Минфин и ФАС рассказали, как проводить закупки для обороны и безопасности страны

Статья актуальна на 1 января 2018

Предприятия оборонного комплекса РФ обязаны проводить все закупки по 275-ФЗ. В некоторых моментах его требования гораздо строже 44-ФЗ. Разберемся в нюансах.

Минфин и ФАС рассказали, как проводить закупки для обороны и безопасности страны

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. Как и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

  1. Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

  2. После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

  3. Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

  4. Платить налоги и сборы,

  5. Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.

Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.

Прямо сейчас можно поучаствовать в таких закупках в рамках гособорозаказа:

В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам — мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Минфин и ФАС поспорили об оптимизации госзакупок

Минфин и ФАС рассказали, как проводить закупки для обороны и безопасности страны

Дмитрий Астахов / ТАСС

Минфин подготовил законопроект с поправками в закон о федеральной контрактной системе. Среди ключевых предложений – существенное сокращение способов закупок, предквалификация участников и реформа процедуры обжалования. Законопроект проходит межведомственное согласование, а в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже заявили, что подготовили свой законопроект.

Громоздкую систему из 11 способов закупок Минфин предлагает сократить до трех наиболее распространенных: конкурс, аукцион и запрос котировок. Исключаются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений – эти способы во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса, считают в ведомстве.

Также предлагается при определении поставщика открытым конкурентным способом избавить заказчика от необходимости дополнительно составлять документацию о закупке и позволить формировать только извещение об осуществлении закупки.

Закрытые способы закупок законопроектом Минфина предлагается перевести в электронную форму, за исключением тендеров, подпадающих под государственную тайну.

Еще одним нововведением в сфере госзакупок может стать «универсальная стоимостная предквалификация», по которой к участию в тендерах стоимостью свыше 20 млн руб.

допустят только участников с опытом исполнения государственного или муниципального контракта в размере не менее 20% от начальной или максимальной цены. В Минфине поясняют, что такая мера направлена, в частности, на исключение участия в закупках фирм-однодневок.

Кроме того, обжаловать результаты тендера с ценой свыше 20 млн руб. смогут только участники с опытом исполнения контракта не менее 20% от начальной цены контракта на эту закупку. Так будет исключено обжалование закупок «профессиональными жалобщиками», отмечают в Минфине.

Процесс обжалования предлагается перевести в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Минфин указывает, что законопроект проходит межведомственное согласование.

Законопроект решает определенное количество стоящих перед госзаказом задач, но ряд его положений – весьма спорные, требующие дополнительного обсуждения, заявил «Ведомостям» замруководителя ФАС Михаил Евраев.

По его словам, несколько ключевых вопросов госзаказа в законопроекте не решены, в связи с чем он требует существенной доработки. «ФАС подготовила по этим вопросам предложения, в том числе соответствующий законопроект.

Необходимо будет в комплексе обсуждать эти два законопроекта и сделать из них единый законопроект, который упростит систему и качественно изменит ситуацию в госзаказе в лучшую сторону», – сказал Евраев.

В марте 2019 г. ФАС выступила с рядом предложений по реформе госзаказа.

В частности, было предложено сократить способы госзакупок путем исключения таких избыточных способов, как запрос предложений, проведение двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.

Также ФАС предлагала ввести предквалификацию участников, перевести обжалование в ЕИС и разрешить госзаказчику расторгать контракт, только если поставщик признан недобросовестным и внесен в реестр.

В Федеральном казначействе сообщили, что законопроект к ним поступил. Стратегически казначейство работает в одном векторе с Минфином, но тексты потребуют еще калибровки, сообщила замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе (слова передал представитель).

Изменения в законодательство связаны с Единой информационной системой закупок (ЕИС) – служба дорабатывает ее после того, как меняется законодательство.

Сейчас казначейство кроме предложений по тексту анализирует, как наиболее эффективно распределить эти поправки по срокам реализации в ЕИС, учитывая при этом необходимость доработки площадок и регионального закупочного электронного документооборота, где оцифрованы процессы, предшествующие процессам в ЕИС, отметила Катамадзе.

«Нормативно-правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд уполномочен осуществлять Минфин», – отвечает представитель министерства. В Минфин поступало множество предложений по оптимизации контрактной системы, в том числе от ФАС, чья роль – контроль в сфере закупок.

Читайте также:  Будет ли пеня при неверной (ошибочной) уплате взноса в ПФР? Если да, то какая?

Многие вопросы обсуждались на рабочих группах, продолжает представитель Минфина.

Механизмы обжалования и универсальной предквалификации прорабатывались отдельно на специальной рабочей подгруппе при президиуме Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, где также присутствовали представители ФАС.

Практически все предложения, которые обсуждались на рабочих группах, вошли в законопроект, отмечает представитель Минфина. А предложение о взимании платы за необоснованные жалобы межведомственной рабочей группой не поддержано, поэтому Минфином не прорабатывается, сказал он. 

ФАС давно отказалась от идеи платы за необоснованные жалобы, отвечает Евраев. Но в законопроекте Минфина, к сожалению, нет ключевых предложений ФАС по качественному улучшению ситуации в сфере госзаказа, подчеркивает он, именно поэтому служба подготовила дополнительный законопроект.

Гособоронзаказ: как участвовать в закупках

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства производятся в рамках государственного оборонного заказа (иначе — гособоронзаказ, ГОЗ).

Они проводятся по сложным и строгим правилам, которые отпугивают многих неопытных поставщиков. Однако именно низкая конкуренция является основным аргументом «за» участие в торгах по ГОЗ.

В настоящей статье мы расскажем об общих принципах организации закупок по гособоронзаказу и об алгоритме участия в таких закупках.

Особенности закупок в сфере ГОЗ урегулированы Федеральным законом от 29.12.12 № 275-ФЗ.

Из пункта 1 статьи 3 данного закона следует, что государственный оборонный заказ — это задания Правительства РФ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд в целях обеспечения обороны страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

  • Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
  • Правительственные задания выполняются по цепочке:

Государственными заказчиками по ГОЗ выступают федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и др. Кроме того в рамках гособороназаказа работают Роскосмос и Росатом. Эти структуры размещают заказы.

Головным исполнителем, как правило, являются бюджетные или казенные учреждения, унитарные предприятия, организации и общества, участником или учредителем которых является Российская Федерация (это могут быть воинские части, судостроительные заводы, военные заводы и т.п.). С головными исполнителями заключают контракты государственные заказчики.

Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» в организации госсектора

Исполнителем, участвующим в ГОЗ, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или другим исполнителем. Исполнителем может быть, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. По сути это субподрядчики, исполнители второго уровня.

Особенности гособоронзаказа

Не надо думать, что в рамках ГОЗ государство закупает только какую-то высокотехнологичную, специфическую продукцию или секретные приборы. Заказчикам по 275-ФЗ как любым другим нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника и расходные материалы. Требования к исполнителям гособоронзаказа также вполне стандартные:

  • отсутствие задолженности по налогам и сборам;
  • отсутствие принадлежности к оффшорным компаниям;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Вместе с тем у ГОЗ есть ряд важных отличий от обычных закупок, проводимых в рамках законов № 44-ФЗ или 223-ФЗ:

  • полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-головной испонитель-исполнители»;
  • строгое обоснование цены контракта,
  • отчетность по первому требованию заказчика или госорганов.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Все расчеты — через уполномоченный банк

Головной исполнитель ведет все расчеты с заказчиком и исполнителями через уполномоченный банк. Он выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. То есть исполнителям второго порядка тоже нужен счет в уполномоченном банке.

СПРАВКА. До недавнего времени список уполномоченных банков был размещен на сайте Центрального банка. Но теперь он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п. 4.3 ст. 3 закона № 275-ФЗ).

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Доходы и расходы будут проверять

В контрактах по ГОЗ головным и «простым» исполнителям придется раскрыть следующую информацию:

  • размер прибыли, то есть сколько вы заработаете на его поставке товара, выполнении работ или оказании услуг;
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств (без указания этих данных затраты вам не возместят).

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

ВНИМАНИЕ. Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию (работы, услуги), если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

Нет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства

Нужно быть готовым в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:

  • любые документы в рамках контракта;
  • информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Как участвовать в закупках по 275-ФЗ

Закупки в рамках гособоронзаказа размещаются в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и в Автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа (АСТ ГОЗ).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС. Приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной АСТ ГОЗ.

ВАЖНО. В некоторых закупках по гособоронзаказу требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинской части без такой лицензии.

Если заказ размещен на ЕИС, то для участия в торгах вам следует подать заявку для участия в них привычным способом (см. «Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»).

Обратите внимание: уведомления об открытых закупках в системе гособоронзаказа можно получать на электронную почту. Для этого надо настроить в сервисе «Контур.Закупки» шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к «Контур.Закупкам и получать уведомления о торгах по гособоронзаказу

Для участия в торгах на АСТ ГОЗ сначала следует пройти процедуру подключения к этой площадке. Этот процесс занимает примерно 10 дней. После этого вы получите необходимое программное обеспечение и пройдете аккредитацию на площадке.

Как вести учет по гособоронзаказу

Исполнители обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, осуществляемых в рамках гособоронзаказа и в рамках иной предпринимательской деятельности.

Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров. Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны.

Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.

Разъяснения особенностей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства от компании www.fortis-audit.ru

05.02.2018

Разъяснения особенностей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства

  • Минфин РФ, Федеральное казначейство и ФАС России обозначили свои позиции по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства в совместном письме от 29 января 2018 года.
  • Причиной составления письма стало большое количество поступающих обращений по вопросам применения указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №1428.
  • I. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заказчики, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и службе внешней разведки Российской Федерации, вправе выбрать один из следующих конкурентных способов закупки:
  • закрытый конкурс,
  • закрытый конкурс с ограниченным участием,
  • закрытый двухэтапный конкурс,
  • закрытый аукцион.

Запрос котировок (в том числе, для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства) и запрос предложений (в том числе, в случае, указанном в пункте 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не предусмотрены.

В случае признания осуществленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428 закрытого конкурсазакрытого конкурса с ограниченным участиемзакрытого двухэтапного конкурса или закрытого аукциона не состоявшимся применяются положения Закона № 44-ФЗ о последствиях признания не состоявшимся:

  • открытого конкурса;
  • конкурса с ограниченным участием;
  • двухэтапного конкурса;
  • аукциона в электронной форме.

Положениями статей 55 (Последствия признания конкурса несостоявшимся), 71 (Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся) Федерального закона от 05.04.

Читайте также:  Страховые взносы за работников в 2022 году

2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены случаи, в которых по признании несостоявшимся конкурса или аукциона, возможно проведение новой закупки.

В рассматриваемом письме отмечено, что: «при осуществлении такой новой закупки заказчики, руководствуясь Постановлением № 1428, вправе осуществить закупку исключительно путем проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона, а также путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ».

II. Проведение закрытого аукциона

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 установлено, что в случае осуществления закупки ТРУ включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.

2013 года №44-ФЗ, заказчики обязаны проводить закрытый аукцион с использованием функционала специализированной электронной торговой площадки – АСТ ГОЗ (https://www.astgoz.ru/), оператором которой является общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Функционал данной специализированной электронной площадки используется для обеспечения проведения процедуры закрытого аукциона в электронной форме, — отмечается в письме.

Однако, при проведении закрытого аукциона и использованием функционала специализированной электронной площадки, при отсутствии противоречий Постановлению №1428, авторы письма считают целесообразным применять порядок проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.

  1. III. Размещение информации в ЕИС в сфере закупок
  2. Заказчики, определенные постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. №1428 не размещают в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) информацию и документы, размещение которых предусмотрено Законом №44-ФЗ, за исключением:
  3. – извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ).

Уточнили комментаторы и тот момент, что должностные лица заказчиков, указанных в приложении к Постановлению №1428 не могут быть привлечены к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС, так как постановлением такое размещение не предусмотрено, а, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.

IV. Осуществление контроля

В целях соблюдения требований постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.

№ 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного    частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлены особенности осуществления контроля информации и документов, не подлежащих размещению в единой информационной системе (ЕИС) в соответствии с Постановлением №1428.

В частности, контроль информации и документов, не подлежащих размещению в ЕИС, осуществляется в те же сроки и в том же порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства РФ 12.12.2015 № 1367.

То есть:

  • информации об идентификационном коде закупки и об утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке объеме финансового обеспечения закупки, включенной в утвержденные в установленном порядке планы закупок и планы-графики закупок, в том числе в изменения, внесенные в них, а также в извещения об осуществлении закупки, в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок,
  • сведений о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну,

 подлежат направлению на контроль в орган контроля на бумажном носителе и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

  • Ошибочное размещение информации и документов на контроль и размещение в ЕИС
  • Если заказчик ошибочно направил на контроль и размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, не подлежащих (в соответствии с ПП РФ №1428) размещению в ЕИС, контроль таких сведений не производится и, соответственно, их размещение в ЕИС не осуществляется.
  • То есть, по ошибочно направленному на контроль документу фактически не производится никаких действий (результаты контроля не формируются и не подписываются), а сам документ остается в личном кабинете органа контроля и в личном кабинете заказчика соответственно, со статусом «НА КОНТРОЛЕ» и размещение этого документа не осуществляется.
  • Извещения
  • Извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта (пункт 2 части 2 статьи 84 Закона №44-ФЗ), — которые необходимо публиковать в единой информационной системе в сфере закупок, формируются без размещения плана-графика закупок, на основании которого осуществляется соответствующая закупка.
  • План-график закупок, на соответствие которому будет проверяться извещение о закупке, предоставляется органу контроля на бумажном носителе.

Авторы письма, кроме прочего сообщают, что сейчас идет проработка вопроса о формировании документов, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ, и результатов их контроля в электронной форме в ЕИС, без размещения таких данных в открытой части единой информационной системы.

В завершение Минфин, Федеральное казначейство и ФАС России напоминают читателям, что письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Источник: http://zakupki-portal.ru

Об особенностях закупок отдельных заказчиков для нужд обороны и безопасности страны

6 мая 2018 г. на сайте на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликовано постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 544 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428». 

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2017 г.

№ 1428 установлено, что все закупки заказчиков из утвержденного перечня (Минобороны России, ФСБ России, СВР России, а также их подведомственных государственных учреждений и унитарных предприятий) осуществляются посредством применения закрытых способов определения поставщиков, установленных для случаев закупок для федеральных нужд, если такие нужды являются государственной тайной, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых содержат государственную тайну.

В соответствии с внесенными изменениями исключается обязанность применения положений постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. № 1428 теми из указанных заказчиков, которые осуществляют свою закупочную деятельность, включая планирование закупок, на территориях иностранных государств.

  • Кроме того, постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 г. № 544 предусмотрены следующие изменения:
  • 1) предоставлена возможность направления заказчикам из утвержденного перечня выписки из закрытого реестра банковских гарантий посредством применения информационных систем Федерального казначейства (без размещения сведений на официальном сайте ЕИС);
  • 2) уточнен порядок проведения предварительного казначейского контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ при планировании и осуществлении закупок такими заказчиками.
  • Так, направление по решению заказчиков на проверку планов закупок, планов-графиков закупок и извещений об осуществлении закупок осуществляется с использованием ЕИС, но без размещения в ЕИС этих объектов контроля. 
  • При этом, если закупка будет осуществляться в порядке, предусмотренном для закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, то:
  • извещения об их осуществлении также направляются по решению заказчика для предварительного казначейского контроля, но не размещаются в ЕИС;
    планы-графики должны направляться в том порядке, в котором направлялись заказчиками планы закупок.
  • Предусмотрено, что направление по решению заказчиков на согласование планов закупок, планов-графиков закупок и извещений об осуществлении закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется на бумажном носителе или съемном машинном носителе с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
  • Сведения об осуществляемых закупках должны включаться в планы закупок и планы-графики закупок по форме, установленной для сведений, не составляющих государственную тайну (за исключением закупок для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, или о закупках, сведения о которых составляют государственную тайну).
  • Сведения о заключенных заказчиками из перечня контрактах, включаемые в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, также подлежат направлению в орган контроля для проведения предварительного казначейского контроля с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны;
  • 3) предоставлена возможность осуществления заказчиками из утвержденного перечня закупок товара, работ, услуг, не включенных в перечень, предусмотренный частью 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ, путем проведения закрытых аукционов на специализированной электронной площадке АСТ ГОЗ;
  • 4) предусматривается, что при проведении закрытых аукционов с использованием функционала АСТ ГОЗ:
    должно осуществляться информационное взаимодействие ЕИС с АСТ ГОЗ в части предоставления информации об извещениях и изменения в извещения из ЕИС;
  • документация о таких закупках должна предоставляться посредством функционала АСТ ГОЗ исключительно участникам закупки, аккредитованным на АСТ ГОЗ, по их запросу;
  • для регулирования сроков размещения документации, порядка подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры электронного аукциона, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта при проведении электронного аукциона должны применяться положения Федерального закона № 44-ФЗ;
  • исчисление срока, течение которого предусмотрено Федеральным законом № 44-ФЗ со дня размещения информации и документов в ЕИС, осуществляется со дня направления участниками контрактной системы такой информации и таких документов на АСТ ГОЗ.
Читайте также:  Регистрация ООО в Оренбурге

Указанные изменения вступают в силу с 6 мая 2018 г. При этом следует учесть, что срок действия постановления Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. № 1428, в которое внесены изменения, ограничен 1 июля 2018 года.
 

Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ

Кто может участвовать в гособоронзаказе Особенности гособоронзаказа Финансовая прозрачность Раздельный финансовый учет Обоснование цены Открытость сведений Как участвовать в ГОЗ Регистрация на АСТ ГОЗ Нюансы требований документации по ГОЗ

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности страны проходят в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Заказчики ГОЗ проводят закупки по 275-ФЗ. В статье разберемся в нюансах закона, расскажем об основных правилах организации закупок по ГОЗ и алгоритмах участия в таких торгах.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Особенности гособоронзаказа

Заказчики по ГОЗ закупают не только военную технику и оружие, но и обычные товары: канцелярию, продукты питания, компьютерную технику. Например, сейчас можно подать заявку на такие закупки:

Закупки проводят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но с ограничениями по 275-ФЗ. Основные отличия ГОЗ от «простых» госзакупок:

  • Полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «госзаказчик-уполномоченный банк-головной исполнитель-исполнители».
  • Строгое обоснование цены контракта.
  • Отчетность по первому требованию заказчика, госорганов и банка.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Финансовая прозрачность сделки

Головной исполнитель по согласованию с заказчиком должен открыть отдельный банковский счет (далее –– ОБС) для расчетов по контракту в уполномоченном банке. Через этот счет будут проходить все расчеты в рамках одного контракта. Исполнители в кооперации также должны открыть отдельный счет в этом же банке. 

Реестр уполномоченных банков раньше был на сайте ЦБ РФ, но сейчас он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п 4.3 ст. 3 № 275-ФЗ).

Заказчик присваивает госконтракту идентификатор (ИГК), который объединяет все счета в рамках одного госконтракта. ИГК нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками. 

По ИГК банк отслеживает целевое расходование по ГОЗ и направляет сведения в информационную систему гособоронзаказа. Расходовать средства не по назначению нельзя.

Деньги, которые головной исполнитель получил от заказчика, можно переводить на ОБС подрядчиков для расчетов в рамках договора по ГОЗ. В ст 8.3 275-ФЗ есть исключения, когда деньги можно переводить и на другие счета. Например:

  • перечисление прибыли после исполнения контракта (подтвердить актом приема-передачи товара);
  • уплата налогов и страховых взносов;
  • компенсация расходов, понесенных за счет собственных средств;
  • оплата головным исполнителем непредвиденных расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц;
  • перечисление заработной платы.

Раздельный финансовый учет

Всем исполнителям по ГОЗ придется вести раздельный финансовый учет по каждому контракту. Это нужно для контроля целевого использования денег. Правила ведения раздельного учета установлены в постановлении правительства № 47.

Обоснование цены

Исполнителям всех уровней нельзя необоснованно завышать цену выше рыночной и включать в себестоимость затраты, не связанные с производством или реализацией продукции. Цены некоторых видов товаров и услуг из перечня постановления правительства №1465 регулирует государство. В постановлении № 1465 прописаны методы расчета цены на продукцию.

В контракте исполнителям придется раскрыть сведения о доходах и расходах по контракту:

  • размер прибыли, заработанной на поставке продукции и оказании услуг;
  • размер затрат собственных средств. Если не указать эти сведения, то собственные издержки по контракту не возместят.

Для головного исполнителя, который определяет цену продукции затратным способом, прибыль считают по формуле: «20 + 1», где 20 % прибыли умножаются на собственные издержки: заработная плата, затраты на производство деталей или целого продукта, затраты на выполнение работ, если он выполняет их сам. Если исполнитель перепродает товар или привлекает субподрядчиков, то на такие издержки можно добавить только 1 % для расчета цены.

Например, если вы по контракту поставляете двигатель и сами его производите, то можно добавить 20 % к своим издержкам. Если вы какие-то детали покупаете у подрядчика, то на эти детали можно добавить 1 %, а на собственные издержки – 20 %. Если вы полностью покупаете двигатель у подрядчика, то добавить можно только 1 %.

Открытость сведений

Исполнители по ГОЗ в течение пяти рабочих дней обязаны предоставить по запросу госзаказчика, финмониторинга, ФАС, ФСБ и уполномоченного банка:

  • любые документы в рамках контракта;
  • сведения о привлеченном исполнителе: наименование, ИНН, КПП, адрес, персональные и контактные данные руководителя;
  • информацию о цене продукции, расчетно-калькуляционные материалы, сведения о затратах по контракту.

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке. 

Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.

Регистрация на АСТ ГОЗ

Регистрация на АСТ ГОЗ отличается от регистрации на других площадках и может занять до 10 дней. Регистрируйтесь заранее, если планируйте участвовать в закупках оборонзаказа.

Регистрация состоит из этапов:

  1. Получить КЭП.
  2. Настроить компьютер для работы с КЭП.
  3. Организовать защищенный канал связи.

Первые два пункта действий нужно выполнять при регистрации в ЕИС и на других площадках. Остановимся подробнее на третьем пункте.

Для организации защищенного канала связи поставщику нужно выполнить следующие действия:

  • заполнить и отправить оператору АСТ ГОЗ запрос на подключение к защищенной сети ViPNet;
  • приобрести и оплатить комплект ViPNet;
  • получить ПО ViPNet Client и ключи шифрования для работы в защищенной сети АСТ ГОЗ в личном кабинете;
  • настроить рабочее место, установить ПО ViPNet Client и дистрибутив ключей;
  • заполнить форму заявки на аккредитацию, приложив документы:
    • внутренние нормативные документы по использованию средств криптографической защиты информации (СКЗИ) в организации, журнал учета СКЗИ, акт установки СКЗИ (шаблоны есть на сайте площадки);
    • информацию о бенефициарных владельцах (для юридических лиц);
    • копию выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юрлиц);
    • копию паспорта (для физлиц и ИП).

Оператор площадки проверит документы и может запросить дополнительные сведения. После принятия положительного решения, он пришлет уведомление в личный кабинет. После этого поставщик получит доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ, сможет видеть документацию по закупкам и участвовать в них.

Нюансы требований документации по ГОЗ

Для участия в некоторых закупках нужна лицензия ФСБ на работу с гостайной. Без нее вы не сможете оказывать услуги, поставлять товары, связанные с гостайной или выполнять работы в режимных объектах.

Внимание, не раскрывайте информацию с гостайной подрядчикам, если у них нет лицензии ФСБ. Раскрытие информации приведет к лишению лицензии и расторжению контракта.

Почти во всех закупках по ГОЗ действует национальный режим, при котором нельзя поставлять иностранные товары и оказывать услуги иностранными лицами. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск иностранных товаров для нужд обороны страны.

Процесс участия в закупках по ГОЗ кажется сложным и непонятным, из-за чего в этой области госзакупок низкая конкуренция. Если вы разберетесь в этом процессе и начнете участвовать в закупках, возможно, сможете занять новую нишу, которая будет приносить вам стабильный доход.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *