Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фонд

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования становится реальностью. Это упростит жизнь всем: и обычным гражданам, и работодателям. Кроме того, позволит сократить число чиновников. Вопрос: куда пойдёт работать «армия» госслужащих?

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фондПФР и ФСС, объединяйтесь!  ozakone.com

Объединение фондов — вопрос ближайшего будущего

Итак, Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединятся не ранее 2023 года. Об этом на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Дело в том, что мы работаем по этому направлению, я имею в виду унификацию страховых взносов, возможность объединения социальных фондов — пенсионного и социального страхования — очень давно. Относимся к этому крайне осторожно и крайне взвешенно и делаем это с соответствующим переходным периодом. В рамках предложений, которые мы формулируем, это 2023 год (цитата ТАСС)

Президент Владимир Путин, также участвовавший в заседании, выразил надежду, что окончательное решение примут при участии бизнеса и профсоюзов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фондЗаседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.  bloknot.ru

Идею обсуждают три года

Впервые об объединении Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) заговорили в 2018 году. Идею озвучила Голикова, на тот момент глава Счётной палаты. После этого власти в открытую эту тему не затрагивали, но по-тихому начали назначать ПФР оператором всех новых социальных пособий, да и старых тоже.

Уже в этом году в марте правительство представило концепцию цифрового изменения социальной поддержки, в которой чётко обозначено слияние двух из трёх внебюджетных фондов.

В чём сила, друг?

Объединение ПФР и ФСС выгодно всем: и государству, и работодателям, и обычным людям. Граждане получат возможность взаимодействовать по вопросу социального обеспечения с одним госорганом.

Получится так называемое «единое окно». Причём оно будет цифровым. К 2025 году, согласно концепции, 80% социальных услуг можно будет получить дистанционно.

Время ожидания сократится в два раза, количество предоставленных документов — на 60%.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фондПринцип «единого окна».  ptzgovorit.ru

Работодатели смогут сократить документооборот, объединив два платежа в единую квитанцию. Сейчас они уплачивают взносы по отдельности: 22% от зарплаты сотрудников направляют в ПФР (пенсионное страхование), 2,9%, а также от 0,2% до 8,5% — в ФСС (социальное страхование). Меньше бумажек — меньше расходов.

Государство также сэкономит на слиянии фондов — около 50 млрд рублей в год. Расходы уменьшатся, потому что при объединении ПФР и ФСС часть госслужащих сократят: если раньше для работы требовалось два человека, то теперь с ней справится один.

Но появится новая проблема — куда деть «армию» уволенных чиновников? Нормальных рабочих мест не так много, а госслужащие вряд ли пойдут работать дворниками. Не исключено, что по этой причине власти относятся к объединению фондов «крайне осторожно и крайне взвешенно».

Пфр и фсс объединят в единый социальный фонд

Планируется, что к 1 января 2023 года в России появится единый Фонд пенсионного и социального страхования, который будет начислять гражданам все социальные выплаты, включая пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, а также в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Для этого создана единая цифровая платформа, объединившая информационные системы разных ведомств.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фонд

Минтруд разъяснил, кто может обратиться за выплатой на детей до трех лет

С одной стороны, это упростит и повысит качество предоставления гражданам пособий и выплат. Многие меры поддержки будут назначаться проактивно по принципам «социального казначейства, с другой — позволит сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

В минтруде отмечают, что объединение фондов никак не отразится на получателях пособий. «Все права граждан будут сохранены и гарантированы в полном объёме», — подчеркнули в ведомстве.

При этом людям будет проще оформить новые выплаты или получить консультации по ним, потому что все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, будут доступны в единых клиентских службах.

По всем вопросам можно будет обратиться и в единый контакт-центр.

Сотрудники обоих фондов после объединения останутся на своих рабочих местах. «Специалисты, накопившие огромный опыт в сфере обязательного социального страхования, будут сохранены», — говорится в сообщении Минтруда.

Вместе с объединением фондов будет введен единый тариф для страховых взносов, перечисляться он будет единым платежом. Сейчас работодатели платят за своих работников отдельные взносы в ФСС и ПФР. Различается и круг застрахованных граждан.

Если в Пенсионный фонд взносы поступают со всех работающих по найму (за работников, занятых и по трудовым, и гражданско-правовым договорам), то в Фонд социального страхования взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Из-за этого оплачиваемый больничный гражданам, которые трудятся по гражданско-правовому договору, не полагается.

Минтруд предлагает ввести обязательное социальное страхование для работников, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Размер единого взноса будет зависеть от категории плательщика. Определены три льготные категории.

Для малого и среднего бизнеса тариф составит 15% с выплат выше минимального размера оплаты труда, для резидентов особых экономических зон, благотворительных и социально-ориентированных организаций, Сколково, ИТ-организаций и мультипликаторов — 7,6%, членов экипажей судов — 0%.

То есть, все действующие льготные режимы будут сохранены.

При этом с 2023 года вырастет взносооблагаемая база с заработных плат от 86 тысяч рублей в месяц и выше, предельный размер нагрузки составит 16 тысяч рублей на сотрудника в год.

Благодаря этому в 1,5 раза вырастут социальные выплаты. Например, к 2025 году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тысячи рублей (сейчас — 37,9 тысяч рублей). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка.

Максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660,9 тысяч рублей (при действующей модели — 435,9 тысячи рублей).

Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет — 143,5 тысячи рублей (по действующей модели — 94,7 тысяч рублей), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тысяч рублей (по действующей модели — 75,7 тысяч рублей), при стаже до 5 лет — 86,1 тысяч рублей (при действующей модели — 56,8 тысячи рублей).

Кроме того, введение единого тарифа сократит отчетность, позволит установить одну дату для подачи единой формы отчетности — до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фонд

С марта будет введен единый день выплат для некоторых пособий

Отмечается, что деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету.

В него войдут 7 человек: это представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель Госдумы, представитель Совета Федерации, представитель Правительства (координатор со стороны Правительства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), координатор РТК, а также председатель объединенного фонда.

Единство фондов и содержания

Правительство планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в единую организацию — и предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

При минимальном росте нагрузки на бизнес это, по замыслу Минтруда, позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза.

Реформа фондов, в свою очередь, сделает получение социальных услуг также более удобным — за счет объединения их административных функций в рамках единой цифровой платформы.

К 2023 году, как стало известно “Ъ”, правительство планирует унифицировать отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС. Отказ от существующего в этой сфере сейчас многообразия связан с объединением двух фондов в единую структуру — Социальный фонд.

Как следует из материалов Минтруда, посвященных модели реорганизации ПФР и ФСС (есть у “Ъ”, в Минтруде подтвердили их подлинность), ведомство предлагает объединить две организации в единую структуру, присвоив ей новый организационно-правовой статус — внебюджетный фонд.

Напомним, сейчас организационно-правовая форма обоих фондов — государственное учреждение, она закреплена в Бюджетном кодексе. Согласно проекту закона «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ» (есть у “Ъ”), внебюджетный фонд — это некоммерческая организация для осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

Ее учредителем выступает правительство, а собственником имущества фонда, так же как и ответственным по публичным обязательствам фонда,— РФ.

Хотя координировать работу нового фонда все также будет Минтруд, в структуре его управления появится принципиально новый орган — наблюдательный совет.

Он будет состоять из семи человек — представителей работодателей и профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьера — координатора РТК, главы Минтруда и самого председателя фонда.

В компетенции совета, говорит источник “Ъ” в правительстве, будут находиться вопросы стратегического развития фонда: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации.

Впрочем, окончательное решение о выборе главы фонда остается за председателем правительства — как и сейчас.

Административные расходы на работу нового фонда (на выплату зарплат сотрудникам, содержание имущества и обслуживание IT-систем), как отмечают источники “Ъ” в социальном блоке, не должны превысить показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС, то есть примерно 1% от их расходов.

Читайте также:  По поручению Президента создаётся система контроля качества продуктов питания

В то же время, говорят они, в Минтруде надеются на экономию бюджетных средств по двум последним статьям расходов — за счет эффекта масштаба, а также с помощью сокращения расходов на управленческий аппарат будущего фонда. Основная масса сотрудников и ПФР, и ФСС (в сумме — более 130 тыс.

человек по всей стране) при этом должны остаться на своих рабочих местах или быть переопределены на новые позиции в обновленной структуре фонда.

Как рассказывают источники “Ъ” в правительстве, Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы уже в весеннюю сессию — чтобы летом можно было бы подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023–2025 годы. Помимо этого документа, ведомство также разработало пакет поправок к Бюджетному и Гражданскому кодексам и ряду федеральных законов — работа над ними также будет идти уже в этом году.

Важнейшая предпосылка для объединения фондов именно сейчас, ведь их реформа обсуждается без малого уже десять лет, как объясняют источники “Ъ”,— цели, заложенные правительством в концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года.

Она, напомним, предполагает, что к этому моменту правительство будет управлять всеми социальными услугами, доступными россиянам, с помощью единой цифровой платформы (ЕЦП), которую сейчас по заказу ПФР разрабатывает «Ростелеком» (подробнее см. “Ъ” от 2 марта 2021 года).

Она должна будет объединить все существующие профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования планируется объединить в общий Социальный фонд

Ее создание, как указывалось в концепции, необходимо, чтобы адаптировать социальную сферу РФ к «новым цифровым реалиям» и удовлетворить растущие ожидания граждан.

Так, к 2025 году они должны иметь возможность получить 80% социальных услуг в электронном виде, что сократит срок ожидания в два раза и сведет в большинстве случаев весь объем необходимых документов к одному заявлению.

С 2023 года, по плану Минтруда, часть из них будет доступна в формате «одного окна» на портале госуслуг, также полноценно будет работать единый контакт-центр для консультаций.

С учетом появления у ПФР и ФСС такого объема единой инфраструктуры объединение их аппаратов было только вопросом времени, подчеркивает источник “Ъ”. При этом Минтруд планирует сохранить сеть отделений фонда, чтобы дать его клиентам возможность выбирать между обращением за услугами онлайн или лично.

За объединением фондов в единую структуру последуют новшества не только для застрахованных, но и для работодателей, а именно унификация отдельных положений тарифной политики ПФР и ФСС.

В первую очередь Минтруд планирует ввести так называемый единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах базы (1,565 млн руб.) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС — 2,9% при зарплате до 1,032 млн руб. и 0% сверх этой суммы.

С 2023 года, по замыслу Минтруда, все работодатели будут уплачивать и пенсионные, и социальные взносы в том же размере, однако в виде единого платежа и исходя из наличия единой взносооблагаемой базы (1,565 млн руб.).

Кроме того, ведомство предлагает обязать работодателей платить социальные взносы и за сотрудников, которые работают в рамках гражданско-правовых договоров.

Такое повышение тарифа, по расчетам ведомства, коснется только 12,9% работодателей и 9,6% работников — большинство из них занято в финансовых, научно-исследовательских и IT-организациях, в нефтегазовом и металлургическом секторах. Максимальный рост дополнительной нагрузки на работодателей в пересчете на одного работника составит 16,4 тыс. руб.

, что увеличит доходы бюджета фонда по этому виду страхования от взносов работодателей на 13,7 млрд руб. и позволит к 2025 году увеличить максимальный размер выплат по обязательному социальному страхованию в 1,5 раза.

Так, например, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, который составляет 40% от средней зарплаты в пределах страхуемого заработка, составит 57,4 тыс. руб. вместо 37,9 тыс. руб., а пособие по беременности и родам (максимальная сумма пособия за 140 календарных дней) — 660,9 тыс. руб. вместо 435,9 тыс. руб.

Также вырастет и пособие по временной нетрудоспособности: при стаже восемь лет и более — до 143,5 тыс. руб. вместо 94,7 тыс. руб., при стаже от пяти до восьми лет — до 114,8 тыс. руб. вместо 75,7 тыс. руб., при стаже до пяти лет — до 86,1 тыс. руб. вместо 56,8 тыс. руб.

  • Минтруд не планирует менять количество и порядок льгот по страховым взносам, которые существуют сейчас, такими привилегиями, напомним, сейчас обладает малый и средний бизнес (единый тариф составляет 15% с выплат выше МРОТ), резиденты ТОР, СОНКО, благотворительные организации, «Сколково», ИТ-организации, организации-мультипликаторы (им предлагается установить тариф 7,6%, что позволит ряду типов предприятий уменьшить расходы на взносы) и суда (тариф — 0% с выплат экипажу, до 2027 года).
  • Переход на единый тариф также позволит фонду принимать от работодателей все необходимые сведения о работниках и уплаченных за них страховых взносах в виде единой ежемесячной формы.
  • В ней будет несколько разделов — от учета сведений о факте работы до информации о структуре зарплаты бюджетников,— которые компании будут заполнять с разной периодичностью.

Хотя на первый взгляд создание из ПФР и ФСС единой структуры с совокупным бюджетом примерно в половину федерального (более 10 трлн руб.

) должно было бы вызвать споры между правительством, профсоюзами и работодателями, опрошенные “Ъ” стороны социального партнерства не высказали к этой идее никаких принципиальных возражений.

Это, впрочем, можно объяснить тем, что появление новой организации в сфере социального обеспечения РФ по факту мало что изменит, за исключением технической составляющей ее функционирования, и даже создание для этой организации нового правового статуса по существу является фиксацией уже сложившейся практики работы ПФР и ФСС. Предполагается, что эволюция Социального фонда будет напоминать развитие ФНС, который, действуя в рамках своего штатного расписания, постоянно принимает на себя новые функции, в то время как старые сокращаются, в том числе за счет цифровизации.

Анастасия Мануйлова

Пфр решили объединить с фондом социального страхования к 2023 году

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования может произойти не ранее 2023 года. К такому решению пришли члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, сообщили в секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой.

«Члены комиссии обсудили предстоящее объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года», — говорится в сообщении.

По словам Голиковой, в рамках РТК будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, реализующих предстоящие изменения. «В группу на паритетной основе войдут представители всех трех сторон социального партнерства», — уточнила она.

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов в разговоре с РБК заявил, что одного года хватит для объединения двух фондов. «За это время останется только обеспечить синхронизацию учетных баз двух фондов.

По сути, процесс объединения фондов начался с момента передачи полномочий по сбору страховых взносов в социальные фонды налоговой службе. Это в значительной степени унифицировало процедуру учета работодателей, а также списков работников, за которых вносятся взносы.

Кроме того, в период 2020—2021 годов создавалась единая информационная система социальных выплат», — пояснил он.

В числе плюсов объединения фондов Сафонов называет сокращение издержек на административные расходы, а также возможность создания «единого окна» для получения всех социальных услуг. «Минус же может быть в том, что будут происходить перетоки денежных средств из системы страхования от несчастных случаев на производстве (где есть профицит) в систему пенсионного обеспечения», — добавил он.

В мае 2019 года Минтруд предложил изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить ПФР, ФОМС и ФСС статус публично-правовых компаний. Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, говорили источники РБК.

Впоследствии от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС сильно отличаются от структур ПФР и ФСС. В июле этого года Голикова заявляла, что объединение ПФР и ФСС может произойти не ранее 2023 года.

По ее словам, к этому процессу относятся осторожно, он предусматривает переходный период.

Позднее председатель правления ПФР Андрей Кигим заявлял, что ПФР и ФСС будут существовать на единой цифровой платформе, в настоящее время идет процесс объединения баз данных.

Пфр и фсс могут стать одним фондом — новости право.ру

Минтруд планирует реорганизовать Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) в качестве единого Социального фонда. Для этого уже к следующему году готовятся изменить нормы об уплате страховых взносов работодателем, сообщает «Коммерсант», который ознакомился с соответствующей документацией.

Читайте также:  Могут ли по налоговой амнистии списать долг по налогу УСН за 2022 год?

В этом сюжете

Новая структура станет по организационно-правовой форме внебюджетным фондом — некоммерческой организацией, которая исполняет функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мерам социальной поддержки.

Ее учредителем станет правительство, а собственником активов — Российская Федерация. В отличие от ПФР и ФСС, у Социального фонда будет наблюдательный совет из семи человек.

В него войдут председатель самого фонда, министр труда и социальной защиты и представители работодателей и профсоюзов. Этот орган будет решать вопросы стратегического развития фонда.

Минтруд рассчитывает, что за счет масштаба работы и сокращения затрат на управленческий аппарат административные затраты нового фонда снизятся (они в любом случае не должны превышать 1% от всех расходов структуры, как и сейчас). При этом большая часть работников ПФР и ФСС останутся на своих местах при реорганизации фондов.

По данным «Коммерсанта», Минтруд рассчитывает, что Госдума рассмотрит соответствующий законопроект в весеннюю сессию. Это позволит учесть изменения при подготовке бюджета на 2023–2025 годы.

После объединения фондов Минтруд намерен установить единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В результате работодатели, как ожидается, будут фактически вносить столько же, сколько сейчас в ФСС и ПФР, но в виде единого платежа и на основании единой взносооблагаемой базы в размере 1,56 млрд руб.

При изменениях нагрузка вырастет только для 12,9% работодателей и составит около 16 400 руб. на одного работника.

Зато предельный размер выплат по обязательному социальному страхованию в результате вырастет в полтора раза к 2025 году. Так, пособие по уходу за ребенком сможет достигать 57 400 руб., а пособие по беременности и родам за 140 дней составит до 660 900 руб. Максимальное (при стаже от восьми лет) пособие по временной нетрудоспособности достигнет 143 500 руб.

К 2025 году власти намерены объединить все социальные услуги, которые оказывают гражданам, с помощью единой цифровой платформы.

Объединение ПФР и ФСС в Социальный фонд России и единый тариф страховых взносов с 2023 года

1.

2.
Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ

3.
Единый тариф страховых взносов

Минтруд России предложил:

  • выплачивать больничные занятым по гражданско-правовым договорам (ГПХ);
  • ввести единый тариф, который предусматривает перечисление страховых взносов единым платежом;
  • создать Социальный фонд России путём объединения ПФР и ФСС.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ

Надо сказать, что идея объединения ПФР и ФСС обсуждалась на протяжении длительного времени. Эти фонды уже сегодня администрируют ряд выплат, не связанных со страхованием.

Объединить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России) было предложено с учётом введения:

  • единой цифровой платформы для администрирования выплат;
  • единого тарифа;
  • единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги);
  • единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки – единого контакт-центра.

Социальный фонд будет выступать страховщиком по:

  • обязательному пенсионному страхованию;
  • страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
  • страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями (т. н. травматизм).

При этом проектами законов предусмотрен запрет перекрестного финансирования различных видов страхования.

Предполагается, что клиентские службы объединённого Фонда обеспечат полное предоставление госуслуг по принципу «одного окна». Все права граждан будут сохранены и гарантированы в полном объёме.

Точки физического присутствия фондов будут сохранены. Кадровый потенциал – сотрудники внебюджетных фондов, накопившие огромный опыт по осуществлению разных видов обязательного социального страхования, – будут сохранены.

Принципиальная новация – создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. Он будет включать 7 человек. Это:

  • представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
  • представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в указанной комиссии);
  • представитель Госдумы;
  • представитель Совета Федерации;
  • представитель Правительства РФ (координатор со стороны Правительства в указанной комиссии);
  • координатор РТК;
  • председатель объединенного Фонда.

Объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года.

Статус создаваемой организации – государственный внебюджетный фонд – будет закреплен и в Бюджетном кодексе, и в Гражданском. На начало 2022 года особый статус ПФР и ФСС закреплен только в Бюджетном кодексе как внебюджетных фондов.

Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты.

В качестве учредителя Фонда будет выступать Правительство РФ, а собственник его имущества – Российская Федерация. При этом РФ несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).

Считается, что создание Социального фонда России позволит:

  • повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды, для граждан – все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, будут доступны в единых клиентских службах. При этом все точки присутствия фондов будут сохранены;
  • обеспечить единый – более высокий – стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;
  • повысить прозрачность управления внебюджетным фондом через Наблюдательный совет;
  • ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;
  • сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

Концепция единого тарифа (см. далее) и объединения фондов была представлена на заседании Российской трехсторонней комиссии. Подготовка и доработка текстов нормативных актов идёт совместно с профсоюзами и работодателями.

Посмотреть проект Федерального закона «О государственном внебюджетном фонде «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» можно здесь.

Единый тариф страховых взносов

На 2022 год по общему правилу работодатели платят:

  • 22% с зарплаты работника в ПФР в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего её;
  • 5,1% – в Фонд обязательного медстрахования с общего дохода работника;
  • 2,9% – в ФСС с заработка в пределах облагаемой базы.

При этом в Пенсионный фонд взносы отчисляются:

  • в размере 22% от заработка работника – в пределах 1 565 000 рублей в год;
  • в размере 2,9% от заработка в пределах 1 032 000 рублей в год в ФСС.

Различается и круг застрахованных граждан. Если в ПФР взносы поступают со всех работающих по найму граждан (занятые по трудовым и договорам гражданско-правового характера), то в ФСС взносы на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и материнства отчисляют только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Кроме того, действует 12 льготных режимов для отдельных категорий плательщиков и 5 льготных моделей уплаты страховых взносов.

Предложено следующее:

НОВШЕСТВО ПОЯСНЕНИЕ
Установить единый круг застрахованных лиц То есть распространить обязательное соцстрахование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан
Установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования Увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного соцстрахования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием
Объединить все существующие льготные категории плательщиков Их будет 3 группы со следующими тарифами страховых взносов:

  • 15% – с выплат выше МРОТ – малый и средний бизнес;
  • 7,6% – резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы;
  • 0% – члены экипажей судов.

Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены.

Обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом Федеральное казначейство будет автоматически направлять его на пенсионное, социальное и медицинское страхование
Сократить количество отчетности
Установить единую дату подачи единой формы отчетности – до 15 числа месяца
Те данные, которые в 2022 году подают раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы

Увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 000 рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников.

При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 000 рублей на сотрудника в год.

Вместе с тем, по мнению властей, это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

К 2025 году при введении единого тарифа:

  • максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при модели на 2022 год – 37,9 тыс. рублей). Это пособие выплачивают в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка;
  • максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели – 435,9 тыс. рублей);
  • максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет – 143,5 тыс. рублей (по действующей модели – 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет – 114,8 тыс. рублей (по действующей модели – 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет – 86,1 тыс. рублей (при действующей модели – 56,8 тыс. рублей).

Считается, что такой подход позволит:

  • обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов;
  • обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.

Ввести единый тариф взносов предложено с 1 января 2023 года.

Источник: пресс-центр Минтруда.

Россиянам рассказали, чего ждать от объединения Пенсионного фонда с Фондом соцстрахования

Новая структура станет некоммерческой организацией, за которой закрепят выплату всех пенсий и социальных пособий. Учредителем внебюджетного фонда выступит правительство, а собственником — Российская Федерация. Координировать работу нового фонда также будет Минтруд, но в структуре управления появится новый орган — наблюдательный совет.

Минтруд собирается ввести так называемый единый тариф с общим порогом взносооблагаемой базы для уплаты взносов на пенсионное страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Сейчас ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах базы (1,565 млн рублей) и 10% сверх этой суммы, для взносов в ФСС — 2,9% при зарплате до 1,032 млн рублей и 0% — сверх этой суммы.

Министерство рассчитывает, что с 2023 года все работодатели будут уплачивать и пенсионные, и социальные взносы в том же размере, однако в виде единого платежа и исходя из наличия единой взносооблагаемой базы в 1,565 млн рублей. Ещё Минтруд планирует взимать социальные взносы за сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов считает, что в целом это полезное нововведение.

«Само объединение, на мой взгляд, — это хорошо, благодаря экономии на административном аппарате. Будет единая информационная база, и получателям выплат станет гораздо легче».

Эксперт напомнил, что во время получения выплат по 10 000 рублей за вакцинацию в Москве людям приходилось обращаться в управление соцзащиты и стоять там в очереди. Смирнов уверен, что если бы существовала единая база выплат, то такой ситуации не случилось бы.

По поводу увеличения взносов на соцстрахования Смирнов заявил, что это, скорее всего, ляжет на плечи не работодателей, а самих работников.

«Работодателям это абсолютно всё равно. Эти взносы будут взимать не с работодателя, а с нас с вами. Так как работодатель на эту сумму при увеличении взносов уменьшит нашу зарплату.

Поэтому за работодателей не стоит волноваться, лучше волноваться за работников. Вот в этом точно будет минус. Другой вопрос, что размер самих взносов в нынешний ФСС не так значим, как в ПФР.

И это может пройти не очень заметно даже для работника», — указал специалист.

Смирнов также предположил, что после объединения фондов будет некоторая «чистка» кадров, но, как ему кажется, эта проблема не столь значима. В любом случае понадобятся новые кадры в сфере IT, добавил он.

Ещё один положительный эффект — получится сэкономить деньги на помещениях, ведь теперь в каждом районе будет только один фонд вместо двух.

depositphotos.com

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования преобразуют в Социальный фонд

Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) реорганизуют — из двух государственных учреждений создадут Социальный фонд.

Он получит новый организационно-правовой статус и станет внебюджетным фондом, который будет выполнять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мерам социальной поддержки, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы Минтруда и законопроект о фонде пенсионного и социального страхования. 

По словам источников в правительстве, Минтруд рассчитывает внести федеральный закон об объединении фондов на рассмотрение Госдумы этой весной, а летом — подготовить проект объединенного бюджета фонда на 2023–2025 годы.

Создание из ПФР и ФСС единой структуры с совокупным бюджетом примерно в половину федерального (более 10 трлн рублей) не вызвало споров между правительством, профсоюзами и работодателями.

Предполагается, что эволюция Социального фонда будет напоминать развитие Федеральной налоговой службы, которая, не меняя штатное расписание, принимает на себя новые функции, в то время как старые сокращаются, в том числе за счет цифровизации.

В результате реформы правительство сможет предложить работодателям общую взносооблагаемую базу для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

По планам Минтруда, при минимальном росте нагрузки на бизнес это позволит увеличить размер ряда социальных выплат для населения в полтора раза, а получение социальных услуг станет более удобным — административные функции ПФР и ФСС объединят на общей цифровой платформе.

До конца 2023 года планируется унифицировать отдельные положения об уплате страховых взносов работодателями в ПФР и ФСС. 

Учредителем Социального фонда станет правительство, а собственником имущества фонда и ответственным по публичным обязательствам — Российская Федерация.

В структуре управления новым фондом появится наблюдательный совет из семи человек: представителей работодателей, профсоюзов, Совета федерации и Госдумы, вице-премьера — координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, главы Минтруда и самого председателя фонда.

Как рассказал собеседник газеты в правительстве, компетенцией набсовета станут вопросы стратегического развития: размер страховых тарифов, использование резервных средств фонда, формирование его бюджета и рассмотрение кандидатур на место председателя организации. Решение о выборе главы фонда будет принимать премьер, как и сейчас.

Собеседники в социальном блоке правительства рассказали, что административные расходы на работу нового фонда (выплата зарплат, содержание имущества, обслуживание IT-систем) не должны превысить показатель, заложенный в федеральном бюджете для ПФР и ФСС (примерно 1% от их расходов). Основная масса сотрудников ПФР и ФСС — более 130 000 по всей стране — сохранят рабочие места или получат новые позиции в структуре Социального фонда. Отделения фонда по стране сохранятся как альтернатива цифровому способу получения услуг, указывает газета.

Минтруд предложил объединить ПФР и ФСС в Социальный фонд с 2023 года

МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Минтруд РФ предложил объединить Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования в государственный внебюджетный Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России) с 1 января 2023 года, сообщила пресс-служба министерства в пятницу.

«С учетом введения единой цифровой платформы для администрирования выплат, введения единого тарифа, определения единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги), единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки — единого контакт-центра, предлагается объединить Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России)», — говорится в сообщении.

Пакет законопроектов, связанных с объединением, представлен на общественное обсуждение. Уточняется, что объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года.

В пресс-службе пояснили, что Социальный фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. При этом проектами законов, в которых предлагается объединить фонды, предусматривается запрет перекрестного финансирования различных видов страхования.

Статус нового фонда будет закреплен в Бюджетном и в Гражданском кодексах. В министерстве уточнили, что сейчас особый статус Пенсионного фонда и Фонда социального страхования закреплен только в Бюджетном кодексе: оба являются внебюджетными.

В качестве учредителя новой структуры будет выступать правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда — Российская Федерация.

При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда: выплатам пенсий, пособий и других соцвыплат.

Уточняется, что инфраструктура объединяемых фондов и кадровый потенциал будут сохранены.

Деятельность Социального фонда станет подотчетна наблюдательному совету, состоящему из семи человек: это представитель профсоюзов, представитель работодателей, Государственной думы, Совета Федерации, правительства, координатор российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, а также председатель объединенного фонда.

Доступность услуг

В пресс-службе отметили, что создание Социального фонда позволит повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды. Так, все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, станут доступны в единых клиентских службах, при этом все точки присутствия сохранятся.

Кроме того, добавили в Минтруде, для граждан будет обеспечен единый и более высокий стандарт сервиса на базе единых клиентских служб, повышена прозрачность управления внебюджетным фондом через наблюдательный совет, ускорена реализация цифровой трансформации социальной сферы, а также сокращены расходы на содержание внебюджетных фондов «за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *