На общественное обсуждение вынесен новый КоАП

На общественное обсуждение вынесен новый КоАП

Евгений Разумный / Ведомости

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два федеральных чиновника).

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение – «в качестве единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500-900%, по крайней мере, по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. По принципу: одна проверка – один штраф по статье КоАП. 
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.

3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 000 руб. для юрлиц, до 5000 – для ИП (п. 6 ст. 5.

27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 000 руб. (п. 2 ст. 6.3).

По словам одного из собеседников «Ведомостей», в ближайшее время проект поправок будет отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, затем в случае одобрения – внесен в Госдуму.

Представители аппарата правительства и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минюста сообщил, что предложения КМСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений.

Представитель министерства добавил, что такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии и скоро будет вынесена на общественное обсуждение.

Например, проект КоАП распространяет механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при условии, что нарушение было не грубым.

В декабре 2020 г. министр юстиции Константин Чуйченко в интервью ТАСС говорил, что по многим составам административных правонарушений в новой редакции КоАП будет предусмотрено наказание в виде предупреждения.

«Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жестким.

Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несет», – говорил министр.

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке корпорации МСП (КМСП) вместе с предпринимателями – под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба института развития слова гендиректора Александра Исаевича. Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса.

У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы, добавил он.

После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали, пояснил гендиректор КМСП. «Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия, продолжил он.

Поправки к кодексу – это, по сути, продолжение линии «регуляторной гильотины», ключевая задача которой – простимулировать развитие предпринимательства, полагает депутат.

Гарантия защиты от административных наказаний значительно улучшает деловой климат в стране на уровне малого бизнеса: чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело, уверен он.

Смягчение КоАП злоупотреблений не вызовет, согласился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Например, дробление бизнеса налоговая достаточно хорошо отслеживает, констатировал он.

При этом изменения позитивны не только непосредственно для бизнеса, но и тех институтов, которые выступают в данном случае на противоположной стороне – для контрольных органов, судов и так далее, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

У них снизится нагрузка, спадет напряженность во взаимоотношениях с предпринимателями, уточнила она.

За принятие этих изменений «Опора России» выступала 6 лет, напомнил исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Недавно инициативы были вновь направлены в адрес министра экономического развития Максима Решетникова, уточнил он.

 В действующей редакции санкции не учитывают размер бизнеса и зачастую предполагают крайне обременительные для микропредприятий и малого бизнеса наказания. В случае принятия поправок штрафы для МСП снизятся кратно.

Например, размер наказания за нарушение требований пожарной безопасности снизится в 7 раз: максимальный штраф (если не было жертв) упадет с 400 000 до 60 000 руб.

Можно прогнозировать, что вследствие данных поправок пойдет на убыль традиция, когда бизнес пытается договориться с проверяющими – то есть уменьшится коррупционный элемент, добавила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Елена Дыбова.

В целом, все эти изменения позитивные, отметил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Однако, по его словам, бизнес хотел бы большего – снижения размера штрафов, повышения ответственности контролирующих лиц за допущенные нарушения, дифференциации наказаний в зависимости от категории риска.

Минюст опубликовал для общественного обсуждения новый вариант проекта КоАП

МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Минюст России опубликовал для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов доработанный вариант проекта нового КоАП. Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минюста, проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» размещен для повторного публичного обсуждения.

  • «Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам его рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (с 30 января по 27 февраля 2020 года) и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (с 30 января по 19 февраля)», — отметили в Минюсте.
  • В ближайшее время также будет опубликован для повторного публичного обсуждения доработанный проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.
  • В Минюсте сообщили, что проекты нового КоАП и Процессуального кодекса об административных правонарушениях снизят административную нагрузку на бизнес.

«В целях снижения административной нагрузки на бизнес в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях предлагается исключить конкуренцию производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства (сейчас уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование)», — пояснили в Минюсте. Кроме того, в проекте процессуального кодекса также предусматривается, что должностные лица, составившие по окончании проведения контрольно-надзорного мероприятия акт о нарушении обязательных требований, не смогут рассматривать дело об административном правонарушении от имени уполномоченного органа, что предотвратит конфликт интересов.

Максимальный срок наказания в виде административного запрета деятельности юрлица (вместо административного приостановления деятельности в действующем КоАП) будет сокращен с 90 до 30 суток.

Кроме того, сохранено правило о том, что применение наказания в виде административного запрета деятельности допустимо только в случаях, когда менее строгий вид наказания, предусмотренный статьей КоАП, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

«При этом для повышения гарантий соблюдения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в проекте нового КоАП устанавливается, что административный запрет деятельности может быть назначен только судом», — добавили в Минюсте.

Читайте также:  Техническое задание на обучение персонала по охране труда в 2022 году. образец техзадания на обучение персонала

Запрет двойной ответственности

Кроме того, в проекте КоАП исключается одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение.

«В целях соблюдения принципа справедливости при привлечении к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц в проекте КоАП предлагается закрепить общее правило, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение.

Исключение из этого правила допускается только в двух случаях — когда предусмотрена возможность назначения различных видов административного наказания для юридического лица и его должностного лица (например, штрафа для юридического лица и дисквалификации для его должностного лица) или когда одно из указанных лиц освобождается от административного наказания в связи с невозможностью его исполнения (например, если юридическое лицо является неплатежеспособным и с него не может быть взыскан штраф, то тогда возможно назначение наказания в виде штрафа его должностному лицу)», — пояснили в Минюсте.

Размеры штрафов

Действующие размеры наказаний и сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП не будут увеличены. «В законопроекте решено сохранить размеры административных штрафов в пределах, в целом не превышающих установленные в настоящее время КоАП», — пояснили в министерстве.

Также по итогам публичного обсуждения было принято решение сохранить действующие сроки давности привлечения к ответственности за административные правонарушения, отметили в Минюсте.

Изменения внесены лишь в общую норму для удобства и простоты — общий срок давности привлечения к административной ответственности в новом КоАП будет составлять один год.

Но годичный срок предусмотрен для тех же составов, что и в действующем КоАП.

«В проекте нового КоАП будут предусмотрены исключения из общего годичного срока давности по тем составам административных правонарушений, по которым они в настоящий момент составляют менее года: 2 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом), либо более одного года (2, 3 и 6 лет)», — пояснили в Минюсте.

Таким образом, сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП предложено сохранить неизменными (по сравнению с действующей редакцией КоАП).

Вынесение предупреждений

Проект нового КоАП предусматривает, что предупреждения вместо штрафов смогут применяться чаще за административные правонарушения.

Как пояснили ТАСС в Минюсте, административное наказание в виде предупреждения предусмотрено в 263 нормах статей КоАП (в действующем КоАП таких норм всего 156).

Кроме того, отметили в Минюсте в целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, «проектом нового КоАП предлагается распространить механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при назначении административного наказания за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля (проверок контролирующими органами — прим. ТАСС)».

  1. В Минюсте отметили, что такая новелла предложена «в целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, реализации принципа гуманизма и обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях».
  2. «Данное правило будет действовать в тех случаях, когда административное правонарушение совершено впервые, не относится к категории грубых административных правонарушений и при этом отсутствуют отягчающие обстоятельства», — пояснили в Минюсте.
  3. В настоящее время замена административного штрафа предупреждением распространяется лишь на представителей малого и среднего предпринимательства и их работников.

Презумпция невиновности

Новый проект КоАП будет включать норму о презумпции невиновности лиц, привлекаемых к ответственности за административные правонарушения, до вынесения решения.

В министерстве отметили, что об этом просили в ходе обсуждения законопроекта представители бизнес-сообщества — Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», которые обратили внимание на исключение упоминания принципа презумпции невиновности из проекта нового КоАП.

«Исключение указанного принципа из проекта КоАП было связано с тем, что он регламентирован в проекте Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, — пояснили в Минюсте.

— Тем не менее, учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства об административных правонарушениях и поступившие замечания, принято решение отразить указание на принцип презумпции невиновности в наименовании статьи 1.

12 проекта нового КоАП и дополнить ее частью 2 следующего содержания: «Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Таким образом, отметили в Минюсте, принцип презумпции невиновности будет закреплен в КоАП, а вопросы его реализации будут более подробно раскрыты в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях (ПКоАП).

В Минюсте также сообщили, что в проекте Процессуального КоАП будет предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности.

«Проект Процессуального КоАП дополнен положениями о компенсации морального вреда, причиненного физическому лицу, и о возмещении вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности, а также положениями об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности», — сообщили в Минюсте.

Нарушение благоустройства в городах

Минюст включил в проект нового КоАП более мягкие штрафы за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований. Статью об ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований впервые предлагается включить в федеральный КоАП.

«Предложение о включении в новый КоАП составов административных правонарушений в сфере благоустройства территории поступило от представителей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, которыми был проведен анализ правового регулирования данного вопроса в 85 субъектах РФ», — пояснили в Минюсте. Установление такой административной нормы на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в данной сфере.

«При этом размеры административных штрафов за нарушение правил благоустройства территории, содержавшиеся в первоначальных предложениях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в проекте нового КоАП будут снижены в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания», — отметили в Минюсте.

23 апреля первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова сообщила, что Министерство юстиции РФ согласилось проработать вопрос о включении в новую редакцию КоАП штрафов за правонарушения в сфере благоустройства городских территорий, в частности, за брошенный во дворе старый автомобиль, парковку на газоне и несвоевременную уборку снега и наледи.

Новый Административный кодекс может быть принят в конце 2021 года

Очередной вариант новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях будет обнародован для очередного общественного обсуждения в начале нового года. Об этом сообщил глава Минюста Константин Чуйченко, передал ТАСС 28 декабря.

Однако, как удалось выяснить «Парламентской газете», принятия документа стоит ждать не ранее конца 2021 года. Это означает, что кодекс, который правили чаще, чем любой другой закон РФ, будут рассматривать уже депутаты Госдумы нового созыва.

Третья попытка Минюста

Проект, который планируется вынести на публичное обсуждение, — третий по счёту. Предыдущие два получили, что называется, от ворот поворот. В данном случае парламентарии не стеснялись жёсткой критики.

В частности, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников ещё в июле, после уже повторного опубликования проекта нового КоАП для общественного обсуждения, заявил, что «в таком виде текст поддерживать нельзя».

И признался — столь категорично он высказывается впервые.

Главная претензия к проекту нового кодекса — размытость и невнятность формулировок, что создаёт возможности для злоупотреблений.

По факту, как заявляли тогда парламентарии, кодексом больше защищались права тех, кто составляет протоколы об административных наказаниях, а не права граждан — во многом из-за того, что санкции прорабатывались руководством тех структур, которые и будут взимать штрафы. Такой подход вызвал в парламенте недоумение. Как и то, что многие предложения законодателей оказались в итоге не услышанными. Вместе со словами о гуманном отношении к гражданам, ссылками на заявления Президента России о необходимости заботиться о людях, размеры штрафов выросли (в Минюсте это объясняли намерением «профилактировать» нарушения). Причём по отдельным правонарушениям — в десятки раз!

• Проект нового КоАП могут вынести на обсуждение в начале 2021 года • Минюст опубликовал новый вариант проекта КоАП • Минимальный размер штрафа в новом КоАП составит 500 рублей

В частности, ряд наказаний в отношении индивидуальных предпринимателей по сути приравняли их по этому «штрафному» показателю к юрлицам. Выросли санкции и за правонарушения, на которые бизнес давно указывал как на избыточные.

Как заявлял летом финансовый омбудсмен Борис Титов, это однозначно ухудшит инвестиционный климат в стране. Также в первых редакциях присутствовали пункты об ответственности за отказ от вакцинации, хотя первые лица государства многократно заявляли о добровольном согласии на прививку.

Недостаточно чётко были проработаны нормы о штрафах за утечку персональных данных и ряд других положений.

Читайте также:  Чьи данные надо указывать в уведомлении на УСН, если подавать его при регистрации ООО?

В правительстве России, в которое Минюст, согласно процедуре, подаёт проект закона на согласование перед его внесением в парламент, документ также вызвал много вопросов.

В итоге, новый глава Минюста Константин Чуйченко, который начинал в правительстве Мишустина с поста вице-премьера, начал действовать максимально интенсивно — согласовательные совещания у министра по новому КоАП проводились осенью еженедельно, а то и по два раза в неделю.

Итогом работы стал третий вариант нового административного кодекса.

Среди основных скорректированных, по сравнению с первыми двумя редакциями документа, позиций — размеры штрафов по всему спектру снижены (кроме нижней планки, которая осталась на уровне 500 рублей вместо 100 рублей), расширено количество составов, по которым вместо штрафов будет применяться на первый раз предупреждение, снижена административная нагрузка на бизнес (как пояснил сам Чуйченко, вместо карательно-фискального подхода здесь будет применяться риск-ориентированный подход — когда чем больше нарушаешь, тем больше наказывают). Кроме того, отказом от репрессивного уклона, как указали в Минюсте, является и то, что по многим составам штрафы уменьшатся вдвое, если уплачены не позднее определённого в КоАП срока.

Пандемия работу притормозила

Доработанный вариант, как заявил глава Минюста 28 декабря, может быть представлен на общественное обсуждение в начале 2021 года. Конкретных сроков министр не назвал — очевидно, что третий вход в одну и ту же «реку», особенно, если два предыдущих раза были неудачными, подразумевает осторожность в прогнозах.

При этом, говоря о причинах того, почему работа над новым КоАП не соответствовала изначальным ожиданиям (планировалось, что документ будет внесён в парламент до конца 2020 года), Константин Чуйченко отметил две вещи.

Во-первых, в России давно так предметно не занимались административным правом — в частности, благодаря этому принято реформаторское решение разделить кодекс на процессуальную и «материальную» часть.

Во-вторых, максимально эффективно сработал механизм общественных обсуждений — Правительство в лице Минюста показало готовность не просто прислушиваться к мнению общества, но и вести диалог с его институтами.

Есть и ещё несколько факторов, которые объективно привели к сдвигу сроков подготовки КоАП. Главный из них — пандемия, которая заставила парламентариев, чиновников, юристов, участвующих в разработке кодекса, заняться другими вопросами.

Первый замглавы конституционного комитета Совета Федерации Владимир Полетаев подчеркнул — 2020 год прошёл для парламентариев под знаком масштабных изменений законодательства, связанных с распространением коронавируса. Поэтому нормы административного законодательства нуждались в корректировке и своего рода «инвентаризации», пояснил сенатор.

Это повышало нагрузку и тормозило процесс — наряду с тем, что ряд ключевых участников работы над кодексом вынужденно выпадали из процесса, уходя на больничный или на карантин.

А один их участников межведомственной рабочей группы по подготовке нового КоАП, первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин обратил внимание на тот факт, что профильный думский комитет (по госстроительству и законодательству во главе с Павлом Крашенинниковым) вместе с своими коллегами-сенаторами из конституционного комитета Андрея Клишаса выполнили за этот год беспрецедентный объём работы. Она была связана с поправками в Конституцию и законопроектами, разрабатываемых и вносимых в развитие положений обновлённого Основного закона. «Мы всё это понимали и не форсировали подготовку новой редакции КоАП. Тем не менее на последнем в уходящем году заседании (рабочей группы по КоАП. — Прим. ред.) мы получили положительную реакцию на финальную редакцию кодекса практически от всех участников — министерств и ведомств, научного сообщества, объединений малого и среднего предпринимательства», — сообщил Клишас «Парламентской газете».

Процессуальный КоАП подготовят к лету

Правозащитники написали свой КоАП

Как стало известно “Ъ”, российские правозащитники направили в Минюст подробные замечания к проекту нового Кодекса РФ об административных правонарушениях. Документ разработан ПЦ «Мемориал» при участии «ОВД-Инфо» и комитета «Гражданское содействие», у которых в итоге получился подробный перечень недостатков действующего КоАП.

Правозащитники предлагают прекратить преследование секс-работниц, уточнить понятие пропаганды наркотиков, внимательнее подойти к вопросу выдворения мигрантов и перестать наказывать за возбуждение ненависти в адрес «социальных групп».

При этом правозащитники говорят о «профанации» общественного обсуждения, указывая, что Минюст дал всего лишь 20 рабочих дней для подготовки отзыва на 800-страничный проект КоАП.

Проект нового КоАП был опубликован 30 января 2020 года. Документ Минюста получился объемным: сам кодекс состоит из 591 страницы, а проект процессуального КоАП, где записан порядок рассмотрения дел и исполнения наказаний, занимает еще 211 страниц.

Однако на общественное обсуждение чиновники дали меньше месяца: комментарии к документу можно было направить лишь с 30 января по 27 февраля. «Такой вариант общественного обсуждения — это профанация,— сказала “Ъ” юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова.

— Посудите сами, реально ли за 20 рабочих дней не просто ознакомиться с таким объемом текста, но и предметно его проанализировать? Особенно учитывая, что у вас есть и другие дела, потому что вы не могли освободить этот месяц заранее. Ведь Минюст не давал информации о дате публикации проектов и сроках их обсуждения».

Тем не менее «Мемориал» с коллегами по правозащитному движению успели в необходимый срок подготовить заключение на проекты кодексов и отправить его в Министерство юстиции, хотя и признают, что это потребовало «значительных усилий».

Одной из первых поправок в КоАП, которую предложили юристы центра, стало исключение формулировки «социальная группа» в статье о «возбуждении ненависти либо вражды» (конкретных номеров статей проекта нового КоАП “Ъ” не приводит, поскольку в следующей редакции они могут измениться). Сегодня закон запрещает «унижение достоинства» не только из-за пола, расы, национальности, но и «по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе». Однако понятие «социальной группы» не определено: из-за этого россиян наказывали за оскорбление сотрудников правоохранительных органов, чиновников и даже фанатов ненавистной футбольной команды. Так, в 2019 году к ответственности привлекли фаната ЦСКА Евгения Огурцова из Новочебоксарска, который опубликовал во «ВКонтакте» стихи с нелестными выражениями в адрес болельщиков «Спартака».

«Так как определения «социальной группы» нет, то и использовать его можно как угодно,— прокомментировал “Ъ” ситуацию директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский.— Конечно, здесь имеются в виду уязвимые группы, но из-за неопределенности признаков их список становится бесконечным.

Согласно комментарию Верховного суда, «представители власти» не образуют уязвимую группу, однако сейчас мы видим очевидное злоупотребление этой статьей со стороны правоохранительных органов».

В теории, такой открытый список критериев должен был обеспечивать защиту от дискриминации всем тем, кого просто физически невозможно отдельно упомянуть в законе,— однако практика применения статьи показала, что его используют крайне выборочно.

Поэтому господин Верховский поддерживает идею исключения «социальной группы»: «Идеального решения нет. Но пусть лучше статья не будет покрывать все случаи, чем допускать злоупотребления».

«В теории запрет возбуждения ненависти или вражды в отношении социальной группы мог бы стать отличным способом защиты всех уязвимых групп, которые законодатель не назвал прямо.

К сожалению, практика идет по иному пути: «социальной группой» признаются сотрудники правоохранительных органов или «представители власти», а ЛГБТ, например, не признаются,— подтверждает Татьяна Глушкова.

— Поэтому мы рекомендуем отказаться от этого словосочетания и ввести введя вместо него запрет на возбуждение ненависти и вражды по признакам возраста, состояния здоровья, сексуальной ориентации или гендерной идентичности».

Правозащитники также предложили отменить административное наказание за оказание секс-услуг. «Отношение к проституции как к правонарушению рушит все возможности дальнейшей жизни для женщин,— рассказала “Ъ” директор движения «Серебряная роза» (защищает права секс-работниц) Ирина Маслова.

— Их вносят в особый список МВД, что сводит к минимуму шанс найти легальную работу. Большинство работодателей сегодня имеют систему безопасности и часто отказывают, когда видят фамилию в базе. Были случаи, когда секс-работницам по этой же причине не одобряли кредиты.

Более того, это влияет и на их детей — после проверки родственников их часто не берут в высшие учебные заведения или на службу». При этом госпожа Маслова подчеркивает, что существование этой статьи в КоАП провоцирует коррупционные действия.

По ее словам, всего одно дело из 20 реально доходит до суда — в остальных случаях женщины либо добровольно дают взятки сотрудникам правоохранительных органов, либо те сами их вымогают. «Они платят, чтобы быстрее уйти из отделения полиции, где зачастую происходят вещи, запредельные по жестокости»,— добавила госпожа Маслова.

Комитет «Гражданское содействие» в х к КоАП акцентировал внимание на проблемах мигрантов. Несмотря на то что административное выдворение обозначено в Кодексе как «дополнительное наказание», на практике оно часто превращается в основное.

По данным Судебного департамента Верховного суда РФ, за 2018 год в России судами первой инстанции было вынесено более 131 тыс. постановлений о выдворении.

Руководитель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина считает, что это слишком серьезная мера, которую сегодня применяют без учета тяжести нарушений и общественной опасности: «Когда применять штраф с выдворением, а когда без такого, сейчас не сказано.

Читайте также:  Утверждены лимиты базы по страховым взносам на 2022 год

Законодатель возлагает ответственность на судью, а он, в свою очередь, выбирает из того, что предлагает полиция». По ее словам, нередки случаи, когда иностранный гражданин проживает на территории много лет, обзавелся здесь семьей, но из-за малозначительного нарушения его депортируют, оставляя близких без кормильца. Поэтому правозащитники предлагают четко сформулировать критерии для принятия решения о выдворении.

Также в документе предлагается отменить ответственность за пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. Еще в 2017 году ЕСПЧ признал, что подобные законы «усиливает негативную ситуацию со стигматизацией ЛГБТ и поощряет гомофобию», напоминают правозащитники. «Статья 6.21 действующего КоАП похожа на висящую на стене дубинку.

Она падала на головы немногим, но заставила бояться и молчать сотни тысяч,— говорит создатель группы поддержки ЛГБТ-подростков «Дети 404» Елена Климова.— Пропагандой суды могут посчитать буквально все что угодно: обсуждение с несовершеннолетними темы ЛГБТ, размещение материалов на личной странице в соцсети, и даже фразу «Быть геем и любить геев — это нормально.

Бить геев и убивать геев — это преступно»». По ее словам, ЛГБТ-подростки в России страдают от неприятия себя и внутренней гомофобии.

Это зачастую приводит к попыткам суицида или беспорядочным связям, а запрет так называемой гей-пропаганды на практике приводит лишь к тому, что психологи или учителя не могут поговорить с подростками и помочь им, отмечает госпожа Климова.

В изменениях, по мнению правозащитников, нуждаются и меры ответственности за пропаганду наркотиков. Они предлагают добавить в КоАП уточнение, что ответственность не распространяется на тех, кто распространяет информацию о психотропных веществах «без цели склонения к употреблению». «Сейчас большинство дел за пропаганду связаны с обычными изображениям.

Это может быть предприниматель, который продает в киоске трусы с принтом конопляного листочка,— рассказал правовой консультант по делам, связанным с наркотиками, Арсений Левинсон.— Статья также может применяться для цензуры СМИ, которые пишут, например, про заместительную терапию».

Он отметил, что ответственность за пропаганду наркотических средств мешает общественной дискуссии на важную тему.

Он напомнил, что в 2018 году на 800 тыс. руб. оштрафовали «Фонд имени Рылькова» — за их статью о способах снижения вреда при употреблении наркотиков, предназначенную наркозависимым.

Штраф в таком же размере летом 2018 года получило издание «7×7» за «пропаганду наркотиков», якобы обнаруженную в интервью с членом Либертарианской партии Михаилом Световым. «Государство предлагает зависимым людям один вариант — бросить употреблять наркотики и вылечиться.

Но на 100 колоний, например, у нас всего четыре реабилитационных центра»,— отметил господин Левинсон.

Большой пакет предложений «Мемориала» касается работы организаций, которые признаны так называемыми «иностранными агентами». Правозащитники считают, что закон об «иностранных агентах» и закон о «нежелательных иностранных и международных организациях» часто используются для административного преследования.

Поэтому они предлагают отменить ответственность за «непредставление сведений» НКО-«иногента» и за продолжение деятельности НКО-«иноагента», в отношении которой принято решение о приостановлении. «Эти законы действительно затрудняют нашу работу.

Подготовка упомянутых отчетов оттягивает на себя человеческие ресурсы, а малейший недосмотр оборачивается штрафом минимум в 100 тыс. руб.,— рассказала юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова.— Последняя волна штрафов заставила нас, юристов, потратить немало часов на участие в судебных заседаниях и написание жалоб.

Хотя это время и силы мы могли бы применить с пользой для граждан. Не говоря уже о том, что над нами непрерывно висит дамоклов меч в виде возможности новых и новых привлечений за немаркировку еще чего-нибудь».

Эксперты «Мемориала», «ОВД-Инфо» и «Гражданского содействия» предложили поправки и в Процессуальный кодекс об административных нарушениях.

Например, заявили о необходимости добавить возможность пересмотра административных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Сейчас подобная норма работает во всех видах судопроизводства, кроме административного.

И получается, что лица, привлеченные к административной ответственности, «лишены возможности восстановить свои права, в том числе в случаях заведомой ложности показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложности вещественных доказательств и иных документов», отмечают правозащитники.

Согласно действующей редакции КоАП, срок административного задержания начинается с того момента, когда его доставили в отделение ОВД. Однако в этом случае не учитывается время в пути, которое может быть «несоразмерно длительным», а также частые задержки с «документированием доставлений».

Поэтому максимальный срок задержания зачастую превышает установленные три часа. С такими проблемами сталкивались, например, участники летних протестов в поддержку кандидатов, не допущенных к выборам в Мосгордуму.

В материалах доклада «ОВД-Инфо» «Московский эксперимент» отмечалось, что задержанных иногда удерживали в автозаках часами: их возили по городу либо привозили к отделу полиции, но не выпускали из машины.

Однако эта проблема касается не только участников митингов, отмечают правозащитники. Так, срок административного задержания человека в состоянии опьянения считается со времени его «вытрезвления». В х к КоАП эксперты предлагают отсчитывать срок с момента фактического задержания, а если время было превышено — получить разъяснение о причинах.

Авторы к проекту также предлагают расширить процессуальную роль специалиста. В действующей редакции его не могут привлекать для разъяснения суду и прокурору того, что входит в его профессиональную компетенцию: специалист лишь может «ставить вопросы» эксперту.

Это нарушает состязательность сторон, отмечают правозащитники.

Среди других важных комментариев — обязать прокурора участвовать в рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также предоставлять бесплатную юридическую помощь всем лицам, в отношении которых ведется административное производство.

Вместе с тем, правозащитники отмечают, что новый проект Кодекса содержит и позитивные изменения. Одно из главных таких нововведений — выделение в разные главы процедуры рассмотрения дел судами и остальными органами, что «позволит уменьшить путаницу». Эксперты одобрили также право должностных лиц, составивших протокол, участвовать в производстве.

Елизавета Ламова, Александр Черных

Проект нового КоАП могут вынести на обсуждение в начале 2021 года

 Парламентская газетаПарламентская газета

Проекты нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуального кодекса об административных правонарушениях (ПкоАП) Министерство юстиции может еще раз опубликовать для общественного обсуждения в начале 2021 года. Об этом глава ведомства Константин Чуйченко сказал в интервью ТАСС.

«Мы в ближайшее время займемся процессуальной частью, после чего будем обсуждать особенную часть. Я не исключаю, что мы разместим проекты КоАП и ПКоАП для общественного обсуждения еще раз в начале следующего года», — скала министр.

Он подчеркнул, что именно на примере КоАП видна эффективность системы общественного обсуждения. «Мы не просто прислушиваемся к пожеланиям, а находимся в постоянном диалоге с общественностью», — заявил Чуйченко.

Министр отметил, что в новом КоАП не будет штрафов по 100 рублей, которые были введены 18 лет и при другой экономической ситуации. Минимальный размер штрафа составит 500 рублей, но и с него можно будет получить скидку, уплатив в положенный срок половину суммы. По многим составам административных правонарушений предусматривается наказание в виде предупреждения, заявил глава Минюста.

Он также сказал, что в проекте КоАП сохраняется возможность фото- и видеофиксации административных правонарушений на дорогах и в области благоустройства территории.

Планируется ввести дополнительные требования как к самим камерам, правилам и местам их установки, так и к хранению и обработке полученных с их помощью данных.

Утверждать их будет кабмин, так что сам процесс фото- и видеофиксации станет более прозрачным.

Говоря о значении нового КоАП для бизнеса, Чуйченко выразил уверенность, что проект и связанные с ним законопроекты поспособствуют сокращению административной нагрузки на предпринимателей. «Мы трансформируем институт административной ответственности из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания с учетом риск-ориентированного подхода», — заявил он.

В частности, в проекте нового КоАП планируется исключить назначение административного штрафа одновременно юрлицу и его должностному лицу, ввести скидку на уплату штрафа для большинства составов административных правонарушений. А малый бизнес будет приравнен при назначении административного наказания к индивидуальным предпринимателям.

Разработка нового КоАП проходит в рамках реформы законодательства об административных правонарушениях.

Цель реформы — усовершенствовать процедуру рассмотрения дел и обеспечить адекватность наказания за то или иное правонарушение.

Проект нового КоАП дорабатывается с учётом позиций госорганов и организаций, высказанных по итогам межведомственного согласования законопроекта, а также предложений граждан по результатам его публичного обсуждения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *