Постановление 9 от 14 января 2022 года — запреты на госзакупки иностранных товаров

01 Сентября 2021 00:00 01 Сен 2021 00:00 |

Правительство установило запрет на закупках госорганов для зарубежных
серверов, ПК, ноутбуков и планшетов. Обойти его теперь можно только через получение прямого разрешения в Минпромторге.

Для множества других категорий импортного «железа» правила
участия в гостендерах также ужесточились.

Если хотя бы одно предложение
подрядчика содержит российскую технику, госзаказчик обязан закупить именно ее.

Госорганы больше не смогут закупать для своих нужд зарубежное
«железо», относящееся к основным видам вычислительной техники (код 26.20). Соответствующее
постановление №1432 по предложению Минпромторга утвердило Правительство России
28 августа 2021 г. Документ появился на портале публикации правовых актов 31 августа.

Постановление вносит изменения в постановления Правительства
№ 616 от 30 апреля 2020 г.

«Об установлении запрета на допуск промышленных
товаров, происходящих из иностранных государств, для закупок для
государственных и муниципальных нужд…» и № 818 от 10 июля 2019 г.

«О мерах
стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при
осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».

Теперь запрет на госзакупках (по ФЗ-44) вводится в отношении
импортных ПК, ноутбуков, планшетов, карманных компьютеров («в том числе
совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные
книжки»), серверы. Кроме того под запрет попала техника из других кодов
классификации, напосредственно к вычислительной технике не относящаяся: интегральные
схемы, карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) и светильники.

Власти запретили госорганам закупать зарубежные серверы и ПК, введя жесткие ограничения для прочего импорта

В отношении остальной электроники госзаказчики будут обязаны
применять правило «второй лишний». Как поясняет Минпромтог, оно подразумевает,
что заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых
предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с
предложением поставить отечественную электронику.

В частности, под такие ограничения по линии вычислительной
техники попадают мониторы, кассовая техника подключаемая к ПК или сети передачи
данных, многофункциональные копирующе-сканирующие устройства.

Из других
категорий запрет распространяется на коммуникационное оборудование,
охранно-пожарные сигнализации, звуковую, навигационная и измерительная
аппаратуру, томографы, рентген-аппараты, эндоскопические комплексы,
электрокардиографы и пр.

Как было раньше: «третий
лишний»

Как пояснила CNews Светлана Легостаева, гендиректор консорциума «Вычислительная
техника», учредителями которого выступают компании «Аквариус», «Деловой офис» (iRu), «Депо», «Крафтвэй», «КНС групп» (Yadro) и др., чье мнение Минпромторг учитывал при
разработке поправок, ранее постановлением № 878 устанавливалось правило «третий
лишний».

Эксперты подвели итоги в области ИБ и сделали прогноз на 2022 г.: в тренде будет гибридная работа

ИТ в госсекторе Постановление 9 от 14 января 2022 года — запреты на госзакупки иностранных товаров

В соответствии с ним, продукция, на которую не распространялся
прямой запрет, могла беспрепятственно участвовать в госзакупках за исключением
лишь тех случаев, когда в заявках претендентов не появлялось не менее двух предложений
о поставке российского «железа», причем разных марок.

Примечательно, что действие правила «третий лишний» в
соответствии с постановлением № 878 должно было прекратить свое действие с 1
сентября 2021 г., развязав руки госпоставщикам импотра. Новое постановление
подоспело очень вовремя — российский рынок его очевидно ждал.

Обоснование обхода
запрета — теперь только через Минпромторг

Еще один важнейший момент, на который указывает Легостаева,
ужесточение процедуры обоснования невозможности госзаказчиками соблюсти запрет
на закупку иностранной техники.

Если раньше такое обоснование можно было просто
разместить в закупочной документации (указав, например, на отсутствие
отечественного оборудования требуемых характеристик), то теперь аргументировать
склонность к импорту придется непосредственно в Минпромторге, получив от министерство прямое разрешение.

Жесткая позиция
Минпромторга

«Этот акт — логическое продолжение жесткой политики
импортозамещения, которую ведет Минпромторг, — говорит заместитель министра
промышленности и торговли Василий Шпак.

— Акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление, но в итоге нам
удалось это сделать.

В дальнейшем мы будем продолжать усложнять закупки
иностранной электроники на регулируемом рынке, когда есть российский
функциональный аналог».

Денис Воейков

Закупка иностранных товаров для государственных нужд: новые запреты и ограничения 2020

Несмотря на свирепствующий коронавирус, Правительство РФ не забывает уделять внимание обеспечению экономической безопасности государства и поддержке отечественных производителей.

В связи с чем оно обновило ограничения (запреты) по иностранным товарам и работам в сфере госзакупок. В последний день апреля 2020 были выпущены сразу 2 постановления, уточняющих требования к продукции, закупаемой по гос. и муниципальным заказам, гособоронзаказам.

Расскажем подробнее о новых правилах 2020 закупки иностранных товаров для государственных нужд.

Также смотрите:

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616

  • Этот документ утверждает новый Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), которые запрещено закупать для государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).
  • Также Постановлением № 616 предусмотрены ограничения на приобретение по госконтрактам работ и услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, если данные работы (услуги) приобретают для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • В Перечень включены 153 вида товаров, указанных в соответствии с кодами ОКПД 2.
  • Также в документе предусмотрены отдельные исключения в части запретов. Они могут быть применены, если:
  • на территории РФ отсутствует производство требуемого товара (речь идет о полном отсутствии, а не о недостаточном количестве производимого товара);
  • приобретается только 1 единица товара стоимостью не более 100 000 руб. или партия товаров, суммарная стоимость которой менее 1 000 000 руб.;
  • нужно обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с товарами, которые уже использует заказчик;
  • приобретаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком;
  • закупку делает ФСБ, ФСО, СВР России, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента;
  • закупку производит ФСО в целях реализации мер по госохране, а также приобретение транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Продукция (товар) считаются произведенными на территории РФ или на территории государства – члена ЕАЭС при наличии сведений о них в Реестре российской промышленной продукции либо в Реестре евразийской промышленной продукции.

Выписку из соответствующего реестра, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719), участник торгов на заключение госконтракта должен предоставить в составе заявки. Информацию о реестровых записях о товаре также включают в контракт.

ВАЖНО!

Не могут быть предметом одного контракта товары, включенные в Перечень и не включенные в него.

При исполнении контракта замена товаров, указанных в Перечне, на промышленные товары, входящие в запретительный список, недопустима.

Национальный режим в закупках в 2021 году. Полный перечень запретов, ограничений, преференций

  • 1
  • Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечни, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
  • — содержат предложения о поставке медицинских изделий российского происхождения;
  • — не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинских изделий одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
  • А для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, кроме двух вышеуказанных критериев, заявки должны дополнительно:
  • — содержать предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967;

— содержать предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

  1. Для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящей из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в каждый из конкретных Перечней и не включенные в него.
  2. Отклонению подлежит заявка, в которой содержится предложение о поставке товаров иностранного государства, кроме:
  3. — товаров произведенных на территории Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии;
  4. — случаев, когда подано менее 2-х заявок конкурентов, которые содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечни одновременно:
  5. а) содержащих предложения о поставке медицинских изделий российского происхождения;
  6. б) содержащих предложения о поставке одного и того же вида медицинских изделий от разных производителей;
  7. Для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков предложение о поставке товаров дополнительно должно:
  8. в) иметь подтверждение соответствия процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967;

г) иметь документ, подтверждающий соответствие производства товара требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования»

Для подтверждения соответствия предлагаемого товара ограничениям, установленным заказчиком, участник закупки должен в составе заявки обязательно не просто продекларировать страну происхождения товара, но и предоставить следующие документы:

Читайте также:  Недвижимость - все услуги нотариуса

— сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза по форме СТ-1. В России этим органом является Торгово-промышленная палата РФ;

— для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков дополнительно предоставляется акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, подтверждающий процентную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции и документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

  • Заказчик вправе закупать отдельные виды медицинских изделий, включенные в Перечни иностранного происхождения, если:
  • — закупка проводится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
  • — товар закуплен в рамках реализации:

программы приграничного сотрудничества «Карелия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Карелия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Коларктик», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Коларктик» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Юго-Восточная Финляндия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Латвия», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Латвия» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Литва», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Литва» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Польша», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Польша» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Варшаве 29 декабря 2017 г.;

программы приграничного сотрудничества «Россия — Эстония», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Россия — Эстония» на период 2014 — 2020 годов, подписанным в г. Москве 29 декабря 2016 г.;

программы трансграничного сотрудничества «Интеррег.

Регион Балтийского моря», порядок реализации которой предусмотрен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014 — 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение), подписанным в г. Брюсселе 30 января 2018 г.

Постановление Правительства РФ

 от 05.02.2015 № 102

Особенности применения постановлений 616 и 617 с 1 мая 2020 года

С 1 мая 2020 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.04.

2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» КОТОРЫМ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕ РАНЕЕ ПРИНЯТЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ЗАПРЕТАМ НА ДОПУСК ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ

  • — товары легкой промышленности
  • — товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности
  • — товаров станкоинструментальной промышленности

— товары машиностроения (за исключением автомобильной продукции, указанной в пунктах 73 — 75, 83 и 109 — 112 (запреты на которые до 1 июля 2020 г. будут продолжать действовать в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656″)

  1. Таким образом, обращаем внимание заказчиков, что с 1 мая 2020 года утратили силу следующие постановления:
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 1119 «Об ограничениях допуска оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г.

N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», в перечне отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения исключены пункты 1 — 13, 27 — 32, 34 — 53(1). То есть по товарам, указанным в данных пунктах постановления N 656, запрет с 1 мая 2020 устанавливается не по постановлению N 656, а по постановлению 616 (в случае их наличия в перечне 616).

По товарам, указанным в пунктах 7375, 83 и 109112постановления N 656 необходимо продолжать устанавливать до 1 июля 2020 г запрет по постановлению 656.

При этом, при применении постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:

1) запрет не устанавливается в следующих четырех случаях:

а) наличие у заказчика разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, полученного им с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

б) если закупается одна единица товара со стоимостью не более 100 тыс. рублей, и если закупается несколько таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня);

в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 перечня);

г) закупка запасных частей и расходных материалов к станкам, указаннымм в пунктах 47 — 51 перечня и используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные станки);

 

Во всех иных случаях заказчики обязаны установить запрет в разделе ГИС РИС «Запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ» и выбрать «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616»

  • 2) запрет нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга
  • 3) Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень.
  • 4) при формировании документации:

— необходимо потребовать в составе 2 части заявки: выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.

  1. — в документации автоматически будет установлено дополнительное требование к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня, заключающееся в использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство — член Евразийского экономического союза (Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов).
  2. — при подготовке ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ и описании объекта закупки (в случае направления заказчиком в Минпромторг запроса для получения такого разрешения и получение заказчиком указанного разрешения, в связи с чем заказчиком не установлен запрет) — характеристики промышленного товара должны быть идентичны характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 постановления 616 (в случае направления заказчиком в Минпромторг запроса для получения такого разрешения и получение указанного разрешения)
  3. 5) при заключении контракта: информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.
  4. 6) при исполнении контракта: участник закупки представляет:
  5. — Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 постановления 616.
  6. 7) При исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне, на промышленные товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не допускается.
Читайте также:  Лимиты бюджетных обязательств в 2022 году: принятие и доведение

8) по автомобильной продукции, указанной в пунктах 73 — 75, 83 и 109 — 112 до 1 июля 2020 г. запрет необходимо будет продолжать устанавливать в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656″ до 1 июля 2020 г.

С 1 мая 2020 года вступило в силу Постановление Правительства   РФ от 30.04.

2020 N 617                                «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств,   для   целей   осуществления   закупок   для обеспечения государственных и муниципальных нужд» которым устанавливается новый перечень   из   174 видов товаров, по которым нужно устанавливать ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА:

  • Подгузники и пеленки детские из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон
  • Блокноты, записные книжки и книги для записей
  • Альбомы и папки с бумагой (включая блоки)
  • Папки и обложки из бумаги или картона
  • Тетради школьные ученические
  • Тетради различного назначения
  • Принадлежности канцелярские прочие из бумаги или картона, не включенные в другие группировки
  • средства моющие и стиральные;
  • цемент.
  • Посуда столовая и кухонная, прочие предметы домашнего обихода и предметы туалета пластмассовые
  • Части ламп и осветительной арматуры, световых указателей и аналогичных изделий пластмассовые
  • Принадлежности канцелярские или школьные пластмассовые
  • Фурнитура для мебели, транспортных средств и аналогичные пластмассовые изделия;
  • Средства индивидуальной защиты прочие, не включенные в другие группировки
  • Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные
  • музыкальные инструменты (22 позиции);
  • спортивный инвентарь (7 позиций) и спортивное нарезное оружие (за некоторыми исключениями).
  • медицинская   мебель,   включая   хирургическую, стоматологическую и ветеринарную (ранее ограничения распространялись только на медицинские функциональные кровати).

ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:

1) При закупке товаров, включенных в Перечень заказчики обязаны установить Ограничения допуска иностранных товаров в разделе ГИС РИС «Запреты на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ» и выбрать «Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617», за исключением случая, если в отношении закупаемого товара установлен запрет на допуск

2) Ограничения нужно устанавливать как при закупке товаров, так и при закупке работ и услуг, если в ходе их выполнения заказчику будет поставлена продукция из перечня.

3) Нельзя объединять в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень. При этом запрещено закупать вместе музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров.

4) При формировании документации: необходимо потребовать в составе 2 части заявки следующие документы: информация о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации,   если   это   предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства   промышленной   продукции   на   территории   Российской Федерации».

  • 5) При рассмотрении заявок на участие: — по аналогии с иными ограничениями допуска по правилу «третий лишний» заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке иностранных товаров, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
  • а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
  • б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя.
  • При этом при отсутствии в составе заявки указанной информации, товар считается товаром иностранного происхождения
  • 6) при заключении контракта: информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара, представленная в составе заявки, включается в контракт.

7) при исполнении контракта: участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной  информационной системы промышленности, или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

8) При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки   в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением,   замена   отдельного вида промышленного товара на промышленный   товар,   страной происхождения которого не является государство — член Евразийского экономического союза, не допускается.

5 актуальных вопросов по Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 (далее – ПП №616) устанавливает запрет на допуск иностранных промышленных товаров для целей осуществления закупок в соответствии с ч.3 ст.14 Закона №44-ФЗ. Коды ОКПД-2 продукции, попавшей под запрет, указаны в соответствующем Перечне, являющемся приложением к ПП №616.             

Товар считается соответствующим требованиям ПП №616, если сведения о нем включены в Реестр российской промышленной продукции (далее – РРПП) или в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС (далее – РПП ЕАЭС).

С 31 августа 2021 года в Перечень ПП №616 включена часть радиоэлектронной продукции (некоторые виды компьютерной техники, светильники и осветительные устройства,  интегральные схемы и др. – пункты 25 1 – 25 7 Перечня).

Эта продукция считается российской, если сведения о ней включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП).

Не тратьте время на постоянное изучение законодательства, воспользуйтесь программой Эконом-Эксперт.Онлайн, которая проверяет закупки на 17 нормативных актов, включая нац.режим

https://www.youtube.com/watch?v=YwucD44J1jc

Подтверждающими документами, которые должен предоставить участник  в составе заявки, по промышленным  товарам является выписка из РРПП или РПП ЕАЭС, а по радиоэлектронике – декларация о включении поставляемой продукции в ЕРРРП.

В данной статье рассмотрены некоторые случаи из административной практики, относящиеся к применению ПП №616 в 2021 году.

1. Если закупаемый товар включен в Перечень ПП №616, запрет на допуск иностранной продукции не устанавливается в случаях-исключениях, перечисленных в п.3 ПП №616

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 августа 2021 г. N 50/06/30471эп/21

Заказчик проводил аукцион на закупку школьной мебели. Начальная (максимальная) цена контракта составила порядка 500,0 тыс. рублей, стоимость единица товара – менее 100,0 тыс. рублей. Заявитель пожаловался в УФАС на несоответствие документации об аукционе требованиям Закона №44-ФЗ.

Комиссия Московского областного УФАС, рассматривая жалобу, установила, что закупаемые товары относятся к ОКПД-2 31.01.1 «Мебель для офисов и предприятий торговли», включенному в Перечень ПП №616.

Но, в соответствии с подпунктом “б” пункта 3 ПП№616 запрет на допуск иностранной продукции не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн.

рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 123, 125 – 127 Перечня ПП №616).

Таким образом, заказчик признан нарушившим ч. 3 ст.14 Закона №44-ФЗ, а действия должностного лица, утвердившего аукционную документацию, – содержащими признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Заказчику, аукционной комиссии, оператору ЭП выдано предписание об устранении допущенных нарушений Закона №44-ФЗ. 

Аукционная комиссия не исполнила выданное предписание и отклонила заявки двух участников, не предоставивших выписки из реестров. Комиссия УФАС в ходе проверки, проведенной по жалобе одного из участников, установила, что заявки отклонены незаконно. Комиссия не должна была учитывать при рассмотрении заявок неправомерно установленный запрет по ПП №616.

В итоге в действиях аукционной комиссии установлено нарушение ч.7 ст. 69, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ, что квалифицировано как административное правонарушение по ч. 7 ст.19.5. КоАП РФ.

Если нужного товара нет в Реестре, установление запрета незаконно. Заказчику необходимо получать разрешение на закупку иностранного товара в Минпромторге РФ

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 3 марта 2021 г. N 50/06/6899ип/21

Заказчик проводил электронный аукцион на закупку автомобильных шин. Выбранный код ОКПД-2 22.11.1 «Шины, покрышки и камеры резиновые новые»” включен в Перечень ПП №616.

В извещении и документации о закупке был установлен запрет на допуск иностранных промышленных товаров в соответствии с ПП №616.

Заявитель пожаловался в УФАС на утверждение заказчиком документации о закупке с нарушениями Закона №44-ФЗ.

Комиссия Московского областного УФАС, проводя проверку,  установила, что товары с указанными в техническом задании характеристиками, отсутствуют в реестре.  На основании абзаца 2 подпункта «а» п.

3 ПП №616 Комиссия сделала вывод о том, что заказчик не должен был устанавливать запрет по ПП №616, а должен был получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара и разместить такое разрешение в составе документации о закупке.   

Читайте также:  В какую налоговую инспекцию необходимо подавать документы на внесение изменений в Устав?

Действия Заказчика в этой части признаны нарушением ч.3 ст.14 Закона №44-ФЗ и содержащими признаки состава административного правонарушения по ч.4.2. ст.7.30 КоАП РФ.

Следует отметить, что в отношении рассматриваемого вопроса сложилась противоречивая практика. Так, Воронежское УФАС в решении от 30.06.

2020 года №036/06/69-746/2020 не усмотрело нарушений Закона №44-ФЗ ни в действиях заказчика, установившего запрет на допуск по ПП №616 при отсутствии закупаемого товара в реестрах, ни аукционной комиссии, отклонившей заявку участника, не предоставившего выписку из реестра.

Поэтому, заказчикам при составлении документации о закупке товаров, включенных в Перечень ПП №616, но которые отсутствуют в реестрах, необходимо изучить и учитывать практику своих региональных УФАС.

2. Запрет по коду ОКПД-2 32.50.50.190 устанавливается только в отношении медицинских масок

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 июня 2021 г. N 50/06/24916эп/21

Заказчик проводил аукцион на закупку генератора электрохирургической системы. Код ОКПД-2 32.50.50.190, указанный в извещении и документации, включен в Перечень ПП №616. Но, в соответствующей строке Перечня указано, что запрет устанавливается только в отношении медицинских масок. 

Комиссия Московского областного УФАС, рассматривая жалобу заявителя, в ходе проверки установила, что запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с ПП №616 Заказчиком установлен неправомерно. Действия Заказчика нарушают  ч. 3 ст. 14  Закона №44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения по  ч. 4.2 ст. 7.30  КоАП РФ. Выдано предписание об устранении нарушений Закона №44-ФЗ.

Респираторы,  соответствующие  

Госзакупкам закрывают заграницу

Правительство обновило порядок допуска иностранной продукции к госзакупкам — теперь вместо режима запретов для продукции легпрома, химпрома и музыкальных инструментов будет работать правило «третий лишний». Речь идет об отказе иностранным поставщикам при наличии двух российских.

Одновременно вводится полный запрет на допуск иностранной продукции для целей защиты обороны и безопасности, куда входят и заказы в рамках госпрограмм.

Последний в основном касается продукции машино-, станко- и судостроения и других отраслей, при этом спецслужбы от этих требований освобождены.

Правительство приняло новый порядок допуска иностранной продукции к госзакупкам. Запрет на ее закупку введен только в целях защиты обороны и безопасности страны и в рамках госпрограмм, а в остальных случаях применяется механизм «третий лишний». Согласно этому принципу, если есть хотя бы два российских поставщика определенного товара, закупка его за рубежом запрещена.

Запрет распространяется в основном на продукцию машиностроения, судостроения, автопрома, станки и мебель. Он касается в том числе закупок иностранных товаров в аренду или лизинг, а также распространяется на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

Собеседник “Ъ” уточняет, что изначально речь шла о том, что постановление о запрете будет распространяться на готовые товары, но, например, для продукции судостроения это не совсем актуально, так как очень редко за границей для государственных нужд закупаются уже готовые суда.

Чаще всего речь идет о конкурсах на строительство, которые могут выигрывать иностранные верфи, поясняет он, отмечая, что строительство ведется за госсредства.

Чтобы прописать требование соответствия 719-му постановлению о локализации в конкурсах госзаказчиков, Минпромторг подготовил проект постановления о типовых условиях контракта (см. “Ъ” от 23 апреля).

При этом подписанное постановление правительства распространяется не только на промышленные товары, указанные в перечне, но и на услуги, а следовательно, выпуск дополнительных документов может и не понадобиться, рассуждает собеседник.

В целом подтверждением происхождения продукции остается соответствие требованиям 719-го постановления о локализации. При заказе одежды, меха, обуви и текстильных изделий также вводится требование использовать материалы из ЕАЭС.

Тот факт, что запрет предлагается распространить на нацпроекты, ранее в Минпромторге объясняли тем, что в них преобладает использование строительно-дорожной техники, стройматериалов и продукции тяжелого машиностроения.

По оценке министерства, спрос на продукцию в рамках нацпроектов составит свыше 1,5–2 трлн руб.

Ограничения на закупки в виде правила «третий лишний» в основном касаются продукции легпрома, в том числе детских товаров, химпрома, а также бурильных машин и музыкальных инструментов. Исключением из правила становятся спортивное оружие, боеприпасы и патроны к нему.

Механизм уже действует, например, в фармотрасли.

При этом запрет на закупки иностранных товаров для обороны и безопасности не будет работать, если необходимый товар не производится в РФ.

В июне 2019 года впервые был запущен автоматический механизм по поиску российского аналога на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), рассказывает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.

По его словам, за полгода было подано более 2,7 тыс. заявок на сумму почти 90 млрд руб., из которых российских аналогов нашлось на 44 млрд руб.

Для подачи заявки любая компания, осуществляющая закупки для госнужд, должна зарегистрироваться в ГИСП.

После отправки заявка поступает на проверку в отраслевой департамент Минпромторга, после чего система автоматически осуществляет поиск по типу оборудования среди российских аналогов.

Российские производители автоматически получают запрос, они должны подтвердить или не подтвердить возможность поставить такой товар, говорит собеседник “Ъ”.

В случае положительного ответа производителя Минпромторг отказывает заказчику в возможной закупке за границей, а в случае отрицательного дает соответствующее разрешение.

Формальный срок рассмотрения и поиска аналогов — более месяца, но по факту он не превышает 12 дней, утверждает собеседник “Ъ”.

Спорные ситуации рассматривает экспертный совет из профильных департаментов Минпромторга, специалистов из отрасли и ассоциаций, добавляет он.

Также запрет на госзаказ не работает, если ведется закупка одной единицы продукции, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., или если общая сумма закупки менее 1 млн руб., за исключением закупок тканей текстильных, текстильных изделий, одежды, меховых изделий и мехов, трикотажа и вязаной одежды, кожи, сумок, чемоданов, обуви, защитной огнестойкой одежды, защитных головных уборов.

Также под запрет не подпадают случаи отсутствия других товаров, имеющих совместимость с используемыми заказчиком (кроме гусеничных тракторов, хлебопекарных неэлектрических печей, оборудования для промышленного приготовления и разогрева пищи, машин для переработки мяса, овощей и теста, а также для производства хлебобулочных изделий), или закупки запчастей и расходников к оборудованию (кроме станков для обработки металлов лазером и другие аналогичного типа, обрабатывающих центров, токарных, восточных и фрезерных металлорежущих, металлообрабатывающих станков, их частей и принадлежностей, станков для обработки камня, дерева и прочих аналогичных материалов).

Кроме того, запрет не распространяется на заказы ФСБ, ФСО, СВР, органов внешней разведки Минобороны, закупки МВД, Росгвардии, управделами президента и главного управления специальных программ президента, за исключением тканей, текстиля, кожи и меха, одежды и обуви, а также оправок для крепления металлов и инструмента, бульдозеров, грейдеров, катков, погрузчиков, одноковшовых экскаваторов, легковых машин, автомобилей для перевозки десяти и более человек, грузовиков, пожарных машин и станков, если закупается одна единица товара стоимостью до 2 млн руб. Без оговорок под ограничения не подпадают заказы ФСО в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД для обеспечения безопасности объектов госохраны.

Источники “Ъ” называют постановление о запрете закупок иностранной продукции «основополагающим».

Фактически все закупки (из перечня товаров) для госпрограмм, нацпроектов, безопасности, которые осуществляют госструктуры, должны будут осуществляться в РФ, поясняют они. Для предприятий сейчас крайне важно подключиться к работе этого огромного рынка сбыта, отмечает источник “Ъ”.

Для этого им нужно привести свою продукцию в соответствие с 719-м постановлением и находиться в реестре российских производителей, а также внести свои данные в ГИСП.

Изначально трансформировать режим запретов в 2019 году поручал вице-премьер Дмитрий Козак, на тот момент курировавший промышленность.

Как сообщал “Ъ” 19 июля 2019 года, первое поручение касалось трансформации «режима запретов» на госзакупки товаров иностранного производства (продукции легпрома и автопрома, спецтехники, трамвайных вагонов, мебели, а также программного обеспечения).

На замену ему предлагалось два варианта — в итоге принятое правило «третий лишний» или механизм ценовой преференции.

В Минпромторге тогда говорили “Ъ”, что в РФ существовали три основные формы поддержки отечественных товаров, работ и услуг.

Это запрет на иностранную продукцию (шесть постановлений правительства), ограничение иностранной продукции по принципу «третий лишний», что, по сути, является запретом на иностранную продукцию при наличии внутренней конкуренции между как минимум двумя товарами российских производителей (шесть постановлений правительства), ценовая преференция для отечественной продукции в виде 15% (приказ Минфина №126Н). Последний механизм предполагает, что, если предложение победителя тендера включает поставку товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, контракт заключается по цене, сниженной на 15%.

В правительстве существовала и конкурирующая идея в виде квот для российской продукции, которую поддерживал нынешний «промышленный» вице-премьер Юрий Борисов. Преференции по идее Минпромторга были нацелены на поддержку спроса на высокотехнологическую продукцию, в том числе предприятий ОПК. Впрочем, идея блокировалась как Дмитрием Козаком, так и регулятором контрактной системы — Минфином.

Ольга Никитина, Анастасия Веденеева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *