составе затрат в пределах норм, утвержденных и согласованных (при необходимости) в установленном порядке .

В бухгалтерском учете сумму возмещения стоимости коммунальных услуг арендатор учитывает в расходах и отражает проводками :

Проводка Операция
Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 60 или 76 Отражена стоимость потребленных коммунальных услуг, возмещаемая арендодателю по арендованной недвижимости, участвующей в текущей деятельности
Д 90-10 — К 60 или 76 Отражена стоимость потребленных коммунальных услуг, возмещаемая арендодателю по арендованной недвижимости, не участвующей в предпринимательской деятельности
Д 91-4 — К 60 или 76 Отражена стоимость потребленных коммунальных услуг, возмещаемая арендодателю по арендованной недвижимости, участвующей в инвестиционной либо финансовой деятельности арендатора

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Как избавиться от субабонентов?

10 марта 2010

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Статья о том, как «Правила функционирования розничных рынков электроэнергии…» регламентируют взаимоотношения потребителей и субабонентов

Проблема отношений между потребителем электроэнергии и субабонентом (потребляющим электроэнергию за счет присоединения к энергоустановкам первого) долго оставалась вне интересов законодателя.

Однако с принятием Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики [1] ситуация изменилась.

Теперь законодательство пусть и далеко не идеально, но помогает разрешить некоторые вопросы взаимоотношений «потребитель — субабонент».

Субабонент — «головная боль» основного потребителя электроэнергии

Прежде всего, необходимо отметить, что подключение субабонента несет для основного потребителя немало отрицательных моментов.

Это и зависимость от платежной дисциплины последнего, как следствие — кассовые разрывы по платежам за потребленную энергию, и невозможность взимать с субабонента плату за содержание либо пользование энергообъектом, к которому он присоединен, и отсутствие четкого порядка введения для субабонента ограничений по потреблению электроэнергии и т.д.

Естественно, что первое желание, которое приходит в голову основному потребителю: «Раз невыгодно — значит, отключу». Однако это желание ограничено положениями антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которого постоянно ужесточается.

Законом предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность за такие нарушения. В частности, ст.

178 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафов, ареста и лишения свободы за ограничение доступа на рынок других субъектов экономической деятельности, если это повлекло причинение ущерба от 1 млн рублей.

Произвольное отключение субабонента является нарушением п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [2].

Согласно этой норме, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Правомерно ограничить доступ субабонента к электроэнергии можно только в случае, если он либо является бездоговорным потребителем либо нарушает свои обязанности по срокам оплаты по договору с самим потребителем или поставщиком энергии.

Чтобы юридически грамотно выстроить отношения основного потребителя электроэнергии с субабонентом, необходимо найти ответ на вопрос о юридической природе их отношений. Не решив этот вопрос, основной потребитель электроэнергии и его юристы не смогут минимизировать финансовые риски и защититься от кассовых разрывов.

Купля-продажа или неосновательное обогащение? Интересную позицию по этому вопросу выработал Научно-консультационный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа [3].

Согласно этой позиции, между абонентом продавца электрической энергии и субабонентом не возникает договорных отношений купли-продажи электрической энергии.

Потребитель, энергопринимающее устройство которого опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации, приобретает электрическую энергию непосредственно у энергосбытовой организации или гарантирующего поставщика.

При потреблении субабонентом электрической энергии, приобретенной абонентом, взыскание стоимости электрической энергии производится по правилам о неосновательном обогащении (гл.60 Гражданского кодекса РФ), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *