Какое заявление необходимо подать при смене юрадреса, когда в ЕГРЮЛ уже внесена запись о решении об исключении

Внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене адреса организации – важная процедура, поскольку при игнорировании обязанности по актуализации сведений, директор юридического лица может быть привлечен к административной ответственности. О том, как производится внесение изменившихся сведений об адресе организации в реестр, расскажем в статье.

Зачем необходимо вносить данные об изменении адреса в ЕГРЮЛ

Одним из обязательных видов сведений, которые подлежат включению в единый реестр юридических лиц в силу требований пп. «в» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ является информация о юридическом адресе организации.

Эти данные должны быть актуальными.

Если сведения в реестре устарели (после принятия решения об изменении адреса прошло больше 3 дней), и организацией не предпринято шагов по их актуализации, директор может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.

3 (за несвоевременное предоставление данных) либо ч. 4 (за непредставление данных) ст. 14.25 КоАП РФ. Штраф за просрочку сообщения новых сведений – 5 000 рублей, а за непредставление данных – от 5 000 до 10 000 рублей.

Какое заявление необходимо подать при смене юрадреса, когда в ЕГРЮЛ уже внесена запись о решении об исключении

Используется скриншот с сайта информационно-правовой системы сonsultant.ru

Кроме того, риск неполучения любой почты организацией лежит на ней. Это касается судебных извещений, писем «счастья» из ГИБДД, налоговых уведомлений и требований.  Таким образом, если организация не довела до ФНС сведения об изменении юридического адреса, то вся почта считается полученной, и ответственность с государственных органов за отправку писем по ложному адресу снимается.

Какое заявление необходимо подать при смене юрадреса, когда в ЕГРЮЛ уже внесена запись о решении об исключении

Используется скриншот с сайта информационно-правовой системы сonsultant.ru

Как внести изменения в ЕГРЮЛ о смене адреса

Рассматриваемая процедура может осуществляться разными способами. Алгоритм зависит от того, вносятся правки в устав, или нет.

Изменения в него вносятся в 2 случаях – если организация переезжает в иной населенный пункт, либо если в уставе прописан полный адрес места нахождения фирмы.

Сначала рассмотрим порядок внесения новых сведений в реестр, при котором изменение устава не производится.

Процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ при смене адреса детально прописана в ст. 17, 18 ФЗ № 129.

Подать документы в ФНС можно:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • через нотариуса;
  • электронным способом, при наличии ЭЦП.

Процесс производится по следующему алгоритму:

  1. Арендуется или приобретается помещение по новому адресу.
  2. Принимается протокол общего собрания (или решение одного участника) об изменении адреса. Изменение индекса в ЕГРЮЛ также фиксируется. Директор организации обращается с заявлением в ФНС. Заявление составляется по форме Р14001, носит уведомительный характер и знаменует старт процедуры. Обратиться необходимо до того, как истекли 3 дня после принятия одного из решений, указанных в пункте 1. Помимо заявления потребуется протокол собрания или решение участника; договор, подтверждающий право пользования недвижимостью по новому адресу.
  3. Налоговая в течение 5 дней вносит изменения в реестр.

В каких случаях при внесении изменений в ЕГРЮЛ об адресе требуется вносить правки в устав, и как это сделать

Как указывалось выше, в устав требуется вносить правки только в том случае, если изменяется населенный пункт, в котором находилась организация, либо, когда в уставе прописан полный адрес фирмы (например, 101000, г. Москва, ул. Москвина, 5-12).

Алгоритм действий следующий:

  1. Поиск и приобретение на праве аренды или собственности помещения по новому адресу места нахождения.
  2. Принятие протокола собрания или решения участника об изменении юридического адреса.
  3. Подача уведомления в ФНС (Р14001). Дополнительно предоставляется протокол собрания или решение участника о смене адреса.
  4. Необходимо выждать 20 дней (или более) после предоставления указанных выше документов. Затем директор обращается в ФНС по новому адресу с заявлением. На этот раз, форма — Р13001. Заполняются титульный лист, строки 1-5 листа Б, лист М. Дополнительно предоставляется квитанция об оплате пошлины (800 рублей); новый устав в 2 экземплярах, либо лист изменений; решение или протокол собрания об изменении адреса; документ, который подтверждает право пользования помещением по новому адресу.
  5. Через 5 дней можно забирать готовые документы.

***

Таким образом, процедура внесения измененных данных в реестр об адресе компании отличается в зависимости от того, вносятся изменения в учредительные документы, либо нет. Если устав не меняется, процедура проста и бесплатна, но если в него вносятся изменения, процесс существенно усложняется.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене и уточнении адреса

Процедура смены адреса работает по разному в зависимости от того

  • содержится ли адрес в уставе организации (сейчас в уставе необходимо указывать только «место нахождения», т.е. название населенного пункта, но в старых уставах может быть указан полностью весь адрес),
  • совершается ли переезд в пределах населенного пункта или в другой населенный пункт.

Смена адреса в Уставе без переезда в другой населенный пункт

Разберем ситуацию, когда адрес полностью содержится в уставе, а нам нужно его заменить, т.к. организация переезжает внутри населенного пункта.

Готовим документы:

  • протокол общего собрания, в котором принимаем решения по двум вопросам — о смене адреса и о принятии устава в новой редакции;
  • новую редакцию устава, в которой вместо адреса указываем только название населенного пункта;
  • документ о праве на пользование помещением, в которое перезжает организация (не нужен, если перерегистрация производится по месту жительства участника, имеющего более 50 % долей в ООО, акций в АО, см. абз. 6 п. 6 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Важно! Обратите внимание, утвержден ли в вашей организации альтернативный порядок удостоверения решений вместо нотариального порядка (должен быть предусмотрен Уставом). Если такой порядок не утвержден, то протокол общего собрания обязательно нужно заверить у нотариуса.

Заполняем заявление по форме Р13014:

  1. титульный лист,
  2. лист Б (в п. 2 указываем новый адрес), 
  3. лист Н.

Подаем заявление лично в ФНС (понадобится оплатить госпошлину 800 руб.), либо через МФЦ, нотариуса, личный кабинет юрлица на сайте ФНС (тогда госпошлина не понадобится).

Смена адреса без внесения изменений в устав

Это самая простая ситуация. Он возникает, когда в уставе указан только населенный пункт, и переезд совершается внутри этого населенного пункта.

Здесь достаточно принять и удостоверить (см. выше о порядке удостоверения) решение о смене адреса и оформить его протоколом, а также подготовить документ на право пользования помещением.

Новая редакция устава не нужна.

Заполняем заявление по форме Р13014 и подаем его вместе с протоколом решения и документом на пользование недвижимостью в ФНС. Платить госпошлину в данном случае не нужно, т.к. оплачиваются только изменения в устав.

Смена адреса в случае переезда в другой населенный пункт (смена места нахождения)

Это самый сложный случай изменения адреса. Он совершается в два этапа и требует много времени. Сильно затягивает перерегистрацию требование законодателя — между первым и вторым этапом должно пройти не меньше 21 дня.

Первый этап — поготовка документов и уведомление ФНС о смене места нахождения

Готовим тот же пакет документов:

  • протокол общего собрания участников с решением в двум вопросам (смена места нахождения, принятие устава в новой редакции),
  • новую редакцию устава,
  • документы о праве пользования новым помещением.

Заполняем форму Р13014 — в качестве уведомления о смене места нахождения:

Отметим важные моменты заполнения уведомления:

  1. в графе 2 титульного листа проставьте «2», в графе 6 проставьте «1»;
  2. на листе Б заполняйте только графу 1, а графу 2 заполнять не нужно (Письмо ФНС России от 04.02.2021 N ЗГ-3-14/717@).

Какое заявление необходимо подать при смене юрадреса, когда в ЕГРЮЛ уже внесена запись о решении об исключении

Дальше не забываем удостоверить протокол решения (нотариально или иным способом, если он предусмотрен уставом) — и направляем уведомление в ФНС любым доступным способом. К уведомлению нужно приложить протокол общего собрания.

Дожидаемся, когда в выписке на юрлицо (бесплатно скачивается за пару секунд на сайте ФНС) появлениется отметка о регистрации изменений. С даты регистрации отсчитываем 21 день. На 22-й день можно приступать ко второму этапу смены адреса.

 Второй этап — регистрация юрлица на новом адресе

Нам вновь нужно заполнить форму Р13014, но теперь она выступает не как уведомление о смене места нахождения, а как заявление о внесении изменений о юрлице в Устав и в ЕГРЮЛ. Заполнить вновь нужно титульный лист, а также листы Б и Н. Однако действуем немного по-другому:

  1. в титульном листе проставляем в графе 2 «1», графу 6 не заполняем,
  2. в листе Б заполняем и графу 1, и графу 2.

К заявлению обязательно приобщаем устав в новой редакции и документы на право пользования (юрлица или его участника-владельца более 50 % долей) помещением по новому адресу.  Не нужен такой документ только при переезде юрлица по месту жительства участника.

Оплата госпошлины (800 руб.) нужна только при сдаче документов непосредственно в налоговую. Электронная подача через личный кабинет, нотариуса или МФЦ госпошлиной не оплачивается.

Общую информацию о том, как юрлицу внести изменения в ЕГРЮЛ, вы найдете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Сведения о недостоверности адреса организации 

Проверка на предмет соответствия истине информации, вносимой или уже зафиксированной в ЕГРЮЛ, производится регорганом при наличии мотивированных сомнений в ее достоверности (п. 4.2 ст. 9 закона «О госрегистрации»).

При этом если наличествуют регламентированные законом «О госрегистрации» основания, регорган производит такую проверку информации, зафиксированной в ЕГРЮЛ, вне зависимости от даты ее внесения в госреестр (письмо ФНС России от 06.03.2017 № ГД-4-14/3980@).

Читайте также:  Возврат излишне уплаченных средств при закрытии ИП

Такая проверка может быть проведена и в отношении данных об адресе юрлица (п. 6 ст. 11 закона «О госрегистрации»).

Форма Р38001 — возражение об исключении из ЕГРЮЛ

Общие правила заполнения

  • заполняйте только заглавными буквами;
  • шрифт — Courier New, высота шрифта 18 пунктов;
  • текст заполняйте слева направо, начиная с крайней левой клетки;
  • если текст не помещается на одной строке, в конце строки укажите столько символов, сколько поместится, а остальное продолжайте заполнять со следующей строки без знака переноса;
  • если слово закончилось в последней клетке строки, то написание следующего слова начинайте со второй клетки следующей строки, а первую оставьте пустой;
  • не ставьте прочерки или какие-либо иные знаки в пустых клетках;
  • при распечатывании формы используйте только одностороннюю печать;
  • проставьте на всех заполненных листах сквозную нумерацию;
  • незаполненные страницы подавать не нужно.

На титульном листе необходимо в клеточках проставить числовые коды, чтобы ответить на вопросы что будет предметом возражений, каких именно сведений касается поданное возражение, в отношении кого подано возражение, кто представляет документ и т.д.

В случае подачи возражения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ на титульном листе нужно проставить следующие числовые значения:

  • Предмет возражений: 2 — возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ.
  • Возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ касается: 3 — иных сведений о юридическом лице.
  • В остальных пунктах титульного листа числовые значение проставлять не нужно.

Так как во втором пункте проставлено значение 3, то далее нужно заполнить листы А, Б, Г и Д.

Укажите здесь ОГРН, ИНН и полное наименование организации на русском языке, в отношении которой принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

В случае заполнения возражения для обжалования решения об исключении из ЕГРЮЛ укажите здесь дату и номер решения налогового органа об исключении.

Данные сведения можно взять из выписки из ЕГРЮЛ, в разделе «Сведения о записях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц», в записи «Наименование документа: Решение о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ».

  • Детально изложите здесь суть возражений, то есть причины почему налоговая должна отменить своё решение о предстоящем исключении.
  • Для случаев, когда исключение происходит вследствие признания организации недействующей, на листе Г можно написать о том, что организация сдавала отчёты (с приложением подтверждения этого) или что у неё были операции по какому-нибудь счёту (также нужно приложить подтверждение из банка).
  • Если исключение связано с недостоверностью, то в форме Р38001 можно написать о том, что налоговый орган не выполнил свою обязанность по письменному уведомлению вас о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (в большинстве случаев налоговая действительно таких уведомлений не посылает).

Данный лист состоит из 4-х страниц, на которых указываются сведения о заявителе.

При предоставлении возражения об исключении заявителем обычно является юридическое лицо, поэтому в первом разделе проставляем значение 2.

Во втором разделе нужно внести данные о заинтересованной организации, от лица которой подаётся данное заявление. Укажите ОГРН, ИНН и полное наименование организации на русском языке.

В разделе 4 укажите сведения о руководителе организации, от лица которой предоставляется возражение. Напишите в соответствующих строках:

  • фамилию, имя и отчество (при наличии);
  • дату и место рождения;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность

В пятом разделе напишите контактный телефон и электронную почту. Актуальный номер телефона позволит сотрудникам налогового органа оперативно связаться с вами, если у них возникнут какие-либо вопросы. На адрес электронной почты будет направлен результат рассмотрения данного заявления.

Далее укажите почтовый адрес, на который также будет направлен результат по рассмотрению возражения. Адрес указывается в соответствии с данными в государственном адресном реестре (ФИАС).

На последней странице нужно собственноручно указать ФИО и ниже поставить подпись. При электронной подаче собственноручная подпись необязательна.

Если подаёте лично в налоговую, то подпись ставьте в присутствии инспектора. Если заверяете форму у нотариуса — расписываетесь в присутствии нотариуса.

Также в окошке проставьте цифровое значение, соответствующее наиболее предпочтительному способу получения результата рассмотрения возражения.

Образец заполнения всех страниц листа Д смотрите ниже в карусели.

Вс разъяснил порядок исключения из егрюл при наличии у юрлица неисполненных обязательств

Верховный Суд опубликовал Определение № 305-ЭС21-7837 от 28 октября по делу № А40-40380/2020 об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ

23 ноября 2017 г. Межрайонной ИФНС № 46 по г. Москве в отношении ООО «Танаис» была внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ об адресе юрлица. В связи с этим 30 апреля 2019 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии решения о предстоящем исключении общества из реестра как недействующего.

Между тем 2 июля 2019 г. от директора ООО «Строй-Ком» в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 21.

1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП поступили возражения относительно исключения ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ в связи с наличием у этого общества неисполненных обязательств по возврату денежных средств.

Задолженность «Танаиса» в размере 480 тыс. руб. была установлена вступившим в законную силу решением АС г. Москвы по делу № А40-10183/2019.

5 июля 2019 г. МИФНС № 46 по Москве направила в адрес ООО «Строй-Ком» письмо об удовлетворении его возражений, в котором указала, что 3 июля в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения ООО «Танаис» из реестра. Однако 29 июля 2019 г.

инспекцией повторно было принято решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием сведений о недостоверности, о чем 31 июля 2019 г. в реестр была внесена соответствующая запись.

Данные сведения были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.

Поскольку в течение трех месяцев после этого в инспекцию не поступило заявлений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с предстоящим исключением ООО «Танаис» из реестра, 14 ноября 2019 г. в него была внесена запись об исключении юридического лица на основании подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ).

Не согласившись с действиями налогового органа, правопреемник общества «Строй-Ком» юридическая компания «Актив» обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной записи о прекращении деятельности юридического лица, внесенной в ЕГРЮЛ инспекцией в отношении ООО «Танаис».

Истец указал, что решение инспекции не соответствует Закону № 129-ФЗ, в связи с чем просил инспекцию устранить нарушение его прав и законных интересов путем аннулирования записи.

Компания отметила, что повторная процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована инспекцией до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

Три инстанции отказали в удовлетворении требований

Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из того, что наличие оснований, указанных в подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является достаточным для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Они указали, что положения ст. 21.

1 закона применяются с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение на сайте ФНС, а также возможность направления заявления, препятствующего внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из реестра, пояснили суды.

Исключение ООО «Танаис» из ЕГРЮЛ, как указали суды, было осуществлено инспекцией с учетом предоставленных заинтересованным лицам гарантий, которыми они не воспользовались, а именно направление в адрес регистрирующего органа заявления, препятствующего принятию решения об исключении юридического лица из реестра. Они обратили внимание, что заявителю было известно о последовательности действий в случае принятия инспекцией повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ и он мог предпринять соответствующие действия.

Суды пришли к выводу, что неисполнение обязательств по погашению задолженности общества перед кредиторами при наличии оснований для исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ, само по себе не препятствует совершению регистрационных действий.

Кроме того, компания «Актив» вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, которые установлены действующим законодательством (ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

ВС выявил ошибки нижестоящих инстанций

В кассационной жалобе в Верховный Суд компания «Актив» со ссылкой на существенные нарушения нижестоящими инстанциями норм материального права просила отменить их судебные акты.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1 ст. 64.2 ГК, п. 1 и 2 ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица. Суд пояснил, что согласно подп. «б» п. 5 ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Так, ВС указал, что в силу действующего правового регулирования юридическое лицо, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе, фактически ликвидируется как недействующее юридическое лицо.

Налоговики не дали КС возможности высказатьсяФНС исправила внутриведомственную ошибку, но проблема осталась не урегулированной законодательно

Обращаясь к Постановлению КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П и к определениям КС РФ от 17 января 2012 г. № 143-О-О и от 17 июня 2013 г.

№ 994-О, Верховный Суд отметил, что такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Читайте также:  Если регистрация ООО в налоговой инспекции проводится через представителя, какой должна быть доверенность?

Ссылаясь на Постановление КС РФ от 18 мая 2015 г. № 10-П, ВС разъяснил, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом законных интересов кредиторов и иных лиц, чьи права затрагиваются таким исключением.

Суд добавил, что такие лица могут направить заявление об обжаловании решения об предстоящем исключении должника в срок не позднее чем три месяца со дня его опубликования. При этом ВС обратил внимание, что в соответствии с п. 8 ст.

22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Верховный Суд напомнил, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, добавил ВС. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.

В рассматриваемом случае Суд учел то обстоятельство, что на момент принятия повторного решения о предстоящем исключении «Танаиса» из ЕГРЮЛ инспекции было достоверно известно о наличии возражений кредитора исключаемого из реестра юридического лица на совершение регистрационных действий.

«Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих полагать, что кредитор по истечении 27 дней (возобновление процедуры ликвидации) после направления возражений утратил интерес к сохранению правоспособности ООО “Танаис” и совершению действий по защите своих прав», – отмечено в определении.

ВС добавил, что указанный срок не может быть признан разумным, позволяющим возложить на компанию «Актив» обязанность проверять наличие в отношении ООО «Танаис» возбужденных процедур исключения из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке.

Такой незначительный срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления фактически привел к необоснованному преодолению возражений лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ общества «Танаис», что не отвечает принципу необходимости соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.

Исключения из ЕГРЮЛ и неисполнения обязательств недостаточно для привлечения к субсидиарной ответственностиКак указал Верховный Суд, для этого необходимо, чтобы неразумные или недобросовестные действия лиц, указанных в ст. 53.1 ГК, привели к фактическому банкротству организации

Кроме того, Суд указал, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению инспекции в силу ст. 21.

1 Закона № 129-ФЗ само по себе не является достаточным основанием для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности ввиду того, что одним из условий удовлетворения требования кредиторов является установление того обстоятельства, что долг возник в результате неразумности и недобросовестности лиц.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры при наличии неисполненных ООО «Танаис» обязательств нарушает права заявителя, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора. Судебная коллегия ВС посчитала вывод судов о правомерности действий налоговой инспекции по исключению общества из ЕГРЮЛ неверным и отменила их судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты прокомментировали выводы ВС

Ведущий юрист практики «Налоговые споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Александр Земченков отметил, что сам по себе вопрос административной ликвидации юридических лиц в настоящее время является довольно актуальным.

Так, только за девять месяцев 2021 г. налоговым органом было исключено из ЕГРЮЛ более 250 тыс. юридических лиц. В большинстве случаев в качестве основания для исключения выступала недостоверность сведений в реестре, пояснил Александр Земченков.

Эксперт подчеркнул, что рассмотренный Верховным Судом вопрос срока повторной процедуры исключения из ЕГРЮЛ регулярно встречается в судебной практике.

Александр Земченков заметил, что позиция судов, аналогичная отраженной в рассматриваемом определении ВС, почти ежегодно попадала в обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов, направляемые ФНС территориальным органам (письма ФНС России от 9 июля 2018 г. № ГД-4-14/13083; от 31 июля 2020 г. № КВ-4-14/12315; от 30 июля 2021 г. № КВ-4-14/10747). «Остается надеяться на то, что поскольку в этом году это уже не первое определение ВС по данному вопросу (ранее идентичный вывод был отражен в Определении № 305-ЭС21-2734 от 1 июля 2021 г. по делу № А40-58641/2020), наконец точка в данном вопросе будет поставлена», – прокомментировал эксперт.

Александр Земченков положительно оценил то, что Верховый Суд обратил внимание на тот факт, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа само по себе не является достаточным основанием для привлечения его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Эксперт отметил, что на возможность применения механизма привлечения к субсидиарной ответственности зачастую указывали налоговые органы, да и многие нижестоящие суды, как, например, в рассматриваемом деле, отбиваясь от доводов истцов о нанесении ущерба кредиторам.

«В связи с этим пренебрежение сроками при проведении “зачистки” в ЕГРЮЛ нарушает права возражающего исключению кредитора, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения его требований.

Изложенный подход вселяет надежду на появление рабочего механизма контроля над исключением должников с бонусом в виде “12-месячного окна” для взыскания задолженности», – заключил Александр Земченков.

Адвокат МКА «Филиппов и партнеры» Роман Шишкин также считает, что вопрос исключения компании из ЕГРЮЛ является очень важным для текущей деятельности, так как, по сути, по инициативе ИФНС ставится вопрос о юридической правоспособности юридического лица.

Эксперт указал, что запись о недостоверности сведений ЕГРЮЛ может быть внесена по различным основаниям, например в случае проведения налоговым органом осмотра местонахождения компании по юридическому адресу либо получения ответа от арендодателя о незаключении договора аренды.

По мнению Романа Шишкина, определение ВС формирует положительную практику для кредиторов юридического лица, так как защищает их интересы и позволяет взыскать задолженность, избежав формального довода о неисполнении обязательств ввиду исключения должника из реестра. Эксперт полагает, что с высокой долей вероятности в рамках нового рассмотрения заявленные требования будут удовлетворены.

Как избавиться от недостоверности сведений в ЕГРЮЛ — Право на vc.ru

{«id»:336539,»gtm»:null}

В прошлом году налоговая с целью расчистки от «однодневок» уже проводила веерные рассылки уведомлений о недостоверности сведений об адресе.

Особенно бизнес был удивлен, когда сведения о недостоверности адреса вносили при наличии реально арендуемых офисов или даже находящихся в собственности помещений (!) в разгар пандемии (после истечения моратория), очень часто даже без фактического посещения инспекторами помещений.

Вероятно по логике “через полгода исключим действительно недостоверные организации, а остальные как-то озаботятся и подтвердят сведения о себе».

Но ФНС решила не останавливаться на достигнутом, после волны рассылок по недостоверности адресов, пошла волна рассылок по недостоверности сведений о директорах и учредителях.

Внезапно, без причин, приходит уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений, в соответствии с которым налоговая уведомляет, что в отношении организации установлена недостоверность сведений о директоре и/или участнике.

Причем налоговая предельно демократична: в моей практике, такие решения выносились как в отношении успешных предпринимателей — владельцев группы компаний, с высокой суммой доходов и активов, так и в отношении участников небольших компании, зачастую находящихся в тяжелом экономическом состоянии, лишая их возможности добровольной ликвидации.

При этом закон связывает с недостоверностью сведений в ЕГРЮЛ, не важно об адресе, участнике или директоре чрезвычайно жесткую санкцию — исключение организации из ЕГРЮЛ — то есть прекращение самого юридического лица, если недостоверность не будет исправлена в течение 6 месяцев.

Но и такого произвольного немотивированного внесудебного прекращения лица было недостаточно налоговому органу. Теперь при наличии сведений о недостоверности, никто не может совершать никакие регистрационные действия, в частности, сделки с долями: ни продавать, ни покупать доли в уставном капитале общества участники не смогут даже при недостоверности адреса.

По мнению налоговой, подержанному нотариусами, чтобы ранее внесенная запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, такому директору/участнику до заключения договора надлежит представить в регистрирующий орган соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений. по мнению налоговой возможно только после допроса руководителя или участника организации в районной налоговой и после этого — подача заявления в регистрационную инспекцию с приложением протокола допроса территориальной налоговой инспекции, где юридическое лицо состоит на учете и т.д.

Читайте также:  Как платить взносы и налоги на УСН, если доход в квартал 60-75 тысяч рублей?

По сути, произвольным административным действием, без даже мотивировки и обоснования участники компании оказываются ограничены, а то и лишены права собственности на свое имущество (доли компании) они не могут продать, не могут даже выйти из компании, сменить директора, уже не говоря о том, что недостоверность сведений в ЕГРЮЛ затрудняет, а то и делает невозможным саму предпринимательскую деятельность юридического лица — невозможно сдать отчетность, ограничивается или прекращается банковское обслуживание, контрагенты не желая ставить под угрозу свою осмотрительность отказываются от сотрудничества.

Надо заметить, что во всех подобных действия налоговая ссылается на ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) которая устанавливает порядок и процедуру принятия решения о государственной регистрации.

Можно выделить два случая недостоврености:

1) Заявительный, указанный в пункте 5 ст.11 Закона. в этом случае недостоверность сведений, вносится в ЕГРЮЛ в отношении лица (например, участника или директора), на основании заявления такого лица. Допустим, кто-то потерял паспорт и обнаружил, что на него зарегистрировали компанию.

2) Инициативная проверка, установленная пунктом п.4.2 ст 9 и пунктом 6 ст.11 Закона.

В случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, не только при государственной регистрации, но и уже включенных в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом может проводится проверка таких сведений.

В случае, если проверка недостоверность, то регистрирующий орган направляет уведомление о недостоверности. Это означает, что для адресата (компания, учредитель) необходимо представить достоверные сведений в течение тридцати дней.

В случае непредставления достоверных сведений, а также в случае, если представленные документы не разубеждают налоговую, она вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

Казалось бы, налоговая действует на основании закона и остается выполнять любые ее требования?

Однако в соответствии с законом Основания, условия и способы проверки должны быть установленными приказом самой Федеральной налоговой службы. И действительно существует Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее- Приказ).

Что же в нем говорится о возможных основаниях проведения проверок — возникновении упомянутых в Законе обоснованных сомнений в достоверности?

Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, в соответствии с Приказом являются:

— получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также

— иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным регистрационным органом после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Увы, приказ не раскрывает, что же эта такая иная информация.

Однако это можно установить, рассмотрев основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ

1) наличие в регистрирующем органе, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица;

4) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

5) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

6) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

7) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:

в реорганизации участвуют два и более юридических лица;

в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

Таким образом, Закон и Приказ устанавливают критерий обоснованности сомнений регистрирующего органа в отношении сведений как только включаемых в ЕГРЮЛ, так и уже включенных (и прошедших проверку).

Иначе, говоря некие сведения, полученные регистрационным органом, должны не соответствовать сведениям ранее включенным в ЕГРЮЛ, и на основании этого может быть проведена проверка и при подтверждении достоверности ранее включенных сведений, направлено уведомление о недостоверности. Ни законом, ни приказом не предусмотрен произвольное предположение о недостоверности сведений об адресе, сведений об участнике или единоличном исполнительном органе.

Но для бизнеса существенен вопрос не о законных основаниях действий государственного органа или отсутствии таких, а о том, что же все же делать при получении уведомления о недостоверности или уже по факту внесения сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ. Здесь надо понимать, что отстаивание своих прав требует затрат времени, ресурсов, в том числе трудовых и материальных.

Самым простым способом является обращение в территориальную налоговую для проведения допроса лица, сведения о котором были признаны недостоверными в качестве свидетеля либо же осмотра недвижимости при признании недостоверными сведений об адресе.

Затем копий соответствующих протоколов в качестве приложения к заявлениям о государственной регистрации изменений сведений в ЕГРЮЛ должны быть поданы уже в регистрирующую налоговую.

Вместо осмотра помещения как мероприятия налоговой инспекции по проверке достоверности адреса, можно приложить к заявлению договор аренды, сведения о платежах и фото/видеоматериалы подтверждающие использование помещения как место нахождения единоличного исполнительного органа.

Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант

1) Обжаловать в административном порядке. В этом случае жалоба на решение регистрирующего органа подается либо в саму инспекцию, которая внесла сведения о недостоверности либо в вышестоящий регистрирующий орган.

2) Обжаловать в судебном порядке. Причем, можно сразу обжаловать в суд вместо административного порядка, либо же после него, получив неудовлетворительное решение вышестоящего налогового органа.

Для тех, у кого первый вариант не принес результаты, либо же есть время и ресурсы на оспаривание незаконных действий инспекции, есть два вариант

Несмотря на свою сложность и трудозатратность, в случае необоснованного признания налоговой сведений недостоверными, судебный вариант имеет хорошие перспективы и решения налоговой могут быть признаны недействительными.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений. Очевидно, что при принятии решения о признании недостоверными сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, также требуется исчерпывающая мотивировка, что заставило регистрирующий орган усомниться в достоверности ранее внесенной информации.

Судом также сформулированы следующие выводы:

  • если установлено, что проверочных мероприятий регистрирующим органом (по его поручению) не проводилось, а сведения признаны недостоверными, то это нарушение налоговой установленной законом процедуры,
  • внесение адреса в перечень адресов массовой регистрации, еще не свидетельствует о невозможности для юридического лица осуществлять деятельность по нему.

Общество может доказать достоверность адреса приложив договор аренды, экспликации помещений, фотографии и видеосъемку. Реальное исполнение договора аренды можно подтвердить, например, объяснениями арендодателя или платежными поручениями (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2021 N Ф06-3421/2021 по делу N А55-11556/2020).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *