Поправки в бюджетный кодекс: как изменится оплата по контракту

Выбор редакции

Поправки в Бюджетный кодекс: как изменится оплата по контракту

В соответствии с новыми п. 11.1-11.4, которыми дополнено постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», заказчики – получатели средств федерального бюджета при заключении в 2021 году контрактов должны будут предусматривать условие о сроке оплаты, который не должен превышать 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, за исключением случаев (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667):

  • исполнения контракта в декабре финансового года;
  • заключения контрактов в целях обеспечения нужд обороны и безопасности государства, при включении в контракт условия о подписании документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, не позднее 30 ноября финансового года и об оплате денежных обязательств не позднее чем за один рабочий день до окончания финансового года.

Также федеральные заказчики при заключении контрактов, исполнение которых осуществляется в декабре 2021 года и (или) в декабре последующих финансовых годов, должны предусмотреть следующие условия об оплате (за исключением установленных случаев), если исполнение контрактов приходится на дату:

  • с 1 по 20 декабря финансового года включительно, – не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанный финансовый год, либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год;
  • с 21 по 31 декабря финансового года включительно, – в очередном финансовом году в пределах доведенных на очередной финансовый год лимитов бюджетных обязательств.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, должны включать в соглашения о предоставлении субсидий, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 78 1 и ст. 78 2 Бюджетного кодекса, положения о включении учреждениями в заключаемые ими в 2021 году контракты скорректированных условий об оплате обязательств.

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667 вступает в силу 14 мая текущего года. Обновленный порядок оплаты применяется при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного постановления. 

  • Документы по теме:
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Можно ли менять стоимость контракта по 44-ФЗ после аукциона

Поправки в Бюджетный кодекс: как изменится оплата по контракту

В коммерческой деятельности предприятия ситуации бывают разными, рынок динамичен, и его условия в любой момент могут измениться. Поэтому, легко можно представить ситуацию, при которой и предложенные поставщиком в ходе торгов ценовые условия также требуется изменить. Возможно ли это при работе в рамках 44-ФЗ? Да, возможно. Однако, перечень случаев, при которых такая возможность есть, ограничен. Предлагаем рассмотреть их, с учетом последних изменений.

По большому счету, моментов, в которых увеличение или уменьшение стоимости контракта возможно, всего два.

В процессе заключения контракта

На этом этапе все довольно просто. Мнение законодателя однозначно — изменение предложенной победителем цены не допускается (части 1 и 2 ст. 34 и часть 2 ст. 83.2 44-ФЗ).

Предусмотрено единственное исключение — в соответствии с частью 18 ст. 34 возможно увеличение стоимости контракта с соответствующим изменением в большую сторону количества закупаемого товара. При этом должны выполняться следующие условия:

  • цена за единицу товара в контракте с увеличением не должна быть выше, чем полученная в ходе проведения торгов;
  • объектом закупки должен быть товар;
  • возможность изменения стоимости должна быть предусмотрена документацией о проведении аукциона;
  • стоимость контракта с увеличением не может превысить начальную максимальную цену контракта.

Приведем пример: Начальная максимальная цена закупки 100 тысяч рублей, объект закупки — набор новогодних подарков, общее количество наборов — 100 штук. В ходе торгов стоимость снизилась до 80 тысяч рублей, таким образом, цена за один набор составила 800 рублей.

Если заказчик решит увеличить общую стоимость контракта в соответствии с частью 18 ст.

 34, такое увеличение будет возможно не более, чем до 100 тысяч рублей, при этом, количество наборов увеличится на 25 штук (20 тысяч рублей (экономия) / 800 рублей (цена за один набор)).

И тогда общее количество наборов новогодних подарков, которое заказчик сможет закупить, составит 125 штук, по цене 800 рублей за штуку, на общую сумму 100 тысяч рублей.

Уже сейчас вы можете найти все закупки на новогодние товары, в этом вам поможет Тендерплан. Уже сейчас в системе таких закупок более 1000. С умным поиском и гибкими настройками фильтров найти их совсем нетрудно, как и любые другие тендеры. Кроме того, вы можете заглянуть в будущее и посмотреть планируемые закупки — будьте готовы к участию заранее.

Подключиться бесплатно — демо-период 14 дней с полным функционалом.

Увеличение стоимости контракта в соответствии с частью 18 ст. 34 является правом заказчика, и возможно только по согласованию с поставщиком.

После заключения контракта

  • На этом этапе основной правовой нормой, регулирующей отношения сторон в случае необходимости изменения контракта, является статья 95 44-ФЗ, согласно которой изменение существенных условий (к ним относится и цена) в ходе исполнения контракта не допускается.
  • Однако, и здесь есть ряд исключений.
  • Изменение количества закупаемых товаров, объема работ или услуг
  • В этом случае цена контракта может измениться в меньшую или большую сторону, но в пределах 10% от общей суммы. При этом:
  • такая возможность предусмотрена по предложению заказчика;
  • соразмерно стоимости контракта должно увеличиваться или уменьшаться количество закупаемых товаров, работ, услуг;
  • цена за единицу товара не должна превышать полученную в ходе торгов;
  • возможность изменения стоимости контракта должна быть предусмотрена документацией о проведении электронного аукциона.

Положения данного пункта не применимы к ряду строительных работ, капремонту, и работам по реконструкции. Для них действует отдельное правило.

Не хотите разбираться в том, что это за правило? В Тендерплане появилась услуга тендерного сопровождения. Пройдем все этапы закупки вместе с вами, учтем все нужные правила, поможем участвовать и побеждать в торгах.

  1. Строительные работы
  2. К ним относятся собственно строительство, реконструкция, капремонт, а также работы по сносу объекта капитального строительства или работы по сохранению объектов культурного наследия.
  3. Здесь разрешается увеличение стоимости контракта в пределах 30 % от его первоначальной суммы, при выполнении следующих условий:
  • срок контракта — равен или более 1 года;
  • цена контракта должна быть равна 100 млн рублей или превышать эту сумму (для контрактов, заключенных после 1 июля 2021 года, см. ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г.);
  • изменения вносятся по независящим от сторон контракта обстоятельствам, которые повлекли невозможность исполнения обязательств, например, потребовалось внести изменения в проектные документы;
  • есть письменное обоснование такого изменения на основании уполномоченного органа власти.

Кроме того, возможно изменение стоимости контракта для указанных видов работ не более, чем на 10% в случае изменения объема или вида работ (пп. в, п. 1, ч. 1 ст. 95).

С 24 августа 2021 года начало действовать ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 г., согласно которому стало возможным изменение цены таких контрактов в случае увеличения стоимости строительных материалов.

При этом, должны выполняться следующие условия:

  • увеличение возможно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, и не может быть больше 30% от общей стоимости работ;
  • при таком увеличении не должны меняться физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения;
  • контракт должен быть заключен до 01.07.2021 г., и должен действовать на момент перерасчета цены;
  • правило действует для контрактов, заключенных с определенными заказчиками, к которым относится, например, Минздрав РФ, Минкульт РФ, Минпромторг РФ, а также находящиеся в ведении указанных министерств организации. Полный перечень заказчиков, которые вправе изменять стоимость контракта в соответствии с ПП РФ № 1315, содержится в Приложении 1 к Постановлению.

Медицинские услуги (лечение)

Стоимость контракта может вырасти или уменьшиться, если:

  • контракт заключен с зарубежной компанией;
  • по контракту выполняется лечение гражданина России за пределами страны;
  • изменился перечень оказываемых услуг по медицинским показаниям;
  • возможность изменения предусмотрена контрактом.

Заказчику «урезали» бюджет

Такая ситуация возможна в случае, когда заказчик уже заключил контракт, но предусмотренные бюджетом денежные средства от государства не получил (ч. 6 ст. 161 БК РФ). В этом случае:

  • заказчик обеспечивает согласование новых условий исполнения контракта, руководствуясь методикой от 28 ноября 2013 г. № 1090;
  • в случае недостижения согласия по новым условиям контракт расторгается.

Регулируемые цены изменились

В такой ситуации возможно изменение цены контракта более, чем на 10%, соразмерно росту или уменьшению цены на тариф. При этом возможность изменить количество товара, работ или услуг по указанному основанию не предусмотрена.

Крупные государственные и муниципальные контракты

«Крупность» в данном случае определяется ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г., согласно которому для следующих видов контрактов:

обеспечение федеральных нужд:

  • цена контракта не менее 10 млрд рублей (кроме контрактов, заключаемых на работы по проведению клинических исследований лекарственных препаратов);
  • срок контракта — не менее трех лет.

для нужд субъекта РФ:

  • цена контракта не менее 1 млрд рублей;
  • срок контракта — не менее трех лет.

обеспечение муниципальных нужд:

  • цена контракта не менее 500 млн рублей;
  • срок контракта — не менее одного года.

Действует следующее правило:

в случае, если исполнение такого контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия (в том числе и цена) могут быть изменены на основании решения уполномоченного органа власти.

И, наконец, возможно…

Просто снижение цены контракта по соглашению сторон

При этом не должны измениться предусмотренные контрактом:

  • количества товара;
  • объем работы или услуги;
  • качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • иные условия контракта.

А если форс-мажор?

В соответствии с гражданским законодательством форс-мажором является определенный набор случаев, характеризующиеся двумя признаками: чрезвычайность и неотвратимость. К таким случаям относятся, например, эпидемии, войны, стихийные бедствия и так далее.

Риски же, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке (Письмо Минфина от 20 августа 2018 г. № 24-03-07/58933), поэтому форс-мажором являться не могут.

Кроме того, и само изменение цены в случае форс-мажора 44-ФЗ не предусмотрено. Например, для изменения контракта, исполнение которого стало невыгодным в случае распространения коронавирусной инфекции, необходимо руководствоваться обычными нормами 44-ФЗ, описанными выше в статье.

Следить за законодательством в области закупок непросто, а еще нужно время на поиск, аналитику, подготовку документов и участие. Правда, можно избавится от лишней нагрузки, подключившись к сервису Тендерплан:

  • Настраиваемый поиск с возможностью сохранения настроек и подпиской только на подходящие вам закупки;
  • Распределение задач между сотрудниками, обсуждение закупок и документации прямо в сервисе (внутренняя CRM);
  • Только нужная аналитика — по тендерам, конкурентам, заказчикам;
  • Возможность сопровождения специалистом, который поможет не только в подготовке и подаче заявки, но и при согласовании и заключении контракта. Стоимость услуги — от 2 000 рублей, без процентов с победы.
Читайте также:  Сколько стоит подтверждение форс-мажора по внутрироссийским контрактам: новый приказ тпп

Внесены поправки в бюджетное законодательство, которые негативно повлияют на концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, МЧП

15 октября 2020 года вступили в силу поправки в п. 9 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 15.10.2020 № 327-ФЗ. Эти изменения существенно негативно повлияют на заключение и исполнение концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, МЧП.

Что изменилось, как обосновывались и принимались поправки?

Подробнее

По ранее действовавшему регулированию, предусмотренному в положениях Бюджетного кодекса РФ о предоставлении субсидий, заключение соглашений о ГЧП, МЧП, концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществлялось в случаях, предусмотренных (в зависимости от уровня заключения соглашения) решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в определяемом ими порядке.

По новому регулированию в дополнение к этим требованиям заключение таких долгосрочных соглашений о ГЧП, МЧП, концессионных соглашений будет осуществляться в объеме затрат, подлежащих возмещению по Закону о ЗПК[1].

Судя по пояснительной записке к законопроекту, такие последствия не предполагались. Так, в пояснительной записке отмечается, что «изменения в ст.

78 Бюджетного кодекса РФ исключат необходимость принятия отдельного решения Правительства РФ в целях заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам в рамках исполнения соглашений о ЗПК, заключенных в соответствии с Законом о ЗПК.

  Для заключения долгосрочных соглашений о предоставлении субсидий в рамках соглашений о ЗПК принятие отдельного решения Правительства РФ, определяющего распределение объемов субсидий по годам, нецелесообразно, так как Правительство РФ утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания инфраструктуры в рамках соглашений о ЗПК, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным на указанные цели»[2].

Такая цель, отраженная в законопроекте, логична и допустима, однако должна была быть реализована иным способом. С учетом пояснительной записки представляется, что при формировании текста законопроекта возникла ошибка, которая должна быть устранена.

Тем не менее, формулировки поправок таковы, что они распространяются и на долгосрочные соглашения о ГЧП, МЧП, концессионные соглашения. Отметим, что законопроект был принят в рекордно короткие сроки – прошло менее месяца между датой внесения законопроекта в Государственную Думу РФ и датой вступления в силу закона.

Изменение условий контракта по 44-ФЗ: алгоритм действий

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Несущественные условия контракта по 44-ФЗ
  • Как изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения
  • Существенные условия контракта по 44-ФЗ
  • Можно ли изменить существенные условия контракта по 44-ФЗ
  • Как происходит изменение цены контракта по 44-ФЗ
  • Примеры из судебной практики

В целом изменение условий контракта по 44-ФЗ законом не предусмотрено. Однако существуют два специальных правила, позволяющие это сделать. Именно на них нужно опираться при желании внести коррективы в уже подписанный договор.

Лояльнее закон относится к изменениям несущественных условий, в то время как изменение важных критериев регламентировано жестче. В каких случаях возможно инициировать процедуру изменения условий контракта и что при этом нужно учитывать, читайте в нашем материале.

Несущественные условия контракта по 44-ФЗ

Нередко в договор приходится вносить изменения, которые не могут повлиять на итог выполнения работ. Закон 44-ФЗ обозначает такие действия как корректировку несущественных положений.

В законе 44-ФЗ жестко зафиксированы правила для внесения поправок в наиболее значимые пункты соглашения. Но возникают сложности, когда во время выполнения обязательств по договору одному из участников приходится прибегнуть к изменению несущественных условий контракта по 44-ФЗ.

Дело в том, что в данном федеральном законе и ГК РФ нет объяснения, что именно входит в понятие несущественных положений.

Согласно главе 28 ГК РФ, речь идет о параметрах, которые не могут значительно сказаться на данном виде сделки и не предполагают получения согласия обоих участников соглашения.

Получается, что после внесения подобных поправок по контракту ТРУ должны быть предоставлены на изначально запланированных условиях.

Принцип изменения условий контракта по 44-ФЗ зависит от конкретного этапа сделки. Именно на этом вопросе остановимся в следующем разделе.

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения

  1. Этап заключения.

    jpg»>

    Если поставщик хочет изменить несущественные положения договора, ему необходимо подготовить протокол разногласий с указанием причин для подобных действий.

    Допустим, организация снимает помещение, находящееся по новому адресу, а значит, реквизиты нужно исправить.

    Если для проведения тендера была выбрана электронная форма, то передача протокола разногласий поставщиком осуществляется через ЭТП. В случае, когда заказчику нужно исправить несущественные положения, он отзывает бумаги для доработки, после чего еще раз отправляет продавцу.

    Протокол, контракт после доработки обязательно проверяются, чтобы не допустить случайного нарушения закона, позволяющего проводить лишь незначительные изменения условий государственного контракта по 44-ФЗ.

    После предоставления исполнителем указанного выше протокола заказчик исправляет текст и отдает документ на подпись второй стороне.

    Как показывает практика, при обнаружении незначительной неточности лучше просто подписать бумаги. Правда, в некоторых случаях ошибка может сильно сказаться на итоге работ по договору, кроме того, при ее обнаружении проверяющие выпишут штраф. Избежать этого позволяет протокол разногласий, своевременное исправление договора.

    Согласно закону, спецификация может быть изменена, например, если требуется устранение технической ошибки при расчетах, когда соглашение уже попало в реестр контрактов. Стороны обнаруживают неточность, регистрируют договор в ЕИС, подготавливают дополнительное соглашение, в котором фиксируют новые условия.

  2. Этап исполнения.

    На данном этапе используется уже описанный выше подход. Порядок изменения условий контракта по 44-ФЗ требует составления уведомления, оценки предложений стороны, которая не согласна с актуальным текстом документа, подготовки дополнительного соглашения.

    Заказчик со своей стороны обязан составить акт корректировки и разместить его в ЕИС.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ не устанавливает, какие именно условия договора относятся к существенным, – необходимые сведения можно найти в ст. 432 ГК РФ.

Последняя фиксирует, что существенными являются условия о предмете соглашения, а также положения, признанные законом либо другими действующими правовыми актами существенными/необходимыми для контрактов данного вида.

Кроме того, к данной категории относятся условия, при изменении которых необходимо получить согласие второй стороны.

Иными словами, существенными считаются условия, за счет которых договор получает юридическую силу и по которым стороны должны изначально договориться.

Часть 1 ст.34 закона 44-ФЗ устанавливает, что при заключении договора отталкиваются от положений, зафиксированных в извещении о закупке, тендерной документации, заявке исполнителя и его окончательном предложении. Отметим, что все они считаются существенными условиями договора.

В пункте 2 письма Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г. подчеркнуто, что закон 44-ФЗ не позволяет понять, какие пункты договора относятся к существенным. В ст. 34 данного ФЗ перечислены обязательные условия предоставления ТРУ в рамках закупки.

Любая деятельность в сфере закупок осуществляется с учетом как закона 44-ФЗ, так и положений Гражданского кодекса РФ. Поэтому при подписании договора по 44-ФЗ в него вносят обязательные условия из ст. 34 данного нормативного акта, а также опираются на требования ГК РФ. Последние во многом зависят от предмета закупки.

Не желая попасть в неприятную ситуацию, заказчики иногда обозначают в контракте перечень условий, не поддающихся изменениям в процессе предоставления ТРУ, так как являются существенными.

Можно ли изменить существенные условия контракта по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ отсутствует возможность изменения таких условий контракта. Но в ст.

95 закона 44-ФЗ названы ситуации, в которых единый принцип может быть нарушен при достижении договоренности между сторонами соглашения.

Оговоримся, что поправки допустимы, если заказчик заранее указал подобный вариант развития событий в документации.

Могут быть изменены такие условия:

  • цена договора при наличии согласия сторон, сохранении объема, качества ТРУ и отсутствия поправок в других положениях;
  • стоимость контракта, когда объем предоставляемых ТРУ исправляется максимум на 10 %;
  • цена соглашения, при условии, что регулируемые тарифы оплаты газа, света, воды, теплоснабжении выросли/упали;
  • стоимость, объем ТРУ, сроки предоставления услуг, если сокращены лимиты, выделенные госучреждению для осуществления закупочной деятельности;
  • цена договора после корректировки перечня услуг, когда речь идет об оказании медицинских услуг россиянину за пределами страны;
  • объем ТРУ на сумму в пределах разницы между ценой выигравшего участника и НМЦК, если в документации по закупке было указана подобная возможность;
  • качество, технические характеристики, функционал товара, при условии, что данные показатели будут изменены в лучшую сторону.

Важно! Названные изменения условий контракта по 44-ФЗ не допускаются на стадии подписания бумаг. Чтобы исправить договор по одному из указанных пунктов, необходимо подписать дополнительное соглашение.

Изменение цены контракта по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ позволяет назначить новую цену договора в ряде случаев:

  • При подписании соглашения с иностранной организацией, по которому гражданину РФ будут предоставляться медицинские услуги за пределами страны. Тогда цена может измениться в любую сторону при наличии соответствующих медицинских показаний. Отметим, что данную возможность нужно изначально зафиксировать в договоре.
  • При наличии соответствующего решения Правительства РФ, если цена контракта, целью которого является обеспечение федеральных нужд в течение минимум 3 лет, равна либо превышает установленный Правительством РФ предел в 10 миллиардов рублей. При этом работа по соглашению является невозможной по независящим от его участников обстоятельствам без поправки условий.
  • На основании решения высшего исполнительного органа региональной власти, если для обеспечения нужд субъекта был заключен контракт на 3 года и более, а его цена составляет или превышает размеры, зафиксированные на правительственном уровне. Такая максимальная сумма составляет 1 млрд рублей. Кроме того, без изменения условий контракта по 44-ФЗ его исполнение невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
  • После решения городской администрации, когда для обеспечения муниципальных нужд заключен договор на год и более, а его цена равна или выше 500 миллионов рублей, что является предельным порогом, установленным Правительством РФ для такого типа контрактов. В данном случае работы по соглашению также должны быть неосуществимы без изменения условий по причине обстоятельств, на которые стороны не могут повлиять.
Читайте также:  Какой договор заключить с агентом по страхованию?

Примеры из судебной практики

Пример 1.

Заказчик и продавец оформили дополнительное соглашение, чтобы поднять цену договора на 10 %. Данные действия оказались расценены как нарушение, после чего заказчик был привлечен к административной ответственности по ч.

5 ст. 7.32 КоАП РФ и должен был выплатить 1 млн рублей в виде штрафа. Проверяющие посчитали недопустимым, что такие изменения условий контракта по 44-ФЗ привели к дополнительному расходованию свыше 900 000 рублей из бюджета.

Покупатель не согласился с таким решением и обратился в суд. Последний встал на сторону заказчика, отметив, что цена договора изменилась не более чем на 10 % от изначально установленной суммы.

Также необходимость выполнения дополнительных работ была согласована сторонами, после чего все необходимые услуги были оказаны. Иными словами, требование пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 44-ФЗ не нарушено (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 г. № Ф04-7084/2017).

Пример 2.

Достаточно часто в практике госзакупок встречается ситуация, когда исполнитель выполняет дополнительные работы, не подписав дополнительного соглашение к контракту, при этом сумма превышает 10 % от цены договора. После чего он обращается к покупателю с требованием оплаты. Однако пока отсутствуют изменения условий контракта, по 44-ФЗ у заказчика нет оснований платить продавцу.

Был подписан муниципальный контракт, по которому исполнитель должен был построить объект.

Подрядчик указал, что проект не соответствует сметной документации, так как были произведены дополнительные работы, которые изначально не предполагались договором, в результате увеличились срок и его стоимость.

Поэтому исполнитель направил заказчику предложение о заключении дополнительных соглашений, по которым продляется срок на выполнение работ и цена возрастает примерно на 15 %.

Заказчик подписал только соглашение об увеличении цены на 10 %. Так как исполнитель выполнил больший объем работ, он направил жалобу в суд.

Однако он получил отказ суда, поскольку оказывал услуги без соответствующего документального обязательства.

Исполнитель не смог доказать, что выполнение таких работ не могло быть отложено и он действовал в интересах охраняемого публичного интереса, а у заказчика отсутствуют претензии по объему и качеству работ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 г. № Ф01-1334/2017).

Поправки в Бюджетный кодекс РФ прошли второе чтение

Госдума приняла во втором, основном, чтении поправки в Бюджетный кодекс. Законопроект, в частности, должен закрепить полномочия правительства РФ по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без изменения закона о федеральном бюджете по согласованию со специальной парламентской комиссией, сообщается на сайте нижней палаты российского парламента.

«Ранее эти нормы были приняты нами как временные меры на период борьбы с пандемией, чтобы дать правительству возможность действовать в этих условиях максимально оперативно», — отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, этот законопроект даст правительству возможность максимально оперативно принимать решения в интересах граждан, но Государственной думе необходимо обеспечить в этом вопросе контроль.

Среди прочего речь идет о перераспределении до 10% средств на реализацию госпрограмм (между программами, структурными элементами и годами), уточняется в сообщении Думы.

Предполагается сделать постоянным право использовать средства Фонда национального благосостояния сверх объема, заложенного в федеральном бюджете, если цены на нефть упали ниже базового уровня. В материале ТАСС на эту тему также сообщается, что во втором чтении одобрена норма о повышении порога ликвидной части ФНБ, сверх которого средства могут инвестироваться, с 7% до 10% ВВП.

Поправки также корректируют отдельные нормативы зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ и регулирует межбюджетные отношения. Устанавливается дополнительное регулирование правил предоставления субсидий юрлицам.

«Кроме того, законопроект предусматривает закрепление принципа участия граждан в бюджетном процессе, который означает, в частности, обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления проводить публичные слушания или общественные обсуждения проектов бюджетов в сроки, позволяющие учесть при подготовке проектов законов о бюджете результаты проведенных публичных слушаний или общественных обсуждений. Этот принцип также закрепляется с целью разработки и реализации государственных и муниципальных программ с учетом мнения граждан», — говорится в сообщении Госдумы.

По информации ТАСС, законопроект также предполагает меры по дальнейшему стимулированию деофшоризации в РФ: в качестве дополнительных ограничений на предоставление господдержки юридическим лицам в форме субсидий и бюджетных инвестиций сокращается с 50% до 25% возможность прямого или косвенного (через третьих лиц) офшорного владения. Минфину предоставляются полномочия по утверждению перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в РФ.

В редакции, принятой во втором чтении, уточняется, что при расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юрлиц не учитываются прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в РФ, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юрлиц лиц, реализованное через участие в капитале этих ПАО.

Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств

Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств в общем случае является незаконной процедурой, однако легализация подобных правоотношений в некоторых случаях возможна, с учетом толкования норм бюджетного законодательства РФ. Рассмотрим, каким образом заключение контрактов без лимитов может быть осуществлено учреждениями бюджетной системы.

Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств?

Лимит бюджетных обязательств — финансовый параметр, который устанавливается только для казенных учреждений. Он представляет собой право учреждения на расходование определенного объема получаемых от распорядителя бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).

Автономные и бюджетные организации осуществляют деятельность вне соответствующего лимита, и потому могут свободно заключать любые контракты, если это позволяют им сделать имеющиеся финансовые ресурсы — представленные, к примеру, средствами, заработанными в ходе коммерческой деятельности.

Порядок доведения лимита бюджетных обязательств до казенных учреждений определяется:

  • приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н — при исполнении федерального бюджета;
  • нормами региональных либо муниципальных нормативных актов — при исполнении бюджетов на соответствующих уровнях.

Можно отметить, что лимит считается доведенным до казенного учреждения уже в момент получения им расходного расписания от распорядителя — то есть еще до принятия учреждением сметы бюджетных расходов в соответствии с лимитами (которая должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания).

Казенное учреждение не вправе заключать контракты, превышающие лимиты бюджетных обязательств. В противном случае учреждение может быть оштрафовано на основании ст. 15.15.10 КоАП РФ с аннулированием через суд контрактов, заключенных с превышением лимита (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, принятие казенным учреждением обязательств в случае выработки лимита на текущий год в общем случае признается незаконным. Однако с учетом специфики толкования норм бюджетного законодательства в принципе возможны варианты законного вступления учреждения в соответствующие правоотношения даже при выработке имеющегося лимита. Рассмотрим их.

Как легально заключить контракт без лимитов?

Лимиты, отраженные в расходных расписаниях от распорядителей бюджетных средств, в общем случае доводятся до получателей бюджетных средств (в данном случае — казенных учреждений) до начала финансового года.

Внесены поправки в БК РФ в части совершенствования межбюджетных отношений по инициативе Минфина

Внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений по инициативе министерства финансов России, сообщили в Минфине.

С 2019 года правительство России проводит работу по повышению прозрачности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, ускорению доведения средств до регионов.

В результате 94% от общего количества межбюджетных трансфертов были распределены в конце 2019 года в законе о бюджете.

Для своевременного расходования средств регионами еще до начала года были заключены соглашения по большей части из них — 99,7% от общего количества по субсидиям и порядка 80% — по иным межбюджетным трансфертам.

Формально же действуют другие сроки заключения соглашений: для субсидий в Бюджетном кодексе установлен срок — 15 февраля, а требование по иным межбюджетным трансфертам ежегодно определяется законом о бюджете — 1 апреля.

«Мы подготовили поправки, которые закрепляют в Бюджетном кодексе ускоренные сроки заключения соглашений по субсидиям и иным межбюджетным трансфертам — до 1 января. Поправками также фиксируются сроки распределения иных межбюджетных трансфертов. За редким исключением они должны распределяться до 1 января.

Читайте также:  Сдайте отчётность с помощью специалистов

Распределение межбюджетных трансфертов и заключение соглашений по ним до начала очередного финансового года обеспечит максимально справедливое, прозрачное и ускоренное доведение средств до регионов и позволит минимизировать риски неопределенности при формировании бюджетов субъектов РФ», — отметил министр финансов РФ Антон Силуанов, комментируя предлагаемые изменения в Бюджетный кодекс.

Такой порядок не будет распространяться на иные межбюджетные трансферты, предоставление которых осуществляется за счет остатков бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на начало текущего финансового года, и ряд других случаев.

Поправками предусмотрен порядок оперативного перераспределения объемов иных межбюджетных трансфертов, не востребованных при заключении соглашений.

«Экономия будет направляться в резервный фонд правительства РФ для оказания финансовой помощи региональным бюджетам. Это механизм оперативного перераспределения средств помощи регионам с учетом текущей ситуации, национальных приоритетов, возможностей регионов по софинансированию», — подчеркнул министр.

Еще одна поправка, особенно важная для регионов: уровень софинансирования мероприятий госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» из федерального бюджета будет приравнен к софинансированию по нацпроектам.

«По факту речь идет о дополнительной поддержке инициативных проектов на местах: обустройства зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, велосипедных дорожек и автомобильных парковок», — сказал Антон Силуанов.

В поправках предусмотрен еще целый ряд инициатив в части повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и повышения качества планирования расходов, которые в комплексе позволят региональным властям достигать более высоких результатов на местах. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс приняты Госдумой в третьем чтении.

ВС: Административная ответственность за изменение госконтракта начинается с момента оплаты по нему

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 306-ЭС19-26558 по делу об оспаривании решения антимонопольной службы о привлечении общества к административной ответственности за изменение условий госконтракта.

В сентябре 2017 г. ООО «Строительная компания Сибирь ИнвестСтрой» и филиал ФГКВОУ «Военная академия материально-технического обеспечения обороны РФ» Минобороны в г. Вольске заключили государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту здания для нужд заказчика.

Спустя двадцать дней стороны подписали дополнительное соглашение об увеличении стоимости контрактных работ. В декабре 2018 г. ФАС России пришла к выводу, что эти действия неправомерно повлекли дополнительное расходование бюджетных средств, и оштрафовала общество на 445 тыс. руб. по ч. 5 ст. 7.

32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» КоАП РФ.

Строительная компания оспорила постановление антимонопольного органа в арбитражный суд, требуя прекратить производство по административному делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и отсутствием события правонарушения.

Суды трех инстанций удовлетворили требования заявителя. При этом они отметили, что заключение допсоглашения к госконтракту привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, поэтому в действиях общества имелся состав административного правонарушения по вменяемой ему статье КоАП.

В то же время суды признали незаконным оспариваемое постановление антимонопольного органа с учетом того, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения истек на момент вынесения антимонопольным органом такого постановления.

При этом суды исходили из того, что срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с даты заключения дополнительного соглашения к контракту – то есть момента изменения условий контракта.

Впоследствии ФАС России обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

После изучения материалов дела № А55-177/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС подтвердила, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в том числе в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.32 КоАП РФ) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 Кодекса).

«Исчисляя срок давности привлечения общества к административной ответственности с даты заключения дополнительного соглашения от 28 сентября 2017 г. № 1 к контракту – момент изменения условий контракта, суды не учли, что, исходя из диспозиции ч. 5 ст. 7.

32 КоАП РФ, на дату подписания дополнительного соглашения к контракту отсутствовал такой квалифицирующий признак объективной стороны противоправного деяния, как дополнительное расходование денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а следовательно, на дату подписания дополнительного соглашения к контракту отсутствовал состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ», – отметил ВС.

Как пояснил Суд, пока не произошло дополнительного расходования бюджетных средств, само по себе изменение условий контракта не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного вышеуказанной статьей.

В рассматриваемом случае срок давности привлечения общества к административной ответственности за вмененное правонарушение исчислялся с момента оплаты работ по допсоглашению к госконтракту, и он не истек на дату вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления.

Таким образом, Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва пояснила, что выводы Судебной коллегии касаются определения правильности исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности: «Поводом для судебных баталий стал вопрос: с какого момента исчислять срок давности привлечения к административной ответственности? (это один год со дня совершения административного правонарушения)».

По словам эксперта, в практике нет единства по этому вопросу – часть судов отсчитывает срок с момента заключения допсоглашения к контракту, другая часть – с момента фактической оплаты. «При первом варианте расчета вполне может оказаться, что годичный срок давности пропущен.

В этом случае ВС, формируя единую судебную практику, фактически поставил точку в этом вопросе. Для того чтобы проанализировать выводы Суда, нужно учитывать объективную сторону административного правонарушения.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие трех элементов объективной стороны правонарушения: 1) противоправное деяние, выразившееся в изменении условий контракта, в том числе увеличение цены при отсутствии в федеральном законе разрешения; 2) дополнительное расходование бюджетных средств; 3) причинная связь между указанным нарушением и дополнительным расходованием бюджетных средств», – пояснила Ольга Рогачёва.

Юрист BGP Litigation Антон Селиверстов полагает, что суды трех инстанций верно признали постановление антимонопольного органа незаконным. «Тем не менее Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ справедливо обратила внимание, что логика, положенная в основу принятых судебных актов, неверная», – отметил он.

По словам эксперта, действительно, буквальное толкование ч. 5 ст. 7.32 КоАП позволяет прийти к выводу, что этот состав правонарушения является не формальным, а материальным, то есть требует установления последствий.

«В данном случае срок привлечения к административной ответственности отсчитывается с момента совершения действия, то есть заключения соглашения об изменении условий контракта, но ответственность по ч. 5 ст. 7.

32 КоАП возникает только в случае расходования дополнительных бюджетных средств, то есть их перевода исполнителю по контракту. В отсутствие последствия нет и нарушения, – полагает юрист. – Тем не менее, по общему правилу, изменение условий контракта недопустимо.

В связи с этим Арбитражному суду Самарской области необходимо учесть, что существует другой – формальный – состав, предусматривающий ответственность за изменение условий контракта без установления последствий, – ч. 4 ст. 7.32 КоАП».

Именно поэтому, подчеркнул эксперт, признаки нарушения в действиях ООО «Строительная компания Сибирь ИнвестСтрой» все же имеются, но антимонопольный орган неправильно квалифицировал нарушение, и срок привлечения к административной ответственности истек. «В связи с этим постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене», – резюмировал Антон Селиверстов.

Управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин отметил, что в рассматриваемом споре Верховный Суд решил «зацементировать» позицию, согласно которой срок давности привлечения к ответственности по ч. 5 ст. 7.

32 КоАП РФ исчисляется с момента оплаты по допсоглашению к контракту, а не с даты заключения такого документа. «Нельзя сказать, что он открыл в этом отношении Америку, ведь эта позиция далеко не нова.

По крайней мере, Арбитражный суд Московского округа регулярно применяет такой способ исчисления (в делах № 40-304195/2018, А40-304242/2018). Почти наверняка в других регионах встречаются «разовые акции», когда срок считается с даты заключения допсоглашения.

Но, раз это только сейчас дошло до ВС, значит арбитражные суды округов успешно справлялись со своей работой», – полагает он.

По словам эксперта, соглашаться с таким исчислением срока давности или нет – дело каждого. «Все-таки не совсем логично считать срок давности с момента оплаты, поскольку к ответственности привлекают за изменение условий государственного контракта, а расходование бюджетных средств – это всего лишь последствия.

Не будь этих последствий, действия надлежало бы квалифицировать по ч. 4 или 4.1 ст. 7.32 КоАП, поскольку квалифицирующий признак в виде расходов бюджета отсутствовал бы.

Однако этот судебный акт можно оценить скорее позитивно, чем негативно, ведь теперь организации будут вправе рассчитывать на то, что в отношении их тоже будет применен такой способ исчисления срока давности, как в данном деле», – заключил Василий Ваюкин.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *