Независимые гарантии в закупках вместо банковских с 2022 года

Участники госзакупок активно пользуются услугами банков по предоставлению банковских гарантий в качестве обеспечительных мер. А заказчики, выставляя требование о внесении обеспечений, тем самым страхуют себя от недобросовестных исполнителей.

С 1 января 2022 года внесены изменения в статью 45 44-ФЗ, которые дают право и иным коммерческим организациям выдавать финансовые гарантии. Кроме названия статьи (понятие «банковской гарантии» заменено на «независимую гарантию») обновился порядок и условия выдачи таких гарантий. Подробности читайте в моей новой статье.

Независимые гарантии в закупках вместо банковских с 2022 года

1. В чем разница независимой гарантии от банковской? 2. Понятие независимой гарантии в гражданском законодательстве 3. Что включает в себя НГ? 4. В каких случаях заказчик может отказаться от независимой гарантии? 5. Реестр независимых гарантий 6. Резюме

1. В чем разница независимой гарантии от банковской?

Для начала вспомним, что такое традиционная банковская гарантия, и для чего она выдается участникам закупок.

Банковская гарантия – это обязательство банка (гаранта) на установленную сумму, которым вправе воспользоваться поставщик или исполнитель тендерного контракта в 3-х случаях:

Требования к БГ изложены в ст.45 44-ФЗ, но с 1 января 2022 года начнет действовать новая редакция этой статьи.

В рамках упрощения и оптимизации порядка организации и проведения закупочных процедур Госдума РФ приняла Законопроект № 1100997-7, в который вошли законодательные разработки на указанную тему, а также были упразднены некоторые положения иных нормативов РФ.

По части предоставления финансовых гарантий был расширен список коммерческих организаций, получивших право наряду с банками выдавать так называемые независимые гарантии участникам торгов. То есть гарантии от банков никуда не делись, их так же, как и раньше, могут получать исполнители тендерных контрактов, но еще они могут обращаться и в другие коммерческие организации:

  • государственная корпорация «ВЭБ.РФ»;
  • кредитные организации, входящие в состав системы национальной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства (региональные фонды), то есть для закупок СМП и СОНКО;
  • Евразийский банк развития (сотрудничает с участниками закупок – юридическими лицами, зарегистрированными на территории одной из стран ЕАЭС или с физическими лицами – гражданами стран ЕАЭС, примечание: за исключением Российской Федерации).

До конца 2021 года пока еще только банки из перечня Минфина могут предоставлять финансовые гарантии, а с 1 января 2022 года вступает в силу новый перечень правомочных на это организаций.

Таким образом, законодатели пошли навстречу участникам госзакупок и изменениями в контрактной системе планируют упростить их участие в государственных торгах. Принятые меры также призваны развивать конкуренцию в госзаказе среди финансовых организаций и вовлекать сюда новых поставщиков и исполнителей.

Однако не нужно думать, что новые поправки в 44-ФЗ ослабят требования к выдаче гарантий и к уполномоченным на это фондам и организациям. Позитивная тенденция, конечно, наблюдается, но не стоит забывать и о федеральных органах исполнительной власти, которые строго контролируют это направление.

Правительство Российской Федерации установило специальный перечень, куда должны входить региональные организации, уполномоченные на предоставление гарантий. А контроль над этим перечнем возложен на федеральные органы исполнительной власти, которые к тому же будут формировать данный каталог.

Сведения для формирования перечня будут подавать федеральные власти, которые осуществляют надзор в области развития предпринимательской деятельности.

Право предоставлять независимые гарантии для госкорпорации «ВЭБ.РФ» закреплено в 82-ФЗ. В компетенции «ВЭБ.РФ», описанные в 82-ФЗ, входят следующие обязанности: выдавать кредиты, приобретать облигации и участвовать в уставных капиталах коммерческих учреждений, предоставлять гарантии и поручительства за третьих лиц (кроме физлиц и ИП).

Основываясь на том, что «ВЭБ.РФ» — это государственное образование, введенное Российской Федерацией, положения, функционал которой регулируются 82-ФЗ и другими законодательными нормами и вытекающими из них сопутствующими НПА РФ, дополнительные требования для предоставления финансовых (независимых) гарантий в сфере госзакупок к указанному лицу проектом закона не предусмотрены (ст.2 82-ФЗ).

2. Понятие независимой гарантии в гражданском законодательстве

Если термин «независимая гарантия» уже введен в контрактное законодательство, но активно применяться будет только с начала 2022 года, то в Гражданском кодексе он используется с 1 июня 2021 года. В частности, в п.3 ст.368 говорится о расширенном списке организаций, уполномоченных на выдачу НГ.

В Гражданском законодательстве говорится, что новые правила действуют и в отношении гарантий, выдаваемых банками. Сама же НГ должна предоставляться фондами и организациями в письменной форме, чтобы можно было убедиться в ее подлинности и идентифицировать выдающее лицо (п.2 ст.368 ГК РФ).

Однако есть некоторая оговорка: в соответствии с обновленным порядком выдачи финансовой меры письменная форма может быть реализована путем обмена документами, телефаксами, телеграммами, телексами, а также посредством электронной связи с возможностью установления отправителя (п.2 ст.434 ГК РФ).

В связи с этим, у многих пользователей возникает вопрос: допускается ли обмен документами по независимой гарантии по электронной почте? Пока этот вопрос остается открытым, так как существуют сомнения насчет такого документооборота в рамках предоставления НГ.

Ясно только то, что, говоря об электронном обмене формами, законодатель имеет в виду каналы связи, где четко можно установить отправителя, в частности, обмен SWIFT-сообщениями, который используется за рубежом и постепенно входит в российскую правовую практику.

Помимо существенных условий, которые должна включать в себя НГ (основное обязательство к выплате, сумма финансовой меры, срок действия) Гражданское законодательство позволяет сторонам сделки включать в текст договора условие о «плавающей» сумме, то есть возможности ее увеличения либо уменьшения в случае наступления конкретного срока или определенного обстоятельства.

3. Что включает в себя НГ?

Согласно новой версии ч.2 ст.45 44-ФЗ независимая гарантия, являясь безотзывной, должна иметь в своем составе:

  • сумму финансовой выплаты, которую коммерческая организация выдает по запросу клиента или сумму, которая такая организация обязана перечислить заказчику в случае некачественного выполнения работ по контракту, а также идентификационный номер закупки, по которому выдаются денежные средства на погашение обеспечений;
  • условия по контракту, которые должен выполнить клиент (исполнитель контракта) для успешного предоставления независимой гарантии;
  • обязанность финансовых организаций покрывать 0,1% неустойки за каждый день просрочки;
  • условие, по которому подтверждается факт выдачи независимой гарантии в момент поступления денежных средств на счет клиента;
  • период времени, в течение которого выплата считается актуальной;
  • включение в договор отлагательного условия для предоставления денежной выплаты;
  • пакет документов, которые заказчик обязан предоставить в организацию, согласно установленному Правительством перечню, вместе с требованием о предоставлении независимой гарантии.

Изменения коснулись и ч.3 ст.45 44-ФЗ: теперь заказчик вправе списывать денежные средства со счета гаранта, если оплата не поступила в 10-дневный срок после требования перечислить данные средства (ранее в старой редакции 44-ФЗ срок был ограничен 5 днями).

Заказчик вправе уменьшить размер ОИК путем отказа от своих прав на часть финансовой гарантии. Информация о решении заказчика вносится в соответствующий реестр, а датой отказа признается дата внесения таких сведений в реестр.

Положения независимой гарантии не должны содержать требования о предоставлении заказчиком судебных актов о некачественном исполнении работ поставщиком, по которым действует независимая гарантия.

У заказчика будет 3 дня на рассмотрение поступившей финансовой меры, если законодательно не предусмотрены иные условия (ч.5 ст.45 44-ФЗ).

Читайте также:  УПД — образец заполнения в 2022 году. Правила заполнения универсального передаточного документа

4. В каких случаях заказчик может отказаться от независимой гарантии?

Заказчик может не принять денежные средства для покрытия обеспечительных мер в следующих случаях:

  • в реестре независимых гарантий нет записи о предоставлении данной суммы;
  • гарантия не соответствует требованиям ч.2,3 и 8.2 ст.45 44-ФЗ;
  • в извещении о закупке, документации о мероприятии, приглашении на участие, проекте контракта перечислены требования к выплате, а гарантия этим требованиям не соответствует.

Если заказчик отказался принять НГ в установленный для этого 3-дневный срок (ч.5 ст.45 44-ФЗ), то о своем решении он должен сообщить письменно либо посредством электронной связи лицу, предоставившему независимую гарантию. Такой отказ должен содержать причины, которые привели к отказу, кроме случаев, когда отказ оформлен в виде протоколов определения исполнителей.

5. Реестр независимых гарантий

Данный реестр располагается на сайте Единой информационной системы (ЕИС), и в него включается информация о предоставляемых выплатах коммерческими организациями и банками, а также документация, регламентированная ч.9 ст.45 44-ФЗ, кроме денежных выплат, предусмотренных ч.8.1 ст.45. Порядок внесения записей описан в ч.8.2 ст.45 44-ФЗ.

Как только сведения и сопутствующая документация о финансовой мере попадают в реестр, выдающая сторона должна предоставить клиенту выписку из реестра, подтверждающую формирование записи, в течение 1 рабочего дня.

Если закупка содержит в себе государственную тайну, то сведения о независимой гарантии о ней попадают в закрытый реестр, который не располагается во всеобщем доступе (ч.8.1. ст.45 44-ФЗ).

Какие сведения и документы подаются в открытый и закрытый реестры НГ:

  • название коммерческой организации (фонда, банка), юридический адрес, ИНН (или аналог ИНН для зарубежных налогоплательщиков);
  • наименование, адрес регистрации лица, которое запрашивает гарантию, его ИНН (или аналог ИНН для зарубежных налогоплательщиков);
  • сумма выплаты по независимой гарантии, которую предстоит выплатить финансовому учреждению в случае нарушения норм контрактного законодательства исполнителем;
  • время, в течение которого действует НГ;
  • иные сведения и документация, предусмотренные Правительством РФ.

Не исключены случаи, что банк может лишиться своих полномочий предоставлять поставщикам независимые гарантии в рамках 44-ФЗ и выйти из правительственного списка, но в этом случае они продолжают нести ответственность за выданные денежные средства до полного истечения условий договора.

6. Резюме

Итак, мы выяснили, что по новым условиям поставщики и исполнители услуг/работ могут обратиться за выдачей независимой гарантией не только в уполномоченные банки, но и другие коммерческие учреждения, которые были рассмотрены выше.

В частности, представители малого и среднего бизнеса (СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) могут обращаться за независимой гарантией в региональный фонд содействия кредитования, если в закупке предусмотрены преимущественные положения для таких групп участников.

Новая редакция 44-ФЗ, касающаяся НГ, вступит в силу с 1 января 2022 года, а пока до конца 2021 года выдавать банковские гарантии вправе только уполномоченные банки из перечня Минфина.

Несмотря на позитивность принятых мер для облегчения участникам закупок получать независимые гарантии, некоторые эксперты полагают, что они (по крайней мере на начальном этапе) не приобретут популярности в связи с экономической нестабильностью коммерческих организаций, не являющихся банками. А как все будет на самом деле, со временем увидим.

Независимые гарантии в закупках вместо банковских с 2022 года

Государственные закупки нуждаются в большей прозрачности

Независимые гарантии в закупках вместо банковских с 2022 года

Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство РФ утвердило требования к банкам и региональным гарантийным организациям (РГО), имеющим право предоставлять независимые гарантии, которые с 1 января 2022 г. заменят банковские гарантии в рамках госзакупок.

Подготовленный Минфином документ открывает доступ на рынок большему числу игроков, что нельзя не приветствовать.

Но этого недостаточно для того, чтобы рынок госзакупок и независимых гарантий по госконтрактам стал по-настоящему прозрачным.

Подготовленный Минфином документ устанавливает лояльные требования к РГО: они не должны числиться в реестре недобросовестных поставщиков, должны иметь ранг финансовой устойчивости от «Корпорации МСП» не ниже В. Также доля иностранных владельцев ограничивается 10%.

К банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые гарантии, требования снижены: от них с января 2022 г. потребуется только наличие кредитного рейтинга не ниже уровня B-(ru) от АКРА или не ниже уровня ruВ- от «Эксперт РА».

(Сейчас помимо этого от банков требуется наличие собственного капитала в размере не менее 300 млн руб.)

Появилась надежда на изменения в сторону большей открытости и по заказам госкорпораций – в 2021 г. в Госдуму внесен законопроект, который может сделать рынок банковских гарантий по 223-ФЗ более прозрачным.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «требования к содержанию банковских гарантий, предоставляемых субъектами МСП, предполагается унифицировать с соответствующими требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ».

А эти требования стали менее жесткими благодаря постановлению правительства от 20 декабря 2021 г.

Сейчас госкорпорация самостоятельно устанавливает требования к банкам, гарантии которых готова принимать.

«В практике встречаются случаи, при которых устанавливаются требования к наличию у банка действующего кредитного рейтинга одного из рейтинговых агентств – S&P, Moody’s или Fitch на уровне не ниже ВВ- капитал не менее 60 млрд руб., собственные средства (капитал) в размере не менее 10 млрд руб.», – отмечают авторы законопроекта.

Фактически в настоящее время у каждого заказчика-госкорпорации существует свой список аккредитованных банков, заключить контракт с которыми малому бизнесу часто бывает затруднительно. Обсуждаемый законодателями документ дает надежду, что МСП смогут легче получить банковскую гарантию и поучаствовать в большем количестве тендеров.

К сожалению, параллельно со смягчением требований к участникам рынка гарантирования для участников конкурсов госзакупок мы уже не один год наблюдаем сворачивание информационного поля в этой сфере. Так, например, с 1 июля 2018 г.

закрыли от сторонних глаз реестр банковских гарантий на сайте, где размещаются госзаказы (эта сфера регулируется 44-ФЗ).

В результате мы не можем в точности быть уверенными, что происходит на рынке: у кого доля растет, у кого снижается, какие банки с какими исполнителями госконтрактов работают.

Активные участники, конечно, известны. Сейчас в этом сегменте работают такие серьезные игроки, как «Сбер», «Абсолют», Совкомбанк, Промсвязьбанк, Московский кредитный банк. Но конкретики нет никакой, и это существенно усложняет работу.

Напомню, что реестр появился только в 2014 г., а до этого цивилизованного рынка, по сути, не было, банковскую гарантию кто угодно мог напечатать на принтере. Массовой эта услуга стала в 2017–2018 гг. И как раз тогда реестр банковских гарантий стал закрытым…

Сейчас рынок обсуждает возможное закрытие информации о победителях конкурсов на исполнение государственного контракта по 44-ФЗ. Если это случится, то другие участники рынка не будут знать не только кто предоставил гарантию, но и кто выиграл конкурс на исполнение контракта – вплоть до момента подписания договора.

В ситуации с контрактами государственных корпораций все еще сложнее – нет не только открытого реестра, но чаще всего и информации о заключенных контрактах. Участники рынка видят только сам факт проведенного конкурса, но не знают, кто и как исполняет этот контракт.

Соответственно, когда к нам за гарантией приходит предприниматель, работавший с госкорпорациями, мы не можем проверить и адекватно оценить опыт контрагента.

У нас зачастую недостаточно оснований для принятия взвешенных решений по нему, а банку обязательно нужна глубокая детализация по юридическим лицам, особенно по малому и среднему бизнесу, чтобы оценить риски.

Участники рынка однозначно нуждаются в большем количестве информации по контрактам, заключенным по 223-ФЗ, им необходим единый реестр и доступ к информации в нем.

Читайте также:  Нужен ли ККТ при оптовой торговле матрасами и торговле матрасами через интернет-магазин?

Это существенно упростило бы предоставление финансовых услуг всем игрокам, сделало бы, как нам кажется, более прозрачными в целом закупки государственных корпораций.

Но пока мы, к сожалению, не видим активных действий со стороны государства в этом направлении.

Пока еще это не критично: рынок на сегодняшний день полностью обеспечен сервисом, связанным с банковскими гарантиями. В ближайшие год-полтора рынок будет полностью обеспечен и технологичными сервисами, связанными с финансированием.

Но если заглянуть чуть дальше, становится понятно, что дефицит информации по госзакупкам может сделать рынок недостаточно конкурентным. Это, в свою очередь, негативно скажется на качестве услуг и может создать почву для различных злоупотреблений, в том числе и для нецелевого использования средств.

Госзакупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам

Госзакупки по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам

В сфере госзакупок, которые проводятся на основании законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, происходят очередные изменения. На этот раз они связаны с обеспечением участия в закупках. Мы уже публиковали материал, посвященный гарантийным платежам и банковским гарантиям (см.

«Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). А сегодня расскажем о новых правилах в обеспечении заявки и о новом перечне банков, выдающих гарантии.

Также остановимся на том, какие документы нужно подготовить для получения гарантии, и какие меры принять, чтобы не опоздать с получением.

Сейчас по общему правилу банковскую гарантию для обеспечения заявки можно предоставить только в закупках, которые проводятся в бумажной форме. Поскольку закрытые аукционы и конкурсы еще недавно были исключительно «бумажными», участники этих закупок могли воспользоваться банковской гарантией. А вот для участников электронного аукциона гарантия была невозможна.

Но ситуация меняется. Начиная с июля 2018 года, заказчики вправе проводить открытый конкурс, двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием как в бумажной, так и в электронной форме.

А с января 2019 года указанные процедуры в обязательном порядке будут электронными (часть 43 ст. 112 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ).

Означает ли это, что со следующего года участники таких закупок лишатся возможности обеспечить заявку при помощи банковской гарантии?

Нет, не означает. Запрет на привлечение гарантии будет действовать, но продлится недолго — по 30 июня 2019 года включительно.

Начиная с 1 июля 2019 года, поставщики, подающие заявки на участие в открытом конкурсе, двухэтапном конкурс и конкурс с ограниченным участием (все в электронной форме), а также на участие в электронном аукционе смогут вместо «живых» денег предоставить гарантию банка (часть 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В обеспечении контракта все по-прежнему

Что касается обеспечения контракта, то здесь никаких новшеств нет.

Как и прежде, все победители закупки независимо от формы торгов могут выбирать, каким способом вносить обеспечительный платеж: перечислить деньги на счет заказчика или предоставлять банковскую гарантию.

Если поставщик выбрал второй способ и получил гарантию, то в случае ненадлежащего исполнения условий контракта ответственность будет нести банк-гарант.

В каких банках можно получить гарантию

Начиная с июня 2018 года, гарантию можно получить в банке, который отвечает требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.18 № 440 (список таких банков опубликован на сайте Минфина России). До июня гарантии выдавали кредитные организации, отвечающие требованиям статьи 74.1 Налогового кодекса.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Какие поставщики могут претендовать на гарантию

По закону претендовать на гарантию могут не все участники, а лишь те, кто соответствует ряду критериев:

  • компания-поставщик не находится на стадии ликвидации, не признана банкротом и ее деятельность не приостановлена;
  • у поставщика нет задолженности по налогам;
  • руководитель и главный бухгалтер не имеют судимости в сфере экономики;
  • в течение последних двух лет руководитель не привлекался к административной ответственности (уголовная не имеет значения);
  • поставщик и заказчик не аффилированы;
  • поставщик обладает исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности;
  • поставщик не является оффшорной компанией.

Кроме того, практически все кредитные организации проверяют финансовое состояние участника торгов, подавшего заявку на предоставление гарантии. Как правило, положительное решение выносят в отношении тех, кто отвечает следующим условиям:

  • поставщик работает на рынке не менее года (иногда требуется более длинный период);
  • отсутствуют убытки за последние два или более отчетных периода (сезонные убытки чаще всего не учитываются);
  • за последние шесть или более месяцев были обороты по расчетному счету;
  • есть опыт в выполнении работ (оказании услуг, поставке товаров), которые необходимы по условиям закупки, есть выигранные тендеры в данной области;
  • поставщик располагает материально-технической базой для выполнения контракта (персонал, материалы, детали, помещения, оборудование и проч.).

Какие документы нужно собрать для получения гарантии

При первом обращении в банк за гарантией придется подготовить полный пакет документов. При повторном обращении достаточно актуализировать ранее представленные сведения.

Содержание полного пакета зависит от кредитной организации. В подавляющем большинстве случаев в него входят уставные, налоговые, бухгалтерские и банковские документы, а также сведения о закупке.

Уставные документы

  • устав;
  • свидетельство о регистрации;
  • решения и протоколы о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера;
  • свидетельства о присвоении ИНН и ОГРН;
  • паспорта учредителей;
  • подтверждение права на занимаемое помещение (выписка из росреестра о собственности или договор аренды)

Налоговые и бухгалтерские документы

  • оригинал выписки из госреестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученный не более 30 дней назад. При наличии квалицированной электронной подписи выписку можно получить в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Документ, заверенный налоговым инспектором, равнозначен бумажной выписке;

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

  • многие банки запрашивают справку об отсутствии задолженности по налогам. Ее можно получить в инспекции по месту регистрации, представив туда письменный запрос. Также можно получить справку через личный кабинет налогоплательщика. Инспекция готовит справку 10 дней. Выдают справку всегда в бумажном виде, даже если заявление подавалось в электронной форме;
  • для предпринимателей на общей системе налогообложения — декларация по форме 3-НДФЛ (чаще всего за последний год);
  • для компаний на общей системе налогообложения — декларации по налогу на прибыль и НДС (чаще всего за последний год);
  • для поставщиков на упрощенной системе налогообложения — декларация по УСН (чаще всего за последний год);
  • бухгалтерская отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках) за последний год.

Банковские документы

Если заявка на предоставление гарантии подана не в тот банк, где у поставщика открыт  расчетный счет, банк может затребовать:

  • справку об открытых счетах из «своего» банка;
  • оборотно-сальдовую ведомость по счету 51 «Расчетные счет» помесячно за последние полгода или год.

Закупочные документы

  • проект контракта с приложениями;
  • справка о технических и кадровых ресурсах поставщика;
  • описание того, как поставщик планирует выполнить контракт.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, подключите сервис «Контур.Закупки».

В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Что делать победителю, чтобы не опоздать с заявкой

При первом обращении в банк оформление гарантии занимает от 3-х до 7-ми дней, при повторном — 2-3 дня.

Победитель, выигравший торги, далеко не всегда успевает уложиться в этот срок, чтобы получить гарантию на обеспечение контракта. Риск опоздания особенно велик, когда указанный период приходится на праздники.

В случае, если поставщик не успеет оформить гарантию, он потеряет заказ, и вернуть его вряд ли удается даже через суд.

Поэтому самое лучшее — оформить предварительную заявку на получение гарантии до того, как одержана победа в торгах. Многие кредитные организации на своих сайтах принимают предварительные заявки с прикрепленными к ним электронными документами. Есть и еще один способ, позволяющий избежать опоздания.

Это лимит, заранее установленный в банке. Такие лимиты, как правило, дают те банки, в которых у участника торгов открыт расчетный счет. Банк без спешки рассматривает документы и на год или два одобряет лимит на банковскую гарантию в определенной сумме.

Читайте также:  Можно ли уменьшить налог на УСН 6% в 2022 году на сумму страховых взносов за 2022 год?

В течение этого времени поставщик, победивший в тендере, может воспользоваться гарантией без рассмотрения заявки.

Также ускорить получение гарантии можно при помощи квалифицированной электронной подписи. Если поставщик ее оформит, то весь документооборот с банком будет происходить в электронном виде, то есть гораздо быстрее. Сама гарантия тоже будет предоставлена в электронном виде.

В закладки Поделиться 3 371

Что такое независимая гарантия в 2022 году / Аналитик Тендер

Изменения в гарантиях в закупках с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года вступает в силу ФЗ от 02.07.2021 № 360, который вносит изменения в 44-ФЗ. Согласно нововведениям, участники закупок смогут предоставлять вместо БГ, как это происходит сейчас, независимую гарантию.

Сведения о независимой гарантии, как исполнении обязательств, будут отражаться в специальном реестре.

Разберемся, независимая гарантия — что это? Это гарантия, согласно которой банк выдает письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) определенную сумму при выставлении им такого требование. Эта письменная гарантия делается в пользу другого лица – должника, принципала.

Проще говоря, независимая гарантия по ГК РФ — это один из способов обеспечения обязательств. Независимая гарантия может быть банковской или выданной иной организацией. Это основное нововведение 2022 года – ранее могли быть представлены исключительно БГ. Т.е. эта новелла призвана облегчить закупочный процесс тем, что сделает проще заключение договора независимой гарантии.

На практике договор независимой гарантии обладает преимуществами:

  • дает кредитору возможность получить деньги максимально быстро;
  • упрощается процедура получения гарантии принципалом;
  • в большинстве случаев позволяет избежать судебных разбирательств.

Общие требования к независимой гарантии

Независимая гарантия, как и прежде, выдается в письменной форме. Также она должны быть безотзывной.

Безотзывная независимая гарантия — что это? Это форма поручительства, при которой банк или иная, выдавшая его организация, не может отозвать, отменить или изменить такое обязательство.

Безотзывная независимая гарантия должна включать:

  1. сумму гарантии, подлежащую уплате;
  2. обязательства принципала;
  3. штрафные санкции за просрочку уплаты;
  4. срок действия гарантии;
  5. отлагательные условия;
  6. перечень документов, предоставляемых заказчиком с требованием об уплате гарантии.

Соглашение о независимой гарантии обязательно включает право заказчика на списание денег со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования кредитора.

Срок рассмотрения независимой БГ что это установлен законом, он не должен превышать 3 рабочих дней.

Реестр независимых гарантий

Согласно проекту Минфина от 16.09.2021, реестр банковских независимых гарантий будет формироваться:

  • банками, которые отвечают требованиям, установленным законодательством (т.е. будут вправе выдавать независимую гарантию обеспечения исполнения обязательств);
  • ГК «ВЭБ. РФ»;
  • фондами содействия кредитованию, в число которых входят гарфонды, фонды поручительства и т.д.
  • Евразийским банком развития;
  • Заказчиками-бенефициарами по независимым гарантиям.

Реестр будет формироваться указанными участниками независимой гарантии в ЕИС. Он будет представлять собой упорядоченный список на основании специальных унифицированных форм. При их заполнении, а также при добавлении в реестр документов и информации, субъекты будут пользоваться электронной квалифицированной подписью.

Реестр будет включать следующую информацию:

  • наименование, расположение гаранта, исполнителя-принципала или заказчика и его ИНН;
  • сумму гарантии и ее срок;
  • ИКЗ;
  • копию (скан) гарантии.

Кто может выдавать независимые гарантии

Мы разобрались, независимая БГ — что это такое. В первую очередь, это удобный обеспечительный инструмент. Теперь важно определить, кто имеет право ее выдавать.

Участники независимой гарантии – это и есть лица, на которых законом возложено право на выдачу таких документов. К ним относятся:

  • ГК «ВЭБ.РФ»;
  • Региональные гарфонды и гарантийные организации;
  • Евразийский банк развития (такие документы будут предоставлять участники закупок, зарегистрированные в иностранных государствах — членах ЕЭС).

Банки по-прежнему смогут выдавать гарантии, они также будут применяться. При установлении требований к банкам будет учитываться их кредитный рейтинг.

Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

О независимой гарантии в контрактной системе

В Государственную Думу Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внесён Законопроект № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – законопроект), согласно которому расширяется перечень лиц, которым предоставлено право выдавать гарантийные обязательства для целей обеспечения обязательств в контрактной системе (п. 28 ст. 5 законопроекта).

В редакции законопроекта в контрактной системе предлагается наделить правом предоставлять независимые гарантии, помимо банков, государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» и фонды содействия кредитования (гарантийные фонды, фонды поручительств).

В этой связи банковская гарантия в контрактной системе утрачивает свое наименование и связь, указывающую на единственный субъект – банки правомочные выдавать банковские гарантии в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств.

         В новой редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), банковскую гарантию предлагается переименовать в независимую гарантию.

         Вместе с тем, банковская гарантия как и независимая гарантия, по-прежнему будет выдаваться банками для целей контрактной системы. 

         Изменениями, вносимыми в Закон о контрактной системе, планируется улучшить положение участников закупки и упростить их участие в государственных закупках. Указанный шаг направлен также на развитие конкуренции в сфере предоставления независимой (банковской) гарантии в контрактной системе.

  •          В целом, с принятием законопроекта следует отметить позитивную тенденцию развития контрактной системы, направленную на увеличение количества участников и вовлечение в процесс осуществления закупки иных лиц.
  •          В тоже время не нужно воспринимать указанные изменения как послабление требований предъявляемых к банковской гарантии и к лицам имеющих право их выдавать.
  •          Фонды содействия кредитованию (далее — региональные гарантийные организации), обязаны будут соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и должны быть включены в перечень региональных гарантийных организаций, который будет формироваться и вестись  федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.

         Правовое положение государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» определяется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — Закон № 82-ФЗ).

         Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона  № 82-ФЗ, для достижения целей своей деятельности государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» реализует следующие основные функции в том числе в форме:

         предоставления кредитов, приобретения облигаций и участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, выдает гарантии и поручительства за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей).

         Таким образом, исходя из того, что «ВЭБ.

РФ» является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются Законом № 82-ФЗ, а также иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, дополнительные требования для выдачи независимой гарантии в контрактной системе к указанному лицу законопроектом не предусмотрены (см. ст. 2 Закона № 82-ФЗ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *