Новые правила применения приоритета отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-фз

  • О приоритете лиц, применяющих усн при участии в закупках по 223-фз
  • В апреле 2021 года Верховный Суд своим определением[1] признал неправомерным при проведении закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ[2] сравнивать ценовые предложения участников по единому базису (без НДС / с НДС).
  • Борясь с дискриминацией, Верховный Суд, на волне формирующейся административной практики[3], фактически утвердил приоритет участников, применяющих упрощённую систему налогообложения (УСН), в рамках закупок по закону № 223-ФЗ.
  • Подход, отражённый в определении и административной практике, не только не имеет под собой правового, экономического или социального обоснования, но и вредит конкуренции и развитию предпринимательства.
  • Обстоятельства дела

Морской порт Санкт-Петербурга, проводя закупку[4] на уборку помещений и прилегающей территории, установил порядок оценки, согласно которому, в случае участия в закупке поставщиков, применяющих различные режимы налогообложения (т.е. когда один поставщик предлагает цену с НДС, а второй – цену без НДС), все полученные ценовые предложения сравниваются с учётом НДС.

При этом в качестве цены договора с победителем используется ровно то ценовое предложение, которое было отражено поставщиком (с любой системой налогообложения) в своей заявке.

Например:

Цена в заявке / цена договора с победителем Цена для целей оценки заявок Конечная стоимость продукции с учётом налогового вычета
Участник 1, на ОСН[5] 120 рублей с НДС 120 рублей с НДС (на 10% выгоднее) 100 рублей (на 10% выгоднее)
Участник 2, на УСН 110 рублей без НДС 132 рубля с НДС (на 10% менее выгодно) 110 рублей (на 10% менее выгодно)

В изложенном примере, при отсутствии иных критериев оценки, победителем был бы признан участник на ОСН, предложивший продукцию по меньшей для заказчика стоимости (с учётом налогового вычета по НДС).

При проведении спорной закупки сложилась аналогичная ситуация и участник, применяющий УСН, обжаловал подход заказчика в ФАС, посчитав его несправедливым. Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, и уже оспаривание решения УФАС добралось до Верховного Суда.

Причины оценки предложений по единому базису

По общему правилу (ст. 143 НК РФ) организации[6] являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). Сумма налога выставляется продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику), и подлежит уплате последним (п. 1 ст. 168 НК РФ). При отсутствии указаний об обратном, НДС считается включённым в цену договора[7].

Организации, являющиеся плательщиками НДС, вправе получать налоговый вычет (п. 1 ст. 171 НК РФ), который по своей правовой природе является налоговой льготой[8].

Вычет производится в размере суммы уплаченного налога (п. 2 ст. 171 НК РФ), т.е. заказчик вправе законно вернуть 20% от уплаченной поставщику цены договора.

При соответствии ряду критериев (ст. 346.12 НК РФ), организация вправе по своему усмотрению, добровольно (п. 1 ст. 346.11 НК РФ) принять решение о применении УСН.

УСН предусматривает, в т.ч., налоговую льготу в виде освобождения от уплаты НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При применении поставщиком УСН, НДС в цену договора не включается, однако это лишает покупателя (заказчика) возможности получения вычета.

Другими словами, предложение о цене договора, поданное поставщиком-плательщиком НДС, с учётом налогового вычета, может быть существенно выгоднее (до 20%), чем предложение о цене договора поставщика, применяющего УСН, несмотря на то что ценовое предложение поставщика, применяющего УСН, указанное в заявке, формально математически меньше на 1 рубль. Чтобы учесть этот экономический фактор, заказчики устанавливают[9] порядок оценки, предусматривающий очищение предлагаемой цены от влияния косвенного налога.

  1. Равным образом описанный фактор на практике учитывают и «коммерческие» заказчики, не являющиеся субъектами закона № 223-ФЗ и не публикующие в открытом доступе регламенты проведения закупок.
  2. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих заказчику в ходе оценки заявок очищать цены от влияния НДС, и не содержит каких-либо норм о поддержке организаций, применяющих УСН при участии в торгах.
  3. Аргументация суда

Кратко отметим, что определение ВС РФ содержит ряд доводов, фактически неприменимых к делу. Например, довод о том, что закупочная документация устанавливает различные правила сравнения предложений участников, тогда как в действительности для всех поступивших в рамках закупки ценовых предложений действует единое правило[10] – они сравниваются с учётом НДС.

  • Или довод о том, что нельзя сравнивать цены по единому базису, поскольку участник не может быть понуждён к доначислению суммы НДС сверх своего ценового предложения, хотя документация прямо предусматривает[10], что договор заключается по цене, указанной в заявке, безо всяких доначислений.
  • Не связан с материалами дела и тезис о недопустимости устанавливать различные начальные (максимальные) цены (НМЦ) для участников закупки – в документации установлена единая для всех НМЦ[11].
  • В рамках публикации хотелось бы подробно рассмотреть основной, по мнению автора, довод Верховного Суда и антимонопольных органов:

Имущественный интерес заказчика по получению налогового вычета, уменьшающего стоимость приобретаемых услуг, не связан непосредственным образом с качественным и своевременным оказанием закупаемых услуг … и не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих УСН, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Первое, на что обратим внимание: получается, что по мнению суда, заказчик при осуществлении предпринимательской деятельности не должен быть заинтересован в снижении затрат и увеличении прибыли, ведь это не связано непосредственным образом с качественно и своевременно оказанными услугами.

Неужели для заказчика главное – чтобы полы помыли максимально качественно и своевременно? Какие вообще есть основания утверждать, что основной «имущественный интерес» заказчика (извлечение прибыли) должен быть связан непосредственным образом с качеством и сроками одного из многих видов закупаемых им услуг?

Представляется, что первична именно предпринимательская деятельность заказчика, а не закупаемые услуги сами по себе.

То есть закупка проводится для обеспечения возможности извлекать прибыль в надлежащих санитарных условиях, а не ради качественного процесса уборки как такового.

Размер извлечённой прибыли, в свою очередь, прямо зависит от размера затрат, понесённых на обеспечение деятельности заказчика.

Во-вторых

, заказчик не ставил никого в заведомо уязвлённое положение. Ведь заказчик:– не устанавливал правил налогообложения в РФ, предусматривающих НДС и вычет по нему;– не выбирал за участника, применяющего УСН, упрощённую систему налогообложения;

  1. – не формировал за участника, применяющего УСН, заведомо неконкурентоспособное ценовое предложение, которое является менее выгодным, чем предложение участника-плательщика НДС.
  2. Вся «вина» заказчика заключается лишь в том, что он учёл предусмотренную законом возможность получения налогового вычета и оценил предложения участников по их действительной экономической стоимости для своего бизнеса
  3. В-третьих, насколько же положение участников, применяющих УСН, является «уязвлённым»?

По данным ФНС средняя налоговая нагрузка на организации, применяющие УСН, составляет 3% для УСН «Доходы» и 2,24% для УСН «Доходы минус расходы». То есть более чем вдвое ниже, чем налоговая нагрузка на плательщиков НДС (ОСН – 7,6%)[12]. И это с учётом возможности получения налогового вычета по НДС!

Новые правила применения приоритета отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ

Представляется, что сниженная в два-три раза налоговая нагрузка на поставщика, применяющего УСН, и является тем самым преимуществом, уравновешивающим его положение в экономическом обороте, позволяющим соперничать с поставщиками на ОСН и подавать конкурентоспособные ценовые предложения.

При этом, исходя из опубликованного ФНС России сравнения типовой налоговой нагрузки[13], в случае лишения заказчика возможности получения налогового вычета по НДС, средняя налоговая нагрузка возрастает до 18,5%.

Новые правила применения приоритета отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ

В результате получается, что участник, применяющий УСН, не желает за счёт сниженной налоговой нагрузки подавать конкурентоспособное ценовое предложение, а поддерживающие его суд и антимонопольные органы своим решением лишают заказчика предусмотренной законом налоговой льготы (вычета по НДС), чем повышают налоговую нагрузку более чем вдвое.

В-четвёртых, отражённый в определении подход противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений[14] и принципу недопустимости дискриминационного налогообложения.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Согласно п. 2 ст.

3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Вопреки изложенным нормам подход определения предполагает, что заказчики по закону № 223-ФЗ, как участники гражданских правоотношений, должны быть лишены возможности учёта и последующего получения предоставляемой законом налоговой льготы (вычет по НДС) и обязаны нести повышенную налоговую нагрузку по сравнению с иными участниками гражданских правоотношений, которые при осуществлении закупок не подпадают под регулирование закона № 223-ФЗ.

Читайте также:  Путин предложил новые меры поддержки бизнеса

Заключение

Подход определения противоречит экономическому смыслу предпринимательства – деятельности по систематическому извлечению прибыли. Заказчик, несмотря на легальную возможность снижения затрат и повышения прибыли путём получения налогового вычета, лишается такой возможности и должен заключать договор по значительно (до +20%) менее выгодной цене.

  • Участник закупки, являющийся плательщиком НДС, несмотря на предложение продукции по меньшей стоимости (20% от цены договора уплачивается в качестве налога) и повышенную налоговую нагрузку, за счёт лишения заказчика корреспондирующей налоговой льготы (вычет по НДС), оказывается в заведомо худшем положении по сравнению с участником, применяющим УСН.
  • Участник закупки, применяющий УСН, помимо предоставляемых в связи с применением УСН налоговых льгот, получает дополнительное преимущество, за счёт лишения заказчика причитающейся ему налоговой льготы административными методами.
  • Главный результат, к которому ведёт позиция ВС РФ и практика антимонопольных органов – это снижение конкуренции и усложнение доступа предпринимателей к закупкам госкомпаний (заказчиков по закону 223-ФЗ).

В условиях, когда конкурентная закупка априори на 20% дороже, заказчики по закону 223-ФЗ будут стремиться проводить неконкурентные закупки (т.е. закупки у единственного поставщика), в ходе которых им не смогут навязывать невыгодных экономических условий.

Кроме того, заказчики по закону № 223-ФЗ – это фактически принадлежащие государству предприятия в стратегических отраслях экономики, перед многими из которых стоят задачи по диверсификации и выходу на новые гражданские рынки[15], чему явно не будет способствовать внезапное удвоение экономической нагрузки по сравнению с конкурентами из частного бизнеса.

Остаётся только надеяться, что созданный административными методами закупочный «крен» в пользу организаций, применяющих УСН, не приведёт к появлению мошеннических схем, связанных с эксплуатацией этого дисбаланса.

 

[1] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065 по делу N А56-75118/2019

Компас для заказчиков по 223-ФЗ: ноу-хау в закупках у малого бизнеса

Новые правила применения приоритета отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ

Профессиональные заказчики готовят сани летом: 2021 год уже принес изменения в правилах закупок по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса, 2022 год также добавит свои нюансы, которые необходимо знать уже сейчас. Как известно, предупрежден, значит, вооружен. Приводим рекомендации и советы для заказчиков.

Что изменилось с 1 октября 2021 года

Заказчик вправе осуществлять закупки из перечня ТРУ у субъектов МСП и иных лиц при начальной (максимальной) цене договора в пределах от 200 до 800 млн рублей, а не до 400 млн рублей, как было раньше.

Изменились правила подачи ежемесячной отчетности для заказчиков по 223-ФЗ. Новые требования коснулись порядка предоставления информации о заключенных договорах с учетом данных о закупках отечественных товаров и достижения заказчиками их минимальной доли.

Новая форма отчета объединила в себе информацию как о конкурентных закупках, так и неконкурентных закупках, в том числе о закупках у единственного поставщика и содержит разделы о количестве и общей стоимости договоров, сведения о квотируемых российских товарах и о закупках российского происхождения.

Что изменится с 1 января 2022 года

  • Одно из главных нововведений — обязательство достигать минимальную долю закупок у субъектов МСП распространится на всех заказчиков по 223-ФЗ (право, а не обязанность появляется только у тех заказчиков, которые сами являются субъектами МСП).
  • Изменился общий годовой объем закупок у субъектов МСП: он увеличен до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, а доля стоимости договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты — до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
  • Среди исключений из совокупного годового стоимостного объема договоров:
  • закупки коммунальных, финансовых услуг;
  • услуг, оказываемых в сфере деятельности естественных монополий;
  • закупки отдельных видов подрядных работ;
  • и другие, которые в силу своей специфики не могут быть выполнены субъектами МСП.

Мы настоятельно рекомендуем запланировать закупки, которые заказчик будет осуществлять только у субъектов МСП на общих основаниях, но с привлечением субподряда из числа МСП с целью возможности достижения их необходимой доли на конец года.

Пошаговая памятка для заказчиков по 223-ФЗ:

  1. Запланировать закупки у субъектов МСП и включить их в план закупки на 2022 год.
  2. Утвердить перечень товаров, работ, услуг (ТРУ) у субъектов МСП и разместить его в ЕИС и на официальном сайте заказчика (пп. 8-10 Положения ПП РФ № 1352).

  3. Положение о закупках заказчиков (ПоЗ) должно содержать разделы, регламентирующие порядок проведения закупок у субъектов МСП в соответствии с требованиями 223-ФЗ. ПоЗ, которые не соответствуют требованиям Закона № 223-ФЗ в части осуществления конкурентных закупок у СМСП, считаются не размещенными в ЕИС с 01.07.2021.

  4. Конкурентные закупки только для субъектов МСП проводятся строго в электронной форме на 8 электронных площадках (РТС-тендер в их числе), перечень которых утвержден российским законодательством, а порядок их проведения строго регламентирован Законом № 223-ФЗ.

    Непроведение таких закупок в электронной форме влечет серьезные административные штрафы на должностных или юридических лиц.

  5. Срок оплаты ТРУ по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом МСП, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке ТРУ.

    Нарушение сроков оплаты также влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

  6. Все действия заказчиков и участников на федеральных ЭТП будут фиксироваться программой «Независимый регистратор», которая сможет предоставлять необходимые данные контролирующим органам.

В преддверии изменений многие площадки предлагают специальные обучающие материалы в различных форматах от вебинаров до конференций. Для специалистов стороны заказчика участие в них поможет снять ряд насущных вопросов о реалиях следующего года.

РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

Записаться>>>

Закупки по 223-ФЗ: преференции российским товарам

Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 с 2017 года вводит новое правило в закупки по Закону 223-ФЗ. Государство решило активно поддерживать российских поставщиков и предоставило им преференции при участии в закупках. Как действует новое правило, рассмотрим в статье

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение -15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение -15%».
  • Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.
  • Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
  • Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.
  • Пример 1
  • В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.
  • В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей.

Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000).

Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

  1. Пример 2
  2. В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.
  3. В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

Закупки по 223-ФЗ

Дистанционный курс повышения квалификации в Контур.Школе

Подробнее

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Импортозамещение в закупках радиоэлектроники: новое с 31 августа 2021 года

Нам хорошо известны положения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. Действовать они были должны до 01 сентября этого года.

Многие ожидали, что срок действия будет просто продлён, но вышло иначе. На Официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление № 1432.

Вместо продления мы получили принципиально иной порядок импортозамещения – более жёсткий и бескомпромиссный.

  1. Новая формула ограничений.  Ограничения по постановлению 878 теперь применяются по формуле «второй лишний», а не «третий лишний» (см. п. 3 постановления): 

    «при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, 

    заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств − членов Евразийского экономического союза),  при условии, что на участие в закупке  подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств − членов Евразийского экономического союза».  Если в закупку пришёл хотя бы один УЗ с российским товаром из реестра – он отклонит сколько угодно заявок с товарами иностранного происхождения, в том числе, российских товаров, сведений о которых в реестре нет. Что-то подобное мы ранее уже наблюдали при закупках изделий медицинского назначения.

    Напомню, что реестр – это Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Найти его можно здесь: https://minpromtorg.gov.ru/opendata/

  2. Условный пример. Допустим, заказчик электронным аукционом закупает камеры наблюдения цифровые. В заявках участников предложены товары: УЗ 1 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Россия; УЗ 2 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Россия; порядковый номер реестровой записи − РЭ-2146/20; УЗ 3 − камера наблюдения цифровая, страна происхождения Китай.

    В такой простейшей ситуации при рассмотрении вторых частей заявок будет признана соответствующей только заявка УЗ 2, заявки участников 1 и 3 будут отклонены.

    Кто-то может возразить, что такой подход неконкурентен. Да, на практике может оказаться, что в какой-то момент в реестре есть только один российский товар. Полагаю, законодатель это понимает. Однако импортозамещение важнее.

  3. Равная поддержка изготовителей из России и из ЕАЭС.  В этой связи переработаны критерии отнесения продукции к российской и продукции из ЕАЭС:

    «Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:

    • на территории Российской Федерации − наличие сведений о такой продукции в реестре;
    • на территории государства − члена Евразийского экономического союза − наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств − членов Евразийского экономического союза, сформирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза». 

    Напомню, что евразийский реестр промышленных товаров – это здесь. Данных о товарах по 26-ому или 27-ому кодам ОКПД2 на момент написания этой статьи найти в нём не удалось.

  4. Изменения коснулись и состава заявок.  Они соответствуют требованиям о поддержке производителей из России и ЕАЭС:  «для подтверждения соответствия поставляемой радиоэлектронной продукции требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:  − в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, − номера реестровых записей из реестра,  а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).  Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт;  − в отношении товаров, страной происхождения которых является государство − член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, − номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства − члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт». 

    Как видно:

    • учтено, что ограничения поддерживают товары из ЕАЭС;
    • вместе с привычной декларацией с реестровым номером нужно указывать количество баллов по постановлению № 719; откуда эти баллы взять, пока не ясно, в реестре радиопродукции их пока нет. При этом в текст введено не до конца ясное положение:«В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра или евразийского реестра промышленных товаров  без указания совокупного количества баллов  или с указанием совокупного количества баллов, установленного для целей осуществления закупок  постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 20 15 г. № 719, настоящим постановлением или решением Совета Евразийской экономической комиссии соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств».

    Без указания баллов – это понятно. Баллы выставляются, участник их не указал, значит, в заявке предложен иностранный товар. Но вот продолжение фразы…

  5. Изменения для стадии исполнения контракта. «При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель») при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказнику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров. Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о внесении сведений о таком товаре в реестр или евразийский реестр промышленных товаров, а также о необходимости представить на стадии исполнения контракта сведения и документы, указанные в настоящем пункте».

    Как видно, для радиореестра не предусмотрена выписка, поэтому поставщики будут представлять документы, «подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр или евразийский реестр промышленных товаров».

    Согласно постановления № 878, это заключение о подтверждении производства. Поставщики, вероятно, будут запрашивать такой документ у изготовителя товара. Не очень понятно, зачем он заказчику. Возможно, в тексте постановления 878 в этой части допущена ошибка.

  6. Новый порядок отказа от применения ограничений. Обоснования отказа от применения ограничений теперь не готовятся. Заказчик, желающий отказаться от применения ограничения, будет вынужден получить

    «разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации».

    Последствия для заказчика очевидны: теперь он всецело зависит от мнения Минпромторга. Не получится подстроить обоснование под себя, а сам процесс подготовки будет дольше. Порядка выдачи разрешений пока нет. В целом идея законодателя понятна: сделать отказ трудным или вовсе невозможным.

    Практика подготовки обоснований отказа показала, что заказчик может манипулировать данными. Новый порядок тоже оставляет место субъективизму. Заказчик может искусственно раздувать ТЗ, включать в него требования, характерные для иностранных товаров, и этим обосновывать невозможность закупок российского.

    Насколько лояльно будет вести себя Минпромторг, покажет практика.

  7. Переработан перечь товаров. В нём теперь более 100 позиций. Некоторые позиции исключены, и при их закупке теперь будет действовать запрет по постановлению 616. Это:

    25.1. 26.1 1.30 Схемы интегральные электронные

    25.2. 26.12.30 Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)

С 31 августа 2021 года изменились правила госзакупок радиоэлектроники (закон 44-фз)

31 августа 2021 г было опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432. Вводится правило «второй лишний». Объемный 26 страничный документ внес изменения в несколько документов регулирующих запреты и ограничения закупок товаров в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ:

  • Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым был введен запрет на приобретение радиоэлектронной продукции.
  • Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — из перечня исключен существенный объем товаров и перенесен в 878 Перечень.
  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
  • Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Редакции постановлений с учетом изменений Вы можете скачать внизу, поэтому необходимо самостоятельно пересмотреть закупки объявленные и планируемые с 31 августа 2021 в отношении вхождения товаров в новые перечни и исключения, а также актуализировать правило применения Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в документациях.

Действие Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 продлили, ранее нормы действовали в течении 2х лет до 01.09.2021, кроме того заменили правило «третий лишний» на «второй лишний» — теперь запрет срабатывает даже если подана только 1 заявка с товаром из реестра, а не 2.

Введен новый порядок обоснования неприменения Постановления N 878 — только с разрешения Минпромторга РФ. Перечень радиоэлектронной продукции полностью переработан.

Запрет вводится в отношении импортных интегральных микросхем, смарт-карт, ноутбуков, планшетов, компьютеров, серверов и светотехнической продукции.

Изменения должны применятся по закупкам с 31 августа 2021 г.

Скачать документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 № 1432

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 10.07.

2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г.

 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.

2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (редакция от 28.08.2021)

Скачать документ: Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 28.08.

2021) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (редакция от 28.08.2021)

Какие ограничения и преференции вводит в закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ национальный режим

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Материал по теме
Госзакупки: план-график на 2019 год
Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

  • По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:
  • а также:
  • Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Материал по теме
Какие ограничения в закупках по 44-ФЗ устанавливает аукционный перечень
Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

Пример.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.

Материал по теме
Судебная практика по госзакупкам
Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Пример.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей.

В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн.

рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *