Опыт стал обязательным критерием для отдельных закупок

Категория: Специалисту по госзакупкам Опыт стал обязательным критерием для отдельных закупок

Закон N 44-ФЗ не дает однозначного ответа на вопрос, какие требования к опыту можно установить для оценки заявок. Допустимы ли условия о том, что учитываются только госконтракты, работы, выполненные за определенный период или на конкретной территории? Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.

Оценка опыта исключительно по госконтрактам

АС Дальневосточного округа решил, что заказчик имеет право принимать во внимание только опыт работы по госконтрактам. Это позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя. Требование не препятствует участию в конкурсе и никому не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ не стал пересматривать дело.

К аналогичному выводу приходили Пермское и Приморское УФАС.

Однако встречается и противоположный подход. АС Северо-Западного округа и 8-й ААС признавали, что такое условие незаконно, поскольку ставит участников в неравное положение. Суд отклонил довод о том, что заказчик не может проверить, выполнен ли договор по Закону N 223-ФЗ без нарушений.

Учет только контрактов, выполненных без нарушений

ФАС указала: само по себе применение штрафа за нарушение контракта не говорит о том, что у участника нет опыта его исполнения. Требование дает необоснованное преимущество отдельным участникам.

9-ый ААС решил иначе. Данное условие не препятствует участию в конкурсе. Оно направлено на выявление лучшего исполнителя.

Ограничение опыта работы определенной территорией

Заказчик сильно рискует, если учитывает исключительно опыт исполнения контрактов на определенных территориях. Это условие незаконно, поскольку ограничивает конкуренцию. К такому выводу приходили антимонопольные органы, когда в зачет шел только опыт работы:

В последнем случае контролеры привели примеры более ранней судебной практики с аналогичным подходом.

Учет опыта за определенный период

ФАС считает, что календарные рамки для опыта недопустимы. Такой подход применяли, когда заказчики ограничивали как период заключения контракта, так и период исполнения.

Ограничение стоимости исполненных контрактов

Не стоит устанавливать условие о том, что при оценке в зачет идут только контракты и договоры с ценой не ниже определенного значения. Антимонопольные органы усмотрели ограничение конкуренции, когда заказчики отсекали работы с ценой, не превышавшей:

  • 30% от НМЦК – ФАС;
  • 50% от НМЦК – Саратовское УФАС.

Источник: КонсультантПлюс

О допустимости предъявления требования об опыте аналогичной деятельности участника закупок по 223-фз

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  • Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
  • В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
  • Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
  • Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
  • Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
  • По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требования, связанные с положительным опытом оказания аналогичных услуг, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Дополнительные требования к участникам закупки, свидетельствующие об опыте работы на рынке, направленные на потенциальную предсказуемость надлежащей выполнимости закупки, не нарушают принцип равенства, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку эти критерии в равном степени применимы ко всем участникам закупки. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Квалификация участника тендера: процесс, который нельзя игнорировать

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит квалификация участника тендера
  • Какие цели преследует квалификация участника тендера
  • В каких закупках потребуется подтверждение квалификации участника
  • Какие документы необходимы для подтверждения квалификации
  • Что учесть при подготовке документов
  • Как подтвердить квалификацию участника тендера

Участие в торгах довольно часто предусматривает такую процедуру, как квалификация участника тендера (еще ее называют квалификационным отбором или предварительным квалификационным отбором), которую не желает проходить большинство участников тендера. Главные ее цели – это сокращение рисков, связанных с выбором победителя (им должен оказаться добросовестный представитель рынка), и значительная экономия времени при последующих закупках.

Подтверждение опыта и квалификации участников необходимо, если это серьезные, высокотехнологичные и дорогостоящие закупки. Начиная с июля 2019 года, это делается в личном кабинете торговой площадки перед подачей заявки на участие. Познакомим вас с некоторыми деталями данного процесса.

Что значит квалификация участника тендера

Под квалификацией подразумевают добавочное требование к участникам тендера, являющееся одним из параметров, по которым оценивается заявка. Это присуще не всем конкурсам.

Каждому пункту документа соответствует определенный максимальный балл, который получает участник за каждое подтверждение квалификации. Заявка, набравшая большее количество баллов, выглядит выгоднее остальных. Каждая процедура предусматривает свою разбалловку.

Данные квалификационного отбора необходимы для реализации следующих целей:

  1. Свести к минимуму риски неисполнения заказа по вине контрагента.
  2. Снизить расходование временных ресурсов на совершение процедуры закупки.
  3. Обеспечить гласность и прозрачность всей процедуры закупки.

Сократив до минимума риски, связанные со своевременной поставкой необходимого качественного товара или услуги, повышается вероятность бесперебойной работы и развития предприятия заказчика.

Обеспечение стабильности поставок необходимой продукции, оказания услуг или проведения работ подразумевает:

  • Оценивание и контроль стабильности контрагентов при их выборе, основанной на истории их взаимоотношений.
  • Построение длительных отношений с поставщиками.
  • Гарантированная безопасность договоров, в том числе, юридическая.
  • Оперативный анализ процесса выполнения заказа (поставки продукции, оказания услуг или выполнения работ).
  • Распределение заказов одного типа между разными поставщиками (диверсификация поставок).
  • Эффективный анализ определенной ниши рынка.
  • Совершенствование и типизация процедуры закупки.
  • Распределение обязанностей и ответственности при осуществлении закупок.
  • Централизованное управление основными параметрами деятельности, связанной с закупками (участники дальнейшего взаимодействия определяются путем проведения прозрачной процедуры квалифицированного отбора).

Снижение расходования временных ресурсов на совершение процедуры закупки:

  • Сокращение затрат, связанных с обработкой заявок участников тендера.
  • Уменьшение количества специалистов, задействованных в работе квалификационной комиссии.
  • Увеличение потенциала для реализации принципов политики заказчика в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (включая техническую и экономическую части).

Обеспечение гласности и прозрачности процедуры закупки:

  • Предоставление справедливых условий для всех участников тендера.
  • Формирование здоровой конкуренции, основанной на квалификации участника тендера.
  • Профилактика коррупции или других нарушений, на которые могут пойти участники тендера.
  • Справедливый отбор поставщиков и исполнителей, основанный на соответствии требованиям заказчика.
  • Информирование о принципах сформированной на предприятии политики закупок, регулирующей обеспечение продукцией, работами или услугами.
  • Открытое проведение процедуры закупок, в которых могут принять участие все желающие, а также представление доступа к информации о ходе тендера.
Читайте также:  Нужна ли лицензия для тату салона?

В каких закупках потребуется подтверждение квалификации участника

jpg»>

Подтверждение квалификации участника тендера перед подачей заявки требуется не всегда, а только в некоторых случаях, определенных Постановлением Правительства № 99 от 4 февраля 2015 г.

(последние изменения внесены 15.10.2019 г.), регламентирующих закупки. Наиболее актуальными являются:

  • Закупки, связанные с сохранением архитектурно-исторического наследия, памятников культуры.
  • Закупки, связанные со строительством, ремонтом, реконструкцией или сносом объектов недвижимости, начальная минимальная цена (НМЦ) которых превышает 10 млн. рублей.
  • Закупки, связанные с ремонтом и содержанием автодорог, НМЦ которых превышает 10 млн. рублей.
  • Закупки, связанные с поставками продуктов в социальные учреждения (детские сады, школы, больницы и т. д.), сумма которых превышает 500 тыс. рублей.
  • Закупки, связанные с организацией отдыха и оздоровления детей.

Раньше, до 01.07.2019 г., документы о квалификации участника тендера подавались вместе с заявкой, если закупка попадала в категорию, указанную в Постановлении.

Начиная с июля 2019 года, такие документы подаются заранее, чтобы оператор ЭТП подтвердил соответствие особым требованиям по типам работ. Когда подтверждение получено, можно подавать заявку на участие в тендере. Заказчику документы направляются автоматически.

Когда вы начнете оформлять заявку на площадке, то увидите сообщение, что необходимо подтверждение квалификации участника тендера. Возможно, что у вас получится отправить заявку, добавив к ним соответствующие документы, но они сразу же будут вам возвращены.

На проверку уходит до 5 рабочих дней со дня подачи документов. Бывает, что сроки закупки очень сжаты (например, не более недели), тогда поставщик, не имеющий подтвержденной квалификации, рискует их пропустить.

Необходимые документы для подтверждения квалификации

jpg»>

Полный перечень документов по всем видам деятельности можно найти в приложениях к Постановлению Правительства № 99 от 4 февраля 2015 г.

Информация размещена в таблицах, из которых можно узнать, какими документами подтверждается квалификация участника тендера.

К примеру, для поставок питания в учреждения социального значения (школы, детские сады и больницы) необходимо предоставить:

  • Копию выполненного контракта по 44-ФЗ или по 223-ФЗ на сумму не менее 20 % от НМЦ предстоящей закупки.
  • Копию документа приемки товара.

Участнику тендера на строительство объектов недвижимости с НМЦ не менее 10 млн. рублей необходимо предоставить:

  • Копию хотя бы одного выполненного контракта на сумму не менее 50 % от НМЦ предстоящей закупки.
  • Копию акта приема объекта.
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.

В Постановлении № 99 от 4 февраля 2015 г. указаны перечень документов, необходимых для предоставления оператору ЭТП, и правила их оформления:

  • Возможно, в документе необходимо указать реквизиты, регламентируемые Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» (ч. 2 ст. 9), значит, надо проверить, что ваш документ правильно назван и содержит все необходимые подписи и печати.
  • Возможно, квалификация участника тендера должна содержать опыт в строительстве объектов недвижимости, а контракт на строительство автомобильных дорог не подходит. В закупке не может быть задействована компания, у которой нет опыта строительства зданий.
  • Контракты, подтверждающие ваше участие в проекте в качестве субподрядчика у победителя закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ, не могут использоваться для подтверждения квалификации участника тендера.
  • Если требуется предоставление контракта, по которому вы работали в течение последних трех лет, то нет смысла прикреплять более ранние документы.
  • Декларация не заменит справку об отсутствии судимости, которая может потребоваться от бухгалтера по экономическим вопросам.

Казалось бы, что все понятно и данные рекомендации не нужны, но их не всегда выполняют. Если происходят нарушения, оператор ЭТП отклоняет заявку, а участнику приходится искать и исправлять ошибки, потом опять загружать документы и ждать результата проверки.

Что учесть при подготовке документов

Для участия в закупках на разных площадках вам надо будет подавать несколько пакетов документов, чтобы пройти проверку на каждой из них. Квалификация участника тендера проверяется операторами ЭТП, никак не зависящими друг от друга.

От вас потребуются документы на каждый отдельно взятый вид товара, работы или услуги. К примеру, компания специализируется на строительстве автомобильных дорог и капитальных строений, значит, она должна подать две заявки, которые будут внесены в реестр ЭТП.

Чтобы иметь возможность загрузить документы, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС.

При возникновении желания или потребности дополнить документы или актуализировать те, которые уже были проверены, будьте готовы потратить на это до 5 рабочих дней, так как ваша заявка будет рассматриваться заново.

Если квалификация участника тендера подтверждена и участник внесен в реестр, срок ее действия считается неограниченным. Однако документы, размещенные в личном кабинете, действительны в течение определенного периода времени. В Постановлении № 99 говорится, что срок действия документов составляет 3 года, так же как и срок аккредитации на ЭТП государственных закупок.

Как подтвердить квалификацию участника тендера

jpg»>

Подтвержденная квалификация участника тендера требуется для получения наивысшего балла при оценивании заявок, чтобы иметь более высокие шансы на победу в конкурсе.

Далее речь пойдет о том, что может потребоваться от участника и какие документы ему придется подготовить.

  1. Подтверждение квалификации сотрудников.

    Понадобятся копии документов о соответствующем образовании работников компании. Например, если фирма специализируется на предоставлении юридической помощи, в ней должны работать специалисты с высшим юридическим образованием. Кроме этого, нередко просят документы, подтверждающие опыт работы в данной должности.

    Например, запрашивают копии документов о квалификации руководителей и ведущих специалистов, имеющих высшее техническое образование и общий стаж работы в должности проектировщика более двух лет, которые на момент подачи заявки работают в компании.

    Подайте копии дипломов и трудовых книжек сотрудников, если необходимо, то предоставьте копии документов о прохождении курсов повышения квалификации.

    Для чего участнику тендера добровольная сертификация? В чем она может убедить заказчика?

    Сегодня существует масса органов сертификации поставщиков, которые гарантируют, что включение в заявку добровольного сертификата «на 5 и более баллов увеличивает оценку участника тендера» и «доказывает компетентность участника». В общем, добровольная сертификация – это почти 100%-ная победа.

  2. Подтверждение опыта.

    Довольно часто требуется подтверждение квалификации участника тендера по выполнению похожих контрактов. Вам надо подать копии договоров, заключенных с муниципальными или государственными учреждениями, по которым вы значитесь исполнителем аналогичных обязательств.

    Внимательно ознакомьтесь с требованиями к документам. Нередко просят предоставить соглашения, заключенные не более 2-3 лет назад. Кроме этого, обращайте внимание на требования к цене контракта.

    Возможно, от вас желают получить документ, соответствующий определенной ценовой или процентной планке.

    Например, дается оценка предложения участника об объемах предоставленных услуг, выполненных по контрактам за период с 2016 по 2018 гг. (то есть за последние три года) до настоящего времени: до момента подачи заявки участник работал без нарушений сроков или условий контракта; цена работ, в соответствии с актом приема, превышает 60%-ную ставку стоимости текущей закупки.

    Помните, что контракт должен сопровождаться определенными документами, например, актом приема выполненных работ. В случае отсутствия такого документа контракт могут не засчитать.

    Кроме этого, опыт можно подтвердить данными из реестра выполненных контрактов. Для этого вам надо указать реестровые номера, которые можно найти на официальном сайте ЕИС. Не стоит подавать сведения по незавершенным договорам, так как у комиссии не будет данных, на основании которых она могла бы судить о качестве выполненных обязательств, поэтому их просто не примут к рассмотрению.

    Тщательно изучите порядок оценивания опыта. Довольно часто в документе есть указание на то, что участник, не предоставивший хотя бы один документ, получает 0 баллов. Бывает, что баллы присваиваются за каждый завершенный контракт (общее количество баллов не более 100). К примеру, за один контракт начисляется 5 баллов, за 2 контракта – 10 и т. д.

    Примите к сведению, что опыт субподрядчика у победителя не является подтверждением квалификации участника тендера. Данное решение принимается на основании решения Московского Арбитражного суда № А40-223872/17-93-2004 от 20.02.2018 г. Судья аргументировал свое решение тем, что субподрядчики просто выполняют определенные работы, но не отвечают за выполнение контракта или сдачу объекта.

  3. Подтверждение репутации.

    Для подтверждения репутации тоже можно использовать завешенные контракты, если по ним не было никаких нарушений, разбирательств и судебных исков, завершившихся победой заказчика. Кроме этого, можно подать рекомендательные письма от контрагентов, с которыми вы сотрудничали или работаете в настоящий момент.

  4. Подтверждение обеспеченности ресурсами.

    Квалификация участника тендера об обеспеченности ресурсами подтверждается в том случае, если для исполнения контракта необходимо наличие определенного оборудования. Причем не имеет значения, является оно вашей собственностью или вы его арендуете. Если оно ваше, то подтвердите это технической документацией, полученной при покупке, если арендованное – предоставьте договор аренды.

Читайте также:  Минтруд подготовил критерии, по которым следует выявлять работодателей, нарушающих трудовое право

Как стать контрактным управляющим в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ | АБиУС

  • 25-05-2021
  • Наталья Кичина
  • 10 минут

Кто такой специалист в сфере закупок

Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.

В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.

Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.

Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.

При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.

Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.

Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.

Требования к должности специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сотрудники, отвечающие за организацию и проведение тендеров, обязаны ориентироваться на профстандарты. В зависимости от квалификации это № 625н для специалиста по госзакупкам и № 626н для эксперта.

ФЗ №44 определено, что специалист, отвечающий за госзакупки, обязан иметь высшее или среднее образование в сфере госзакупок. Кроме того, допускается прохождение профильного переобучения для сотрудников, имеющих высшее образование в иной сфере.

Сотрудник, назначаемый на эту должность, предъявляет соответствующий диплом или удостоверение о повышении квалификации. Так заявлено в статье 60 Закона об образовании. Кроме того, заказчик должен регулярно отправлять специалистов по закупкам и сотрудников контрактной службы на курсы повышения квалификации.

Законодательно также утверждено и количество специалистов, отвечающих за проведение госзакупок. Возможно назначение одного работника, обеспечивающего все этапы процесса, или создание отдела с несколькими специалистами. Ч.1 ст.

38 44-ФЗ определено, что при годовом обороте закупок более 100 млн рублей рекомендовано создание контрактного подразделения.

Это условие не считается обязательным, и руководство вправе назначить одного сотрудника для выполнения всех функций.

В случаях, когда годовой оборот менее 100 млн, и отдельного подразделения нет, устанавливается должность специалиста по закупкам.

Профессиональные обязанности: чем занимается контрактный управляющий в организации государственного заказчика

Ответственный работник обязан досконально изучить ФЗ №44, в котором изложены все аспекты деятельности, касающейся госзакупок. Там же определены и обязанности специалиста. В спектр ответственности специалиста по закупкам входят:

  • составление и внесение изменений в план-график;
  • передача информации в ЕИС (Единая информационная система);
  • уведомления о проведении тендера в ЕИС;
  • разработка прототипов контрактов и сопутствующей документации;
  • отправка приглашений на регистрацию на тендер для потенциальных поставщиков;
  • проведение тендера, анализ предложений, заключение договоров;
  • участие в разбирательствах при обжаловании итогов тендера;
  • анализ конкурентной среды;
  • разработка новых технологий, улучшающих эффективность обеспечения нужд госучреждения;
  • консультации с поставщиками товаров и услуг.

Трудовые обязанности также зависят от профессионального уровня сотрудника и занимаемой должности. Объем и сфера деятельности эксперта по закупкам немного шире, чем у рядового специалиста. В его обязанности входят:

  • анализ процедуры закупок;
  • проверка заключенных контрактов и выполнения обязательств;
  • управление подразделением, отвечающим за проведение закупок;
  • проверка профессиональных навыков сотрудников подразделения;
  • контроль своевременного прохождения работниками курсов повышения квалификации;
  • выявление и устранение проблем в процессе госзакупок.

Где учатся на специалиста по госзакупкам

Законодательно предусмотрено, что данную должность может занимать только сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший профессиональную переподготовку. Частью 2 ст.9 44-ФЗ также установлено обязательное прохождение курсов повышения квалификации для контрактных управляющих.

Регулирует процедуру обучения Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499. Он же определяет сроки. Не менее 16 часов по программе повышения квалификации и не менее 250 часов при переподготовке.

Профессиональное обучение могут проводить учреждения ДПО, имеющие соответствующую аккредитацию. 

Допускаются очная и заочная формы. Пройти программу переподготовки или курсы повышения квалификации на должность «специалист по госзакупкам» может претендент со средним профессиональным образованием. Для повышения квалификации понадобится также диплом о прохождении профпереподготовки.

Экспертом в сфере закупок  может стать кандидат, имеющий высшее образование и не менее 5 лет опыта работы с госзакупками, а также 3 года на руководящих постах.

Как обучиться дистанционно в Академии

В настоящее время гораздо удобнее проходить обучения дистанционно. Это позволяет получить нужные навыки без отрыва от профессиональной деятельности.

Академия бизнеса и управления системами предоставляет возможность пройти курсыпереподготовки и повышения квалификации для специалистов и экспертов по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

 АБиУС в 2006 году принимала участие в общественном обсуждении разработки профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

Обучение проводится удаленно с применением современных дистанционных образовательных технологий. По окончании курса выпускники получают диплом или удостоверение о повышения квалификации надлежащего образца.

Слушателям назначается индивидуальный куратор, оказывающий помощь в процессе обучения. Программы полностью соответствует требованиям законодательства и адаптирована для дистанционного обучения. Изучение материала и прохождение промежуточных тестов проводятся в удобное для слушателя время.

Подать заявку на обучение можно онлайн на сайте Академии электронном виде и подписать договор. После внесения предоплаты ученики получают доступ к образовательной платформе и всем необходимым материалам. В завершении проводится аттестация специалистов с помощью итогового теста (пересдачи теста бесплатные). 

 Выпускнику отправляют документ об образовании, который внесен в государственную систему реестра ФИС ФРДО, подтверждающий квалификацию в соответствии с профстандартом.

Какие дополнительные образовательные программы могут пригодиться специалистам в работе

После подведения итогов торгов нередко возникают споры. В отдельных случаях их удается урегулировать на месте. Однако в сложных ситуациях окончательный вердикт выносит суд.

Специалист по закупкам непосредственно участвует в разрешении спорных вопросов. Поэтому знания юриспруденции для него являются огромным преимуществом.

Это часто позволяет сразу урегулировать конфликт и избежать судебных разбирательств.

Важно также хорошо ориентироваться в той экономической сфере деятельности, с которой организация специалиста работает в рамках госзакупок.

Для каждого направления государственные контролирующие ведомства устанавливают свои особенности регулирования.

Избежать нарушений и разобраться в установленных нормах помогают специальные программы повышения квалификации. Например, закупки в сфере строительства и закупки в сфере здравоохранения.

Контрактному управляющему следует проявлять особое внимание при составлении документов. В данной сфере нередко возникают споры, касающиеся попыток заказчика манипулировать количеством участников тендера. Любые непродуманные фразы в контракте могут стать причиной обвинения в коррупции и последующих судебных разбирательств.

Устанавливая жесткие требования к качеству товаров и услуг, заказчик рискует получить обвинение в умышленном ограничении количества участников торгов, нарушении основных принципов госзакупок.

Например, в Оренбургской области слушалось дело о тендере. Заказчик установил, что к конкурсу допускаются только компании, имеющие опыт оказания услуг в дочерних предприятиях ОАО «Х». После рассмотрения дела комиссия постановила устранить этот пункт из контракта.

Верховным судом рассматривалось дело о проведении тендера в Краснодарском крае. Заказчик установил критерий о наличии у участников торгов опыта в проведении строительных и ремонтных работ автомобильных дорог. Верховный суд счел, что такая позиция нарушает основной принцип конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, и обязал удалить данный пункт из контракта.

Если у вас остались вопросы по теме статьи или об образовании, закажите бесплатный звонок и специалисты Академии вам помогут!

Принципы закупок для государственных и корпоративных нужд: в чем сходство и различия?

Согласно ст. 6 Закона № 44 ФЗ к таким принципам относятся:

  1. открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;
  2. обеспечение конкуренции;
  3. профессионализм заказчиков;
  4. стимулирование инноваций;
  5. единство контрактной системы в сфере закупок;
  6. ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. эффективность осуществления закупок.
  • Перечисленные пункты в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках [4] , отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.
  • Вместе с тем в Законе № 94 ФЗ принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд не были закреплены как таковые, хотя его общие подходы и цели соответствуют ряду основополагающих норм Закона № 44 ФЗ: требование об открытости информации о контрактной системе восходит к обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа, необходимость конкуренции – к расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия.
  • В то же время в Законе № 223 ФЗ, регулирующем закупки для корпоративных нужд, определены следующие принципы:
  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (при необходимости – с учетом стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Читайте также:  Составление заявки участника: что изменится с 1 июля

Но эти принципы в Законе № 223 ФЗ не раскрываются, их характеристики отсутствуют. А вот в Законе № 44 ФЗ разъяснению основополагающих норм отведено сразу несколько статей. Рассмотрим их более подробно.

Принципы контрактной системы: что нового?

Согласно ст. 7 Закона № 44 ФЗ открытость и прозрачность должны обеспечиваться посредством предоставления свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (в частности, посредством размещения сведений в единой информационной системе). Информация эта должна быть полной и достоверной.

Следующий принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок должна создавать равные условия для конкуренции между участниками закупок и любое заинтересованное лицо может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем (ст. 8 Закона № 44 ФЗ).

При осуществлении закупок должен соблюдаться принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок – в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, закупочным комиссиям и их членам, а также участникам закупок запрещено совершать какие-либо действия, противоречащие требованиям Закона № 44 ФЗ, в том числе приводящие к ограничению конкуренции (например, необоснованному ограничению числа участников закупок).

Заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм заказчиков выделен в отдельный принцип впервые, хотя ранее он был реализован в ч. 2 ст. 7 Закона № 94 ФЗ (в ней говорилось, что заказчик был вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших соответствующее обучение).

В свою очередь, в ст.

9 Закона № 44 ФЗ сказано, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в данной сфере. В частности, на заказчиков теперь возложена обязанность поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в этой сфере.

В то же время принципы стимулирования инноваций, единства кон-трактной системы, ответственности за результативность закупки яв-ляются абсолютно новыми. Так, при планировании и проведении закупок приоритетными должны быть закупки инновационной и высокотехнологичной продукции (ст.

10 Закона № 44 ФЗ). Сама же контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита, а также контроля в сфере закупок (ст.

11 Закона № 44 ФЗ).

Принцип ответственности, а также эффективности закупок согласно ст.

12 Закона № 44 ФЗ состоит в том, что заказчик при их планировании и проведении должен исходить из необходимости достижения заданных результатов закупок.

При этом должностные лица заказчика несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе и подзаконными актами.

Таким образом, принцип эффективного использования денежных средств, обозначенный в Законе № 94 ФЗ, сегодня трансформиро-вался в принцип эффективного осуществления закупок. Составляющими такой эффективности являются, кроме снижения размера расходуемых бюджетных и внебюджетных средств, иные критерии результативности закупки.

Анализ приведенных норм позволяет сделать следующий вывод.

Основными принципами, применяемыми ко всем видам закупок (для государственных и корпоративных нужд), являются открытость (как разновидности – прозрачность, гласность) закупок, равноправие участников закупки и отсутствие дискриминации, необоснованных ограничений конкуренции, а также эффективность и экономность использования средств, предназначенных для данных целей. В то же время заказчики, работающие в рамках Закона № 44 ФЗ, должны руководствоваться гораздо большим количеством принципов и требований, чем те, кто исполняет нормы Закона № 223 ФЗ.

Профессионализм, ответственность и стимулирование инноваций

Но здесь возникает вопрос: нужно ли закрепить другие принципы, сформулированные в Законе № 44 ФЗ и являющиеся новациями законодательства, применительно к закупкам для корпоративных нужд?

Представляется, что этого не требуется в отношении принципа единства контрактной системы в сфере закупок. Однако с другими принципами дело обстоит иначе.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма этих сотрудников уже сегодня является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ.

Например, в ст. 9 Закона № 44 ФЗ прописаны нормы о профессионализме заказчика. Согласно ст. 2 Закона № 223 ФЗ при закупке заказчики должны руководствоваться Конституцией РФ, ГК РФ, указанным и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке [5].

Однако данное требование исполнимо только при условии, что заказчик знает нормы законодательства, применяемые при осуществлении закупок.

Более того, правильно составить и на практике применять положение о закупке (а это главные составляющие эффективности закупочного процесса) невозможно без знаний в области закупок, а также без конкретных знаний о необходимых заказчику товарах, работах, услугах.

Таким образом, профессионализм заказчика является необходимым качеством, обеспечивающим эффективное осуществление закупок для корпоративных нужд, и, по нашему мнению, как принцип может и должен быть закреплен в Законе № 223 ФЗ. Не менее важным применительно к закупкам для корпоративных нужд представляется и принцип ответственности за результативность таких закупок – он также мог бы быть прописан на законодательном уровне.

Вопросы стимулирования инноваций тоже играют немаловажную роль в развитии каждого конкретного заказчика.

Кроме того, сфера науки и технологий является приоритетом в развитии государства, поэтому проведение государственных конкурсов, в частности, в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок не прекращалось даже тогда, когда у государства отсутствовала потребность в системном правовом регулировании тендерных процедур.

О значимости закупок инновационной и высокотехнологичной продукции для заказчиков, руководствующихся Законом № 223 ФЗ, свидетельствует и тот факт, что такие закупки должны быть отражены в отдельном документе, предполагающем более длительный срок планирования (план закупки инновационной продукции).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования указанного плана устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в своих сферах регулирования.

На момент написания статьи приказы об утверждении этих критериев были приняты четырьмя ведомствами: Минпромторгом, Минобрнауки, МЧС и Минздравом [6].

Указанные критерии сформированы в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также с перечнем критических технологий [7]. В частности, к приоритетным направлениям относятся:

  • безопасность и противодействие терроризму;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Очевидно, что эти направления развития науки, технологий и техники, заданные в масштабах страны в целом, автономные учреждения должны принимать во внимание в целях обеспечения своих нужд и определения собственных перспектив развития. Поэтому принцип стимулирования инноваций, по нашему мнению, также мог бы быть закреплен в Законе № 223 ФЗ.

* * * 

В заключение обратимся к статистике официального сайта zakupki.gov.ru, чтобы подтвердить актуальность рассмотренных выше принципов в отношении закупок для государственных и корпоративных нужд.

Согласно данным за 2013 год, относящимся к применению Закона № 94 ФЗ, только в Московском регионе снижение цен по результатам закупочных процедур составило 45,7 млрд руб.

В рамках работы по Закону № 223 ФЗ начальные цены тоже существенно снизились: имеющаяся статистика, а также реальная практика организаций – исполнителей названного закона свидетельствуют о том, что за счет проведения открытых торгов заказчикам удается значительно экономить денежные средства. Появление на предприятиях и в учреждениях отделов по закупочной деятельности, составление планов закупок также способствует более рациональному расходованию бюджетов заказчиков.

Наделение отделов по закупкам широким кругом полномочий, повышение профессионализма сотрудников, а также сосредоточение вокруг этих отделов остальных подразделений уже является реальностью для исполнителей Закона № 223 ФЗ. Все это позволяет заказчикам снизить свои издержки, повысить качество закупок, сократить «раздутые» административно-хозяйственные отделы и выстроить четкую линию развития как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *