Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведение

с изменениями от 28.09.2018

    Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведениеБухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?
    В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

    Что такое бюджетные и денежные обязательства?

    Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
    В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
    Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
    Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведение

    Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

    Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
    Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
    Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
    Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
    Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.
    Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

    • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
    • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

    После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

    Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведение

    Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

    Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

    Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

    В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

    Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

    Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

    Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведение

    Роль казначейства в исполнении обязательств

    Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

    Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства.

    Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст.

    219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

    Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

    Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

    Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

    Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений

    Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений — процедура, регламентированная нормативными актами Минфина РФ. Рассмотрим ее особенности.

    Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности.

    Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.

    Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность.

    Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета.

    В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.

    Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).

    Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.

    Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.

    Доведение лимитов бюджетных обязательств: процедура и ее документирование

    Главный источник права, согласно которому осуществляется доведение рассматриваемых лимитов до получателей бюджетных средств (в частности, казенных учреждений) при распределении федерального бюджета — приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

    Самое начало пути движения лимита по ведомственным вертикалям — направление Министерством финансов РФ сводной бюджетной росписи Федеральному казначейству. Через 4 дня ФК доводит сведения о лимитах до главных распорядителей государственных средств — как правило, представленных федеральными органами власти.

    В свою очередь, главные распорядители распределяют лимиты между рядовыми распорядителями (в ряде случаев — также получателями) бюджетных средств, формируя расходные расписания по форме КФД 0531722. Соответствующие расписания составляются для каждого распорядителя бюджета и являются главной формой документа, в которой отражаются сведения о лимитах.

    Расходные расписания, сформированные главными распорядителями, передаются в Федеральное казначейство, которое, проверив данные документы на предмет соответствия требованиям, установленным приказом № 104н, доводит их до рядовых распорядителей средств, а также получателей финансирования, которые подотчетны главному распорядителю, направившему соответствующие расписания в ФК.

    Лимиты, отраженные в расходном расписании, учитываются на лицевых счетах главного, рядового распорядителя, а также получателя государственных средств, которым может быть, в частности, казенное учреждение.

    Указывать ли лимиты бюджетных обязательств в листе 07 декларации по налогу на прибыль, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к справочной системе К+ бесплатно. 

    На уровне региональных и муниципальных ведомственных вертикалей могут утверждаться отдельные порядки доведения лимитов до учреждений.

    Фактически лимиты, отраженные в расходном расписании, которое передано казенному учреждению, можно считать доведенными в момент получения данным учреждением соответствующего расписания. Однако на практике начать принимать обязательства в пределах данных лимитов учреждение сможет только при условии составления и утверждения собственной бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

    Рассмотрим данную процедуру подробнее.

    Составление сметы казенного учреждения

    Каким образом формируется соответствующая смета, определяет конкретное ведомство, которому подотчетно казенное учреждение. Этот порядок должен соответствовать общим требованиям к составлению внутренних смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

    Форма сметы учреждения определена приказом № 112н (приложение № 1). Показатели, отражаемые в смете, должны соответствовать доведенным лимитам (ст. 221 БК РФ). Таким образом, расходное расписание, переданное казенному учреждению, будет основой для составления внутренней сметы бюджетных расходов.

    При этом смета должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания, содержащего лимиты. Утверждает ее руководитель учреждения или уполномоченное им лицо, если иной порядок не определен главным распорядителем.

    Порядок утверждения обычно согласуется со схемой доведения лимитов:

    • руководитель организации, являющейся главным распорядителем, уполномочен утверждать внутренние сметы казенных учреждений, которые подведомственны рядовым распорядителям;
    • рядовые распорядители, находящиеся в подчинении главного распорядителя предоставляют разработанные и утвержденные руководством на местах сметы на окончательное утверждение главному распорядителю.

    Утвержденные сметы должны быть дополнены обоснованиями по плановым сметным показателям, которые использованы при формировании данного документа. Оба типа документов направляются главному распорядителю, которому подотчетно казенное учреждение.

    Итоги

    Казенные учреждения могут принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах тех лимитов, что доведены до них в порядке, установленном приказом № 104н. Практическое применение доведенных лимитов возможно только при утверждении учреждением сметы расходов, сформированной на основании соответствующих лимитов.

    Узнать больше о решении учреждениями задач, которые связаны с принятием ими бюджетных обязательств, вы можете в статьях:

    • «Порядок учета бюджетных обязательств»;
    • «Коды счетов бюджетного учета».

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки

    Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

    Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

    Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

    • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
    • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
    • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

    Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

    В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

    Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

    Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

    Пример

    Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму.

    После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб.

    Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

    Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

    Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

    Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

    Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

    Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

    Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

    • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
    • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

    Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

    Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

    Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

    • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
    • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
    • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
    • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

    При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

    • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
    • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

    В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

    https://www.youtube.com/watch?v=GjLZBF-EBNA\u0026t=2245s

    В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

    • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
    • выплата заработной платы сотрудникам;
    • освоение целевой субсидии.

    Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

    Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

    Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

    Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

    • Дт 1 501 13 226;
    • Кт 1 502 11 226.

    Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

    • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
    • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
    • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
    • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

    Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
    • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

    Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

    • Дт 1 502 11 226;
    • Кт 1 502 12 226.

    В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

    • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
    • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

    Выплата зарплаты: счета и проводки

    Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

    С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.

    Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

    В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

    • Дт 1 502 11 211;
    • Кт 1 502 12 211.

    Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

    При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

    1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

    • Дт 1 501 13 211;
    • Кт 1 502 11 211.

    Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

    • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
    • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

    2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

    • Дт 1 502 11 211;
    • Кт 1 502 12 211.

    Освоение целевых субсидий: счета и проводки

    • Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.
    • В данном случае мы будем использовать проводки:
    • 1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
    • Дт 5 506 10 225;
    • Кт 5 502 11 225.

    Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

    • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
    • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
    • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
    • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

    Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

    2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

    • Дт 5 502 11 225;
    • Кт 5 502 12 225.

    Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

    Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
    • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

    Итоги

    Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

    РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

    Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

    Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

    Записаться>>>

    Глава поселения заключил договор без ЛБО. Почему суд отменил штраф

    В январе 2020 года глава сельского поселения подписал контракт на оказание услуг по комплексному сопровождению программы для бухгалтеров на сумму 82 296 руб. по КБК 918 0104 6520041120 244. В момент заключения договора поселение не имело по этому КБК достаточных лимитов. Их довели только через неделю. Прочтите, чем это закончилось для органа МСУ и его руководителя.

    Из-за чего возник спор

    По инициативе главы сельское поселение приняло бюджетные обязательства, когда лимиты еще не были доведены. Тем самым глава совершил правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по статье 15.15.10 КоАП.

    В октябре районная прокуратура провела плановую проверку исполнения бюджетного законодательства. По ее итогам главе поселения выписали штраф в размере 20 тыс. руб. Глава поселения свою ошибку признал, в содеянном раскаялся. Просил освободить от административной ответственности и прекратить производство по делу в судебном порядке.

    Документ: Как руководителя обвинили в том, что он принял бюджетные обязательства сверх ЛБО, — в решении Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21.01.2021 по делу № 12-14/2021

    На чью сторону встал суд

    Суд указал, что нарушение, которое исправлено по сути, нельзя отменить. Свое решение он аргументировал так. У получателя бюджетных средств (ПБС) есть бюджетные полномочия составлять и исполнять бюджетную смету, принимать и исполнять бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов (п. 1 ст. 162, п. 3 ст. 219 БК).

    Бюджетные обязательства — это расходные обязательства, которые ПБС должен исполнить в финансовом году за счет средств бюджета (ст. 6, п. 2, 5, 11 ст. 161 БК). Получатель средств принимает бюджетные обязательства путем заключения контрактов в пределах лимитов.

    Следовательно, ПБС не вправе принимать бюджетные обязательства до распределения, а также с превышением пределов доведенных до него лимитов.

    Главе поселения все же удалось добиться более мягкого наказания. Суд отменил штраф, заменив его устным замечанием, так как посчитал нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП). Вопрос о малозначительности оценочный и решается исходя из обстоятельств дела (постановление Пленума ВС от 24.03.2005 № 5). Суд признал три факта:

    • нарушение не повлекло опасных последствий;
    • на момент проверки устранили все нарушения;
    • руководитель признал ошибку, раскаялся в содеянном и пообещал больше не допускать подобных правонарушений.

    На заметку: Если вносите изменения в смету не одновременно с получением ЛБО, за это могут оштрафовать дополнительно (ст. 15.15.7 КоАП)

    Однако из этого вовсе не следует, что для местной администрации безопасно принимать бюджетные обязательства сверх лимитов, а затем исправлять ситуацию и признавать ошибку. В большинстве случаев суды не признают подобные правонарушения малозначительными.

    Поэтому надо проверять, чтобы в момент заключения контракта у ПБС было достаточно ЛБО. Достаточно — это значит, что денег хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО.

    Когда суды могут оштрафовать за нарушение порядка принятия обязательств

    Суть спора Кто выиграл суд и почему Документ
    В жилом доме произошел взрыв газовоздушной смеси. Чтобы ликвидировать последствия аварии, администрация заключила контракт на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ. Лимиты на закупку довели через месяц. Руководителю выписали штраф 20 тыс. руб. Учреждение. Штраф отменили. Финансирование контрактов, которые заключают в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, происходит в специальном порядке. Он не предусматривает планирования бюджетных расходов заранее Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25.12.2018 № 12-428/2018
    Сотрудник вернулся из отпуска и сдал в бухгалтерию авансовый отчет, где указал расходы на проезд к месту отпуска и обратно (ст. 325 ТК). Главбух компенсировал расходы. Казначейство вынесло постановление о привлечении его к ответственности за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств Главбух. Если бы главбух не принял бюджетные обязательства, это могло бы привести к нарушению трудового законодательства и искажению показателей бухотчетности (ст. 140, 325 ТК) Решение ВС Республики Хакасия от 21.05.2020 по делу № 7р-61/2020
    Учреждение заключило контракт в текущем финансовом году сверх объема лимитов. В контракте было условие, что обязательства учреждение принимает за счет лимитов бюджетных обязательств следующего финансового года. Ревизоры привлекли к ответственности руководителя Ревизоры. Руководителю выписали штраф 20 тыс. руб. Решение Центрального районного суда города Кемерово от 15.11.2018 № 12-593/2018
    В начале года в учете казенного учреждения числились кредиторская задолженность прошлых лет и контракт, заключенный в конце прошлого года со сроком исполнения в январе следующего. Учреждению довели лимиты на указанные расходы. Однако в феврале, до погашения задолженности, руководитель учреждения заключил новый контракт на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств по этому же КБК. Ревизоры выписали штраф 20 тыс. руб. руководителю Ревизоры. Руководитель знал о наличии непогашенной кредиторской задолженности, поэтому была возможность отменить конкурс, чтобы избежать принятия бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов. Но он не принял мер Решение Советского районного суда города Орла от 21.01.2020 № 12-8/2020

    Санкционирование расходов бюджетных учреждений

    В 2016 году Министерство финансов внесло ряд изменений в собственные распоряжения относительно применения Единого плана счетов бухучета, используемого в бюджетных организациях РФ. Некоторые новшества коснулись учета денежных и авансовых обязательств по санкционированным расходам.

    Рассмотрим понятие санкционирования расходов, порядок его проведения, особенности учета по нормативным требованиям, установленным последними принятыми актами Минфина РФ.

    Как классифицируются расходы бюджетов?

    Что такое санкционирование

    Санкционирование – это утверждение расходных статей бюджетных структур государством как высшей инстанцией. В эту процедуру входят:

    • установление предельных размеров и количества денежных обязательств;
    • контроль;
    • учет.

    К СВЕДЕНИЮ! Санкционирование необходимо для того, чтобы организация не брала на себя обязательств, не обеспеченных государственным финансированием, а также не рассчитывала на это финансирование по непрофильным обязательствам.

    Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства

    Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п.

    Для чего предназначен счет 050207000 «Принимаемые обязательства»?

    Они возникают в момент, когда:

    • подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
    • выставляется счет за коммунальные услуги;
    • начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
    • выдаются командировочные средства;
    • вносятся деньги в государственные страховые фонды;
    • платятся налоги;
    • выполняются судебные постановления.

    Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.

    Какая существует группировка по счету 050200000 «Обязательства»?

    Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.

    Порядок санкционирования

    Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:

    1. Утверждение сводной бюджетной росписи.
    2. Принятие расходно-доходных смет.
    3. Согласование лимитов принимаемых обязательств.
    4. Учет и контроль выполнения принятых обязательств.

    Бюджетная роспись

    В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:

    • в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
    • в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.

    Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.

    Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).

    ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.

    Особенности использования расходно-доходных смет

    Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:

    • объем получаемых средств;
    • целевое назначение выделенных денег;
    • распределение финансов по кварталам.

    Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.

    Лимиты принимаемых обязательств

    Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.

    Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.

    Подтверждение обязательств

    После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.

    ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.

    Бухгалтерский учет операций по санкционированию

    Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:

    • лимитам обязательств – счет 150201000;
    • отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.

    При этом делаются такие бухгалтерские проводки:

    • дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
    • дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
    • дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).

    Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:

    • дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
    • дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).

    Новшества учета санкционирования

    1. Новые счета. В 2017 году план счетов для отражения операций санкционирования пополнился следующими счетами:
      • 050203000 – данные о принятых авансовых обязательствах;
      • 050204000 – сведения об обязательствах к выполнению;
      • 050205000 – информация о выполненных обязательствах.
    2. Перерегистрация обязательств. Показатели, отражающие остатки на счетах аналитического учета по исполненным обязательствам, не переносятся на следующий финансовый год, а перерегистрируются, то есть каждый новый отчетный год, принимая новые обязательства, должен учитывать и обязательства прошлых периодов.
    3. Авансовые обязательства – новое понятие, введенное в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *